- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Художественные и философские предпосылки авангарда
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006977 |
Тема: | Художественные и философские предпосылки авангарда |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………3 Значение термина «авангард» и его отличительные особенности….5 Художественные и философские предпосылки авангарда………….8 Место авангарда в искусстве XX века………………………………..11 Заключение………………………………………………………………...16 Список литературы………………………………………………………..17 ВВЕДЕНИЕ Ушедшее столетие - достойный объект для пристального вглядывания и некого подытоживания. Шагнув в двадцать первый век, так и хочется оглянуться назад, и попытаться охватить единым взором художественную культуру XX столетия и мировую культуру этого века в целом. В этой связи представляется плодотворным выделить как специальный объект рассмотрения философией культуры один из определяющих феноменов в их структуре, а именно - художественный авангард, понятый как сложный комплекс, состоящий из собственно искусства авангарда в разнообразии его видов (литература, архитектура, скульптура, живопись, музыка, театр, кинематограф) и идейно-творческих тенденций (постимпрессионизм, экспрессионизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, кубизм и т.д.) и совокупности сопутствующих (порождающих, созвучных, продуцируемых и пр.) общемировоззренческих — социальных, психологических, политических и пр., в том числе философских (онтологических и гносеологических) концепций и установок, отмеченных печатью радикальной новизны, вызванной ситуацией глубочайшего общественного и духовного перелома и, возможно, даже стадиального сдвига. ХХ-й век - это время очередного кардинального переосмысления человечеством своей роли и места в картине мироздания. Неудачи на ниве смелых социальных экспериментов, крушение рационалистической традиции, пошатнувшийся авторитет науки, распространение эсхатологических умонастроений, бесчисленные общественные катаклизмы, мировые войны, революции, отсутствие сколько-нибудь определенной и целостной концепции бытия - «картины мира» повлекли за собой интенсификацию интереса человека к самому себе, пересмотру своих границ, возможностей, целей и смыслов существования и привели в итоге, среди прочего, к рождению нового типа индивидуальности, к возникновению не существовавших до этого культурных «норм», к переосмыслению феномена смерти как завершения всех человеческих и творческих поисков. Конфликт между личностью и обществом, между индивидуумом и универсумом, то есть миром как окружающей действительностью, явственно обозначившийся в XVII веке, к началу XX века достигает угрожающей силы, принимает крайне драматические формы. Личность, индивидуальность в XX веке возводятся в культ, творческое начало субъективируется, творчество как таковое противопоставляется гнетущей реальности повседневной жизни как способ построения новой действительности, более совершенной, чем существующая. К личности художника - выразителя духа времени, приковано особо пристальное внимание, как и массового зрителя, так и специалистов. Превознесение значимости личности творца вырастает до гипертрофических размеров. Значение термина «авангард» и его отличительные особенности Авангард — термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в художественной культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отд. видов искусства. Однако в 20 в. авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие авангард, они имеют общие культурно-исторические корни и многие общие основные характеристики. Авангард есть, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом 20 в. В сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились главные достижения во всех сферах научного знания с к. 19 в.; в философии — основные учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в психологии-психиатрии, прежде всего, фрейдизм. В гуманитарных науках — выведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины; отход от европоцентризма и как его следствие — возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений. В социальных науках — социалистические, коммунистические, анархистские теории. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушит. пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа — новоевропейского) и традиционных ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, «буржуйским», «академическим»; в визуальных искусствах и литературе — демонстративный отказ от утвердившегося в 19 в. «прямого» (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения; а отсюда — часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т.п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства; тенденции к синтезу отдельных искусств, их взаимопроникновению, взаимозамене. Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом, авангард принял на себя функции ниспровергателя, пророка и творца нового в своей сфере — в искусстве. Авангардисты стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы художественного выражения. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логического завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиционной культуры) того или иного элемента или совокупности элементов художественных языков, изобразительно-выразит. приемов и подходов традиционных искусств, вычлененных из традиционных культурно-исторических контекстов. При этом цели и задачи искусства виделись представителям различных направлений авангарда самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевропейском понимании. Художественные и философские предпосылки авангарда Человек уже с начала Нового времени начавший видеть в себе не только существо, принадлежащее сообществу людей, а неповторимую индивидуальность, то есть личность, поставленную в конкретную временную перспективу и развертывающую свои способности на протяжении ограниченного отрезка времени, отпущенного в этой жизни, в XX веке заостряет все связанные с этим конфликтные проблемы, копившиеся в течении нескольких столетий. Эпоха Нового времени знаменует становление нового образа человека в художественном творчестве, приносит с собой целый ряд изменений, в результате которых он обретает все «кажущееся теперь само собою разумеющимся - характер, личность, индивидуальность, субъективность и «Я» - тот внутренний мир, ставший самым первым безусловным и неотъемлемым владением человека». Ступени такого перехода, погружения человека внутрь самого себя отражены в религиозной и мистической традиции, в философии, и конечно, в искусстве. Рубеж XVIII-XIX веков обозначил первый глубочайший кризис новой, стремительно складывающейся личности, когда фихтевскому «Я» - апофеозу субъективности «вторил поэтический индивидуализм и нигилизм, пропитанный безысходным отчаянием в самом человеческом существовании». Постепенное нарастание интереса к собственному «я» четко отражается в искусстве. В средневековой живописи портрет как таковой отсутствует. Человек, не отделявший себя от социума и не ощущавший себя изменяющимся во времени, не нуждался в том, чтобы зафиксировать свой облик в определенный момент времени. Описания человека в средневековых текстах обычно сводятся к одному и тому же обязательному набору сословных качеств. Шесть или восемь прилагательных и их антонимы практически исчерпывали этот набор, причем все характеристики были сословно-специфическими. Мужчины были смелыми, любезными, разумными (или трусливыми, грубыми и безрассудными). Потребность в самоанализе приходит лишь в буржуазную эпоху вместе с напряженным поиском универсальных принципов деятельности. Человек буржуазной эпохи уже пренебрегает законами универсума и социальными, и религиозными. Таким образом, буржуазный способ производства, демократические институты, способствовавшие предпринимательской и всякой другой активности человека, и в целом все условия общественной жизни передовых европейских стран содействовали повышению интереса к человеку как основному двигателю прогресса, к его уникальности и самоценности. Человек чувствует себя не частью органического целого, а самостоятельным целым, живущим по своим собственным законам. Человек Нового времени уже на рубеже XVI-XVII веков не только яснее видит и подчеркивает свои отличия от других, но и в самом себе ищет и утверждает нечто внутреннее, интимное, автономное. Усложнение жизненного мира личности не только повышает ее интерес к самой себе, но и вызывает противоречивые, не допускающие однозначного толкования эмоциональные состояния. Внутренний мир личности к XIX веку становится неиссякаемым источником для творчества. Часто внутри себя, а не вне своей индивидуальности, человек, художник находит богатый материал для осмысления и творческого преобразования. Идеи творческого самоутверждения личности стали главенствующими у романтиков. Творчество рассматривается ими как самое яркое проявление индивидуализма. Искусство же понимается как главная форма творчества. Романтики особенно дорожат такими качествами, как энергия, готовность к риску, способность накапливать жизненный опыт, отвага, интеллект, воображение. Своего рода самозащитой от возможного нивелирования индивидуальности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Место авангарда в искусстве XX века Несмотря на великое множество течений авангарда как крупных, так и менее значительных, безусловно, присутствует ряд черт, общих и характерных для большинства из них. Это - революционно-разрушительный пафос по отношению к традиционному искусству и традиционным ценностям культуры; это также - отказ от утвердившегося в XIX веке реалистически-натуралистического изображения видимой действительности и эпатажно заявленные претензии на создание принципиально нового во всем - в существе и составе воплощаемого содержания, в формах, приемах и средствах художественного выражения. Происходит осмысление эстетического новаторства как акта общественного, меняющего не просто художественный язык, но психологию человека, где отмечается резкое нарастание и углубление субъективности, приводящее к возникновению нового типа художника «как личности, наделенной правом творить вымышленный «второй мир» по воображению», чаще всего, вообще не соотнося его с реально существующей действительностью. Соответственно кардинально меняется отношение этой личности к миру. Преобладает взгляд на свое собственное творчество как эксперимент, которому предстоит дать плоды в будущем. Наблюдается также стремление к стиранию границ между ставшими традиционными для новоевропейской культуры видами художественной деятельности, обособившимися в эпоху Возрождения в результате распадения их нераздельного единства времен Средневековья; развиваются тенденции к новому синтезу искусств, их взаимопроникновению: Gesamtkunstwerk Р. Вагнера - отправная точка процесса, завершающегося на рубеже XIX-XX веков появлением кинематографа. Растет интерес к неевропейским культурам - к искусству Востока, Африки, Латинской Америки, Полинезии и т.д. Предпринимаются попытки создания новых типов художественных произведений (например, «ready-made») и средств выразительности (коллаж, фроттаж, рейографы и др.) Вряд ли имеет смысл давать четкое определение каждому течению авангарда, так как сколь бы обстоятельно мы ни пытались систематизировать его проявления, все равно не сможем, так сказать, без остатка разделить на них весь массив художественной культуры XX века. То перетекающие друг в друга, то противостоящие по своим идеям и творческому методу художественные тенденции растворяются в этом массиве или с разной степенью рельефности выделяются из него. Взаимодополняемость, некоторая преемственность одного феномена по отношению к другому, приводят к возможности и необходимости говорить о художественном авангарде как целом, лишь иногда уточняя принадлежность той или иной идеи или принципа какому-то конкретному течению или художнику-авангардисту. При этом надо учитывать, что авангард иногда принято считать всего лишь первой из хроно-типологических стадий искусства XX века. Затем следуют модернизм и постмодернизм. Ряд исследователей считает, что модернизм - течение, существующее параллельно авангарду. При этом главным отличием его от авангарда называется отсутствие эпатажно-бунтарских устремлений. Несмотря на некоторую противоречивость в обозначении временных рамок авангарда и модернизма, можно считать, что авангард - это вся совокупность новаторских, антитрадиционно-экспериментальных, эпатажных, манифестарных направлений первой половины ХХ-го века. В качестве основных он включает: кубизм, экспрессионизм в его модификациях, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм различных видов и некоторые другие. Модернизм - это уже своего рода академизация и легитимизация авангардных находок, обретенных в художественной сфере, происходившая в середине XX столетия без ниспровергательного задора авангарда. Постмодернизм - начавшаяся тоже где-то в середине столетия своеобразная ироническая калейдоскопическая игра всеми ценностями и феноменами культуры, включая и авангард с модернизмом, в модусе ностальгической усталости и затухающего эстетизма. Деление искусства XX века на эти три стадии может быть лишь условным, так как существует множество мнений относительно определения границ авангарда, модернизма и постмодернизма, а также сущностного наполнения каждого из этих понятий. В авангарде присутствует высокая степень теоретичности, попытка создания «философии искусства». Как дополнение к вербально выраженным теориям создаются визуальные формы, отражающие провозглашаемые концепции. Иногда первостепенным является живописное произведение, а вербальная интерпретация создается вслед за ним. Поэтому художественный авангард следует рассматривать в контексте его самоинтерпретации, соотнося с манифестами, программными выступлениями, статьями, литературными произведениями участников движения. Авангардом принято называть многообразие новаторских открытий, происшедших в разных областях художественной деятельности (живописи, архитектуре, литературе, музыке и т.д.) с началом 1900-х годов и имевших общим принципом отказ от западноевропейской художественной традиции. При этом следует, конечно, учитывать известное несовпадение времени возникновения различных течений в авангарде и несходство некоторых мировоззренческих и эстетических установок. К настоящему моменту создано большое количество определений авангарда. При всей сложности, которая возникает при попытке создания какой-либо единой теории авангарда, видимо, такие попытки необходимы, так как вопрос, заданный Ж. Бодрийаром по поводу искусства авангарда: «Что таится за этим миром...?» - все еще остается актуальным. Нет ответов и на многие конкретные вопросы, поставленные различными течениями внутри движения, а это значит, что эти вопросы по-прежнему требуют решения. Чтобы к нему приблизиться, необходимо попробовать воссоздать образ культуры XX века на основе ряда характерных аспектов художественного авангарда, стремясь одновременно провести культурно-философский анализ этих аспектов. Проблематика авангарда находится в кругу интересов разных гуманитарных дисциплин, но ряд специфических реалий, связанных с авангардом, существенны именно с точки зрения философии культуры. Авангарду имманентна гносеологическая проблематика, тесно связанная с онтологией, то есть все понятия гносеологии имеют онтологическое обоснование и в той или иной мере находят отражение в произведениях авангардистов. Миростроительные концепции присутствуют почти во всех течениях авангарда. Их можно разделить на две противоположные тенденции: отрицательную (эсхатологическую, нигилистическую) и положительную (утопическую). В качестве базовой предпосылки построения онтологии всегда выступала некоторая искусственно сконструированная идея (схема) сущности бытия. Художественный авангард пытается своим особым образом собрать воедино различные предметы и явления мира и выстроить свою довольно специфическую онтологию. Гносеология неотрывна от проблемы человека, самоопределения личности, от концепций человеческой свободы, от поиска человеком своего места в мире. В чем-то искусство авангарда предвосхитило основную проблему современной гносеологии - осознание человечеством необходимости дополнения сциентистских аспектов познания его экзистенциальной проблематикой. Кризис ренессансного антропоцентризма, начавшийся с Нового времени, в XX веке подходит к своему апогею. Разобщение между человеком (его «внутренним миром») и окружающей действительностью («внешним миром») уже в XVII веке приводило к разочарованию в возможностях личности, горькой иронии, скепсису, но к XX веку идеи, покоившиеся на основе личностного антропоцентризма и дававшие надежду на позитивное решение этой проблемы, были исчерпаны. Сомнение в возможностях прогрессивного движения к истине, неверие в достижения науки и техники, общественные катаклизмы, ведущие к отчуждению и затерянности отдельного человека в несоизмеримой огромности космоса и людского множества, общая катастрофическая социальная и политическая ситуация в начале XX века, целый ряд компонентов в совокупности приводят к крайнему, болезненному противопоставлению человека и мира. Авангард своими средствами пытается разрешить, творчески преодолеть, как это в принципе вменено искусству, или хотя бы смягчить эту коллизию. Рассмотрение путей, которыми авангард двигался по направлению к этой цели, можно считать интересным и актуальным не только объективно, в связи с возможностью обретения нового знания, но и потому, что породившую авангард ситуацию духовного кризиса нельзя считать исчерпанной. Важное значение преобретают в этой связи, сопутствующие авангарду и связанные с его истоками разнообразные концепции социального, политического, психологического характера, которые образуют репрезантативную часть историко-культурного контекста. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Художественная культура 20 в. не сводится только к авангарду. В ней определенное место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры, и явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиционной культурой и авангардом. Однако именно авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество, который уже и осуществляется. Этим авангард выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 60-70-е гг. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение именно в это время постмодернизма — своеобразные реакции уходящей культуры на авангард, некоего анемичного, предельно эстетизированного ностальгически-иронического всплеска традиционной культуры, уже пережившей авангард, принявшей многие его новации и смирившейся и с ним, и со своим закатом. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Батракова С. Художник XX века и язык живописи. М.: 1996. Бодрийар Ж. Заговор искусства//Художественный журнал. №21 Зейле П.Я. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989 Матявина А.Е. Художественный авангард и образ культуры XX века: Дис. канд. филос. наук: 09.00.13: М., 2004 - 157 c. Руднев В. Словарь культуры XX века. Статья «модернизм», М., 1997. Русский авангард в кругу европейской культуры: Междунар. конф. М., 1993 Holthusen H.E. Avant-gardismus und die Zukunft der modernen Kunst. Munch., 1964 2....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: