VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характеристика сельской семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004699
Тема: Характеристика сельской семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

В современный период наиболее острой является проблема социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При интенсивном росте численности детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. «Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями». На 1 января 2016 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет по данным Пенсионного фонда Российской Федерации составило 612 тысяч человек. Согласно данным федеральной статистической отчетности, наблюдается тенденция к росту числа детей, впервые признаваемых инвалидами.  По состоянию на 01.01.2016 года в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе в качестве получателей ЕДВ по категории «ребенок-инвалид» состояло 88 человек.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Ими могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и тому подобное, но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. Эффективным средством реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является семья - наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Поэтому среди социально-экономических и демографических проблем современного российского социума выделяется проблема жизнедеятельности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Социальное благополучие современного государства складывается из благополучия каждого отдельного гражданина. Лица с ограниченными возможностями здоровья и их семьи являются на настоящий момент одной из наиболее ущемленных категорий населения. Помимо социальных трудностей, характерных также для других категорий граждан, люди, имеющие инвалидность, сложнее адаптируются к различным социальным изменениям, имеют проблемы в связи с недостаточностью развития нормативно-правовой базы, обладают пониженной способностью к самозащите своих прав, страдают от неразвитости систем помощи со стороны государства и негосударственных организаций и практически все являются малообеспеченными.

Жизнь семей, воспитывающих детей-инвалидов, на селе зависит от социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сельской местности и занимает в них значительную нишу. Наряду с проблемами, с которыми сталкиваются семьи с детьми с ограниченными возможностями, проживающие в городах, данная категория семей испытывают дополнительно и специфические. Среди них следует отметить такие, как изолированность, территориальная удаленность и разбросанность сельских населенных пунктов; бездорожье и отсутствие транспорта; отсутствие конфиденциальности; проблема благоустройства жилья; отсутствие объединений по интересам; сокращение рабочих мест и безработица.

Семьи с детьми-инвалидами как объект научного анализа привлекают к себе внимание исследователей разных наук: социологии, психологии, социальной педагогики, медицины. Проблемы правового обеспечения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями освещены в статьях Герасимова В.Н., Азаровой Е.Г.

Проблемы семьи ребёнка-инвалида, её роли, особенно матерей в его воспитании, затрагивались в работах медиков и психологов, таких как Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. и Нисневич Л.А., Екжановой Е.А., Возжаевой Ф.С., Братковой М., Бутусовой Т. и других.  Реабилитация ребёнка в условиях семьи исследована  Андриановым Е.В., Дымпиловой Л., Егоровой А.Н., Ивановой Н.Н. и других.

Проблему интеграции инвалидов в общество рассматривают в своих работах такие исследователи как Е.А. Аверина, А.Н. Больницкая, Н.А. Кондакова, Л.Н. Фахрадова. Н.И. Скок считает, что интеграция инвалидов в общество и образовательную среду должна начинаться с дошкольного образования и продолжаться в системах общего, дополнительного и высшего образования. Этот процесс позволит людям с ограничениями возможностей здоровья в большей степени ощущать себя социально независимым субъектом деятельности и общения.

Риски социальной дезадаптации семей с детьми-инвалидами исследуют О.Ю. Никитина, О.Ю. Кочерова, О.М. Филькина, Н.В. Долотова, А.И. Малышкина, Е.Н. Антышева, К.Г. Бурмистров. В своих работах они приходят к выводу, что семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием  работы у матери, но главное – специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Социальную политику в отношении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями изучают в своих работах Б.Н. Бубеева, В.А. Петросян. В статьях анализируются двойственный социальный статус инвалидов, обладающих равными правами и одновременно являющихся объектами маргинализации, и барьеры инвалидности различных уровней.

Несмотря на то, что в настоящее время известны многие интересные и важные работы, освещающие данную проблематику, исследований, посвященных семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии в сельской местности, недостаточно, что и обусловило выбор темы представленного исследования.

Несмотря на то, что в настоящее время известны многие интересные и важные работы, освещающие данную проблематику исследований, посвященных семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии в сельской местности, недостаточно, что и обусловило выбор темы представленного исследования.

Целью данной курсовой работы является исследование механизмов формирования социального благополучия семей, воспитывающих ребенка - инвалида в условиях села.

Задачи: 

Дать комплексную характеристику семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской местности и особенности их функционирования.

Рассмотреть понятие «социальное благополучие», его структуру компоненты, взаимосвязи и методы оценки степени благополучия семьи.

Проанализировать основные детерминанты социального благополучия семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида в сельских условиях.

Провести анализ проблем и потребностей сельских семей с ребёнком-инвалидом препятствующих их оптимальному функционированию.

Исследовать уровень удовлетворённости в доступности и качестве социальных, медицинских, образовательных  и других услуг, предоставляемых семьям в процессе реабилитации и интеграции детей-инвалидов в условиях села.

Изучить субъективную оценку степени социального благополучия, определяемой семьёй, стратегий и тактик, выбираемых семьёй по улучшению своего социального положения и уровня благополучия.

Провести анализ социальной политики и социальной защиты как основы механизма, обеспечивающего социальное благополучие семей с детьми-инвалидами в условиях села.

Рассмотреть традиционные и инновационные формы социальной работы с сельской семьёй с ребёнком инвалидом, оптимизирующие уровень социального благополучия: отечественный и региональный опыт.

Выявить роль некоммерческих организаций в активизации и использовании ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов в условиях села, по защите их прав и гарантий, созданию условий, обеспечивающих повышение уровня социального благополучия

Объект исследования – семья, воспитывающая ребенка-инвалида в сельской местности.

Предмет исследования -  механизмы формирования социального благополучия семей, воспитывающих детей- инвалидов в селе.

В процессе работы над дипломным исследованием использовались следующие методы: анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации Республики Коми; изучение монографий, научных публикаций в периодических изданиях, сборниках, электронных ресурсах по теме дипломной работы; сопоставление и систематизация статистических данных по проблемам детей с ограниченными возможностями; социологический опрос (анкетирование) семей детей-инвалидов; методы описания и классификации, , математические методы обработки данных – программа MicrosoftOfficeExcel, изучение регионального опыта работы.

       Апробация дипломной работы. Подготовлена аналитическая записка в Отделение социальной помощи семье и детям ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о результатах проведенного исследования.  Материалы дипломной работы прошли апробацию на XXI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Социальные проблемы глазами молодых». Так же разработан проект «Разноцветная планета» (организация социокультурного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья).











ГЛАВА ? 1. ? СОЦИАЛЬНОЕ ? БЛАГОПОЛУЧИЕ ? СЕМЬИ, ? ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ? РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА ? В ? СЕЛЬСКОЙ ? МЕСТНОСТИ ? И ? ФАКТОРЫ ? ЕГО ? ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ



Характеристика ? сельской ? семьи, ? воспитывающей ? ребёнка-инвалида: ? особенности ? её ? функционирования ? и ? социального ? положения

Нынешняя ? обстановка ? в ? Российской ? Федерации ? (нагнетание ? общественной ? и ? политической ? напряженности, ? финансовый ? упадок, ? межнациональный ? инциденты, ? возрастающая ? материальная ? и ? общественная ? поляризация ? общества ? и ? так ? далее) ? осложнила ? жизнь ? семьи. ? У ? существенной ? доли ? семей ? стремительно ? усугубились ? условия ? реализации ? основных ? социальных ? функций. ? Трудности ? семьи ? выходят ? на ? поверхность, ? становится ? видимыми ? не ? только ? для ? экспертов, ? но ? и ? для ? обширного ? круга ? общественности. ?  ? 

Семья-это ? базовый ? институт ? воспроизводства ? человеческих ? поколений, ? их ? первичной ? социализации, ? который ? оказывает ? огромное ? влияние ? на ? становление ? личности, ? обеспечивает ? качественное ? многообразие ? форм ? общения, ? взаимодействий ? человека ? в ? различных ? сферах ? жизнедеятельности ? общества. ? Семья ? имеет ? важнейшее ? значение ? на ? всех ? этапах ? формирования ? личности ? ребенка, ? направляя ? его ? развитие ? в ? целом. ? При ? этом ? роль ? семьи ? не ? может ? быть ? компенсирована ? никакими ? другими ? институтами ? социализации.

Сложившиеся ? в ? ходе ? трансформации ? российской ? экономики ? хозяйственные ? отношения ? вызвали ? изменение ? устоявшихся ? моделей ? социально-экономического ? поведения ? населения ? страны. ? Выбрать ? стратегии ? успешной ? экономической ? деятельности ? смогла ? лишь ? небольшая ? часть ? граждан, ? остальные ? оказались ? неспособными ? адаптироваться ? к ? новым ? условиям. ? К ? числу ? наиболее ? уязвимых ? категорий ? населения ? относятся ? семьи, ? воспитывающие ? детей-инвалидов.

В ? научной ? литературе ? при ? описании ? проблем ? «ребенка ? инвалида» ? все ? чаще ? используются ? понятия ? «дефективный ? ребенок», ? «особый ? ребенок», ? «ребенок ? с ? ограниченными ? возможностями», ? «ребенок ? с ? особыми ? нуждами». ? Это ? свидетельствует ? о ? том, ? что ? больного ? ребенка ? воспринимают ? как ? человека, ? которому ? с ? самого ? раннего ? детства ? пришлось ? столкнуться ? с ? труднейшими ? проблемами ? и ? который ? нуждается ? в ? особой ? поддержке ? и ? помощи. ? Поэтому ? именно ? семья ? должна ? стать ? развивающей ? средой ? для ? такого ? ребенка. ? Здоровый ? психологический ? климат ? служит ? гарантией ? его ? гармоничного ? развития ? и ? позволяет ? полнее ? раскрыть ? потенциальные ? возможности. ? Во ? многом ? это ? зависит ? от ? принятия ? родителями ? информации ? о ? заболевании ? ребенка, ? выбора ? стиля ? и ? тактики ? его ? воспитания, ? адекватного ? восприятия ? заболевания ? на ? всех ? этапах ? развития ? ребенка ? и ? сохранения ? уважительных ? отношений ? всеми ? членами ? семьи. ? В ? нашей ? стране ? инвалидность ? ребенка ? воспринимается ? родителями ? как ? личная ? трагедия. ? Впервые ? узнав ? о ? заболевании ? ребенка, ? которое ? приводит ? не ? только ? к ? физическим, ? но ? и ? часто ? к ? психическим ? отклонениям, ? родители ? оказываются ? глубоко ? потрясенными ? и ? длительное ? время ? находятся ? в ? «шоковом» ? состоянии. ? Сначала ? они ? отторгают ? саму ? мысль ? о ? возможности ? серьезного ? заболевания ? и ? о ? том, ? что ? их ? ребенок ? не ? такой ? как ? все. ? Зачастую ? они ? склонны ? обвинять ? друг ? друга ? и ? близких ? родственников ? в ? плохой ? наследственности, ? неправильном ? поведении. ? Отрицание ? физического ? дефекта ? или ? заболевания ? сменится ? переживанием ? вины. ? Родители ? испытывают ? одновременно ? любовь ? к ? своему ? малышу ? и ? чувство ? рухнувшей ? гордости ? за ? него.

Исследователи ? Т.С. ? Зубкова ? и ? Н.В. ? Тимошина ? выделяют ? три ? типа ? семей ? по ? реакции ? родителей ? на ? появление ? ребенка-инвалида: ? с ? пассивной ? реакцией, ? связанной ? с ? недопониманием ? существующей ? проблемы, ? с ? гиперактивной ? реакцией, ? когда ? родители ? усиленно ? лечат, ? находят ? «докторов-светил», ? дорогостоящие ? лекарства, ? ведущие ? клиники ? и ? так ? далее, ? со ? средней ? рациональной ? позицией: ? последовательное ? выполнение ? всех ? инструкций, ? советов ? врачей, ? психологов. ? 

Из-за ? природы ? и ? степени ? тяжести ? детского ? заболевания ? семьи, ? где ? живут ? дети ? с ? ограниченными ? возможностями, ? должны ? быть ? готовы ? к ? переживанию ? особых ? событий. ? Этот ? опыт ? неповторим. ? Тем ? не ? менее, ? установлено, ? что ? особенно ? тяжело ? переживаются ? родителями ? детей ? с ? нарушениями ? развития, ? следующие ? шесть ? периодов: ? 

Первый ? период ? - ? столкновение ? с ? заболеванием: ? установление ? точного ? диагноза, ? эмоциональное ? привыкание, ? информирование ? других ? членов ? семьи. ? Генетические ? отклонения ? – ? такие ? как ? синдром ? Дауна ? – ? становятся ? очевидными ? вскоре ? после ? рождения, ? и ? родители ? рано ? оказываются ? осведомленными ? о ? состоянии ? своего ? ребенка. ? Глухота ? же, ? нарушения ? речи ? или ? трудности ? с ? обучением ? могут ? не ? диагностироваться ? до ? тех ? пор, ? пока ? ребенок ? не ? станет ? старше. ?  ? Второй ? период ? - ? раннее ? детское ? развитие. ? Развитие ? ребенка ? впервые ? годы ? бывает ? испытанием ? для ? любой ? семьи, ? поскольку ? родители ? с ? волнением ? наблюдают ? за ? тем, ? насколько ? успешно ? их ? ребенок ? достигает ? определенных ? ступеней, ? той ? нормы, ? которая ? свойственна ? большинству ? здоровых ? детей ? того ? или ? иного ? возраста. ? Хронический ? или ? эпизодический ? характер ? нарушений ? и ? то, ? как ? это ? воспринимается ? семьей, ? образуют ? важнейший ? смысл ? первых ? лет ? развития ? ребенка. ? Тип ? и ? степень ? тяжести ? заболевания ? могут ? сыграть ? определяющую ? роль ? в ? формировании ? семейных ? перцепций ? и ? поведения. ?  ? Третий ? период ? - ? поступление ? в ? школу: ? уточнение ? формы ? обучения ? ребенка ? (в ? обычном ? или ? специальном ? учебном ? заведении), ? переживание ? реакций ? группы ? сверстников, ? хлопоты ? по ? устройству ? внешкольной ? деятельности ? ребенка. ? Четвертый ? период ? - ? подростковый ? возраст: ? привыкание ? к ? хронической ? природе ? заболевания ? ребенка, ? возникновение ? проблем, ? связанных ? с ? сексуальностью, ? изоляцией ? от ? сверстников ? и ? отчуждением, ? планирование ? будущей ? его ? занятости. ? Пятый ? период ? - ? начало ? взрослой ? жизни: ? привыкание ? к ? остающейся ? по-прежнему ? в ? силе ? семейной ? ответственности, ? принятие ? решения ? о ? подходящем ? для ? проживания ? повзрослевшего ? ребенка ? месте, ? переживание ? дефицита ? возможностей ? для ? социализации ? члена ? семьи ? – ? инвалида. ? Последний ? период ? - ? взрослая ? жизнь: ? перестройка ? взаимоотношений ? между ? супругами ? (например, ? если ? выросший ? ребенок ? теперь ? живет ? вне ? семьи) ? и ? взаимодействие ? со ? специалистами ? по ? месту ? его ? проживания. ? Конечно, ? к ? некоторым ? семьям ? вообще ? невозможно ? применить ? эту ? периодизацию, ? поскольку ? одни ? и ? те ? же ? события, ? которые ? вызывают ? стрессы ? и ? трудности, ? могут ? продлеваться ? или ? возникать ? снова ? и ? снова ? на ? протяжении ? всей ? жизни ? ребенка.

Современная ? семья ? представляет ? собой ? сложную ? по ? структуре ? и ? достаточно ? устойчивую ? систему, ? которая ? создает ? специфическую ? атмосферу ? жизнедеятельности ? людей, ? формирует ? нормы ? взаимоотношений ? и ? поведения ? растущего ? человека. ? Конструируя ? определенно ? социально-психологический ? климат ? жизни ? ребенка, ? в ? том ? числе ? с ? ограниченными ? возможностями, ? семья ? во ? многом ? определяет ? развитие ? его ? личности ? в ? будущем ? и ? настоящем. ? Как ? фактор ? социализации ? семья ? занимает ? значительно ? более ? высокий ? ранг, ? чем ? школа ? или ? другие ? социальные ? институты ? формирования ? личности.

Согласно ? исследованиям ? семейной ? системы ? с ? нетипичным ? ребенком, ? среди ? функций ? семьи, ? как ? указывает ? Грачев ? Л.К. ? , ? следует ? рассматривать ? не ? только ? такую, ? как ? экономическая ? (ведение ? хозяйства ? и ? забота ? о ? здоровье), ? но ? и ? рекреационную ? (хобби ? и ? другие ? мероприятия), ? социализирующие ? (развитие ? социокультурных ? навыков ? и ? межличностных ? взаимосвязей), ? самоидентификацию ? (признание ? сильных ? качеств ? и ? слабостей, ? формирование ? чувства ? принадлежности), ? аффективную ? (развитие ? интимности ? и ? способности ? к ? самовоспитанию), ? образовательно-профессиональную ? (выполнение ? домашних ? заданий, ? выбор ? карьеры, ? оформление ? профессиональной ? этики) ? К ? традиционному ? блоку ? функций ? относятся ? репродуктивная, ? воспитательная, ? хозяйственно-бытовая, ? экономическая, ? сфера ? первичного ? социального ? контроля, ? духовного ? общения, ? социально-статусная, ? досуговая, ? эмоциональная, ? сексуальная. ? Кроме ? вышеперечисленных ? функций ? авторы ? С.А. ? Завражин ? и ? Л.К. ? Фортова ? выделяют ? ряд ? специфических ? функций, ? реализуемых ? семьей ? по ? отношению ? к ? ребенку ? с ? проблемами ? в ? ментальной ? сфере. ? К ? ним ? относятся: ? абилитационно-реабилитационная ? – ? восстановление ? психофизического ? и ? социального ? статуса ? нетипичного ? ребенка, ? включение ? его ? в ? социальную ? среду, ? приобщение ? к ? нормальной ? жизни ? и ? труду ? в ? пределах ? его ? возможностей), ? корригирующая ? - ? исправление, ? ослабление ? или ? сглаживание ? недостатков ? психофизического ? развития ? детей ? с ? ограниченными ? возможностями ? и ? компенсирующая ? - ?  ? замещение, ? перестройка ? нарушенных ? или ? недосформированных ? функций ? организма, ? его ? приспособление ? к ? негативным ? условиям ? жизнедеятельности ? и ? попытка ? заменить ? пораженные, ? вышедшие ? из ? строя ? или ? непродуктивно ? работающие ? структуры ? относительно ? сохранными, ? компенсаторными ? механизмами. ? Реализация ? данных ? функций ? может ? носить ? явный ? и ? латентный ? характер.

Для ? оказания ? индивидуальной ? адресной ? помощи ? семье, ? а ? через ? нее ? детям, ? необходима ? качественная ? мультидисциплинарная, ? прежде ? всего, ? социально-психологическая, ? диагностика ? семьи ? и ? моделей ? семейного ? воспитания. ? Неправильное ? воспитание ? в ? семье ? может ? стать ? детерминантой ? появления ? патологических ? отклонений ? в ? формировании ? личности ? и ? характера ? ребенка. ? Анализ ? состояния ? семьи, ? ее ? социокультурной ? роли ? показывает, ? что ? данный ? институт ? выступает ? важнейшей ? социальной ? ценностью, ? предоставляя ? условия ? для ? развития ? и ? восстановления ? способностей, ? исправления ? и ? компенсации ? нарушенных ? функций ? организма ? человека, ? подготовки ? детей ? к ? самостоятельной ? жизни, ? профессиональной ? ориентации, ? выступая ? экологической ? нишей ? для ? детей ? с ? ограниченными ? возможностями ? здоровья ? и ? жизнедеятельности.

Изучение характеристики сельской семьи, воспитывающей ребенка – инвалида и особенности ее функционирования свидетельствует о том, что семья, начиная от рождения до взросления ребенка сталкивается с множеством проблем: увеличение материально бытовых, финансовых, жилищных проблем, проблема общения и социализации, проблема подготовки родителей к проведению доступных реабилитационных мероприятий дома. Помимо основных функций семьи, у семьи с ребенком-инвалидом появляются еще и дополнительные, специфические, связанные с восстановленим психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, и другими задачами, решение которых в условиях сельской местности, зачастую, затруднено, что усугубляет проблемы семьи с ребенком-инвалидом и отражаются на показателях социального благополучия. 









1.2. ? Понятие ? «социальное ? благополучие». ? Структура ? социального ? благополучия, ? его ? компоненты ? и ? взаимосвязи. ? Методы ? оценки ? степени ? благополучия ? семьи



В настоящее время все развитые страны выдвигают на первое место социальную политику, в основе которой лежит обеспечение печение прав человека на стандарт благополучия и социальную защиту в данном обществе. 

Социальное благополучие рассматривается как одна из важнейших характеристик экономического и социального развития общества, так как отсутствие такого благополучия почти всегда говорит о неудовлетворенном уровне жизни и недостатке или недоступности ряда благ. Благополучие — это пространство существования человека, которое в большей степени обусловлено вполне реальными показателями экономического и социального общественного развития. Объективные и субъективные показатели и факторы социального благополучия позволяют проанализировать нормативные данные с учетом индивидуальных особенностей. Человеческое благополучие определяют, прежде всего, три фундаментальных фактора: материальное благосостояние, здоровье и безопасность. В мультикомпонентной структуре можно выделить следующие показатели: 

 материального благополучия (уровень дохода, жилищные условия);

 социальное благополучие в узком смысле (межличностные отношения, участие в жизни социума, удовлетворенность своим социальным статусом и социальными ролями); 

физическое благополучие (состояние здоровья, самочувствие, личная безопасность);

 эмоциональное благополучие (позитивное функционирование личности, личностный рост, социальное уважение и статус, психическое здоровье, стресс, верования и убеждения); 

 профессиональное благополучие (профессиональные компетенции, производительность труда), здесь речь идет не столько о наличии трудовой занятости, сколько о возможности реализовать себя в профессии.

Профессионально благополучные люди видят в работе любимое дело, которое позволяет им реализовать свои сильные стороны и достичь поставленной цели. Стоит отметить, что достижение благополучия только в одной из рассмотренных выше сфер не означает достижения социального благополучия в целом, а позволяет говорить лишь об избирательном благополучии данного общества. Социальное благополучие не определяется только внешними по отношению к человеку или социальной группе мерами социальной политики государства, это во многом субъективная оценка самими индивидами и группами степени удовлетворения их социальных, экономических и культурных потребностей. Для населения, помимо традиционных показателей эффективности социальной и экономической политики, нужно учитывать также и потребности человека, оказывающие влияние на осознание и ощущение социального благополучия: социальный престиж, уважение, социальная защищенность, свобода выбора, возможность реализации социальных ожиданий и претензий. По мнению ряда современных российских исследователей, собственные личностные свойства человека при их правильном сочетании и синергетическом функционировании могут выступать в качестве внутреннего фактора (блага) его же благополучия.

Психологическая основа личностного благополучия — «это особое сочетание свойств темперамента, личности и позитивных черт характера, обеспечивающих человеку условия для того, чтобы совершать позитивные поступки, иметь благополучные межличностные отношения, глобальное позитивное отношение к себе и миру». Все это позволяет человеку чувствовать и оценивать себя благополучным. Отдельное внимание стоит уделить и анализу социально взаимосвязанных систем в современном социуме. В данном вопросе необходимо рассмотреть основные показатели качества и уровня жизни, такие как доступ к образовательным услугам, медицинской помощи, спортивным и культурным сооружениям, общий прожиточный уровень, правовая защищенность, наличие безопасной экологической обстановки. 

Особый ? интерес ? для ? анализа ? представляют ? модели ? социального ? благополучия, ? которые ? не ? только ? акцентируют ? внимание на ? внешней ? среде, ? но ? указывают ? на ? то, ? что ? человек, ? как ? разумное ? и ? обучающееся ? существо, ? может ? изменять ? среду ? в ? соответствии ? с ? собственными ? потребностями ? и ? стремлениями. ? Существует ? две ? модели ? социального ? благополучия/неблагополучия, ? которые ? и ? будут ? составлять ? суть ? социально-ценностной ? и ? поведенческой ? основы ? личности. ? Во-первых, ? это ? консервативно-инерционная ? (патерналистская) ? модель, ? базирующая ? на ? традиционных ? представлениях ? о ? жизненном ? успехе, ? ожидании ? помощи ? из ? вне, ? слабых ? адаптивных ? механизмах ? и ? пассивности. ? Во-вторых, ? деятельностно-динамическая) ? модель, ? отличающаяся ? нацеленностью ? на ? активное ? освоение ? окружающей ? среды, ? высокие ? адаптивные ? способности ? и ? социальную ? активность. ? Но ? не ? стоит ? забывать, ? что ? в ? формировании ? субъективного ? благополучия ? важную ? роль ? играют ? внешние ? относительно ? личности ? социальные ? институты, ? которые ? обеспечивают ? социализацию ? и ? адаптацию ? человека ? на ? разных ? уровнях ? и ? с ? учетом ? жизненных ? обстоятельств. ? 

Социальное ? благополучие ? человека ? — ? это ? сумма ? субъективной ? оценки ? человеком ? себя ? и ? собственной ? жизни, ? эффективное ? и ? позитивное ? функционирование ? личности ? и ? отлаженная ? система ? социальной ? политики, ? гарантирующая ? человеку ? социальную ? защищенность. ? Важной ? основой ? для ? социального ? благополучия ? выступает ? социальная ? безопасность, ? которая ? в ? свою ? очередь ? является ? результатом ? деятельности ? органов ? государственной, ? региональной ? и ? муниципальной ? власти, ? ведь ? именно ? она ? позволяет ? выбрать ? стратегию ? взаимодействия ? государства ? и ? человека, ? государства ? и ? общества. ? Ответственность ? за ? социальное ? благополучие ? и ? социальную ? безопасность ? человек, ? общество ? и ? государство ? делят ? между ? собой.

Существуют ? несколько ? критериев ? и ? показателей ? оценки ? уровня ? социального ? благополучия ? в ? семье: ? высокий, ? средний ? и ? н ? низкий. ? Социально-бытовое ? благополучие ? семьи ? высокого ? уровня ? включает ? в ? себя: ? жилое ? помещение ? соответствует ? санитарным ? нормам, ? нормам ? предоставления ? площади ? жилого ? помещения, ? жилье ? содержится ? в ? чистоте ? и ? порядке, ? семья ? владеет ? навыками ? ведения ? хозяйства. ? К ? среднему ? уроню ? социально ? бытового ? положения ? можно ? отнести: ? состояние ? жилого ? помещения ? удовлетворительное, ? вместе ? с ? тем ? имеется ? определенная ? степень ? загрязненности ? и ? захламленности, ? помещение ? может ? быть ? приведено ? в ? порядок ? за ? несколько ? часов ? работы, ? члены ? семьи ? пренебрегают ? правилами, ? установленными ? в ? семье. ? К ? низкому ? уровню ? социально-бытового ? положения ? можно ? отнести: ? отсутствие ? жилья, ? ветхое, ? аварийное ? жилье, ? антисанитарное ? состояние ? жилого ? помещения, ? в ? семье ? отсутствуют ? правила, ? режим, ? в ? доме ? атмосфера ? «хаоса». ? 

Вторым, ? немаловажным, ? критерием ? является ? социально-медицинское ? благополучие ? семьи. ? К ? высокому ? уровню ? можно ? отнести ? семью, ? если: ? получение ? медицинской ? помощи ? и ? физический ? уход ? обеспечены ? в ? достаточном ? объеме. ? Родители ? своевременно ? и ? правильно ? реагируют ? на ? появление ? признаков ? заболевания. ? Члены ? семьи ? в ? целом ? регулярно ? проходят ? профилактические ? осмотры, ? не ? пропускают ? назначенных ? визитов ? к ? врачу. ? Обеспечено ? нормальное ? питание ? и ? соблюдение ? правил ? гигиены, ? аккуратный ? внешний ? вид ? детей. ? Члены ? семьи ? не ? имеют ? вредных ? привычек. ? Средний ? уровень ? соответствует ? наличию ? отдельных ? проблем. ? Недостаточные ? усилия ? по ? сохранению ? здоровья ? и ? предотвращению ? заболеваний. ? Частые ? болезни ? детей. ? Не ? выдерживаются ? сроки ? иммунизаций. ? Недостаточное ? внимание ? к ? качеству ? питания. ? Несистематическое ? соблюдение ? правил ? гигиены. ? Одежда ? не ? по ? погоде. ? Дети ? не ? получают ? профилактической ? стоматологической ? помощи. ? Члены ? семьи ? имеют ? вредные ? привычки, ? но ? без ? ущерба ? для ? нормальной ? жизнедеятельности. ? Соответственно, ? к ? низкому ? уровню ? социально-медицинского ? благополучия ? можно ? отнести ? такие ? показатели, ? как: ? минимальное ? внимание ? вопросам ? здоровья ? и ? физического ? ухода. ? Медицинский ? и ? физический ? уход ? организован ? ненадлежащим ? образом. ? Имеются ? потенциальные ? угрозы ? жизни ? и ? здоровью. ? Долгое ? откладывание ? визита ? к ? врачу ? при ? болезни ? ребенка. ? Ребенку ? не ? сделаны ? прививки. ? Плохое ? выполнение ? рекомендаций ? врача. ? Регулярное ? употребление ? членами ? семьи ? алкоголя, ? психоактивных ? веществ, ? хроническая ? зависимость. ? Наличие ? социально ? значимых ? заболеваний. ? Риски ? суицидального ? поведения ? членов ? семьи. ? 

Третьим ? критерием ? определения ? социального ? благополучие ? является ? социально ? психологический ? климат ? семьи. ? Высокому ? уровню ? соответствует ? благоприятный ? психологический ? климат ? в ? семье, ? члены ? семьи ? поддерживают ? друг ? друга, ? имеют ? навыки ? решения ? проблем ? и ? преодоления ? стресса; ? способны ? предугадывать ? ситуацию ? и ? намечать ? возможные ? варианты ? действий, ? знают ? о ? собственных ? недостатках ? и ? ищут ? способы ? компенсировать ? их. ? Среднему ? уровню ? соответствует ? нарушение ? взаимоотношений ? в ? семье, ? пренебрежение ? нуждами ? ребенка, ? безрассудные ? действия ? во ? многих ? второстепенных ? и ? одном ? важном ? вопросе ? (например, ? оставляет ? ребенка ? под ? присмотром ? друга-алкоголика), ? ограниченные ? представления ? о ? решении ? проблем ? и ? способах ? преодоления ? трудностей, ? не ? может ? просчитать ? ситуацию ? даже ? с ? посторонней ? помощью, ? не ? имеет ? представления ? о ? собственном ? стиле ? решения ? проблем, ? семья ? признает ? наличие ? проблем, ? но ? не ? знает, ? как ? с ? ними ? справиться. ? Низкий ? уровень: ? неблагоприятный ? психологический ? климат ? в ? семье, ? нарушение ? межличностных ? отношений, ? девиантное ? поведение ? членов ? семьи, ? бродяжничество, ? конфликтные ? отношения ? в ? семье, ? нарушение ? детско-родительских ? отношений, ? личностная ? дезадаптация ? членов ? семьи, ? жестокое ? обращение ? в ? семье, ? члены ? семьи ? неспособны ? определить ? возможные ? варианты ? действий ? при ? решении ? проблем, ? не ? в ? состоянии ? справиться ? со ? стрессом, ? не ? признают ? наличие ? у ? себя ? слабых ? сторон. ? 

Четвертым ? критерием ? является ? социально-педагогическое ? благополучие ? семьи. ? К ? высокому ? уровню ? социально-педагогического ? благополучия ? можно ? отнести ? семью, ? в ? которой ? применение ? мер ? воспитания ? носит ? систематический ? и ? предсказуемый ? характер. ? Соответствие ? принимаемых ? мер ? поступку ? ребенка, ? его ? возрасту ? и ? обстоятельствам. ? Случаи, ? когда ? меры ? воздействия ? применяются ? под ? влиянием ? эмоционального ? состояния ? родителя, ? достаточно ? редки. ? К ? среднему ? уровню ? можно ? отнести ? семью, ? в ? которой ? меры ? воздействия ? на ? ребенка ? не ? носят ? достаточно ? систематического ? характера. ? Родители ? не ? осознают ? важность ? систематичности ? в ? воспитании ? ребенка. ? Применение ? мер ? воспитания ? иногда ? происходит ? под ? влиянием ? эмоционального ? состояния ? родителя, ? в ? некоторых ? случаях ? их ? выбор ? не ? соответствует ? возрасту ? ребенка ? и ? обстоятельствам ? совершения ? поступка, ? неорганизованный ? досуг ? несовершеннолетних, ? недостаточная ? педагогическая ? компетентность ? родителей, ? низкая ? мотивация ? к ? учебе. ? Соответственно ? низкий ? уровень: ? несформированность ? нравственных ? норм ? и ? ценностей ? у ? членов ? семьи, ? отсутствие ? ведущих ? интересов, ? бродяжничество, ? безнадзорность ? несовершеннолетних, ? неорганизованный ? досуг ? несовершеннолетних, ? низкая ? педагогическая ? компетентность ? родителей ? или ? ее ? отсутствие, ? пропуски ? занятий, ? нарушение ? взаимоотношений ? со ? сверстниками, ? учителями, ? родители ? не ? интересуются ? развитием, ? успеваемостью ? ребенка.

 ? Пятым ? критерием ? является ? социально-трудовое ? благополучие ? семьи. ? Высокий ? уровень ? соответствует ? семье, ? в ? которой ? все ? имеют ? социально ? одобряемый ? источник ? дохода ? (работа, ? частное, ? семейное ? дело). ? Доход ? семьи ? адекватен ? и ? покрывает ? нужды ? семьи, ? семья ? обеспечена ? всем ? необходимым. ? Средний ? уровень: ? не ? все ? члены ? семьи ? имеют ? социально ? одобряемый ? источник ? дохода ? (работа, ? частное, ? семейное ? дело). ? Доход ? нерегулярен, ? имеются ? посильные ? финансовые ? затруднения. ? Низкий ? уровень: ? отсутствие ? социально ? одобряемого ? источника ? дохода ? (работа, ? частное, ? семейное ? дело). ? Отсутствие ? дохода, ? либо ? доход ? не ? покрывает ? потребностей ? семьи. ? Семья ? не ? обеспечена ? предметами ? первой ? необходимости. ? 

Шестым ? критерием ? является ? социально-правовое ? благополучие ? семьи. ? К ? высокому ? уровню ? можно ? отнести ? семью, ? в ? которой ? родители ? знают ? о ? своих ? правах, ? социальных ? услугах. ? В ? полной ? мере ? получают ? государственную ? поддержку ? и ? отстаивают ? свои ? права. ?  ? К ? среднему ? уровню ? можно ? отнести ? семью, ? члены ? которой ? осведомлены ? о ? своих ? правах, ? но ? не ? в ? полном ? объеме. ? Низкий ? уровень: ? семья ? частично ? осведомлена ? о ? своих ? правах, ? при ? столкновении ? с ? нарушениями ? никак ? не ? отстаивают ? свои ? права. ? 

Теоретическое подходы к понятию социального благополучия предлагают рассматривать его как мультикомпонентную структуру, включая в себя следующие показатели: материальное и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%