- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Характеристика и общее понятие о физическом воспитании
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006196 |
Тема: | Характеристика и общее понятие о физическом воспитании |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА» Факультет среднего профессионального образования КУРСОВАЯ РАБОТА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Автор курсовой работы: Д. В. Золотарева, студентка III курса группы СДФ-115 очной формы обучения ______________ _____________ дата, подпись 49.02.01 Физическая культура Руководитель: Р. В. Корнишина, преподаватель факультета среднего профессионального образования _______________________ _______________ дата, подпись Саранск 2017 Содержание Введение........................................................................................................... 3 1 Теоретические аспекты физического воспитания..................................... 4 1.1 Характеристика и общее понятие о физической культуре..................... 4 1.2 Характеристика и общее понятие о физическом воспитании............... 4 2 Методы физического воспитания............................................................... 8 2.1 Специфические методы физического воспитания................................. 8 2.2 Общепедагогические методы физического воспитания...................... 15 Заключение..................................................................................................... 20 Список использованных источников........................................................... 22 Введение Актуальность темы исследования заключается в том, что рациональное применение методов физического воспитания в профессиональной деятельности педагога по физической культуре является неотъемлемой частью эффективной подготовки занимающихся. В настоящее время, современные занятия выстраиваются при помощи стандартных методов: словесные, наглядные, не многие учителя в профессиональной деятельности используют иные методы физического воспитания. Улучшить эффективность занимающихся возможно при комплексном использовании актуальных и необходимых методов в процессе физического воспитания. Объект исследования – процесс физического воспитания. Предмет исследования – методы физического воспитания. Цель исследования – изучение характеристики методов физического воспитания. Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи: Провести теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования; Сформулировать определения основных понятий темы исследования; Провести обзорный анализ характеристики методов физического воспитания; Выявить достоинства и недостатки методов физического воспитания. Методы исследования – теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы. 1 Теоретические аспекты физического воспитания 1.1 Характеристика и общее понятие о физической культуре Самым широким понятием из теории физического воспитания является физическая культура. Термин встречается довольно часто не только в профессиональной конкретной сфере, но и в обычной жизни. В постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. Оказывается, чем чаще на обыденном, житейском уровне мы используем термин «физическая культура», тем дальше удаляемся в понимании его истинной сущности. Абсолютно некорректным является зачастую встречающееся в жизни утверждение, что всякую деятельность, связанную с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.), можно идентифицировать с физической культурой. В этом случае вряд ли правомерно говорить о подлинно культурной деятельности, так как культура это есть, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого развития. И не всякий труд или боевые действия развивают человека в гуманном направлении, нередко получается наоборот. Физическая культура – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма (В. П. Лукьяненко). [14, с. 17] Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека (А. М. Максименко). [15, с. 11] Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение. Физкультурное движение – это социальное течение (как самодеятельное, так и организованное), в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию, распространению, приумножению ценностей физической культуры. (А.А. Исаев) [11] В настоящее время общественные физкультурные движения приобретают все больший размах во многих странах, хотя имеют свои национальные и региональные особенности. Примерами физкультурных течений могут быть «Спорт для всех», «Активная Австралия» и др. 1.2 Характеристика и общее понятие о физическом воспитании Прежде чем перейти к определению и сжатому описанию понятия «физическое воспитание», стоит лаконично рассмотреть вопрос о причинах появления физического воспитания в народе. Н. И. Пономарев считает, что компоненты физического воспитания зародились в обыденном обществе. Первоначально физическая подготовка осуществлялась в течении самой жизни, труда. Человек добывал себе пищу, строил жилище, охотился и т.д. и в ходе этой естественной, непринужденной деятельности инстинктивно, самопроизвольно происходило совершенствование физических способностей (силы, выносливости, быстроты). [17, с. 10] Самого физического воспитания в его современном представлении как вида специально организованного и управляемого педагогического процесса в этот период, естественно, не существовало. В ходе исторического процесса вскоре люди начали замечать, что все члены их племени отличались друг от друга по силе, работоспособности, выносливости. И более развитыми в этом плане оказывались те люди, которые вели активный и динамичный образ жизни, кто неоднократно использовали физические действия, прилагали физические усилия. Так постепенно происходило осознание, понимания людьми явления упражняемости в жизни. Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания. Кроме этого в ходе истории было осознано второе, столь же значимое и не менее важное явление так называемой предварительной подготовки человека к жизни. Осознание человечеством этих двух явлений и установление связи между ними послужило исходным пунктом появления подлинного физического воспитания. Итак, физическое воспитание, в полном смысле этого слова, возникло лишь тогда, когда люди осознано начали применять физические упражнения с задачей развивать свои физические навыки и тем самым лучше подготовить себя к жизни. Само понятие «физическое воспитание» в настоящее время определяется так: Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитанием физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (Ж. К. Холодов). [23, с. 7] Физическое воспитание (в широком смысле слова) – это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью которой является управление процессом использования средств физической культуры с целью содействия гармоничному развитию человека (В. П. Лукьяненко). [14] Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование. Физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знании (Ж. К. Холодов). [23, с. 7] Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важным для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим познают закономерности движений своего тела. По степени овладения техника двигательного действия может выполняться в двух формах : в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков». Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, выносливости, быстроты и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств». В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятия физическими упражнениями более осмысленным и в силу более результативным. Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных педагогических задач, которому характерны все признаки педагогического процесса. Отличительной особенностью физического воспитания является обеспечение системного формирования двигательных навыков и умений, направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. 2 Методы физического воспитания 2.1 Специфические методы физического воспитания Методы, применяемые только в процессе физического воспитания, называются специфическими; их также называют методами практического упражнения. Практические методы в физическом воспитании занимают особое место, т.к. посредством их обучают двигательным действиям и совершенствуют функциональные способности организма. В настоящий период в теории и методики физического воспитания принято выделять: методы строго регламентированного упражнения; игровой метод упражнения; соревновательный метод упражнения. Методы строго регламентированного упражнения. Суть их состоит в том, что твердо определена программа движений и точно дозируется нагрузка. Использование этих методов предусматривает: выполнение упражнений в строго заданной форме; избирательное воздействие упражнений на различные части тела; строгое дозирование нагрузки и управление ее динамикой в ходе упражнения; избирательное развитие не только отдельных качеств, но и их компонентов; обеспечение индивидуализации в обучении. Данная группа методов позволяет изучать двигательное действие любой сложности и развивать физические качества до возможных пределов. Условно их разделяют на 2 группы: преимущественно направленные на развитие физических качеств; методы обучения двигательным действиям. Методы развития физических качеств по мнению Ж. К. Холодов, Ю. Ф. Курамшин классифицируют их по составу компонентов и способу развертывания нагрузки. В непрерывном (однократном, длительном) упражнении регламентируется только работа. [21; 23] Если в ходе работы меняется только ее длительность – равномерный метод непрерывного упражнения; если длительность и интенсивность – переменный метод. Если используется комплекс разнонаправленных физических упражнений – круговой метод (меняются все параметры и направленность). Классификация проведена по объему, интенсивности и направленности нагрузки. В повторном упражнении регламентируется число повторений (пример: равномерный – число повторений элемента, рывков штанги, бросков партнера; переменный – повторное пробегание или проплывание отрезка с разной интенсивностью; круговой - количество кругов). В интервальном методе регламентируются работа, повторение и отдых. Методы, основанные на различных способах регламентации нагрузок и отдыха: Равномерный метод упражнения – гребля, бег, плавание с постоянной скоростью (стандартная по ходу упражнения нагрузка). Разновидность равномерного метода – повторное упражнение с интервалами отдыха (стандартно-интервальный: пробегание отрезков с околопредельной скоростью и полным интервалом отдыха перед повторением). В серийно-повторном упражнении интервалами отдыха разделяют серии (3 подхода 4 х 65 кг). Стандартно-повторный (повторное пробегание отрезков с постоянной скоростью или поднимание штанги одного и того же веса) – нагрузка повышается пропорционально продолжительности работы. Метод переменного непрерывного упражнения: непрерывный бег с изменением скорости, кроссовый бег на местности. Частным примером этого метода является выполнение гимнастических и акробатических комбинаций, в прыжках на батуте переменным фактором будут разные по структурной сложности элементы. В практике большое распространение находят методы переменного интервального упражнения, в которых нагрузка изменяется после каждого интервала отдыха. Варианты этого метода: интервальное упражнение с прогрессирующей нагрузкой: пробегание дистанции с возрастанием скорости на каждом отрезке или однократное поднимание штанги с возрастанием веса в каждом подходе. Интервалы отдыха при этом полные или экстремальные, т.к. предъявляются повышенные требования к функциональным возможностям; интервальное упражнение с варьирующей интенсивностью: пробегание дистанции с ускорениями или поднимание штанги разного веса в каждом подходе. Тем самым совершенствуются центральные механизмы нервно-мышечной координации и быстрота переключения на разные функциональные уровни; метод интервального упражнения с убывающей нагрузкой: 800 + 400 + 200 + 100 м с сокращенными интервалами отдыха. Позволяет сохранить высокую интенсивность при сравнительно больших объемах работы. Комбинированные методы упражнения используются в практике чаще, чем методы равномерного и переменного упражнения. В них сочетается стандартная и переменная нагрузки, а также варьируется величина отдыха; все это позволяет более точно регламентировать нагрузку и гибко ее изменять. Основные варианты комбинированного упражнения: метод повторно-переменного упражнения: многократное повторение комбинации 2-х различных нагрузок (200 м быстрого - 100 м спокойного бега). Он позволяет достигать больших объемов высокоинтенсивных нагрузок; метод повторно-прогрессирующего упражнения (6х70 + 4х75 + 2х80 кг). Стандартное повторение нагрузки чередуется с нарастанием ее после интервала отдыха. Этот метод уступает переменному прогрессирующему упражнению по абсолютной величине силовых и скоростных проявлений, зато достигается большой объем нагрузки и создается лучшая база для функциональных и морфологических перестроек; Метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха: разновидность интервального стандартно-повторного упражнения, но с сокращением интервалов отдыха (повторное пробегание 200 м с постоянной скоростью и сокращением интервала отдыха после каждого пробегания). Происходят направленные функциональные сдвиги в организме (в частности, увеличение наличия молочной кислоты в крови), воспитывается специальная выносливость. Отдельно можно выделить метод комбинированного упражнения при комплексном содержании занятий – «круговая тренировка» Основу тренировки составляет повторение разнонаправленных физических упражнений, объединенных в комплекс. На каждой учебной точке – «станции» - выполняется физическое упражнение указанное количество раз (8-10 раз). Комплекс включает 5-12 разнонаправленных упражнений. В круг включают и 1-2 упражнения общего воздействия. Лучше, если количество повторений определяется индивидуально предельно доступных повторений. Дозируется время прохождения круга, интервалы отдыха между станциями, количество повторений. Варианты круговой тренировки: метод длительного непрерывного упражнения (преимущественно направлен на развитие общей выносливости); метод интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (направлен на воспитание скоростной и силовой выносливости); метод интервального упражнения с полными интервалами отдыха (челночный бег, серийное выжимание штанги с незначительным весом и максимальной частотой) воспитывает скоростные и силовые способности в сочетании с другими компонентами физической работоспособности. Смена вида деятельности вызывает положительные эмоции у занимающихся и способствует поддержанию высокой работоспособности. Все вышеперечисленные методы выполнения упражнений преимущественно направлены на воспитание физических качеств, однако при осуществлении физической работы происходит и совершенствование изученных физических упражнений. Методы обучения двигательным действиям основаны на регулировании состава и порядка выполнения активных двигательных действий. Сущность методики обучения заключается при этом в модифицированном повторении упражнений, отборе и освоении рациональных форм и способов их выполнения. Различают целостный (интегральный) и аналитический (избирательный) подходы в обучении в зависимости от сложности структуры и техники двигательного действия. Метод целостного упражнения заключается в многократном повторении действия полностью. При начальном обучении простым упражнениям или невозможности их расчленения без резкого искажения техники также используется данный метод. При обучении сложным действиям используют «подводящие» упражнения: структурно схожие и позволяющие воспроизвести изучаемое действие в упрощенной форме. Применяют методические приемы, облегчающие выполнение упражнения: разметку, исключение отдельных самостоятельных деталей, помощь и облегчение внешних условий и др. Целостный, интегральный подход применяют при совершенствовании техники действий. Повторное целостное выполнение действия может быть направлено на последовательную отработку его частей или деталей. Для закрепления двигательного навыка оно может выполняться в условиях неблагоприятного состояния организма. Варианты данного метода: метод сопряженного воздействия (дополнительные отягощения без искажения техники двигательного действия способствуют ускоренному развитию скоростно-силовых способностей); вариативный метод (совершенствование навыка в различных условиях вырабатывает способность к изменению технических характеристик движений, то есть достигается вариатизация техники). Преимущества данного метода – сохранение структуры и ритма действия, недостатки - более быстрая утомляемость при разучивании и большая вероятность ошибок и искажений. Метод раздельно-конструктивного упражнения заключается в обучении двигательному действию по частям (элементам) с последующим их объединением в целое. Чаще этот метод используется при изучении упражнения, особенно координационно-сложного. Его положительные стороны: акцентирование внимания занимающихся на отдельных частях и большая возможность предупреждения ошибок, меньшая утомляемость и, соответственно, более высокая работоспособность, сокращение сроков изучения. Недостатки метода: частичное нарушение характеристик движения и ритма в целом. Целесообразно обучение отдельным частям двигательных действий ограничивать двигательным умением, не доводя до навыка. Игровой метод упражнения – сюжетная организация действия, т.е. его сущность состоит в том, что деятельность организуется на основе содержания и правил игры. П.Ф. Лесгафт придавал игре наибольшее значение как средству подготовки детей к жизни: в процессе ее происходит физическое и психическое развитие детей младших классов. Игра как метод может реализоваться не только в виде спортивных или подвижных игр, это понятие шире. Можно провести весь урок под девизом: «Прогулка в лесу», в ходе которого младшие классы могут выполнять согласно плану и замыслам учителя самые разнообразные двигательные действия. [13] Основными методическими особенностями игрового метода являются: игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры); наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей; широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств; соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.; присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм. Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется: в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.); как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку. Соревновательный метод позволяет: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств. Соревновательный метод занимает промежуточное положение между игровым методом упражнения и методами строго регламентированного упражнения. Если соревнуются в играх, то игровой и соревновательный метод совпадают. 2.2 Общепедагогические методы физического воспитания К общепедагогическим методам относят методы словесного (вербального) и наглядного воздействия, т.к. они используются во всех сферах обучения и воспитания человека. В физическом воспитании они применяются как при выполнении движений, так и при создании предпосылок к их исполнению. Естественно, особенности применения общепедагогических методов в процессе физического воспитания обусловлены двигательной деятельностью. Методы словесного воздействия занимают ведущее место среди общепедагогических методов, т.к. без слова невозможно общение и взаимодействие преподавателя-тренера и учеников. По назначению все словесные методы можно условно разделить на 3 группы: 1 группа: методы, в которых слово используется как средство передачи знаний (рассказ, описание, объяснение). Рассказ создает широкое представление об изучаемом действии и деятельности: об истории, значении, перспективах и ближайших задачах по его овладению. Описание используется при ознакомлении с техникой действия, содержанием и правилами игры. Объяснение – это достаточно подробная передача знаний о том, что и как делать при выполнении задания, предполагаемые длительные ощущения. Желательно, чтобы они были образными при занятиях с детьми. Могут быть также сопроводительные пояснения по ходу демонстрации физического упражнения. 2 группа: методы управления деятельностью занимающихся (команды, распоряжения, приказания). Команды – метод оперативного управления, как правило, коллективной деятельностью занимающихся: одновременности действий и распределения усилий, регулирования темпа и ритма деятельности. Распоряжения и приказания отличаются от команд более полным набором слов и спокойным тоном. Могут предшествовать (при перестроениях), сопровождать («Потянуться», «Наклонитесь»), завершать деятельность («Убрать места занятий»). Приказания отличаются более волевым тоном: «Всем построиться», «Подойти ко мне!» Инструктирование – точное изложение правил деятельности, способов решения задач и избежание травм. Занимает промежуточное положение между 1-й и 2-й группами. Указание – словесное воздействие для исправления движений: «Быстрее», «Свободнее» и др. 3 группа: методы анализа и оценки деятельности занимающихся (разбор, замечание, отчет, словесная оценка). Разбор – форма беседы с анализом и оценкой деятельности, определение путей дальнейшего совершенствования. Он может быть индивидуальным и групповым. Замечание – краткая форма словесного воздействия. Оценивается качество и указываются ошибки. От разбора отличается односторонней направленностью. Словесная оценка – может быть краткой и развернутой. В последнем случае она приближается к разбору, но в одном направлении. Преподаватель должен иметь педагогический такт и помнить о педагогической роли оценки: завышенная оценка ведет к самоуспокоению, постоянное «плохо» – к неверию в свои силы. Словесные отчеты – способ углубления восприятия, самооценки и самоконтроля. Л.П. Матвеев к словесным методам относит методы психологического управления : самоприказы и самопроговаривания. Они основаны на связи с действием. [16] Самоприказ перед выполнением двигательного действия рассматривается как фактор самоуправления этим процессом. Самопроговаривание способствует созданию кинестетического образа движений. Методы наглядного воздействия основаны на привлечении к процессу познания большого числа органов чувств. Это способствует созданию у занимающихся более разностороннего представления об изучаемом действии. Особенно важно использование наглядного восприятия у детей. В физическом воспитании применяются общепедагогические методы наглядного воздействия: зрительные и слуховые, а также двигательного воздействия (кинестетические ощущения). Методы зрительной наглядности преимущественно используются для оценки и корректировки пространственных характеристик движений. Основными из них являются следующие: непосредственный показ для создания представления о двигательном действии; натуральный показ движения целиком и в совершенном исполнении для создания общего целостного представления; адаптированный показ – в замедленном темпе, с остановками в промежуточных положениях и пояснениями применяется при разучивании. Методические требования к показу: выбор правильной плоскости движения по отношению к занимающимся. В дошкольном и младшем школьном возрасте выполнение многих движений детьми основано на копировании, подражании. Схемы, рисунки, фотографии воссоздают отдельные фазы движения, особенно если невозможно непосредственно показать их. Предметно-модельная демонстрация (муляжи – макеты человеческого тела) позволяет последовательно продемонстрировать положение тела и отдельных его частей в динамике (большие обороты на перекладине и др.). Макетная демонстрация (трассы, поля, фигурки игроков) позволяет разобрать различные варианты тактических действий. Кино и видеомагнитофонная демонстрация позволяет изучить детали техники движений. Методы зрительного ориентирования облегчают правильное выполнение движения в пространстве и во времени. Так, разметки, дополнительные ориентиры позволяют выдержать нужную траекторию и широкую амплитуду. Светолидеры регламентируют скорость и темп передвижения (на беговой дорожке, вдоль стенок бассейна). Электромишени и световые сигналы на щитах сообщают о точности попадания. Методы звуковой наглядности позволяют уточнить временные и пространственно-временные характеристики движений. Звуковым сигналом можно подсказать момент главного усилия, группировки или разгруппировки тела, момент отрыва от снаряда. Звуколидеры помогают поддержать темп движения. Звуковая сигнализация способствует более быстрому овладению рисунком движения. При подаче звуковых сигналов необходимо учитывать быстроту реакции занимающихся. Методы двигательной наглядности заключаются в развитии мышечных ощущений, поступающих от проприорецепторов двигательного аппарата, и использовании их для управления движениями. Мышечные ощущения впоследствии играют решающую роль в комплексе ощущений. Методические приемы: «проводка» по траектории движения, «фиксация» положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия (положение руки перед броском гранаты или метанием копья и др.). Используются тренажеры для ограничения пространственных характеристик и создания мышечного ощущения (например, станок Семенова для обучения работе ногами стилем «брасс»). Методы срочной информации позволяют оперативно получить срочные сведения о характеристиках движения с целью внесения коррекции. Как правило, это различные технические устройства (например: тензометры в легкоатлетическом манеже сообщают величину усилия в момент отталкивания при прыжках; длительность опорной фазы в беге; частоту шагов, изменение скорости при разбеге и динамику усилий). Методы срочной информации относятся к сенсорно-информационным, используются, как правило, в спортивной тренировке. Следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию. Заключение Таким образом, из результатов проведённых исследований были решены поставленные задачи: В ходе исследования был сделан теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования; В ходе исследования были изучены и охарактеризованы такие понятия как («физическая культура», «физкультурное движение», «физическое воспитание»); Проведен обзорный анализ характеристики методов физического воспитания; Были выявлены достоинства и недостатки методов физического воспитания. Из первой главы сделаны выводы: Определив огромное значение физической культуры в жизни человека можно подчеркнуть следующие моменты: занятия физической культурой на протяжении всей жизни человека дает не только чувство физического совершенства, но и придает ему силы и формирует его дух; для того чтобы сознательно прийти к выводу о значимости физической культуры человек должен понять ее роль в своей жизни, физическая культура это нормальная и здоровая жизнь. Физическая воспитание – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека. Из второй главы сделаны следующие выводы: Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств; Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие; Опираясь на классификацию методов, педагог должен не только ясно представляет себе их систему, но и лучше понимать назначение, характерные признаки различных методов и модификаций; Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания; В процессе физического воспитания нередко, в рамках одного и того же занятия, используется ряд различных физических упражнений. При этом возникает необходимость методически упорядочить их воздействие в целом. Список использованных источников Алхасов, Д. С. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам : сборник учебно-методических материалов. В двух частях : ч. I / Д. С. Алхасов. – М. – Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 227 с. Антонюк С. Д., Сычев А. В. Особенности физического воспитания детей группы риска / С. Д. Антонюк, А. В. Сычев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – N 1. – С. 56-58. Бальсевич В. К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – N 2. – С. 13-18. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. – М. : ФиС, 1988. – 208 с. Барчуков, И. С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций. Учебное пособие / И. С. Барчуков, Г. В. Барчукова, Ю.Н. Назаров. – М. : Юнити-Дана, 2016. – 296 с. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. – М. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381 с. Грачев, О. К. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Харламова. – М. – Ростов н/д : Издательский центр "МарТ", 2005. – 464 с. Грязева, Е. Д. Базовый курс теоретической подготовки студентов по физической культуре: учеб. пособие / Е.Д. Грязева, В.Н. Егоров, А.Н. Лотарев. – М. – Тула : ТулГУ, 2011. – 192 с. Демидова, Е. В. Особенности организации соревновательной, игровой и самостоятельной двигательной деятельности детей / Е. В. Демидова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - N 1. - С. 59-63. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. – М. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 382 с. Исаев, А. А. Спортивная политика России / А. А. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: