- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Конфликт интересов на службе в органах внутренних дел и пути его разрешения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007604 |
Тема: | Конфликт интересов на службе в органах внутренних дел и пути его разрешения |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИя «АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «государственное и муниципальное управление» КАФЕДРА психологии, педагогики и организации работы с кадрами ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ) ТЕМА: «Конфликт интересов на службе в органах внутренних дел и пути его разрешения» Выполнил: Слушатель факультета № 2 – подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России группы 2232 майор полиции Р.Н. Шевченко Научный руководитель: Профессор кафедры психологии, педагогики и организации кадровой работы Академии управления МВД России, д. юрид. н., профессор Л.М. Колодкин Рецензент:___________________________________________________________________ ______________________________________ ______________________________________ Решение о допуске к защите: Начальник кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России полковник полиции Ю.Ю. Тарасов Дата защиты «__» ______ 2017 г. Оценка_____________________ Москва – 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………...……………………..3 Глава 1. Социально-правовое содержание конфликта интересов в органах внутренних дел…………..………………………………………..……12 § 1. Понятие конфликта интересов в российской правовой доктрине...12 § 2. Конфликт интересов в государственной и муниципальной службе…………………………………………………………………………….31 § 3. Особенности проявления конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел……………..…………...47 Глава 2. Основные направления совершенствования правового и организационного обеспечения разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел...……….…..69 § 1. Организация предотвращения и устранения конфликта интересов руководителями территориального органа внутренних дел…….……………69 § 2. Совершенствование правовой основы устранения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел………………………………………………………………………………...93 Заключение………………………………………………………….……111 Библиографический список………..........................................................113 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема противодействия коррупции и преступлениям, связанным со злоупотреблением должностными полномочиями, в том числе и с конфликтом интересов, стоит особенно остро. Об этом неоднократно заявлял Президент Российской Федерации В.В. Путин и Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцев. Так, как отметил в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России 15 марта 2016 года Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцев, «усилен контроль за соблюдением ограничений и запретов, связанных с прохождением службы, приняты дополнительные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Все больше сотрудников готовы противодействовать коррупции в собственных рядах. За последние годы число уведомлений о поступивших в их адрес коррупционных предложениях увеличилось более чем в 13 раз». Кроме того, Министр внутренних дел Российской Федерации особо подчеркнул, что «с целью уменьшения коррупционных рисков при общении водителей с сотрудниками дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции практически завершено оснащение всех патрульных автомобилей средствами видеонаблюдения». Тем самым, все предпринимаемые антикоррупционные меры должны носить комплексную, системную, адресную направленность, а сама антикоррупционная работа строиться на использовании мер упреждения, создании условий «невыгодности» коррупционного поведения. В связи с этим руководством МВД России уделяется пристальное внимание вопросам противодействия коррупции, в том числе и в самом ведомстве, указывается на необходимость создания полноценной, системной основы для противодействия коррупции, в том числе по профилактике коррупции в экономической и социальной сферах. Кроме того, особое внимание необходимо уделять именно на выявление и предупреждение коррупционных преступлений, совершаемых в крупном и особо крупном размерах, а также преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления. В указанном смысле одним из важных аспектов совершенствования деятельности государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной), а также муниципальной службы является создание эффективного механизма разрешения конфликта интересов. Понятие конфликта интересов, а также механизма его разрешения получили юридическое закрепление в ряде нормативных правовых актов: в Федеральном законе «О государственной гражданской службе», Федеральном законе «О противодействии коррупции», законопроекте «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации» и др. Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 г. № 821 созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. В системе органов внутренних дел сформированы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов. Установление механизма разрешения конфликта интересов в системе государственной службы фактически вводит обязательную профилактику использования служебного положения в личных интересах, в том числе и по отношению к должностным лицам органов внутренних дел. Этот механизм делает возможной поэтапную, последовательную работу по устранению из повседневной практики органов публичной власти ситуаций, способствующих, стимулирующих, а иногда порождающих использование должностных полномочий в своих личных интересах, провоцирующих не только коррупцию, но и снижающих эффективность деятельности всей системы государственной службы. В системе органов внутренних дел формируются лишь основы такого механизма. Можно предполагать, что его функционирование позволит осуществлять эффективное снижение уровня коррупции в органах внутренних дел, а также своевременное предупреждение коррупционных и иных должностных правонарушений. При этом конфликт интересов продолжает считаться достаточно сложной теоретической и практической проблемой. Остается открытым вопрос о предметной области самого конфликта интересов в системе государственной службы, конкретных формах и методах его разрешения, не разработан и не утвержден перечень относительно типичных ситуаций, порождающих конфликт интересов, не налажена система обучения государственных служащих поведению в ситуациях, связанных с конфликтом интересов. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования теоретических, правовых и организационных основ обеспечения разрешения конфликта интересов в системе государственной службы в целом и в органах внутренних дел, в частности. Степень разработанности научной проблемы. В общетеоретическом и методологическом аспектах проблема конфликта интересов рассматривалась в трудах зарубежных и отечественных ученых: Н.А. Андреева, В.М. Артемова, А.М. Бушуева, М.Р. Гилязевой, А.П. Гладилина, О.Н. Громовой, В.Е. Давидовича, Р. Дарендорфа, Д.И. Дедова, А.Н. Дементьева, В. Диксона, А.В. Дмитриева, А.К. Зайцева, А.Г. Здравомыслова, Г.Д. Зенченко, А.Д. Ильякова, Д.А. Керимова, Т.Н. Кильмашкиной, Е.А. Кирилловой, Л. Козера, Г.И. Козырева, Л.М. Колодкина, Л.Я. Косалс, В.Н. Кудрявцева, Т. Парсонса, Ф. Ротлисбергера, В. Скотта, Ю.А. Тихомирова, В.И. Чупрова, А.А. Цыбиковой, С.Ю. Щеколдина и других. В аспектах взаимосвязи конфликта интересов с коррупционным поведением данные вопросы исследованы в работах Д.И. Аминова, И.Я. Богданова, Б.В. Волженкина, Б.Я. Гаврилова, В.И. Гладких, К.И. Головщинского, В.В. Голубева, В.В. Гордиенко, П.А. Кабанова, А.П. Калинина, Н.Ф. Кузнецова, И.К. Кучерова, С.В. Максимова, И.Б. Малиновского, В.Д. Малкова, Д.К. Нечевина, В.С. Овчинского, Г.А. Сатарова, К.С. Соловьева и других. Следует отметить, что проблема конфликта интересов разрабатывалась не только в рамках конституционного, государственного и административного права, но и гражданского, корпоративного права. Так, в указанных аспектах эти вопросы рассматривались в работах В.В. Бородина, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.И. Гомолы, И.В. Гончарова, В.В. Долинской, К.В. Проничева, В.К. Пучинского, Р.О. Сбоева и других. При этом актуальным и новым является конфликт интересов в системе государственной службы. Данные вопросы в историческом, правовом, организационном и иных аспектах нашли отражение в работах В.Б. Аверьянова, А.П. Алехина, Г.В. Атаманчука, И.Л. Бачило, И.А. Василенко, Н.И. Глазуновой, М.Н. Делягина, А.Н. Дементьева, О.В. Казаченнкова, С.В. Качушкина, М.В. Костеникова, В.Н. Кудрявцева, А.В. Куракина, Б.М. Лазарева, В.В. Лобанова, К.О. Магомедова, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, А.С. Пиголкина, Ю.А. Розенбаума, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Федосенко, Э.А. Фокина, Т.Я. Хабриевой, С.Е. Чаннова, Е.Ф. Яськова и других. Вопросы зарубежного опыта в разрешении конфликта интересов в системе государственной службы изложены в работах Л.М. Евенко, В.П. Иванова, Х. Корнелиуса, В.В. Лобанова, А. Лоутона, А.В. Оболонского, Р. Преториуса, Р. Роуза, Д. Скотта, Н.В. Сивачева, Р. Фишера, Ш. Фэйера, У. Юри и других. Вопросы разрешения конфликта интересов в системе правоохранительной службы вообще и в системе органов внутренних дел, в частности, затрагивались в работах А.Г. Андриасова, В.К. Бабаева, С.В. Егорышева, А.П. Ипакяна, В.Я. Кикотя, Т.Н. Кильмашкиной, В.В. Кожевникова, В.Б. Козлова, Л.М. Колодкина, С.С. Маиляна, А.Ф. Майдыкова, В.Д. Малкова, Д.Д. Матвеева, А.М. Меховича, А.С. Мордовца, А.Д. Сафронова, Н.А. Тимербаевой, М.Г. Френкеля, А.Г. Хабибуллина, В.В. Черникова и других. Тем не менее, целостного видения правовых и организационных основ обеспечения разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел пока не сложилось. Желанием внести посильный вклад в формирование такого рода основ продиктовано избрание темы данной исследования. Цель исследования заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности предотвращения и разрешения конфликта интересов на службе в органах внутренних дел. Исходя из поставленной цели, определены и успешно решены следующие задачи исследования: - на основе действующего законодательства и трудов ведущих ученых-правоведов всесторонне проанализировано понятие конфликта интересов в российской правовой доктрине; - рассмотрена сущность и специфика конфликта интересов в государственной и муниципальной службе; - сформулированы особенности проявления конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел; - на основе изученных источников и личного практического опыта работы в ОВД обобщена система организации предотвращения и устранения конфликта интересов руководителями территориального органа внутренних дел; - предложены направления совершенствования правовой основы устранения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере предотвращения и разрешения конфликта интересов на службе в органах внутренних дел. Предметом исследования являются правоохранительные механизмы обеспечения эффективного и своевременного предотвращения и разрешения конфликта интересов на службе в органах внутренних дел. Методологическую основу исследования составили современные положения трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам урегулирования конфликта интересов в системе государственной службы, а также труды в области права, теории управления и организации правоохранительной деятельности. В работе использован широкий спектр методов исследования – системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой методы, а также статистический и социологический анализ. Нормативной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, международные нормативные правовые акты, действующее российское законодательство, нормативные правовые акты, определяющие правовой статус государственных служащих, ведомственные нормативные правовые акты и иные официальные документы. Эмпирическую базу исследования составили данные прикладных социологических исследований, проведенных сотрудниками РАГС, ВЦИОМ, негосударственных организаций относительно причин коррупции в государственном аппарате, а также мотивации коррупционного поведения государственных служащих, в том числе сотрудников органов внутренних дел, что позволило скорректировать полученные выводы и рекомендации практическим органам; материалы печатных и электронных СМИ относительно конфликта интересов, материалы уголовных дел, возбужденных в отношении государственных служащих и сотрудников органов внутренних дел по фактам злоупотребления служебным положением, должностного подкупа, а также материалы производств об административных правонарушениях со стороны сотрудников органов внутренних дел, связанных с конфликтом интересов. Также были использованы данные национальной статистики (Росстат), позволившие установить определенную взаимосвязь между ростом численности служащих государственного аппарата и масштабами конфликта интересов в системе государственной службы, его деструктивной и социальной опасности. Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области конфликтологии, социологии, экономики, экономического анализа, защиты экономических интересов, решения проблем обеспечения безопасности, статистики, философии, теории управления, уголовного, гражданского, уголовно-исполнительного, финансового и административного права, криминологии, уголовной политики, а также результаты научных исследований, проводившихся сотрудниками Академии управления МВД России и ряда других ведущих научных учреждений и образовательных организаций по вопросам предупреждения конфликта интересов. Исходными материалами для исследования также явились данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, репрезентативные информационные и статистические материалы правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, результаты научных исследований и практической деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и разрешению конфликта интересов, публикации в юридических изданиях, информация, размещенная по теме в сети Интернет. Научная новизна работы заключается в том, что в ней на основе комплексного анализа тенденций развития и функционирования института государственной службы Российской Федерации, самого феномена конфликта интересов в системе государственной службы разработаны научно обоснованные подходы к совершенствованию правовых и организационных основ обеспечения разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Апробация результатов исследования и внедрение. Сформулированные в магистерском исследовании теоретические материалы докладывались на заседаниях кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России. Кроме того, было осуществлено обсуждение материалов магистерской диссертации на двух научно-практических конференциях с последующим опубликованием научных статей: – Шевченко Р.Н. Особенности профилактики преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями сотрудниками Госавтоинспекции (на примере Республики Коми) // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XXXI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – 148 с. – С. 58-63. – Шевченко Р.Н. Причины совершения и меры противодействия злоупотреблению должностными полномочиями сотрудниками Госавтоинспекции // Сборник научных статей слушателей Академии управления МВД России, - М., 2015. С. 40-47. Структура работы обусловлена поставленной целью исследования и соответствующими ей задачами и включает в себя введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение и библиографический список. Глава 1. Социально-правовое содержание конфликта интересов в органах внутренних дел § 1. Понятие конфликта интересов в российской правовой доктрине Государственная служба, в том числе и служба в органах внутренних дел, представляет собой особый властный институт, осуществляющий функции публичного управления по подготовке и исполнению управленческих решений, посредством которых происходит реализация государственной политики. В свою очередь, специфика государственной службы предопределяет наличие многообразия противоречивых интересов – индивида, социальных групп, общества и самого государства, столкновение которых в управленческом процессе создает многообразие различных конфликтных ситуаций. Поиск наиболее оптимального соотношения частных и публичных интересов в административно-служебной среде определяет необходимость исследования механизма взаимодействия личности и государства, изучение особенностей которого способствует повышению эффективности управленческого процесса, в том числе направленного на противодействие коррупционным явлениям в сфере публичных правоотношений. Конфликт интересов как явление представляет сложную теоретическую и практическую проблему. Специалистами отмечается, что в большинстве стран, в том числе и в России, это правовая категория, обладающая неоднозначной характеристикой, размытыми границами между частными, государственными и общественными интересами, тяжело поддающаяся внутреннему и внешнему контролю, имеющая нечеткий, неясный и неполный механизм предотвращения и урегулирования. А.А. Храмкин характеризует конфликт интересов как ситуацию, когда лицо или организация выступают одновременно в нескольких лицах, цели которых не совпадают либо противоречат друг другу. Приведем определение, содержащееся в Руководстве Организации экономического сотрудничества и развития по разрешению конфликтов интересов на государственной службе, согласно которому конфликт интересов представляет собой конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами государственного должностного лица, при котором его частные интересы способны неправомерным образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций. По мнению П.М. Кудюкина, конфликт интересов – это «ситуация, когда противоречие между интересами государственного служащего как частного лица, а также связанных с ним лиц (группы лиц), интересами государства, выраженными в системе законодательных и иных нормативных правовых актов, и интересами третьих лиц создает объективную возможность для наступления негативных последствий в виде нанесения ущерба государству и (или) третьим лицам, наступившего в результате осознанных действий (бездействия) государственного служащего в нарушение им своих должностных обязанностей». Иными словами, конфликт интересов можно определить как ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего мешает объективному исполнению его должностных (служебных) обязанностей и противоречит публичным интересам государства. При этом конфликт интересов в системе государственной службы по своей природе и содержанию представляет собой в большей степени моральную коллизию государственных интересов и личных интересов должностного лица. На государственной службе конфликт интересов может существовать в различных сферах – экономической (бюджетной, сфере государственных закупок, конкурсов, приватизации), политической (выборы, членство в политических партиях) и должностной (поступление на службу, ее прохождение и увольнение). В каждой из указанных сфер конфликт интересов имеет специфические источники возникновения, проявления, возможные негативные последствия и способы разрешения. В 2001 году Президентом Российской Федерации утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (далее – Концепция), мероприятия которой были направлены на кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создания ее целостной системы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации. Указанной Концепцией также было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Практика реализации данной Концепции и федеральных программ реформирования и развития государственной службы Российской Федерации в 2003-2013 годах, опыт совершенствования государственного управления в зарубежных странах показывают, что внедрение современных принципов и технологий на государственной службе является сложным и многофакторным процессом. Предлагаемые мероприятия по развитию системы государственной службы должны способствовать постоянному совершенствованию законодательной базы, оптимизации расходов на государственное управление, обеспечение деятельности федеральных государственных органов и предоставление государственных гарантий федеральным государственным служащим из федерального бюджета. В настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан проект Указа Президента РФ «О федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)» и плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)», предусматривающий в качестве основных направлений реализации данной программы следующие мероприятия: - внедрение современных принципов организации государственной службы; - формирование новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы; - повышение качества отбора для замещения должностей государственной службы; - внедрение комплексной оценки государственных служащих; - обеспечение непрерывного профессионального развития государственных служащих; - развитие многофакторной системы мотивации государственных служащих; - внедрение антикоррупционных кадровых технологий на государственной службе; - обеспечение открытости государственной службы, в том числе посредством повышения качества предоставления государственных услуг, расширения общественного участия. С целью реализации положений вышеназванной Концепции и нормативного оформления государственной службы как системного института издан Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», в ст. 10 которого указано, что порядок разрешения конфликта интересов устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Принятый позднее Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Позднее, с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», было законодательно закреплено несколько иное понятие конфликта интересов. В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона под конфликтом интересов принято понимать ситуацию, при которой «личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)». Согласно ч. 2 ст. 10 анализируемого Федерального закона под личной заинтересованностью понимается «возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 рассматриваемого Федерального закона, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями». Приведенные понятия используются также для целей Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с ч.1 ст. 19 данного нормативного правового акта. Использование словосочетания «конфликт интересов» для характеристики процессов и явлений в сфере публичного управления было вызвано необходимостью предотвращения влияния на государственного служащего каких-либо частных интересов, способных повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей. В целом можно отметить, что конфликт интересов на государственной службе рассматривается как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями. Для целей Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» также используется понятие «конфликт интересов», закрепленное в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции». Анализ положений законодательства Российской Федерации и публикаций по проблемам прохождения государственной службы показывает, что понятие «конфликт интересов» тесно связано с таким социально-правовым явлением как «коррупция», в связи с чем научный интерес представляет проведение анализа соотношения названных категорий. В становлении правового государства, повышении качества и эффективности государственного управления, в том числе и в вопросах, связанных с усилением ответственности органов публичной власти и должностных лиц за свою деятельность, важное место отводится формированию правовых механизмов противодействия коррупции. Проблема коррупции – достаточно сложная, системная и многоаспектная проблема. На протяжении всей истории человеческого общества коррупция сопровождала государственное управление и, более того, возможно, даже стала его системным элементом. Коррупция, как социально-негативное явление в обществе, существовала всегда, как только сформировался управленческий аппарат, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития. Непосредственно термин «коррупция» пришел из римского права, в котором явление «corrumpire» понималось самым общим образом – разламывать, портить, разрушать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие. Данный термин применялся в тех случаях, когда в деятельности участвовало несколько (не менее двух) лиц, целью которых являлась «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. На международном уровне свое нормативное закрепление термин «коррупция» получил в резолюции Практические меры борьбы с коррупцией, подготовленной секретариатом восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившего в Гаване в 1990 г., где речь идет о «нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности». Большинство исследователей сводят определение коррупции к взятке и злоупотреблению служебным положением. В этом же ключе определяют коррупцию и международные организации. Например, в Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением». Определения, которые можно обнаружить в современной отечественной литературе, принадлежат, в первую очередь, правоведам, что неудивительно, поскольку именно в 90-е годы XX века предпринимались неоднократные попытки законодательно определить и коррупцию, и меры по наказанию за коррупционные действия. Приведем одно из наиболее приемлемых, на наш взгляд, определений, данное Л.В. Астафьевым: «незаконное использование должностными лицами своего статуса или вытекающих из него возможностей в интересах других лиц с целью получения личной выгоды». На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается поступательный и интенсивный рост числа и видов коррупционных правонарушений, что связано, в первую очередь, с общим снижением духовно-нравственного потенциала общества, с господствующим в нем правовым нигилизмом, ослаблением государственного контроля и несовершенством действующего законодательства. В этой связи разработка мер по противодействию коррупции и их практическая реализация стали очевидной необходимостью. Выявление основных направлений борьбы с коррупцией в процессе осуществления административной реформы и их закрепление в отечественном законодательстве основывалось на разработанных к этому времени актах международного права и практике передовых зарубежных стран. Это, прежде всего, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и принятая ранее Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ, в соответствии с которым Конвенция ООН против коррупции вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г. Позднее Россия Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, которая предусматривает ужесточение уголовного преследования за подкуп публичных должностных лиц, за злоупотребление влиянием в корыстных целях, за отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, за правонарушения в сфере бухгалтерского учета, а также определяет основные меры для достижения данных целей. В соответствии с требованиями международного права был издан Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции», разработан Национальный план противодействия коррупции и приняты соответствующие федеральные законы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» под коррупцией в настоящее время принято понимать злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. При сравнении понятий «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность», содержание которых раскрывается в действующем законодательстве Российской Федерации, можно сделать следующие выводы. Понятия «коррупция» и «конфликт интересов» объединены общим последствием, а именно: общей направленностью на причинение вреда (вопреки) правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Термины «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность» объединены общим методом достижения личной выгоды (доходов), а именно: незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения или негативным (аморальным) влиянием на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей. Кроме того, указанные дефиниции объединены общим результатом, получаемым при злоупотреблении служебным положением в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции констатируется, что служебные проступки и нарушения, возникающие в результате конфликта интересов, рассматриваются теперь как вид или форма противоправного поведения государственных служащих. Для увольнения с должности в связи с конфликтом интересов, как правило, даже не требуется доказательства получения чиновником личной выгоды. Достаточно наличия самого конфликта интересов, что само по себе признается опасной для общества предпосылкой коррупции. Приведем пример. Исполняющий обязанности заместителя начальника полиции – начальник ОГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району Республики Коми Д.М. Выплов, зная, что в должности инспектора по исполнению административного законодательства ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району проходит службу Н.Ф. Выплова, с которой он состоит в отношениях близкого родства (мать), и в связи с этим может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью, правами, законными интересами граждан, организаций, общества и государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, т.е. возникновение конфликта интересов, зная ограничения, обязанности и запреты, связанные с прохождением службы в полиции, своевременно не принял мер по недопущению возможности возникновения конфликта интересов, и не уведомил в письменной форме своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов. В результате в период с 20.07.2012 г. по 20.11.2012 г. Н.Ф. Выплова находилась в его подчиненности. За допущенные нарушения приказом Министра внутренних дел по Республике Коми майору полиции Выплову Денису Михайловичу, начальнику ОГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району, майору полиции Выпловой Надежде Фалалеевне, инспектору по исполнению административного законодательства ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району и подполковнику внутренней службы Смирнову Александру Викторовичу, помощнику начальника ОМВД России по Княжпогостскому район....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: