VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение особенности формирования мотивации успеха

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011993
Тема: Изучение особенности формирования мотивации успеха
Содержание
Содержание

Введение………………………………………………………………..…………3

Глава 1. Теоретический обзор научной литературы по проблеме психолого-педагогическое сопровождение студентов в формировании мотивации успеха…………………………………………………..……….……5

1.1 Сущность психолого-педагогического сопровождения………….…………5

1.2 Особенности формирования мотивации успеха…………….…………..…13

Выводы по главе……………………………………………………………..…..23

Глава 2. Исследование студентов в формировании мотивации успеха

2.1 Методы исследования………………………………………...…….…….…25

2.2 Анализ результатов…........................…………………………………….….28

Выводы по главе………………………………………………………..………..30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………………...……………33

Приложение















































Введение



 Одной из актуальных проблем образования является формирования приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у студентов активной жизненной позиции в современном этапе. В общем, формирование мотивации успеха можно назвать одной из центральных проблем. Так как многие исследователи считают, что во многом от этого зависит судьба и положение человека в обществе.

Общество заинтересовано в личности, способной преодолевать трудности, стремящейся к успеху, к высококачественному выполнению деятельности. Поскольку мотив достижения влияет на качество и успешность выполнения своих обязанностей, постольку необходимо знать, с какими чертами личности соотносится данный мотив и на основе каких личностных качеств, возможно, его целенаправленное формирование.

Цель исследования: изучение особенности формирования мотивации успеха.

Объект исследования: мотивации успеха студентов.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение студентов в формировании мотивации успеха.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, если провести определенные психолого-педагогические диагностики, мотивы могут меняться под влиянием установок самого человека, так и под воздействием внешних факторов, так как они изменчивы и пластичны.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретическую литературу по формированию мотивации успеха.

2.Провести исследование по формированию мотивации успеха.

3.Определить у студентов сформированности мотивации успеха.

Методологическая основа К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина, Д. Аткинсон, Д. Макклеланд, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, Х. Хекхаузен и др.

Методы исследования: Методика «Мотивация к успеху», автором которой является Т. Элерс, «методика изучения мотивации успеха студента».

	Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности.

	База исследования:  ГБПОУ Якутский индустриально-педагогический колледж.

Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.



	.  

      











































Глава 1. Теоретический обзор научной литературы по проблеме психолого-педагогическое сопровождение студентов

в формировании мотивации успеха

1.1 Психолого-педагогического сопровождения по формированию мотивации успеха



Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание психологических условий для решения задач, которые возникают в процессе взаимодействия образовательной среды. А также правильное психологическое сопровождение ведет к саморазвитию и самосовершенствованию.

С. Новикова считает, что «психолого-педагогическое сопровождение – это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия». Это «метод, обеспечивающий создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, особенно при определении профиля обучения» [11, c. 513].

В трудах Е. И. Казакова, и А. П. Тряпицына «сопровождение в педагогике понимают, как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора». Как отмечает А. П. Тряпицына «в психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности. Успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна» [22, с. 20].

Суть идеи психолого-педагогического сопровождения – комплексный подход к решению проблем развития. Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса саморазвития личности как деятельности субъектной ориентации позволяет усилить процессы самопознания, творческой самореализации и приобретает особое значение в образовательном процессе [22, с. 45].

В.И. Андреев выделяет проблемы и препятствия, которые затрудняют саморазвитие:

- неумение мобилизоваться, лень;

- незнание приемов, методов, средств саморазвития;

- отсутствие способностей доводить начатое дело до конца;

- отсутствие реальных условий для творческого саморазвития (занятий по интересам, секций, студий);

- отсутствие идеалов;

- учителя не стимулируют творческое саморазвитие учащихся;

- отсутствие поддержки со стороны товарищами;

- неверие в себя, в собственные силы;

- плохое знание себя, своих сильных и слабых качеств;

- отсутствие необходимой литературы по творческому саморазвитию;

- отсутствие друга (подруги), с кем можно было бы посоветоваться сокровенным [19, с. 106].

По мнению Л.Н. Куликовой «юношеское саморазвитие можно определить, как процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно ориентированный деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему «образу Я» и актуальным социальным ожиданиям. Движение к такому саморазвитию нуждается в педагогическом поддержке, происходит постепенно в условиях воспитательного взаимодействия» [3, с. 38].

Актуализация личностного саморазвития будет продолжительной, в случае если формируется системная педагогическая поддержка данного процесса в учебной, исследовательской, воспитывающей деятельности и в педагогическом общении. Это возможно, если у педагога сформировано особая установка на выделение задач саморазвития в единстве с другими педагогическими задачами [3, с.18].

В основу обновления образования следует положить следующие принципы:

- устремленности на решение задачи обновления образования как одного из главных средств обновления общества;

- доверия к личности студента и педагога;

- опоры в педагогическом взаимодействии на личностное достоинство;

- системной гуманизации педагогической деятельности;

- реализация любой деятельности студента как самодеятельной;

- превалирования творчества над репродуктивным обучением, исследования над объяснением и многое другое [39].

Таким образом, можно обучить человека способности формировать самого себя, для этого следует:

1. Ознакомление с системой определений, описывающих данный процесс и деятельность.

2. Взаимодействие со знающим человеком, с которым можно стимулировать сотрудничество, который мог бы оказать поддержку.

3. Работа с группой людей, оценивающих с разных точек зрения отмеченную проблему. 

4. Взаимодействие с самим собой, владение технологией самоорганизации.

Безусловно, период студенчества — это важнейший период упрочение молодых сил для выхода в самостоятельную, взрослую жизнь. Мечтой является разработка такой стратегии и тактики развития высшей школы, на основе которой каждый студент мог развить у себя желание и умение творчества. Такое отношение к образованию как к сознательному самообразованию может развиться у человека и на основе особой его организации педагогами, и в индивидуальном порядке — в результате внутреннего кризиса и порыва человека к собственному развитию.



1.2. Особенности формировании мотивации успеха

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого действия, порожденное системой потребностей человека и в разной степени им осознаваемое или не осознаваемое в целом [2, c. 19]. В процессе реализации поведения мотивы, будучи динамическими образованиями, могут меняться на всех этапах совершения поступка, в результате он происходит согласно не изначальной, а преобразованной мотивации.

По мнению Г. Б. Балла термином «мотивация в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1. совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, т.е. система факторов, детерминация поведение.

2. процесс образования, формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне» [22, с. 88].

Мотивация может рассматриваться, с одной стороны, как процесс формирования мотива (в связи с этим говорят ее развития: осознание необходимости и постановка цели, выбор метода ее достижения, возникновения непосредственного побуждения к его реализации). С другой стороны, ее можно рассматривать как систему мотивов, побуждающих субъекта к определенной деятельности (например, как комплекс познавательных, игровых и социальных мотивов учения). Мотив представляет собой сложное психическое образование, побуждающее человека к проявлению целенаправленной сознательной активности, служащее ее основанием. Многие психологи под мотивацией понимают детерминацию поведения. По всей видимости, имеющие место неоднозначности в понимании сущности мотивации связаны, в первую очередь со сложностью и неоднозначностью самого этого феномена. Ведь в качестве побудителей к деятельности могут выступать очень разные явления, и даже при внешнем сходстве деятельности разные люди могут вкладывать в нее совершенно различный субъективный смысл [7, с. 150].

 По мнению Ильина Е. П.  «процесс формировании мотива состоит из трех основных стадий:

Первая стадия - это возникновение первичного абстрактного мотива. Он состоит из формирования потребности личности, абстрактной цели и побуждения к поисковой активности. Желание удовлетворить потребность появляется, когда потребность становится осознанной, достигает определенного порога интенсивности, побуждает к поиску путей и средств ее удовлетворения.

Вторая стадия является поисковая активность. Это деятельность, направленная на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов. Проявлениями отказа от поиска у человека являются депрессия, апатия, беспомощность и безнадежность. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности. Потребность в поиске формируется и реализуется в процессе развития и обучения. Полный и легко достижимый успех снижает устойчивость к неудачам так же, как и постоянные поражения. Стопроцентный прогноз уменьшает поисковую активность и делает человека уязвимым к последующим неудачам. Чередование успехов и неудач сохраняет неопределенность прогноза и не подавляет поисковую активность. Высокая поисковая активность может сохраниться в объективно безнадежной ситуации и может быть направлена на изменение самого прогноза, то есть на поиске новых, ранее не учтенных шансов.

Третья стадия — это выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. Цель представляет осознанный образ будущих результатов. Намерение достижения цели выражается в сознательном побуждении к действию. На этом заканчивается формирования конкретного мотива» [].

В случае выполнения человеком привычных действий стадии формировании мотива оказываются свернутыми. С опытом у человека формируются мотивационные схемы, то есть знания путей и средств удовлетворения конкретной потребности. Некоторые люди привыкли отвечать на определенные конфликтные ситуации стереотипным способом: драться, ругаться, употреблять алкоголь совершать другие неконструктивные действия. «Укороченная» мотивация за счет блока «внутреннего» фильтра встречается в случае импульсивных действий и поступков [1, с. 37].

Рассмотрим понятие внутренней и внешней мотивации. ???????По мнению А. В. Климчук «внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами или стимулами. А внутренняя мотивация — мотивация, которую человек носит в себе независимо от внешнего окружения. Оказалось, что при внутренней мотивации желание работать стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями радости и удовлетворения. При этом улучшаются анемические процессы, возрастает уровень самоуважения. В то же время при внешней мотивации поведение становится нестойким – оно исчезает вместе с подкреплением. Внешне мотивированные люди избирают простейшие или стандартные задачи для быстрого получения вознаграждения, между тем снижаются качество и скорость выполнения ими творческих задач. Падает уровень креативности и спонтанности, появляются отрицательные эмоции» [16, c, 12]. 

Если уровень мотивации избегания выше, чем мотивация достижения, то субъект стремиться не рисковать, если наоборот, то человек склонен к риску. Вместе с тем, успех сам по себе, с их точки зрения, обладает побудительным свойством.

В мотивации достижения ведущей всегда является потребность в само актуализации, направленной на реализацию своего личностного потенциала. Но если нет объективной возможности реализовать потребность в достижениях, она начинает постепенно угасать.

Мотивации достижения удачи противостоит боязнь неудачи. Принятие ответственных решений зависит от соотношения этих мотиваций. Если вторая превосходит первую, то человек вряд ли станет успешным. Когда обстановка в обществе слишком нестабильна или острота конкуренции очень велика, и, следовательно, в обоих случаях риск неудачи весьма высок, то от принятия решения могут отказаться люди даже с высокой мотивацией достижения и умеренной боязнью неудач. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на активизацию деятельности, является обстановка стабильности в обществе и, в первую очередь, политика государства.

С мотивационной сферой личности неразрывно связаны и такие ее компоненты, как самооценка, уровень притязаний, способность принимать решения и идти на риск. Хороший специалист обычно отличается высокой, но достаточно объективной, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, самокритично и продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях. Уровень притязаний успешного специалиста заключается, прежде всего, в готовности его к автономной деятельности, в которой можно полагаться только на себя и свои возможности.

Принятие решений - это выбор между несколькими альтернативами действий для достижения цели. Необходимость такого выбора возникает в ситуациях неопределенности []. В них проверяется способность идти на риск. Специальные исследования показали, что заниженный уровень притязаний ведет к излишней осторожности при принятии решения, избеганию риска, а в конечном итоге, к значительным потерям успешности деятельности.

При мотивации на успех свойственна способность реалистично оценивать ситуацию, свои возможности и притязания, и идти при этом на смелый, но разумный риск. Современный преуспевающий специалист ориентируется, прежде всего, на собственный анализ и оценку информации, мало подвержен конформистским влияниям, способен преодолеть узко конъюнктурные оценки, стремится прогнозировать развитие событий. Он обладает обычно хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма, а нередко и широкой эрудицией. Необходимой чертой успешного мышления является творческий характер, стремление к инновациям, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных, стандартных решений и находить выходы из ситуаций неопределенности.

Комплекс отмеченных выше личностных свойств и поведенческих особенностей успешного специалиста в их единстве позволяет ему занять в обществе положение лидера. Причем показатели потребности в достижениях всегда на очень высоком уровне, а потребность во власти нужна ему как инструмент в реализации свободы деятельности [20, c. 45].

В зарубежной психологии видное место в учении о мотивации занимает так называемая теория "социальной мотивации", основоположником которой был К. Левин. Он изучал влияние на мотивацию успеха, неудач, комфортности, соперничества, сотрудничества в различных группах, результативности деятельности, осознания этой результативности и пр. На этом пути ему удалось получить существенные научные результаты в исследовании побудительных сил человека. К. Левин, как отметила Б. В. Зейгарник, "выявил постоянную связь поведения человека с теми потребностями и мотивами, которые его побуждают, и отчетливо показал, что человек всегда существует в определенной "актуальной ситуации", в некотором "силовом психологическом поле", где каждая вещь выступает не сама по себе, а в ее отношении к человеку, точнее к его потребностям и стремлениям" [7]. По теории психологического "поля", каждая вещь или явление, с которым взаимодействует человек, обладает валентностью. Это позволяет значительно расширить круг побудителей поведения. К ним К. Левин отнес цели и намерения, которые по своим характеристикам сходны с потребностями и мотивами.

Идея сближения целей и намерений с потребностями и мотивами является существенным теоретическим положением в понимании внутренних механизмов поведения и деятельности.

Что касается притязаний, то исследования не только зарубежных, но и отечественных ученых показали, что на притязание могут оказывать влияние многие социальные факторы, например, рефератные группы. Под влиянием их личность соотносит свои результаты с эталонными показателями этих групп и на основе этого возникает собственная шкала требований к себе. Если результаты соответствуют эталонным или они выше, чем те, на которые рассчитывал человек, у него возникает положительное переживание успеха, соответственно повышается и уровень притязания. Отсюда, результат не сам по себе определяет уровень притязания, а только посредством сравнения его с какими-то нормами, требованиями, оценками. Это положение хорошо было подтверждено в опытах Л. Фестингера. Уровень притязания в определенной мере зависит от самооценки своих сил и способностей. Если у человека нет ясного представления о своих возможностях, как об этом пишет Е. А. Серебрякова, то его самооценка резко повышается после достигнутого успеха и понижается после неудачи. Если же у него имеется четкая, устойчивая самооценка, отражающая его возможности и способности, то уровень притязания мало подвержен изменениям под влиянием переживания успеха или не успеха, удачи или неудачи в деятельности.

Здесь важно также подчеркнуть и такую особенность, о которой пишут Ф. Хоппе и В. С. Мерлин, что человек может и не переживать достижение как успех, если оно ниже того, что он считает для себя посильным. И напротив, если неудачно выполнена задача, которую человек считает выше своих сил, то это не переживается как неуспех. Отсюда удачное выполнение чрезвычайно легкой и неудачное выполнение чрезвычайно трудной задачи не отражается на последующем выборе степени трудности и, следовательно, не влияет на уровень притязания

Тут нужно заметить, что взаимосвязь мотивации и уровня притязания проявляется в выборе степени трудности задания. При слабой мотивации человек стремится не рисковать и выбирает легкую задачу, чтобы успех был наверняка. Или, напротив, выбирает самую сложную, невыполнение которой не будет им рассматриваться как неуспех. При сильной же мотивации человек хочет быть уверенным в успехе и потому, как правило, выбирает средней трудности задачу, которая наверняка соответствует его возможностям.

Как показали исследования B.C. Мерлина, риск при выборе трудности задачи в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей человека и от его свойств личности в целом. Личность при решении задач ориентируется на собственное "Я". В подобной ориентации ясно проявляется стремление к успеху, и оно доминирует над желанием избежать неудачи.

Таким образом, уровень притязания по отношению к мотивации является в одном случае условием, повышающим ее силу, в другом -инициирующим фактором поведения, способным посредством личных свойств человека побуждать его к успеху или избеганию неудачи в деятельности.

Различия между "стремлением к успеху" и "избеганием неудачи" объясняется Ж. Аткинсоном разницей в силе мотивации. Если уровень мотивации "избегания" выше, чем мотивация "достижения", то субъект старается не рисковать, довольствуется меньшим результатом. Если же мотивация "достижения" обладает большей силой по сравнению с мотивацией "избегания", то человек склонен к риску, надеясь на удачу и успех.

Вместе с тем успех сам по себе обладает побудительным свойством. Поэтому, если у человека повышается вероятность достижения, он избирает стратегию достижения успеха, отказываясь при этом от того, что уже достигнуто.

Вместе с тем, тот уровень трудностей, который представляется человеку наиболее достижимым и привлекательным, и составляет уровень притязаний, который у некоторых людей превращается в устойчивую черту личности и обретает большое мотивационное значение, именно, притязание определяет задачи и цели деятельности человека и непосредственно связано с мотивационной сферой личности.

    Студенческий возраст (17-25 лет) представляет собой определенный этап в жизни, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и общения. Это период интенсивного развития умственных способностей, проявление стремлений понять сущность общественной позиции, определить собственную позицию в ней, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля» - профессионала. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притягивающего на взрослость, до действительного взросления. Процесс превращения студента суверенного субъекта жизнедеятельности осуществляется при участии и воздействии всех многообразных явлений и сторон сложной общественной жизни, но главным образом, как мы считаем, в образовании.

Практически любые действия и поступки, та или иная его деятельность становятся более понятными, если найдены ответы на три вопроса:

1) что человек хочет, к чему он стремиться, что для него является важным, значимым, привлекательным, каковы его потребности?

2) почему, зачем и ради чего человек хочет что-то сделать, почему он к этому стремится, почему что-то является для него значимым и привлекательным? Зная ответы на эти вопросы, можно многое сказать о мотивах поступков и действий человека, о мотивации его деятельности и поведения в целом.

3) что и как человек получает или хочет получить в результате своих действий или поступков? Здесь раскрываются цели и задачи, на достижение и решение которых направлены усилия человека [4, с. 19].

Таким образом, в характеристике психологического склада личности, в изучении потребностно-мотивационной сферы человека мотивы занимают одно из центральных мест. И это не случайно. Наглядно мотивы можно представить в виде двуликого Януса, один лик которого обращен к потребностям человека и несет на себе их печать, а другой — к целям и задачам, которые встают и решаются человеком в процессе его жизнедеятельности.

Успех — понятие субъективное, и его следует рассматривать в контексте жизни конкретного человека. То, что для одного человека является успехом, для другого таковым не считается. Личным успехом можно считать результат работы человека над совершенствованием своего «Я» во всех его проявлениях: физических, духовных, социальных, культурных и многое другое.

Чтобы быть успешным надо быть уверенным. Под уверенностью понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, интересы, чувства в отношении своего окружения.

Уверенность формируется при наличии следующего:

-способности разрешить себе иметь и действительно иметь собственные цели (желания, чувства и др.);

- готовности и способности реализовать свои цели;

-свободы от страха и торможения.

В процессе развития уверенного поведения необходимо научиться:

- четко сформулировать свои цели (без тревоги и агрессии);

- при необходимости говорить «нет» и критиковать;

- легко устанавливать контакты;

- открыто обращать на себя внимание;

- позволять себе ошибки [10, с. 50]

  Для удовлетворения деятельностью важно осознание ее успешности. У каждого человека свои критерии успешности, однако порой эти критерии четко не осознаются. Большинство людей отождествляют успех со счастьем, признанием, достижением, богатством и так далее. Успех зависит от многих субъективных факторов. Для тех, кто завершает свое образование, успех ассоциируется с перспективами хорошей профессиональной карьеры и устройством личной жизни, предполагающими социальное и индивидуальное благополучие (включая благосостояние) [15, c. 53].

Семья, безусловно, играет очень важную роль в формировании представлений об успехе. Семейные ценности, традиции, цели и установки, религиозная ориентация и социальный статус в совокупности своей создают те критерии, которыми измеряется успех. И даже тогда, когда человек взрослеет и самоопределяется широком контексте этого понятия, семейное понимание успеха влияет на уровень его удовлетворенности результатами своей жизни и деятельности [13, с. 143].



Вывод по главе

Проанализировав теоретическую литературу, и изучив формирование мотивации успеха, сделаны следующие выводы:

Для студенческого возраста (17-25) характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. В студенческие годы необходимо развиваться, успеть получить нужные навыки, которые пригодятся в будущем.

С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.

Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды.

В мотивации человек осознает мотив и наделяет волевыми усилиями достижение цели. Мотив, в отличие от потребности, есть не только энергетизирующий побудитель, это всегда и регулятор, способный направлять действие тех же побудителей. Мотивационное состояние и целенаправленное поведение как две фазы мотивации хорошо вписываются в структуру поведенческого акта. Они связаны с различными его стадиями: стадией афферентного синтеза, где ведущая роль принадлежит мотивационному возбуждению, и стадией формирования акцептора результатов действия.

Уровень притязания по отношению к мотивации является в одном случае условием, повышающим ее силу, в другом - инициирующим фактором поведения, способным посредством личных свойств человека побуждать его к успеху или избеганию неудачи в деятельности.

Теперь мы перейдем к практической части, в которой попытаемся, при помощи выбранных методик и обработанного теоретического материала определить мотивации успеха студентов.





















Глава 2. Исследование студентов в формировании мотивации успеха

2.1 Методы исследования



Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул — реакция», что даже не можем представить себе какой-либо другой способ мотивирования людей, стимулирования их к чему-либо, творчества, достижений. И в результате получаем личность, не способную к бескорыстным поступкам, к работе ради собственного удовольствия, личность, которая не интересуется ничем, кроме вознаграждения за свои усилия. При этом, если запросы возрастают, а возможности их удовлетворения уменьшаются, - появляются внутренние конфликты, неврозы, стрессы, депрессивные состояния, и человек не только теряет возможность радоваться жизни, но и лишает этой возможности других. Далее он переносит свои стратегии мотивации уже на собственных детей, и цепь «стимул — реакция» превращается в замкнутый круг. Таким людям представление «успеха» ассоциируется с удачей.

Дж. Аткинсон и Д. МакКлелланд выделили два основных мотива человеческого поведения. Толчком к деятельности в равной степени могут стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. В стремлении к успеху они видели ожидаемую индивидом оценку деятельности, а избегание неудачи связывали со стремлением человека ставить слишком легкие цели или, наоборот, слишком трудные, невыполнение которых не приносит огорчений [21, 35].

Итак, мы очертили контуры двух важных типов мотивации - мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.

Исследование проходило на базе в г. Якутск ГБПОУ Якутского индустриально-педагогического колледжа. Количество исследуемых составляет 38 студентов, 1, 3, 4, курсов. Целью нашего исследования является изучение сформированности мотивации успеха у студентов. 

Общее количество 38 человек: 4 девушек и 34 юношей. Возрастной состав от 18 до 24 лет. 

Форма проведения исследования – групповая.

Испытуемым были выданы: 

- Методика изучения мотивации успеха

- Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач 

Т. Элерса

Данные методики после их первичной обработки были сгруппированы в выборки испытуемых и анализированы.

Диагностика проводилась с использованием следующих тестов:

1. Методика изучения мотивации успеха студентов.

Тест – опросник на изучение мотивации успеха студентов направлен на выявления двух основных характеристик мотивации успеха: экстериоризация успеха; интериоризация успеха (таблица 1).

Таблица 1

Экстериоризация успеха

(познание)

Интериоризация успеха

(катексис)

Успех как материальный уровень жизни

Успех как результат собственной деятельности

Успех – удача

Личный успех

Успех – признание

Успех как психическое состояние

Успех – власть

Успех как преодоление препятствий



Успех – призвание



Инструкция к опроснику.

Испытуемому предлагается 36 высказываний, определяющих успех, студент должен внимательно прочесть все утверждения. Рассмотреть их с точки зрения субъективной полезности, социальной значимости, желательности для них и оценить каждое суждение в пределах от 1 до 5 баллов.

Подсчитывание результатов по баллам:

 Экстериоризация успеха

Успех как материальный уровень жизни – 4, 17, 20, 29

Успех – удача – 3, 13, 23, 31

Успех – признание – 8, 15, 25, 33

Успех – власть – 6, 14, 24, 35

Интериализация успеха

Успех как результат собственной деятельности – 5, 12, 22, 30

Личный успех – 11, 18, 26, 27

Успех как психическое состояние – 1, 9, 16, 32

Успех как преодоление препятствий – 2, 7, 21, 34

Успех – призвание – 10, 19, 28, 36

Обработка полученных данных:  подсчет и сопоставление результатов тестирования с табличными данными, что позволяет в соответствии с этими результатами, выявить уровень мотивации успеха студентов. Также были сделаны интерпретация по процентным данным и выявлены среднестатистические показатели.

2. Мотивацию избегания неудач Т. Элерса

Цель: методика предназначена для выявления мотивации избегания неудач.

Методика состоит из списка слов, 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Исследуемый выбирает в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует его.

Ключ. Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

Порядок подсчета:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации избегания неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Данные методики были выбраны для изучения мотивации успеха студентов и выявления мотивации избегания неудач.

При помощи методика изучения мотивации успеха нами были получены результаты уровни мотивации успеха студентов. По результатам второй методики Элерса выявлены уровень мотивации избегания неудач, защите (описание результатов где то)



2.2 Анализ результатов.

По полученным данным опросника изучения мотивации успеха студентов получены следующие результаты и  определены уровни мотивации успеха: 72% - экстериолизация успеха; 28% - интериолизация успеха.













Произведя обработки ответов по опроснику изучения мотивации успеха студентов, были:

Обследование группы на мотивации успеха:

позволяющие на основе особенностей мотивации успеха определить уровень сформированности мотивации успеха студентов.

методика Т. Элерса нами были 

По процентным соотношениям полученные данные показали, что большинство студентов преобладают экстериолизация успеха.

Обработка ответов второй методики «мотивация избегания неудач» Т. Элерса показали: 

- от 2 до 10 баллов у 45% студентов с низкой мотивацией к защите;

- от 11 до 16 баллов имеются 47% студентов, у них средний уровень; 

- от 17 до 20 баллов имеют 8% высокий уровень;

- у которых высокий уровень к защите и выше 20 баллов нет ни у одного студента.





                 Исследования показали, что студенты, умеренно и сильно ориентированные на успех. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.