- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Конституционно-правовой статус Президента в России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000261 |
Тема: | Конституционно-правовой статус Президента в России |
Содержание
Оглавление Введение ………………………………………………………………..…………….….. 3 Глава 1. Конституционно-правовой статус Президента в России………………….....5 1.1. Статус и требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Российской Федерации …………………………………………………………………………………..……. 5 1.2. Вступления в должность и срок полномочий Президента Российской Федерации………………………………………………………………………….………………10 Глава 2. Содержание полномочий Президента Российской Федерации ……………..13 2.1. Перечень и характеристика полномочий Президента Российской Федерации…………………………………………………………………………..…….………..13 2.2. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации………..……………………………………………………………………………….. 17 Заключение ……………………………………………………………………………….. 25 Список использованной литературы………………..………………………….……….. 27 Введение Тема «Президент Российской Федерации: статус, требования, срок полномочий. Порядок вступления в должность и прекращение полномочий Президента Российской Федерации» является достаточно актуальной на современном этапе особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что институт главы государства имеет важнейшее значение в любой стране. Именно в зависимости от объема полномочий главы государства, системы его избрания и ещё ряда важных характеристик сегодня и производится классификация государств (монархия или республика, абсолютная, дуалистическая или парламентарная монархия, президентская, президентско-парламентская, парламентская республика и т.д.). Без изучения института главы государства невозможно говорить о серьезном исследовании системы государственной и политической власти той или иной страны. Именно в особенностях института главы государства максимально ярко и четко отражается специфика политического режима страны, особенности ее политического и исторического развития, ее политической культуры. Конституция 1993 г. установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства. Поэтому-то анализ института президентства в системе государственной власти России представляет собой актуальное направление в государственно-правовых исследованиях. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти. Исходя из этого, основной целью данной курсовой работы является характеристика правового положения Президента в России. Для достижения этой цели поставлены задачи: исследовать конституционно-правовой статус Президента в России, определить статус и требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Российской Федерации, рассмотреть порядок вступления в должность и срок полномочий Президента Российской Федерации, проанализировать основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Объектом исследования является правовое регулирование деятельности Президента Российской Федерации в системе государственной власти Российской Федерации. Предмет исследования - статус Президента Российской Федерации как комплексное правовое образование. В процессе исследования автор опирался на статьи, монографии и другую специальную литературу, посвященную Президенту Российской Федерации, следующих авторов: С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев, М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына, М.В. Баглай, Е.Ю.Бархатова, Н.В. Витрук и других, а также нормативные правовые акты. Глава 1. Конституционно-правовой статус Президента в России 1.1. Статус и требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Российской Федерации Установление основ статуса Президента Российской Федерации как главы государства начинается со статьи 80 Конституции Российской Федерации.1 Глава государства воплощает собой единство государства и государственной власти в целом, а не той или иной ветви власти. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации. Это очень важная функция, обязывающая его определять в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Он, соответственно, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Власть Президента Российской Федерации ограничивается пределами Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что Президент Российской Федерации действует в установленном ею порядке. Общие рамки полномочий Президента Российской Федерации определяются принципом разделения властей и требованием Конституции Российской Федерации, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации. Президент Российской Федерации, будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет конституционный контроль. Реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации обязанности по защите конституционного строя, охране Конституции Российской Федерации и укреплению Российского государства, глава государства выступает активным проводником реформ, в том числе в политической сфере. Президентом Российской Федерации инициируются федеральные законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, развитие институтов гражданского общества. Совершенствуется правовая база для упрочения вертикали исполнительной власти, повышения ее эффективности, улучшения взаимодействия с иными ветвями власти, проведена реформа Совета Федерации, создан Государственный совет, образованы федеральные округа с назначением в них полномочных представителей Президента, утверждены на основе Конституции символы Российского государства, принят ряд актов, направленных на преодоление процессов децентрализации страны, укрепление законности и правовой дисциплины. Под руководством Президента Российской Федерации проводятся правовая и судебная реформы, приняты кардинальные меры, направленные на структурные преобразования в экономике и социальной сфере.2 Одновременно, Президент Российской Федерации занимает важное место в системе государственной защиты прав граждан. На современном этапе развития страны возникает необходимость выявить сущностные характеристики института президента в рамках установленной системы государственной защиты прав граждан. Так, Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами. Можно согласиться с утверждением О.А. Снежко, что в демократическом и правовом государстве гарантом в истинном смысле слова является «суверен» - народ, а не какое-либо должностное лицо, как бы высоко оно ни было поставлено на лестнице государственной иерархии.3 Именно народ возлагает на Президента государства обязанности по защите прав и свобод, предоставляя ему широкие полномочия в данной области. Категория «гарантирование прав и свобод» традиционно в науке рассматривается как создание условий и средств, обеспечивающих фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.4 Отсюда следует вывод, что как юридически, так и практически нет ни одного субъективного права (свободы) человека и гражданина, в реализации которого Президент Российской Федерации не имел бы возможности участвовать. Его полномочия в этой области не могут конкурировать с каким-либо другим органом общей компетенции. Как глава государства он имеет в своем распоряжении все необходимые средства для проведения оперативной (своевременной) и массовой защиты прав. Президент России, выступая гарантом прав и свобод личности, может защитить права и свободы каждого, которые нарушены любыми органами власти или иными объективно существующими факторами (преступность, рост цен, безработица и т.д.). Мировая практика говорит о том, что блага государства и его граждан будут эффективно защищены главой государства (президентом), если он: во-первых, является символом конкретного государства, его единства; представляет высшие государственные интересы как внутри страны, так и в мировом сообществе; во-вторых, представляет весь народ данной страны, его интересы и выступает от имени народа; консолидирует общество, цементирует общественно-политическую и государственную жизнь; в-третьих, несет персональную ответственность за положение дел в стране, обеспечивает стабильность и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности государства и защиты его граждан; в-четвертых, направляет деятельность всего государственного аппарата по защите конституционных основ государства и прав и свобод личности; в-пятых, является «высшим защитником» интересов простых граждан, оперативно реагирует на нарушения прав граждан, рассматривает жалобы и принимает все меры для восстановления нарушенных прав и свобод личности.5 Из статуса Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации вытекает его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений Конституции Российской Федерации посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции Российской Федерации.6 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет (ст. 81 Конституции Российской Федерации). Таким образом, в Основном законе указан только минимальный возраст Президента - 35 лет. Это указывает на сделанный законодателем акцент только на одном существенном обстоятельстве - жизненном опыте человека. 35-летний возрастной ценз позволяет руководить государством человеку уже опытному, но еще полному жизненных сил и энергии, которые необходимы при осуществлении подобной деятельности. Что касается ограничения максимального возраста для избираемого на должность Президента Российской Федерации, то действующая Конституция Российской Федерации его не предусматривает. Для того, чтобы приобрести необходимые знания о Российской Федерации, ее традициях, обычаях, интересах, особенностях, необходимо постоянное проживание на территории страны. Конституция Российской Федерации (ст. 81) и Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 19-ФЗ)7 устанавливают минимальный срок постоянного проживания на территории России для гражданина, претендующего на пост Президента - 10 лет. В то же время подобное ограничение не создает препятствий для неординарных и способных людей, которые в силу различных обстоятельств не всю жизнь проживали на территории России. На данный момент право на управление делами государства носит самостоятельный характер. Такой вывод можно сделать руководствуясь статьями 12, 32, 130 Конституции Российской Федерации. Право на управление делами государства получило свое конституционное закрепление в связи с развитием демократии и становлением плюрализма в российском обществе. Ст. 21 Всеобщей декларации прав человека8, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах9 содержат положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей. Конституционное право граждан России на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Опираясь на вышесказанное и руководствуясь тем, что если гражданин России покинул пределы Российской Федерации - это не лишает его гражданства страны, то вполне естественно, что гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации. Это является прямым следствием установленного Конституцией Российской Федерации юридического равенства граждан. Одновременно, статья 3 Федерального закона № 19-ФЗ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным. Это не ограничение в правах, а естественное обстоятельство, так как участие в выборах требует осознанных действий гражданина. Конституция Российской Федерации и указанный Закон закрепляют принцип невозможности более двух сроков подряд занимать должность Президента Российской Федерации. Такой подход снижает возможность злоупотребления властью, а также служит гарантией от ее коррумпированности. Ограничение максимального срока пребывания одного лица на посту Президента рассматривается как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, т.е. личной диктатуры, режима авторитаризма.10 Но в то же время, руководствуясь правовым принципом, который гласит: «все, что не запрещено, разрешено», можно с уверенностью утверждать, что законодательство Российской Федерации устанавливает возможность даже после двух сроков пребывания в должности Президента вновь через какое-то время занять этот пост, поскольку Конституция России ограничивает занятие президентской должности двумя сроками (по четыре года каждый), только если они следуют подряд. После четырех лет перерыва бывший Президент, занимавший эту должность два срока подряд, вправе вновь стать кандидатом в Президенты. Статья 3 Федерального закона № 19-ФЗ предусматривает также, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации: 1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; 2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; 3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; 4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока. 1.2. Вступление в должность и срок полномочий Президента Российской Федерации Момент вступления в должность Президента Российской Федерации связан с принесением Президентом присяги народу. Принесение присяги Президентом России имеет важное юридическое значение. Это торжественный акт, призванный удостоверить легитимность Президента, избранного народом, символизирующий особый статус должностного лица, его ответственность перед обществом. С одной стороны, присяга - обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, с другой - юридически значимый документ, на содержание которого в своих решениях ссылается Конституционный Суд; присяга также правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица: с момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции Российской Федерации). Присяга приносится в торжественной обстановке, в Кремле; акт принесения присяги широко освещается средствами массовой информации. Конституция Российской Федерации, в качестве обязательного условия церемонии предусматривает присутствие членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда. Однако не требует кворума указанных трех органов. В России присяга Президента Российской Федерации,, как и присяга судей Конституционного Суда Российской Федерации,, Генерального прокурора Российской Федерации,, носит светский характер и приносится на Конституции Российской Федерации. Приводит к присяге нового Президента Председатель Конституционного Суда, который после принесения присяги объявляет избранного Президента вступившим в должность. Статья 81 Конституции Российской Федерации, предусматривает, что Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституция 1993 г. изменила срок полномочий Президента РФ, сократив его на один год: по Конституции 1978 г.11 Президент избирался на пять лет. В связи с этим, а также в связи с истечением только в июне 1996 г. срока полномочий Президента, избранного по старой Конституции, потребовалось в конституционном порядке урегулировать вопрос о введении в действие нормы Конституции 1993 г. о новом сроке президентства и о полномочиях Президента, действующего на момент принятия Конституции. В разделе втором Конституции 1993 г. «Заключительные и переходные положения» было установлено, что Президент, избранный в соответствии с прежней Конституцией, осуществляет установленные новой Конституцией полномочия до истечения срока, на который он был избран (п. 3). Вопрос о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ не может быть вынесен на референдум. Исчисление четырехлетнего конституционного срока начинается со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах. Начало исполнения полномочий знаменуется принесением торжественной присяги вновь избранным Президентом. В связи с этим определяется и день голосования на выборах нового Президента, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Таким днем является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия (ст. 5 ФЗ «Федерального закона № 19-ФЗ). Глава 2. Содержание полномочий Президента Российской Федерации 2.1. Перечень и характеристика полномочий Президента Российской Федерации Полномочия Президента Российской Федерации вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те полномочия, которые присущи только Президенту Российской Федерации и не разделяются им с парламентом, Правительством Российской Федерации и органами судебной власти, называются его прерогативами.12 Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в области кадровой политики. Его участие в формировании государственных органов может проявляться по-разному. Конституция Российской Федерации предусматривает несколько вариантов назначения высших должностных лиц, в котором, как правило, участвует не один орган: - назначение по представлению; - после консультации с соответствующими федеральными государственными органами или по их предложению; - предложение Президентом Российской Федерации кандидатуры для назначения Совету Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации назначается с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации должно быть внесено Президентом Российской Федерации в течение 2 недель после вступления в должность или отставки Правительства Российской Федерации. Согласие оформляется в виде постановления, которое принимается большинством голосов депутатов. Если первая кандидатура в Государственной Думе была отклонена, то предложение о новой кандидатуре вносится в течение одной недели. Этим обеспечивается непрерывность работы Правительства как носителя верховной исполнительной власти в стране. Участие Президента Российской Федерации в формировании Правительства выражается также в том, что он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя и федеральных министров. Таким образом, Президент Российской Федерации и Председатель Правительства Российской Федерации совместно формируют состав Правительства Российской Федерации. Решение об отставке Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации принимает единолично, без участия Государственной Думы. Совместно с этой палатой решается вопрос о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ, чтобы гарантировать независимость Центрального Банка от других органов власти. В формировании состава Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в назначении Генерального Прокурора РФ участвуют Президент и Совет Федерации. При этом Президент вносит предложения о соответствующих кандидатурах, а само назначение производит Совет Федерации. Решение об освобождении от должности Генерального Прокурора также принимается Советом Федерации, а предложение об этом вносит Президент. Глава государства сам непосредственно занимается назначением на ряд государственных должностей и освобождением от них. Это относится к судьям всех других федеральных судов (кроме перечисленных), к полномочным представителям Президента. Иногда назначаются специальные представители для участия в рассмотрении законопроектов, вносимых Президентом в Государственную Думу. Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, т.к. по должности является Верховным Главнокомандующим. Он также назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он формирует и возглавляет. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»13 координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Президент Российской Федерации самостоятельно назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (п. «л»). Это его право вытекает из того, что в силу ч. 1 ст. 87 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, где, как и во всех армиях мира, действует принцип единоначалия. Статья 4 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» 14 наделяет Президента правом определять основные направления военной политики и утверждать Военную доктрину Российской Федерации. Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 года № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»15 и определяет, что «военная доктрина Российской Федерации является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой государства, ведет переговоры и подписывает договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, осуществляет иные внешнеполитические функции и тем самым несет конституционную ответственность за выполнение международных обязательств Российской Федерации. В этой связи следует заметить, что, согласно исторически сложившейся практике, глава любого государства в силу занимаемого им положения представляет его во внешних сношениях без каких-либо специальных полномочий. Как частный случай проявления этого правомочия можно привести правило ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» 16, которое определяет, что Президент как глава государства, в частности, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Важным полномочием Президента Российской Федерации является введение в установленных случаях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения и военного положения. Это полномочие, однако, не является абсолютным. Во-первых, оно должно осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом. Во-вторых, указы о введении военного или чрезвычайного положения требуют немедленного утверждения Совета Федерации. В случае отказа Совета Федерации в утверждении указа, он теряет юридическую силу, что обязывает Президента Российской Федерации изменить свою позицию по данному вопросу или создать согласительную комиссию для выработки общего решения. С момента принятия решения Совета Федерации действие указа Президента Российской Федерации прекращается.17 В сфере регулирования правового статуса личности Президент наделен следующими полномочиями (ст. 89 Конституции Российской Федерации): - принимает лиц в гражданство Российской Федерации, разрешает выход из гражданства; - предоставляет политическое убежище; - награждает государственными наградами Российской Федерации; - присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; - осуществляет помилование. Президент Российской Федерации оформляет свои решения, издавая правовые акты. Акты Президента Российской Федерации не подлежат утверждению законодательным органом, за исключением указов о введении военного и чрезвычайного положения. Они представляют собой разновидность подзаконных актов и не должны противоречить Конституции и Федеральным законам, но в иерархии подзаконных актов указы Президента Российской Федерации стоят выше, чем постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и обладают большей юридической силой. Одновременно Президент Российской Федерации обладает рядом полномочий при взаимодействии с органами исполнительной, законодательной и судебной власти. В общем, деятельность Президента Российской Федерации как главы государства охватывает более широкую сферу. Он обеспечивает единство всей государственной власти, выполняет интегрирующую функцию, и его координирующее влияние должно равномерно распределяться на все ветви власти. Для выполнения своих полномочий Президент Российской Федерации формирует Администрацию Президента. Ее статус, структура, задачи и организация деятельности урегулированы в Положении об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 490.18 С целью реализации функции Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент Российской Федерации назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации. Такие полномочные представители Президента Российской Федерации имеются в Совете Федерации, в Государственной Думе, в Правительстве Российской Федерации, в Конституционном Суде. К функциям представителей относится, в частности, координация деятельности федеральных органов в округе, анализ эффективности деятельности правоохранительных органов, организация взаимодействия федеральных органов и органов субъекта Российской Федерации, контроль за исполнением федерального законодательства.19 2.2. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации Статья 92 Конституции Российской Федерации предполагает три законных способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации: 1) отставка, 2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, 3) отрешение от должности. Рассмотрим подробнее каждый из них. Отставка - это добровольный уход с поста с подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности; устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку Президента Российской Федерации и принятие Председателем Правительства Российской Федерации на себя обязанностей Президента должны иметь бесповоротный характер: Президент не может после принятия указанного решения объявить, что он передумал, и отозвать свое заявление об отставке. С объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства Российской Федерации считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента РФ. Председателю Правительства Российской Федерации, в свою очередь, надо незамедлительно сделать заявление об этом. Это необходимо для укрепления общественного спокойствия и обеспечения нормального общего хода государственных дел. Но не более того. Юридически исполнение президентских обязанностей Председателем Правительства РФ должно начинаться с момента объявления Президентом Российской Федерации своей отставке. Когда речь идет о стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, личная воля Президента Российской Федерации объективно не может быть решающим фактором. В этом случае на основании письменного медицинского заключения Председатель Правительства объявляет о принятии на себя обязанностей Президента. 20 Мы не будем подробно останавливаться на первых двух способах прекращения полномочий Президент Российской Федерации, а более полно рассмотрим суть отрешения от должности, поскольку данный способ прекращения полномочий Президента Российской Федерации имеет наиболее важное значение в конституционном праве России, которое придает ему ряд обстоятельств. Его особое положение обусловлено тем, что он призван решить задачу, имеющую для конституционного права принципиальное значение, - синтезировать содержащиеся в нем два противостоящих друг другу начала: с одной стороны, большие властные полномочия, которыми по Конституции Российской Федерации наделен Президент Российской Федерации, обладающий к тому же правом на неприкосновенность, с другой стороны, закрепленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип «Все равны перед законом и судом». Решить эту задачу очень важно потому, что закрепление в Конституции РФ правил, регулирующих ответственность Президента РФ за допущенные им нарушения, - залог соблюдения законности во всех других эшелонах государственной власти. Учитывая, что принцип разделения властей в любом государстве предполагает взаимодействие и взаимозависимость органов, составляющих различные ветви государственной власти, общепринятым средством воздействия органов одной ветви государственной власти на органы другой ветви является предоставление права распускать орган либо отрешать от должности его должностных лиц. В системе сдержек и противовесов в нашей стране такое право предоставлено и Президенту, и парламенту. Рассмотрим возможности реализации этого права по отношению к главе государства. Конституционна....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: