VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации по нормам Основного Закона и федерального законодательства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012072
Тема: Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации по нормам Основного Закона и федерального законодательства
Содержание
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Место Президента РФ в системе разделения властей………………...5

Глава 2. Президент как глава государства……………………………………..11

2.1. Порядок избрания. Правовой иммунитет. Отрешение от должности…...11

2.2. Компетенция Президента РФ………………………………………………29

Глава 3. Осуществление президентской власти……………………………….47

3.1. Указы Президента…………………………………………………………..47

3.2. Органы при Президенте РФ………………………………………………..51

Заключение……………………………………………………………………….58

Список использованных источников…………………………………………...60


Введение 

Президент является одним из самых загадочных органов государственной власти. Актуальность данной темы заключается в том, что ныне имеется множество научных работ касающихся Президента, однако о стопроцентной его изученности говорить не приходиться. Несмотря на наличие целой главы в Конституции, посвященной главе государства,в закреплении его правового статуса хватает неясностей. 

Президент РФ наделен огромными полномочиями во многих областях государственной и общественной жизни. И, по сути, в его руках находится судьба государства и его народа. 

Объектомвыпускной квалификационной работы являются конституционно-правовые отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования деятельности Президента РФ в системе государственной власти Российской Федерации.

Предметом выпускной квалификационной работы являются правовые нормы, регулирующие и закрепляющие статус Президента Российской Федерации, содержащиеся в Конституции и федеральном законодательстве.

Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации по нормам Основного Закона и федерального законодательства, выявить проблемы между теорией и практикой реализации конституционно-правового статуса главы государства и показать возможные пути по его совершенствованию. 

Исходя из цели выпускной квалификационной работы, можно вывести следующие ее задачи:

- выявить место Президента в механизме разделения властей; 

- охарактеризовать порядок проведения выборов Президента, вступления в должность; 

- раскрыть его компетенцию и полномочия; 

- показать сущность актов издаваемых Президентом РФ актов и действующих при нем органов.

В процессе подготовки данной работы был использован нормативный материал, учебная и научная литература. Также был сделан акцент на труды и статьи специалистов, занимающихся изучением проблемных аспектов правового статуса Президента РФ.

Методологической базой работы послужили общенаучные и частно-научные методы познания общественно-политической и правовой действительности. Особую роль при изучении тематики выпускной квалификационной работы сыграли такие методы, как диалектический, системно-структурного анализа, сравнительно-правовой, что позволило подойти к изучению данной темы более комплексно.




Глава 1. Место Президента РФ в системе разделения властей.

Исходя из содержания статьи 1 Конституции РФ, Российская Федерация является правовым государством. Одной из важнейших характеристик правового государства считается действие в нем принципа разделения властей. Данный принцип правового государства находит свое отражение в ст. 10 федеральной Конституции, согласно которой государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь государственной власти самостоятельна. Самостоятельность, прежде всего, означает недопустимость вмешательства в деятельность каждой из ветвей. Необходимо отметить, что государственная власть сама по себе является единым целым, здесь скорее идет речь о разделении властных полномочий между органами, осуществляющими государственную власть. Однако в абсолютно чистом виде принцип разделения властей нигде не действует. 

Следом за статьей 10 идет статья 11, которая перечисляет органы, осуществляющие государственную власть в РФ, так законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание РФ, исполнительную – Правительство, а судебная власть принадлежит соответственно судам РФ. Однако первым в перечне субъектов осуществляющих государственную власть в РФ стоит Президент РФ, который занимает совершенно особенное место в механизме разделения властей. 

В научной литературе содержится множество точек зрения относительно положения главы государства в выше указанном механизме. С одной стороны утверждают, что Президент находится за пределами всех трех ветвей власти и стоит над ними, с другой – входит в исполнительную власть, однако тут сразу следует оговориться о том, что ст. 110 Основного Закона гласит, что  исполнительную власть в  РФ осуществляет Правительство РФ.Третьи говорят о том, что Президент в той или иной форме «находится» во всех ветвях власти.

Специфика положения Президента РФ в механизме разделения властей, во-первых, объясняется тем, что он является главой государства и гарантом Конституции, во-вторых, формой правления в Российском государстве.

Ст. 1 Основного Закона указывает, что в Российской Федерации действует республиканская форма правления. Как известно из теории, выделяют 3 основные формы республик в зависимости от степени ответственности исполнительной власти: парламентские, президентские и смешанные. На первый взгляд может показаться, что Россия является смешанной республикой. Ведь, как и должно быть в смешанных республиках, Президент символизирует законченность и вершину государственной конструкции, принимает меры по охране основ конституционного строя, суверенности, целостности страны и самое главное, выступает в качестве политического арбитра или, выражаясь юридическим языком, принимает меры по согласованному функционированию и взаимодействию  органов государственной власти. В этом как раз и заключается неоспоримый плюс смешанной республики. По причине того, что никто не застрахован от парламентско-правительственных кризисов, потрясений и переворотов. В странах с устоявшимися традициями демократии и государственной системой такие ситуации не являются катастрофичными, по крайней мере, на данный момент. В государствах, где таких традиций и устоев еще нетлибо они развиты слабо (к таковым, безусловно, относится и Российская Федерация), такие вещи могут привести к очень плачевным результатам. Следовательно, охранительную, миротворческую и стабилизирующую роль главы государства здесь переоценить достаточно сложно.

Отсюда можно сделать вывод о том, что Президент РФ стоит «сверху» всех ветвей власти и доминирует над ними. На сей тезис наталкивает и сама федеральная Конституция, по которой в ст. 11 начинается перечисление органов государственной власти именно с Президента.

Можно ли это считать доказательством главенствующего положения Президента в отношении ветвей власти? Нет. Так как самостоятельность  органов власти подразумевает, то, что в их деятельность никто не вправе вмешиваться, даже если это Президент. Также Основной Закон в главе 4 определяет для главы государства собственную компетенцию. 

Его фактическое «нахождение» во всех ветвях власти объясняется возможностью издавать указы и распоряжения и его главным полномочием - осуществлением функций арбитра по отношению к остальным ветвям власти. Из этого и следуют огромное количество разнообразных полномочий, как закрепленных в федеральном законодательстве, так и скрытых. Для внесения ясности по этому вопросу выдвигаются инициативы принятия федерального конституционного закона конкретизирующего деятельность, полномочия Президента и внести соответствующие изменения в Конституцию. Ведь весьма опасна концепция института, стоящего над всеми ветвями власти, так как такая концепция фактически служит теоретическим обоснованием авторитаризма главы государства.Также на такой вывод наталкивает отсутствие указания на конкретную форму республики (президентская или смешанная?) в совокупности обуславливает такого рода автократическую эволюцию в рамках действующего правового поля. Плюс ко всему ставит под сомнение независимость ветвей власти.

В научных кругах по сей день не утихают дискуссии относительно того, можно ли охарактеризовать президентскую власть в качестве отдельной, неформальной ветви власти. Природу президентской власти нельзя жестко привязывать лишь к одному из элементов общеизвестной триады, имея в виду зыбкость границ между ветвями власти и процесс отпачковывания новых ветвей власти, а также систему сдержек и противовесов властей, их взаимосвязанность и правильную трактовку положения о единстве государственной власти. Ведь раз Президент не входит в систему разделения властей по Конституции, но осуществляет государственную власть, у него своя форма власти – президентская – четвертая ветвь власти. Некоторые ученные исходят из того, что разделения властей в чистом виде никогда не было, да и исключать наличие другой власти помимо трех классических нельзя. Да и данная теория о трех ветвях власти никогда не стремилась соединить в себе все имеющиеся власти. Она была направлена на то, чтобы разделить главные, основные власти в государстве. Ведь власть может проявляться в различных формах и весьма многообразна. Как известно, в науке выделяется множество типов и видов власти: избирательная, учредительная, власть СМИ и т.д.  

Доказательством наличия особой президентской власти может служить, тот факт, что термин «президентская власть» употреблялся в Указе Президента РФ от 5 августа 1996 г. № 1138 «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации».

Без сомнения, ветви власти проникают друг вдруга при наличии определенного доминанта в каждой ветви власти, определяющего его сущность, однако один государственный орган не может обладать полномочиями нескольких ветвей власти. Соответственно выделять власть Президента в виде отдельной ветви с соблюдением разделения властей между тремя известными властями может означать отрицание разделения властей как такового, так как оно потеряет в данном случае всякий смысл.

Думается, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция наряду с тремя ветвями власти содержала бы еще четвертую - президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правовом отношении институт Президента встал как бы над ветвями власти и получил бы возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.

Касательно точки зрения, что Президент РФ входит в исполнительную власть следует отметить следующее. Президент обладает множеством признаков, которые позволяют сделать вывод о том, что он является частью исполнительной власти, фактически возглавляя ее, и является органном государственного управления. Прежде всего, об этом говорит сама Конституция, которая хоть и прямо не указывает, что глава государства является вершиной исполнительной власти, но ее множество положений говорят об обратном, несмотря даже на то, что осуществление исполнительной власти находится в руках Правительства (ст.110). Во-первых, Президент сам утверждает кандидатуру председателя Правительства, несмотря на «возможное» сопротивление Государственной Думы (ст. 111). Во-вторых, формирует кабинет министров с представления Председателя Правительства (сложно представить, чтобы премьер, назначенный самим главой государства, представлял неугодные ему кандидатуры, тем более, что он может их отклонить). В-третьих, может председательствовать на заседаниях кабинета (ст. 83). В-четвертых, утверждает систему и структуру органов исполнительной власти (ст.112). В-пятых, напрямую руководит некоторыми министерствами и ведомствами.В-шестых, Правительство осуществляет свою деятельность не только на основании и во исполнение Конституции и федерального законодательства, но и указов Президента, которые стоят выше актов Правительства по юридической силе (ст. 90, 115). Как видно из всего выше указанного, на конституционном уровне фактически созданы два центра руководства исполнительной властью при главенствующей роли Президента РФ. Как отметил И. Марино, «конституционные полномочия Президента таковы, что он логикой самой Конституции поставлен на роль бесспорного руководителя, «мотора» всей системы исполнительной власти. Правительство и, в первую очередь, его Председатель фактически подчиненны ему».Поэтому небезосновательны высказывания некоторых ученых-конституционалистов считающих Российскую Федерацию президентской республикой.Анализ роли института президентства в системе государственной власти позволяет говорить не только о сверхпрезидентской республике, где специфика реализации механизма сдержек и противовесовразличных ветвей власти происходит на основе института президентства, но и о ярком проявлениисовременной модели «русской власти». Кроме того, политическая ответственность Президента России за осуществление неэффективного правления ограничена лишьгипотетической возможностью неизбрания на новый президентский срок.

Исходя из всего выше сказанного, встает вопрос, к какой ветви власти относится Президент? Может сложиться впечатление, что он очень близок к исполнительной власти, однако он глава государства и де-юре в нее не входит. Также он частично касается законодательной власти (законодательная инициатива, промульгация, право вето, осуществляет «указное» регулирование). К судебной власти он тоже не относится (хотя имеет некоторые полномочия и там). Поэтому, на мой взгляд, кажется правильным выделение отдельной ветви власти – президентской.




Глава 2. Президент РФ как глава государства. 

1.1. Порядок избрания. Правовой иммунитет. Отрешение от должности.

Республиканская форма правления подразумевает выборность и сменяемость органов власти. Впервые в Конституцию существенные изменения, касающиеся органов государственной власти, были внесены в 2008 г. Они касались срока полномочий Государственной Думы и Президента, которые были увеличены с четырех до 5 и 6 лет соответственно.

Процедура внесения изменений протекала необычайно быстро: с момента выдвижения инициативы (5 ноября) до подписания поправок Президентом (30 декабря) прошло чуть более 50 дней. Причем данную поправку законодательные органы субъектов РФ одобрили меньше чем за месяц (с 26 ноября по 21 декабря), что фактически нарушает ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», статья 9 которого устанавливает годовой срок рассмотрения поправок.

С идей внесения поправок выступил, возглавлявший наше государство на тот момент Д.А. Медведев, который объяснил причину увеличения сроков тем, что это позволит Президенту и Государственной Думе действовать более эффективно и даст возможность реализовать намеченные цели в течении одного срока полномочий, а также повысит их ответственность перед обществом и гражданами за результаты своей деятельности. Никакого исторического опыта, в частности, четырехлетнего президенства в нашей стране нет, поэтому подобные суждения носят скорее гипотетический характер.

Помимо причин указанных законодателем, есть и ряд других более понятных причин. Проведение выборов это, прежде всего, значительные материальные затраты и сокращение частоты их проведения позволит использовать освободившиеся средства на развитие страны. Также частые реформы, которые проводятся новыми лицами, приходящими к власти, приведут к тому, что предыдущие реформы не успевают реализовываться и становятся безрезультатными. Как бы там ни было, принесут ли сии изменения пользу или нет, покажет время.

Часть 3 статьи 81 Основного Закона гласит, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Значение данной весьма распространенной формулировки в том, что глава государства не может быть избран более чем на два срока подряд, заключается в том, что таким путем общество и государство стараются законодательно оградиться от возможных авторитарных проявлений власти Президента. Однако у данной нормы также имеются противники. А. Шлезингер считает, что это противоречит демократии, так как, если народ считает кого-либо единственно достойным такой высокой должности, то ограничение количества переизбраний лишает народ права избирать данное лицо более двух раз. К. Клиффорд отмечает, что возможность переизбраться стимулирует Президента на более качественную работу на своем посту и заставляет более внимательно относиться к требованиям и желаниям избирателей. Однако ограничение срока полномочий и количества переизбраний не стоит недооценивать, ведь она защищает от излишнего усиления власти, которая и так является отнюдь не слабой и концентрации власти в одних руках. Плюс для проигравшего на выборах конкурента это означает, что неудача не смертельна и будет возможность попробовать еще раз. Вдобавок проведение выборов и ограничение срока полномочий служит гарантией развития политического вектора России, смене его направления, а также воспитанию новых политических кадров и, конечно же, непосредственной реализации народом права на участие в управлении делами государства и проявления своей власти. Ведь глава государства получает свой мандат непосредственно от народа и позиционирует себя как «Президент всех россиян».

Следует отметить, что по результатам выборов 2012 г. пост Президента РФ вновь занял В.В. Путин, который уже находился на этой должности в период с 2000 по 2008 г., то есть два срока. В результате появились вопросы, как следует понимать ч. 3 ст. 81 федеральной Конституции, о нахождении на посту Президента одного и того же лица более двух сроков подряд, подчеркну, подряд. Акцент на последнем слове сделан не случайно. Слово «подряд» можно понимать как «друг за другом», «без пропусков», «перерывов». Следовательно, слово «подряд» означает, то, что второй срок должен непосредственно последовать следом за первым. Также норма ч. 3 ст. 81 Основного Закона говорит о том, что пост президента можно занимать не более двух сроков, то есть либо один, либо два подряд. О каком-либо третьем сроке речи не идет абсолютно. Конституция не предусматривает возможности комбинаций: «три срока», «два срока не подряд», «три срока, из которых два подряд, а один не подряд» и т. д. Отсюда следует, что два президентских срока – это вообще максимальный срок, отпущенный Конституцией РФ одному и тому же лицу для занятия должности Президента РФ. В связи с этим представляется, что вырывание слова «подряд» из общего контекста нормы содержащейся в ст. ч. 3 ст. 81 Конституции позволяет толковать данную норму совершенно по иному, после которого она приобретает абсолютно другой смысл. Поэтому, думается, что лучше слово «подряд» вообще убрать из текста данной нормы, так как это одно слово позволяет по разному интерпретировать ее и она становится бессмысленной.

Важнейшую роль в формировании конституционного демократического правового государства играет институт выборов Президента. Участие граждан в выборах является их важнейшим гражданским долгом и способом выразить свою гражданскую позицию. Свободные выборы являются формой непосредственной демократии и возможностью для народа осуществить свое конституционное право на участие в управлении делами государства. 

Согласно Основному Закону назначение выборов главы государства относится к компетенции Совета Федерации (п. «д» ст. 102). Решение по данному вопросу принимается не ранее 100 дней и не позднее 90 дней до дня голосования, то есть в течении 10 дней.  Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на прошлых выборах Президента. 

Досрочно назначаются выборы в случае, если Президент прекратит свои полномочия ранее отпущенного ему срока. Днем выборов на этот раз будет последнее воскресенье месяца, в котором истекает трехмесячный срок со дня досрочного прекращения полномочий Президента РФ. 

Проект постановления Совета Федерации о назначении выборов главы государства вносится на заседание Совета Федерации Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству. Решение о назначении выборов Президента принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется в виде постановления.После чего решение о проведении выборов обнародуется через средства массовой информации в течении 5 дней. Если Совет Федерации не назначит выборы, то их назначает и проводит Центральная избирательная комиссия, в этом случае решение о проведении выборов опубликовывается в течении 7 дней. Нарушение сроков опубликования, в частности, со стороны средств массовой информации влечет административную ответственность и наказание в виде штрафа, которая установлена статьей 5.5 КоАП РФ.Как мы видим,  выборы проводятся в любом случае, независимо от того назначит ли их Совет Федерации, так как их проведение является обязательным.

Ч. 2 и 3 ст. 81 Конституции РФ содержит требования для реализации пассивного избирательного права, то есть права быть избранным Президентом РФ. Первое – наличие гражданства РФ, причем неважно, в каком порядке оно приобретено – по рождению или же в порядке натурализации. Также нет запрета в отношении лиц имеющих помимо гражданства РФ другое гражданство.Второе устанавливает возрастной ценз для занятия должности Президента РФ, точнее его нижний предел – 35 лет. Верхний предел не установлен. Третье – постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет. В расчет не берутся кратковременные выезды за территорию РФ. 

Конституция не содержит формулы "кандидат на должность Президента Российской Федерации", но исходя из указанных конституционных положений, они(кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент,баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанностиПрезидента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательнойкампании.

Что касается активного избирательного права (права избирать), то на выборах Президента действуют общие условия, указанные в статье 32 Основного Закона и ст. 3 ФЗ «О выборах Президента РФ»: наличие дееспособности и гражданства РФ, возраст 18 лет. 

Не может быть избрано главой государства лицо,соответственно являющееся недееспособным, находящееся в местах лишения свободы по приговору суда. Также не может быть Президентом РФ лицо, находящееся на этом посту второй срок подряд, имеющее иностранное гражданство, неснятую, непогашенную судимость, а также, если эта судимость снята либо погашена не раньше 10 и 15 лет назад за тяжкие и особо тяжкие преступления соответственно. Плюс ко всему, данное ограничение распространяется на лиц подвергнутых административному наказанию на момент дня голосования за правонарушения экстремистской и нацистской направленности (также все, что касается каким-либо образом экстремизма не должно содержаться в предвыбороной кампании кандидата).

Кстати, о кандидатах. Их могут выдвигать политические партии, а также могут быть самовыдвиженцы, при соблюдении вышеуказанных требований. Самовыдвиженца должна поддержать определенная группа избирателей (500 граждан РФ). Плюс ко всему, самовыдвиженец должен помимо поддержки полу тысячной инициативной группы собрать в свою поддержку 300000 подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться максимум 7500 подписей (для партий эти барьеры в 3 меньше – 100000 и 2500 соответственно). Кандидаты обладают равным правовым статусом. Решение о регистрации кандидата принимает Центральная избирательная комиссия в течении 10 дней.

После утверждения кандидатур начинается период предвыборной агитации. Агитационный период в средствах массовой информации равен 28 дням до «дня тишины». Это день за сутки до дня голосования. В этот день запрещена предвыборная агитация. Это сделано для того, чтобы избиратели смогли определиться со своим выбором. 

После этого наступает день голосования (обычно это воскресенье). По всей стране (и за рубежом) открываются избирательные участки. Избиратели имеют возможность проголосовать в период с 8 часов утра до 8 часов вечера. Возможно досрочное голосование, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, для тех, кто это не сможет сделать по объективным причинам в день голосования.

Выборы Президента проходят по единому федеральному избирательному округу, куда входит вся территория РФ. Туда же включаются граждане РФ находящиеся за рубежом. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки, исходя из числа зарегистрированных избирателей на территории муниципального образования. Максимально допустимое количество зарегистрированных избирателей на одном участке – 3000 человек.

По окончании времени для голосования избирательные участки закрываются, и составляется протокол об итогах голосования. На основании этих протоколов в течении трех дней устанавливаются итоги голосования территориальными избирательными комиссиями. Далее, основываясь на данных протоколов территориальных избирательных комиссий, не позднее чем на 5 день после голосования устанавливаются итоги выборов на территории субъекта РФ. На основании всех этих данных Центральная избирательная комиссия РФ не позже чем на десятый день после дня голосования определяет результаты выборов главы государства. 

Президент РФ считается избранным, если за какого-либо из кандидатов проголосовало более половины избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в выборах (выборы проходят по мажоритарной системе), если этого не произошло, то проводится второй тур голосования. Во второй тур выходят два кандидата набравшие наибольшее количество голосов избирателей, при наличии письменного согласия на участие во втором туре. Он проводится спустя 21 день после первого. Победителем становится кандидат, набравший наибольшее количество голосов избирателей. Если кто либо из кандидатов, в течении этого срока по каким-то причинам выйдет из избирательной гонки или снимет свою кандидатуру, то это место может занять кандидат занявший третье место в первом туре. В случае если остался и вовсе один кандидат, то он считается избранным на должность Президента, если набрал более 50% голосов. В противном случае выборы признаются несостоявшимися и Совет Федерации назначает новые выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца после последних.

Избранный Президент РФ вступает в должность после истечения шестилетнего срока полномочий предыдущего главы государства либо на 30 день после избрания, если проводились досрочные и повторные выборы Президента РФ. 

Процесс вступления в должность (инаугурация) проходит в торжественной обстановке. Инаугурация проводится в Кремле (следует отметить, что термин «инаугурация» в законодательстве не употребляется, да и весь этот процесс законодательно не урегулирован). Президент присягает народу и произносит текст присяги, который приводится в ст. 82 Основного Закона, положив одну руку на особый экземпляр Конституции РФ в присутствии депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и судей Конституционного Суда РФ. 

Правовое значение присяги очень важно. С момента ее принесения прекращает свои полномочия предыдущий Президент РФ. Ключевое значение также имеет, то, что глава государства присягает именно народу, так он является источником власти и носителем суверенитета. Как раз таки народ вручает полномочия Президенту для осуществления своих конституционных функций. В большинстве же своем присяга носит нравственно-психологический характер.

Согласно статье 91 федеральной Конституции Президент РФ обладает неприкосновенностью, под которой понимается усложненный порядок привлечения к ответственности определенных лиц. Неприкосновенность - это одна из составляющих конституционно-правового иммунитета, под которым в науке конституционного права понимается совокупность норм, освобождающих конкретно установленных в нормах конституции и иных законах лиц от выполнения отдельных юридических обязанностей и ответственности, устанавливающих особые, усложненные и отличные от общих правовые процедуры привлечения к ответственности в целях обеспечения выполнения этими лицами соответствующих государственных и общественных функций.

Касательно правового статуса Президента термин «неприкосновенность» определяется в законодательстве весьма туманно, с учетом того, что может под ним скрываться. В Конституции в термин «неприкосновенность» вкладывается наиболее общий смысл. В связи с этим очевидна необходимость принятия федерального законаконкретизирующего данное положение Основного Закона, которого, кстатидо сих пор нет, что является на сегодняшний день серьезным законодательным пробелом с учетом того, что, во-первых, эта норма распространяется как на нынешнего главу государства, так и бывшего, то есть включает в себя помимо иммунитета еще и индемнитет. Во-вторых, неприкосновенность не является преградой на пути к досрочному сложению полномочий Президента при наличии конституционных оснований. Следует отметить также, что могут возникнуть проблемы, с привлечением  к ответственности Президента, то есть это практически невозможно во всех случаях, кроме совершения главой государства государственной измены или другого тяжкого преступления. О других тяжких преступлениях закон умалчивает. Следовательно, можно сказать, что есть некоторые изъятия из принципа равенства всех перед законом, так как Президент обладает специальной правосубъектностью.

С целью решения этого вопроса специалистами предлагается наделить Президента объемом неприкосновенности не меньше депутатского. В ст. 91 Конституции относительно сроков действия неприкосновенности ничего не сказано. Может быть, по причине того, чтоимеется ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнения полномочий, и  членам его семьи»(ред. от 03.04.2017). Этот закон сохраняет за главой государства специальное жилье, транспорт, связь и материальное обеспечение после прекращения полномочий (в случае импичмента данный закон не действует). Предлагается, по аналогии с первым законом закрепить запрет привлечения к административной и уголовной ответственности, ареста, допроса и обыска не иначе как на месте преступления, личного досмотра, обеспечить неприкосновенность жилья, транспорта, корреспонденции. Что интересно, все подобного рода гарантии и порядок их лишения урегулирован в отношении бывшего Президента. Так, Председатель Следственного комитета РФ, в случае совершения Президентом тяжкого преступления в период нахождения на этой должности, направляет представление в нижнюю палату Федерального Собрания, которая должна дать согласие на лишение неприкосновенности, далее то же самое должна сделать верхняя палата после чего начинается уголовное преследование экс главы государства, в противном случае оно прекращается. Почему аналогичного правового регулирования нет в отношении действующего главы  государства, остается загадкой. 

Более того, неприкосновенность Президента, безусловно, должна быть шире неприкосновенности парламентариев, что обусловлено его более высоким статусом. Однако стоит позаботиться и об обратной стороне медали, то есть ответственность Президента должна быть более широкой по сравнению с парламентариями перед непосредственным носителем власти и суверенитета в РФ – народом. Так как от него в целом зависит внутренняя и внешняя политика, и соответственно судьба страны.То есть Президент должен обладать относительной свободой, однако она не должна выходить за пределы закона, если последнее случится, необходимо четко прописать механизм привлечения к ответственности и лишения иммунитета (это не касается импичмента, хотя в Конституции прямо не сказано, что Президент лишается иммунитета).  При этом процедуру лишения иммунитета аналогично депутатам вряд ли получится, так как Президент не входит ни в одну ветвь власти. Даже если его захочет лишить неприкосновенности тот кто его выбрал и ему ее дал (народ) путем выражения недовольства на референдуме его политикой (народ у нас с инициативой референдума еще можно сказать не выступал) еще не гарантирует привлечения к ответственности Президента. Однако, с другой стороны, подобного рода поползновения могут привести к нестабильности в государстве и их следует исключить.

Также необходимо разобраться какова же все-таки правовая природа неприкосновенности Президента. В этом плане, прежде всего, важно отметить то, что Президент персонализирует в себе Российскую Федерацию, особенно это ярко проявляется в международных отношениях. Также неприкосновенность обеспечивает свободное выполнение Президентом своих обязанностей. Помимо этого Президент РФ является органом власти и должностным лицом. Отсюда вытекает, что неприкосновенность также действует в отношении помещений, транспортных средств, семьи главы государства.Меры по охране личности Президентаустановлены в Федеральном законе от 27 мая 1996 г. «О государственной охране»(ред. от 03.07.2016).Так, главе государства предоставляются персональная охрана, специальный транспорт и связь, охрана и поддержание общественного порядка в месте нахождения Президента, информация об угрозе безопасности.

Заканчивая разговор о неприкосновенности, хотелось бы сказать, что, разумеется, как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент должен быть защищен от различного рода «нападок» для свободного осуществления своих полномочий, однако всему должен быть предел. Неприкосновенности Президента тоже, ибо никто и ничто не может быть выше закона. По этой причине нужно усовершенствовать правовое регулирование неприкосновенности, разработать механизм привлечения к ответственности главы государства за различные виды правонарушений.

Согласно ч. 2 ст. 92 федеральной Конституции Президент РФ досрочно прекращает свои полномочия в трех случаях: 

1. Отставка; 

2. Невозможность осуществлять свои полномочия в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья; 

3. Импичмент.

Следует отметить определенную двусмысленность формулировки «прекращает исполнение полномочий досрочно». Создается впечатление, что во всех трех случаях все зависит от воли Президента, однако это так лишь в случае отставки. В остальных двух случаях осуществляется воздействие на Президента со стороны.Также перечень случаев досрочного прекращения полномочий нельзя считать закрытым. Сюда следует еще включить смертьПрезидента, смену гражданства, переезд на постоянное место жительства в другое государство.

Отставка – это оставление поста Президента в добровольном порядке. Разумеется, это решение может быть принято под давлением обстоятельств, но в конечном итоге окончательное решение принимает лишь сам глава государства. Подать в отставку можно путем официального объявления и издания указа об этом. Подобного рода прецедент  имеет место в новейшей российской историиТак, к примеру, поступил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин, который издал указ от 31 декабря 1999 г. «Об исполнении полномочий Президента РФ», в котором объявил, что с 12:00 31 декабря 1999 г. прекращает исполнение полномочий Президента РФ и в соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 92) их будет исполнять Председатель Правительства РФ. Отставка происходит,как правило, немедленно после объявления, то есть ее нельзя отложить на какой-то определенный срок или объявлять конкретный день ухода .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%