VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характеристика предприятия в условиях рыночной экономики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007157
Тема: Характеристика предприятия в условиях рыночной экономики
Содержание
Введение

Pынoчная экoнoмика является сaмoй рacпрoстрaненнoй экoнoмическoй cиcтемoй в миpе и caмoй эффeктивнoй, c тoчки зрeния дoлгocpoчнoгo экономического планирования. К ней стремятся, как развитые страны с переходящей экономикой нового типа, так и развивающие страны, переходящие от экономики традиционного типа. Чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную особенность этой системы. Рыночная экономика – это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы – Что? Как? И для кого производить? – решаются главным образом через рынок, в центре которого находиться конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса и предложения на продукцию. Именно цены на рынке указывают на то, что производить и какие ресурсы использовать. Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Один из первых рубежей на пути к конкурентной рыночной экономике состоит в том, чтобы сформировать многомиллионный отряд свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Здесь предварительным условием является разрушение монополизма государственной собственности путем ее разгосударствления, приватизации и земельной реформы. В итоге возникает важный сектор рыночной экономики, состоящий из мелких и средних по своим размерам фирм. Они способствуют быстрому развитию рынка многих видов продовольственных и промышленных товаров, особенно сферы услуг.

Цель моей работы рассмотреть и показать на примере, как предприятие функционирует в условиях рыночной экономики, какие виды и организационно-правовые формы предприятия существуют , насколько предприятие соответствует рыночным условиям, какую роль играет ценообразование и какие методы планирования применяют предприятия.




Глава 1. Общая характеристика предприятия в условиях рыночной экономики

1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. 

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п. 

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку). 

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми. Именно на предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату и путем выплаты налогов участвует в осуществлении государственных социальных программ.

Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность, само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объемы производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов.

Обладая самостоятельностью, предприятие в условиях рынка несет полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, отвечает за нарушение договорных, кредитных, налоговых обязательств и иных правил, предусмотренных законодательством.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным: 1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность); 2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство); 3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке); 4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама); 5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.); 6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.); 7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.); 8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).




1.2. Классификация предприятий, их виды и формы

В настоящее время предприятия классифицируют по ряду признаков.

Прежде всего, предприятия различаются по сферам деятельности. В этом аспекте выделяются предприятия, действующие в сфере материального производства и его крупных подразделений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь строительство). Другую группу составляет нематериальное производство, отличительным признаком которого является создание особых продуктов - "услуг". Задачами деятельности предприятия, действующих в этой сфере, является создание разнообразных по характеру услуг (от ремонта бытовой техники до услуг большой социальной значимости - здравоохранения, просвещения, культуры).

Большая группа предприятий занимается посреднической деятельностью. Задача предприятий - посредников - установление взаимовыгодных контактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Профессиональное посредничество сокращает совокупные издержки, повышает прибыль предприятий, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных им товаров, т.е. выгодно всем участникам хозяйственных отношений.

Важные функции выполняют предприятия сферы обслуживания; такие показатели, как количество предприятий в этой сфере, численность занятых в ней работников, территориальное размещение, служат косвенным, но убедительным свидетельством уровня развития материального производства. Ведь чем меньшими затратами труда и ресурсов удовлетворяются материальные потребности людей в обществе, тем следовательно, больше труда и ресурсов оно может направить на удовлетворение нематериальных потребностей. Состояние сферы обслуживания, объем потребляемых услуг, является одной из важных характеристик уровня и качества жизни населения. В большинстве развитых стран в этой сфере общественного производства занято более половины экономически активного населения.

По количеству видов производимой продукции предприятия различаются как специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров, и многопрофильные, производящие разные товары.

В свою очередь различен и уровень специализации предприятий. В этом отношении может иметь место предметная специализация, когда производится уже готовый к употреблению продукт (например, в пищевой промышленности - разные виды изделий). Подметальная специализация развивается в отраслях, производящих средства производства (например, производство подшипников, находящих применение в разных отраслях машиностроения). Технологическая специализация характеризует сосредоточение предприятия на выполнении определенной стадии технологического процесса (например, в химической промышленности - производство кислот для последующего их использования другими предприятиями).

В зависимости от размеров предприятия подразделяются на "крупные", "средние", "малые". В российской практике к малым предприятиям (малое предпринимательство официально разрешено с 1988 г.) относятся предприятия, в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает следующих предельных уровней:

		в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;

		в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;

		в оптовой торговле - 50 человек;

		в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

		в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.



Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различными в каждой стране и изменяться по отраслям производства.

Дело в том, что крупные предприятия обладают целым рядом преимуществ. Большие масштабы производства позволяют им полнее использовать возможности разделения труда внутри предприятия. Дробление процесса труда на мелкие операции приводят к тому, что каждый работник специализируется на какой-нибудь одной операции и выполняет работу по созданию продукта от начала до конца.

Разделение труда в рамках предприятия выступает мощным фактором повышения его производительности.

В еще большей степени повышается производительность труда, когда разделение труда опирается на использование машинной техники, что позволяет использовать специализированные машины и оборудование. А покупать специализированное оборудование для снижения издержек на единицу продукции могут позволить себе именно крупные предприятия.

Крупные предприятия могут приобретать ресурсы в объемах, предоставляющих право на оптовые скидки.

Наконец, крупные предприятия способны вкладывать средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские программы, дающие возможность компании уменьшить издержки производства и выпускать продукцию повышенного качества. 

Тем не менее, преимущества крупного производства не беспредельны: при превышении предприятием оптимальных размеров могут возникать и отрицательные последствия - нарушаться производственное единство, снижаться уровень управляемости и т.д. Поэтому задачей предпринимателей является не столько увеличение объема производства “вообще”, сколько нахождение его оптимальной величины.

Последние десятилетия в экономике развитых стран отмечены широким развитием мелкого бизнеса - эта тенденция вызвана некими обстоятельствами:

во-первых, особенностями современного этапа научно-технической революции, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования мелкого бизнеса;

во-вторых, потребительским спросом в условиях растущих доходов населения и преимущественным ростом в связи с этим сферы обслуживания.

Преимущества мелкого бизнеса состоят в следующем: он динамичнее крупного, мелкий бизнес легче приспосабливается к изменяющимся условиям, мелкое производство оперативное отражает изменения потребительского спроса; развитие мелкого бизнеса существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала; мелкий бизнес быстрее “впитывает” новые веяния научно-технического прогресса, т.к. он более приспособлен для производства уникальных изделий, быстрее и дешевле перевооружается технически, требует меньших капиталовложений и обеспечивает их ускоренную окупаемость; зачастую само создание мелких фирм реализует попытку коммерческого использования какого-либо вмешательства; мелкий бизнес улучшает общую структуру производства. Развитие мелкого бизнеса рассматривается правительствами многих стран как важный фактор обеспечения занятости населения. Поэтому созданию таких предприятий оказывается разнообразная поддержка, в том числе с помощью кредитов, льготного налогообложения, особенно на начальных этапах их деятельности. Политика помощи и поддержки малого бизнеса проводится и в нашей стране.




1.3 Производственная структура предприятия

Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции.

Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета.

Производственная структура предприятия динамична. По мере совершенствования техники и технологии производства, управления, организации производства и труда совершенствуется и производственная структура. предприятие структура производство

Совершенствование производственной структуры создает условия для эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышения качества продукции.

В отличие от производственной структуры общая структура предприятия включает различные общезаводские службы и хозяйства, в том числе и связанные с культурно-бытовым обслуживанием работников предприятия (жилищно-коммунальное хозяйство, столовые, больницы, поликлиники, детские сады и т.п.).

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи. Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.

Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

Рабочее место может быть простым и комплексным. Простое рабочее место характерно для производства дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. Простое рабочее место может быть одно- и многостаночным. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением функций при выполнении процесса.

Участок— производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

На производственном участке помимо основных и вспомогательных рабочих имеется руководитель — мастер участка.

Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связаны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта; во втором — по выполнению одинаковых операций.

Участки, связанные между Собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех— наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от заводоуправления единое плановое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.




Глава 2. Краткая характеристика предприятия «Магаданский хлебный дом»

2.1  Общая и производственная структура предприятия.

Во время производственной практики мною была рассмотрена общая и производственная структура предприятия.

«Магаданский хлебный дом» расположен по адресу г. Магадан, ул. Речная, д. 25. Филиалов не имеет. Форма собственности – частная. Основной вид деятельности – производство хлебобулочных и кондитерских изделий. Основной целью осуществления деятельности является получение прибыли.

Предметом деятельности «Магаданского хлебного дома» является: производство хлебобулочных и кондитерских изделий, ведение оптовой и розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, торгово-посредническая деятельность. Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Для улучшения финансового состояния предприятия и более полного использования производственных мощностей, постоянно проводится работа по расширению и обновлению ассортимента выпускаемой продукции. Не так давно хлебозавод освоил выпуск низкокалорийного хлеба с использованием голландской бездрожжевой закваски  на основе пророщенного зерна, так же не так давно начали выпускать хлеб для тостов, различной нарезки, хлеб сорта «Дарницкий». На новом оборудовании завода стали производить для продукции красочную «дышащую» упаковку. В первую очередь предприятие заботиться об общей культуре производства, следовании санитарным нормам.

Штатная численность работников хлебозавода - 59 человек.



Рис.1 Производственная структура «Магаданский хлебный дом»



К основному производству относятся две линии по выпечки черного и одна линия по выпечки белого хлеба. Бесперебойную работу основного производства обеспечивает вспомогательное производство, к которому относятся склад, котельная, гараж, лаборатория. На складе хранятся сырье и материалы. В лаборатории ежедневно проводятся анализы и экспертиза образцов сырья и готовой продукции.




1.2 Структура управления предприятия

«Магаданский хлебный дом» насчитывает в общей сложности 59 штатных сотрудников. Эффективность деятельности предприятия находится в прямой зависимости от работы каждого из специалистов. 

Организационная структура управления представлена на рисунке 1.1.2



Так, например, общее руководство предприятием осуществляет директор. Он организует и координирует работу предприятия в целом и его подразделений, несет ответственность за состояние производства. В непосредственном подчинении директора находятся старший технолог, начальник отдела сбыта и главный бухгалтер.

Старшему технологу подчиняются два технолога, кладовщик сырья и операторы оборудования. Технологи руководят процессом производства хлеба, следят за соблюдением рецептуры, отвечают за качество выпускаемого хлеба.

Начальник отдела сбыта осуществляет работу по реализации готовых хлебобулочных изделий, отвечает за их сохранность на складах готовой продукции, а также руководит процессом погрузки и транспортирования хлеба.

Главный бухгалтер осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, ведет контроль над выполнением плановых 

За качество выпускаемой продукции отвечает старший технолог. В конце смены он проверяет качество изделий по физико-химическим показателям. На каждую партию выписывается паспорт о качестве, с которым продукция отпускается в розничную сеть. В случае несоответствия качества хлебобулочных изделий требованиям стандарта, составляется акт и выявляется виновник брака, который понесет материальную ответственность.

Из рисунка 1.1.2 видно, что как таковой экономический отдел на предприятии отсутствует и все функции отдела выполняет бухгалтерия, а именно:

обеспечивает перспективными (годовыми), квартальными и месячными   планами подразделения предприятия, а также прилагает к ним расчеты

контролирует план реализации продукции, план на прибыль

осуществляет статистический учет по всем производственным и технико-экономическим  показателем   работы   предприятия;   готовит   периодическую отчетность

разрабатывает финансовый  план  и  следит  за  его выполнением и финансовым  состоянием  предприятия

Бухгалтерия на данном предприятие занимает немалое место в планировании и организации коммерческой деятельности по обеспечению предприятия материальными ресурсами. В ведение бухгалтерии входит организация  бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономичным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а так же учитывает поступающие денежные и основные средства, своевременное отражение на счетах операций бухгалтерского учета, правильное начисление и перечисление налогов в казну государства. Бухгалтерия осуществляет учет использования средств, выделенных в распоряжение  предприятия. Контролирует выполнение плана по прибыли и рентабельности производства, определяет фактическую себестоимость продукции.




2.3 Основные фонды предприятия. Структура основных фондов

Основные фонды предприятия представляют собой совокупность материально – вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течении длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Основные фонды предприятия в стоимостном выражении представляют собой основные средства, учитываемые в системе бухгалтерской отчетности предприятия. Они являются активными элементами производства предприятия и при правильном их использовании не только обеспечивают создание продукции (работ, услуг), но и способствуют улучшению условий труда работников.

В зависимости от назначения и выполняемых функций основные производственные фонды промышленности подразделяются на следующие группы:

- здания, сооружения;

- передаточные устройства;

- силовые машины и оборудование;

- транспортные средства;

- инструменты;

- производственный инвентарь и принадлежности.

Все здания и цеха на данном предприятии находятся в собственности Индивидуального предпринимателя Аникеева Д.А. В состав зданий на рассматриваемом мною предприятии входят цеха и сооружения, гаражи и мастерские, административные здания. Они создают условия для эффективной работы производства. 

В состав сооружений входят открытые площадки для хранения автомобилей, бокс для ремонта автомобилей, цех для ремонта оборудования, эстакада. Они создают необходимые условия для осуществления процесса производства.

В состав передаточных устройств входят трансмиссии, трубопроводы, электросети, водораспределительные сети, теплосети, линии связи. Они осуществляют передачу электроэнергии, жидких и газообразных веществ.

К рабочим машинам на данном предприятии можно отнести горны, прессы, электросварочные аппараты, моечные машины. Они обеспечивают ремонтно-техническое обслуживание подвижного состава.

В состав лабораторного оборудования входят оборудование постов и станций диагностики, лабораторное оборудование и приборы, электроизмерительные приборы и устройства общего и специального назначения. Они предназначены для регулирования, контроля и измерения параметров автомобилей и оборудования.

Производственный инвентарь и принадлежности (предметы для облегчения выполнения производственных операций: рабочие столы, верстаки, ограждения, вентиляторы, тара, стеллажи и т.п.).

Хозяйственный инвентарь (предметы конторского и хозяйственного обеспечения: столы, шкафы, вешалки, пишущие машинки, сейфы, множительные аппараты и т.п.).

Также на предприятие используются 4 тестоделителя «Subal», 4 больших тестомеса и 2 маленьких, тестоделитель «Восход», 5 печей ПХП, 7 печей «Восход», 2 мукосея, 12 расстоячных шкафа, транспортная лента, конвейер, хлебонарезательная машина, упаковочный аппарат и  термоусадочная машина.

Следует отметить, что предприятие «Магаданский хлебный дом» оснащено технологическим оборудованием, позволяющим выпускать продукцию высокого качества........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44