- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучить влияние психолого-педагогических условий на проявление характера в подростковом возрасте
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012402 |
Тема: | Изучить влияние психолого-педагогических условий на проявление характера в подростковом возрасте |
Содержание
Введение Одной из индивидуальных психологических особенностей личности является характер. Черты характера проявляются в учебной, в дальнейшем, и в профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми в различных ситуациях. Поэтому в настоящее время исследование проблемы проявления и формирования характера у подростков имеет актуальное значение. Сложность исследования заключается в том, что именно в подростковом возрасте, который является одним из сложнейших кризисных периодов в жизни человека, наблюдается относительный пик проявления отдельных черт характера личности, определяемые различными психолого-педагогическими условиями. Условия, способствующие проявлению акцентуаций, имеют и врожденную особенность. Но среди подростков самым распространённым фактором проявления акцентуаций является отсутствие интересов, целей, отсутствие сформулированных идей о потребностях и социальных нормах, а также способах их достижения. В этом возрасте широта взаимодействий с окружающими значительно превосходит психологическую компетентность личности, что говорит нам об общении со сверстниками как о ведущей деятельности в этом возрасте, что может соответственно приводить к психологическому дискомфорту и его компенсации путём акцентуации характера. Подростковый возраст - самый ответственный период становления личности, когда складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Изучением подросткового возраста занимались многие ученые, такие как П.П. Блонский, И.С. Кон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович и другие. В трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. сформулированы фундаментальные положения о том, что деятельность ребенка - основное условие его психического развития. Применительно к школьнику, а в нашем случае к подростку, это означает, что его деятельность связана прежде всего с обучением. Учебная деятельность выступает как одно из ведущих условий проявления характера в подростковом возрасте. В данном возрасте черты характера стабилизируются, а также и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному совершенствованию - самопознанию, самовыражению, самоутверждению. Но у подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства - отдельные черты характера чрезмерно усилены, появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определенную акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости. В связи с этим, процесс протекания учебной деятельности, его успешность, а как следствие и успешность школьника, во многом являются зависимыми от личностных свойств ученика, в том числе и от характерологических черт. Акцентуации характера личности и психические состояния подростков имеют непосредственную связь с успешностью обучения в школе. Одни акцентуации характера могут способствовать учению, получению знаний и педагог может опереться на них в своей практической работе. Иные акцентуации характера, несмотря на знания учащегося, могут занижать его успешность, являясь, по сути, определённым препятствием в учебной работе. Все это говорит об актуальности проблемы взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний школьника с его успешностью. Исследуемый нами возрастной период имеет важную черту – неравномерность развития, выражающаяся в определенном типе акцентуаций характера. В связи с тем, что вопросом акцентуированных личностей занималось множество психологов, существует несколько вариантов их типологий. Проблемой акцентуаций характера занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые - Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. Д. Столяренко, К. Леонгард, А. Е. Личко, Э. Эриксон и другие. Таким образом, изучение отношения акцентуированных подростков к учебной деятельности, необходимо, так как именно в подростковый период активно формируется устойчивый интерес к значимой деятельности, выбору будущей профессии учебной деятельности. Целью данной работы – изучить влияние психолого-педагогических условий на проявление характера в подростковом возрасте. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме; Выявить сущностные характеристики развития личности подростка; Дать определение понятию характер; Рассмотреть понятие и типы акцентуаций характера; Определить психолого-педагогические условия проявления характера в подростковом возрасте; Выбрать методы исследования и апробировать методики по изучению проявления характера; Провести эмпирическое исследование и выявить взаимосвязь акцентуаций и успешности в учебной деятельности подростков. Объект исследования: акцентуации характера во взаимосвязи с успешностью в учебной деятельности. Предмет исследования: психолого-педагогические условия проявления характера в подростковом возрасте. Гипотеза: существует ли взаимосвязь между акцентуацией характера и успешностью в учебной деятельности. При написании работы были использованы следующие методики исследования: Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности; Социометрия Дж.Морено; Анализ успеваемости учащихся. Методы исследования: 1) анализ литературы 2) наблюдение 3) эксперимент 4) тестирование. Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что выявленные в ходе работы особенности проявления акцентуаций подростков могут быть использованы школьными психологами в целях психокоррекции характера, поведения, научная новизна исследования заключаются в выявлении взаимосвязи акцентуаций с успешностью в учебной деятельности. Исследование акцентуаций характера у подростков является наиболее сложным и длительным, однако использование знаний об акцентуации характерологических особенностей школьников является одним из залогов успешности их обучения и одним из показателей индивидуального подхода педагога к ученику, что является непременным условием учебно-воспитательного процесса в современной школе Проблемой исследования является сложность эмпирического изучения проявления акцентуаций характера у подростков, она осложняется еще и тем, что подростковый возраст является кризисным по своим проявлениям. Именно в этом возрасте происходит активное формирование, становление человека как личности, на физиологическом уровне интенсивно проходит процесс полового созревания. Все эти факторы в своей совокупности определяют типологические черты этого возраста, которые располагают подростка к проявлениям акцентуаций. Необходимо отметить, что подростковый возраст также является возрастом, когда для личности становится особенно значимым личностное измерение реальности. Как раз становление этой личностной сферы в этом возрасте проходит особенно активно. Подросток в первую очередь проявляет те черты характера, которые доминируют в его окружении. Однако этот процесс не является пассивным усвоением, роль активности личности здесь чрезвычайно велика. Тогда становится правомерным предположение о том, что подросток, проявляющий акцентуации характера в результате будет усваивать соответствующее поведение. В чем будет специфика влияния условий, способствующих проявлению акцентуаций характера таких подростков? Этот вопрос представляется весьма актуальным, так как с этим характером подросток вступают во взрослую жизнь, и какова будет эта жизнь - во многом зависит от личностных, характерологических особенностей и условий, формирующих акцентуации характера. База исследования: МОАУ СОШ № 15 г.Новотроицка. Участники: Учащиеся 8а класса в составе 28 человек. 1 Теоретические основы изучения проявления и формирования характера в подростковом возрасте Сущностные характеристики развития и формирования личности подростка Подростковый возраст - этап взросления, когда ребенок перестает быть ребенком и через колоссальный по росту энергетики, интенсивности развития и количеству преобразований скачок переходит во взрослость, принимая на себя ответственность за собственную жизнь и развитие [1]. В зарубежной психологии подростковый возраст охватывает обычно период с 11 до 19 лет. В отечественной психологии ситуация не столь однозначна. Значительная часть исследователей выделяют подростковый возраст (с 10-11 до 14 лет) и юношеский возраст, который, в свою очередь, делится на ранний юношеский (15-17 лет) и поздний юношеский (18-20 лет) [26]. Необходимо отметить, что подростковый возраст выделялся и исследовался всеми, кто так или иначе пытался строить периодизацию развития человеческой личности: 3. Фрейд, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин. К более современным исследователям можно отнести М. Кле, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман. К примеру, Д.Б.Эльконин в своей возрастной периодизации психического развития, в основе которой лежит идея о ведущей деятельности, отмечает, что в подростковом возрасте (11-15 лет) ведущей деятельностью выступает – общение со сверстниками. В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности ц умение подчиняться нормам коллективной жизни [19]. Одной из главнейших особенностей подросткового возраста является глубокие качественные преобразования, затрагивающие все стороны развития ребенка, что позволяет нам говорить о подростковом периоде, как о «переломном», «критическом», «трудном». Поэтому нам необходимо рассмотреть основные сущностные характеристики подросткового возраста, чтобы понять причины и механизмы формирования личности подростка [17]. И так, социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом. В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости [8]. Таким образом, основным новообразованием переходного возраста является характерное для подростков чувство взрослости [4]. Новообразования подросткового возраста – это те новые тенденции в поведении, которые характерны именно для этого возраста. Подросток понимает, что он уже не совсем ребенок, и стремится скорее стать взрослым. Он хочет быть самостоятельным и независимым, и еще в большей степени хочет, чтобы окружающие воспринимали его как личность. Если родители, учителя и другие взрослые продолжают относиться к подростку как к ребенку, он протестует, и этот протест может принимать самые различные формы. Чувство взрослости подростков имеет множество внешних проявлений. Наиболее часто подростки в своем поведении, общении и внешнем виде начинают подражать взрослым. Он может подражать как отрицательным особенностям взрослых (курение, ругань и т.п.), так и положительным (забота о ближних, участие в различных делах наравне с взрослыми и др.). Меняя различные образцы для подражания, подросток «примеряет» на себя разные социальные роли, и в результате, как правило, рано или поздно находит наиболее подходящие именно для него. Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды. А американский психолог Э. Эриксон в качестве основного новообразования подросткового возраста определил самоидентичность, как - субъективное чувство непрерывной самотождественности. Вместе с социальной ситуацией развития и новообразованиями меняется и ведущая деятельность. Отечественный психолог Д. Б. Эльконин выявил, что психологический облик подростка определяется тем, в какую ведущую деятельность включает их взрослое сообщество. По данным клинических исследований, проведенных Т. В. Драгуновой, 11 - 12 лет - это время перестройки социальной всей ситуации развития ребенка. В клиническом исследовании Д. Б. Эльконину удалось показать, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений и др.) выделяется в относительно самостоятельную область жизни. Подростку «удается развернуть новую ведущую деятельность - интимно-личностное общение», - предметом которой являются способы построения человеческих отношений [12]. Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова [8]. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики. Теперь, рассмотрим типичные преобразования, происходящие в психологической сфере подростка более подробно. В этот период развиваются и достигают взрослого уровня все познавательные процессы: «период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого произвольного внимания, логической памяти и теоретического мышления». Вместе с развитием познавательных процессов происходит становление и способностей подростков: в переходном возрасте максимального уровня достигают обучаемость, интеллект и креативность (творческие способности) [26]. Значительным изменениям подвергается эмоционально-волевая сфера подростков: «Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. … Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к окружающей действительности» [22]. Также, несомненно меняется и мотивационная сфера подростков. Познавательная потребность становится максимально ярко выраженной, причем как в отношении окружающей действительности, так и в отношении самого себя. Стремясь познать окружающий мир, подросток испытывает интерес то к одним, то к другим явлениям и видам деятельности, и в итоге формируются его личностные и профессиональные интересы. Будучи эмоционально вовлеченным в процесс познания окружающей действительности, подросток проявляет нравственное отношение ко всем явлениям, находящимся в фокусе его внимания. В результате у него формируются жизненные идеалы, убеждения, мировоззрение и, к концу подросткового возраста, характер и направленность личности [5]. Вместе с тем подросток испытывает глубочайший интерес к собственной личности: «Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями» [29]. Представления подростка о самом себе формируются через сравнение себя с другими, восприятия оценок, данных ему сверстниками и взрослыми, и путем рефлексии (самоанализа). В итоге в течение переходного периода полностью формируется Я-концепция личности, что считается еще одним главным новообразованием подросткового возраста [8]. В связи с этим стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению - главные мотивационные линии подросткового возраста [1]. Таким образом, подростковый возраст - один из самых трудных и в то же время ответственных этапов в жизни человека: именно в этот период в условиях повышенной сложности происходит становление основ личности человека. Стоит отметить и про подростковый кризис, ведь по продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников. Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими. На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе. Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе. К внутренним факторам относится личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам. Таким образом, в связи с глобальными изменениями в подростков возрасте, как на физическом, так и на психологическом уровне, мы можем проследить, как же все-таки проявляется и изменяется характер подростков. А вслед за характером и акцентуации, которые порой мешают в установлении контакта с окружающим его миром. Характер как индивидуальная особенность в подростковом возрасте Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения [18]. Согласно определению, предложенному К.Н. Корниловым, «характер - это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, идеалы, и получающая свою реализацию в своеобразии деятельности человека». [20]. Л.С. Выготский, в свою очередь, определяет характер как целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, приобретенный помимо врожденных свойств нервной системы, проявляющийся в отдельных его психических актах и состояниях, его манерах и привычках, складе ума и свойственных человеку эмоциональных переживаниях. Наряду с таким толкованием, существуют и иные. Таким образом, характер - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера - это черты личности, но не все черты личности - черты характера. Б.Г. Ананьев к характеру относит те свойства личности, «которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действий» [2]. Б.М. Теплов подчеркивает, что характер проявляется «как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет», причем далее разъясняет: «Характер человека, прежде всего, определяется его отношением к другим людям, к своему делу, и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах». Все то, что здесь названо сознательным выражением отношения человека к окружающему и к самому себе. Входит в понятие «направленность» [25]. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и другое). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость - в ситуации общения и так далее. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и другое. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность безразличие, отзывчивость и другое. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и другие черты [24]. Таким образом, важнейший момент в формировании характера то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе, как - к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера, предложенной Петровским А.Я., Ярошевским М.Г. [19]: Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомыми малознакомым и так далее. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям. Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выставляется себялюбие и эгоцентризм, у других - самоотверженность за общее дело. В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами. В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и так далее. Иногда отдельные черты характера приобретают крайнюю заостренность, настолько сильную выраженность, что могут становиться его слабым звеном. Такие крайние варианты нормального развития характера называются акцентуациями. Акцентуация характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены [20]. Нередко акцентуация характера развивается на основе прирожденных особенностей темперамента человека и обусловлена врожденными физиологическими особенностями организма. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных, привычных для человека условиях. Акцентуации характера большинства типов в подростковом возрасте сказываются наиболее выраженными. К концу подросткового периода проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированными настолько, что выявляются лишь при особых обстоятельствах [7]. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в определенных условиях, когда жизненная ситуация предъявляет повышенные требования к наиболее слабому звену характера, и почти не обнаруживаются в обычных условиях. Так как, подростковый возраст является периодом становления характера - в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте акцентуации характера выступают наиболее ярко[23]. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов. Изучение психотипа подростка дает реальную возможность педагогам предвидеть, прогнозировать в определенной степени его поведение в той или иной ситуации. Знание особенностей психотипа подростка позволяет более оптимально взаимодействовать с ним, помогать становлению и развитию его личности, не нарушая при этом естественного природного начала в каждом ребенке. Работа педагога с акцентуированным подростком в основном заключается в коррекции или построении особого рода отношений подростка с окружающими с учетом характера его акцентуации. Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний. По мнению А. Е. Личко акцентуацию можно определить, как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях [14]. При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей. Согласно концепции, К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако, если черта выражена в большой степени, она является акцентуированной, т.е. при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие акцентуированных, «заостренных черт» накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная [13]. Необходимо отметить, что акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому "акцентуация характера" не может быть психиатрическим диагнозом [18]. Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако, в эту рубрику попала бы, и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом». Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая - с отрицательными проявлениями. О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности, скорее всего акцентуация есть крайний вариант нормы [20]. На основе систематики формирования психопатий П.Б. Ганнушкина, можно систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появление психопатий [6]. Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют: 1) Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания. 2) Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера. 3) Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п. 4) «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей». К социально-психологическим факторам следует отнести: 1) Нарушения воспитания подростка в семье. Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации личности. 2) Школьную дезадаптацию. В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина). В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьных трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта, «… характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в физическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды». 3) Подростковый кризис. В 12 -14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент - «подростковый кризис». Это пик «переходного периода от детства к взрослости». Согласно Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности - распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот период процессу познания самого себя придается всеподавляющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так и внутриличностными. 4) Психическую травму. Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.). По исследованиям А. Е. Личко патохарактерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций - скрытая она или явная, а также от социальных условий [14]. Явная акцентуация - эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адап....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Определение эффективных психолого-педагогических и организационных условий применения дидактических игр
- Особенности психолого-педагогических условий обеспечения инклюзивного образования в дошкольном учреждении
- Особенности психолого-педагогических условий обеспечения инклюзивного образования в дошкольном учреждении