VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Комплекс теоретических, практических и методических подходов к оценке кредитоспособности, а также методики оценки кредитоспособности заемщиков юридических лиц

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011464
Тема: Комплекс теоретических, практических и методических подходов к оценке кредитоспособности, а также методики оценки кредитоспособности заемщиков юридических лиц
Содержание
     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ	6
1.1 Сущность и критерии определения «кредитоспособность»	6
1.2 Законодательное регулирование деятельности банков России в области оценки кредитоспособности	10
1.3 Место кредитоспособности в организации кредитного процесса и в системе управления кредитными рисками	12
1.4 Проблемы оценки кредитоспособности корпоративных клиентов банками России	17
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАМ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «ПОЧТА БАНК»	22
2.1 Общая характеристика банка	22
2.2 Анализ деятельности по кредитованию юридических лиц	28
2.3 Методика оценки кредитоспособности юридических лиц и политика управления кредитным риском в банке	33
3 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПАО «ПОЧТА БАНК»	42
3.1 Действующая методика оценки кредитоспособности юридических лиц в ПАО «Почта Банк»	42
3.2 Рекомендации по применению комплексного подхода к оценке платежеспособности	50
3.3 Совершенствование методики оценки кредитоспособности юридических лиц ПАО «Почта Банк»	56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	63
ПРИЛОЖЕНИЯ	68
     ВВЕДЕНИЕ
     
     В условиях кризиса российской экономики особое значение приобретают принципы рационального кредитования, которые требуют надежной оценки объекта, субъекта, качества обеспечения, а также уровня маржи, снижения риска, доходности кредитных операций. Кредитоспособность клиента, как в российской, так и в мировой практике всегда являлась ключевым аспектом при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Методики оценки кредитоспособности, представленные в экономической литературе, а также используемые в деятельности банков зачастую не удовлетворяют современным требованиям комплексности, обоснованности и корректности, поэтому результаты анализа не дают полной всесторонней характеристики заемщиков. Этим объясняется актуальность исследования выпускной квалификационной работы обусловило необходимость всестороннего изучения методических подходов к оценке кредитоспособности организаций, выявления ее специфики в условиях рыночной трансформации.
     Многоаспектный характер проблем, связанных с оценкой кредитоспособности корпоративных клиентов, заставляет принимать во внимание не только научные труды, но и практические исследования. Особо следует отметить работы таких зарубежных ученых-экономистов, как А. Ган, К.Д. Кэмпбелл, И. Шумпетер, Дж. Ло, Э. Дж. Долан, К. Жюглар, Р. Дж. Кэмпбелл, Г. Маклеод, А. Маршал, А. Галлантин, К. Маркс, А. Смит, Д. Мак-Куллох, Д. Рикардо, Ф. Батистия, Дж. С. Миль, Ж. Б. Сей, В. Лэнгтон, Д. Колин, Р. Хоутри. Развитие кредитных отношений в России широко нашло освещение в отечественной литературе в трудах Г.А. Шварца, И.А. Дымшица, Д.А. Аллахвердяна, Ю. Е. Шенгера, М.А. Песселя, М.М. Агаркова, Абалкина, М.С. Атласа, В.В. Иконникова, О.И. Лаврушина, Л.А. Дробозиной, Н.Г. Антонова, Г. Сахновского и др.
     Разработку теоретических и организационно-методических положений анализа кредитоспособности заемщика производили такие российские и зарубежные ученые, как Г. М. Кирисюк, М. Н. Крейнина, А. И. Ачкасов, Н. Бунге, И. Ададуров, И. Т. Балабанов, А. И. Олыданый, М. О. Сахарова, В. Т. Севрук, Ж. Матук, П. С. Роуз, В. А. Москвин, И. В. Вишняков и др.
     Несмотря на достаточно полное освещение в экономической литературе методических подходов к оценке кредитоспособности, до сих пор остаются неисследованными многие направления оптимизации данного процесса.
     Объектом исследования является Публичное акционерное общество «Почта Банк», а также деятельность банка, по оценке кредитоспособности корпоративных клиентов.
     Предметом исследования выпускной квалификационной работы является комплекс теоретических, практических и методических подходов к оценке кредитоспособности, а также методики оценки кредитоспособности заемщиков юридических лиц.
     Цель исследования выпускной квалификационной работы - анализ проблем, связанных с оценкой кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческими банками, с целью разработки методических рекомендаций по совершенствованию методики оценки кредитоспособности, направленных на снижение кредитного риска банка.
     Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решение следующих задач:
     - изучить теоретические основы оценки кредитоспособности коммерческими банками;
     - определить влияние законодательной базы, регламентирующей деятельность банков по оценке кредитоспособности;
     - определить основные группы рисков, связанных с кредитоспособностью юридических лиц;
     - выявить и проанализировать основные проблемы, связанные с оценкой кредитоспособности юридических лиц в банке ПАО «Почта Банк»;
     - применить методику оценки кредитоспособности, применяемую в ПАО «Почта Банк» на примере ООО «Престиж-С»;
     - определить основные направления совершенствования методики оценки кредитоспособности юридических лиц.
     Методологической основой исследования выпускной квалификационной работы выступили системный, финансово-аналитический, структурно-функциональный и результативный подходы к изучению форм и методов оценки кредитоспособности. В процессе исследования использовались методы научного познания, такие как диалектическая логика, системный, структурный и функциональный анализ, синтез, сравнение, графическое и экономическое представление результатов исследования и др.
     Научная новизна заключается в разработке конкретных методических рекомендаций, дополняющих методику оценки кредитоспособности ПАО «Почта Банк», отвечающие принципу комплексности и обоснованности, повышающие эффективность оценки кредитоспособности и способствующие снижению кредитных рисков в будущем. 
     Теоретическая и практическая значимость исследования выпускной квалификационной работы заключается в том, что с помощью теоретических положений и выводов работы были предложены конкретные рекомендации, которые могут использоваться как в ПАО «Почта Банк», так и другими коммерческими банками в целях повышения эффективности систем оценки кредитоспособности для оптимизации кредитного процесса и снижения уровня кредитного риска. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейших исследований по проблемам совершенствования методов оценки кредитоспособности в отечественных банках.
     
     
     
     
     
     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
     
     1.1 Сущность и критерии определения «кредитоспособность»
     
     Высокие кредитные риски, связанные с кредитованием реального сектора экономики, ставят банки перед необходимостью разработки и усовершенствования технологий, позволяющих качественно и в приемлемые сроки оценить кредитоспособность заемщиков. Особенно актуальным вопрос оценки кредитоспособности заемщиков стал в настоящее время вследствие мирового финансового кризиса. Оценка кредитоспособности заемщика - важнейший этап кредитного процесса, в результате которого кредитор может получить точное представление о кредитоспособности своего партнера.
     Выход российской банковской системы в сферу мировых кредитных отношений показал потерю накопленной теоретической и практической базы в области кредитования за годы существования советской власти. Пришлось ориентироваться на зарубежный опыт, а также разрабатывать российские определения и методики осуществления кредитного процесса, что привело к возвращению актуальности изучения понятия «кредитоспособность».
     Впервые понятие кредитоспособности появилось в экономической литературе XVIII в. В своих трудах его использовали А. Смит, Д. Кейнс, Н. Бунге, В. Косинский. Изучив отечественную экономическую литературу, можно сказать, что у экономистов нет единого мнения по этому вопросу.
     Современная российская экономическая литература не дает четкого определения данного понятия. Рассмотрим подробнее различные точки зрения по этому вопросу.
     М.О. Сахарова полагает, что кредитоспособность банковских клиентов представляет собой финансово-хозяйственное состояние предприятия или организации, которое даёт уверенность в эффективном использовании заёмных средств, способности и готовности заёмщика вернуть кредит в соответствии с условиями кредитного договора [24]. Однако данное определение не дает понять, что подразумевается под эффективным использованием заёмных средств. 
     Е.Б. Ширинская подразумевает под кредитоспособностью наличие предпосылок для получения кредита и способность возвратить его. Однако это определение является недостаточно полным и ёмким. Г.М. Кирисюк утверждает, что сущность кредитоспособности представляет реально сложившееся правовое и хозяйственно-финансовое положение заёмщика, по итогам оценки которого банк принимает решение о начале или прекращении кредитных отношений с заёмщиком. Содержание этой категории включает наличие предпосылок для получения ссуд заёмщиком и способность погасить их в установленные кредитным договором сроки [37, с. 89].
     В.В. Иконникова определяет кредитоспособность как уровень финансово-хозяйственного положения заёмщика, его правовое положение, на основании которого кредитный эксперт делает вывод о финансовой устойчивости заёмщика, возможности эффективного использования заёмных средств и способности вернуть их в соответствии с условиями кредитного договора. Но в данном определении отсутствует такой фактор, как «кредитная история клиента»
     Ещё одним фактором, который должен входить в понятие «кредитоспособность», можно назвать прогнозную, перспективную платёжеспособность заёмщика. В данном случае речь идет о том, что оценка финансовой деятельности заёмщика должна носить прогнозный характер и охватывать предполагаемый период пользования кредитом.
     Необходимо также выделить определение понятия «кредитоспособность», сформулированное известным специалистом в области
банковского дела О.И. Лаврушиным как более точное в части характеристики способности возврата кредита заёмщиком. В своих работах О.И. Лаврушин определяет кредитоспособность заёмщика как способность к совершению сделки по представлению стоимости на условиях возвратности, срочности и платности, или, другими словами, способность к совершению кредитной сделки [23б с. 31]. Проведённый анализ представленных выше определений показал, что наиболее ёмким, раскрывающим всю сущность понятия кредитоспособность, является определение, представленное О.И. Лаврушиным, которое лучше всего отражает его роль в процессе организации кредитной сделки.
     Однако, сторонники данного понятия кредитоспособности учитывают лишь экономические возможности заемщика, полученные в результате анализа его финансовой отчетности. Кроме того, данные понятия тесно граничат с понятием «платежеспособность», которое имеет значительное различия с понятием кредитоспособности. Сравнительный анализ этих понятий приведен в таблице 1.1.
     
     Таблица 1.1 - Сравнительный анализ терминов «кредитоспособность» и «платежеспособность»
База сравнения
Платежеспособность
Кредитоспособность
1
2
3
1. Величина обязательств
Все обязательства предприятия.
Обязательства по полученным кредитам и выданным гарантиям, и поручительствам.
2. Предмет изучения
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия
Финансово-хозяйственная деятельность заемщика и гаранта (поручителя), коллектив, деловая репутация, правовой статус, обеспечение кредита, вид деятельности, круг партнеров и др.
3. Показатели, характеризую-
щие понятие
Коэффициенты ликвидности, величина собственного оборотного капитала, обеспеченность собственными оборотными средствами, доля труднореализуемых в общей сумме текущих активов, соотношение труднореализуемых и легкореализуемых активов.
Показатели платежеспособности, оборачиваемости, рентабельности, структуры капитала, деловой активности (показатели финансового состояния и результатов деятельности); величина и качество залога, гарантии; правоспособность и дееспособность; репутация клиента и гаранта и др.
     
     Продолжение таблицы 1.1
1
2
3
4. Источники получения  информации
Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия.
Непосредственное собеседование с заявителем, собственная карточка банка, бухгалтерская финансовая отчетность предприятия, уставные и учредительные документы, пресса, деловые партнеры, обслуживающий банк, налоговая инспекция, специализированные фирмы, занимающиеся сбором информации о кредитоспособности.
5. Пользователи  информации
Деловые партнеры, акционеры, участники и учредители, налоговые органы
Банки и кредитные учреждения

     Хотелось бы отметить, что можно уточнить понятие кредитоспособности применительно к системе организации процесса кредитования юридических лиц. Кредитоспособность в данном случае – это способность заёмщика к совершению кредитной сделки на условиях возвратности, срочности и платности, определённая на основе удовлетворительной оценки его финансово-хозяйственной деятельности и наличии положительной кредитной истории [14, с. 22]. Как видно из определения, в нём сохранены все факторы, определяющие понятие кредитоспособности, а также представлен результат оценки кредитоспособности заёмщика, который является наиболее важным в процессе решения о предоставлении кредита банком.
     Хотелось бы отметить, что можно уточнить понятие кредитоспособности применительно к системе организации процесса кредитования юридических лиц. Кредитоспособность в данном случае – это способность заёмщика к совершению кредитной сделки на условиях возвратности, срочности и платности, определённая на основе удовлетворительной оценки его финансово-хозяйственной деятельности и наличии положительной кредитной истории. Как видно из определения, в нём сохранены все факторы, определяющие понятие кредитоспособности, а также представлен результат оценки кредитоспособности заёмщика, который является наиболее важным в процессе решения о предоставлении кредита банком [26]. По нашему мнению, сформулированное определение носит более практический характер, но соответствует требованиям, предъявляемым к классическому определению понятия «кредитоспособность». Оценка способности заёмщика расплатиться по кредитным обязательствам предполагает всесторонний анализ его финансового состояния, репутации на рынке и общей экономической ситуации в регионе и отрасли, в которой функционирует данное предприятие.
     Таким образом, понятие кредитоспособности является комплексной характеристикой, которая используется для описания взаимодействия заемщика и банка в рамках кредитного договора
     
     1.2 Законодательное регулирование деятельности банков России в области оценки кредитоспособности
     
     Правовое регулирование охватывает всю банковскую деятельность во всех ее проявлениях. Главным действующим лицом в нормативно-правовом регулировании банковской деятельности является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Банк России является денежно- кредитным институтом РФ, он наделён особыми полномочиями, в частности, правом регулирования деятельности коммерческих банков. ЦБ РФ, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, устанавливает обязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для них кредитором последней инстанции. 
     Осуществляя деятельность по оценке кредитоспособности, коммерческие банки руководствуются рядом нормативно-правовых актов:
     а) Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.11.2015 N 333-ФЗ);
     б) Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
     в) Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях» (в ред. от 31.12.2017 N 481-ФЗ);
     г) Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 23.04.2018 N 112-ФЗ);
     д) Положение ЦБ РФ от 26.03.2004 г. № 254-п «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;
     е) «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
     ж) Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
     з) ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. 
     Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» отражает некоторые правовые аспекты кредитования юридических лиц в главе 5 «Межбанковские отношения и обслуживание клиентов». Статья 29 определяет, что процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентом, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ст.33 отражает обеспечение возвратности кредитов [4].
     В Гражданском кодексе Российской Федерации термин «заем» применяется как общее понятие для сделок по поводу передачи денег или других вещей в собственность на срок под проценты, а термины «кредит», «товарный кредит» и «коммерческий кредит» - как разновидности займа. Статья определяет гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации, в пункте 2 говорится, что кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которому является юридическое лицо, и возмещение убытков [2, ст. 60, ст. 64, ст. 807-818].
     Особое внимание следует уделить Положению ЦБ РФ от 26.03.2004 г. № 254-п «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».  Данное положение регулирует действия банков при создании резервов на возможные потери и оценке финансового положения заемщиков. Резерв на возможные потери по ссудам – отраженная в учете и признанная Банком сумма обесценения ссуды в связи с существованием кредитного риска [11, c. 171]. При выдаче кредита всегда существует вероятность невозврата основного долга и процентов своевременно и в полном объёме.
     Положение ЦБ «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражением указанных операций по счетам бухгалтерского учета» определяет порядок начисления процентов по активным и пассивным операциям банка, связанным с привлечением и размещением денежных средств клиентов банка - физических и юридических лиц, как в национальной валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах.
     Необходимо ответить, что на текущий момент по данным системы «Консультант-Плюс» действует более 2000 нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность в России, из них около 85% принадлежит Центральному банку. Такой объем документов значительно затрудняет их использование и увеличивает затраты коммерческих банков на выявление «соответствия» их деятельности этим документам.
     
     1.3 Место кредитоспособности в организации кредитного процесса и в системе управления кредитными рисками
     
     Оценка кредитоспособности – это, прежде всего анализ показателей, с помощью которых можно установить возможность погашения задолженности. Но нельзя полагаться исключительно на значения данных показателей. Во-первых, многие показатели рассчитываются за прошедшие периоды и на их основании очень сложно дать оценку на перспективу. Во-вторых, обычно показатели не рассчитываются на основе данных об оборотах за определенный период, хотя данные об оборотах дают более полный и точный анализ возможности погашения ссуд.
     Выделяют следующие критерии кредитоспособности компании:
     - характер контрагента;
     - умение заимствовать средства;
     - умение заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга;
     - собственный капитал, обеспечение кредита;
     - условия для совершения кредитной сделки.
     В банковской практике применяется пять основных критериев оценки кредитоспособности:
     1. Характер заемщика. Банк стремится выяснить, как заемщик относится к своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов.
     2. Финансовые возможности – возможность заемщика погасить кредит, определяются с помощью тщательного анализа его доходов и расходов, перспектив их изменения в будущем.
     3. Капитал, имущество, наличие собственного капитала и согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае необходимости, на погашение кредита.
     4. Обеспечение реализуемого залога дает возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска. 
     5. Общие экономические условия – анализ текущего состояния экономики региона или страны, а также отрасли деятельности заемщика
     
     В таблице 1.2 представлена сравнительный анализ основные критерии к оценке кредитоспособности заемщика в разных странах.
     
     Таблица 1.2 - Основные критерии оценки кредитоспособности заемщика
Страна
Основные критерии кредитоспособности заемщика
Россия
- финансовые результаты (прибыль, убыток);
- ликвидность (платежеспособность);
- рыночная позиция (в частности, деловая активность);
-движение денежных потоков, прогноз на срок кредитования.
Австрия
- эффективность капитала;
- коэффициенты ликвидности;
- акционерный капитал.
Франция
- прикладная оценка кредитоспособности, специфическая для каждого банка (трудовые ресурсы, производственные ресурсы и т.д.);
Австралия
- финансовые коэффициенты, рассчитанные по бухгалтерской отчетности заемщика;
- показатели денежного потока;
Соединенные Штаты Америки
- анализ финансовой отчетности заемщика;
- качество финансовой отчетности заемщика;
- анализ отраслевой деятельности заемщика.
     
     В настоящее время существует множество различных подходов к оценке кредитоспособности. Наиболее удачной классификацией моделей кредитоспособности считается классификация, которая подразделяет подходы к оценке кредитоспособности на два вида – классификационные и комплексные (рис. 1.1).
     

     Рисунок 1.1 – Классификация моделей оценки кредитоспособности корпоративных заемщиков
     
     Каждая модель имеет свои преимущества и недостатки. Среди недостатков можно назвать ограниченность классификационных моделей в рамках применения только системы количественных показателей, произвольный выбор системы коэффициентов, огромная чувствительность моделей к недостоверности исходных данных, необходимость наличия репрезентативной выборки с достаточным количеством наблюдений по отраслям. На рисунке 1.2 представлены методы оценки кредитоспособности клиента банка.
     
     Рисунок 1.2 – Методы оценки кредитоспособности клиента банка
     
     В случае оценки индивидуального кредитного продукта определение категории качества ссуды, т.е. вероятности её обесценения, осуществляется на основании профессионального суждения с применением комбинации двух критериев, «финансовое положение» и «качество обслуживания долга» [11, c. 171].
     Первый критерий «Финансовое положение Заемщика» имеет следующую классификацию:
     - хорошее, если комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика свидетельствует о стабильности производства, рентабельности и платежеспособности;
     - не лучше, чем среднее, если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика свидетельствует об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению при наличии в деятельности заемщика негативных явлений;
     - плохое, если заемщик признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством, либо если он является устойчиво неплатежеспособным.
     Второй критерий «Обслуживание долга» имеет следующую классификацию:
     а) хорошее, если платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме.
     Обслуживание долга по ссуде не может быть признано хорошим, если: 
     - платежи по основному долгу и по процентам осуществляются за счет денежных средств, предоставленных заемщику кредитной организацией; 
     - ссуда реструктурирована.
     б) неудовлетворительным, если имеются просроченные платежи по основному долгу и по процентам в течение последних 180 календарных дней;
     - ссуда реструктурирована, и по ней имеются просроченные платежи.
     В таблице 1.3 представлены пять категорий качества, на которые подразделяются заемщики с учетом указанных выше критериев.
     
     Таблица 1.3 – Категории качества заемщиков
Обслуживание долга Финансовое  положение
Хорошее
Среднее
Неудовлетворительное
Хорошее
Стандартные (I категория качества)
Нестандартные (II категория качества)
Сомнительные (III категория качества)
Среднее
Нестандартные (II категория качества)
Сомнительные (III категория качества)
Проблемные (IV категория качества)
Плохое
Сомнительные (III категория качества)
Проблемные (IV категория качества)
Безнадежные (V категория качества)
     
     В соответствии с Положением №254-П от 26.03.2004 ставка риска по категориям качества определяется по таблице 1.4.
     
     Таблица 1.4 – Размер расчетного резерва в зависимости от категории качества заемщика
Категория качества
Наименование
Размер расчетного резерва в процентах от суммы основного долга по ссуде
I категория качества (высшая)
Стандартные
0%
II категория качества
Нестандартные
от 1% до 20%
III категория качества
Сомнительные
от 21% до 50%
IV категория качества
Проблемные
от 51% до 100%
V категория качества (низшая)
Безнадежные
100%
     
     Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что кредитоспособность является неотъемлемой частью самого процесса банковского кредитования и функционирования кредитной системы в целом.
     
     1.4 Проблемы оценки кредитоспособности корпоративных клиентов банками России
     
     Тенденции развития современной экономики, а также изменения, которые происходят в экономике России, существенно изменяют взаимоотношения банков с хозяйствующими субъектами – организациями, предприятиями, другими банками. Коммерческие банки, как федеральные, так и региональные, основными операциями которых являются кредитование, расчетные, депозитные, кассовые операции, несут при их проведении самые разнообразные риски. Условия работы клиентов и их результаты напрямую влияют на уровень рискованности банковских операций [34]. Сегодня проблема роста кредитных рисков приобрела особую остроту. На организацию работы клиентов всё сильнее влияют такие факторы как растущий уровень инфляции, ослабление курса рубля относительно мировых валют, продление санкций против России. Ведение бизнеса становиться затруднительным из-за высокого налогового контроля, высоких налоговых ставок и стоимости страхования.
     Согласно статистике сообщений о банкротстве из газеты «КоммерсантЪ», опубликованной на сайте, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. число банкротств бизнеса в России выросло на 7,72%, а за 4 месяца 2018 г. по
сравнению с тем же периодом 2017 г. число банкротств увеличилось на 22,18%
[35]. Динамика банкротств предприятий в 2016-2018 годах представлена на рисунке 1.3.

     Рисунок 1.3 – Динамика банкротств предприятий за 2016-2018 гг.
     Такой рост банкротств предприятий вызван рядом причин. Во-первых, причиной является санкционная политика в отношении России. Компании существенно ограничены в возможностях получения иностранных кредитов. В некоторых случаях это влечет сокращение непрофильных активов (предприятий), в том числе путем их банкротства. Во-вторых, в связи с кризисными явлениями в экономике России и падением покупательной способности у населения в ряде секторов экономики наблюдается падение спроса. Это негативно отражается на прибыли компаний и приводит к ухудшению их финансовых показателей. В конечном итоге данные обстоятельства также могут стать причиной банкротства предприятия.
     Рост банкротств и ухудшение положение финансового положения юридических лиц отражается на приросте просроченной задолженности по кредитам в банках. Динамика просроченной задолженности юридических лиц по годам представлена на рисунке 1.4.
     
     Рисунок 1.4 - Динамика просроченной задолженности юридических лиц в банках России за 2012-2017 гг.
     
     По данным сайта государственной статистки [31], просроченная задолженность юридических лиц имеет тенденцию к повышению с 733564,0 млрд. руб. в 2012 г. до 1767851,0 млрд. руб. в 2017 г. Данная тенденция к наращиванию доли просроченной задолженности в общем объеме задолженности в банках России, которая исчисляется в миллиардах рублей, негативно отражается на банковской системе. Из-за ужесточения требований ЦБ по резервированию, а также испытывая определенную нехватку ликвидности, кредиторы очень чувствительно относятся к вопросу сокращения объема проблемных активов.
     На рисунке 1.5 представлена доля просроченной задолженности в портфеле кредитов [31].

     Рисунок 1.5 - Доля просроченной задолженности в портфеле кредитов
     
     Таким образом в общем портфеле кредитования наибольшую долю занимает кредитование малого и среднего бизнеса, несмотря на тенденцию к снижению с 14,9 % в 2012 г.  до 13,2 % в 2017 г.
       Необходимо отметить, что проблема оценки кредитоспособности банками существовала всегда и не относилась к числу достаточно разработанных. Анализ законодательных и нормативных актов, используемых
отечественными банками в повседневной практике, показывает, что вопросам
изучения кредитоспособности заемщика уделяется недостаточно внимания, нет общепризнанных подходов, раскрывающих его единое понимание и оценку кредитоспособности заемщиков, процесс выдачи и погашения кредитов. В результате коммерческие банки вырабатывают подход к формированию мотивированного заключения о кредитоспособности заемщика, исходя из собственного опыта.
     Непрозрачность ведения бизнеса в России приводит к тому, что при оценке финансового состояния предприятия в нашей стране необходимо применять комбинированный анализ управленческой и фискальной отчетности, так как последняя не позволяет внешним пользователям увидеть реальную картину рассматриваемого бизнеса, а значит, понять действительные риски кредитования рассматриваемого предприятия.
     Несмотря на определенные наработки в этой области, комплексная и эффективная методика оценки банками кредитоспособности заемщика отсутствует, а применяемые методики требуют дальнейшей проработки.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАМ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «ПОЧТА БАНК»
     
     2.1 Общая характеристика банка 
     
     ПАО «Почта Банк» имеет статус универсального сетевого банка федерального уровня. Полное наименование на русском языке - Публичное акционерное общество «Почта Банк». Полное наименование на английском языке - Public joint-stock company «Post Bank». Сокращенное наименование на русском языке - ПАО «Почта Банк». Сокращенное наименование на английском языке - PJSC «Post Bank».
     Юридический адрес: 107061, г. Москва, Преображенская площадь, д. 8. 
     Публичное акционерное общество «Почта Банк», банк создан решением учредителей-пайщиков. Дата регистрации Банка Госбанком РСФСР с первоначальным наименованием Коммерческий банк «Бежица-банк»: 31 октября 1990 г. Решением собрания учредителей от 27 октября 1992 г. Коммерческий банк «Бежица-банк» преобразован в акционерный. Дата перерегистрации Банка ГУ ЦБ РФ по Брянской области: 11 ноября 1992 г. 
     С 2012 года Банк является дочерней организацией ВТБ 24 (ПАО) и входит в состав участников консолидированной банковской группы, головной организацией которой является ПАО «Банк ВТБ». В 2012 году в результате ребрендинга Банк был переименован в ОАО «Лето Банк» и изменил место нахождения на г. Москва. 12 августа 2014 г. ВТБ 24 (ПАО) стал единственным акционером Банка.
     Банк осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление банковских операций с физическими и юридическими лицами, осуществление операций купли-продажи иностранной валюты и переводов денежных средств № 650, выданной Центральным банком Российской Федерации 25 марта 2016 г. (Приложение 1). На рисунке 2.1 представлена организационная структура банка ПАО «Почта Банк»
     

     Рисунок 2.1 - Организационная структура ПАО «Почта Банк»
     
     Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банком. Акционерами могут быть юридические и (или) физические лица. Наблюдательный совет Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка. Правление возглавляет Президент - Председатель Правления. Срок полномочий Президента - Председателя Правления и иных членов Правления определяется решением Наблюдательного совета Банка об образовании исполнительных органов Банка, но не может превышать пяти лет. Правление вместе с Президентом-Председателем Правления Банка осуществляет управление текущей деятельностью Банка.
     Банк принимает вклады населения, предоставляет кредиты и осуществляет переводы денежных средств на территории Российской Федерации и за ее пределами. На 1 января 2018 г. в региональную сеть Банка входят:
     - 1 дополнительный офис;
     - 78 кредитно-кассовых офисов;
     - 345 клиентских центров;
     - 221 стойка; 
     - более 50 тысяч POS-точек;
     - 3 530 клиентских центров в отделениях почтовой связи с сотрудниками Банка;
     - 8 234 клиентских центра в отделениях почтовой связи с работниками ФГУП «Почта России», которые являются агентами Банка.
     ПАО «Почта Банк» осуществляет активное управление уровнем достаточности капитала с целью защиты от рисков, присущих ее деятельности. Достаточность капитала ПАО «Почта Банк» контролируется с использованием, помимо прочих методов, принципов и нормативов, установленных Базельским соглашением по капиталу 1988 года, и нормативов, принятых ЦБ РФ при осуществлении надзора за ПАО «Почта Банк» (табл. 2.1).
     
     Таблица 2.1 – Показатели достаточности капитала банка за 2016-2017 гг.
Показатели
2016
2017
Капитал 1-го уровня
18263
26034
Капитал 2-го уровня 
2000
3700
Итого капитал 
20 263
29734
Активы, взвешенные с учетом риска:
Кредитный риск 
101 683
195 465
Коэффициент достаточности капитала 1-го уровня 
17.96%
13.32% 
Общий коэффициент достаточности капитала
19,93%
15,21%
     
     Основная цель управления капиталом для Группы состоит в обеспечении соблюдения Банком регуляторных требований в отношении капитала и поддержания высокого кредитного рейтинга и коэффициентов достаточности капитала, необходимых для осуществления деятельности и максимизации акционерной стоимости.
     Финансовая отчетность банка представлена в приложении 2. Рассмотрим показатели рентабельности ПАО «Почта Банк» за 2016-2017 гг. (табл. 2.2).
     Таблица 2.2 - Показатели рентабельности ПАО «Почта Банк» за 2016-2017 гг.
Показатели рентабельности
2016
2017
Абсолютное отклонение (+-) пп.
Рентабельность среднегодовых активов (ROA)
2,2
1,4
-0,8
Рентабельность капитала (ROE)
2.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44