- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Характеристика старообрядцев.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001515 |
Тема: | Характеристика старообрядцев. |
Содержание
Введение. Переселяясь за Байкал, старообрядческие семьи в числе самого необходимого и ценного везли с собой и рукописные книги, и старопечатные издания - древние фолианты. Рукописи и книги, изданные ещё до раскола, имелись в каждой семье, бережно хранились каждым поколением и передавались от отцов детям, а по мере возможности пополнялись другими . Как бы не было им трудно, семейские несли с собой чистоту, красоту, грамотность и просвященность. Актуальность выбранной темы определяется необходимостью изучения памятников старообрядческой письменности вызванной насущными потребностями исторической науки - задача написания истории русской книги в провинциях Российского государства считается чрезвычайно важной и актуальной. В фондах музея "Элементы семейской старины» находятся памятники письменности и печати старообрядцев, и их изучение мы также считаем необходимым. Хронологические рамки темы — 1653г.- 2016 г. Верхняя граница — начало церковно-обрядовой реформы — определяется появлением старообрядческих общин. Нижняя граница — начало нового 21 века. ознаменовалось некоторым подъемом в возрождении духовной жизни старообрядческих приходов. Цель исследования: изучение литературы по старопечатным книгам и рукописям, изучение старообрядческих книг, находящихся в музее, проведение экспертиз этих книг. Задачи: 1. изучить имеющийся теоретический, архивный материал по данной проблеме 2. описать и охарактеризовать старообрядческие книги 3. провести экспертизу имеющихся книг Объект исследования. Старообрядческие книги, хранящиеся в фондах музея "Истории и культуры старообрядцев" Предмет исследования описание, характеристика, история бытования старообрядческих книг. Методы исследования теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение. Структура вытекает из основных целей и задач. B процессе написания работы были использованы труды таких известных авторов как Болонев Ф.Ф., Бураева С.В., Гриченко В.П., Карташев А.В., Мельников Ф.Е., Понырко Н.В., Попова A.M., Петрова Е.В. и др., внесших существенный вклад в исследование темы данной работы. Данная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Глава I. Характеристика старообрядцев. 1.1 Забайкальские старообрядцы (семейские). Старообрядцы Забайкалья - яркая и древняя ветвь русского народа. Их история тесно связана с расколом, происшедшим в русской православной церкви в середине XVII века в царствование Алексея Михайловича. Старообрядцы - часть русского населения, которая отказалась принять «нововведение», продолжала придерживаться старых обрядов и молилась по неисправленным церковным книгам. За это они были подвергнуты репрессиям. В конце XVII - начале XVIII веков многие старообрядцы бежали в Польшу. Там они основали несколько поселений, в основном в районах Стародубья и Ветки. Местные стародубские власти их неплохо приняли. Староверы незамедлительно оповестили об этом своих собратьев, преследуемых в России. И на «украинные земли» потекли толпы приверженцев старых обрядов, ищущих свободы вероисповедания и вольной жизни: крестьяне, посадские люди, беглые солдаты, чернецы, монахи, торговцы, беглецы из тюрем и ссылки... Забайкальские старообрядцы (семейские) - большая этноконфессиональная группа русского населения, живущая на территории ряда районов республики. В местах сегодняшнего компактного проживания основная масса старообрядцев (семейских) оказалась с XVIII вв. результате принудительного переселения из европейской части страны по повелению императрицы Екатерины II. Истории, культуре, традициям старообрядцев, в том числе семейским, посвящена обширная, к тому же все время пополняющаяся литература.[1с. 119-126]. В настоящем очерке автор освещает некоторые вопросы из истории старообрядчества в целом, имеющие прямое отношение к истории возникновения и развития забайкальских семейских Бурятии. Одновременно затрагиваются некоторые вопросы их истории в аспекте социокультурной адаптации. Потомки забайкальских старообрядцев проживают сегодня компактно в Республике Бурятия на территориях Тарбагатайского, Бичурского, Мухоршибирского и Заиграевского районов, а также в селах - Ново-Десятницкое (Кяхтинский район), Ягодное (Селенгинский район), Хасурта (Хоринский район), Леоновка и Вознесеновка (Кижингинский район), в городах Улан-Удэ, Гусиноозерск. Значительная часть старообрядцев живет на территории Читинской области в Красночикойском районе. Территория Забайкалья в середине XYIII в. стала российской провинцией, где по указу Императрицы Екатерины II были отведены земли для первоначального расселения так называемых «поляков», «польских колонистов), т.е. насильственно изгнанных войсками императрицы из порубежной Польши (Ветка, Стародубье) и бежавших сюда русских страообрядцев. Известно, что в Польше последователям протопопа Аввакума по сравнению с Россией жилось достаточно привольно, так как их никто не преследовал за веру, не величал «сатанинскими служителями антихриста», не брал поборов и не отправлял в рекруты. Кроме того, известно покровительственное отношение Польского короля к старообрядцам [2]. Часть предков забайкальских старообрядцев (так называемая Селенгинская группа) была выведена из пределов Польши во время второй «выгонки», осуществленной в 1764 г. под руководством того же генерал-майора Маслова Путь некоторых групп старообрядцев, которые шли этапом в глубь Сибири в страну "мунгалов" в целом отслежен, однако существуют и некоторые спорные моменты. Но фактом остается то, что, прибыв на места поселения в Забайкалье, старообрядцы обустроились очень быстро - за 3-4 года. С Ветки их вывели насильно. Продать свое имущество там они не имели возможности. Поэтому то, что сумели унести с собой в руках - это и было все их «богатство». Шли и ехали подолгу на подводах, за счет государств. Но придя на жительство, совершили буквально чудо. Симон Паллас известный историк [3], путешествовавший в начале 70-х гг. XVIII в. в Забайкалье, в своих записках утверждал, что «тюльские колонисты», которые только недавно были переселены из европейской России, уже имели дома и надворные постройки. Кто же помог прибывшим на поселение за 3-4 года сделать все это и в итоге неплохо обустроиться? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо совершить небольшой экскурс в историю. Позволим себе не согласиться с наиболее распространенным в научной литературе подходом, в соответствии с которым экстраполировались отношения русского государства к старообрядцам во второй половине XVII в. и в первой XVIII в. на отношения местных властей к старообрядцам Забайкалья. Наиболее употребимые характеристики этого подхода - "гнали", "гоняли", "всячески мешали", строили всевозможные козни и т.п. Исторические факты говорят о том, что старообрядцы шли не по этапу, как гнали каторжных, а ехали на подводах и по дорогам. Каждой семье давали подводу, а если в семье было более трех человек, то давали и по две. Казаков, сопровождавших старообрядцев, было обычно немного - несколько человек. В марте 1767 г. в Забайкалье прибыла третья партия старообрядцев - 453 человека. Шли они в "Заганские деревни"[4. с. 44]. Так вот эту массу людей, по данным Ф.Ф. Болонева. сопровождали один унтер-офицер и три рядовых солдата из инвалидной команды. Почему власти проявляли такую заботу о «бунтарях»? Дело в том, что в 60-90-е гг. XVIII в. Россия проходила через этап либерализации законов в отношении старообрядцев. Начало ему было положено еще в правление Елизаветы Петровны (1741 —1761), затем эта тенденция была продолжена в царствование Петра III изданием указа 1762 г., содержание которого можно оценить как первую попытку установления в России какой-либо свободы вероисповедания. Кроме того "староверы были освобождены согласно этого указа от двойного (по сравнению с другим населением) оклада подушной подати". Следующий крупный шаг в рамках рождения и развития российской религиозной терпимости был сделан в годы правления императрицы Екатерины II (1762-1796). "Просвещенная монархия"' сделала попытку вписать гонимое старообрядчество в общую государственную структуру [5с.29] В годы ее правления были приняты следующие указы о "раскольнической политике": 1762 г. - о ''прощении" заграничных "раскольников"; 1763 г. - о предоставлении льгот вернувшимся в "отечество раскольников"; 1764 г. - о праве раскольников не брить бороды и носить неуказное платье; 1764 г - об упразднении раскольнической конторы и передаче дел о старообрядцах в ведение общегосударственных органов власти, 1769 г. - о даровании староверам права свидетельства на суде, 1782 г. - об освобождении старообрядцев от двойного оклада и запрещении употреблять в официальных документах слово "раскольник", 1783 г. - о легализации старообрядческих типографий в пределах Империи; 1785 г. - о разрешении выбирать старообрядцев на общественные должности. Конечно, серия данных указов не означала юридического признания старообрядчества, но она давала возможность постепенного приобщения бывших тотально гонимых к статусу защищаемых со стороны государства. Нужно отдать должное семейским Забайкалья, они блестяще использовали эти, хотя и малые возможности. Не говоря о том, что они основательно укрепили свое экономическое положение в Забайкалье, они еще преуспели и в культово-религиозной части. В государственном архиве Иркутской области, в фонде Иркутской духовной консистории лежат документы, где старообрядцы Верхнеудинского и Доронинского уездов в 1794 г. просят разрешения у Иркутской консистории на строительство церкви в деревне Большой Куналей или в селе Шаралдай. [6. с. 8] В конечном итоге после многочисленных перипетий по этому делу Иркутская консистория, согласовав этот вопрос с правительственным Синодом, дала официальное разрешение на строительство церкви по выбору самих старообрядцев, где они пожелают в Куналее или в Шаралдае [6 c.5]. Старообрядцы Забайкалья, поселившись в Восточной Сибири, не переставали себя идентифицировать со всем российским старообрядчеством. Известно, что в старой России, чтобы считаться "православным крестьянином" в общественном мнении следовало иметь в том или ином населенном пункте культовое сооружение. «Постройка часовни, церкви или помещения с поклонным крестом, когда эти объекты получали официальное признание в виде освещения означала, что население законно пользуется своей территорией и что никто посторонний не может притязать на нее. Кроме того, в прошении не сказано, какую именно церковь они хотят строить. Чтобы избежать богословских дискуссий, в прошении было сказано "поелику же де они люди книжные и рассуждать право ли верят, не могут и не дерзают и только великое усердие имеют верить и жить так, как верили и жили их предки". Это был своеобразный образец местной тонкой дипломатии. В итоге прошение старообрядцев Забайкалья о строительстве единой церкви было удовлетворено. Но само строительство, именно единой церкви, так и не было начато. Зато в Забайкальских селениях после этого прошения активно возводились церкви и часовни разных направлений и толков. За счет сооружения культовых учреждений уровень гражданственности старообрядцев, живших рядом с сибиряками (православными христианами), несомненно, заметно повысился. Можно предположить, что адаптироваться старообрядцам в Забайкалье помогли также старожилы, возможно, те из них, к которым были подселены "поляки". Обычно русские люди на окраинах помогали друг другу. 1.2 Тарбагатайские старообрядцы (семейские) Тарбагатайский район одно из мест компактного проживания старообрядцев Забайкалья. В наших краях они называются семейскими. Семейские - очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. В 1653 -1660 году произошел так называемый раскол в результате церковной реформы. Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли: на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу. В 1764 году царский генерал-майор Маслов выселил из пределов Польши и направил в суровую Сибирь партию старообрядцев. Группа в составе 824 человек, была поселена недалеко от Верхнеудинска в селе Тарбагатай. Их ждал неведомый край, нетронутые земли. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «Семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских скоро выросли добротные селения. Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже ЮНЕСКО провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединенных Наций по вопросам образования, культуры и науки (Юнеско). Этнография семейских дает неизгладимое представление о своеобразии и самобытности культуры - в образе жизни, в быту, в культе семьи, крепости нравственных устоев, в величавости одежды, в оформлении жилищ, в росписи утвари, жилых помещений. До наших дней семейские сохранили фонд русской народно-бытовой культуры. Традиционная народная культура семейских представляет уникальное самобытное этнокультурное явление. Семейским удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеет народно-певческие традиции, которые является шедевром устного нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых уходят в глубинное средневековье. Высочайшую оценку заслуживает певческое мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов. В Тарбагатайском районе с 20-х годов 20 века созданы и работают народные певческие коллективы, которые сохраняют песенную культуру. Сегодня в районе функционирует 12 народных коллективов. Многие из них известны не только в России, но за рубежом. Это, прежде всего, лауреаты международных, всероссийских фестивалей и конкурсов народного творчества, лауреаты Государственной премии Республики Бурятия. Среди них: Большекуналейский семейский народный хор, этнографический семейский фольклорный ансамбль «Судьбинушка», Тарбагатайский семейский народный хор «Былина», народный ансамбль казачьей песни «Воскресенье», народный ансамбль лирической песни «Сударушка», фольклорный образцово-показательный ансамбль «Черпачок», Куйтунский семейский народный хор «Лучинушка», В-Жиримский семейский народный хор «Долюшка», фольклорный образцово-показательный ансамбль «Родничок». А также многие другие коллективы, которые своим творчеством славят Тарбагатайскую землю далеко за ее пределами. В Тарбагатае удивительный музей «Истории культуры старообрядцев», где собраны уникальные рукописи и книги почти 400-летней давности – настоящие памятники древнерусской письменности, старинная крестьянская утварь, принадлежности деревенского быта. Мастера народных художественных промыслов бережно хранят традиции народных ремесел, вкладывают в свои изделия свою фантазию, выдумку, изобретательность. У каждого есть свои традиции в изготовлении сувениров, игрушек, оберегов, свои художественные средства выразительности, свои образы. И кому, как не им хранить и передавать то, что пришло из самой глубины веков. Тарбагатай – один из основанных центров старообрядческой культуры, как Сибири, так и в Российской Федерации. Глава II. Проблемы изучения старообрядческой книжности. 2.1 Изучение старообрядческой книжности Забайкалья. Старообрядчество возникло во второй половине XVII века в результате раскола Русской православной церкви в ходе реформы патриарха Никона. На протяжении XI-XVI веков в Русской церкви сложилась специфическая обрядность, отличавшаяся от обрядности других православных Церквей. Это было закреплено решениями Стоглавого собора 1551 года. В 1649 г. в Москву с религиозной миссией прибыл иерусалимский патриарх Паисий. Царь Алексей Михайлович был рад гостю, ибо мечтал распространить власть православного царя “от моря и до моря, и от рек до конца вселенной”. В этих грёзах Москва виделась ему центром православия, истинного христианства. Но Паисий указал Алексею Михайловичу на “новшества” в обрядах русской церкви, что по понятиям того времени означало обвинение в ереси (не случайно русские богослужебные книги, в которых описывались эти обряды, были сожжены монахами греческого монастыря на Афоне). Это был удар по престижу России. Таким образом, причиной реформы стало стремление церковной и светской власти сблизить богослужебные обряды и книги Русской церкви с обрядами и книгами других православных церквей, а в первую очередь Греческой. Попытки устранить ошибки предпринимались с начала XVI века. Ещё в 1616 – 1618 годах в Троицком монастыре над исправлением книг работала комиссия во главе с архимандритом Дионисием Зобниковским. Но именно в середине XVII века при патриархе Никоне исправление богослужебных текстов вышло за рамки внутри церковного дела. Никон пошёл дальше своих предшественников и занялся исправлением не только книг, но и обрядов. А это затрагивало уже все слои общества. Темпераментная и страстная натура не позволила Никону совершить церковную реформу безболезненно для русского религиозного сознания. В 1652 году патриарх заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческими. Было предписано креститься не двумя, а тремя перстами, петь «аллилуйя» не два, а три раза, во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него, поклоны совершать не земные, а поясные. Иначе стало писаться имя Христа – Иисус, вместо традиционного Исус. Отдельные слова богослужения были заменены новыми: «попрал» вместо «наступил», «дева» вместо «девица». Все иконы и богослужебные книги переписывались по греческим образцам, неисправленные подлежали уничтожению. Были и другие нововведения. Многим верующим это казалось серьёзным нарушением религиозных догматов, введением «новой веры». Вскоре после начала реформ патриарх вступил в конфликт с царем и попал в опалу. Надежды раскольников на то, что с падением Никона «старая вера» восторжествует, не оправдались. Алексей Михайлович сам возглавил борьбу с Расколом. В соответствии с Уложением 1649 года, согласно которому всякий, «кто возложит хулу на Господа Бога», подлежит сожжению на костре. Начались жестокие преследования старообрядцев, которые ломали слабых и ожесточали сильных. Приверженцы старой веры скрывались в лесах, основывали в глухих труднодоступных местах (на Севере, в Заволжье, на Урале) раскольничьи скиты, где молились по-старому, а Никона и его последователей считали посланцами Сатаны. Отказывались подчиняться нововведениям и монахи знаменитого Соловецкого монастыря. Власть не могла примириться со староверием в одном из крупнейших монастырей, и обитель была осаждена правительственными войсками (1669г.). Осада оставалась безрезультатной до тех пор, пока в 1676 году не нашёлся предатель, выдавший правительственным воеводам тайный лаз. Из 500 защитников монастыря в живых остались лишь 60 человек (т.н. Соловецкое сидение продолжалось около семи лет.) Лидерами старообрядчества XVII века стали протопоп Аввакум, священник Лазарь, дьякон Тихон, Иван Неронов и другие.[ Среди раскольников были представители господствующего сословия (к примеру, боярыня Морозова), много посадских людей, но основную массу раскольников составляли крестьяне. После смерти Павла Коломенского, единственного епископа, поддержавшего Раскол, в среде старообрядцев не оказалось ни одного архиерея. Некому стало рукополагать новых священников. В этой ситуации одни старообрядцы избрали путь «перекрещивания» и повторного миропомазания, переходивших к ним никонианских священников. Другие, более решительно настроенные, сочли, что священство при господстве Антихриста (никонианской церкви) погибло. Так возникла беспоповщина. У раскольников-беспоповцев не было священников. Жизнью общины руководили наставники – наиболее сведущие в Писании верующие. Внешне беспоповщина напоминает некоторые протестантские секты. Однако протестанты в принципе отвергали священство, считая, что каждый верующий может общаться с Богом без посредников, а беспоповцы отказались от священства вынужденно, под воздействием случайно возникшей ситуации. На церковных соборах 1666 – 1667 годов раскольники были преданы анафеме. Для старообрядчества были характерны следующие черты: фанатическая преданность старине, неприятие всего нового, особенно иноземного, враждебное отношение к любому светскому знанию, отказ от какого-либо общения с «никонианами». Уверенные в воцарении Антихриста и близком конце света, старообрядческие проповедники учили, что спастись можно лишь «вторым огненным крещением»- самосожжением. Аввакум одобрял решивших сделать это: «Добро те сделали, которые в огонь забежали. Мы же рассуждали между собою, кажется, не худо они сделали». Так протест раскольников приобрёл изуверскую форму. Раскол Русской православной церкви – один из самых трагических моментов нашей истории, последствия которого не преодолены до сих пор. Первое упоминание о Забайкальских старообрядцах мы находим у профессора П.С. Палласа. В 1770-73 годах он путешествовал по Западной Сибири, был в Восточной Сибири - на Алтае и в Забайкалье. П.С. Паллас именовал старообрядцев “польскими колонистами”. Описание жизни и быта Забайкальских старообрядцев встречается в работе А. Мартоса (1824 г.) Свои яркие заметки о жизнедеятельности семейских Забайкалья оставили декабристы - И.Д. Якушкин, барон А.Е Розен, А.П. Беляев, братья М. и Н. Бестужевы, М.К. Кюхельбекер. В целом же все названные авторы делали свои описания забайкальских старообрядцев как бы мимоходом, приобщаясь несколько поверхностно к жизни и культуре семейских. Основное свое внимание они обращали на материальную культуру, отмечая при этом образцы успешной хозяйственной и экологической адаптации поселенцев за Байкалом. Их знакомство с “польскими колонистами” происходило в течение непродолжительного времени, и поэтому все работы можно охарактеризовать как распространенный в то время тип путевых заметок, которые, в свою очередь, не претендуют на глубокий научный анализ жизнедеятельности семейских. Систематические исследования жизни и культуры поселившихся за Байкалом старообрядцев в период заселения края (XVIII в.) не проводились, так как это не соответствовало политике Российского самодержавия, систематически проводившего насильственное “обращение” старообрядцев либо к единоверию, либо к официальному православию, а пропаганда достижений семейских, которых невозможно было не заметить, лишь разрушала бы распространенный в то время образ “фанатиков- раскольников”, от которых якобы исходило зло. В организации изучения жизни русского населения Сибири большую роль сыграло созданное в 1845 году Русское Географическое общество и его Сибирские филиалы в Иркутске в 1851 году и позднее в г. Кяхта. Историография дореволюционного периода представлена в основном исследователями демократического направления. Причем, старообрядцы Забайкалья рассматривались ими чаще всего в районах их расселения. Изучался их общинный и хозяйственный быт, нравы и обычаи и т.д. Исследователями этого направления являются П.А. Ровинский, Н.И. Разумова, К. Михайлов, Г.М. Осокин. Несмотря на этнографический характер их исследований, в них все же содержится немало ценных сведений по истории старообрядчества: о переселении его в Забайкалье, роли в хозяйственном освоении этого края, внутренней жизни старообрядческих общин, религиозной организации, взаимоотношениях с местной администрацией и населением и др. В советской историографии продолжали изучать проблему старообрядчества Забайкалья преимущественно с точки зрения этнографии и фольклористики, с преобладанием идеологического фактора и атеистического подхода. Необходимо отметить, что в работах историков советского периода исследовались формирование старообрядческих поселений в Забайкалье, хозяйственная деятельность семейских, их быт, материальная и духовная культура. Отдельные исследователи в значительной мере вышли за эти рамки и попытались дать более широкую картину истории семейских. В частности, это относится к работам А.М. Селищева, В.П. Гирченко и др. В своих исследованиях В.П. Гирченко впервые рассмотрел историю семейских общин конца XVIII - начала XIX вв., с привлечением местного архивного материала, характеризующего переселение семейских в Забайкалье, их хозяйственную деятельность, борьбу против преследований со стороны местной администрации. Серьезным исследованием конца 60-х - начала 70-х гг. явилась монография В.П. Мотицкого. Автор проанализировал в историческом аспекте эволюцию старообрядчества Забайкалья, показал специфику религиозных верований и роль религии в общественной и семейной жизни староверов, а также на основе результатов социологических исследований убедительно отразил религиозную направленность старообрядческого населения Забайкалья. Данная работа не потеряла актуальности и научной ценности и в настоящее время. Не преуменьшая роль вышеперечисленных исследований, мы считаем, что ведущее место в изучении истории старообрядчества Забайкалья (XVIII – начало ХХ вв.) принадлежит Ф.Ф. Болоневу. В его статьях и монографиях рассмотрены многие интересующие нас проблемы. На основе новых материалов Центральных архивов городов Москвы и Санкт- Петербурга Ф.Ф. Болонев рассматривает роль раскола, причины высылки староверов из Польши, поэтапное освоение ими просторов Сибири. Он достаточно убедительно показывает план переселения староверов из Польши в Сибирь, утверждая, что он был разработан царской администрацией заранее и носил насильственный характер. Все работы Ф.Ф. Болонева по проблемам старообрядчества отличаются многогранностью и широтой исследования. Его выводы явились для нас основой для более целенаправленного и комплексного изучения старообрядчества Забайкалья. Однако мы считаем, что автором значительно меньше изучены вопросы религиозной жизни старообрядческих приходов, место старообрядчества среди других конфессий Забайкалья, динамика численности старообрядцев на протяжении достаточно долгого времени. Культура и быт старообрядцев показан в основном в этнографическом плане, не затрагивается истории книжной и иконописной традиции и певческая практика старообрядчества Забайкалья. Заполнить пробел в истории старообрядчества Забайкалья попытались Т.Г. Федоренко и Е.В. Петрова. Причины, побудившие Федоренко Т.Г. обратиться к этой проблеме, - это попытка реконструкции старообрядческой культуры через научное описание и комплексный анализ певческой практики и книжной традиции. Достаточно серьезными и комплексными являются работы Е.В. Петровой, которые представляют собой первые исследования проблем социокультурной адаптации локальной группы русского населения - старообрядчества Забайкалья, в основе этногенеза, которого лежит этноконфессиональный фактор. Работы Е.В. Петровой носят характер этносоциологического анализа. Для настоящего исследования интересным было хронологическое деление исторического прошлого староверов России с середины XYII века до конца XX века на четыре периода. Особое значение имеют вопросы, связанные с проблемами современной жизни старообрядческой общины Бурятии. Отмечая социально-философскую направленность исследования, которая обогащает изученность жизни староверов, мы считаем, что такие вопросы, как внутренняя жизнь религиозных общин, динамика исследования численности старообрядчества Забайкалья остались за рамками исследования автора. На наш взгляд, интересной работой, которая затрагивает проблему старообрядчества Забайкалья, явилась кандидатская диссертация Н.Н. Стахеевой по теме “Старообрядчество в Восточной Сибири в XVIII начале ХХ вв”. В данной работе автор попыталась изучить положение старообрядцев и эволюцию конфессиональной политики государства в отношении староверия в Восточной Сибири в XVIII-начале ХХ веков. Старообрядчество Забайкалья в данной работе рассматривается в сравнении со старообрядчеством Иркутской и Енисейской губерниями и Якутской областью. Эту работу отличает многогранность и широта исследования, и несмотря на несомненные достоинства исследования, хочется отметить, что в работе не освещены многие особенности старообрядчества Западного Забайкалья: ведь известно, что оно составило около 80% из всего старообрядческого населения Восточной Сибири, что не могло не повлиять на такие процессы, как: расселение по территории Западного Забайкалья, которое носило сугубо геополитический характер и играло важную роль в упрочении позиции на Востоке; влияние на внутренние и дальние миграционные процессы, которые повлекли за собой изменения в экономической и политической жизни вновь осваиваемых окраин России; уникальность самосохранения и консолидации нравственных устоев и традиций, в основе которых лежал религиозный фактор. Завершая историографический обзор по проблеме старообрядчества Забайкалья, считаем необходимым, отметить диссертационную работу С.В. Бураевой по теме “Письменные источники по истории книжной культуры старообрядцев Западного Забайкалья”. В ней впервые вводятся в научный оборот новые сведения о памятниках письменности забайкальских старообрядцев, дается развернутая характеристика коллекций старообрядческой литературы. Отмечая определенную направленность работы в области источниковедения, мы считаем, что она позволит расширить диапазон изучения различных проблем истории культуры Забайкалья. Таким образом, анализ историографической литературы показывает, что тема старообрядчества Забайкалья находит свое отражение в научных исследованиях. Дореволюционная историография имеет в большей степени популярный характер, послереволюционный - научный. В целом можно отметить, что серьезное и глубокое изучение данной проблемы развернулось в последние годы, полностью круг проблем еще не охвачен, только определены их контуры. Обзор историографии темы показывает наличие еще многих белых пятен; отсутствуют работы, дающие представление о религиозной ситуации в Забайкалье в целом и историю бытования других вероисповедных групп и религиозных общин, слабо изучены отношения государства к старообрядцам. Результаты предшествующих научных работ, несмотря на богатый фактический материал и тщательную разработку отдельных моментов, не дают пока завершенной картины становления и развития старообрядчества как конфессии в целом. История старообрядчества в Забайкалье еще не сложилась в особую сферу исследования подобно другим аспектам жизни края. 2.2. Письменность и книжность у семейских Переселяясь за Байкал, старообрядцы, как самое святое, везли с собой иконы и древние фолианты. Рукописи и книги, изданные еще до раскола, имелись в каждой семье, бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Семейные книжные собрания по мере возможности пополнялись. На территории Бурятии обнаружены подлинные шедевры: первопечатные издания Ивана Федорова, Петра Мстиславца и книги типографии Мамоничей, которые относятся к концу XVI века. Местной книжно-рукописной традиции около более двухсот лет. Известны рукописные Евангелия, Апостолы, другие богослужебные книги. Распространены также крюковые певческие рукописи, сборники духовных стихов, многочисленные рукописные вопросно-ответные сочинения, полемические сборники. В Забайкалье выявлено много книжных старообрядческих собраний, владельцами которых были священники, уставщики, рядовые верующие. Они давали читать книги односельчанам и жителям других деревень. Это было обычным явлением: «Скорее солнце остановится, чем книга будет лежать на одном месте». Староверы Сибири сохранили и многие памятники народной культуры и древнерусской письменности. Археографы, фольклористы, этнографы собрали у них замечательные материалы: древние книги и рукописи, предметы быта и обихода, образцы старинной одежды, найдены уникальные иконы. Эти предметы старообрядческой культуры существенно пополнили книгохранилища и музеи страны, обогатив науку и культуру. Словом, преданность староверов старине, их консерватизм (религиозный и бытовой) сыграли ныне положительную роль. Во многих семьях они передавались от отцов детям, по мере возможности пополняясь другими, более новыми изданиями. Так, на протяжении веков, складывался круг необходимых для старообрядческого дома книг - Апостол, Евангелие, Псалтырь, Часовник, Скитское покаяние, Златоуст, Шестоднев, Минея, Октоих, Канонник, Потребник, Цветник... Кто же были их владельцы, жившие за «священным морем», и что значили для них эти пожелтевшие страницы? В каждой старообрядческой деревне было немало грамотных сельчан, обученных уставщиками церковнославянскому чтению и письму по старинным правилам - «...первое оубо в начале буквам, сиречь азбуце; потом часовнику и псалтири и прочим божественным книгам...». Освоившие Псалтырь считались «книжными» людьми и помогали уставщикам, проповедующим основные мысли древнеправославных книг, «просвещать» остальных сельчан. Зачастую на переплетных листах Псалтырей и Часовников оставляли свои «автографы» ученики: «Ъхрема Ивланьти- вича Мартынова Книга Чесовник учились мы Божесьти- винное Читание», «учитиль... верую во единого... илюшка афонька». В Забайкалье было много старообрядческих библиотек. В храмовых (церковных) старообрядческих собраниях встречалось и несколько сотен книг. Однако основная часть забайкальских старообрядческих собраний принадлежала уставщикам и рядовым верующим. Как же создавались эти своеобразные крестьянские библиотеки? Прежде всего, книги передавались по наследству. Многие необходимые рукописи и печатные издания покупались книжниками в других деревнях и городах. Сведения о купле-продаже книг и указание цен - один из самых распространенных видов записей на книгах. Они рассказывают об именах и социальном положении продавца и покупателя, а иногда указывают место и размер сделки. Книги необходимо читать постоянно, невозможно, чтобы книга долгое время не открывалась для «душеполезного» чтения, считали старообрядцы. Это естественно для них и сегодня, например для бичурской крестьянки Татьяны Фатеевны Ивановой. Она говорит: «Скорее солнце остановится, чем книга будет лежать на одном месте». Книги дарили и просто давали «почитать». Что же значили они для старообрядцев? Прежде всего - возможность прикоснуться к пониманию «божественной истины», понять предназначение человека, его связь с миром земным и миром небесным. Книга для старообрядца всегда была святыней. В записях, как правило, название книги сопровождается торжественной формулой «Сия святая и богодухновенная книга...», «Сия же богоприятная и душеправительная книга...». Им....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: