VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение правового режима охраны и использования озера Байкал

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012703
Тема: Изучение правового режима охраны и использования озера Байкал
Содержание





Титульный лист











ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЗЕРА БАЙКАЛ	6
1.1	Нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование отношений в области охраны и использования озера Байкал……………………………………………………………………………6
1.2	Специфика экологического зонирования Байкальской природной территории.	15
1.3	Особенности охраны и использования озера Байкал	31
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЗЕРА БАЙКАЛ	47
2.1. Субъекты, осуществляющие государственное управление в области охраны и использования озера Байкал	47
2.2. Содержание и значение элементов государственного управления в области охраны и использования  Байкал	58
2.3. Проблемы государственно-правового регулирования в области охраны и использования озера Байкал	65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ	86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СХЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ	87


ВВЕДЕНИЕ

     Экосистема озера Байкал при всей ее значимости и международной известности как объект правовой охраны практически не рассматривалась в качестве единого целого предмета регулирования. При том, что само озеро Байкал пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Стараниями многих ученых, специалистов, общественных движений и деятелей озеро Байкал включено в Список мирового природного наследия "ЮНЕСКО" в декабре 1996 г. Можно считать, что с этого момента начинается новая страница в истории изучения и борьбы за сохранение озера. Этот пример наглядно демонстрирует приобретение уникального международного природоохранного статуса в результате научной и общественной дискуссии.
     Озеро Байкал и его экосистема неослабно привлекает внимание научной мысли вот уже почти три столетия. Причем исследованием природы Байкальского региона занимаются не только ученые - естественники (геологи, географы, физики, химики, биологи), но и историки, этнографы, филологи, философы, археологи. Поэтому круг научных, да и не только научных, проблем, связанных с экосистемой озера Байкал, очень широк.
     Об отношении государства и общественности к этому уникальному объекту можно судить о состоянии охраны природы в стране в целом. Исследуемая проблема обусловлена определенными изменениями, происходящими в последнее время в содержании и способе реализации экологической функции российского государства, проявляющейся в переходе к новому типу экологической политики государства и оценке возможностей правовой охраны озера Байкал в меняющихся реалиях. Однако качество и разнообразие естественно-научных, природоресурсных, экологических исследований до сих пор было не адекватно такому же качеству юридических работ. Более того, серьезных проработок законодательной, правовой базы, механизма принятия решений, учитывающего всю экосистему озера Байкал, до сих пор нет.
     Актуальность теоретических и прикладных исследований по данной проблеме обусловлена необходимостью скорейшего формирования адекватного организационно-правового механизма охраны и воспроизводства экосистемы озера Байкал.
     Необходимо не только признать уникальность экосистемы озера, но и выработать систему специальных правовых мер его защиты.
     Целью данной работы является изучение правового режима охраны и использования озера Байкал.
     Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
* Исследование нормативно правовых актов, осуществляющих правовое регулирование отношений в области охраны и использования озера Байкал;
* Выявление специфики экологического зонирования Байкальской природной территории
* Изучение особенностей охраны и использования озера Байкал;
* Исследование субъектов, осуществляющих государственное управление в области охраны и использования озера Байкал;
* Изучение содержания и значения элементов  управления в  охраны и использования  Байкал;
* Выявление проблем государственно-правового регулирования в области охраны и использования озера Байкал.
     Методами исследования являются: диалектический метод как общенаучный метод познания и частные научные методы: системно-правовой, сравнительно-правовой, логический, анализ, синтез
     Объектом исследования является правовой режим охраны и использования озера Байкал.
     Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства в области охраны и использования озера Байкал, а также научная доктрина и материалы правоприменительной практики по теме исследования.
     Вопросы в области охраны и использования озера Байкал рассматривали: Жалсараева, Екатерина Александровна,  Рыженков, Анатолий Яковлевич,  Беломестнов, Виктор Георгиевич, Максимов, Афет Максимович, Супруненко, Юрий Павлович,  Андриевич, Владимир Каллистратович,  Дубовик, Ольга Леонидовна и другие. Однако актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.
     Нормативную основу исследования составляют нормы Конституция Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.
     Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.











ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЗЕРА БАЙКАЛ

1.1 Нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование отношений в области охраны и использования озера Байкал.
     Среди многочисленных памятников природы России, самый популярный — озеро Байкал. Уникальное по целому ряду причин (самый большой природный резервуар пресной воды, поразительная глубина для озера, разнообразная флора и фауна), это «море», как его называют местные, представляет огромную научную ценность и для Российской Федерации, и для всего мира. 
     Еще в 1996 году организация Юнеско включила озеро Байкал в список Всемирного Наследия. В РФ контроль охраны этого памятника природы осуществляется на основе федерального закона № 94.
     В целях ужесточения контроля над сохранением природной неприкосновенности, в федеральный закон № 94 «Об охране озера Байкал»1, с момента его вступления в силу (1 мая 1999 года), вносились многочисленные изменения и поправки.
     Настоящий закон определяет:
* экологическое зонирование Байкальской природной территории;
* какие зоны подлежат охране;
* где недопустима покупка и использование земли частными лицами;
* принципы охраны;
* контроль за водным режимом озера;
* особенности организации туризма в эко-зоне;
* нормативы пределов вредных воздействий и т. д.
     Принятие данного закона явилось результатом многолетней работы ученых, специалистов различного профиля, производственников, управленцев и представителей самых широких кругов общественности. Однако содержание закона определяет самые общие принципы и требования к охране уникального природного объекта и хозяйственной деятельности в пределах его природной территории, которая включает акваторию озера, его бассейн и земли за пределами бассейна – до 200 км на северо-запад от него. Поэтому рамочный характер закона предопределяет разработку и реализацию целого ряда нормативно-правовых актов, которые должны конкретизировать содержание общих статей.
     Последняя редакция федерального закона № 94 «Об охране озера Байкал» датируется 11 июля 2014 года2, хотя некоторые изменения были внесены за счет ФЗ № 181 от 28 июня 2014 года.
     Определенные правовые коллизии с действующим законодательством возникают при создании особых экономических зон туристского типа, при изменении уровня оз. Байкал в интересах энергетики. Нет механизма реализации федерального закона, действующего только на половине муниципального образования.
     Особые проблемы возникают в связи с тем, что крупные города на побережье оз. Байкал (Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск и Байкальск) исключены из территории Участка Всемирного наследия. В таком случае они получают право неограниченного загрязнения окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.
     Анализируя сложившуюся ситуацию, можно утверждать, что экологическое законодательство должно быть основано на принципах устойчивого развития. Равным образом необходимо развивать экологобезопасную экономику и сохранять окружающую среду. Любой производитель должен иметь гарантии собственности и механизм стимулирования в ограничении промышленных сбросов и выбросов.
     В главе первой положительным моментом является ст.2, в которой даны определения Байкальской природной территории, её экологических зон, которые включают в себя: центральную экологическую зону, буферную экологическую зону, экологическую зону атмосферного влияния. В целом деление на эти зоны - это великолепный шаг. Нужно ведь учитывать, что охранять нужно не только само озеро, но и прилегающие к нему территории, на которых ведётся хозяйственная деятельность человека, которая негативно сказывается на состоянии озера, а также проводить экологическое нормирование данных территорий.
     Ещё одним важным моментом является то, что охрана озера производится не только самой федерацией, но и субъектом федерации, которым, в данном случае, является республика Бурятия. Это полностью соответствует п. д ст. 72 Конституции РФ, в котором говорится, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры, а также положения, закреплённые в ст. 42 Конституции РФ3, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
     "Анализируя вторую статью данного федерального закона, можно выделить такие положительные, моменты как:
1. Для охраны уникальной экологической системы устанавливается особый режим хозяйственной деятельности человека.
2. Сформулированы принципы, которые и определяют осуществление хозяйственной деятельности. К этим принципам относится:
a) Приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохраной зоны;
b) Учёта комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;
c) Сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;
d) Обязательности государственной экологической экспертизы.
     «Очень важными моментами в этом законе считается ст.6, где установлены виды деятельности, запрещённые или ограниченные на Байкальской природной территории. Далее, установлены объём вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений, установлены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне»4.
     В главе третьей данного закона очень хорошим моментом является п.1ст.14 данного ФЗ. В ней говорится, что предельный объём сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный объем ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории. Сделать это будет не так уж легко. Не у всех сформировано экологическое правосознание. Есть положительная тенденция, что, безусловно, хороший знак, однако нужно развиваться дальше. Инновационная деятельность в промышленности и в повседневной жизни требует огромных капиталовложений, а бизнесу вкладывать дополнительные средства просто не хочется, из-за этого увеличивается стоимость самой продукции и уменьшается покупательский спрос.
     П.2 данной статьи более реалистичен для исполнения. Уровень опасных и токсичных соединений при сбросах должен быть таким же, как при сборе водных ресурсов. Здесь прописано, что уровень токсичности не должен расти, что в принципе стабилизирует ситуацию.
     В последней четвёртой главе прописано, что федеральные органы власти и органы исполнительной власти субъектов совместно осуществляют природоохранную деятельность, что также соответствует ст.72 Конституции РФ. Так же прописано, что исполнительные органы Республики Бурятия, Иркутской области, а также федеральные исполнительные органы осуществляют государственный экологический надзор за состоянием озера, а государственный экологический мониторинг взят под контроль президентским аппаратом.
     В июле 2014 года в Федеральный закон были внесены уже дополнения. В законодательстве прописано, что границы водоохраной и рыбоохраной зоны будут устанавливаться Правительством РФ. Стоит заметить, это очень положительный момент. Обычно, границы рыбоохранной зоны устанавливались в соответствии со ст. 65 Водного Кодекса5. Не возможно согласиться, с утверждениями некоторых авторов, которые говорят, то, что уровень законодательного регулирования стал ниже. Наоборот, действие Водного кодекса осталось прежним, просто законодательные власти предпринимают дополнительную меру для охраны этого памятника природы.
     Дополнительно, также установлен запрет на размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности в центральной экологической зоне. К ней относится территория, включающая в себя озеро Байкал с островами, прилегающие к озеру Байкал водоохранную зону и особо охраняемые природные территории.
     Подзаконный правовой акт Правительства РФ "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории"6 является постановлением, в нем утверждён перечень запрещенных видов деятельности, которые могли бы нанести вред особо охраняемой Байкальской территории. Например, производство продуктов химического синтеза, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство неметаллических прочих минеральных продуктов, акклиматизацией биологических объектов, несвойственных естественным экосистемам Байкальской природной территории, проведением работ с биологическими объектами, приводящих к изменениям их генетической структуры, использованием ядерно-взрывных технологий. Перечень этот довольно широк, что в принципе и оправдывает все запреты, так как озеро - особо охраняемый памятник природы. В Постановление были внесены изменения, некоторые положения из которых, например, очень настораживают, например, в абзац 47, в котором указано, что теперь сточные воды могут сбрасываться без очистки. Это является очередной лазейкой законодательства для нарушений, юридическая коллизия, которую необходимо ликвидировать.
     До 1 января 2005 года основных положений федерального закона «Об охране озера Байкал» было четыре. Однако четвертая статья была отменена.
     Охрана экологического состояния озера Байкал — серьезный вопрос. Сохранение этого природного памятника в неизменном состоянии чрезвычайно важно для науки. Кроме того, это озеро — национальное достояние России, о чем тоже не следует забывать.
     Поэтому настоящим федеральным законом установлены пределы и нормативы для вредных воздействий в отношении уникальной экосистемы озера Байкал. Все информация по данному вопросу описывается в главе 3, состоящей из двух статей — 13 и 14.
     13 статья ФЗ 94 определяет законодательный порядок установления нормативов для предельно допустимых вредных воздействий на экосистему охраняемой части озера Байкал. В частности, в ней указаны инстанции, которые контролируют этот вопрос.
     «Контролю подлежат:	
1. нормативы пределов вредных воздействий на экосистему охраняемой части БПТ;
2. перечень вредных веществ, с классификацией степени опасности:
3. умеренно опасные;
4. опасные;
5. высокоопасные;
6. особо опасные»7.
     Статья 14 федерального закона № 94 рассматривает вопрос предельного объема вредных веществ, выбрасываемых на территории озера Байкал. Причем определенные отходы запрещены к утилизации в местностях, прилегающих к этому природному памятнику.
     В первом пункте указано, что предельный объем выбрасываемых вредных веществ в БПТ устанавливается, исходя из ежегодных научных исследований. Проведение последних, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательно. Также здесь указано, что размещение отходов 1-3 класса опасности в центральной экологической зоне запрещено;
     Второй пункт описывает допустимые объемы выбросов опасных и высоко опасных веществ для экологической системы БПТ. Это количество не должно превышать объем при изъятии водных ресурсов из водных объектов, а общая концентрация не может превышать нормативов, установленных для каждой экологической зоны.
     «Последняя редакция федерального закона «Об охране озера Байкал» датируется 28 июня 2014 года. Тогда в этот ФЗ был внесен ряд изменений, приведенных ниже.
     Поправки и дополнения федерального закона № 94:
1. Название и содержание статьи 3 дополнено. Теперь в ней речь идет не только о БПТ, но и о границах водоохранной и рыбоохранной зон;
2. Дополнен пункт 2 части 1 статьи 11. Согласно этому пункту, запрещается перевод земель лесного фонда центральной экологической зоны в земли других категорий. Последняя редакция добавила исключение — перевод в категорию особо охраняемых территорий;
3. Дополнена часть 1, статьи 14. В этом разделе описывается предельно допустимое количество выбрасываемых вредных веществ. Поправки от 28.06.2014 добавили сюда запрет на размещение в центральной экозоне отходов 1, 2 и 3 классов опасности;
4. Изменена статья 177. В предыдущей редакции в ней описывался процесс и особенности экологической паспортизации хоз. Объектов на БПТ. Новая редакция изменила предмет рассмотрения. Теперь это — госучет объектов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду озера Байкал»8.
     Это все основные поправки и дополнения статей, которые содержатся в тексте закона «Об охране озера Байкал» с изменениями.
     Закон «Об охране озера Байкал» был принят около двух десятков лет назад, и с того времени в него было внесено множество различных изменений, поправок, и дополнений. 
     Таким образом, можно утверждать, что вопросы о международном сотрудничестве зафиксированы в 15 главе ФЗ « Об охране окружающей среды», в которой прописаны принципы международного сотрудничества и применение международных договоров. Далее сюда же включается статья 26 Венской конвенции о праве международных договоров. Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». В соответствии со статьей 27 той же Конвенции, «Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.


1.2 Специфика экологического зонирования Байкальской природной территории

     «Байкальская природная территория (БПТ)(Приложение 1) - территория, состоящая из озера Байкал, водоохранной зоны, прилегающей к озеру Байкал, его водосборного бассейна на территории Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий (ООПТ), прилегающих к озеру Байкал, а также территории, прилегающей к озеру Байкал шириной до 200 км к западу и северо-западу от него»9.
     Экологическое зонирование проводится с целью сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на его состояние.
     Экологическое зонирование - это разделение территории на территории, рекомендованные для сохранения текущего состояния использования территории, территории социально-экономического развития с ограничениями, связанными с вредным воздействием на экосистему Байкала, и территории с наиболее острыми экологическими проблемами, выведенные из использования для реабилитации и оздоровления.
     Современные представления экологического зонирования основаны на географически дифференцированном подходе выделения районов хозяйственной деятельности с учетом нагрузок и степени влияния на состояние сохранения природной среды. Такое толкование подразумевает необходимость полного учета экологических факторов, определяющих характер хозяйственной деятельности человека, связанной с использованием природно-ресурсного потенциала территории и оказывающей определенное воздействие на природную среду. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране озера Байкал" экологическое зонирование является основным инструментом его реализации.
     Первый принцип экологического зонирования основан на признании бассейна озера Байкал регионом особого природопользования, стратегическим направлением развития которого является подчинение всей деятельности на этой территории сохранению уникального ресурса — озера Байкал.
     «Принцип сохранения дополняет первый и основан на том, что Байкалу с его ближайшими окрестностями был присвоен статус (1996) части Всемирного природного наследия в качестве примера выдающейся пресноводной экосистемы Земли. Экологическое зонирование направлено, прежде всего, на сохранение богатой и уникальной экосистемы озера Байкал для будущих поколений»10.
     «Принцип устойчивого (сбалансированного) развития территории реализуется в процессе экологического зонирования, конечным результатом которого является сценарий долгосрочного развития выбранных типов экологических территорий (подзон), с учетом взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических, социальных и экологических факторов»11.
     Федеральный закон "Об охране озера Байкал" определяет три экологические зоны: Центральная, буферная и зона атмосферного влияния. В результате специальных работ определены, обоснованы и предложены для согласования субъектам, управляющим на этих территориях, их границы.
     В Центральную экологическую зону входят:
* Озеро Байкал, остров Ольхон, Ушканьи острова и несколько мелких островов (ведьма - женщина, Огоу, Altrec, Zamogoi, яркая, etc.). Площадь оценивается в 31 500 км2.
* Заповедники: Байкало-Ленский район 6599,19 км2, Байкал (1657, 24 км2) и Баргузин (3243,22 км2).
* Национальные парки: Прибайкальский, площадью 4479 км2 и Забайкальский (2690 км2).
* Резервы: Stepnogorsky (150 км2), Кабанский (121 км2), Ангелуччи (123 км2), Прибайкалья (700 км2), Frolikhinsky (1092 км2) и верхняя Ангара (245 км2).
* Водоохранная зона озера Байкал, оцененная за пределами особо охраняемых природных территорий площадью 2340 км2.
     «Основной целью экологического зонирования буферной зоны Байкальской природной территории является выявление видов экологических зон, так или иначе регулирующих хозяйственную деятельность. Ее достижение возможно при решении двух задач-сохранение Байкальской природной территории как части мирового природного наследия и устойчивое социально-экономическое развитие территории, без ущерба для прав и свобод людей, проживающих на этой территории»12.
     Экологическое зонирование (Приложение 2), таким образом, базируется на географически дифференцированном подходе различения типов экологических территорий (зон), представляющих собой разные степени хозяйственной деятельности, которые по-разному изменяют природные географические системы или отдельные компоненты ландшафта.
     В буферной экологической зоне выделено 9 видов экологических территорий — зон) - от полностью запрещенной хозяйственной деятельности (заповедников) до регулируемого интенсивного развития с максимальным воздействием на природную среду региона. Между типами площадей, которые несут в себе категорию тех или иных запретительно-разрешительных свойств.
     Первый тип экологических зон - заповедный режим, включает территорию заповедников в буферную экологическую зону. Они оформлены законодательными актами и имеют четко очерченные границы. В буферной зоне находятся только два-джергинский заповедник в Республике Бурятия и часть Сохондинского заповедника в Читинской области. Пейзажи преимущественно горно — высокогорные и горно-таежные. Им было отказано в экономическом использовании территории.
     Второй тип — пользовательский режим. Это территории заповедников, национальных парков и заповедной зоны. Они также фигурируют в законодательных актах, имеют описание границ. «20 заповедников и восточная часть Тункинского национального парка расположены в разных природных условиях, в разных типах ландшафтов-Гольф, Тайга, степь, озеро-болото. В пользовании территорией применяется режим временного отказа от хозяйственного использования. В некоторых из этих зон, рекреационная польза с меньшим ударом на природе порекомендована.
     Третий тип – «природоохранных территорий-это кодовое название неосвоенных, горных районов, удаленных от крупных населенных пунктов и районов хозяйственной деятельности»13. Их занимают лысые и кротолариевые горные и таежные ландшафты с интенсивным развитием экзогенных процессов. Современное хозяйственное использование-охота, рыбалка, туризм. Основой выделения этого вида являются биоты, сохраняющие баланс природных процессов, биоразнообразие растений и животных, в том числе редких, исчезающих и эндемичных видов. На карте они занимают контур № 2 и имеют высокую значимость и высокую чувствительность к пожарам. Для них определена цель-сохранение приоритета. При наложении других карт, используемых в экологическом зонировании, контур не менялся, когда цели совпадали, и когда несоответствие было либо разделено, либо перемещено в другую категорию.
     Четвертый тип - объединяет территории существующего экстенсивного хозяйствования. Это преимущественно горные и горно-таежные ландшафты, представленные пологими склонами средних и низких гор, средними и малозначительными биотопами, почвами и ландшафтами, высокочувствительными к антропогенной нагрузке. Они содержат широко распространенные биотопы с нарушенной видовой структурой растительных и животных сообществ, находящихся в состоянии восстановления. Основное применение-лесное хозяйство.
     Пятый тип - экологических зон включает в себя зону экстенсивного развития (сельское хозяйство, транспорт). Основным направлением хозяйственного использования является сельскохозяйственное животноводство и транспорт, а также электропроводка. Формирование контуров происходило на картах землепользования (основных), биоты, почв, эрозии почв, гидроклиматического и социально-экономического развития.
     «Основой для выделения шестого типа природоохранных территорий-регулируемых интенсивным развитием являются данные об основных видах промышленного, строительного, горнодобывающего, транспортного, сельскохозяйственного, а также потенциального медико-рекреационного использования»14.
     Этот тип характеризуется высокой значимостью ландшафтов и их составляющих при средней и низкой нагрузочной чувствительности. Занимают преимущественно долины, горные степи и заснеженные ландшафты. Несколько нарушают логику выделения разведанных и подготовленных к разработке месторождений полезных ископаемых. К этой категории можно отнести и их высокую значимость для экономики Республики Бурятия и Читинской области и не причиняющий значительного вреда экосистеме озера Байкал.
     Седьмой тип - предусматривает комплекс мер по улучшению экологической обстановки вокруг крупных населенных пунктов, в местах загрязнения промышленных центров и интенсивных магистралей. Это участки с нарушенными природными функциями, имеющие высокую экономическую и эстетическую ценность и потенциал охраны окружающей среды. Ландшафт преимущественно низменности преображается.
     Восьмой тип - экологических территорий, входящих в группу целей благоустройства, предназначен для восстановления лесов, пастбищ, других сельскохозяйственных угодий, среднего и высокого природоохранного потенциала, в том числе возможности восстановления природными средствами, что делает их резервом для расширения зоны экстенсивного развития. Основным картографическим материалом при выделении данного вида были карты современного землепользования, эрозии почв и биотопов.
     Девятый Тип - восстановление сильно нарушенных высокочувствительных ландшафтов с низким потенциалом охраны окружающей среды. К ним относятся ландшафты с выдувным песком и районы, предлагаемые для бронирования. На этапе восстановления коммерческое использование запрещено. После благоустройства территория переходит в категорию природоохранного и регулируемого рекреационного использования.
     «В результате ЦЭЗ по территории совпадает с границами УВПН, утвержденными ЮНЕСКО. Ее граница проходит по внешним границам ООПТ (Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники, Прибайкальский, Забайкальский национальные парки, Фролихинский, Прибайкальский, Энхалукский, Снежинский заказники) и главным водоразделам основных хребтов, окружающих Байкал (Приморский, Байкальский, Верхне-Ангарский, Баргузинский, Голондинский, Улан-Бургасы, Морской, Хамар-Дабан). В ЦЭЗ вошла часть земель 12 районов Иркутской области и Бурятии: Качугского, Ольхонского, Иркутского, Слюдянского, Тункинского, Закаменского, Селенгинского, Джидинского, Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского и Северобайкальского»15.
     В Центральную экологическую зону попал 141 населенный пункт, включая города Северобайкальск, Байкальск и Слюдянка, насчитывающий 122 тысячи жителей. Под запрет попала деятельность 102 предприятий, включая «Байкалкурорт», занимающийся добычей лечебной грязи и минеральной воды.
     Сохраняется запрет на такие основные виды промышленности Бурятии, как заготовка древесины и добыча металлических руд. Категорически запрещена разведка и разработка новых месторождений, в том числе лечебных грязей и минеральных вод, что закрывает возможность дальнейшего развития оздоровительного и лечебного туризма. А ведь именно такой туризм не зависит от погоды, он круглогодичный.
     «Запрет добычи полезных ископаемых в водоохранной зоне озера Байкал находится в противоречии с определением Центральной экологической зоны в Законе «Об охране озера Байкал». По букве закона вся Центральная экологическая зона – водоохранная зона. А постановление не может противоречить Закону»16.
     Запрет производства неметаллических прочих минеральных продуктов (кирпича, извести) выгоден крупным производителям из других регионов и стран, но только не местным жителям и не застройщикам будущих туристических объектов.
     Строительство зданий и сооружений разрешено только для создания и развития особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, систем жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов. То есть никакого нового строительства в городах и поселках. Никакого строительства туристических объектов за пределами двух определенных законом зон.
     Запрещено размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования. Это уже запрет на экологический туризм – никаких документов территориального планирования до сих пор нет.
     Запрещено строительство зданий и сооружений предприятий: топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических, машиностроительных, лесной промышленности, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных, стекольных, фарфоро-фаянсовых, полиграфических и промышленности строительных материалов, легкой, пищевой, микробиологической, мукомольно-крупяной, комбикормовой и медицинской, строительной индустрии, транспорта и связи, кроме строительства зданий и сооружений водного транспорта. Это перечень предприятий, которым запрещено возведение на Байкале домов отдыха, пансионатов и турбаз.
     Запрещено использование судов и иных плавучих средств в 3-километровой зоне от мест лежбищ байкальской нерпы – пришел конец замечательной инициативе Забайкальского национального парка по наблюдению за лежбищами на Ушканьих островах.
     «Запрещены складирование, захоронение и обезвреживание вновь образующихся опасных отходов; наземное и подземное захоронение отходов. В ЦЭЗ вошел весь город Северобайкальск и практически все населенные места Северо-Байкальского района»17. 
     «Фактически правительству Бурятии удалось отстоять развитие только особой экономической зоны туристско-рекреационного типа – северной половины Прибайкальского района. Развитие Кабанского района (за исключением Каменско-Селенгинского промузла), южных половин Прибайкальского и Баргузинского районов, Северобайкальска и практически всего Северобайкальского района попало под запрет»18.
     Заключение Правительства России по проекту изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» по установлению размеров водоохранной зоны озера так до сих пор не получено.
     Именно определение водоохраной зоны может правильнее определить участок запрета в добавление к акватории Байкала, островам, заповедникам, национальным паркам и заказникам.
     «Байкал - это единственный водоем, чья водоохранная зона прописана в отдельном федеральном законе и может быть изменена постановлением правительства РФ»19.
     В 2002—2006 годах ИГ СО РАН был подготовлен научно-обоснованный проект границ ВЗ, разработанный в соответствии с ландшафтно-гидрологическим подходом. Он был предложен правительству РФ в общем пакете документов по экологическому зонированию Байкальской природной территории, но принят не был. В начале 2006 года Госдума РФ приняла Водный кодекс РФ, который подтвердил, что границы ВЗ озера Байкал устанавливаются в соответствии с ФЗ «Об охране озера Байкал». Но и в тот раз конкретные границы ВЗ озера Байкал не были установлены.
     Долгожданное событие случилось лишь 5 марта 2015 года, когда распоряжением правительства РФ № 368-р граница ВЗ была проведена по границе Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), практически совпав с территорией объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В итоге площадь ВЗ составила более 57 тыс. кв. км, а в ее границах оказалось 159 населенных пунктов с населением под 130 тыс. человек, 167 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, 40 мест размещения ТКО, около 40 кладбищ, 28 автозаправочных станций и около 540 км дорог без твердого покрытия. Самое же главное, к чему это привело — ВЗ простирается местами на десятки километров от озера; самая удаленная точка была зафиксирована на расстоянии 78 км. Для сравнения — площадь Республики Алтай 92 тыс. кв. км, а Челябинской области со всей ее металлургией и миллионами населения — 88 тыс. кв. км.
     Постановление правительства РФ от 30 августа 2001 года № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ» запрещало в ней всего три вида деятельности — добыча полезных ископаемых, строительство зданий и сооружений на незатронутых природных территориях и проведен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44