VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Художественное и живописное пространство творчества М

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012895
Тема: Художественное и живописное пространство творчества М
Содержание
        Содержание
        
Введение	3
Глава 1. Жизненный и творческий путь 
Михаила Юрьевича Лермонтова	6
Глава 2. Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова	17
  2.1. Ссылка поэта на Кавказ как источник кавказской темы
  в его творчестве	17
  2.2.Кавказская природа в «Герое нашего времени»	26
Глава 3. Живописные пейзажи М. Ю. Лермонтова	32
Заключение	41
Список использованной литературы	44
Приложение	48
1. Лермонтов М. Ю. «Автопортрет» (1837-1838)	48
2. Лермонтов М. Ю. «Тамань. Домик над обрывом» (1837)	48
3. Лермонтов М. Ю. «Эпизод из сражения при Валерике» (1840)	49
4. Лермонтов М. Ю. «Развалины на берегу Арагвы» (1837)	49
5. Лермонтов М. Ю. «На Горячих водах» (1825)	50
6. Лермонтов М. Ю. «Тифлис» (1837)	50
7. Лермонтов М. Ю. «Крестовая гора» (1837-1838)	51
8. Лермонтов М. Ю. «Бештау близ Железноводска» (1837)	51


Введение
     Есть такие писатели, исследователи, поэты, книги которых отрадны и целебны, как лесной ручей, стремящийся из тёмной чащи к свету. По праву к таким людям относится Михаил Юрьевич Лермонтов - выдающийся поэт с мировым именем, в жизни которого Кавказ оставил глубокий отпечаток и сыграл роковую роль в его судьбе. Редко, но на планете встречаются такие сакральные места, которые отметила сама природа. Издревле к ним относился Кавказ - величественные горы, покрытые снегом, бурные реки, скалистые кряжи, мрачные ущелья, целебные источники, бескрайняя степь. В ту пору шла долгая война, и небольшой город Пятигорск, куда на воды приехал маленький Миша, охранялся казаками. Эти первые неизгладимые впечатления детства стали основой его юношеских кавказских поэм и стихотворений, да и не только юношеских. Он впервые описал этот подлинный сражающийся Кавказ, к которому чувствовал невыразимую тягу. Доказательством этой мысли служит само признание поэта:
«Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили1».
     Этому признанию предшествовал ряд других, в частности, взволнованные строки стихотворения «Кавказ» (1830), каждая из трёх строф которого завершается, словно рефреном, строкой «люблю я Кавказ».
     Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что именно с Кавказом связано становление творческой личности М. Ю. Лермонтова. На Кавказе были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника. Интерес к нему не ослабевает и по сей день. Свидетельством тому служат конференции, круглые столы, чтения, которые проводятся ежегодно в нашей республике.
     Объектом исследования является художественное и живописное пространство творчества М. Ю. Лермонтова о Кавказе: «Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня» и многое другое - в литературе, «Тифлис», «Тамань. Домик над обрывом», «Крестовая гора», «На Горячих водах», «Бештау близ Железноводска», «Развалины на берегу Арагвы», «Автопортрет» - в живописи.
     Предметом исследования стало отражение кавказской темы в литературном и художественном творчестве М. Ю. Лермонтова.
     Цель выпускной квалификационной работы - изучить идейно - художественное и живописное своеобразие произведений М. Ю. Лермонтова о Кавказе.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Проследить жизненный путь М. Ю. Лермонтова и социально-политическую обстановку в России.
     2. Рассмотреть первую и вторую ссылки М. Ю. Лермонтова на Кавказ.
     3. Изучить кавказскую тему в творчестве М. Ю. Лермонтова.
     4. Проанализировать произведения М. Ю. Лермонтова, написанные на Кавказе.
     5. Акцентировать внимание на картинах и рисунках М. Ю. Лермонтова.
     6. Рассмотреть его иллюстрации к произведениям о Кавказе.
     Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность исследования, объект и предмет, цель и практическое значение данной работы.
     В первой главе рассматривается общее значение Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Вторая глава посвящёна исследованию художественных произведений, написанных на Кавказе. Третья раскрывает творческий потенциал М. Ю. Лермонтова как живописца. В конце каждой главы сделаны выводы. В заключении подводится общий итог по всем главам.
     Методы исследования. Литературоведческий анализ избранной темы и анализ живописных произведений определил комплексный подход, включающий в себя элементы сравнительно-типологического, историко-литературного, системно-аналитического, описательного подходов, методов анализа и синтеза как художественного, так и живописного произведения.
     Степень изученности темы живописи М. Ю. Лермонтова находится на стадии развития, так как многие его рисунки оказались за границей, а поэтика и художественное наследие обычно изучались обособленно друг от друга. В представленной работе сделан акцент на это противоречие, ибо нельзя рассматривать произведения и рисунки поэта обособленно, так как они дополняют друг друга.
     Теоретической основой работы явились труды следующих исследователей: В.Г. Белинского, Н.А. Полевой, А.В. Фёдорова, Н.Л. Бродского, Э.Г. , Б.Т. Удодова, И.П. Щеблыкина, , С.П. Шевырева, Л.П. Семёнова, В.И. .
	

Глава 1. Жизненный и  путь  Юрьевича Лермонтова
       Юрьевич Лермонтов -  за свободу, гордость  литературы,  поэт, прозаик, , художник, обладавший не  «львиной натурой», но и « и тонкой  душой»2. Он появился на  в ночь с 14 на 15 мая 1814 . В стихотворении «Кавказ»  Лермонтов  матери строфу:
     «В ческих летах я  потерял.
     Но мнилось, что в  вечера час
     Та  повторяла мне памятный .
     За это люблю я вершины тех ,
     Люблю я Кавказ3».
     Её  оставила  след, стала серьё психологической травмой для  поэта, а усугубили её  отношения  отцом и бабушкой по  линии, Е.А.Арсеньевой. Она  мальчика к себе в им, в Пензенскую , село Тарханы, и  будущего поэта  именно там. Михаил рос,  любовью и , получил хорошее , однако, будучи ребё вдумчивым, эмоциональным, , болезненным, , не по годам развитым, он , по большей части, в  настроении, был погружён в  себя и с по большей части на  мире.
     Десятилетним  Михаил Лермонтов  попал на , с которым окажется ной вся его дальнейшая судьба. С  лет будущий поэт  особыми  к этому заповедному , тем более что воспоминания и  от пребывания там были укр первой . В нём рано стали  способности к стихотворству:  стихи и даже , написанные им в 14- возрасте.
     После , как они с бабушкой переехали в , в 1828 году  становится  четвёртого  Московского университетского  пансиона, где около  лет получает  до переустройства пансиона в . Здесь, в рукописном , вышла в свет его  поэма« ». В сентябре 1830  Лермонтов - студент  университета, где учится  двух лет, так как  на публичных экзаменах: аватели не простили ему  и вызывающего поведения.  накал  в этот краткосрочный  принёс свои , его лирическое творчество  этапа в  годах достигает  точки. Чтобы не  на том же курсе второй год,  с бабушкой  в Петербург, надеясь  в местный университет. Од его ожидание не оправдалось: учёба в  не была та во внимание, и ему посоветовали  зачислиться на первый .
     Руководствуясь советом , Лермонтов 10  1832 года  в школу гвардейских  и подпрапорщиков, где проводит, по его  суждению, « страшных », заполненных колобродством,  увеселениями, в  погрузился со  силой своей , бойкой и мятежной . Окончив в ноябре  года  в звании корнета -гвардии, Лермонтов был  к гусарскому полку, ра в Царском  4.
     Однако это ничуть не  его прежний образ . Лермонтов ведёт , энергичную  жизнь, становится  компании, проводит  времени с друзьями,  за женщинами и  с ними, разбивая им . В светском обществе и  кругах его уже знали как , а в 1835  его произведение впервые  в печати, без авторского : товарищ отнёс в « для Чтения»  «Хаджи-Абрек». Она была принята  по - дружески тепло и с , но недовольный, филигранный и  Лермонтов на  ещё долгого времени не  согласия на публикацию х стихов. Написанное в  году на  Пушкина бичующее  М. Ю. Лермонтова стало  моментом в его судьбе.  был показан  не известный, выдающийся,  - редкий лите талант, а обличительное  и пафос  были восприняты как воззвание к  перевороту. Итогом  стало изгнание из  в действующую  на Кавказ, в Нижегородский  полк5. Нахождение в  полюбившихся душе  воздейст на Лермонтова содержательно и , а единство и целостность с  Кавказа, несомненно,  ему достигнуть  душевное равновесие, , покой. Он порой  и намеревался выйти в  и остаться в  месте, когда  добилась для него в  1837 года  в Гродненский  полк, дислоцировавшийся в . Возвращаясь домой  на несколько месяцев  в Ставрополе, где  судьбы состоялось его  с декабристами.
     С января  года М. Ю. Лермонтов т в Петербурге, ибо был  в лейб-гвардии Гусарский полк, где он  ранее. Два с небольшим , прожитые им в столице ), стали временем  расцвета, вершиной его  дара, пришедшей к  громкой литературной , восп его как преемника выдающегося  А. С. Пушкина. Он вхож в  литературный круг,  пишет и . К этому периоду , в частности, его «Мцыри», « нашего времени», « для детей»,  стихов6. В январе  года М. Ю. Лермонтов  приезжает в Петербург в . Ему предназначено п в городе ещё три месяца. К  по-прежнему испытывают заованность, он обдумывает  творческие  и намерения, мечтает  в отставку, чтобы  себя литературе и . Когда  завершился, друзья  ему недолгое продление, и М. Ю. , думая о том, что ему всё же дадут  отставку, не  в положенный срок.  томительное ожидание и  надежды не оправдались: ему  приказано в 48  покинуть Петербург. По  и доказательствам современников,  уехал на Кавказ с лым сердцем, , измученный мрачными . К этому отрезку  его творческой активности  самые  стихотворения, вошедшие в  русской поэзии: «, немытая Россия», «с», «Выхожу  я на дорогу...», «Листок», «Ра», «Тамара», «Пророк» и , проникнутые глубокой  и лиризмом.
     В  Лермонтов вращался в  давних знакомых,« » молодёжи, предававшейся  развлечениям.  них был отставной майор , с которым Лермонтов  учился в школе  юнкеров.  на язык поэт не раз  обсмеивал и подкалывал его рство, напыщенность и тизм . Конфликт между  закончился 27 июля  года злополучной , в которой  в расцвете лет, жизненных и  сил поэт, не придавший  обстоятельности помысла  недоброжелателя, был  наповал. Друзья  добиться того,  Лермонтов был упокоен по  обычаям. Тем не , это не представлялось возможным.  Михаила Юрьевича  1842 года,  усилиями , Елизаветы Арсеньевны, был  в Тарханы и похоронен в  склепе, где четыре  спустя  покой и сама .
     «Ужасный, скорбный , - писал Герцен, -  у нас всякому, кто  поднять свою голову  уровня, начертанного  скипетром; будь то , гражданин,  - всех их толкает в  неумолимый рок»7.
       наследие М. Ю. Лермо, состоявшее из  трёх десятков , четырёх сотен , ряда прозаических,  произвед, было опубликовано,  образом, уже после  их автора. За недолговременные  лет творческой  поэт привнёс бесценный,  вклад в русскую лит как автор исключительных до , по разн тем и мотивов лирики. Его  усовершенствовало, завершило  национальной романтической , создало  для реалистического романа XІX .
     Военная служба М. Ю.  началась с того дня,  он был зачислен в  гвардейских подпрапорщиков и  юнкеров унтер-офицером  полка - 14 ноября  года. Он , что в этом месте ему  маршировки и муштра,  ограничения , связанные с  дисциплиной, но, получив , он предвидел следовавшие  не только развлечения и , но и долг -  родины. М. Ю. Лермонтову  было расстаться с его  - литературной карьерой, но  выхода не . Дождливой осенью  года он писал М. А. : «...если будет , клянусь вам , буду всегда »8.
     В холодном ноябре  года М. Ю. Лермонтов был  из Юнкерской  корнетом в лейб-гвардию  полка, находившегося в  Селе.
     Окончив  юнкеров, М. Ю.  стал блистательным , обладающим изящным , обширным кругом , любознательностью, , знанием основ  искусства. Но  и запрет читать  литературу  ему надоедали, он погружался в  о скорейшем выпуске в ты. Служба в военном  состояла не  в обычных военных , учениях, парадах, но и в  посещении придворных  и светских . Седьмым эскадроном  Гусарского полка, в  был сначала зачислен М. Ю. онтов,  Н. И. Бухаров - «столетья  обломок, Гусар  потомок, Пиров и  гражданин»9. В  вдобавок остались  свободолюбивые устои.
     Эти же  среди кавалеристов  формированию у М. Ю.  привязанности к полку.  он нёс исправно, но не терпел  в мелочах службы и . В глумливом  рассказывается о данных  в поэме «Монго» : «...и не тянул ноги он в , Как должен  патриот...»10. Своё , вопреки лишённых  условий князя  Павловича,  гвардию, М. Ю. Лермонтов  то явкой на развод кар с миниатюрной саблей, то - на осветский бал с  шитьём на обшлаге и  вицмундира. За данные  его отправляли под арест. Но ни  юнкеров, ни «бо свет» не сумели  наилучших качеств  поэта.
     М. Ю. Лермонтов был уже , когда раз о смерти  А. С. Пушкина.  подействовало на него, задело за . Но он превосходно осознавал  случившегося.  не были визуально , но после смерти А. С. а, М. Ю. Лермонтов мог легко  зачинщиков,  в смерти поэта. Для  это было ужасным ударом, но он , что всё вокруг ложь и  прикрытые  добродетели. Такая «ая» толпа на самом  зло, смеётся над теми, кто не  в круг их  мышления. Трезвым  он понимал, что люди  в его гибели не будут  никогда, ни при  обстоятельствах.
     Биограф М. Ю.  Н. А. Котляревский : «До сих пор во всех своих  Лермонтов был  исключительно занят  собою, своим  миром. Смерть  нарушила  течение его дум, и он отозвался на  горе с такой , что даже хорошо  его люди не  верить правдивой  его гнева и не могли  его раздражения»11. 
     Таким , вырванным из , было стихотворение « поэта», написанное на  А. С. Пушкина. Мы знаем, что М. Ю.  написал его , морозным январем  года, когда поэт  на дуэли смертельную,  был ещё жив.
     М. Ю. Лермонтову  подискутировать о выдающемся,  поэте со своими . Они заявляли, что тот непосредственно сам  в произошедшем.  несчастного горя  ревность, горячность и  А. С. Пушкина12. Это обстоятельство  рассердило М. Ю. , который был целиком и  во всех отношениях на  поэта, после  в недовольстве и , вдобавок к своему  написал ещё пару :
                   «А вы, надменные потомки
                         подлостью  отцов,
                   Пятою  поправшие обломки
                         счастия обиженных !
                   Вы, жадною  стоящие у трона,
                        , Гения и Славы !
                   Таитесь вы под сению ,
                   Пред  суд и правда - всё молчи!..
                   Но  и Божий суд, наперсники !
                   Есть грозный суд: он ждёт;
                   Он не  звону ,
                   И мысли и дела он  наперёд.
                   Тогда  вы прибегнете к злословью:
                   Оно вам не  вновь,
                   И вы не  всей вашей чё кровью
                   Поэта  кровь13»!
     Стих стало  в списках и вскоре  большую известность. Оно  тех, кто тосковал о смерти  поэта А. С. , а для иных людей это был , решительный шаг политического а, разоблачение несправедливой . Само  разумеется, дело привлекло к  внимание тайной . Шеф III отделения А. Х. Бенкендорф  Николаю I:«  к этому сочинению , а конец - бесстыдное . Более чем преступное»14.  чего  распоряжение отправить М. Ю.  в том же чине на Кавказ, в родский драгунский . Отправляясь из а, поэт передал с  в «Современник» своё «» - первое стихотворение,  которое он сам  отдать в печать. И  если его поэтический , художественное увлечение на  бы прекратились, то и  было бы достаточно,  каждый из нас сейчас  возможность без труда  строки о нной пожаром  и отступивших «басурманах».  главную национальную , детали  были известны ему  по рассказам жителей, М. Ю.  направил свой  к полям  сражений, где теперь ему  предстояло пролить , свою или чужую. « затрещали ...15» - это были барабаны .
     Период первой  был немаловажно значим для  как личности, так и  поэта-воина. На Кавказе он лся с новыми, своеобразно -  людьми: это были  трудяги  и сосланные декабристы. Тут  почувствовал сострадание к  со стороны начальства и о стабильной . Изначально, в сражениях М. Ю.  был наблюдателем, а в 1840  стал непосредственным  конкретных  операций против . Отношение его к боевым  было двойственным. С  стороны,  всем сердцем был на  вольнолюбивых и  народов Кавказа, но всё же, как А. С.  и декабристы,  осознавал тот факт, что у ев нет надежды на завоевание  независимости, и единственный  сражения  в присоединении к России.
       М. Ю. Лермонтов разъезжал по  дорогам Кавказа,  участие в  операциях, в печати  его стихотворение «Бородино».
      , проведённые на , сыграли  значимость в становлении  поэта на жизненные  и убеждения, в формировании его  и творчества. К  же усилилось его недовольство  службой; после , поэт принял  выйти в  с намерением посвятить  исключительно литературной и  деятельности.
     В апреле  года М. Ю. тов возвращается в столицу, а 14 мая  в лейб-гвардию Гусарского , находившуюся в Царском . Он не отчаивался в  на выход в отставку, нёс евшую после Кавказа .
     Стычки с Эрнестом , а впоследствии и , стали причиной  процесса допросов и , суровому приговору,  в Тенгинский  полк. В период  М. Ю. Лермонтова посетил  критик В. Г. Белинский,  был восхищён «и от  и от художественных воззрений ». М. Ю. Лермонтов показал  истинную сущность, в его  чувствовалось « истины, глубины и ». В период второй  Николай I был жесток и  к М. Ю. Лермонтову.  выбрал для поэта Тен полк, который  в более небезо участках16.
       суровый вердикт -  повод проявить  к поэту. Из Петербурга его  отослали,  исключив из гвардии, и, что  оскорбительно, его, кавалериста, на  раз определили в пехоту, тем же . «Счастливого , господин Лермонтов», -  вдогонку царь , - пусть он очистит  голову...» 17.
     В  году М. Ю. Лермонтов  участие в походе на  Чечню. После , как в бою 10 октября  ранение Р. И. Дорохов,  «сотней» отборных  бойцов. Раненный во  экспедиции он  отряд свой , который вполне  его и умел привязать к  людей,  входя в их образ . Он спал на голой , ел с ними из одного  и разделял все  похода. М. Ю. Лермонтов  не только командование,  лишь исключительную , храбрость,  кавалерийского офицера и , но и повседневную заботу о нных, с которыми  опасности боя,  и лишения походной , последнюю краюху .
     Таким образом,  о возможной  карьере М.Ю. Лермонтова , сложно, даже . Он намеревался выйти в , публиковать  журнал и писать  роман из кавказской . Двое из его однокашников,  на Кавказе, з свой военный  в звании генерал-фельдмаршала,  дослужились до генеральских . М. Ю. Лермонтов же так и  в нашей памяти  Тенгинского пехотного . Тщетный и отчаянный  поэта ок недолгим и тяжёлым.  чувство внутренней  сопровождало его вплоть до  кончины. « же мне так больно и так трудно?» -  себя поэт  до роковой дуэли. А. И.  писал, что у М. Ю.  «стих иногда , делает боль,  нашу внутреннюю »18.
     В стихотворении «», написанном по боевым впе 1840 года,  заметить предсказание  своей  печальной судьбы.  как будто действительно  все без исключения детали  преждевременного  из жизни:
     «Кровавая  могила ждёт,
     Могила без  и без креста,
     На диком  ревущих вод
     И под  небом; пустота19…»
     И в  деле, будто  была попросту енировкой для  убийства. Не зря же ещё в протоколе  комиссии, утверждё комендантом Пятигорска , так и не получил  на вопрос: «Пал ли Лермонтов от ческой руки , прикрывшегося дуэльной о?» На основании  экспертизы исследователи  в догадках и выдвигают , что поэт мог быть  только из  ружья. Ещё одна : «на месте поединка не  ни врача, ни экипажа.  дуэли,  спасаясь от проливного , в панике бросились  в город, а убитый  часов  на роковой поляне»20.
     В  из документов дома-музея М. Ю.  в Пятигорске, сказано, что « тело  пролежало без присмотра , и затем было  и вывезено в окрестности для  молодым »21. Данная могила  бы была обнаружена  40 лет.
     В 1899 году в  был открыт  Лермонтову, воздвигнутый по  подписке. По сложности,  и богатству своих , поэзия М. Ю. , бесспорно, занимает  место в русской . В ней, по выражению Белинского, «все , все элементы, из к слагается жизнь и »22.

Глава 2. Кавказ в  М. Ю. Лермонтова
2.1.  поэта на  как источник кавказской  в его творчестве
     Первая  М. Ю. Лермонтова на Кавказ.
     19  1837  Михаил Лермонтов  из Петербурга на Кавказ и , в течение целого , был в «беспрерывном , то на перекладной, то верхом».
     По  на Кавказ М. Ю. Лермонтов  заболел. Из ставропольского  госпиталя в  мая его перевели в пятигорский , и всё лето он лечился на  минеральных водах, в  и Кисловодске. При  из госпиталя после , М. Ю. Лермонтов встретился с  по Университетскому пансиону Н. М. .
     Там же поэт  честь познакомиться с  высланных на Кавказ , мудрым и благорассудительным в  суждениях  Н. В. Майером, которого  некоторое время под  доктора Вернера и  среди  лиц «Княжны Мери».
     У Н. М.  произошла неожиданная  М. Ю. Лермонтова с В. Г. Белинским. Они  подискутировали и , но через пару лет в Петербурге  и величайший рецензент  вновь, и на этот раз  и по праву  друг друга.
     В  сентября поэт  указ отправиться в , в свой одский драгунский , находившийся неподалёку от . В эту поездку, особенно на  дороге, М. Ю.  много рисовал.  впечатления для творчества а играли весьма  роль. С стихотворец знакомился с  и с красотами природы  края. Древнейшие  архитектуры, , песни и самобытность  Кавказа и Закавказья,  горные пейзажи,  ландшафты,  по оригинальности кухня народов Кавказа - всё это  в новых редакциях «» и в поэме «Мцыри», а  в повести «Бэла».
     Вследствие  на Кавказе Николая I,  поход против  в 1837 году был . По собственному , с начала военной , М. Ю. Лермонтов «слышал о 2-3 выстрела»23. Он путешествовал,  по-черкесски, с м за плечами; ночевал в  поле, засыпал под  шакалов. Появлялись п поездки в .
     По пути М. Ю. Лермонтов  на некоторое время в . Его не могли удовлетворить  николаевской  высказывания даже  журналистов. Его глубокий и  дух, как высказывался о нём В. Г. Белинский, не мог риться с  крепостнической деятельностью, и не от  ждал он разрешения  социальных вопросов.  не смирила  Лермонтова. Он был готов к  борьбе. Поэта-борца он  с булатным кинжалом в  «Кинжал»:
     «Ты дан мне в , любви залог ,
     И страннику в тебе  не бесполезный:
     Да, я не изменюсь и  твёрд душой,
     Как ты, как ты, мой  железный24».
     Вторая  М. Ю. Лермонтова на Кавказ.
       до конца понять  и роль  в жизни и творчестве , не зная, какую  Восток играл в его  жизни. азский край  отдельный уголок в  поэта. «Юный  заплатил  дань волшебной , поразившей лучшими,  впечатлениями его поэтическую . Кавказ был  его поэзии, и после А. С.  никто так поэтически не  Кавказ за дивные  его девственно-величавой , как М. Ю. Лермонтов»25, - писал  В. Г. Белинский. За свою  жизнь М. Ю. Лермонтов  приезжал на . Именно сказочно - , броской, необыкновенной,  природой горного  были  наиболее красочные  детства поэта. Как пишет  Лермонтов:
     «Синие  Кавказа,  вас!
     Вы взлелеяли  моё;
     Вы носили меня на  одичалых хребтах,
     О меня ,
     Вы к небу меня ,
     И я с той поры всё мечтаю об вас, да о 26».
     В посвящении к поэме « Бастунджи»  называет себя « Кавказа»:
     «От ранних лет  в моей крови
     Твой жар и  твоих  мятежный;
     На севере, в  тебе чужой
     Я  твой, - всегда и  твой27»!
       вошёл в жизнь  не только с детскими , но и сопровождал М. Ю. Лермонтова в . За стихотворение «На  Пушкина» зимой  года, по Высочайшему повелению,  был отправлен прапорщиком в  драгунский , действовавший на Кавказе. О и уже ставший родным для  край возродил М. Ю. , придав ему новых сил в  жизненный период,  поэт мог вздохнуть  грудью и на время  душе гармонию, безмятежность, . Собственно, в этот  в понимании поэта  ассоциируется с « лености простой»,  противопоставляется «стране , стране господ», « мундиров» и « душных городов».  в Пятигорске до самой , М. Ю. Лермонтов лечился на . Там он встречается со  замечательными, выдаю и попросту интересными , знакомится со ссыльными тами и  близкую дружбу с  поэтом А. И. Одоевским.  продолжительного лечения, , М. Ю. Лермонтов  в Тамань и в октябре  по Военно-Грузинской дороге в , где стоял его полк. 
     Во  своей  кавказской ссылки М. Ю.  сдружился с двоюродным  А. А. Хастатовым, поручиком  Семё полка, который  брал поэта с й на весёлые, беззаботные  гуляния и . М. Ю. Лермонтов имел возможность  за зажигательными и будоражащими  плясками, прислушиваться к  дух песням, , преданиям, рассказам об  и казаках. Девственные , горные ландшафты,  кипарисы и  встречи, рассказы о  и отваге джигитов  в его память. Впоследствии всё это  отражение в  поэта:
     «Я видел  хребты,
     Причудливые, как ,
     Когда в час утренней 
     Курилися, как ,
     Их выси в небе ,
     И облачко за облачком,
       тайный свой ,
     К востоку  бег –
     Как будто белый 
     Залётных птиц из  стран!
     Вдали я  сквозь ,
     В снегах, горящих как ,
     Седой, незыблемый 28…»
     В конце 1837  М. Ю. Лермонтова  бабушки переводят в  гусарский полк, в Но. Он возвращается на Родину,  в душе ещё не  образы своих : «Герой нашего », «Демон», «Мцыри», «», «Ашик-Кериб», « Терека», «Тамара», «», «Кинжал», «Прощание», « Абрек», «Казачья  песня», - всё это  его ссылок и путешествий по  Кавказу и Закавказью. 
     Во  второй ссылки М. Ю.  попал в Малую  после дуэли с  французского посла  де Барантом. В связи с чем был  тем же чином в  пехотный полк,  на Кавказе. Это находило  в душе самого . В тот период  участвовал в боевых де, где часто подвергался  риску в боях с .
     Неся  службу на Кавказе, М. Ю.  как зеницу ока берёг  записные книжки,  в них услышанные из уст , немало повидавших на  веку истории,  сюжеты будущих . Его интересовала  жизнь Востока, с  он столкнулся на Кавказе; в  своих произведениях он  проблемы«  миросозерцания». В разгаре  весны 1841 года М. Ю.  вернулся на Кавказ. В мае  же года он  в Пятигорск и получил  задержаться для лечения на  водах.
     Тут он пишет  стихотворений: «», «Утёс», «Они и друг друга», «», «Свиданье», «Листок», « один я на », «Пророк». И как не странно,  город сыграл  роль в жизни .
     Изображения кав природы в произведениях  необыкновенно точны и . Иннокентий Анненский  об этом: « живописец Кавказа мне , что нередко поэзия М. Ю.  служила ему ключом в  природе»29. В  М. Ю. Лермонтов особенно  движение:
     «Терек , дик и злобен,
     Меж утёсистых ,
     Буре  его подобен,
     Слёзы брызгами 30».
     Из художественных образов и  кавказской природы , что М. Ю. Лермонтов  день значительно  ночи, любил  безоблачное небо,  сияние , солнечный воздух,  лазурь, звенящую . Однако здесь  не только  наслаждение: голубая  неба уносила  М. Ю. Лермонтова и его героя в мир  совершенный, . Небо порождало в  и идеальные райские вид, и мучительные вопросы. В «» поэт  вопросом:
     «...Небо ...
     Под небом много  всем,
     Но беспрестанно и 
     Один  он зачем31»?
     Дивные  в «Мцыри» и «Демоне»,  бы все пропитаны горним  и бликами , они рисуются поэту под сол и синим небом. Во  чудесных снах , происходящее с , происходит в дневное :
     «Чтоб всю ночь,  день мой слух ,
     Про любовь мне  голос пел,
     Надо  чтоб, вечно ,
     Тёмный дуб склонялся и 32».
     Таков и  сон в «Мцыри» на речном дне,  к нему приплывали  рыбки и пели в :
     «А надо  в вышине
     Волна  к волне,
     И солнце  хрусталь волны
       сладостней 33…»
     Как истинный ценитель  гор, М. Ю. Лермонтов любил , насыщенные цвета.  любуется  алым закатом,  облаком, васильковым м, бескрайними, знойными , голубыми ми горянки и её золотистыми . Нежные цветы в его  - розы и лилии - это не  произведений М. Ю. , а его истинные чувства к  Кавказу.
     Проявление  тематики он видит в , в дыме, в  вершинах, в реках и в чё косах местных , в тонкой упругой , в щемящей , в ярких воспоминаниях, в . Кавказское обрамление в «» и «Демоне» - это не специальная  вставка в  восточных романтических п, а органический синтез  и наблюдений самого . Поэтому и  сюжеты, которые  в основу поэм,  новое качество. 
       зарисовки  как прямо, так и косвенно  большую роль в  М. Ю. Лермонтова. Мир, явившийся  Демона, это и  те самые вершины Кавказа,  вдали Казбек,  в расселине Дарьял и  - уступчатые , туманные облака и  башни замков -  составляющие мира  дикой , которую может  или дополнить присутствие  зверя или парящей в  птицы.
     Всё это  в эпитетах: «счастливый  земли», «сладострастный  полдня», и в картинах,  экзотический мир , с живописными руинами, со  ручьями, с девами,  свой слух  птиц, и в  сравнении, так кардинально  не глаза со звёздами, а звёзды с , и, наконец, в пульсирующей  эмоции:
     «И , и жизнь, и шум листов,
       говор голосов,
       тысячи растений34»!
 часть «», особенно третья и ртая строфы,  изображают картины , но уже в сопостав с внутренним миром .
     Окружающая природа  теперь внутренним , как бы увиденная  Тамары пребывающей в : 
     «Кругом, в тени  миндальных,
     Где ряд стоит  печальных,
       сторожей гробниц,
       хоры легких .
     По камням прыгали, 
     Ключи  волной,
     И под нависшею ,
     Сливаясь дружески в ,
     Катились дальше, меж ,
     Покрытых  цветов35».
     Мотивы  фольклора народов  прослеживаются на протяжении  творчества . В поэме «Демон»,  о мятежном духе,  земную девушку. В  реки  жива ещё легенда о  духе Гуда,  красавицу грузинку. А вот как  эту же гору М. Ю.  в «Герое нашего »: «Итак, мы спускались с Гуд -  в Чёртову долину... Вот  название! Вы уже  гнездо злого духа  неприступными утёсами…»36.
      , поэт знал нду о любви  и намеренно перенёс  «Демона» на берега  Арагвы. Легенда о  злого  к девушке-грузинке и легла в  сюжета поэмы.  отголоски кавказских  и преданий  своё отражение в  «Тамара».
     Элементы кзского фольклора  своё  и в поэме «Мцыри». , один из живых и  эпизодов поэмы« » - битва с  - взят М. Ю. Лермонтовым из  грузинской песни о  и юноше, в одном из  популярных в  произведений народной . Темперамент и менталитет  народов отразились и во  других  кавказской тематики: «Бела», « Терека», «Беглец», и  другие.
     Идея свершения, , защита  ценою собственной  вдохновила М. Ю. Лермонтова на  поэмы «Беглец». По  и духу  поэма очень а поэту.
     В поэме «Мцыри»  использует ту же тему, что и в «». Темы ы, темы предков.  беглец сбежал с  боя, поправ семейные , понятия о  и долге, живших иями до него, то , наоборот, пытается  родную , обрести семью, , корни. Его стремление  неудержимо, что он совершает  поступок -  из монастыря. Он хочет  стезёй предков:
     «Я  жил, и жил в плену
     Таких две  за одну
     Но  полную тревог,
     Я  бы, если б мог37».
     А вот как М. Ю. Лермонтов сам  о людях Кавказа: « вольные , живут беззаботно;  их стихия; и в смуглых  их душа говорит»38.


2.2.  природа в « нашего времени»
     Как  сказано выше в  работе, впервые  Юрьевич  побывал на Кавказе в  возрасте, когда  Елизавета Алексеевна  привозила его на , чтобы поправить  внука. Уже первая  из далёкого  имения , несомненно, врезалась в  память. 
     Одним из  впечатлений детства у  была  на Кавказ, с его пышной,  природой.
     Тема Кавказа проходит  всё творчество М. Ю. . Его роман «Герой  времени», кавказские  и поэмы поражают  замыслом,  мировоззрения. Живописные  природы и выразительная г искренне удивляют  мировоззренческим  и восхищают истинным гум. У поэта болит  и за казака, поражё пулей , и за черкеса, сражё саблей казака, - для  дороги, интересны, б все люди . Вслушаемся в звучание  на первый взгляд  из «Валерика» - стихотворения,  в 1840 году  жесточайшего кровопролитного :
     «Вот разговор о старине
     В п ближней слышен мне;
     Как при Е ходили
     В Ч, в Аварию, к горам;
     Как там , как мы их били,
     Как доста и нам39…»
     Роман «Герой  времени»  господствующее место в  М. Ю. Лермонтова. Он  из нескольких различных по  частей, св звеном которых  Печорин, а также  идеей автора  полно и  раскрыть этот . Чтобы достичь  цели М. Ю. Лермонтов  множество венных средств и мов: оригинальную композицию,  разнообразных персонажей, чные  повествования, приёмы  психологизма. Одним из  раскрытия образов в  становится и , разбавляющий реалии  романтическим налётом.
       романа развися на фоне  природы - типичного  действия и других  произведений русской л. С самого  своего повествования  создаёт необычную, , таинственную атмосферу,  будоражащую  читателя; в первой по  порядку главе «» возникает волшебно - ческий  моря: оно является  рода фоновой  (это звуки  на берег , живописные виды из ). Этой же традиции  и изображение разгула  стихии, , шторма. На какое-то  судьба главного  тоже оказывается во  водной . 
     Если в кавказских  М. Ю. Лермонтова авторское  с природой происходит , то в «Тамани»  все пейзажи ночные, в  лучах лунного . Богатыми романтическими  зарисовками  и глава «Бэла», первая по сюжетному . В данном контексте М. Ю.  проявляет себя как  мастер : картины природы и  зарисовки поражают  своей живостью и  красок. , роман начинается с  Койшаурской долины: «Со  сторон горы , красноватые , обвешанные зелёным  и увенчанные купами чинар, жё обрывы, исчерченные , а там высок золотая бахрома »40.
     Природа Кавказа,  и величественная, создаёт  настроение  таящимся в ней опасностям: так,  через Крестовый перевал в  погоду автор вает во  реалистичных подробностях, не  ужасной правды  душу. Воображению  сразу же  «пропасть такая, что  деревушка осетин,  на дне её, казалась гнездом » 41. Однако  может быть не только , но и одним из действующих лиц,  влияющих на судьбы : например,  грозы происходит  свидание Печорина и . Помимо того,  в дневнике  говорит, что «воздух  располагает к любви» и « бывают завязки  романов,  когда-либо начинались у  Машука». Именно во  разыгравшейся бури  Максимыч и  до конца своему  печальную историю про Бэлу;  здесь является  предпосылкой к  целой повести, а , имеет сюжетное .
     Чем глубже по своему  произве, тем большее значение в нём  различные детали,  зарисовки, фон. В романе « нашего » пейзаж многофункционален: он не  создает романтический фон, но и  героев, их внутренний мир,  всего -  отношение этого  к природе. Сильные,  личности чувствуют с ней  связь,  в природе отдых,  душевные силы. Печорин в м дневнике красочно  все прелести ней степи, по которой он  «скакать на горячей лош», и при этом делает : «Нет женского , которого бы я не забыл при  кудрявых гор, озаренных  солнцем». Природа для  - одна из  радостей в жизни. Для Бэлы вид  гор - необходимое и даже  условие для полного тья и гармонии. «Из  видны были те же , что из аула, - а этим д больше ничего не »,-говорит  Максимыч, которого  наделяет особыми  чувствовать и понимать . Как пишет , «в сердцах простых  красоты и величия  сильнее, живее во сто , чем в нас, восторженных рас на словах и на бумаге42».
     На  глубоком духовном  внутренний мир героя  через  сопоставление состояний  и души человека. Так, в , когда Печорин,  записку от  с .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44