- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение порядка аудиторской проверки учетной политики и оценка общего состояния бухгалтерского финансового учета
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010538 |
Тема: | Изучение порядка аудиторской проверки учетной политики и оценка общего состояния бухгалтерского финансового учета |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики и их нормативное правовое регулирование 9 1.1. Понятие и основы формирования учетной политики, ее сущность 9 1.2. Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики 16 1.3. Систем?а показателей, характеризующих финансово?е состояние предприятия 26 ГЛАВА 2. Аудиторская проверка учетно?й политики КГУП «Примтеплоэнерго?» 36 2.1. Кратка?я характеристика деятельности КГУ?П «Примтеплоэнерго» 36 2.2 Анализ принятой учетно?й политики КГУП Примтеплоэнерг?о 41 2.3 Предложени?я по совершенствованию учетно?й политики КГУП «Примтеплоэнерго?» 58 ГЛАВА 3. Оценка общего состояния бухгалтерского финансового учета КГУП «Примтеплоэнерго» 63 3.1. Анализ состояния средств и источников 63 3.2. Анализ финансовых показателей КГУП «Примтеплоэнерго» 66 3.3 Оценка финансового состояния КГУП «Примтеплоэнерго» 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………83 ВВЕДЕНИЕ Каждая организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральным законом предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо так же государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. В настоящее время почти во всех действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности сдержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации. Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим организация бухгалтерского учета и учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения. Актуальность темы исследования определяется тем, что учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета, то целью данной работы является также показать основные организационные аспекты бухгалтерского учета и технические принципы их реализации. Учётная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, принятая в организации. Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учёте учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учётной политики достаточно велико. Она является основной для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации. Поэтому руководителю и главному бухгалтеру следует серьёзно отнестись к формированию и утверждению учётной политики, так как от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации. Анализ влияния факторов на построение бухгалтерского учета, выбор его наиболее оптимального варианта позволяют усовершенствовать механизм формирования учетной политики коммерческой организации. Рычагом ее оптимизации является выполнение требований своевременности, достоверности, прозрачности, высокого качества учетной информации для внутренних и внешних пользователей. Рекомендации по нивелированию противоречий нормативно- правового регулирования учетной политики организации, предложения по совершенствованию формирования ее положений, уточнение дефиниций в исследуемой области в современных экономических условиях объективно необходимы. Они станут неотъемлемой частью развития системы бухгалтерского учета в России. Законодательные, теоретические, методические и организационные вопросы учетной политики коммерческой организации в настоящее время остаются актуальными и недостаточно исследованными. Этим определяется необходимость изучения эволюции нормативно-правового регулирования учетной политики, обоснования и разработки предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регламентирующих учетную политику, исследования практики формирования учетной политики, анализа ее элементов с целью учета факторов и условий работы экономического субъекта. Объектом исследования данной работы является учетная политика и финансовая деятельность КГУП Примтеплоэнерго. Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики и оценка общего состояния бухгалтерского финансового учета на примере КГУП Примтеплоэнерго. Для реализации цели поставлены следующие задачи: * определить понятие, основы и сущность формирования учетной политики; * изучить цели, задачи и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики; * определить систему показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия; * выполнить аудиторскую проверку учетной политики КГУП «Примтеплоэнерго»; * дать краткую характеристику деятельности КГУП «Примтеплоэнерго»; * провести анализ принятой учетной политики КГУП Примтеплоэнерго; * сформировать предложения по совершенствованию учетной политики КГУП «Примтеплоэнерго»; * провести анализ состояния средств и источников; * провести анализ финансовых показателей КГУП «Примтеплоэнерго». Практическая значимость работы заключается в разработке направлений совершенствования учетной политики, предназначенной для использования конкретной организацией. Разработанные рекомендации позволят совершенствовать действующую практику бухгалтерского учета в КГУП «Примтеплоэнерго» и повысят в нем оперативность и обоснованность принимаемых решений. Степень научной разработанности проблемы. Учетная политика является неотъемлемым инструментом хозяйствования субъекта бизнеса, регулирующим и направляющим потоки учетной информации, дающим возможность по-разному представлять финансовые результаты деятельности организации. Исследование формирования учетной политики, анализ ее содержания и элементов дают возможность точнее определить сущность и назначение учетной политики, выработать рекомендации по совершенствованию ее содержания. Вопросы учетной политики рассматривались в трудах многих ученых. Теоретические и практические стороны эволюции нормативно-правового регулирования учетной политики организации, направленные на сближение с МСФО, подходы к пониманию и трактовке учетной политики освещены в трудах Р.А. Алборова, В.П. Астахова, Ю.А. Бабаева, А.С. Бакаева, Ф.Ф. Бутынец, В.Г. Гетьмана, Л.Л. Горецкой, В.Р. Захарьина, Н.П. Кондракова, О.А. Курбангалеевой, И.Н. Львовой, С.А. Рассказовой-Николаевой, Д.А. Панкова, Я.В. Соколова, Л.П. Хабаровой, Л.И. Хоружий, Л.З. Шнейдмана и др. Информационную базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации по бухгалтерскому и налоговому учету, гражданскому праву, учетной политике коммерческих организаций, Международные стандарты финансовой отчетности, учетная практика субъектов бизнеса. Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой настоящей работы послужили труды российских и зарубежных ученых по вопросам эволюции российских нормативных правовых актов и МСФО, динамики учетной политики коммерческих организаций, ее формирования и анализа. В работе использовались публикации по методологии бухгалтерского учета в отечественной и зарубежной научной литературе, электронные ресурсы сети Интернет, справочно- правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Референт», материалы, полученные при анализе практики коммерческих организаций и участия автора в инновационных проектах по автоматизации бухгалтерского учета. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Результаты работы представляют вклад в совершенствование теоретических положений по формированию и анализу учетной политики коммерческой организации, развитию ее нормативно-правового обеспечения. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в применимости результатов исследования в деятельности, направленной на формирование и анализ учетной политики субъектов хозяйствования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 42 источника, и приложения. ГЛАВА 1. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики и их нормативное правовое регулирование 1.1. Понятие и основы формирования учетной политики, ее сущность Учетная политика - это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде. Учетную политику формирует главный бухгалтер организации. Она оформляется организационно-распорядительными документами - приказами, распоряжениями организации и утверждается руководителем, поскольку, согласно ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.), ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства несет руководитель организации. Применяется учетная политика с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. [4] Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а учетная политика для целей налогообложения - совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие элементов методики исчисления некоторых налогов (сборов). Учетную политику формируют все организации независимо от организационно-правовых форм. Если организация существует не первый год, то в учетной политике, представляемой вместе с годовой отчетностью в налоговые органы, раскрываются только случаи применения новых способов учета. Согласно ПБУ 1/2008, организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения, денежного оборота или результатов деятельности организации. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации, относятся: а) способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов; б) способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции; в) способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.[17] Однако, несмотря на все это учетная политика не должна быть излишне перегружена. Формируя учетную политику организации, следует помнить положение п. 8 ПБУ 1/2008, которое на практике часто нарушается. Нарушение состоит в том, что при формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами способов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Избранные организацией методы учетной политики действительны, если они не противоречат действующим нормативным актам. И только в том случае, если указанная система нормативного регулирования не устанавливает способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, при формировании учетной политики разработка соответствующего способа осуществляется исходя из содержания ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету.[2] Учетная политика для целей бухгалтерского учета у вновь созданной организации утверждается ее руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации, и применяется со дня ее создания. Учетная политика для целей налогообложения у вновь созданной организации утверждается ее руководителем не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ). Учетную политику организация можно составить и утвердить: а) отдельными приказами для целей бухгалтерского и налогового учета; б) одним приказом, в котором первый раздел - учетная политика для целей бухгалтерского учета, второй - для целей налогообложения; в) объединенную учетную политику. Вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях: а) изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету; б) организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета; в) существенно изменились условия деятельности организации. Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов: определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика; выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета; выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики; идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекту учета; отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием; оформление выбранной учетной политики.[21] На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как каждое предприятие имеет свою совокупность объектов бухгалтерского учета. В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, влияющие на формирование учетной политики. На третьем этапе анализируется построение учетной политики в отношении допущений, выявленных на предыдущем этапе. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных способов ведения бухгалтерского учета. Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов бухгалтерского учета для конкретного предприятия. На последнем этапе выбранная учетная политика оформляется документально. На выбор варианта учетной политики влияют следующие факторы: а) правовой и организационно-экономический статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль и вид деятельности, размеры); б) текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и др.); в) особенности деятельности - производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, система и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними); г) кадровое обеспечение - уровень квалификации персонала; д) хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства.[21] К учетной политики организации независимо от организационно-правовой формы должны быть приложены: а) рабочий план счетов бухгалтерского учета, используемый в организации и содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями полноты и своевременности учета и отчетности; б) формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. в) порядок ведения инвентаризации активов и обязательств организации; г) методы оценки активов и обязательств; д) порядок контроля за хозяйственными операциями; е) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Общие принципы и правила организации бухгалтерского учета определены на основании Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и других нормативных документов. К таким принципам относят: имущественную обособленность, непрерывность деятельности, последовательное применение учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности.[17] Имущественная обособленность означает, что имущество и обязательства предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств собственников. На балансе предприятия может быть отражено лишь то имущество, которое согласно законодательству признается его собственностью, все прочие ценности должны учитываться за балансом. Этим обеспечивается основа для определения действительного имущественного и финансового состояния предприятия. Непрерывность деятельности предприятия означает, что, принимая какое-либо решение по вопросам учетной политики, исходят из того, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствует намерение или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Принцип находит свое отражение в порядке оценки имущества предприятия, которую не следует проводить с расчетом на то, что предприятие может быть ликвидировано на ту или иную отчетную дату. Под последовательным применением учетной политики понимается то, что избранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета применяются последовательно от одного периода к другому. Изменения в проводимую предприятием учетную политику должны быть целесообразны и обоснованы. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности предприятия означает, что эти факты относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Это означает, что: факты хозяйственной деятельности подлежат отражению в бухгалтерском учете за учетный период, в котором они имели место или по мере их совершения; все доходы и расходы, полученные или выплаченные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств (метод начисления).[30] Исходя из данного принципа, все хозяйственные операции должны отражаться в том отчетном периоде, к которым они относятся. Затраты же, произведенные предприятием в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам отражаются в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом предприятием, в течение периода, к которому они относятся. При выборе учетной политики следует исходить из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетном политики определенной хозяйственной ситуации. К этим требованиям (принципам) относятся полнота, осмотрительность приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность. а) Полнота. Избранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета должны отражать все факты хозяйственной деятельности на предприятии. Это требование реализуется путем документирования и отражения в учете каждого факта деятельности. б) Своевременность отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности. в) Осмотрительность. Используемые предприятием способы должны обеспечивать большую возможность отражения в бухгалтерском учете потерь и пассивов, чем доходов и активов. Это означает, что к учету принимаются лишь те доходы, которые уже получены, в то же время учету подлежат все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки. г) Приоритет содержания перед формой. Избранные способы бухгалтерского учета должны быть ориентированы на отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности не только из их правовой формы, но и из экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли. Это требование реализуется, например, в случае поступления на предприятие неправильно оформленных первичных документов от других предприятий, которые после обнаружения таких фактов должны быть приведены внутри предприятия в соответствие, или факт совершения операции должен быть подтвержден иным способом (например, поступивший товар должен быть принят по отдельно составленному акту приемки, с соблюдением всех предъявляемых требований). д) Непротиворечивость. Избранные предприятием учетные способы создают основу соответствия данных, формирующихся различными видами учета, например тождества аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета в каждом отчетном периоде. е) Рациональность. Учетная политика должна строиться таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономично, соответственно размерам предприятия и масштабам его деятельности. Указанные принципы должны составлять основу разработки и принятия предприятием своей учетной политики. Несоблюдение их может исказить картину имущественного и финансового положения предприятия.[21] Принятая предприятием, исходя из рассмотренных допущений и требований, учетная политика обеспечивает целостность системы бухгалтерского учета на предприятии. Она охватывает все аспекты учетного процесса на предприятии - методический, технический и организационный. Методический аспект показывает, какие способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации и т. п. используются на предприятии. Техническая сторона учетной политики связана с разработкой плана счетов, выбором способа построения учетных регистров, внутренней отчетности, формированием документооборота, выбором формы бухгалтерского учета, проведением инвентаризации имущества и обязательств. Организационная сторона учетной политики связана с выбором построения организационной структуры бухгалтерии, установлением ее взаимосвязи с другими подразделениями и службами организации. 1.2. Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики Согласно п.3 ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.[3] Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях. Законодательные и нормативные документы. Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения. В настоящее время почти во всех действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности сдержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации.[35] Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи: · установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия; · проанализировать учетную политику организации. В соответствии с поставленной целью определим источники информации - документы, необходимые для проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики: 1. Организационная и юридическая документация: - приказ об учетной политике организации; - график документооборота; - утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации; - пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации; - рабочий план счетов. 2. Первичные учетные документы: - перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 3. Учетные регистры бухгалтерского учета: - журналы-ордера, ведомости (при журнально-ордерной форме учета); - оборотно-сальдовая ведомость; - Главная книга; - Анализ указанных источников в аудиторской деятельности является информационным обеспечением аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики. Для наиболее полного представления об организации бухгалтерского учета и учетной политики, и порядках их аудита необходимо обратиться к нормативному правовому регулированию данного вопроса, он будет рассмотрен в следующем подразделе.[37] Последовательность работ при проведении аудита учетной политики можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. Ознакомительный этап: Аудитору необходимо выяснить лиц, ответственных за составление и организацию бухгалтерского учета, и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Следует изучить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы. Учетная политика организации должна быть сформирована главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основании ПБУ 1/2008 и утверждена руководителем организации. При этом необходимо проверить наличие: - рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета (в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности). Следует обратить внимание на то, что организация может включить в рабочий план счетов корреспонденцию, используемую при отражении тех или иных операций; - форм первичных учетных документов, применяемых для оформления трех фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности. - правил документооборота и технологии обработки учетной информации. Основной этап: Основной задачей аудита учетной политики является изучение системы организации бухгалтерского учета. Аудитору необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике следующие положения: - способ начисления амортизации основных средств.[28] Амортизация основных средств (ОС) согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, производится следующими способами: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. По активам, в отношении которых выполняются условия для отнесения их в состав основных средств (п. 4 ПБУ 6/01), а также имеющих стоимость в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, начисление амортизации производится одним из вышеназванных способов. Регулярность (периодичность) проведения переоценки стоимости объектов основных средств в коммерческих организациях определяется с учетом требования ПБУ 6/01 о том, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости; - способ оценки нематериальных активов (НМА).[28] Амортизация нематериальных активов согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007, утвержденному приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, может начисляться: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Организации необходимо утвердить в учетной политике способ начисления амортизации по группам однородных нематериальных активов. Кроме того, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденному приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, указанные расходы, признанные в бухгалтерском учете при соблюдении установленных в ПБУ 17/02 условий в качестве вложений во внеоборотные активы, списываются на расходы по обычным видам деятельности теми же способами, как и при амортизации нематериальных активов; - метод оценки материальных ресурсов и готовой продукции.[37] Оценка материально-производственных запасов (МПЗ) (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) при выбытии согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, производится следующими способами: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО). Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности: - готовая продукция в бухгалтерском балансе может быть оценена либо по фактической, либо по нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства ОС, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др., либо по прямым статьям затрат; - отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги могут быть отражены либо по фактической, либо по нормативной (плановой) себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, которые связаны с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой; - незавершенное производство в массовом и серийном производстве может быть отражено в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, по прямым статьям затрат или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов; - расходы будущих периодов списываются в порядке, устанавливаемом организацией: равномерно, пропорционально объему продукции и др. в течение периода, к которому они относятся; - формирование резервов. Резервы предстоящих расходов и платежей могут создаваться в организации согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. К таким резервам относятся: резерв на предстоящую оплату отпусков работникам; резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год; резерв на ремонт ОС; резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; резерв на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; резерв на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010 от 13.12.2010 г.[21] Кроме того, с 01.01.2009 на основании Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, изменение оценочного значения (величины резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроков полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценки ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.) подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы (расходы) организации (перспективно): - периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода; - периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов. Аудитор также должен проверить создание обязательных резервов, таких как резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. При этом необходимо проверить, соответствует ли порядок создания резервов порядку, изложенному в приказе об учетной политике; - методы оценки активов и обязательств. При аудите финансовых вложений аудитор должен обратить внимание на то, каким образом признаются суммовые разницы по операциям приобретения финансовых вложений: либо по их первоначальной стоимости до принятия финансовых вложений к бухгалтерскому учету в качестве актива, либо на всю сумму в качестве операционных расходов. При выборе одного из указанных способов целесообразно учитывать существенность величины указанных разниц.[34] Аудитор должен проверить периодичность корректировки оценки ценных бумаг как объекта финансовых вложений п?о текущей рыночной стоимост?и (согласно Положению п?о бухгалтерскому учету «Уче?т финансовых вложений»ПБУ 19/0?2, утвержденному приказом Минфин?а России от 1?0.12.2002 № 12?6н в ред. Приказов Минфин?а РФ от 1?8.09.2006 N11?6н, от 27.1?1.2006 N 156н), а именно ежемесячно, ежеквартальн?о или по состояни?ю на 31 декабр?я отчетного года. Указанны?й период должен быт?ь закреплен в учетной политик?е. Аудитору следует такж?е проверить в приказе о?б учетной политике мето?д оценки долговых ценны?х бумаг (оценка п?о дисконтированной стоимости долговы?х ценных бумаг и предоставленны?х займов согласно ПБ?У 19/02 может производитьс?я с раскрытием информации в пояснительно?й записке). Согласн?о ПБУ 19/02 оценк?а стоимости финансовых вложени?й, по которым текуща?я рыночная стоимость н?е определяется, при и?х выбытии должна производи....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: