VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Хоровая культура города Иваново в контексте развития хоровой культуры России 2-й половины XX века

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012589
Тема: Хоровая культура города Иваново в контексте развития хоровой культуры России 2-й половины XX века
Содержание
Министерство культуры Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Факультет музыкального искусства
Кафедра хорового дирижирования
Бакалавриат
Направление подготовки «Дирижирование»
Профиль подготовки «Дирижирование академическим хором»

ДИПЛОМНАЯ РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА
по
«Музыкальному исполнительству и педагогике»
Тема:
«Хоровая культура города Иваново в контексте развития хоровой культуры России 2-й половины XX века»

                                             Выполнил студент:
                                                      заочной формы обучения
                                                  5 курса 07546 группы
                                       Тарасенко О.П.

                                                                         Научный руководитель:
                                                                         заслуженный деятель искусств РФ,
                               профессор
                                                                         ________________ Шабалина О.И.

   
Допустить к защите:
зав.кафедрой хорового дирижирования
заслуженный деятель искусств РФ, профессор
                                 О.И. Шабалина
Дата допуска к защите:
«___» ____________________ 20   г.


Москва
2018  
Содержание
                                                                                                                                 С.
Введение……………………………………………………..................................3
Глава 1 Хоровая культура России 2-й половины XX века…………………….6
1.1 Особенности развития хоровой культуры………………………………….6
1.2 Аспекты хоровой культуры России ……………………………………….17
Выводы по 1 главе……………………………………………...……….............21
Глава 2 Хоровая культура г. Иваново 2-ой половины XX века……………...22
2.1 Хоровое искусство г. Иваново……...……………………….……...........22
2.2 Хоровое исполнительство г. Иваново.…….……....................................30
Выводы по 2 главе…………………………………………………...….............40
Заключение………………………………………………………………………41
Библиографический список…………………………………….........................43
Приложение……………………………………………………………………...46














	
Введение
              Актуальность работы. На современном этапе развития музыкальное искусство переживает трудные времена. Общий упадок уровня культуры и нравственности в обществе сопровождается угасанием интереса у современного слушателя к концертам классической музыки. Нынешняя российская позиция, а именно постмодернистский тип общества в области культуры, тотальное проникновение информационных технологий в жизнь человека, не дают нормально развиваться русской национальной идее. Особенность нашей культуры будет стабильна только предостаточном изучении трудов различных культуроведов, а также сохранении традиций в культуре.
              Хоровое пение играет важную роль в традициях любого народа: особенность этого вида пения обусловлена его проникновенностью и сложностью. Чтобы понять суть хоровой музыки нужно проникнуться ей. Сегодня множество музыкальных реликвий в такой среде стоит на грани исчезновения. Существуют негативные аспекты влияния музыки на молодежь. Благодаря этому у ученых повысился интерес к изучению качественных произведений, чтобы восстановить истоки музыкальности. Именно поэтому хоровое искусство начинает возрождаться, а также его место в культуре России становиться значимее.
               В российской культуре есть черта понимать хоровое пение как базис народной культуры. Во второй половине XIX века хоровое искусство, выходит на уровень профессионализма, но без отрыва от церкви, это значит, что теперь существует образование в этом виде деятельности. В это же время хоровое пение становиться похоже на искусство в классическом его понимании. Сегодня социологические, социально-психологические, культурологические, музыковедческие труды помогают глубоко анализировать хоровое искусство в рамках культуры. Одновременно с тем, что есть институты и колледжи по хоровому образованию, остается необходимость в развитии профессиональной подготовки специалистов по хоровому пению в традициях академического пения. На сегодняшний день при внедрении России в культуру Европы необходимо сохранять взаимопроникновение культур и передача опыта для повышения культурной грамотности. 
             Термины хоровое искусство и музыкальная культура по-разному трактуются в российском культуроведении. Не выявлена специфика анализов зарождения хоровой музыки и её становления. Во времена СССР религиозный характер хорового пения и сопоставление с ним науки было отрицательным, однако такая ситуация проходит и сегодня. Благодаря этому хоровое искусство России понимается как опыт предыдущих поколений. Именно исследование культуры может прояснить необходимое. Добавить про необходимость изучения региональной хоровой культуры. Кто занимался исследованием русской хор. культуры? Исследований же регион. культуры недостаточно. В этом актуальность.
Объектом данного исследования является хоровая культура России 2-й половины XX века. 
Предмет исследования – хоровая культура г. Иваново с 50-х гг. до настоящего времени. 
Цель исследования – выявить особенности хорового искусства города Иваново в XX веке.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
     1. Проследить историю хоровой культуры второй половины XX века;
     2. Рассмотреть хоровое образование как часть хорового искусства;
     3. Изучить историю формирования хоровой культуры города Иваново;
     4. Проанализировать деятельность хоровых коллективов города Иваново; 
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, описание, интервьюирование и наблюдение, обобщение.
Методологическую основу исследования составляют труды авторов, изучавших: историю развития хорового искусства России (В.А. Васильев, Б.В. Асафьев, и др.); вопросы дирижирования (Л. М. Андреева, А. И. Анисимов, Л. А. Безбородова).
Практическая значимость дипломной реферативной работы может представлять интерес как хормейстерам, так и студентам обучающимся средних и высших учебных заведений, руководителям самодеятельных и профессиональных хоровых коллективов.
           Дипломная реферативная работа состоит из двух глав. Каждая глава состоит из двух параграфов, последовательно отражающих решение поставленных задач. Материал обрамляют введение и заключение. В первой главе описывается хоровая культура России во 2-й половине XX века. Во второй же главе – анализируется хоровая культура города Иваново с точки зрения хорового исполнительства и хоровой педагогики. В конце работы представлен библиографический список, включающий 30 наименований. Общий объем реферативной работы 48 страниц.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяется цель, предмет и объект исследования, рассматриваются методы исследования, выделяется фактическая значимость работы.
Глава 1. «Хоровая культура России 2-й половины XX века» состоит из двух параграфов. В первом, раскрываются особенности развития хорового исполнительства в России. Во втором, рассматривается хоровое образование как часть хорового искусства.
Глава 2. «Хоровая культура г. Иваново 2-ой половины XX века» состоит из двух параграфов. В первом, рассматривается хоровое образование города Иваново. Во втором, о художественной самодеятельности в целом, рассматривается творческая деятельность хоровых коллективов города Иваново.
В заключении подводятся итоги исследования.



Глава 1 Хоровая культура России 2-й половины 20 века
1.1 Особенности развития хоровой культуры
          Культура (от лат. cultura) – воспитание, образование, развитие.  Под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания.
          Культура - одна из форм общественной жизни. Ее развитие есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности, духовной или материальной. Являясь совокупностью знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития, культура составляет его интеллектуально - нравственный, духовный потенциал.
          Хоровая культура представляет собой одну из важнейших, а для отдельных исторических периодов самую важную составную часть общей музыкальной культуры России. И включает в себя хоровое исполнительство, хоровое творчество и хоровую педагогику. 
          Хоровое исполнительство –  жанр, издавна сложившийся в нашей отечественной культуре. Это – скорее больше, чем жанр, это – некая общность, объединяющая людей во все времена – культурно-историческая данность. Ещё в глубокой древности совместное участие в бытовой практике славянского этноса было исторически знаковым явлением (фольклор – песенно-бытовое творчество). И во все времена: от князя Владимира – время принятия христианства и много позже – городская песенная культура, светская музыка, партерный и духовный концерт, авторские произведения – певческая составляющая оставалась доминирующей константой различных эпох. 
          Прорастание «хорового зерна» в масштабах всего государства определялось обстоятельствами, складывавшимися в социополитическом континууме нашего государства. И в этом смысле «певческий монолит» становился социокультурным резонатором общественного сознания, основой общего системного целого. В результате смены социообщественных укладов, укрепления государственно-политической власти преобразовывался и певческий абрис хорового компонента. 
            Под влиянием изменяющихся исторических мотиваций формировалась певческая среда, в которой отражались сущностные тенденции своего времени. Так возникали хоровые структуры, апеллирующие к тому или иному характеру направленности певческого звучания: академические – народные, церковные – светские, камерно-ансамблевое музицирование – большие составы. Но, прежде всего, это активно развивающиеся две ветви русской культуры: церковно - певческая и песенно-бытовая, формирующиеся в едином потоке эволюции русской ментальности. Это – то соборное начало, та возможность существования в общем «контекстуальном поле» совместного чувствования, переживания, действия, что экстраполировалось на весь пространственно-временной континуум общества как путь осмысления 168 народом своего места в истории. Таким образом, приобретаемый опыт социополитической, духовно-нравственной оценки становился основой и певческого опыта в расширяющихся рамках хоровой отечественной культуры.
          Хоровая музыка – музыкальные произведения, которые должны быть исполнены хором. В основе хорового пения лежит демократичность, то есть свобода понимания. Хоровая музыка влияет на социум, так как её воздействию подвержены многие индивиды. У такой музыки есть большой потенциал на различных уровнях. Иногда хоровое пение влияло и на политическую, и на идеологическую сторону жизни [1].
Есть несколько предположений по поводу начала существования хорового пения. Здесь важным остается вопрос, что появилось раньше одно- или многоголосье. По традиции считается, что сначала возникло одноголосное хоровое пение, а затем появилось и многоголосное.
Именно хоровая культура с функцией массовости взращивает в людях патриотизм, а также помогает сформировать правильный характер и самодисциплину, но есть и свои особенности:
-  хоровое очень лёгкий для доступа сорт пения. Голосовой аппарат – растёт и развивается с человеком. Становление и развитие у индивида певческих умений, говорит об одновременном развитии у него эмоциональности и чувственности;
- хоровая музыка неразрывна и неотделима от слова, это помогает полностью понять содержание пропеваемой музыки. Хоровая музыка – это только яркие эмоции и добрые чувства. Содержание хоровой песни понимается только через слово, через политический аспект и через музыкальное интонирование, мелодию. Именно поэтому идейно-эмоциональная суть хоровой культуры приобретает удвоенное значение;
- хоровое пение основано на принципах коллективизма;
- хоровое пение подразумевает изученность музыкальной речи, делает впечатление от музыки более приятным, все это развивает музыкальные способности. 
Поэтому стоит сказать, что уроки пения должны придерживаться общего канона и быть стандартными, но свободными и культурными. Прослушивание музыки, и её исполнение, а также самодеятельность взаимосвязаны с познанием музыки. Многообразие тенденций к пониманию музыки способствуют изучению нотной грамоты, освоению языка музыки, понятия и воспроизведения музыки. Все это расширяет кругозор, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.
Способность к пению у человека заложена генетически с рождения. И раньше на Руси было нормой, когда пела «вся деревня», вне зависимости – обладает человек явно выраженными вокально-слуховыми данными или нет. На праздниках люди пели, на работе – люди тоже пели, чтобы они не делали – они пели. Видимо, пение действительно помогало в любых действиях или человека. В старину люди даже не задумывались, и тем более, не говорили, что не умеют петь, что у них нет голоса или слуха. Петь для малого, взрослого, пожилого человека было, как само разумеющееся. А ребёнок с малых лет видел, что все собираются за столом и просто поют. И очень интересно – люди пели все хором, могли выстраивать многоголосие, не имея музыкального образования, не зная никаких знаков написания нот, не зная музыкальной грамоты. Мне кажется, это связано с тем, что люди просто умели слушать и слышать не только себя, но и другого человека, умели гармонично подстраиваться, а не «гнать впереди паровоза», сметая всё на своём пути.
Русская народная мудрость проводит параллель: песня – это душа! Когда поёт человек, значит, у него душа поёт, значит и его жизнь начинает расцветать новыми красками.
             Хоровая культура России продолжала свое развитие в XX веке. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии им. А.В. Александрова, Ленинградская (ныне Петербургская академическая хоровая капелла имени Глинки, Государственный хор СССР (ныне Государственный академический хор им. А.В. Свешникова), Государственная республиканская академическая русская хорвая капелла имени А.А. Юрлова, и народные профессиональные хоры, к которым относились хор им. М.Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор.
Была также распространена хоровая самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным коллективам.
               Активно развивалась детская хоровая исполнительская культура. Начало студийного хорового движения в 60-е годы. Детские хоровые студии «Пионерия», «Веснянка», «Восход».
               В 70-х годах жанром пения хором стало – создание камерных хоров: камерного хора в Москве во главе с В.Н.Мининым, Государственного камерного хора во главе с В.К.Полянским (ныне хор Симфонической капеллы в России). 
              В ХХ столетии – времени открытия дирижёрско-хоровых отделений первоначально в Московской консерватории (70-е годы), а позднее (80-е годы) в ГМПИ им. Гнесиных начинается этап профессиональной подготовки молодых музыкантов в стенах светских образовательных учреждений. И тогда, и сейчас ярко звучат имена Г. Дмитревского, А. Егорова, А. Свешникова, К. Птицы, В. Соколова. 
           Значительным стимулом к развитию хорового дела в этом столетии стало явление расцвета композиторского творчества в жанре хоровой музыки. На фоне этого сотрудничества происходило дальнейшее творческое развитие исполнительской инициативы, её обогащение новыми художественными идеями и профессиональными задачами. 
            Согласно сложившейся национальной певческой традиции, большие составы хоров были всегда главной исполнительской единицей, но вместе с тем, веяние времени – влияние западной культуры – привнесло некоторые изменения в специфику певческой структуры. Камерные хоры стали одним из заметных явлений, связанных с распространением европейской формы музицирования. 
             Обращение к этому виду исполнительского соучастия потребовало и от дирижёра, и от хора высокого качества певческого мастерства, музыкальной компетентности. Более тонкое решение вопросов, касающихся фразировки, дифференцированный подход к системе выразительных средств отразились на ином эмоциональном тонусе восприятия авторского текста и, прежде всего, на звуковом абрисе хоровой партитуры, как в целом, так и в частности. Яркость образного мышления, широкий ассоциативный ряд, особая гибкость в раскрытии художественного замысла произведения – все то, что стало определяющим в процессе создания интерпретационной модели исполняемого сочинения [2]. 
            Великолепное искусство прославленных хоровых коллективов было по достоинству отмечено зарубежным и отечественным слушателем и прежде, и сейчас. Так, например, знаменитое исполнение «Всенощной» С.В. Рахманинова в звучании Государственного хора под управлением А.В. Свешникова оставило неизгладимое впечатление в памяти огромного числа почитателей таланта этого мастера. Удивительны по своей выразительной силе были и блистательные образцы певческого искусства, преподнесённые артистами Республиканской академической хоровой капеллы под руководством А. Юрлова (памятники древнерусской певческой культуры, музыка Петровской эпохи, духовные концерты). Также интересны и трактовки других выдающихся дирижёров нашего времени – В. Чернушенко, В.Н. Минина, чей блистательный талант художников-интерпретаторов представляется удивительным в своих решениях в исполнении музыки различных стилей и направлений, поражая искусством, как хоровой звукописи, так и глубиной прочтения авторского замысла. 
            Многомерность русского певческого искусства поражает в своих самых разнообразных проявлениях. Проходит время, изменяется репертуарно- содержательный аспект концертных программ, но неизменным остаётся глубокая почвенная связь хорового искусства со всем тем, что происходит в нашей жизни. Это и конкурсы – фестивали, открывающие новые имена молодых дирижёров, знакомящие с исполнительским мастерством лучших любительских и профессиональных коллективов нашей страны [3]. 
Вместе с тем, это и тот мощный общественно-политический резонанс, который весьма явственно ощутим в особых торжественных случаях – открытие Олимпиады в Сочи, празднование дней равноапостольных Кирилла и Мефодия, проходившее на Красной площади, когда в звучании многотысячного хора отражалась внутренняя сила национальной ментальности русского народа.
              В России до времени революции с помощью семьи императора создавались и работали «Императорские русские музыкальные общества» (ИРМО), с помощью которых появилась структура российского образования в музыке вступающаяся базисом нашей культуры и ее оплотом, распахнули свои двери Петербургская и Московская консерватории – это явилось результатом упорных трудов, в них были выведены нормы повсеместного распространения академической музыки. 
              Учреждённое Постановлением Совета Министров РСФСР №527 (10 июня 1957 г.) Всероссийское хоровое общество (ВХО) проводило эффективную политику по структурированию работ профессионалов в музыкальной сфере, начальников муз учреждений, начальников СМИ (теле-радиовещания, изданий, издательств), исполнителей и сочинителей, начальников секторов музыкального профессионального и самостоятельного искусства, Министерств культуры СССР и РСФСР, Министерств просвещения СССР и РСФСР, профсоюзов, органов контроля культуры [4]. Общество существовало с 1957 по 1987 год под патронатом Министерства культуры РСФСР и Союзов композиторов СССР и РСФСР.
              Это была самая важная и огромная компания в музыкальном искусстве, предприятие межвидового типа в окультуривании страны, собирательная и структурирующая, и объединяющая роль правительства и социума, профессионалов и любителей в становлении пения хором, так ловко соединяющую в себе музыкально-просветительскую, творческую и финансово-хозяйственную деятельность [5].
              ВХО было очень многогранно, в его составе было 75 хоровых обществ отдельных республик, областей и районов РФ, 2 303 филиала в городе, 48 784 исходных предприятий, 1 684 237 членов (по данным 1986 г.). Около 30 тыс. профессиональных музыкантов-энтузиастов входили в состав ВХО по собственному желанию. Средства Общества держались на сборах его членов и доходах от 12 автономных фирм, позднее в прибыли появилась статья: доход от концертов [6].
               В разные годы ВХО руководили знаменитые деятели музыкальной культуры: патриарх русской школы хорового пения А.В. Свешников, композитор А.Г. Новиков, выдающиеся хоровые деятели А.А. Юрлов, В.Г. Соколов, Н.В. Кутузов.
               Деятельность ВХО была направлена на выявление творческого потенциала у граждан, где важным предметом их результативности, а также важным здесь идёт вокально-хоровое искусство, где в широком смысле воспитания на уровне эстетики, идёт объединение и воодушевление огромного количества горожан, это помогает в культурной и социальной интеграции общества [9].
Деятельность ВХО развивалась по таким тенденциям:
Первая тенденция – становление музыкально-эстетического образования в школе по аналогии «Буква, цифра, нота», где в 70-х годах происходит трансформация с программой «Музыка», созданной Д. Кабалевским.
Вторая тенденция – становление обширной структуры университетов, консерваторий, лекториев, курсов для народников (хоровая самодеятельность) по изучению нот нотного стана и единому музыкально-эстетическому образованию.
Третья тенденция – помощь в образовании хоров на профессиональном уровне.
              Общество объединило силы Министерств культуры, ВЦСПС, ВЛКСМ, разных ведомственных профсоюзов, Домов творчества, конструировало общую межвидовую систему ежегодного исполнения хоровых праздников, фестивалей, конкурсов и т.п. в России.
По результатам выборки Министерства культуры РСФСР, в конце 1983 г. в республике насчитывалось 29 040 автономных хоровых коллективов с количеством участников 726 400 человек, а хорового таланта и творчества насчитывалось более 3 млн. человек [8].
               Еще в середине 1980-х Россия была одним из лидеров в развитии хорового искусства – только самодеятельных хоровых коллективов было около 30 тысяч (это около трех миллионов человек). Сегодня хоровым пением в США увлечены более 28 миллионов человек разного возраста, большое внимание уделяют этому виду искусства в Германии, Швейцарии, Венгрии и Японии. Учеными доказано: занятие хоровым пением в детстве воспитывает творческих, неординарных, толерантных людей с хорошим вкусом. Специалисты призывают ввести в российских школах уроки пения.
"Не слушание музыки, что распространено в школах, называется "урок музыки". Это не урок музыки. Должен быть именно урок пения. Наше общество слушает музыку, мы потребляем музыку, но мы не продуцируем ничего. Поэтому важно, чтобы ребенок в школе продуцировал, тогда у него работает душа", – убежден Владимир Минин.
               Чайковский и Глинка, Балакирев и Мусоргский, Прокофьев, Шостакович и Стравинский – все начинали с хора. Как правило, это был хор церковный. Да и сегодня грань между светскими и церковными хорами весьма условна.
            "Как правило, одни и те же люди поют по будням в профессиональных хоровых коллективах, а по субботам и воскресениям они же стоят на клиросе наших храмов. И я думаю, что это взаимопроникновение церковной и светской хоровой культуры очень полезно, и оно взаимообогащающе", – полагает митрополит Волоколамский Иларион.
              В 1987 году ВХО было преобразовано в Музыкальное. Результат этого расширение функционала, охват пения хорового и музыкального искусства в целом. 
              В переломные 1990-е годы ВМО по причине недостатка в финансах почти закрылось, филиал в регионах были ликвидированы, деконструировалась система межвидовых связей. Сегодня в России межведомственные структуры отсутствуют, смешать и упорядочить бы силы государственных, социальных и частных предприятий по становлению вокально-хорового пения и музыкально-эстетического просвещения [7].
                Одновременно с этим, ныне очень отчетливо можно проследить необходимость повсеместного распространения тех форм культурной и общественной жизни, где отрицание бы гуманитарного регресса социума, постоянное распространение деструктивных эгоистических и гедонистических жизненных факторов, и, с другой стороны, помогли национальному и патриотическому воспитанию наших сограждан [10]. При популяризации рынка на мировой арене только четкое решение трудностей воспитания и культурного просвещения (при работе с молодежью обязательно), всё это даст толчок нашему народу накапливать культурную идентичность, национальные традиции и ценности.
              Панорама отечественной хоровой музыки конца XX – начала XXI веков сложна с различных точек зрения. Один из важнейших вопросов здесь касается стилевой проблематики. Стилевой критерий в хоровом искусстве заключается в его вокальной природе, обусловленной жанровыми особенностями (мелодичностью, определённого рода направленностью формы на слушательское восприятие, необходимой «доносимостью» слов текста) и сдерживающей радикальное обновление выразительных средств. Поэтому хоровая музыка представляется относительно традиционной и стабильной формой творчества в отношении к генетическим основам жанра. Тем не менее, и здесь сказались общие изменения в системе выразительных средств, естественно корректируемые изначальной хоровой природой [11].
                В начале XXI века активно заявляет о себе молодое поколение авторов – создателей хоровых произведений: Сергей Плешак, Михаил Гоголин, Сергей Екимов, Ярослав Судзиловский, Михаил Симаков, Тарас Буевский, Константин Белоногов, Артём Васильев, Антон Ровнер. В основу современной хоровой культуры легли развитые формы хорового исполнительства, разнообразные стили, составляющие русскую хоровую исполнительскую школу как единое художественное направление, то есть установившаяся национальная специфика русского хорового искусства. Следует все же отметить, что кризисное состояние экономики страны в 90-е годы XX века негативным образом отразилось на культуре России, а именно, аннулировало множество успехов в сфере искусства хороведения и творческого подхода к нему, музыкального развития в средней школе, в деятельности хоров на концертах. Современным хоровым деятелям потребуется много умения, сил и энтузиазма, чтобы сохранить и приумножить богатства наших хоровых предшественников [14].
              В конце XX и в самом начале XXI века появилось множество произведений для хора очень хорошего качества, они могли быть предметом анализа хороведения. Сегодня большое число композиторов составляют произведения для хора, полагая, что в музыке инструментов меньше свободы [13]. Это положение можно оспорить, но все-таки правда есть, потому что в музыке инструментов нет текстовой опоры, а это иногда осложняет восприятие сочинения, что уменьшает число слушателей.
              Современный период развития хоровой музыки связан с тяготением к новым жанровым образованиям, развернутым концертным формам, с воплощением актуальных и значительных тем, а также с поисками разнообразных средств музыкальной выразительности, свойственных музыке XXI века. На протяжении последних трех, тесно связанных между собой десятилетий (90-е, нулевые и десятилетие после нулевых), происходил неуклонный процесс формирования нового композиторского мышления, повлекшего за собой стилевые и жанровые образные и композиционные изменения хорового искусства [12].
               В нулевых мы видим быстрый путь трансформации жанров от «старого» к «новому» внутри одного из видов (хор). Этот путь единения специфик хорошо влияет на распространение важных тенденций различных жанров, проходивших становление веками. Так, например, современный хоровой концерт явился итогом длительного становления хорового искусства и испытал воздействие других музыкальных жанров (его драматургия подчас сродни симфонической), ассимилировал также достижения старинного хорового концерта.
              Уже в 90-е годы жанр хора возводится в равной степени с остальными инструментальными и театральными жанрами, и этот путь начинает трансформироваться и в XXI веке [15]. Таким образом, предпосылки, образовавшиеся в 80-е года, отразились в хоровой культуре и в разных её жанрах, составленных композиторами более позднего периода: С. Бельтюковым, А. Бондаренко. О. Залетневым, В. Копытько, А. Литвиновским, Л. Симакович.
               Таким образом, хоровая музыка конца ХХ - начала XXI века предполагает быструю трансформацию жанров, проявляющуюся в музыкальной стилистике (фольклор, ориентация на фольклор и индивидуальный стиль), отдельных жанровых элементах, объединенных с преобразованием музыкального «многожанрового» аспекта (инструментального, фольклорного и древнеславянского) и «иножанрового» внемузыкального (смежные виды искусства), что дает основание говорить о ее жанровом синтезе.

1.2	Аспекты хоровой культуры России
           Если исходить из того, что культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура — это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры.
Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, музыкальные инструменты, пусть даже самые примитивные, - все это вместе и будет их музыкальной культурой.
          Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю. Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором. До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой. Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако исследователи отмечают, что ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни. Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела. Во второй половине XV века создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла. Наряду с государевыми певчими с конца XVI века существовал хор патриарших певчих – предшественник Московского синодального хора. Эти первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя. При Петре I из хора государевых певчих дьяков организуется Придворный хор (позже – Придворная певческая капелла), который принимает участие в обслуживании придворной церковной службы, в пышных дворцовых увеселениях и в оперных постановках.
          Советская система хорового образования вобрала в себя богатейший исторический опыт русской хоровой культуры. Дореволюционная система хорового образования прошла длительный путь развития. На протяжении многих веков обучение певцов и руководителей хоров велось непосредственно в исполнительских коллективах.
          Центрами музыкально-хорового образования России были Придворная певческая капелла и Синодальное училище церковного пения (Москва, год создания 1886), а также открывшиеся во второй половине XIX века консерватории. Профессиональное хоровое образование предполагало обязательное участие учеников в обширной концертной деятельности прославленных коллективов – Придворной певческой капеллы и Синодального хора.
           В России существовали также другие учебные заведения, готовившие регентов и учителей пения. Это учительские и духовные семинарии, частные музыкальные училища, земские учительские школы, различные курсы (певческие, регентские, учительские). Однако не все они располагали хоровыми коллективами, преподавание велось по программам, не предусматривающим специальные хоровые дисциплины. Настоящую профессиональную подготовку получали воспитанники лишь регентского класса и Синодального училища. Здесь складывались и развивались традиции русского хорового исполнительного искусства и педагогические основы хорового образования.
           Социалистическая революция в корне изменила цели, задачи и общественную роль хорового искусства. Перед советской культурой встала задача воспитания нового поколения хормейстеров, в связи с этим необходимо было освоить сложившиеся формы и методы хорового обучения и выработать новые.
            В первые годы Советской власти система музыкального, и, в частности, хорового образования подвергались коренной перестройке. Были выделены три звена – начальное, среднее и высшее, оформилась факультетская система консерваторий. 
           Хоровые подотделы готовили широко образованных хормейстеров для профессиональной и просветительской работы с детскими и взрослыми хоровыми коллективами. Первый учебный план хорового подотдела разработал А. Кастальский. Хорошее пение было признано наиболее демократической формой общего музыкального образования и просвещения. Социальную ценность «хорового организма» отмечал академик Б. Асафьев, который видел в широком распространении хорового пения в общеобразовательных школах огромные перспективы музыкально-эстетического просвещения масс. Сочетание музыкально-художественных и социально-воспитательных задач стало основой всей хоровой работы.
           Специальные учебные заведения выпускают специалистов-хоровиков различной классификации: хормейстеров-исполнителей и педагогов, учителей музыки и культурно-просветительных работников.
           Хоровое образование как органическая часть хорового искусства в целом неразрывно связано с хоровым творчеством и исполнительством. Согласно современным требованиям подготовки хормейстерских кадров определены их квалификационные характеристики, которые помогут усовершенствовать имеющиеся учебные планы и программы хоровых факультетов в аспекте таких специальностей, как «хоровое дирижирование», «музыка и пение», «культурно-просветительная работа».
            В музыкально-исполнительской педагогике всегда остается актуальной проблема отрыва теории от практики. И это вполне естественно, ибо под теорией в музыке чаще всего понимают науку, раскрывающую и объясняющую секрета воздействия музыки, а под практикой – собственно исполнение, то есть интонирование музыки в живом звучании.


















Выводы по 1 главе
       1.   Значительным стимулом к развитию хорового дела в XX столетии стало явление расцвета композиторского творчества в жанре хоровой музыки.
     .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%