VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конкурентоспособность предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000459
Тема: Конкурентоспособность предприятия
Содержание
РЕФЕРАТ

Дипломная работа 78 стр, 13 таблиц, 15 рисунков, 31 использованных источников,3 приложений.

 КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ВНУТРИОТРАСЛЕВА КОНКУРЕНЦИЯ, МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
     
     Целью данной дипломной работы является управление конкурентоспособностью продукции. 
     Объектом исследования выступало ООО «Восход К».
     Степень внедрения – рекомендации и предложения заслушаны и одобрены ООО «Восход К».
     Эффективность рекомендаций – совершенствование принципов, форм и методов разработки новых подходов и практических рекомендаций относительно управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения и упрочения в конечном результате рыночных позиций предприятия. 
     











СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение	4
Теоретические аспекты обеспечения эффективности процессов формирования конкурентоспособности предприятия и его продукции	8
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность: понятие и виды	8
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность организации	18
1.3 Маркетинговые элементы, обеспечивающие эффективность конкурентоспособной позиции предприятия и его продукции на рынке	24
1.4 Методика оценки конкурентоспособности предприятия	33
2 Анализ деятельности организации ООО «ОНЖ групп»	42
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Восход К»	42
2.2 Анализ эффективности финансово-экономической деятельности ООО «Восход К»	48
2.3  Оценка рынка и основные потребители товаров  (услуг)  организации. Конкуренты предприятия	58
3 Проектные предложения по вопросам повышения уровня конкурентоспособности предприятия	64
3.1  Мероприятия по повышению управления конкурентоспособности услуги	64
3.2  Экономическая эффективность конкурентоспособности услуги	64
3.3  Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий	66
Заключение	70
Список использованной литературы	74
Приложения	76






ВВЕДЕНИЕ

     Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. За терминами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие — сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. 
     Вся деятельность предпринимателей в условиях рыночной экономики подчиняется известным законам (стоимости, денежного обращения, конкуренции). Закон конкуренции определяет, что каждый товаропроизводитель стремится получить наиболее выгодные условия для производства, и сбыта товаров (услуг). Таким образом, интересы товаропроизводителей сталкиваются, и они вынуждены проявлять активность, чтобы избежать банкротства.
     Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития, как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.
     Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей. Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса. 
     Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях экономического кризиса в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
     Конкурентоспособность предприятия проявляется, прежде всего, в конкурентном отличии, т.е. в высокой его компетентности в какой-либо области, которая дает предприятию наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру; в сохранении лидирующих позиций в экономике; в поддержании повышающихся жизненных стандартов. 
     Наилучшими измерителями уровня конкурентоспособности являются качество товаров и эффективность производства этих товаров. Таким образом, для того, чтобы победить в конкуренции, предприятие должно выпускать товары высокого качества и делать это быстрее, чем другие. 
     Целью данной дипломной работы является управление конкурентоспособностью продукции. 
     Объектом исследования выступало ООО «Восход К».
     Предмет исследования – управление конкурентоспособностью.
     Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
     1) изучение понятия «конкуренция», видов конкуренции и конкурентоспособности; факторов, определяющих конкурентоспособность организации; маркетинговых элементов, обеспечивающих эффективность конкурентоспособной позиции предприятия и его продукции на рынке; методик оценки конкурентоспособности предприятия;
     2) проведение анализа экономического положения, конкурентной среды, конкурентоспособности ООО «Восход К» и продаваемых им услуг;
     3) разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности рассматриваемого предприятия.
     Методы исследования:
     - теоретический анализ;
     - индуктивные и дедуктивные методы;
     - изучение литературы;
     - математические и статические методы.
     Теоретическим и практическим вопросам совершенствования маркетинговых методов оценки, анализа, прогнозирования, повышения конкурентоспособности предприятия и принятия на этой основе эффективного управленческого решения, формирующего оптимальную стратегию развития в условиях экономики переходного периода, посвящены исследования ряда зарубежных и отечественных учёных: М. Портера, Ж.-Ж. Ламбена, И. Ансоффа, Г. Саймона, И.Астахова, О. Виханский, Е. Горбашко, П. Завьялов, Н. Моисеева, А. Петров, И. Фаминский, Р. Фатхутдинов и др. Отдельные вопросы управления конкурентоспособностью рассматриваются в работах по региональному развитию, экономической безопасности, инвестиционной привлекательности, инновационной активности, формированию экономической и промышленной политики и т.д. (Л. Абалкин, С. Валдайцев, В. Воротилов, С. Глазьев, Б. Гринчель, А. Карлик, И.В. Липсиц, Б. Мильнер, А. Румянцев, И. Сигов, Р.М. Тихонов, Р.А. Фатхутдинов, Р. Шнипер, Ю. Яковец и др.). Ими внесён значительный вклад в разработку основополагающих проблем принятия оптимального управленческого решения и конкурентоспособности предприятия. 
     В то же время объем и направления проводимых исследований по проблемам конкурентоспособности национальной экономики как многоуровневой системы, организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятий в условиях нестабильной экономики, экологических аспектов конкурентоспособности явно недостаточны.
     Уровень рыночной устойчивости предприятия формируется под непосредственным влиянием факторов его внешней и внутренней среды и определяет способность достижения предприятием целей своего развития в соответствии с имеющимся в наличии ресурсным обеспечением и требованиями рынка. Высокий уровень устойчивости предприятия определяет результативность реализации не только текущих заданий, но и долгосрочных программ развития, а также требует принципиально новых подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения. 
     Формирование высокого уровня конкурентоспособности предприятия зависит не только от его потенциальных возможностей, условий реализации стратегических направлений развития и разрешения проблем оптимального использования ресурсного обеспечения, но и от использования эффективных концепций управления самой конкурентоспособностью. К настоящему времени, вопросам и особенностям управления конкурентоспособностью промышленного предприятия уделяется недостаточное внимание, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Поэтому своевременным и необходимым является дальнейшее совершенствование принципов, форм и методов разработки новых научных подходов, моделей и практических рекомендаций относительно управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения и упрочения в конечном результате рыночных позиций предприятия. 
     Структура данной дипломной работы выглядит следующим образом: в первой главе изложены теоретические аспекты обеспечения эффективности процессов формирования конкурентоспособности предприятия и его продукции, во второй проводится оценка конкурентоспособности предприятия и его продукции на примере ООО ОНЖ групп». Третья глава посвящена проектным предложениям по вопросам повышения уровня конкурентоспособности рассматриваемого предприятия. 
     





1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПРОДУКЦИИ

1. 1.1 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

     Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.
     Конкуренция — это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности [28, с. 165]. 
     М. Портер отмечает, что конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [30, с. 5].
     В рыночной системе основное   содержание   конкуренции  - это борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности. 
     Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок со свободой конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебание цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки. В этот период четко определились две   основные   формы   конкуренции    -  внутриотраслевая и межотраслевая [28, с. 165].
     Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно-технического прогресса.
     Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее нужных товаров. Цены падают — снижается и прибыль. 
     К обратному результату приводила утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней росла и норма прибыли. Цены здесь служили сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создавала некое динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она также стимулирует НТП [31, с. 207]. 
     Классификация видов конкуренции зависит от количества и удельного веса на рынке производителей. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
     Основные признаки свободной конкуренции: 
     1)  Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него, каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. 
     2)  Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов — участник конкуренции вкладывает свои деньги не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если там, куда переместился его капитал, произошло расширение производства и продаж. Такое случается, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются их более эффективные комбинации, используются ранее законсервированные мощности, осваиваются передовые технологии.
     3)  Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций.
     4) Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. 
     5) Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и предложения незначителен, а поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной цене. 
     Экономические последствия совершенной конкуренции иллюстрирует рисунок 1. 
     В условиях свободной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству — в другой. Рост доходов одних фирм сопровождался разорением других: мелкие предприятия поглощались более крупными, происходили концентрация и централизация производства и капитала, ведущие к образованию монополий и захвату ими рыночной власти [18, с. 181].
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 1 - Экономические последствия совершенной конкуренции [25,с.84]
     Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.
     Чистая (абсолютная) монополия. Такая монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей. Этой модели присущи четыре характерные черты:
     1) продавец выступает как единственный; отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;
     2) реализуемый продукт уникален, т.е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт);
     3) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок;
     3)  на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного характера.
     Монополистическая конкуренция - рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п. Отсюда следует, что фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг. Эта черта — главная для данной модели рынка. Еще одна важная характеристика рынка монополистической конкуренции - относительная легкость вступления в рынок. Производители, работающие на эти рынки, обычно не являются особо крупными, поэтому сравнительно невелик и требующийся для их становления начальный капитал. Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы [26, с. 94]. 
     Олигополия. Главная ее особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической. Четко установленных границ между различными рынками, разумеется, нет, поэтому модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции. Классические олигополии образуются тремя — пятью производителями. Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов, дифференциация — на рынках потребительских товаров. Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией. 
     Важное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на конкурентном рынке цены пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то на олигополистическом — имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не столь часто. Очень распространено так называемое лидерство в ценах, когда их преимущество диктует одна ведущая фирма, а остальные олигополисты следуют за ней [26, с. 96].
     В соответствии с методами действия различают ценовую и неценовую конкуренцию.
     Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем, чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, а в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки. 
     Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. В конкурентной борьбе все большую роль стали играть надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товара, престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль. Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые фирмы.
     Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, т.е. недобросовестная конкуренция. Она выражается в: демпинговых ценах — продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; установлении дискриминационных цен или коммерческих условий; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг и др. [17, с. 35].
     На современном этапе экономического развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым для российской действительности, поэтому с точки зрения определения его экономической сущности необходимо внести уточнение самого термина «конкурентоспособность предприятия». 
     В общем случае термин «конкурентоспособность» определяется, как способность конкурировать, т.е. бороться или противостоять чему-либо. Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия проведем анализ литературных источников (таблица 1).

Таблица 1  - Обзор определений понятия «конкурентоспособность предприятия»
Определение
Автор
1) Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности
Донцова Л.В. [8, с. 129]
2) Свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, или конкурентоспособность — это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка
Дулисова И.Л. [9, с. 43]
3) Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов
Рубин Ю.Б. [32 с. 15]
4) Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами
Млоток Е. [12, с. 27]
5) Способность компании реализовывать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определенного уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала)
Джакот Д.Х. [8, с. 129]
6) Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки
Багиев Г.Л. [3, с. 56]
7) Свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном (внутреннем или внешнем) рынке
Фатхутдинов Р.А. [41 с. 156] 
8) Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал
Сергеев И.В. [8, с. 129]
9) Конкурентоспособность — это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов
Светуньков С.Г. [35, с. 264]
10) Конкурентоспособность — это способность страны или фирмы продавать свои товары
Рове М. [8, с. 129]
11) Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции
Мескон М.Х. [22, с. 199]
12) Конкурентоспособность предприятия — это способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей выполнение в полном объеме его финансово-экономических обязательств, а также качественный и количественный рост его потенциала
Самодуров Д.О. [33, с. 18] 
13) Конкурентоспособность — это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности
Петров В. [23, с. 21]


Продолжение таблицы 1
Определение

Автор
14)Конкурентоспособность — это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику
Селезнев А. [23, с. 22]
15) Конкурентоспособность предприятия — это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента
Миронов М.Г. [23, с. 27]
16) Основная составляющая конкурентоспособности предприятия — это эффективность использования его производственного потенциала (т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента)
Фигурнов Э.Б., Донец Ю.Ю. [23, с. 22]
17) Конкурентоспособность предприятия — это совокупность следующих характеристик: захваченная предприятием доля рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реализации, поставленной цели
Коно Т. [23, c. 24]
18)Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности
Ермолов М.О. [23, c. 24]
19) Конкурентоспособность предприятия — это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции
Яшин Н.С. [23, с. 25]

     По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
     1) большинство авторов не рассматривает понятие «конкурентоспособности предприятия» с точки зрения занимаемой доли рынка и конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятием. Такой подход является не совсем точным с точки зрения экономической сущности;
     2) конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов предприятия;
     3) конкурентоспособность предприятия является динамическим показателем, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов;
     4) конкурентоспособность предприятия является показателем относительным. Базой для сравнения являются аналогичные показатели конкурентоспособности предприятий-конкурентов либо идеальных (эталонных) предприятий;
     5) конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями. Тем не менее, предприятие является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары или услуги. Однако конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности товара;
     6) конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;
     7) конкурентоспособность предприятия — это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;
     8) конкурентоспособность предприятия показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;
     9) конкурентоспособность предприятия характеризует величину привлекательности данного предприятия для инвестора;
     10) на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние социальная среда;
     11) на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние экологическая среда.
     На основе проведенного исследования можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия — это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции [21, с. 93-94].
2. 1.2 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

     В отечественной и зарубежной литературе широко представлены факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества организаций. Разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области маркетинговых исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации.
     Факторы конкурентоспособности - явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально - экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности организации. Тогда, управление конкурентоспособностью организации – это обеспечение оптимального соотношения составляющих элементов (факторов) конкурентоспособности в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. 
     Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются. 
     Изучим основные подходы к набору факторов.
     Голубков Е. выделяет 16 факторов результативности деятельности организации: имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, научно-исследовательская и конструкторская база, мощность производственной базы и др. [7]. Факторы детализируются и дополняются факторами конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.
     Таран В.А. предлагает следующие основные факторы конкурентоспособности организации [37, с. 8]:
     1) экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль); 
     2) уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственного механизма с позиции нововведений и ответственности); 
     3) производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности; объем и направления капиталовложений, определяющих производственную политику и т.д.); 
     4) научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.); 
     5) финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала — отношение собственного капитала к общей сумме активов и т.д.); 
     6) репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность; 
     7) состояние и квалификация трудовых ресурсов.
     Шкардун В. предлагает следующие составляющие конкурентоспособности организации на рынке: конкурентоспособность предложения, конкурентоспособность ресурсов предприятия, конкурентоспособность менеджмента и конкурентоспособность предпринимательской идеи (видения) [42, с. 49].
     Конкурентоспособность предложения определяет текущую конкурентоспособность организации. При этом предложение представляет продукт, цену и сопутствующие услуги, т.е. то, что имеет полезность для потребителя. 
     Долгосрочная конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью располагаемых ресурсов (потенциала предприятия): финансовых, природных, материальных, технологических, производственных, кадровых и др. 
     Участие в конкурентной борьбе, грамотное использование имеющихся ресурсов определяется конкурентоспособностью менеджмента предприятия, прежде всего, высшего руководства. Способности топ-менеджеров к принятию важных стратегических решений, генерация новых идей в том темпе, который требует рынок, умение организовать их выполнение, готовность идти на разумный риск являются важными факторами конкурентоспособности менеджмента. 
     Связующим, базовым элементом указанных аспектов конкурентоспособности является конкурентоспособность предпринимательской идеи. Предпринимательская идея включает основное представление о продукте предприятия, о способе удовлетворения потребности клиентов, о способах развития потенциала и управления предприятием.
     Фасхиев Х.А. определяет конкурентоспособность организации через ее конкурентные преимущества [40, с. 55]. Успешное развитие организации в долгосрочной перспективе возможно только, если она сформирует свое конкурентное преимущество. Автор выделяет следующие виды конкурентных преимуществ:
     1) НИОКР, ноу-хау, уникальные технологии, способность создавать конкурентоспособную продукцию;
     2) инновационность, быстрая смена ассортимента в ответ на изменяющиеся предпочтения потребителей;
     3) наличие квалифицированного, лояльного компании и марке персонала. Является одним их наиболее трудных преимуществ для копирования конкурентами, так как помимо знания организации бизнес процессов требует значительного времени для подготовку персонала;
     4) хорошо отработанные, эффективные бизнес процессы: сбыт, маркетинг, управление и мотивация персонала, бюджетирование, планирование, управление проектами, управление качеством и т.д.;
     5) раскрученный сильный бренд;
     6) связи с поставщиками, особенно, если предоставляется возможность даже частичного контроля за сырьем и исходными материалами; 
     7) возможности лоббирования интересов компании или отрасли (связи с госструктурами); 
     8) способность обеспечения финансирования (связь с финансовыми институтами и инвесторами).
     Моисеева Н. в качестве критериев конкурентоспособности организации предлагает [25, с. 7]:
     9) критерий, отража.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.