- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001143 |
Тема: | Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» Факультет начального образования Кафедра дошкольного образования Курсовая работа Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста Выполнил: студент 2 курса очной формы обучения направления 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование» (Прикладной бакалавриат) Алексеева Елена Альбертовна Подпись______________ Курсовая работа защищена «___»_______________2016 г. Оценка____________________ Научный руководитель: К.п.н , доцент Макарова Т.Е. Подпись_____________ Самара, 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение.............................................................................3 Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………6 1.1. Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности………………………………………..6 1.2. Формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………..................................11 1.3. Изобразительное искусство и его роль в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста………......19 Выводы по главе 1……………………………………………………21 Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства …...................22 2.1. Выявление начального уровня сформированности художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию……….................................................................22 2.2.Организация работы по эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства…………..................26 2.3.Анализ результатов работы и рекомендации воспитателю32 Выводы по главе 2……………………………………………………33 Заключение………………………………………………….............34 Список литературы…………………………………………………..35 Приложение……………………………………………………………36 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности. Однако, несмотря на многочисленные исследования эстетического воспитания старших дошкольников, а также изобразительного искусства. В целом проблема изобразительного искусства как средства эстетического воспитания старших дошкольников, изучена недостаточно. Это и составило тему нашего исследования. В наше время проблема эстетического воспитания развитие личности, формирования его эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джона, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие. Цель исследования - выявить методические условия, способствующие эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством изобразительного искусства. Объект исследования - эстетическое воспитание старших дошкольников. Предмет исследования - эстетическое воспитание старших дошкольников посредством изобразительного искусства. Гипотеза - эстетическое воспитание старших дошкольников посредством изобразительного искусства будет наиболее эффективным, если соблюдаюся следующие условия: - учитываются возрастные особенности детей систематически использовать; - раскрываются художественно-эстетическую значимость произведений изобразительного искусства в качестве эффективного средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста; - применяются формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста; Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 2. Изучить опыт работы воспитателей по эстетическому воспитанию посредством изобразительного искусства детей старшего дошкольного возраста Методы исследования: 1. Теоретический метод: изучение и анализ литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирический метод: изучение опыта работы воспитателей ДОУ. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 1.1. Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности. Идеи эстетического воспитания зародились и глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла и основу системы эстетического воспитания Существует множество определений понятия – эстетическое воспитание, но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделять основные положения, говорящие о его сущности Во-первых, – это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Во-вторых, задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в четверых – развитие способности и самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [2, с. 65]. В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: эстетическое воспитание служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения учащихся и произведениям искусства, а так же стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из этого определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству [4, с. 54]. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений [4, с. 98]. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [3. с. 35]. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. Таким образом, наиболее удачно, отразил цель эстетического воспитания М.М. Руковицин, который считал, что целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и проблему искусства. Эта цель так же отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса [3, с. 12]. Г.С. Лабновская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других учёных, но при этом не теряют главной сути. Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи, состоит, в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Воспитатель должен подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими [4. с. 67]. Эта задача говорит о том, что дети интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изучения, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Лихачев Д.Б. отмечает, что, такое белое знакомство с шедевром искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения, то общения с прекрасным; чувство отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора [16, с. 98]. Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида D активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен знать не только прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчёркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категории, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, что для дошкольного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Дошкольник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалу, но не идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточности знаний в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам природы. Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются возрастными возможностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные: 1) на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов; 2) на формирование элементарного эстетического сознания; 3) на освоение эстетической деятельности; 4) на развитие эстетических и художественно-творческих способностей. К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического восприимчивости, эстетического запаса образов окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них; формирование эстетических чувств, потребностей, вкусов и отношений. Вторая группа задач включает формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Для этого детей знакомят с различными эталонами правильного определения красивого или безобразного, комического или трагического в действительности и искусстве, вооружая их правильным отношением к окружающему и пониманием красоты. Это разнообразные эталоны: сенсорные (свойства и качества предметов – форма, цвет, звуки), эмоциональные (радость, грусть, горе, удивление, печаль), искусствоведческие (виды и жанры искусства, их выразительные средства, знание имен некоторых художников, композиторов), эстетические (красивое, некрасивое, смешное, героическое) [13, с. 45]. Решение третьей группы задач поможет приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: а) развить эстетическое и художественное восприятие; б) формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; в) воспитать у детей творческие умения и навыки активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношении с окружающими людьми. К четвертой группе задач относится развитие у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности – это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и другое. К специальным художественным способностям в области, например, изобразительной деятельности относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая легкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение, и т.д. [19, с. 26]. Развитие эстетического восприятия, эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на своевременное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок [19, с. 36]. Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать. Эти задачи эстетического воспитания детей взаимно переплетаются между собой. На основе задач, конкретизированных для разных возрастных групп, разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания дошкольников [11, с. 67]. Методы, по выражению А.С. Макаренко, – это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников. Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы, направления: 1) на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений. Это могут быть наблюдения за окружающими предметами и явлениями природы, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнивание или сопоставление их; 2) на формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Это могут быть, различные беседы и рассказы, экскурсии и прогулки с наблюдениями, игровые методы и приемы; 3) на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова [16, с. 57]. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования в сопровождении разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоения умений и навыков воспитатель, всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка. 4) на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, проблемных ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла [16, с. 83]. Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельности [12, с. 42]. Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляются на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу игр. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия, как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду [17, с. 90]. Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей, – это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, обучение как решающее средство их эстетического формирования, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении [15, с. 122]. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада. Участок с его оборудованием и земельными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их [4, с. 12]. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. В детском саду организуются зоны и специальные помещения для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование. Второе условие – насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства [18, с. 26]. Третье условие – активная деятельность самих детей, их разнообразная деятельность и стойкий интерес к произведениям искусства. Оформление дошкольных учреждений выполнено в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели, ее расстановка, подбор произведений прикладного и других видов искусства. В подборе вещей для украшения комнаты необходимо, соблюдать, чувство меры. Особенно тщательно отбираются картины, графика, произведения декоративно-прикладного и народного искусства местного края [22, с. 41]. В художественном оформлении детского сада используются и растения. При этом учитываются следующие условия: с одной стороны, они должны гармонировать с общим интерьером, с другой – получать необходимые им свет и тепло. Особенно красивы при оформлении помещений вьющиеся цветущие растения. Интерьер детского сада не должен быть статичным, необходимо время от времени изменять расположения мебели, вносить новые детали в оформлении, обновлять произведения искусства. В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература) [16, с. 28]. Искусство в детском саду используется для оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей. Для художественного оформления детского сада наибольшее значение имеет живопись. Детей знакомят с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет). Наряду с живописью в детском саду широкое применение находит графика – настенный эстамп и книжная иллюстрация. Декоративное оформление детской книги делает ее предметом искусства, помогая детям проникать глубже в содержание литературного произведения [27, с. 5]. Шире следует распределять в детских садах произведения малой скульптуры (изделия из фарфора, гипса, дерева, обожженной глины, пластмассы). Лучшие образцы детской игрушки также являются произведениями искусства и могут использоваться в качестве в качестве украшения (например, такие, как дымковские, богородские). Не менее важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь искусством чувств, как говорил П.И. Чайковский [12, с. 19]. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом . На занятиях по ознакомлению дошкольников с произведениями музыкального и изобразительного искусства, литературы, педагог специально учить детей вслушиваться в звуки певческой и поэтической речи, звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические отношения, привлекает их внимание и различным свойством музыкальных звуков, оттенков цветов спектра. В процессе занятий воспитатель формирует у детей знания о видах и жанрах искусства, об изобразительных материалах, о различных выразительных средствах [6, с. 2]. Задача воспитателя создать условия для самостоятельной деятельности, а также не нарушая замысла ребенка помочь ему, если возникает такая необходимость. Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации [18, с. 12]. В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, художественно-дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и передачи . Эстетические переживания, связанные с проведением утренника, торжественно-радостная обстановка прежде всего обеспечиваются комплексностью различных видов искусства: музыкально-поэтические сценарии, декоративным оформлением зала, коллективным и индивидуальным выступлением, музыкальными играми и развлечениями [28, с. 19.]. Проводимые в детском саду тематические вечера могут посвящаться общественным событиям, явлениям природы, любимым книгам… Большую роль в эстетическом воспитании детей играют музыкальные передачи для дошкольников. Это единство различных видов искусств усиливает эмоциональность воздействия телепередач, которые приобретают большое значение не только с точки зрения усвоения детьми новых знаний об окружающей действительности, но и формирования эстетического отношения к ней [5, с. 78]. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах: – по принципу управления деятельностью детей; – по способу объединения детей; – по видам деятельности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей, создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память [8, с. 56]. Таким образом, дошкольный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умные воспитатели способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. 1.2. Формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам природы [16, с. 58]. Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются возрастными возможностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные: 1) на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов; 2) на формирование элементарного эстетического сознания; 3) на освоение эстетической деятельности; 4) на развитие эстетических и художественно-творческих способностей. К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического восприимчивости, эстетического запаса образов окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них; формирование эстетических чувств, потребностей, вкусов и отношений. Вторая группа задач включает формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Для этого детей знакомят с различными эталонами правильного определения красивого или безобразного, комического или трагического в действительности и искусстве, вооружая их правильным отношением к окружающему и пониманием красоты. Это разнообразные эталоны: сенсорные (свойства и качества предметов – форма, цвет, звуки), эмоциональные (радость, грусть, горе, удивление, печаль), искусствоведческие (виды и жанры искусства, их выразительные средства, знание имен некоторых художников, композиторов), эстетические (красивое, некрасивое, смешное, героическое) [13, с. 37]. Решение третьей группы задач поможет приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: а) развить эстетическое и художественное восприятие; б) формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; в) воспитать у детей творческие умения и навыки активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношении с окружающими людьми [5, с. 19]. К четвертой группе задач относится развитие у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности – это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и другое. К специальным художественным способностям в области, например, изобразительной деятельности относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая легкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение, и т.д. Развитие эстетического восприятия, эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на своевременное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок [19, с. 25]. Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать. Эти задачи эстетического воспитания детей взаимно переплетаются между собой. На основе задач, конкретизированных для разных возрастных групп, разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания дошкольников [11, с. 67]. Методы, по выражению А.С. Макаренко, – это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников. Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы, направления: 1) на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений. Это могут быть наблюдения за окружающими предметами и явлениями природы, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнивание или сопоставление их; 2) на формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Это могут быть, различные беседы и рассказы, экскурсии и прогулки с наблюдениями, игровые методы и приемы; 3) на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова [16, с. 89]. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования в сопровождении разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоения умений и навыков воспитатель, всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка. 4) на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, проблемных ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельности [12, с. 34]. Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляются на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу игр. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия, как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду [17, с. 59]. Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей, – это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, обучение как решающее средство их эстетического формирования, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении [15, с. 67]. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада. Участок с его оборудованием и земельными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. В детском саду организуются зоны и специальные помещения для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование [4, с. 26]. Второе условие – насыщенность быта произведениями искусства:....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Театрализованная деятельность как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Театрализованная деятельность как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Театрализованная деятельность как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста