- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучить особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011535 |
Тема: | Изучить особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов |
Содержание
Основные данные о работе Версия шаблона 1.1 Филиал Калужский Вид работы Электронная письменная предзащита Название дисциплины Актуальные проблемы общей психологии, истории психологии, психологии личности и междисциплинарных аспектов психологического знания. Тема Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов Фамилия выпускника Сергеева Имя выпускника Ангелина Отчество выпускника Витальевна № контракта 0640112400401001 Содержание Введение……………………………………………………………,……………………3 1 Теоретический анализ исследований особенностей развития личности подростков ……………………………………………………………………………………………..7 1.1 "Социальная ситуация" как основной психологический фактор развития личности подростка………………………………….…………………………………..7 1.2 Особенности личностного развития детей - воспитанников детских домов в условиях детского дома……………………………………………………..………….11 1.3 Факторы, влияющие на личностное развитие подростков - воспитанников детского дома…………………………………………………………………………....21 2 Эмпирическое изучение личностных особенностей личности детей - воспитанников детских домов………………………………………………………….29 2.1 Исследование уровня самооценки………………………...……………………….31 2.2 Исследование уровня тревожности……………….……………………………….35 2.3 Определение социометрического статуса………………………….…………......38 Заключение……………..…………………………………………...…………………..52 Глоссарий……………..……………………………………….…………….…….…….55 Список использованных источников………………….….……………………..…….57 Приложения………..………………………………………….………………..……….60 Введение Актуальность исследования определяется тем, что политические и социально-экономические преобразования, которые происходят в России, приводят к нарушению в семье взаимоотношений, оказывая негативное последствие на её жизнедеятельность. За последнее время отмечен большой рост беспризорности и безнадзорности. С большой скоростью увеличивается количество детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, так называемых социальных сирот (ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, в среднем увеличивается на 110 тыс. человек). И задача современного общества - это забота о личности ребенка, его развитии и социализации особенно в период отрочества. Проблема актуальна и в современной педагогической психологии. Создание практики воспитания для правильного развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому необходимо изучать личностное развитие детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, и детей обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома. Проведя анализ психологических исследований, можно сделать вывод, что изучение психологических особенностей личности младших и старших подростков-воспитанников детского дома недостаточно. И в зависимости от того сколько времени длилось пребывание ребенка в детском доме было выявлено, что самооценка, тревожность и социометрический статус подростков не рассматривались. Уровень самооценки, тревожности и социометрический статус подростков, которых воспитывались в детском доме, не обеспечивает их полноценную адаптацию к условиям детского дома и за его пределами. Подростки, которые воспитываются в детском доме, и подростки, которые воспитываются в семье, живут в одном обществе, но их социализация и интеграция в коллектив сверстников происходит по-разному. Поэтому выявление этих особенностей, проявление личностных качеств, а так же анализ социометрического статуса у воспитанников детского дома в зависимости от времени пребывания в учреждении, проблема данного исследования. Объекты исследования: личностное развитие детей-сирот воспитанников детских домов. Предмет исследования: психологические особенности личностного развития детей-сирот воспитанников детских домов. Гипотеза: предполагается, что уровень развития личности у детей-сирот детских домов отличается от уровня развития личности сверстников из семьи: у них повышена тревожность, они более возбудимы, заниженная самооценка, они более агрессивны. Методы исследования: Теоретические: анализ литературы по данной теме; изучение архивных данных; обобщение полученных литературных данных. Эмпирические: наблюдение; беседа по структурированной форме; анкетирование подростков Математические: графические методы. Практическая значимость: раскрыть и изучить особенности личностного развития воспитанников детских домов в целях повышения качества оказания психологической помощи подросткам. Цель исследования - изучить особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов. Задачи исследования: -изучить теоретический блок психологических исследований, направленных на изучение самооценки, уровня тревожности, а так же социометрического статуса подростков-воспитанников детского дома. -изучить особенности самооценки и тревожности, и социометрического статуса подростков-воспитанников детского дома и подростков, которые воспитываются в семье. -проанализировать полученные данные по определению личностных качеств детей подростков, воспитывающихся в детском доме и подростков, выросших в семье. -выделить факторы, оказывающие влияние на особенности личностного развития подростков-воспитанников детского дома. Для решения поставленных задач применялся комплекс методов: -теоретический анализ психологической литературы, - включенное наблюдение, - изучение индивидуальных карт развития подростков. Методики, применяемые в соответствии с целями и задачами исследования: Тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой; Методика исследования Дембо-Рубинштейн в модификации А.М Прихожан; Методика определения эмоциональной самооценки по методике А.В Захарова; Методика самооценки «Дерево» по методике Д. Лампена в адаптации Л.П. Пономаренко; Методика исследования самооценки личности старшеклассника (в обработке Т.А.Ратановой, Н.Ф.Шляхты); Методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора; Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; Социометрия для выявления социометрического статуса и уровня принятия подростка в коллективе; Методика «Анкета» (Т.Н.Шульга, А.В.Быков); «Незаконченные предложения» (Л.Сакс и В.Леви). Исследование проводилось с воспитанниками Азаровского детского дома-школы г. Калуги и учащимися ГАПОУ КО «Калужского базового медицинского колледжа». Общая численность выборки – 127 человек, из них 57 подросток из детского дома (в т.ч. – 24 девочек, 33 мальчик) и 70 подросток из среднего профессионального учреждения (29 девочек и 41 мальчик). Выборка была уравнена по полу и по возрасту (13-15 лет, 17-18 лет). Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы. Основная часть 1 Теоретическая глава. Теоретический анализ исследований особенностей развития личности подростков 1.1 «Социальная ситуация» как основной психологический фактор развития личности подростка Подростковый возраст в психолого-педагогической литературе обозначают как «трудный», «конфликтный», «критический», при этом есть мнение, что причины кризиса - в физиологических изменениях подростков, поэтому часто дается определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание. Противоречие подросткового возраста в основном – противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых, между стремлением казаться и неумением «быть взрослым», - возникают многочисленные конфликты, отрицательно влияющие на формирование когнитивной и эмоциональной сферы. К трудностям подросткового возраста относят: острая реакция на обиду, , ипохондрические реакции, повышенную возбудимость, эффективность, повышенную критичность по отношению к взрослым [23,с.21-22]. Сложным, противоречивым этапом становления личности, является подростковый возраст. Он сопровождается качественными и количественными изменениями в психологии: сексуальной, интеллектуальной и социальной областях. Происходят телесные изменения, меняется характер мышления, осваивается социальный опыт, расширяются и усложняются общественные отношения с другими людьми. Рост самосознания является основными новообразованиями подросткового возраста, как следствие усложнения общения с взрослыми и сверстниками. Отмечается склонность к самонаблюдению и самоанализу, возрастает интерес подростка, более дифференцированными и осознанными становятся его эмоциональные реакции, оценочные суждения приобретают относительную устойчивость и независимость от оценок других, а самоуважение характеризуется более позитивной окраской. Большая часть изменений в самосознании подростка приходится на долю его отношения, как функционального аспекта самосознания, или эмоционально-ценностного отношения к себе под которым понимается отношение к своему «Я» как к носителю определенных черт, свойств и качеств, как к члену общества и как к субъекту деятельности [25]. По своей психологической природе отношение является сложным структурным и многофункциональным образованием. Включая в себя самоинтерес, самообвинение, самоуверенность, ожидание отношения других, глобальную самооценку и другие составляющие - это образование начинает закладываться еще в раннем детском возрасте под влиянием эмоционально-оценочного отношения значимых других людей (родителей, воспитателей, педагогов). Однако наиболее сложные изменения, которые в дальнейшем приобретают устойчивые черты, претерпевает именно в подростковый период и считается важным показателем возрастных изменений. В подростковом возрасте агрессивность, жестокость, повышенная тревожность в поведении у части подростков принимают устойчивый характер. Обычно в процессе стихий и группового общения, складывающегося в разных компаниях, но это не является следствием генетической предрасположенности и изначальной агрессивности, а в большинстве случаев выступает в качестве замещения при неприятии подростка в мире социально значимых отношений взрослых. Потребность в стихийно-групповом общении отмечается только у 14,5% подростков, в то время как реальное наличие этой формы зафиксировано у 56% 11-15-летних. В процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные характерные черты. Сложившаяся в обществе система воспитания не учитывают особенностей личностного становления подростков, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации и избавлении от опеки, приводя к конфликту. Взрослые часто оскорбляют чувства собственного достоинства у подростка. Это воспринимается им очень чувствительно и тогда из-за незнания взрослыми особенностей возрастного развития, личность подростка будет развиваться аномально, по этому «кризис подросткового возраста» будет протекать с осложнениями. Для кризиса идентичности характерно сильное переживание подростком чувства неполноценности, его депрессивное состояние и сексуальные намерения. Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции - осознание им своего «Я», которое проявляется и в самооценке, и в отношениях с другими людьми. Возрастает роль референтной группы. Способствуя разрыву с родителями (как образцами для подражания), а со стороны родителей возрастают ограничения и запреты. В связи с этими изменениями возрастает число конфликтов. Напряженные отношения между детьми и родителями обусловлены не так конфликтом поколений, как изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, который порождается у тех и других неуверенностью и беспокойством, тревожностью и нерешительностью. Конфликты в школе связаны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом. В отношениях с ровесниками возникают конфликты на почве соперничества, что влияет на психосоциальную адаптацию школьников и сохранение класса как единого общества. В подростковом возрасте основными характеристиками считаются его противоречивость, гетерохронность развития, социализация и индивидуализация: 1. Противоречивость выражается в особенностях возраста: совмещение возрастных характеристик поведения, определяя маргинальное личности, обусловливает тревожность, застенчивость, эмоциональную неустойчивость, конфликтность, максимализм. Эти особенности зависят от условий проживания ребенка и проявляются по-разному в зависимости от социальной ситуации развития. 2. Гетерохронность развития отражается в несовпадении точек достижения интеллектуальной и социальной зрелости, морфофизиологической, половой. Л.С. Выготский указывал, что половое созревание начинается и завершается раньше, чем подросток достигает зрелости социокультурного развития. Физиологические сдвиги влекут за собой психологические изменения самовосприятия подростка и его восприятия окружающими. Перестройку взаимоотношений с родителями и формирование чувства взрослости. Усиление взаимного интереса мальчиков и девочек и развитие их взаимоотношений. От благополучного течения происходящих в это время процессов (и от условий проживания в семье или вне семьи) во многом зависит физическое и психологическое здоровье человека в течение всей его последующей жизни [6] 3. Одновременно возрастом социализации и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я» в форме развития самосознания и эго идентичности) является подростничество. Важную проблему, связанную с этим возрастом, представляют подходы к периодизации данного периода. Очевидно, что продуктивны с точки зрения решения задач развития социально моральная и интеллектуальная взрослость. Основными показателями чувства взрослости у подростка являются требование, чтобы к нему относились как к взрослому; он стремится к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии поведения. Условиями формирования чувства взрослости являются содержание и характер самостоятельности (поощрение или ограничение), отношения со сверстниками. Формирование чувства взрослости осуществляется в интимно-личностном общении со сверстниками. Происходит моделирование, опробование и освоение «взрослых» отношений и сотрудничества, которые основываются на уважении, равноправии, доверии и верности. Для подростков характерна особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира [20]. Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе. Это является основанием для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе. Проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, самоуверенность и робость, развязность и застенчивость, черствость и повышенная чувствительность. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки [16,с.78]. По мере взросления подростка изменяется характер и особенности видения себя, он по другому воспринимает окружающих, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Таким образом, перечисленные особенности возраста дают основания рассматривать подростковый возраст как непрерывный кризис [31,с.55], в то время как с другой позиции этот возраст рассматривается как стабильный, отделенный кризисами от других возрастов [26.с.78]. На формирование личности подростка, так же, влияет социальная ситуация, в которой он растет и развивается. Социальная ситуация это не только объективные условия, в которых живет подросток, не только «внешние» факторы - она взаимодействует с его «внутренними» условиями развития. В данный период особенность подросткового возраста это преобладание «внутреннего», что существенно обусловливает своеобразие психического развития и становления личности. Прибывающие физические и интеллектуальные силы. Пубертат, который можно охарактеризовать как «взрыв биологии», интенсивное формирование чувства взрослости при недостаточном жизненном опыте создают весьма сложную, противоречивую картину развития. Социальная ситуация влияет на проявление личностных качеств подростка, определяется взаимодействием специфических объективных условий его жизни и сложившихся личностных особенностей. Результат - специфика проявления важнейших личностных качеств - самооценки и тревожности. 1.2 Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов в условиях детского дома Семья как один из важнейших социальных институтов, претерпевает в последние годы серьезные изменения. Процесс личностного развития детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, представляет особую трудность. Когда происходит ухудшение материальных и экономических условий жизни семьи, падение ее морально-нравственных устоев, изменение отношений к детям влекут за собой серьезные последствия. Насилие над детьми, уход детей из семьи, случаи вытеснения детей из семьи, жестокое отношение к детям, рост беспризорности и детской преступности. Большое количество детей нуждается в помощи государства, с этой целью создаются центры социально-педагогической и психологической помощи, увеличивается сеть детских домов и приютов. В последние годы стало в России угрожающим явлением значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи. В условиях нестабильности социально-политической обстановки, безработицы и вынужденной миграции населения, инфляции, снижения жизненного уровня семей и ослабления их инфраструктуры отмечается постоянное увеличение количества «социальных сирот». В 2013 г. количество детей в интернатах выросло до 272,7 тыс. Этот прирост составил почти 120 тыс. человек. В учреждения социально-педагогической поддержки направляется, в среднем, около 30% выявленных детей. Около 50% уходит под опеку к родственникам, примерно 0,9% - в приемные семьи, на усыновление = 7% (в основном - зарубежное или вторым родителем). В настоящее время важнейшую социально-экономическую и нравственную значимость приобрел феномен «социального» сиротства. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Очень тяжелы для детей следствия раннего «социального» сиротства: глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; аномальное внутриутробное развитие в процессе нежелательной беременности; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства [26,с.33]. Детский дом это закрытое детское государственное учреждение, территория отчуждения. Изоляция детей создает определенные условия, отличные от условий проживания в семье и пребывания в общеобразовательной школе. Ограничивает процесс вторичной социализации сирот. В конечном счете, приводит к снижению социальной компетентности, искаженной идентификации, иждивенчеству и к дезадаптации в социуме. Р.К.Мертон считал, что это «отчуждение» приводит к тому, что чувства злобы и враждебности, вызванные действиями одного человека, переносятся на целые общественные институты (школа, детский дом) или на все общество в целом, в результате чего совершаются акты вандализма, хулиганства, побега из детского дома, бродяжничество [22,с.16-17]. Обучение, воспитание и вся жизнедеятельность сирот в детском доме строятся без должного учета половых, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагоги в основном ориентированы на группу [11]. В управлении коллективом преобладает авторитарный стиль. «Они другого языка не понимают. С ними иначе нельзя. Вы понимаете: это очень трудные дети, пока не крикнешь, не сделает и т. д. и т. п.». Трудовое воспитание ограничивается уроками труда и сезонной уборкой территории детского дома. Детские организации отсутствуют. Коллектив учащихся, способный взять на себя часть воспитательные функции, также отсутствует. Самоуправление ограничивается контрольными функциями за выполнением обязанностей по реализации режимных моментов таких, как дежурство в школе, столовой и пр.[11]. Личность «растворяется» в группе и безоговорочно принадлежит этой группе, идентифицируя себя с такими же «детдомовскими», выделяя себя и себе подобных в категорию «МЫ», а других - в категорию «ОНИ» [16]. Наличие неравных категорий «МЫ» и «ОНИ» формирует у ребенка чувство неполноценности. Выражаются в недостаточном доверии к себе и своим возможностям, в достижении значимых жизненных целей. Психологические особенности воспитанников сиротских учреждений, осложняют их социализацию и социальную адаптацию. Ребенок в детском возрасте, как правило, не осваивает навыков продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны (он требует внимания и отвергает его, переходя на афессию и пассивное отчуждение). Подросток нуждаясь в любви и внимании, не может строить свое поведение в направлении удовлетворения этой потребности. Вплоть до подросткового возраста воспитанники затрудняются в рефлексии эмоциональных состояний окружающих, в результате неправильного опыта общения ребенок занимает негативную позицию по отношению к другому [9, 15]. Ориентируясь на групповую совесть, воспитанники детского дома как особая общность живут по нравственному групповому нормативу, минуя законы. Подростки вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В итоге это может приводить к эмоциональному напряжению и тревожности. Кроме того, у воспитанников детского дома формируется иждивенческая позиция, потому что они живут на государственном обеспечении. У подростков слабо сформирована картина мира и не складывается система взглядов, соответствующих высокому уровню развития личности (ответственность за себя и за других), т.к. воспитанники ориентируются па признание в своей среде, чаще всего через физическую силу, асоциальные формы поведения [9]. Одной из особенностей условий сиротских учреждений является малое количество мужчин, что приводит к сужению возможностей идентификацими, и, следовательно, к нарушению полоролевой идентификации. Девочки в силу группового «мы» часто заимствуют агрессивные формы поведения, противоречащие социальным эталонам феминности [25]. Важное позитивное образование развивающейся личности, обеспечивающее ее полноценное существование это психологическое время личности- способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем. Высокоразвитая личность в свои понятия «прошлое» и «будущее» включает историческое прошлое и будущее отечества. А воспитанники детского дома индивидуального прошлого часто не имеют, потому что прошлое дает человеку семья. В условиях депривации, формируется человек без ответственного отношения к своему времени жизни, без сформированного времени жизни. Эмоциональное неблагополучие, тревога, связанная с прошлым, настоящим и будущим у детей, лишенных родительского попечения, имеют типичную представленность в их сознании (воспоминания носят в основном негативный, мозаичный характер, будущее - синкретично. [19]. Депривация ценностного отношения человека к его прошлому, настоящему и будущему или отсутствие структурированного прошлого в истории развивающегося человека и неопределенность перспективы жизни разрушают внутренний статус личности, либо препятствуют его устойчивому формированию [34,с.34]. Особенностям воспитанников сиротских учреждений посвящено в современной психологической литературе довольно много работ. У детей, воспитывающихся в детских домах, выделяют два симпто-комплекса, «тревога по отношению к взрослому» и «враждебность по отношению к взрослому». Доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного разрешения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, стремлении переложить всю ответственность на окружающих наблюдается у таких детей. Не имеющие родственной привязанности к собственным близким людям, не способные устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими детьми. Педагогический коллектив часто не учитывает особенностей «до детдомовской» первичной социализации детей — социальных сирот и детдомовской жизни реальных сирот. Первичный социальный опыт и жизненный путь у них разный. У социальных сирот в условиях детского дома формируется новая пространственно-временная категория, отражающая систему отношений «ТАМ» и «ЗДЕСЬ». Биография социального сироты распадается на две части: «до» и «после» поступления в интернат. Отсутствие целостной биографии тормозит самовосприятие себя как целостной личности в плане идентификации «себя с собой» [16,с.89]. Социальный сирота «ТАМ», в семье, уже отсутствует, а в детский дом он не собирается приходить из-за незначительного по времени характера пребывания и выстраивания отношений с окружающими (одноклассниками, педагогами, психологами). Таким образом, в ситуации «ЗДЕСЬ» (детского дома) отношения для него незначимы. Идентификация себя с пространством детского дома не формируется, что тормозит освоение социально одобряемых образцов поведения и снижает его когнитивную компетентность [21]. Малая когнитивная компетентность проявляется в школьной неуспеваемости в настоящем и получении профессионального образования в будущем. Деформированный первичный социальный опыт, полученный в семье, ведет к своеобразной апперцепции и интерпретации реальных ситуаций детдомовской жизни. В преобладающем большинстве случаев ситуации интерпретируются детьми как конфликтные и агрессивные. Результатом ограниченной социализации в семье и детском доме является низкий уровень «Я-контроля», проявляющийся в тактике принятия решения, недостаточной антиципации, прогнозировании последствий собственных поступков, поведения.[16]. В большинстве случаев воспитанники детских домов безразличны к реакции и оценке своих поступков. Отсутствие идентификации себя с «детским домом » замедляет тормозные реакции и провоцирует импульсивность в поведении. Таким образом, в ситуации «ЗДЕСЬ» (детского дома) отношения для них незначимы, что тормозит освоение социально одобряемых образцов поведения и снижает когнитивную компетентность [7,с.160]. Они ориентированы на принятие краткосрочных перспектив на будущее и не определяют значимые жизненные цели и средства их достижения. У них не прослеживается взаимосвязи между успешностью в учебной деятельности и целями, связанными с профессиональной деятельностью. В основном они отказываются от дальнейшего обучения, собираясь поступить на работу [27.с.34]. Реальные сироты не имеют опыта семейной жизни, их социализация первичная и вторичная определяется системой отношений, которые складываются по вертикали и горизонтали (персоналом и одногруппниками), процессом воспитания и обучения, их особенностями личности. Контакты таких сирот с внешним миром ограничены и регламентированы педагогами. Эмоциональная и социальная депривация сужает компетентность ребенка и тормозит процесс идентификации. Это выражается в недостаточном доверии к себе, страхе перед отношениями с людьми. Наличие интеллектуальных, сенсорных, моторных и психических отклонений в развитии подростка искажает и первичную и вторичную социализацию в большой степени. У таких сирот большой процент риска развития психических нарушений. Психические нарушения у социальных сирот зафиксированы в 73,2 %, а у детей-сирот 22,2% случаев. Дети сироты и социальные сироты с отклонениями в физическом и психическом развитии большей вероятностью склонны к бродяжничеству и подвержены наибольшей опасности стать жертвами насилия [15]. У «социальных» и «реальных» сирот социальная ситуация развития формирует различные личностные особенности. В условиях детского дома реальные сироты проявляют повышенную уверенность в себе, неумение сопереживать и сочувствовать, неправильно взаимодействуют с окружающими, раздражительные и имеют заниженную самооценку. Социальные сироты внушаемы, непрактичны, проявляют повышенную чувствительность, эмоционально незрелые. Наличие моторных, сенсорных, психических и интеллектуальных отклонений в развитии ребенка делает неправильной и первичную и вторичную социализацию в большей степени. Процент риска развития психических нарушений у таких сирот очень высок. Так, у социальных сирот психические нарушения зафиксированы в 73,2 %, а у детей-сирот 22,2% случаев. Социальные сироты и дети-сироты с отклонениями в физическом и психическом развитии наиболее склонны к бродяжничеству и подвержены наибольшей опасности стать жертвами насилия и преступлений (объектами сексуального посягательства и предметом торговли) или быть вовлеченными в преступную деятельность, они рано приобщаются к токсическим веществам, алкоголю, наркотикам [18]. Неоднократно приходится сталкиваться с массовыми побегами и бродяжничеством социальных сирот из детского дома. Социальный опыт, который сформировался в условиях хронических семейных конфликтов между родителями и знакомыми, бегство от этих конфликтов, драки, начиная с раннего детства, оказывают влияние на выбор поведения. Недоверие к окружающим становится основой в отношениях социальных сирот. У них больше, чем у сверстников из семьи, возникают конфликты. Семейная десоциализация и «уличная» идентификация замедляют формирование социально одобряемого поведения в условиях детского дома. Привычка в конфликтной ситуации сбегать из дома переносится на школу и детский дом, где при любом давление, требование со стороны педагогов и учителей переживается как стресс, фрустрация, поэтому ребенок уходит, совершая побег [7]. Характерные черты для подростков, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в государственных учреждениях: -трудности в общении, отсутствие избирательного общения; -неуверенность в себе, в своем будущем, -иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни и вопросов собственности; -перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; -инфантилизм, замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; Особенности психического развития детей, воспитывающихся без попечения родителей, по-разному и в неодинаковой степени обнаруживаются на каждом возрастном этапе, особенно в подростковом возрасте: в системе взаимоотношений с окружающими людьми [8,с.10]. Так, к 10-11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не усугубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (осознание своей ущербности)[25,с.16-17]. Оставшиеся без попечения родителей подростки, характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, привычкой жить по указке других, поверхностностью чувств, усугублением трудностей в овладении учебным материалом, иждивенчеством, сложностью во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания своей вседозволенности до ущербности), проявлением грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами деликвентного поведения). Характерны для них отклонения в общении с взрослыми, приводящие к переживанию своей необходимости, утрате своей ценности и ценности другого человека [28,с.78]. Исследования показали что, подростки «группы риска» имеют следующие особенности: - отсутствие принятых в обществе, ценностей ( творчество, познание, активная деятельность в жизни). Убеждения в своей необходимости обществу, в невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, добиться материального благополучия, занять достойное положение среди сверстников; -жить по проекции современной жизни их собственных родителей, напоминающей гонки на выживание; - эмоциональное отвержение со стороны родителей и одновременно психологическая автономия; - среди ценностей (высокая степень ценности в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт, являясь одним из источников стресса) на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем — здоровье; но эти ценности представляются недоступными в реальности; - подтверждение потери ценности образования в реальной жизни (пример жизни тех, кто плохо учился или не учился, а в жизни преуспел (материально благополучен), не зная реальных путей достижения таких «ценностей»; - повышенный уровень тревожности и агрессивности; - преобладание ценности «красивой», «легкой» жизни, стремление получать от жизни одни удовольствия; - изменение направленности интересов - свободное времяпровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и др.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.)[25,с.20]. Для подростков, проживающих вне семьи, проекция их представления о счастливом человеке как условии переживания эмоционального комфорта, связанного с удовлетворением социальных потребностей. Переживание одиночества наблюдается у 70% подростков группы риска. Выхода из состояния одиночества не видят только 1% подростков, а остальные надеются на избавление от него в поиске друга, в достижении компромисса в конфликтных ситуациях, обретении семьи, снижении значимости психической травмы, изменении эмоционального состояния. Уровень тревожности подростков связан с различными факторами: с семейным окружением, с самооценкой, с положением в группе сверстников и др. [19,с.41]. Для воспитанников характерно амбивалентное отношение к семье, очень эмоционально насыщенное и напряженное, основывающееся на негативном отношении к кровной семье, особенно к матери. Некоторые дети (чьи родители умерли или хорошо их помнят) позитивно относятся к своим родителям, в то же время у всех детей ярко выражено желание иметь свою семью в будущем [7]. Нарушения эмоциональной сферы воспитанников, источниками которых являются отсутствие опоры, поддержки в детстве и защищенности приводит к постепенному формированию агрессивного комплекса, в основе которого лежит потребность самоутверждении, лидерстве, власти над другими людьми [22]. Своеобразно искажается самосознание ребенка: он понимает, что никому не нужен конкретно, осознание себя как сироты способствует формированию у ребенка ощущения своей социальной исключительности. Указанные феномены способствуют развитию у ребенка тенденции к обвинению среды в своей неполноценности, исключительности. Дети, не имеющие семьи, а также дети, родители которых лишены родительских прав, составляют одну из основных категорий среди неблагополучных детей [19],[25],[27]. В работах отечественных исследователей продемонстрировано, что замкнутость, отчужденность детских домов от широкого социума, их режимные требования порождают жесток....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: