VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Комплексное исследование сущностиконкурсного производства, его правового регулирования согласно действующему

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010488
Тема: Комплексное исследование сущностиконкурсного производства, его правового регулирования согласно действующему
Содержание
Содержание



Введение	2

Глава 1. Общие положения конкурсного производства	5

1.1. Понятие конкурсного производства	5

1.2. Открытие конкурсного производства	10

Глава 2. Правовое положение участников конкурсного производства	18

2.1. Должник как участник конкурсных отношений	18

2.2. Кредиторы как участники конкурсных отношений	20

2.2. Конкурсный управляющий как участник конкурсных отношений	35

Глава 3. Порядок проведения конкурсного производства	43

3.1. Формирование конкурсной массы	43

3.2. Удовлетворение требований кредиторов	59

Заключение	76

Список использованных источников и литературы	79

Введение


    Актуальность темы.Рыночная экономика предполагает активное участие вэкономической жизни государства различных его участников – хозяйствующих субъектов. Однако не все участники способны эффективно осуществлять свою деятельность в экономических отношениях. Время от времени многие из них могут сталкиваться с определенными финансовыми трудностями.Вэтой ситуации некоторые могут оказаться способными восстановить свое финансовое состояние и продолжить осуществлять рентабельную деятельность, другие жесправиться с возникшим кризисом будут не в состоянии. Поэтому, если цель не оправдывает средства, субсидировать такого субъекта в попытках его оздоровления не имеет смысла и гораздо правильнее будет его ликвидировать. В этом смысле институт несостоятельности является неким «санитаром», который оказывает определенное правовое воздействие на слабых в производственном или организационном плане хозяйствующих субъектов1.А инструментом исключения таких слабых участников из экономического оборота выступает конкурсное производство.

    Актуальность данного исследования определяется наличием множества теоретических и практических проблем, связанных с проведением этой стадии несостоятельности (банкротства). Это обусловлено разными причинами: как объективными, выраженными динамикой развития экономических и правовых отношений, наличием огромного массива нормативно-правовых актов разного уровня, регулирующих данные отношения, наличием ошибок и пробелов в законодательстве, так и субъективными: определенными проблемами толкования и понимания соответствующих норм правоприменителями и другими. Важно, что эффективный режим несостоятельности послужит мощным фактором надежного экономического развития, гарантией возвратности долгов и укрепления коммерческих отношений2.

    Конкурсное производство представляет собой завершающую процедуру банкротства предприятия должника. Нормы, регулирующие данную процедуру составляют конкурсное право, которое понимается как совокупность норм,


1 Лукьянова С.В. Несостоятельность (банкротство) некоммерческих организаций: дис. … канд.юрид. наук. Рязань. 2006. С. 3.

2 Юдин В.Г. Несостоятельность (банкротство). Исторический аспект // Вестник ВАС РФ. 2002. № 1. С. 155.

2

регулирующих отношения между должником, не исполнившим взятые на себя обязательства в течение определенного времени его кредиторами, третьими лицами, устанавливающая их права и обязанности.

    Юридические лица осуществляя свою деятельность, участвуя в экономических отношениях с гражданами, организациями, государственными органами, берут на себя определенные обязательства. В ситуации, когда размер денежных обязательств, вытекающих из договора или закона превышает определенный законодательством предел, должник может быть признан несостоятельным (банкротом). В этом случае прекращается его деятельность, а имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов по правилам очередности, установленным законодательством.

    Таким образом, институт несостоятельности и банкротства призван решить две главные задачи:

? обеспечить защитой должника, который не в состоянии исполнить требования кредиторов;

? защитить интересы кредиторов от неправомерных действий по отношению друг к другу и со стороны должника, путем обеспечения сохранности имущества и его справедливого распределения между кредиторами.

    Поэтому более эффективная правовая регламентация отношений несостоятельности (банкротства) выступит залогом здорового положения предпринимательства, повышения устойчивости экономических отношений,

защищенности участников оборота, станет фактором надежного экономического развития в целом.

    Объектом исследования выступают общественные отношения,складывающиесямежду неплатежеспособным должником - юридическим лицом, его кредиторами и третьими лицами, возникающие на различных стадиях конкурсного производства.

    Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы российскогоправа, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся при проведении процедур конкурсного производства, а также судебно-арбитражная практика, научные взгляды, теории, концепции в изучаемой области.

    Целью настоящей работы является комплексное исследование сущностиконкурсного производства, его правового регулирования согласно действующему


3

законодательству, а также выявление проблемных и спорных вопросов, возникающих

в ходе реализации данной процедуры. Задачи бакалаврской работы:

? раскрыть понятие конкурсного производства, изучить его сущность;

? определить правовой статус каждого из субъектов конкурсного производства;

? исследовать стадии конкурсного производства, выявить проблемные стороны их практической реализации.

    В качестве теоретической основы изучения широко применялись труды и учебные пособия российских авторов, таких как: Витрянский В.В., Телюкина М.В.,

Пахаруков А.А., Семеусов В.А., Говоруха М.А., Карнаух В.П., Дорохина Е.Г., Попондопуло В.Ф., Егоров А.В.,Шишмарева Т.П.,Сторчак Н.Ф., Марчевская А.М., Цветкова И.О., Степанов Е.И., Карелина С.А., Кораев К.Б., Павлодский Е.А.,Старостина Т.В., Шершеневич Г.Ф., Матвеева Е.Н., Поташник О.А., Никитина О.А., Круглова О.Г., Чернова М.В. и других.

    Методологическая основа. При написании бакалаврской работы былииспользованы следующие методы исследования: анализ, синтез, статистическое изучение, метод экспертных оценок, анализ литературных источников и документов.

    Структура данной работы состоит из введения,трех глав,заключения и спискаиспользованных источников и литературы.





























4

Глава 1. Общие положения конкурсного производства


1.1. Понятие конкурсного производства


     Конкурсное производство как процедура представляет собой огромный интерес для изучения, поскольку она непосредственно связана с признанием должника банкротом и определяет дальнейшие действия, направленные на удовлетворение требований кредиторов. Это единственная процедура в банкротстве, которая заканчивается ликвидацией юридического лица.

     Само банкротство на практике случается довольно часто. Только за 2015 г. в РФ арбитражными судами субъектов было принято к производству 41 040 заявлений о признании должников несостоятельными. Из них вынесено 14 916 решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, которое в отношении 11 631 дел было завершено3.

     Конкурсное законодательство России берет свое начало в 18 веке. При этом, некоторые элементы конкурсных отношений можно встретить еще в Русской Правде, Псковской судной грамоте, Судебниках 15-16 вв, Соборном уложении 1649 г. Однако, детального регулирования в те времена не было ввиду отсутствия объективной необходимости, определенной уровнем экономических отношений, существовавших в те времена,а действовавшие нормы носили бессистемный характер. Со временем по мере развития экономики и с учетом возникающих проблем развивалось законодательство о банкротстве. В досоветский период развития можно выделить такие правовые акты как: Указ 1736 г., Устав о банкротах 1740 г., Банкротский устав 1753 г., разработанные, но неутвержденные Уставы 1763 г. и 1768 г., действовавшие Устав о банкротах 1800 г., Устав о торговой несостоятельности 1832 г., а также ряд других актов разной правовой природы, издававшихся до 1884 г.,

с разных сторон детализирующих данное законодательство. Все эти акты дейстовали вплоть до 1917 года, поэтому споры, возникшие по таким отношениям до 7 ноября

1917 года, не принимались и не рассматривались советскими судами4.






3Данные судебной статистики Судебного департамента ВС РФ. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=34231, доступ свободный.

4Гражданский кодекс РСФСР. М., 1931. С. 1.
5

     В советский период с началом проведения в 1921 г. новой экономической политики и возникновения свободного товарооброта вновь появилась необходимость

в правовом регулировании отношений банкротства. Действовавший ГК РСФСР включал лишь упоминания о положениях о несостоятельности, но не включал самого понятия и механизма признания должников банкротами. В связи с чем, суды применяли дореволюционные законодательные акты, в том числе Устав 1832 г. Как отмечал А.Ф. Клейнман, происходила рецепция дореволюционных правил о

несостоятельности и воскрешение дореволюционного конкурсного права5. Затем в период с 1927 по 1929 гг. соответствующими декретами ВЦИК и СНК ГПК РСФСР 1923 г. был дополнен главами 37, 38, 39, которые закрепили механизмы проведения процедур несостоятельности разных лиц. Как справедливо отмечает М.В. Телюкиина,

в советское время, когда в стране действовала плановая экономика и существовала практически лишь государственная собственность, конкурсные отношения не могли существовать впринципе, поскольку данный институт несовместим с такой моделью
экономики и не может к ней приспособиться6. Поэтому переход российской экономики к рыночным отношениям, их развитие, поставил вопрос о возрождении институтов права, регулирующих предпринимательскую деятельность, в числе

которых значится институт несостоятельности (банкротства)7.

     Российский этап развития конкурсного права берет свое начало с 14 июня 1992 г. после издания Указа Президента РФ № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Немного позже 19 ноября 1992 г. был принят Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", который был на тот момент очень актуален, поскольку позволил осуществлять банкротство определенных субъектов. В 1997 г. был принят ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и вступил в силу с 1 марта 1998 г. Как отмечалось учеными, Закон дал возможность банкротам возобновить бизнес, а кредиторам - максимально удовлетворить свои требования8, а




5Клейнман А.Ф. О несостоятельности частных лиц по советскому процессуальному праву. Иркутск, 1929. С. 3.
6Телюкина М.В. Конкурсное право: Гражданско-правовые проблемы: дис. … д-раюрид. наук. Москва. 2003. С.
75.
7Архипов И.В. Конкурсный процесс в системе торгового права России XIX века // Правоведение. 1999. №1.// КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

8Горбунцов Ю. Вы банкрот, гражданин! // Российская газета. 1998 г. 10 марта.
6

также сталобеспечиваться баланс дел и интересов участников конкурсного процесса9.

А 27 сентября 2002 г. Государственной Думой РФ был принят ныне действующий ФЗ № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который ввел ограничения управляющего воздействия кредиторов и арбитражного управляющего за счет допуска должника (его участников) к управлению, в том числе по вопросам согласованию мер восстановления платежеспособности, составления и реализации

плана финансового оздоровления10.

     Конкурсное право представляет собой определенную совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в области несостоятельности (банкротства), включающую в себя комплексный институт, регламентирующий отношения между должником, вовремя не исполнившим обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц, а также институт, регулирующий механизм проведения,

определенных Законом о несостоятельности, мероприятий11.

     Понятия «конкурсное право» и «конкурсный процесс» еще дореволюционными учеными использовались как синонимы, что как отмечает М.В. Телюкина,

обусловлено взаимосвязанностью материальных и процессуальных норм конкурсного права12.

     Тем не менее, современная правовая доктрина содержит определения понятия конкурсного процесса, несколько отличающиеся по содержанию от определения понятия конкурсного права, приведенного выше. Так, Т.П. Шишмарева определяет конкурсное производство как судебную процедуру ликвидации юридического лица или распределения имущества физического лица, которая применяется к должнику, признанному несостоятельным по решению суда, проводимая под контролем судебного органа для достижения главной цели –соразмерного удовлетворения требований кредиторов13.

     Также внаучной литературеможно встретить множество и других определений. По мнению О.А. Никитиной конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника


9Титова Е. Банкротство станет выгодным и должникам, и кредиторам // Финансовые известия. 1998. 26 фев.
10Фролов И.В. Правовое регулирование и механизмы управления финансовой несостоятельностью (банкротством) хозяйствующих субъектов: вопросы теории и практики. Учебное пособие. 2011. С. 47.

11Ткачев В.Н. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: Учебное пособие. 2012. С.7.
12Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). 2002. С. 7-8.

13Шишмарева Т.П. Конкурсное производство: понятие и признаки // Вестник гражданского процесса. 2012.№ 1.
7

несостоятельным (банкротом), цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга14.

     В.Н. Ткачев отмечает, что это ликвидационная стадия развития конкурсных отношений, когда уже не идет речь о спасении должника, но спасение бизнеса впринципе еще возможно15.

     Законодательное определение конкурсного производства дано в ст. 2 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому конкурсное производство – это процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов16.

     Анализируя доктринальныеподходы к пониманию конкурного производства и понятие,указанное в Законе о несостоятельности, можно прийти к выводу, что законодатель использует его в узком смыслекак определенную стадию, наступающую

в случае признания арбитражным судом факта неспособности должника восстановить свое финансовое равновесие. При этом, приведенное выше В.Н. Ткачевым первое определение понятия конкурсного права, употреблено в широком смысле как система правовых норм, регулирующих соответствующие отношения.

Конкурсное производство имеет целью:

? соразмерно удовлетворить требования кредиторов;

? освободить должника от долгов;

? защитить стороны от неправомерных действий по отношению друг к другу;

? произвести ликвидацию должника – неплатежеспособного юридического лица. Таким образом, конкурсное производство представляет собой систему

мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение ликвидаций должника – юридического лица, максимальное удовлетворение требований кредиторов должника в соответствии с принципами очередности, соразмерности, пропорциональности с последующим исключением



14Никитина О.А. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника // Хозяйство и право. 1996. № 6. С.92.

15Ткачев В.Н. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: Учебное пособие. 2006. С. 157.

16 Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 29.12.2015)// СПС «КонсультантПлюс» Режим доступа: НБ ТГУ.

8

юридического лица из реестра действующих17.

Данная процедура вводится в тех случаях:

? если после проведения процедуры наблюдения арбитражным судом будут установлены признаки банкротства должника, при этом не будет оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления вынесения иных актов (определения об оставлении заявления без рассмотрения или утверждении мирового соглашения, прекращении производства по делу).

? когда продерура внешнего управления не принесет положительных результатов.

     Отсюда следует что, конкурсное производство вводится по остаточному принципу – при отсутствии оснований для введения реабилитационных процедур18.

     С открытием конкурсного производства в ЕГРЮЛ вносятся сведения о признании должника банкротом, которые проходят проверку достоверности и публикуются в специальном издании, в качестве которого в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 1049-р определена газета «Коммерсантъ».Сообщения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства публикуются по правилам ст.ст. 28, 128 Закона о несостоятельности.

     После опубликования указанных сведений информация о финансовом состоянии должника прекращает относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну (ст. 126 Закона о несостоятельности) и является открытой и общедоступной (п. 2 ст. 28 Закона о несостоятельности).

     Заключительной целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. В свзи с этим возникает потребность в создании условий, при которых бы обеспечивалась охрана должника, кредиторов, иных лиц, причастных к банкротству, от совершения неправомерных действий по отношению друг другу. Поскольку иногда случаются самосуды кредиторов над неплат?жеспособными должниками, применение насильственных мер должников против кредиторов, требующихот них возврата долгов, а также продажа долгов недобросовестным организациям, занимающимся вымогательством, которые нередко


17ЗенинИ.А., ВороновВ.С. Гражданско-правовое регулирование несостоятельности (банкроства) / Учебное пособие. 2007.
18 Химичев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве / - М.: ВолтерсКлувер, 2005. С. 55.

9

именуются коллеторскими, однако проводят свою деятельность вопреки закону.При этом некоторая регламентация работы специалистов по просроченной задолженности имеется в частности в ФЗ «О потребительском займе»19, который, в частности, содержит перечень и особенности действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности по договору потребительского кредита (займа). Кроме того, Государственной Думой ФС РФ рассматривалась возможность принятия особого закона, регулирующего работу коллекторов20.

     Таким образом, для того, чтобы не спровоцировать кредиторов и должников к противоправным акциям необходимо строгое соблюдение правил конкурсного производства, что будет достижимо при наличии эффективной и реально действующей нормативной базы, регулирующей данную процедуру.


1.2. Открытие конкурсного производства


     Конкурсное производство – обязательная процедура, проводимая после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

Для того, чтобы инициировать данную процедуру, необходимо подать арбитражный суд заявление, в котором нужно доказать наличие определенных признаков банкротства. Такие признаки в отношении юридического лица закреплены в ст. 65 ГК и ст.ст. 2, 3, 6, 7 Закона о несостоятельности.

Соответсвенно юридическое лицо может быть признано неплатежеспособным,

если:

? должник не производил платежей по своим обязательствам более 3 месяцев;

? величина требований составляет не менее 300 тыс. рублей.

     Перечисленные признаки В.Ф. Попондопуло относит к внешним (очевидным), то есть таким, которые явно свидетельствуют о неплатежеспособности должника и являющимся материально-правовым основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве21. Как отмечает Цветкова, суд, принимая решение о возбуждении производства по заявлению, не вправе оценивать заявление по существу требований и


19Федеральный закон № 353-ФЗ от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)» (ред. от 21.07.2014) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: НБ ТГУ.
20 Проект федерального закона № 884052-6 «О коллекторской деятельности в Российской Федерации» (внесен

18. 09.2015) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: НБ ТГУ.
21Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие. 2014. С. 8.
10

обязан принять заявление к производству по формальным признакам22. При этом В.Ф. Попондопуло выделяет еще одну группу признаков – сущностных, они в свою очередь составляют критерий неоплатности. К ним он относит:

? неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

? превышение  суммы  обязательств  должника  над  стоимостью  принадлежащего

имущества23.

     Таким образом, неоплатность - это такая ситуация, когда стоимость имущества должника меньше стоимости его обязательств, т.е. когда установлено, что всех средств должника недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов.

Положительной стороной этого критерия является то, что с его помощью можно с высокой вероятностью определить факт неспособности должника участвовать в гражданско-правововых отношениях, ввиду неудовлетворительного положения его баланса. К отрицательной стороне относится потребность в проведении сложных бухглатерских подсчетов, а также возложение на суд дополнительных не свойственных ему функций по анализу и подсчету документов, поскольку для квалификации банкротства должника эти признаки еще предстоит установить арбитражному суду24.

     Стоит заметить, что в настоящее время для квалификации банкротства используется как раз критерий неплатежеспособности, вытеснивший критерий неоплатности еще в дореволюционное время, ввиду его неэффективности, в частности для охраны кредита25, что в процессе экономического развития, развития торговли, становления капиталистического производства привело со временем к отказу от принципа неоплатности26. Тем неменее, неоплатность применяется к юридическим лицам в случаях, установленных Законом.

Кроме  того,  если  должник  не  имеет  возможности  заплатить  по  счетам,  и


22 Цветкова И. Проводя процедуры банкротства... // Арбитражный управляющий. 2010. № 5.// КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
23Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие. 2014. С. 8.
24Свирин Ю.А. Конкурсное право. 2006. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

25Трайнин А. Несостоятельность и банкротство. Санкт-Петербург. 1913. С. 14.
26Кораев К.Б. Правовое положение неплатежеспособного должника: дис. … д-ра юрид. наук. Санкт-Петербург. 2014. С. 31.

11

никаких поступлений на его счет в дальнейшем не ожидается, то в этом случае также может идти речь о проведении конкурсного производства. Как справедливо отмечает Карелина С.А., важную роль играет сам факт невозможности восстановления платежеспособности должника27.

     С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства согласно ст. 126 Закона о несостоятельности происходят следующие юридические последствия:

     1) наступает срок исполнения всех денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Это значит, что денежные кредиторы, у которых по договору не наступил срок исполнения требований, могут предъявить свои требования должнику, а сроком их исполнения будет дата принятия указанного выше решения;

2) прекращается  начисление  финансовых  санкций,  в  том  числе  неустоек,

штрафов, пеней, процентов по всем видам задолженности, за исключением текущих платежей. Исследуя это положение А.Н. Семина выдвигает мнение о том, что поскольку сразу после открытия конкурсного производства срок исполнения обязательств считается наступившим, то и проценты, не являющиеся санцией, не должны начисляться28.

     3) сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну (например, сведения о составе имущества должника, сведения о контрагентах и сделках должника, информация о хозяйственных операциях и т.д.). После чего к ним должен быть обеспечен быстрый и свободный доступ для любого заинтересованного лица. При этом данное правило относится только к информации о финансовом состоянии должника - остальные же конфиденциальные сведения, например,

информация о ноу – хау таковыми и остаются;

     4) устанавливается особый режим совершения сделок, направленных на передачу имущества должника в пользование третьим лицам или его отчуждение, то есть их совершение допускается исключительно в порядке, предусмотренном для конкурсного производства;

5) прекращается  исполнение  исполнительных  документов,  исполнявшихся  в




27Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. 2008. С. 161.
28Семина А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника – юридического лица. М., 2004. С. 87.
12

ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления по требованиям кредиторов, исключения предусмотрены Законом о несостоятельности. В частности, продолжается исполнительное производство по взысканию текущих обязательств, по исполнению требований, на которые действие Законане распространяется. Исполнительные документы, по которым прекратилось исполнение, передаются конкурсному управляющему.

     6) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона о несостоятельности, и требований

о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. То есть, субъекты названных требований не могут потребовать их исполнения в исковом порядке, поскольку все указанные требования являются денежными;

     7) снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

     8) исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом о несостоятельности, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему;

     9) исполнение обязательств должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и случаях, которые установлены главой 7 Закона о несостоятельности;

     10) назначается конкурсный управляющий, который будет осуществлять все мероприятия конкурсного производства. При этом полномочия руководителя

должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об

13

условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника прекращаются.

     С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства начинает исчисляться срок,

установленный для данной процедуры.Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 50 Постановления по этому поводу разъяснил следующее: «срок, на который первоначально вводится конкурсное производство, указывается в решении о признании должника банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения (а в случае отдельного объявления его резолютивной части - с даты ее объявления)».

С ходатайством о признании  должника  банкротом и  открытии  конкурсного

производства арбитражный управляющий обращается в арбитражный суд.Онруководствуется решением собрания кредиторов, полученным по итогам рассмотрения собранием кредиторовотчета должника и заключения арбитражного управляющего.

     При этом суд не всегда удовлетворяет такое ходатайство, пойдя против воли кредиторов.П. 3 ст. 75 Закона о несостоятельности названы ситуации, когда суд вправе решить ввести финансовое оздоровление, даже если собрание кредиторов высказалось за конкурсное производство:

     1. Если об этом имеется ходатайство должника и представлены банковские гарантии в качестве обеспечении исполнения обязательств.

2. Послепроведенияпервогособраниякредиторовпоявились


обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена29.Также возможны и другие случаи, прямо предусмотренные в законе.

     В соответствии с п. 2 ст. 124 Закона о несостоятельности конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев (в редакции, действовавшей до 30.12.2008 - сроком на год). При необходимости срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству coбpaния кpeдитopoв, кoнкypcнoгo yпpaвляющeгo, тaк и иныx лиц, yчacтвyющиx в дeлe не более чем на шесть месяцев. В



29Свирин Ю.А. Конкурсное право. 2006. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2016.
Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

14

этом случае арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона о несостоятельности(п. 3 ст. 124).

На продолжительность периода проведения кoнкypcнoго пpoизвoдcтва

влияют	конкретные	обстоятельства	и	условия,	в	которых	будет	происходить

реализация	мероприятий	данной	процедуры,	в	чacтнocти,	aнaлизa	финaнcoвoгo

cocтoяния дoлжникa, пpинятия мep, нaпpaвлeнныx нa пoиcк, выявлeниe и вoзвpaт

имyщecтвa дoлжникa, нaxoдящeгocя y тpетьиx лиц, кoнкypcным yпpaвляющим.

     Оcнoвaниями для пpoдлeния cpoкa кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa могут являться: принятие мер к поиску и возврату имущества должника, пpoдaжa имуществa дoлжникa, пpeдъявлeниe иcкoв o пpизнaнии нeдeйcтвитeльными cдeлoк, coвepшeнныx дoлжникoм, иcпoлнeниe peшeний пo yкaзaнным иcкaм, длительность процедуры реализации имущества. Пpи тaкиx oбcтoятeльcтвax пo xoдaтaйcтвy лицa, yчacтвyющeгo в дeлe, apбитpaжный cyд мoжет вынecти oпpeдeлeниe o пpoдлeнии yкaзaннoгo cpoкa, которое исполняется немедленно и может быть обжаловано (п. 3 ст. 124).

     В качестве обоснования продления срока проведения конкурсного производства помимо указанных выше оснований в определниях суда указываются также следующие причины:

- необходимость завершения инвентаризации имущества должника;

- необходимость завершения формирования конкурсной массы должника;

- взыскание дебиторской задолженности;

     - не утвержден порядок продажи имущества должника, являющегося предметом залога;

     - предоставление конкурсному управляющему времени для закрытия расчетного счета должника, подготовки итогового отчета о результатах проведения процедуры конкурсного производства;

- проведение мероприятий по реализации выявленного имущества должника;

- проведение расчетов с кредиторами;

- необходимостьпривлеченияксубсидиарнойответственности





15

контролирующих должника лиц30.

     Арбитражный суд в определении может указать конкурсному управляющему на необходимость активизировать работу по завершению конкурсного производства.

     Следует иметь ввиду, что при определении или продлении срока конкурсного производства необходимо руководстоваться положением п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ где указано, что суд одновременно должен назначить судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства. В случае продления срока новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего. Перед судебным заседанием арбитражный управляющий обязан заблаговременно направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Закона о несостоятельности31.

     Специалисты отдела обобщения судебной практики Томского арбитражного суда изучили 33 дела о банкротстве, рассматриваемых судьями Арбитражного суда Томской области, производство по которым не завершено (из них: по 5 делам производство возбуждено в 2006 - 2008 гг.; по 13 делам - в 2009 г.; по 8 делам - в 2010 г.; по 3 делам - в 2011 г. по 4 делам - в 2012 - 2013 гг.).

     Согласно полученной ими статистике производство продлевалось 253 раза (по состоянию на 26.05.2014), в том числе: на 6 месяцев - 174 (69% от общего числа продлений); на 5 месяцев - 9 (3,5%); на 4 месяца - 19 (7,5%); на 3 месяца - 40 (16%); на 2 месяца - 9 (3,5%); на 1 месяц - 2 (0,8%)32.

     В исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства, в частности, если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной







30Белоконь И.А., Лебедева К.Ю., Осокин И.А. Продление конкурсного производства // Арбитражный управляющий. 2014.№ 6. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

31Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 22.06.2012 г. «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: НБ ТГУ.

32Белоконь И.А., Лебедева К.Ю., Осокин И.А. Указ. соч. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

16

ответственности33.

     Вместе с тем, арбитражный суд в одном из Постановлений прямо указал, что несмотря на наличие в Законе о несостоятельности определенных сроков проведения

конкурсного производства, ограничения по предельно допустимой продолжительности указанной процедуры отсутствуют34.

     Истечение срока конкурсного производства не приведет к его завершению и прекращению полномочий конкурсного управляющего. В этом случае он также продолжит осуществлять все необходимые мероприятия, в том числе по распоряжению имуществом должника (включая право распоряжаться его счетом).















































33Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 22.06.2012 г. «О некоторых пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.