- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Характеристика видов детской литературы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008080 |
Тема: | Характеристика видов детской литературы |
Содержание
76 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8 1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания дошкольников 8 1.2. Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 12 1.3. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников 17 1.4. Задачи и содержание духовно-нравственного воспитания детей 21 1.5. Методы и средства духовно-нравственного воспитания дошкольников 27 Выводы по первой главе 29 ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31 2.1. Характеристика видов детской литературы 31 2.2. Требования к отбору произведений для детского чтения 33 2.3. Методика работы с книгой в детском саду 41 Выводы по второй главе 44 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 46 3.1. Констатирующий этап эксперимента 46 3.2. Формирующий этап эксперимента 52 3.3. Контрольный эксперимент 57 3.4. Рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 67 Выводы по третьей главе 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребенок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Духовно-нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и к различной деятельности. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. Целью исследования является изучение эффективности художественной литературы в процессе духовно-нравственного воспитания старших дошкольников. Объект исследования – процесс формирования духовно-нравственной сферы детей дошкольного возраста. Предмет исследования – педагогические условия формирования духовно-нравственной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Гипотеза исследования: процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников будет наиболее эффективен при следующих условиях: подбор художественных произведений в соответствии с возрастом и темой исследования; если на занятиях и в повседневной жизни целенаправленно использовать фольклор; чтение литературы будет сопровождаться обсуждением поступков героев в точки зрения нравственных ценностей. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: изучить понятие духовно-нравственного воспитания дошкольников; раскрыть особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста; определить психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников; выявить задачи и содержание духовно-нравственного воспитания детей; проанализировать методы и средства духовно-нравственного воспитания дошкольников; рассмотреть методику работы с книгой в детском саду; провести опытно-экспериментальную работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием художественной литературы; выявить эффективность использования художественной литературы; разработать рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. В процессе написания работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской, культурологической, социологической литературы; системно-структурный анализ процесса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; изучение и обобщение массового и инновационного педагогического опыта; теоретическое моделирование; констатирующий и формирующий педагогический эксперименты с последующим анализом полученных результатов. Методологической основой исследования являются теоретические труды В.В. Абраменковой, М.Б. Зацепиной, Л.Д. Коротковой, Л.В. Мардахаева, В.И. Петровой и др., посвященных изучению особенностей детей и становлению у них нравственных качеств. Понятийно-категориальная основа исследования: Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Гуманизм — это мировоззрение, в центре которого человек как высшая и приоритетная по отношению к себе ценность, но равноправная в ряду других фундаментальных ценностей — общества, животного мира и космоса. Нормы морали — это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях (добродетели, счастье, любви, долге, милосердии, правде и т. п.). Экспериментальное исследование проводилось на базе подготовительной группы «Колосок» МБДОУ № 26 города Нижнего Новгорода, среди 20 детей. Структура работы определена ее общей концепцией, поставленными задачами и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность (11, с.54). Рассмотрим основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. В основе современного духовно-нравственного воспитания дошкольников заложена православная педагогика, которая содержит духовно-нравственные компоненты, необходимые для духовного развития общества и государства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера. Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности. В рамках педагогики духовно-нравственное воспитание рассматривается как формирование и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры, самосовершенствование в служении добру и самоопределение в добродетелях. К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести: духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра; гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание; естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления; культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями; государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Эффективные занятия духовно-нравственного воспитания дошкольников должны включать научность и каноничность, многоуровневость, наглядность, активность, систематичность и последовательность, практичность и ответственность (8, с.38). В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так, в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена. Н.Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним. Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение (15, с. 65). В дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях, и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. В старшем дошкольном возрасте, как и на протяжении всего дошкольного возраста, у детей продолжают складываться этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Ребенок соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих (7, с.64). Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок прежде всего начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке. У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В связи с этим целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу. Содержание духовно-нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания (11, с.63). Для того чтобы духовно-нравственное воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях. Организация духовно-нравственного воспитания предусматривает разработку нормативно-правового сопровождения, создания оптимальной системы подготовки и переподготовки педагогов, взаимодействие социальных институтов: образовательное учреждение, семья, социальные институты, церковь и т. д. Самым же важным звеном организационной работы является построение практической воспитательной работы, что предполагает разработку соответствующих форм и методов. И здесь, видимо, самый сложный участок работы, потому что именно на уровне форм и методов содержание воспитания становится реальным живым воспитанием. Соответственно, программа детского сада рассматривает духовно-нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, городу (посёлку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации) (11, с.42). В статье 18 ФЗ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» (1). Таким образом, считаем, что система духовно-нравственного воспитания помогает заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. 1.2. Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста В дошкольном периоде появляются формы поведения, связанные не только с выделением собственного «Я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру – преимущественной ориентации ребенка на социальное окружение. Об этом свидетельствует, в частности, преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника. Это создает благоприятную основу для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев. Согласно Ж. Пиаже моральное чувство у детей возникает из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. Развитие морального чувства осуществляется в две стадии (Таблица 1.1): стадия нравственного реализма – дети судят о нравственности поступка или поведения по его результату, не будучи способными оценить и учесть намерения; стадия нравственного релятивизма – дети понимают, что правила создаются самими людьми и в ряде ситуаций люди бывают вынуждены от них отступать или изменять их. Это приводит их к осознанию относительности нравственности поступка. При его оценке они начинают исходить из намерений, мотивов человека, а не из результатов и последствий этих поступков. Таблица 1.1 Уровни нравственного самосознания детей Уровень нравственного самосознания Психологическая характеристика Ж. Пиаже (14, с.67) Нравственные реалисты Ориентировка на результат, следствие поступка без учета его мотивов Нравственные релятивисты Ориентировка на мотивы поступков, понимание относительности нравственных оценок Л. Кольберг (19, с.67) Доконвенциональный уровень Ориентация на избежание наказаний и послушание: правила поведения не нарушаются в присутствии взрослых Конвенциональный уровень Правила поведения не нарушаются и в отсутствие взрослых из-за страха наказания Постконвенциональный уровень Правила поведения не нарушаются в соответствии с собственными моральными позициями Теория двух стадий развития нравственного сознания Ж. Пиаже была развита Л. Кольбергом. На основе обсуждения детьми, подростками и взрослыми серии коротких рассказов нравственного содержания он пришел к выводу о трех уровнях формирования нравственного самосознания у людей (Таблица 1.1). Согласно Л. Кольбергу, нравственный выбор делается не в вакууме, на него оказывает влияние возможная оценка другими людьми. Ребенок как бы заключает некое нравственное соглашение (конвенцию) с миром, обязуясь вести себя определенным образом. Возможность принятия подобной конвенции появляется в определенном возрасте (10, с.69). Нравственное самосознание до «принятия конвенции» характеризует доконвенциональный уровень, на этапе ее принятия – конвенциональный уровень, и соответственно, у более зрелых людей – постконвенциональный уровень. Указанные уровни могут быть проиллюстрированы следующими примерами: незрелый ребенок не ест конфеты из праздничного набора только потому, что рядом находится мама, не позволяющая ему этого; ребенок, находящийся на конвенциональном уровне не ест эти конфеты уже потому, что обещал этого не делать; а вот уже на постконвенциональном уровне ребенок мотивирован тем, что не хочет испортить праздничный стол, хочет угостить других и т.п. Сказанное означает, что ребенок-дошкольник в силу своего возраста может быть либо нравственным реалистом, либо может иметь доконвенциональный уровень нравственного сознания. Нравственный релятивизм и конвенциональная мораль – привилегия более зрелого возраста. Развитие нравственной сферы личности дошкольника обусловлено эмоциями и чувствами ребенка и связано с его стремлением сохранить положительный образ «Я». Развитие нравственной сферы личности в дошкольном возрасте можно представить, как становление интегрального единства и формирование взаимосвязей нравственного сознания, поведения, отношений, эмоций и чувств ребенка. Его нравственное поведение основано на пока еще недостаточном понимании и принятии нравственных норм и правил. Они выполняются ребенком при наличии и одобрении со стороны взрослых. Дошкольник понимает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может совершать действия, ориентируясь на эти правила. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в одобрении окружающих приводит к пониманию необходимости соответствовать положительному эталону поведения. Когда эта потребность приобретает личностный смысл, у дошкольников возникает ответственность как личностная особенность, складываются основы ответственного отношения к результатам своего поведения. В процессе становления ответственности у ребенка развивается способность давать оценку своим отдельным поступкам и поведению в целом как хорошему или плохому, если доминирующими мотивами поведения являются общественные мотивы (16, с.28). Овладевая рефлексией, ребенок пытается анализировать собственное поведение, проецировать свои действия на возможные реакции со стороны других людей. Несмотря на то что потребность поступать в соответствии с правилами приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности лучше проявляется в присутствии взрослого. Развитие нравственного сознания дошкольников происходит в следующих направлениях: уточнение знаний и представлений о хорошем и плохом поведении; осознание последствий нарушения нравственных норм; освоение главных этических понятий: их осознание, переживание и использование для оценивания характера нравственных действий и поступков; конкордация нравственных знаний и представлений, эмоциональных отношений и поступков (11, с.37). Нравственному развитию способствует усиление с возрастом значимости нравственных норм и правил, повышение адекватности оценки своих поступков и поступков других людей на основе нравственных знаний. При этом дошкольник остается очень зависим от оценок взрослых. Основными этическими понятиями, обусловливающими развитие нравственной сферы личности дошкольников, являются: хорошо – плохо, правда – ложь, можно – нельзя, вежливость – грубость, добро – зло и др. Общими факторами нравственного развития в дошкольном возрасте являются: нравственные чувства и переживания ребенка, осознание нравственных норм и отношение к ним, адекватность эмоциональных отношений и поведения в их выполнении, нравственное сознание и чувство нравственного долга, нравственная оценка и самооценка. Общий психологический механизм заключается в интериоризации-экстериоризации нравственных норм, содержащихся в основных этических понятиях. Частными психологическими механизмами нравственного развития личности дошкольника являются: идентификация с носителями моральных норм, подражание нравственным образцам, рассогласование между внешней оценкой взрослыми нравственного поведения и отношений и внутренней моральной самооценкой ребенка. Критериями эффективности развития нравственной сферы личности дошкольника являются: – критерий нравственного знания (что ребенок знает); – критерий нравственного отношения (как он к этому относится); – критерий нравственного поведения (как он себя ведет); – критерий нравственных чувств и морального переживания (что он при этом чувствует); – общий критерий – как единство сознания, поведения, чувств, отношений и переживаний (19, с.37). Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте осуществляется разными способами. Процесс формирования нравственных понятий идет в дошкольном возрасте не только по направлению от конкретного к обобщенному пониманию нравственной сущности ситуаций. Под влиянием общения со взрослыми дошкольники усваивают содержание моральных понятий первоначально в категориальной форме. Содержание данных понятий на протяжении дошкольного возраста постоянно уточняется и дополняется, что способствует интенсификации их формирования. В то же время это создает возможность их формального усвоения. Итак, рассмотрение особенностей нравственного развития детей старшего дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы. Формирование элементарных нравственных понятий и представлений обеспечивает более осознанное вхождение в мир взрослых и стимулирует переход дошкольника на новый уровень нравственного развития. Поведение, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками постепенно перестают носить непосредственный эмоциональный характер, а начинают определяться нравственными нормами. Старший дошкольник может сам использовать определенные нравственные оценки и применять общие критерии «хорошо – плохо», в соответствии с которыми он дифференцирует социально полезные и отрицательные свои поступки и действия других людей. 1.3. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а потом уже сопереживание горя. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е.А. Аркин (32, с.29), причем подчеркивал, что ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. Дети часто смеются без повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили его душевное состояние, разделили его радость. На развитие у ребенка представлений о морали, нравственном поведении оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. Воспитывая у ребенка сознательное отношение к своим поступкам, педагог должен прежде всего сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, а затем непременно узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребенку разобраться. Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Во второй половине XX века во всем мире возрос интерес к вопросу нравственного воспитания и становления личности молодежи. Стало очевидным, что никакие социальные проблемы не могут быть решены без усиления внимания к нравственному развитию человека. Современные ученые - гуманитарии стремятся понять причины часто возникающих деформаций в духовной сфере личности и общества, наметить пути их устранения (14, с. 37). Подобные изменения в жизни общества побуждают к расширению границ историко-педагогических исследований, делают возможным обращение к ранее предававшимся забвению пластам педагогической культуры, к числу которых принадлежит педагогическая мысль русских педагогов. Вместе с тем, остро ощущается потребность в критическом переосмыслении различных трактовок теоретических основ нравственного воспитания. Уже к началу 90-х годов многие отечественные философы и педагоги давали негативную оценку сложившейся в советской педагогике теории нравственного воспитания. Ими отмечалась слабая разработанность этических проблем воспитания, критике подвергалась общая методологическая позиция, из которой исходили при анализе цели и сущности нравственного воспитания. Дискуссионным оставался вопрос о содержании нравственного воспитания. Наконец, не удовлетворяли ученых и сложившиеся в науке представления о средствах воспитывающего влияния индивидуальной нравственности. Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним: «Физическое, нравственное и умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов» (17, с. 29). Е.Н. Водовозова четко обозначила положение о том, что ценностные моральные отношения впервые проявляются в семье, также являющейся воспитательной ценностью. При этом родители выступают как носители ценностных отношений к миру и характеризуются содержанием избирательно установленных ценностей. По мнению же А.С. Симонович, ограничение детьми собственных желаний, является важным элементом нравственного воспитания гражданина страны. Их идеи носят яркий гуманистический характер, перекликаются с современными требованиями личностно-ориентированного подхода к воспитанию, который обусловлен возрастающим интересом к личности, индивидуальности, и человеку как субъекту социальных процессов (17, с.39). Развитие системы дошкольного воспитания и обучения является приоритетным направлением государственной политики. Качественное дошкольное образование и развитие способностей детей имеет важное значение для общества, так как дети – будущий интеллектуальный потенциал страны. Современная образовательная политика в связи с интеграцией в мировое образовательное пространство предъявляет высокие требования к поиску новых эффективных психолого-педагогических подходов, в первую очередь, к системе дошкольного образования, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребенка. В образовательном процессе дошкольных организаций республики использовались основные образовательные программы «Ал?аш?ы ?адам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз». Мониторинг содержания дошкольного образования республики показал, что наличие данных программ не гарантирует целостность и преемственность содержания воспитания и обучения, в связи с этим возникла необходимость разработки единой Общеобразовательной учебной программы дошкольного воспитания и обучения, обеспечивающей организацию педагогического процесса в дошкольных организациях (далее – Программа). Данная программа подготовлена с учетом достижений науки и практики отечественного и зарубежного опыта в системе дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Законом РК «Об образовании», Государственной программой развития образования в на 2011–2020 годы. Реализация содержания Программы осуществляется на основе интеграции образовательных областей в соответствии требованиям Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОС ДВО) и основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих задач дошкольного воспитания и обучения. Особенностью Программы является обеспечение комплексного развития детей дошкольного возраста, способствующее благоприятной социализации и усвоению детьми необходимых навыков, базирующихсы на общечеловеческих ценностях в соответствии с национальной идеей «М??гілік ел». Цель: формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями. Задачи: - создание предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей охрану жизни и укрепление здоровья ребенка; - обеспечение принципов преемственности и непрерывности дошкольного образования; - интеграция образовательных областей, направленных на физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, коммуникативное развитие детей; - организация мониторинга по усвоению содержания программного материала в разных возрастных группах; - совместное сотрудничество дошкольной организации и семьи. Программа дошкольного воспитания и обучения способствует: - укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, приобщению их к ценностям здорового образа жизни; - применению инновационных методик и технологии для интеллектуального, социального и личностного развития; - обеспечению единства воспитательных, развивающих и обучающих задач воспитания и обучения детей; - удовлетворению потребностей родительской общественности в воспитании детей дошкольного возраста; Структура программы состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание образовательных областей с ожидаемыми результатами. Содержание Программы представлено по возрастным группам и охватывает следующие возрастные периоды физического и психического развития детей: 1) Ясельный возраст – от 1 года до 3 лет: ранний возраст – от 1 года до 2 лет (группа раннего возраста); младший возраст – от 2 лет до 3 лет (первая младшая группа). 2) Дошкольный возраст – от 3 лет до 6 лет: младший дошкольный возраст – от 3 лет до 4 лет (вторая младшая группа); средний дошкольный возраст – от 4 лет до 5 лет (средняя группа); старший дошкольный возраст – от 5 лет до 6 лет (от 5 до 6 лет - старшая (подготовительная) группа в дошкольной организации, от 5- 6 лет - класс предшкольной подготовки в общеобразовательной школе, лицее, гимназии). Дети 5–6-летнего возраста относятся к группе (классам) предшкольной подготовки. Предшкольная подготовка, как переходная ступень, обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования. Программа рекомендована для всех видов и типов дошкольных организаций вне зависимости от форм собственности. Основные виды движений Ходьба. Ходьба в колонне по одному, в чередовании с бегом, прыжками; в чередовании с другими движениями, согласовании движений рук и ног, соблюдении правильной осанки. Бег обычный, на носках; с высоким подниманием колен; мелким и широким шагом; в колонне по одному; в разных направлениях. Бег с разными заданиями: бег с ускорением и замедлением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1–1,5 минут; бег на 40–60 метров со средней скоростью в чередовании с ходьбой. Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (10 прыжков 2–3 раза в чередовании с ходьбой); прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2–3 метра; прыжки на месте с поворотами направо, налево. Прыжки вверх с места с касанием предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка. Прыжки в длину с места, через 4–5 линий (расстояние между линиями 40–50 сантиметров). Прыжки с высоты 20–25 сантиметров; прыжки в длину с места не менее 50 сантиметров. Прыжки на одной ноге (примерно по 4–5 раз на правой и левой ноге). Прыгать с короткой скакалкой (10 прыжков 2–3 раза с перерывами для отдыха). Метание, ловля, бросание. Катание мячей, обручей друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу и ловля его (на расстоянии 1,5 метра); перебрасывание мяча двумя руками из-за головы через препятствия (с расстояния 2 метра). Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (3–4 раза подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3,5–6,5 метра). Метание в горизонтальную цель (с расстояния 2–2,3 метра) правой и левой рукой; в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 метра) с расстояния 1,5 метра. Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках по прямой на расстояние до 8 метров между предметами, по горизонтальной доске, скамейке. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони. Подлезание под веревку, поднятую на высоту 50 сантиметров правым и левым боком вперед. Пролезание в обруч. Лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз чередующимся шагом. Ползание на четвереньках по прямой на расстоянии до 10 метров между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной скамейке. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: