- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение переживания одиночества в период молодости
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001746 |
Тема: | Изучение переживания одиночества в период молодости |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Специальность Квалификация бакалавр психологии ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Зав.кафедрой ______________ «___» _________________ 2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Изучение переживания одиночества в период молодости» Выполнил: студент 4 курса, заочной формы обучения ????? Научный руководитель: ??? Рецензент: Тольятти 2017 Содержание Введение 3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования феномена одиночества 8 1.1 .Одиночество: социально-философский и психологический подходы 8 1.2. Этапы возникновения и классификация состояний одиночества 13 1.3. Модели социально-психологической помощи личности при преодолении негативного влияния одиночества 19 Выводы по первой главе 26 ГЛАВА 2. Исследование состояния одиночества в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности 2.1. Этапы, методы и содержание практического исследования 29 2.2. Результаты и анализ полученных данных 38 2.3.Социально-психологическая поддержка при преодолении негативного влияния одиночества 47 Выводы по второй главе Заключение Список использованных источников и литературы 54 56 60 Приложения 65 Введение Социологи и социальные психологи, а в еще большей степени, публицисты и журналисты обнародовали одиночество людей в современном мире, принявшее угрожающие размеры в нашей стране. Вскоре в зону социального риска, вызываемого отчуждением, были включены подростки и молодежь. Развитие в нашем обществе феномена одиночества признают многие ученые и неспециалисты, но сама проблема не становится яснее от простой констатации факта. Психическое состояние – одиночество как предпосылка развития личности – одна из самых острых проблем в современной социальной жизни, затрагивающая изначальные основы человеческого бытия. Особенности современной российской действительности заключаются в переходе от традиционной коллективистской культуры к индивидуалистической идеологии. Такие изменения приводят к значительной трансформации социальных, культурных и психологических структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, мотивационную направленность, эмоционально-волевую активность и социальную деятельность человека. Очень серьезным является факт распада многих традиционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на их место, на фоне политической и экономической нестабильности общества. Одиночество, как известно, явление психическое, выражающееся в субъективном переживании, представляющее собой деструктивную форму самовосприятия. Для тех, кто одинок, она – реальность, а для остальных - скорее видимость. Ведь весьма часто люди мучительно переживают нечто, называемое ими «одиночеством», не будучи в изоляции, а находясь среди других людей, людей близких, родных. Для них неразделенная радость - еще не радость, но вот боль, пережитая в «одиночестве», становиться невыносимой и всеразрушающей. Представители различных научных школ и направлений (психодинамического, гуманистического, когнитивного, экзистенциального и др.) указывают на различные причины и особенности протекания одиночества. В отечественной науке феномен одиночества рассматривали в философском (Ачильдиев И.М., Старовойтова Л.И.), философско-социологическом (Тихонов Г.М., Пузанова Ж.В.), социологическом (Черепухин Ю.М., Куртиян С.В.) направлениях. Все исследователи сходятся на том, что одиночество, в самом общем приближении, связано с негативным переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Своеобразной аксиомой всех современных теорий одиночества стало признание того, что физическая изолированность личности далеко не всегда есть одиночество. Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения – в городской толпе, в кругу собственной семьи, в среде друзей. Выдвинутый в 50-е годы американским социологом Д. Рисменом, термин «одинокая толпа» превратился в знамение нашего времени. Можно предположить, что одной из предпосылок возникновения и становления социального одиночества является реальность сегодняшнего дня, к которой, в первую очередь, можно отнести необычайную сложность и динамизм общества, мира техники и трудовой деятельности. Чувством изолированности и самоотчужденности страдают практически все обитатели современного общества (Э.Фромм) [14,c.58]. Отчуждение – это феномен нашего времени, имеющий три ярко выраженных признака: отдаленность от мира природы, в силу современной технократизации; недостаток значимых межличностных отношений; отчуждение от своего подлинного «Я» (Р.Мей). Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации. Отмечая, что на современном этапе есть серьезные исследования, изучающие одиночество, его распространение и сопутствующие ему обстоятельства, необходимо констатировать, что проблема далека от всестороннего и глубокого её решения. Актуальность тем исследования заключается в том, что проблемы одиночества постепенно становятся неизбежными спутниками жизни молодых людей, а их влияние усиливается в кризисные, переходные периоды развития личности и ее жизни в обществе. Теоретические и методологические основания исследования. Значимой для формирования теоретико-методологической базы исследования явилась совокупность представлений об одиночестве в рамках западной и отечественной экзистенциальной философии (М.Бубер, Г.Маркузе, М.Хайдиггер, Н.Бердяев, В.Розанов и др.), социологии ( Летиция Э.Пепло, Уильям А.Садлер , Томас Б.Джонс, Н.Е.Покровский и др.) и психологии ( А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, А.В. Мудрик, О.Б.Долгинова, С.Г.Трубникова и др), исследования в области психологии переживания ( Ф.Е.Василюк). Известно, что динамика социально-экономических и политических процессов в России связана с нарастанием ряда серьезных негативных явлений в обществе: рост безработицы, увеличение числа разводов, ослабление внимания к нравственному, психическому, физическому здоровью населения и т.п. Между тем, как показывают проведенные исследования, основная масса людей, попавших в группу риска одиночества, не готова к принятию, пониманию и коррекции состояния одиночества. Цель исследования: выявить различные аспекты переживания феномена одиночества молодыми людьми; разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга, снижающего субъективное ощущение переживания одиночества. В соответствии с целью были поставлены следующие теоретические и практические задачи исследования: 1. Провести на основе существующих философских, социологических и психологических взглядов теоретический анализ проблемы одиночества. 3. Определить роль субъективного переживания одиночества в процессе развития личности молодого человека. 4. Разработать и провести занятия по программе социально-психологического тренинга, снижающего субъективное ощущение переживания одиночества. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1. теоретический анализ научных источников и литературы; 2. эмпирические методы сбора данных: анкетирование; шкала одиночества - опросник Д. Рассела, М. Фергюсона, Л. Пепло; шкала самооценки тревожности - методика Ч. Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханиной; «Опросник выявления структуры темперамента В.М. Русалов; 3. методы математической статистики и интерпретации данных. Объект исследования: молодые люди, субъективно переживающие одиночество. Предмет исследования: взаимосвязь переживания одиночества и различных личностных качеств молодого человека. Гипотеза исследования состоит в том, что переживание одиночества может восприниматься личностью в позитивных и негативных аспектах, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности; своевременное применение психокоррекционных программ способствует снижению остроты субъективного переживания одиночества. ??структурные особенности темперамента, как эмоциональность и пластичность, влияют на уровень ситуативной тревожности юношей и девушек, переживающих состояние одиночества (стр. 47) Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений. ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования феномена одиночества 1.1 Одиночество – социально-философский и психологический подходы к исследованию Исследованием состояния одиночества, во всех его аспектах, уже многие десятилетия занимаются ученые различных областей: социологии, философии, психологии. Можно спорить, обсуждая степень близости феномена одиночества в различных общественно-экономических и культурно-этнических системах [27,c.152]. Но при этом можно и должно активно использовать действительно ценные решения и методики, выработанные философами, социологами, социальными психологами и психиатрами. Первые концепции выстраивались на основе наблюдений и теоретических исследований (Фромм-Рейхманн, 1959; Мустакас, 1961; Абрахамс, 1972). В 60-80-е годы ХХ столетия появляются наиболее значимые и многосторонние работы по данной проблеме (Вейс, 1973; Пепло и Перлман, 1980; Сандлер и Джонсон, 1980; Джонс, 1981). В 70-80-х годах проблема одиночества предстала в качестве предмета в социально-психологических теоретических и прикладных исследованиях. Феномен одиночества изучали как состояние, идентифицированное с негативными эмоциями, депрессией (Рубинстейн, Шейвер, 1979; Янг, 1978;1982), связанное с социальной изоляцией, но не обусловленное ею (Таунсенд, 1968; Джонсон, Сандлер, 1969). Обнаружено, что одиночество имеет ряд признаков: глубину, предел, тип переживания (Вейс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; Сандлер и Джонсон, 1980; Джонс, 1981). В 70-80-х годах проблема одиночества предстала в качестве предмета в социально-психологических теоретических и прикладных исследованиях [28,c.129]. Важнейшими теоретическими источниками гуманистического направления являются исследования Э.Фромма по проблемам одиночества и социального характера, а также работы Д.Рисмена «Одинокая толпа». К. Роджерс присваивает ведущую роль текущим влияниям в процессе социализации [26,c.251]. Своеобразие когнитивного подхода заключается в противопоставлении действительного и желаемого взаимодействия одинокого человека. В исследованиях Джонс, Фримон (1981) одиночество рассматривается как проблема межличностного характера. Работы Фландера (1982) расширили феноменологию одиночества: он включил в анализ состояния одиночества процессы приспособления и стратегии выживания. Среди современных работ можно выделить научные комментарии Андре (1991), утверждающие позитивный смысл в природе переживания одиночества; исследования Рокича и Брока (1996), выявляющие факторы и стратегии преодоления одиночества [27,c.124]. Потребность в уединении, территориальном и психологическом ограждении своего «Я» от посторонних, у человека, по-видимому, столь же изначальна, как и потребность в общении. Во всяком случае, в той или иной форме почти в любой традиционной культуре мы находим ритуалы «введения в одиночество». Самые разные по уровню развития и характеру культуры к чувству одиночества относятся как неотъемлемой и необходимой составляющей бытия. И в то же время на всех уровнях развития общества не было большего наказания, чем наказание одиночеством, изгнанием, лишением общения. Этому можно найти бесчисленное множество этнокультурных доказательств. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности е отношениях и содержательных контактах. Одиночество - тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограниченны, или вовсе разорваны [31,c.63]. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно не приемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них. Степень испытываемого одиночества также не связана количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми, Люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто обращаться с окружающими. Термином «одиночество» можно обозначить два состояния: добровольное обособление, уединение, отказ от внешних контактов ради углубленного внутреннего диалога, сосредоточения, слияния с природой; чувство одиночества - тоски, вырастающее изнутри состояние душевной изолированности. Прежде чем начать анализ одиночества, нужно объяснить некоторые очевидные, но зачастую не принимаемые исследователями во внимание различия, существующие между одиночеством и другими эмоциональными формами и состояниями людей [20,c.87]. Начнем с того, что одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Одна из самых ярких черт одиночества - чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно целостно, абсолютно всеохватно. Одиночество - особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Феноменологически одиночество проявляется в потребности быть включенным в какую-либо группу, или желательность этого или потребность просто побыть в контакте с кем-либо [14,c.78]. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключенности и неприятия себя другими. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту, и вызывать индивидуальное чувство бесприютности ощущения того, что человек везде « не на своем месте». С точки зрения личностного ощущения времени одиночество создает обрывочные, преходящие связи, выражая этим как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в будущем. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более неопределенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу и страх. Учитывая сказанное, мы можем предложить следующее определение одиночества. Одиночество — это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Дж. И. Янг определяет одиночество как отсутствие или воображаемое отсутствие удовлетворительных социальных отношений, сопровождаемое симптомами психического расстройства, которое связано с действительным или воображаемым отсутствием таковых [15,c.102]. Следовательно, нельзя назвать одиноким человека, который в социальном плане лишен общества других людей, но не проявляет никаких признаков психического расстройства. Он или она могут быть довольными и наедине с собой. Более того, люди могут и не сознавать, что между их желаемыми и реально существующими отношениями может быть расхождение. Однако поставить им предварительный диагноз «одинокие» можно, если они проявляют один или несколько симптомов психического расстройства (например, тревогу, дисфорию, злоупотребление наркотиками), которые, по-видимому, явно зависят от характера неудовлетворительных социальных контактов. Наконец, можно назвать одинокими таких людей, которые опечалены тем, что друзья не оправдывают их ожиданий, даже, невзирая на то, что объективно отношения между ними могут выглядеть вполне адекватными. Чувство одиночества очень многолико. Оттенки его так неустойчивы, что однозначно оценивать его в категориях «Хорошо - плохо», «Благотворно - пагубно» и т.д. невозможно [34,c.52]. По поводу причин, вызывающих это состояние, мнения расходятся. В течение многих лет психологи и социологи высказывали свои суждения об одиночестве. Завершая анализ научных работ в области психологии одиночества необходимо констатировать следующее: большинство исследователей в качестве теоретико-методологической основы избирают совокупность имеющихся теорий, гипотез и подходов западных школ. Социально-философскими парадигмами являются разновидности теорий экзистенциальной философии. Также абсолютное большинство диссертантов придерживаются и общепринятой системы взглядов на одиночество, рассматривая его не столько как феномен, сколько как следственное по отношению к социальным процессам временное и преимущественно не позитивное состояние. Исследование проблемы одиночества представляется крайне актуальным в контексте особенностей развития общества XXI века. Качественные изменения элементов культуры, протекающие с высокой скоростью, высокая степень расслоения общества, разобщенность людей в больших городах, недостаточность глубоких эмоциональных контактов — на это и многое другое обращают внимание авторы, исследующие предпосылки к развитию одиночества. Однако, рассматривая одиночество в рамках психопатологии, он далее проводит анализ одиночества в ключе клинической психиатрии: «Было выдвинуто предположение, что, признаки отчуждения присутствуют при каждом психическом и психосоматическом расстройстве. На наш взгляд, это наиболее радикальная точка зрения. Она не встречается в психодинамическом и феноменологическом подходах, рассматривающих проблему одиночества под углом зрения патологии. Одиночество в нашем представлении является коренным, сущностным свойством любого психического нарушения, водоразделом между нормой и патологией в психиатрии» [17, с.95]. М.Литвак, разделяя эту точку зрения, подчёркивает «чувство одиночества является обязательным симптомом невроза, не всегда осознаваемым, но всегда имеющим тяжелые последствия...», вместе с тем он отмечает «это чувство является непременным свойством личности» [17, с.48]. 1.2. Этапы возникновения и классификация состояний одиночества Рассматривая «одиночество» как явление, личностный феномен, необходимо говорить о том, что он обладает собственной структурой, которая представлена следующими основными звеньями: реакция одиночества — процесс специфического переживания — состояние одиночества. Реакция одиночества - дискомфортное ощущение являющееся результатом острого неудовлетворения одной из значимых потребностей. Принимая характер временного переживания, формирует специфическое по своему содержанию и психофизиологическим проявлениям состояние [20, с. 104]. I. Возникновение одиночества (досознательный период). Первая стадия одиночества, или точнее будет говорить, формирования одиночества, потому что на данном этапе это ещё не есть собственно ощущение, переживание и тем более состояние, может иметь различную длительность в зависимости от следующих факторов: 1) степени природовой травматизации; 2) уровня удовлетворенности первичных базовых потребностей и потребности в эмоциональном принятии, фактически от уровня выраженности депривации. Одиночество на этой стадии так же может проявляться в виде отдельных (единичных) ощущений острого эмоционального, а в отдельных случаях, и физиологического дискомфорта. II. Первая вербализация (неполная вербализация). Данный этап является, условно говоря, отправной точкой в собственной динамике одиночества. На этой стадии аффективные реакции находят свое преломление в сознании. Происходит это вследствие естественного созревания психических базисов, под влиянием видоизменяющегося социального контекста. На этой стадии так же возможна актуализация переживания, однако, по сравнению с предыдущей стадией, данная актуализация будет представлять собой процесс нерефлексируемого переживания преимущественно негативной окраски. В результате, формируется специфический комплекс ощущений, переживаний, который и может быть назван, собственно, состоянием. Будучи встроенным в рамки определенного социального контекста, данный комплекс может приобретать характер устойчивого состояния. По сути своей, хроническое одиночество или правильнее будет говорить хроническое переживание одиночества, представляет собой некий психоэмоциональный фон, формирующийся из повторяющихся с высокой частотой реакций одиночества. III. Период частичной вербализации сменяется этапом полной вербализации. Эта стадия является наиболее значимой в динамическом развитии одиночества. На этой стадии происходит смыкание аффективного и когнитивного компонента, переживание принимает рефлективный характер, начинает осознаваться как специфическое. Именно с этого момента процесс развития одиночества приобретает двуединый и двунаправленный характер. То есть, в процессе осознания и последующей рефлексии переживание и ряд связанных с ним ощущений начинает рассматриваться как положительное или отрицательное в разные социально-временные промежутки. Индивид получает возможность для управления собственным внутренним состоянием, то есть речь идет о том, что он приобретает необходимость в научении регуляции эмоций: умении организовывать негативные следствия переживания одиночества. Прежде, чем говорить о следующих трех стадиях собственной динамики одиночества, необходимо пояснить: предыдущие стадии рассматривались как характеристика развития нормативного процесса, последующие стадии проявляются при сочетании неблагоприятных макро и микро социальных факторов. IV. Предкритическая стадия. Является закономерным следствием непрерывного динамического процесса, при следующих условиях: 1) нарастающее по протяженности переживание одиночества (и сопровождающее его соответствующее ощущение); 2) нарастающее по качеству переживание (интенсификация одиночества). Предкритическая стадия проявляется в увеличении внутреннего психического напряжения с одновременным увеличением ощущения психоэмоционального дискомфорта. На соответствующем социальном фоне психоэмоциональное напряжение достигает максимума и разрешается в кризис. V. Критическая стадия. Определяя кризисную ситуацию, выделяют следующие основные элементы: травмирующие события, усиливающие напряжение и, как следствие, нарушение баланса личности, ставящее человека в уязвимое положение. Развитие одиночества примет характер либо хронического процесса, либо циклического. На основании анализа переживаний по Ф.Василюку (гедонистическое, реалистическое, ценностное, творческое) применительно к нашему исследованию, можно констатировать факт, что переживание одиночества прямо зависит от степени личностной и социальной зрелости, сформированности основных ценостно-ориентационных постулатов, а также от характерологических черт личности. Факторами кризиса одиночества являются: конфликт в микросоциуме, совпадающий с ним конфликт с внешней средой, наложение на эту ситуацию острого внутриличностного конфликта. Кризис одиночества представляет собой психоэмоциональное состояние, характеризующееся рядом специфических ощущений – ненужность, брошенность, неприкаянность, тоска [15,c.92]. VI. Посткритическая стадия. Является разрешающей общего кризиса личности. При благоприятном исходе кризиса интенсивность одиночества значительно ниже, чем на предыдущих этапах. Заканчивая представления феномена одиночества, необходимо остановиться и на его «собственной» типологии. Предлагаемый нами вариант классификации одиночества как личностного феномена соотносится с известной типологией У.Садлера – Т.Джонсона. Садлер и Джонсон выделили элементарный феномен, лежащий в основе всех переживаний, назвав его личностным миром [16,c.57]. В представлении Садлера – Джонсон данный феномен имеет четыре основных направления, в соответствии с которыми, человек реализует свои возможности: 1. Уникальность судьбы индивида: актуализация внутреннего «Я» во всей его многозначности. 2. Традиции и культура личности (то есть личностные ценности и идеи). 3. Социальное окружение. Реализация социальных ролей. 4. Восприятие других людей. В соответствии с этими критериями выделяется четыре вида одиночества, в зависимости от того, какая из категорий представляется как фрустрационный комплекс. В нашем понимании одиночества как нормативного, в общем случае, процесса выделение личностного феномена и преломление его сквозь призму институционалий с механизмом фрустрации не связывается, что дает нам право и возможность говорить о большем соответствии предлагаемой нами типологии действительной картине [24, с.117] . Заслуживает внимания и следующая типология одиночества: одиночество как личностно значимое состояние может быть разделено на экзистенциальное, социальное и психологическое. Экзистенциальное одиночество можно и должно рассматривать, прежде всего, как социально-философскую категорию. В нем может быть выделен «космический» пласт - связь со всеобщим космосом и одновременно - боязнь затеряться в его бесконечности (ощущение «песчинки» в мировом океане) и «витальный» (жизненный) пласт, в который входит одиночество жизни (осознание абсолютности одиночества конкретного человека), «Каждый из нас по-своему в глубине души одинок абсолютно, и страх одиночества - следствие страха прекращения жизни (основанное на страхе смерти)». Социальное одиночество, являющееся результатом состояния недостаточной социальной организованности, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений [28, с.117] . В данном типе может быть выделено две категории процессов и состояний: 1. Ситуации дезадаптации или конфликта. Одиночество, «непонимание» в этой группе будет результатом не умения налаживать общение, социальные контакты, конфликтных ситуаций (например, семейных, интимно-личностных). 2. Ситуации «потери». В эту группу входят все состояния, связанные с неизбежными утратами, разрывом отношений (разлад, развод, смерть близкого), а также длительная (хроническая) разлука (переезд на новое место жительства). Психологическое одиночество. К этому типу относятся, прежде всего, внутриличностные переживания. Так, сюда может быть отнесено одиночество «непризнания», «непохожести», одиночество как следствие раскола образа «Я». Особую категорию в данной группе занимает одиночество возрастных периодов. Еще раз необходимо подчеркнуть, что предложенная нами типология может быть и должна соотносится с типологией Садлера-Джонса, которая в конечном итоге послужила точкой отсчета для проведенного нами анализа. Завершая данный раздел настоящего исследования, необходимо дать интерпретацию уже неоднократно употреблявшегося нами термина «комплекс одиночества» [20,c.185]. Комплекс одиночества («КО») — психологическое ощущение, страх перед перспективой остаться одиноким; перед отчужденностью; ощущение «оторванности», «брошенности», «забытости», т. е. невключенности в окружающий социум. Психологически дискомфортное состояние может сопровождаться соответствующими нейрофизиологическими реакциями (вегетососудистые, психо-невротические и другие). «КО» может являться как следствием пережитой острой единичной реакции одиночества, предшествовать ситуации актуализации одиночества или, в свою очередь являться ее следствием. Комплекс одиночества тесно связан с понятиями изоляция и отчужденность, являясь до известной степени результирующей, связующим звеном между всеми понятиями-аналогами описывающими состояния, в основе которых лежат негативные варианты переживания и проживания одиночества. Наибольшее значение для формирования «КО» имеют конфликтные ситуации, ситуации социальной и психоэмоциональной напряженности, непростроенность социально-личностных связей, острые психоэмоциональные состояния. Основываясь на вышеуказанном, негативное переживание и проживание одиночества, а так же сформировавшееся на этой основе состояние одиночества по сути своей представляет закрепившийся в социальном пространстве личности вышеописанный комплекс. Особенностью одиночества в этом случае, будет являться то, что разрыв социальных связей наличествует отнюдь не обязательно, и, более того, сохраненность системы внешних социальных связей может являться фактором, усиливающим остроту психоэмоционального процесса [28, с.243]. 1.3. Модели социально-психологической помощи личности при преодолении негативного влияния одиночества Объективная сторона одиночества - это общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер (аномия, отчуждение, изоляция). Иначе, говоря, объективный аспект одиночества - это те условия, которые «располагают» к одиночеству, создают для него «питательную почву», «благоприятную среду». Субъективная сторона одиночества - переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности, относительно независимое от объективных условий и обладающее как позитивным, так и негативным потенциалом. Позитивный смысл одиночества [37,c.83] заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека и, в целом, процесса социализации. Позитивный потенциал одиночества реализуется в следующих его функциях: функция самопознания; функция становления саморегуляции; функция творчества и самосовершенствования; функция стабилизации психофизического состояния; функция защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий. Негативный характер одиночества (одиночество как проблема) проявляется следующим образом: одиночество обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; одиночество нарушает внутреннюю целостность личности; одиночество может быть механизмом психологической защиты; одиночество ведет к формированию сверхожиданий и переоценке вклада другого человека в собственное развитие. Диалектическое понимание связи между негативным и позитивным аспектами одиночества позволяет говорить о том, что при определенных условиях (осознание одиночества, активная позиция по отношению к нему, опыт совладания с трудностями, мотивированность одиночества) негативные проявления одиночества могут приобрести позитивный характер. Итак, одиночество — это характерное для человека очень важное явление, требующее гораздо более внимательного изучения социальными и медицинскими науками, чем оно изучалось до сих пор [38,c.88]. Примеров систематической и профессиональной помощи в преодолении одиночества немного. Медицинское вмешательство и исследовательская работа сосредотачиваются в основном на специфических межличностных проблемах человека. К тому же одиночество вплетено в канву персональных, специфических особенностей человека и часто понималось как коррелят других психических дисфункций. Таким образом, проблемой одиночества, этого болезненного переживания человеком дефицита его социальных связей, долго пренебрегали. Однако ситуация постепенно начала меняться и на сегодняшний день имеется ряд программ, направленных на преодоление одиночества. Первыми в этом ряду стоят психодинамически ориентированные программы, которые видят возможность преодоления одиночества в интенсивных контактах между клиентом и терапевтом. Согласно такой точке зрения, одна из задач терапии состоит в том, чтобы клиницист понял значение всего, что сообщает ему клиент, разделив с ним переживания одиночества. При этом он должен внимательно проследить за своим собственным одиночеством. Только при этом условии клиницист может понять всю персональную значимость и символический характер сообщений клиента и на этой основе помочь ему. Психодинамически ориентированные теоретики склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие, поэтому обработка раннего детского опыта имеет существенное значение. Надо признать, что психодинамические подходы не породили большого количества исследований и не дали систематического и детального описания способов лечения одиночества [41,c.16]. В связи с пониманием того, что одиночество результирует из неадекватных социальных навыков, возникает вопрос о том, в какой мере целенаправленный тренинг социальных навыков может способствовать преодолению одиночества. Во многих работах говорится о программах улучшения социальных навыков, а экспериментальные исследования подтверждают их эффективность. В основе этих программ лежат поведенческие теории, которые исходят из того, что существует случайная взаимосвязь между поведением одинокой личности, у которой наблюдается дефицит социальных навыков и реакций на это поведение партнера. В большинстве своем, речь идет о циркулярно возникающем противодействии неадекватному поведению одинокого лица. Заменяя негативно действующие элементы в поведении одинокого человека можно попытаться разорвать этот циркулирующий поток, тем самым, изменив социальное поведение одинокой личности и поднять ее значимость для партнера. Речь идет о программах, ориентированных на обучение. Подобные тренировочные программы обращаются к бихевиористским методикам типа: моделирование, разыгрывание ролей, самонаблюдение, включая видеометоды и домашние задания. Клиенты обучаются таким навыкам, как вступление в разговор, умение делать и принимать комплименты; они учатся регулировать периоды молчания, подчеркивать привлекательность физических данных, повышать роль невербальных методов общения, изучать подходы к физической близости. В этих программах четко прослеживаются параллели к созданному в рамках концепции преодоления страха, тренингу уверенности. Упомянутые программы тренингов сообщают об определенных успехах, достигнутых в этих области. Однако эти высказывания базируются не на эмпирических исследованиях, а лишь на кажущейся обоснованности. Когда и при каких условиях тренинги являются действительными, а когда их не следует применять, все это еще недостаточно выяснено. Еще одним ограничением таких программ является аспект инициализации социальных контактов. Существующие программы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Изучение основных аспектов развития советско-польских отношений в период Второй мировой войны 1939-1945 гг
- Иван IV в период избранной рады и в период опричнины
- Изучение частей Кодификации Юстиниана кодекс и причин, по которым решение принятие нового разделены свода законов ними стало неизбежным широкая в тот исторический модестина период