- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучить научное исследование как форму развития науки
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013427 |
Тема: | Изучить научное исследование как форму развития науки |
Содержание
Содержание ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................... 1.1. Сущность научно-исследовательской деятельности и её основные категории 1.2. Критерии научности знания 2. РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ……………………………… 2.1. Этапы научного исследования 2.2. Прикладной эффект научных исследований и его значение для общества ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… ВВЕДЕНИЕ В современных условиях научно-исследовательская и научная деятельность являетсяодним из основных видов профессиональной деятельности человека свысшим образованием. Подготовка предусмотрена во всех российских федеральных образовательных стандартахвысшего образования. На сегодняшний день считается общепризнанным, что обладатель любого высшего образования должен иметь компетенции в области научных исследований, так как они ему необходимы в его повседневной практической деятельности.Обладатели высшего образования по различным направлениям вразличных областях должны иметь компетенции и в прикладных научных исследованиях.Одним из основных требований к современной науке является внедрение полученных научных результатов в кратчайшие сроки.Особенностью современного промышленного производства вразличных отраслях экономики является быстрая смена поколенийоборудования, техники и технологий, которые необходимо адаптировать к условиям конкретного предприятия посредством собственныхпроизводственных экспериментов [3, с. 3]. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения развивающий функции научного исследования. Объект: научное исследование. Предмет: развивающая функция. Цель: изучить научное исследование как форму развития науки. Задачи: - рассмотреть сущность научно-исследовательской деятельности и ее основные категории; - выявить критерии научности знания; - выделить этапы научного исследования; - обосновать прикладной эффект. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Сущность научно-исследовательской деятельности и её основные категории В современном мире наука оказывает большое влияние на развитие профессионализма. Она создает особый тип человеческого сознания через систему образования, которое ориентированно прежде всего на усвоение научных знаний. Зародившись в древнем мире, в связи с потребностями общественной практики, как относительно самостоятельная сфера познавательной деятельности, наука начала складываться в 16-17 вв. и, в ходе дальнейшего развития, превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий влияние на все сферы жизни общества [6]. Для того, чтобы раскрыть историю происхождения понятия «научная деятельность», рассмотрим различные подходы к определениям: наука и деятельность. Понятие «наука» имеет несколько основных значений: 1) наука – «это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира» [1, с. 4] 2) наука – «это результат такой деятельности – система полученных научных знаний» [1, с. 4] 3) наука – «это одна из форм общественного сознания, социальный институт. В этом значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает в себя системы научной информации, норм и ценностей науки» [1, с.4]. Более общее определение понятия «наука – это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности» [8]. Наука как деятельность предполагает творческий процесс получения знания и направлена на раскрытие объективных законов, по которым существуют природа, общество и человек. Научная деятельность имеет и социальный аспект: выполнение разного рода социальных ролей и функций, напрямую не связанных с генерированием знания [13]. Существует большое количество определений понятия «деятельность». Так, в учебном терминологическом словаре социологии авторы определяют «деятельность как внутреннююи внешнюю активность человека, регулируемую сознанием и направленную на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [10]. Социология – наука, изучающая общество и общественные отношения, рассматривает деятельность в контексте преобразования внешнего мира, социума и человека в нем. В психологии под деятельностью понимается «специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя» [9]. С точки зрения философии деятельность – это «структурно и операционально-организованная активность любых систем для достижения определенных целей. Такая активность характерна для живых (органических) систем, но прежде всего для человека и различного рода социальных систем. Структура любой деятельности состоит из четырех основных компонентов: предмет, средства, цель и результат, – которые органически взаимосвязаны между собой в рамках определенного вида деятельности» [7]. Существует очень много определений понятия «деятельность», они различны между собой и зависят от того какой аспект и с помощью какого подхода термин будет рассмотрен. Для того чтобы раскрыть данную специфику, нам необходимо дать определение научной и научно-исследовательской деятельности. В словаре основных терминов философии автор С.А. Лебедев отмечает: «…научная деятельность – это специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью – производство научного знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами – различные методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования» [7]. Научная деятельность – это особый, специфический вид познавательной активности человека, направленной на получение объективных знаний о мире с использованием различных методов, для преобразования действительности. Научная деятельность тесно связана с таким термином, как исследование. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: «Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества»[5]. Кроме того, исследование – это творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Изучив основные понятия – «наука», «деятельность», «исследование», «научная деятельность», – сформировалось определение научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность – это специфический вид познавательной и творческой активности человека, направленной на получение объективных знаний о мире, обществе и самом познании, а также удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей с использованием различных методов исследования для преобразования действительности. 1.2. Критерии научности знания Познавательную деятельность человекаделят на четыре вида: обыденное, художественное, религиозное и научное познание. Такая классификация основывается на критериях, присущих каждому из этих видов. Научное познание предполагает изучение явлений, механизм действия которых еще не полностью раскрыт. Добытые сведения, как правило, отличаются принципиальной новизной. Основными критериями научности познания являются: 1) объективность, которая предполагает, что познание осуществляется независимо от субъекта, происходит отвлечение от интересов познающего индивида; 2) доказательность и обоснованность – в качестве которых могут выступать эмпирические факты и логические рассуждения; 3) выраженность в специальных понятиях предполагает, что научное знание должно быть выражено при помощи специального языка; 4) рациональность, означающая, что главным средством исследования является логика; 5) объектом исследования является сущность, а не явление; 6) системность – знание должно быть особым образом организовано в соответствии с принципами непротиворечивости и последовательности изложения; 7) проверяемость означает, что знание должно найти свое подтверждение в практической деятельности; 8) способность к развитию – рассматривается как потенциал знания к порождению нового знания [4, с. 25-26]. В учебниках приводятся не все перечисленные критерии научности, а только некоторые из них. Дело в том, что указанные критерии представляют собой систему ограничений, чрезвычайно тесно связанных друг с другом, в некотором смысле, тавтологичных. Стоит отказаться от одного, как окажутся невыполнимыми все остальные. Важнейшей характеристикой научного познания является то, что его результат – знание – должен быть истинным. Поэтому научное познание есть познание, нацеленное на поиск истины. Глубокая связь классической научности и истинности выражена существующим утверждением: быть научным, значит, быть истинным. Истина – это лакмусовая бумага для проверки научности знания, Правда, нужно заметить, что абсолютно истинного знания не существует, ибо любое знание есть результат деятельности субъекта [11; 12]. Никакое другое знание не оценивается на истинность: ни стихи, ни музыкальное произведение, ни религиозный трактат. Именно истинность научных знаний делает их универсальными и всеобщими, позволяет воплощать и применять в технике, в системах управления. Система требований, предъявляемых к знанию, тестируемому на научность, далеко не случайна, а обусловлена той социокультурной ситуацией, в которой формировалась классическая наука. Поэтому критерии научности – объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость (репродуктивность), достоверность и опытность знания характеризуют классическую модель науки. Это своего рода идеальная модель, которой в реальной истории науки вряд ли соответствовало полностью какое-либо теоретическое построение. Эта модель задавала вполне четкие критерии, которым в идеале должно соответствовать научное знание. 2. РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 2.1. Этапы научного исследования Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов. 1. Выбор темы исследования. От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом. Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы. Важнейшим критерием правильности выбора темы является ее актуальность [2, с. 755]. 2. Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования –это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? Предмет— это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования [2, с. 755]. 3. Определение цели и задач. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах. Задачи следует формулировать четко и лаконично [2, с. 756]. 4. Составление плана исследования. План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы исследования. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме [2, с. 756]. 5. Работа с литературой. Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования [2, с. 756]. 6. Формулирование выводов. Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах [2, с. 757]. 7. Оформление работы.Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам [2, с. 757]. 2.2. Прикладной эффект научных исследований и его значение для общества Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач [3, с. 5]. Человек с древних времен занимался научными исследованиями, продолжает и будет заниматься ими всегда. В первую очередь, из-за необходимости скорейшего удовлетворения своих потребностей. Именно практические потребности человека определяют развитие науки. Мощным рычагом развитие прикладной науки, является удовлетворение потребностей человека в новых бытовых и производственных объектах [3, с. 6]. Решение общечеловеческих проблем требует консолидации усилий и средств многих стран, что закрепляется в различных видах межгосударственных юридических документов[3, с. 7]. «Следует отметить, что основными целями прикладной науки являются: не вся совокупность знаний, а знание законов природы и общества; не только получение новых знаний, но и их применение для нужд человека и общества. В своем развитии во времени любая отрасль науки проходит три основных этапа: 1. Сбор фактов. 2. Качественное описание явлений и поведения объектов. 3. Количественное описание и прогнозирование явлений и поведения объектов. Ценность прикладной науки определяется подтверждением выявленных ей закономерностей на практике.» [3, с. 7-8]. Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования явлений и законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Их целью выступает установление как можно большего числа вариантов практической эксплуатации имеющихся научных знаний. Прикладные исследования дифференцируются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на изучаемый объект либо процесс. Научно-исследовательские работы связаны с созданием новых технологий, опытных установок, приборов. Опытно-конструкторские исследования направлены на подбор конструктивных характеристик создаваемого технического устройства. Завершающей стадией прикладного исследования, как правило, является разработка, то есть целенаправленный процесс преобразования научно-технической информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, подготовка к внедрению. Прикладные исследования играют немаловажную роль в разных сферах деятельности человека и областях науки. Например, они ведутся с целью построения теории исследования решения определенных практических задач ( теория крыла, теория винта, динамика самолета и т.д.). Исследовательские разработки связаны с проведением исследований, направленных на решение технических задач, которые встают при создании проектов конкретных летательных аппаратов (здесь уже привлекают данные не только из аэродинамики, но и других наук, пример химия). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Научные исследования оказывают глубокое влияние на все стороны общественной жизни, экономический и технический прогресс, управление общественными институтами и т. д. Поэтому проблема их финансирования, планирования, организации, эффективности образует одну из центральных проблем государственной политики. В связи с этим начали развиваться исследования по организации, экономике и методологии научных исследований. Методы и навыки научных исследований находят широкое применение за границами науки при решении многих экономических и социальных задач. Неадекватность существующих подходов к проблеме научного открытия заключается прежде всего в том, что они ориентируются на заведомо нереалистичное представление, что исследователь работает в одиночку, оторвано от научного сообщества и выработанных наукой методов исследования. В действительности процесс исследования в науке детерминируется социально-историческими, мировоззренческими и конкретно научными требованиями. Следовательно, процесс поиска в науке не сводится к совокупности случайных открытий и внезапных озарений. На самом деле случайное здесь обусловлено необходимостью решения насущных проблем развития научного знания. Случайным является, то какой исследователь, при каких конкретных условиях и в какой форме сделает открытие, но отнюдь не случайно появление этого открытия именно в определенный период развития науки. Вот почему наряду с анализом психологии научного открытия, ориентированной на изучение специфических качеств, задатков, способностей и условий деятельности исследователей, еще большего внимания заслуживает анализ методологии научного поиска, направленной на выявление необходимых предпосылок творчества. Можно с уверенность сказать одно: интерес к вопросам научного открытия не утихнет до тех пор, пока относительные истиныне превратятся в абсолютные. На основе проведенного исследования можно сказать, что поставленные задачи были достигнуты. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Бокша, Е.А. Методология научного исследования [Текст]: учебное пособие / автор-сост. Е.А. Бокша.- М.- 2014.- 109 с. 2. Волохова, Е.С. Основные этапы научного исследования [Текст] / Е.С. Волохова // Молодой ученый.- 2016.- №6.- С. 755-757. 3. Глухих, В.В. Прикладные научные исследования [Текст]: учебник / В.В. Глухих.- Екатеринбург.- 2016.- 240 с. 4. Ильин, В.В. Критерии научности знания [Текст]/ В.В. Ильин.- М.: Высшая школа.- 1989.- 129 с. 5. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник[Текст] / Н.И. Кондаков.- М.: Наука, 1975.- 721 с. 6.Конспект лекций по дисциплине «История и философия науки» / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/241/u_lectures.pdf 7. Лебедев, С.А. Философия науки [Текст]: словарь основных терминов / С.А. Лебедев.- М.: Академический Проект.- 2004. - 320 с. 8. Наука. Гуманитарная энциклопедия / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gtmarket.ru/concepts/6860 9. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]/ К.К. Платонов.- 2-е изд. М.: Высшая школа.- 1984.- 174с. 10. Рахинский, Д.В. Социология [Текст]: учеб.терм. словарь / сост. Д.В. Рахинский, Л.Г. Король, И.В. Малимонов.- 2012. - 67 с. 11. Рахматуллин, Р.Ю. Истина как философская категория [Текст] / Р.Ю. Рахматуллин // Молодой ученый.- 2014.- № 13. - С. 332-335. 12. Рахматуллин, Р.Ю. Истина как гносеологическая категория [Текст] / Теоретические и прикладные аспекты современной науки / Р.Ю. Рахматуллин.-2014.- С. 156-157. 13. Стрельник, О.Н. Концепции современного естествознания [Текст]: конспект лекций / О.Н. Стрельник.- М.: Издательство Юрайт .- 2011. - 223 с. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: