- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение особенностей судебного оспаривания ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008087 |
Тема: | Изучение особенностей судебного оспаривания ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти |
Содержание
Содержание Введение………………………………………………………………3-4 Глава 1. Общая информация о правовых актах……………….5-14 1.1. Понятие и признаки правового акта, его юридическая сила…………………………………………………………………………...5-10 1.2. Ненормативные правовые акты министерства обороны РФ, касающиеся военнослужащих……………………………………………10-14 Глава 2. Об оспаривании ненормативных правовых актов, касающихся военнослужащих…………………………………………..15-30 Заключение…………………………………………………………..31-32 Список использованной литературы……………………………33-34 Введение В Российской Федерации, как и в большинстве государств мира, правовое регулирование широкого спектра общественных отношений осуществляется путём принятия и применения нормативных правовых и ненормативных актов. Данные акты органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц не должны нарушать основные права и свободы человека и гражданина, закреплённые в первую очередь в Конституции России 1993 года и в других принятых согласно её содержанию законах. Наоборот они обязаны обеспечивать эти права и свободы, осуществляя эффективное политико-правовое управления общественными отношениями различного рода. Для воплощения этой идеи на практике существует независимая судебная ветвь власти в целом и правовой институт судебного оспаривания нормативных правовых и ненормативных актов в частности, который непосредственно помогает привести в действие механизм обратной связи между правовым государством, имеющим первоначальные властные полномочия, и гражданским обществом, подчинённым ему. Поэтому судебное оспаривание нормативных правовых и ненормативных актов в гражданском процессе как наиболее гласном и демократичном виде судебного процесса есть и всегда будет актуальным вопросом для изучения в рамках юридического образования и правовой науки. Объектом исследования данной курсовой работы является исследование об оспаривании ненормативных правовых актов министерства обороны РФ, касающихся военнослужащих. Соответственно, предметом исследования данной курсовой работы является рассмотрение понятий о правовых и их видах. Целью работы соответствующей поставленному в актуальности вопросу является изучение особенностей судебного оспаривания ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Для достижения, указанной цели работы в рамках исследования процедуры судебного оспаривания правовых и ненормативных актов, необходимо выделить и решить далее следующие задачи: - дать общую характеристику правовым актам; - дать общую характеристику ненормативных актов; -дать общую характеристику судебного оспаривания ненормативных актов - выявить на основе проведённого анализа теоретические и практические проблемы судебного оспаривания ненормативных актов и предложить варианты их решения. Поставленные задачи обуславливают структуру курсовой работы, которая состоит из введения, где обозначены актуальность выбранной темы, цель, задачи, объект и предмет исследования, двух глав, раскрывающих сущность изучаемого понятия, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассмотрено понятие и признаки правового акта, его юридическая сила. А также исследованы общие положения о ненормативных правовых актах, касающихся военных. Во второй главе идет подробное изучение оспаривания ненормативных правовых актов федеральных органов. Немаловажное значение имеет заключение по исследованию, так как оно содержит краткое обобщение изложенного материала и возможные варианты дальнейшего развития изучаемого понятия. Глава 1. Общая информация о правовых актах 1.1. Понятие и признаки правового акта, его юридическая сила Правовые акты являются теми рычагами, посредством которых органы государственной власти и местного самоуправления регулируют общественные отношения, в том числе управляют гражданским обществом. Поэтому для представителей гражданского общества (граждан и организаций) должна быть гарантирована возможность воздействовать на указанные правовые акты. Действенным механизмом реализации такой возможности является судебный порядок, поскольку суд в правовом государстве является подлинно независимой структурой. Суд имеет полномочия лишать юридической силы правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, если эти акты нарушают права и свободы юридических и физических лиц. Правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, должностными лицами от имени указанных органов), направленный на регулирование общественных отношений и имеющий обязательный характер (то есть юридическую силу). Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением соответствующего акта, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным органам и лицам правовой акт представляет собой категоричное, обязательное к исполнению веление. В нем олицетворяются авторитет и сила государства. За нарушение требований этого акта виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он издан. Так как правовой акт носит официальный характер, он должен быть оформлен в надлежащей, специально предусмотренной форме, иметь определенные внешние атрибуты. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь за собой его отмену или необходимость изменения. Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений, решений и т.д. Не являются актами применения права те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, диплом об окончании вуза и др.). Как правило, правовой акт оформляется в письменном виде. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала судебного заседания, вызов понятых), либо в форме официальных знаков (жесты регулировщика и др.). В отличие от нормы права акт применения ограничен рамками конкретного случая и касается, как правило, индивидуально определенных субъектов, наделяя их конкретными полномочиями и налагая обязанности. Действие акта применения права начинается с момента его принятия, а прекращается после исполнения предписания. Основания классификации таких актов на отдельные виды многочисленны. Можно, например, группировать их в зависимости от субъектов, осуществляющих применение права. Имеются властные акты, издаваемые государственными органами, и акты такого же характера общественных организаций. В свою очередь, акты государственных органов подразделяются на самостоятельные виды: - индивидуальные акты органов законодательной власти; - акты высших органов государственного управления; - акты министерств, госкомитетов и ведомств; - акты органов местного самоуправления, акты администрации предприятий и учреждений; - акты контрольных и надзорных органов; - акты суда и прокуратуры, арбитража, нотариата. Каждый из указанных органов осуществляет свои особые функции, что находит отражение в специфике содержания и формы принимаемых ими актов. В зависимости от характера регулирующего воздействия акты применения права можно разделить на исполнительные и правоохранительные. Исполнительные организуют исполнение положительных предписаний норм права путем их применения к конкретным жизненным случаям. Правоохранительные акты это акты, с помощью которых нормы права охраняются от нарушений. В свою очередь правоохранительные акты подразделяются на: - акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения правовых норм; - следственные акты, фиксирующие факты, относящиеся к правонарушениям, оформляющие материалы к применению юридических санкций; - юрисдикционные акты, решающие вопросы о применении или неприменении мер государственного принуждения к правонарушителям; - акты исполнения юрисдикционных решений. Можно делить акты применения права на индивидуальные, которые касаются конкретных, заранее известных субъектов (приговор суда, назначение пенсии и т.д.). А также на акты, имеющие определенное общее значение, в результате принятия которых возникает целый ряд правоотношений, охватывающих большое число заранее не всегда известных субъектов (решение о распределении материальных фондов, о строительстве гидроэлектростанции и т.д.). Необходимо различать акты однократного действия, действие которых ограничено во времени (вынесение взыскания, награждение орденом), и акты длящегося действия, реализация которых представляет собой продолжительное правовое состояние или требует периодически повторяемых действий (регистрация брака, поступление в вуз, назначение пенсии и т.д.). Официальный характер правового акта накладывает определенный отпечаток на его внешнее оформление. В начале акта дается точное его наименование (приговор, приказ, постановление и т.д.), а в необходимых случаях предусматривается и самостоятельный заголовок. Другие необходимые атрибуты акта - дата и место издания, указание полного наименования органа, издавшего акт, подписи лица или лиц, официально уполномоченных принимать акты подобного рода. Изложение содержания акта обычно распадается на три части - описательную, мотивировочную и резолютивную. Государственная, в том числе и исполнительная, власть не может реализоваться сама по себе, она всегда должна воплотиться в конкретных действиях, которые представляют собой различные формы государственного управления. Содержание исполнительной власти, которым являются ее права и обязанности по государственному управлению, не может не получить внешнее выражение в действиях органов исполнительной власти, должностных лиц. Однако эти действия могут быть различными по характеру (например, чиновник повернулся на стуле и тяжко вздохнул). С правовой точки зрения интерес могут представлять только такие действия, которые влекут определенные последствия. Таким образом, формой государственного управления называются внешне выраженные действия органов исполнительной власти (их должностных лиц), осуществляемые в рамках его компетенции и вызывающие определенные последствия. Действий должностных лиц, влекущих последствия, может быть множество. Например, звонок главы администрации с просьбой выделить стройматериалы. Последствие такого действия налицо - материалы отпущены, но в данном случае они не имели правового характера, так как основывались на авторитете главы администрации, хотя, может быть, и входили в его компетенцию, а потому являлись формой государственного управления. Особую роль в процессе государственного управления играют такие действия должностных лиц, которые вызывают последствия юридического характера. Форм государственного управления с четко выраженными правовыми последствиями две: правовые акты управления и административно-правовые договоры. Надо заметить, что законодательством данная форма не урегулирована и широко не применяется. Правовой акт управления - это основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления. Правовой акт является подзаконным актом, т. е. издается на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, а кроме того, любых других актов, обладающих более высокой юридической силой. Правовой акт управления опирается на властные полномочия органов государственного управления, а потому предстает в виде одностороннего юридически властного волеизъявления, а точнее - предписания, носит императивный и обязательный характер, определяет правила должного поведения людей. При несоблюдении этого акта применяются меры государственного принуждения (например, меры административной ответственности). Правовой акт управления издается только полномочным органом государственного управления и от имени государства, а потому носит официальный характер. Правовой акт управления оформляется установленным способом. По форме акты могут быть письменные (большинство), устные, в форме конклюдентных действий (например, жест инспектора ГАИ). Кроме того, для правовых актов характерно соблюдение определенной процедуры принятия. Основной конституирующей чертой правового акта является его правовой характер, т. е. направленность на достижение юридических последствий. Такими юридическими последствиями может быть создание общеобязательных правил поведения (юридических норм), возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений. Кроме того, правовой акт может выступать основанием издания другого акта управления, играть роль доказательства при рассмотрении дел в судах, устанавливать порядок заключения гражданско-правовых сделок и т.п. Общие признаки правовых актов: 1. исходят от государства, связаны с его властными полномочиями; 2.являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы; 3. влекут юридические последствия, т.е. влияют на права и обязанности субъектов; 4. поддерживаются силой государственного принуждения. 1.2. Ненормативные правовые акты министерства обороны РФ, касающиеся военнослужащих Все правовые акты подразделяются на два вида: нормативные и ненормативные. Нормативный правовой акт - акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права. НПА является основным источником права в РФ. Ненормативный правовой акт - это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например: решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.). Ненормативным правовым актам свойственны следующие черты: • содержат обязательные предписания, не имеющие характера правовых норм; • эти предписания влекут юридические последствия: устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности участников общественных отношений; • предписания носят индивидуальный характер, т.е. обращены к индивидуально определенному лицу (физическому или юридическому) или группе лиц; • издаются по конкретному поводу (например, предоставление земельного участка, разрешение на возведение производственных помещений и др.). Ненормативный акт общего характера представляет собой результат реализации норм права. Примеры НАОХ - решение органа власти об амнистии, приказ о проведении профилактических прививок, решение налогового органа по результатам налоговой проверки. В учебнике "ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА", "... от норм права следует отличать ненормативные акты общего характера. Они создают целую серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты права, но они исчерпываются однократным исполнением (например, решение органа власти об амнистии, приказ о проведении профилактических прививок и т.п.)." Статья 13 ГК РФ определяет, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. На сайте ФНС России разъясняется: Исходя из общей теории государства и права под актом ненормативного характера подразумевается документ, составленный по установленным федеральным законодательством или ведомственными нормативными актами правилам и содержащий властное предписание государственных органов, органов местного самоуправления на совершение определенных юридически значимых действий, адресованное одному или нескольким (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности). В отличие от нормативного правового акта (документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение) ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем указаны. Зачастую ненормативный правовой акт также называют правовым актом индивидуального характера. Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, то есть его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения. Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением. В отличие от нормативных актов ненормативные акты не содержат правовых норм и не направлены на неоднократное применение. Можно сформулировать следующие отличительные признаки ненормативного правового акта: - ненормативные акты не устанавливают общих норм поведения, носят индивидуальный, определенный характер. Они принимаются во исполнение закона или иных норм права по организационно-распорядительным вопросам; - властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц; - обязательность исполнения властного предписания – один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта; - ненормативные акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер; - форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации. Предметом разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, то есть власти и подчинения. При этом, ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта, в случае, если, по мнению заявителя, такой ненормативный правовой акт незаконно возлагает какие-либо обязанности либо создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Ненормативные правовые акты могут признавать нормативные правовые акты недействующими либо утратившими юридическую силу, приостанавливать их действие. Что касается ненормативных правовых актов, то их основная функция - в качестве юридических фактов порождать конкретные правоотношения. То есть ненормативные правовые акты гораздо чаще, чем нормативные правовые акты, являются юридическими фактами. При этом ненормативные правовые акты порождают, как правило, относительные правоотношения. Глава 2. Оспаривание ненормативных правовых актов Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается в арбитражном суде на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ч. 2 ст. 197 АПК). Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В случаях, предусмотренных АПК, с таким же заявлением может обратиться в арбитражный суд прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные государственные органы (ч. 1, 2 ст. 198 АПК). Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК). Статьей 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия). Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно. Заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию (ч. 1, п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125, ст. 199 АПК), копия которого предварительно должна быть направлена ответчику перед обращением в арбитражный суд. В заявлении должны быть указаны: а) наименование арбитражного суда, в который подается заявление; б) наименование заявителя, его место нахождения; если заявитель является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; в) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); г) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; д) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); е) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); ж) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 199 АПК). К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК (документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления, уплату государственной пошлины либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления), а также текст оспариваемого акта, решения. К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. Действие оспариваемого акта, решения может быть приостановлено арбитражным судом по ходатайству заявителя (ч. 2, 3 ст. 199 АПК). Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ст. 329 АПК). Срок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных органов и должностных лиц - два месяца, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Для рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя установлен 10-дневный срок. Дело рассматривается судьей единолично (ч. 1 ст. 200 АПК). Суду предоставляется право признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание. Неявка этих лиц является основанием для наложения штрафа (ч. 3 ст. 200 АПК). Арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд может по своей инициативе истребовать от органа или лица, принявших оспариваемый акт, доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения (ч. 4, 6 ст. 200 АПК). В резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов и должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (ч. 4, 5 ст. 201 АПК). Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению (ч. 7, 8 ст. 201 АПК). Рассмотрим исторический аспект становления и развития института ответственности и оспаривания действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в России. Для России судебный пристав - фигура исторически традиционная. Упоминание пристава встречается уже в XIII в., преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Однако впервые в истории исполнения судебных решений вопросы ответственности судебного пристава - дисциплинарной, гражданской и уголовной - подверглись детальной регламентации лишь по Судебным уставам 1864 г. Судебные приставы несли наказание за всякий незаконный отказ в исполнении своих обязанностей, за промедление в доставлении порученных бумаг, за превышение власти и другие противоправные поступки. Особый интерес для настоящего исследования представляют элементы системы обжалования действий (бездействия) судебных приставов, так как они выкристаллизовались в конце XIX в. На неправомерные действия судебного пристава взыскатель мог подать жалобу в течение двух недель со дня совершения оспариваемого действия. Жалобы на неправильное исполнение решения и все другие, связанные с исполнением споры (за исключением споров, касающихся неправильного толкования решения суда судебным приставом) подлежали рассмотрению в суде, в округе которого исполнялось решение (ст. 962 УГС). Подача жалобы не приостанавливала действия пристава по исполнению, если только о приостановлении исполнительного производства не последовало специальное определение суда (ст. 965 УГС). В соответствии со ст. 966 УГС споры и жалобы по исполнению решения разрешались в особом сокращенном порядке, который предусматривал высылку противоположной стороне копии прошения и выслушивание этой стороны, если она явится к назначенному сроку. Наряду со взыскателем правом на жалобу обладали также должник и иные лица, интересы которых могли быть нарушены неправомерными действиями пристава. Фактически при исполнении решения должник мог воспользоваться следующими правами: обжаловать в суд неправомерные действия судебного пристава; взыскивать с пристава убытки, причиненные его неправомерными действиями. Убытки, причиненные неправомерными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению из внесенного им предварительно денежного залога, а при его недостаточности - из прочего имущества самого судебного пристава. В советский период специальных норм, устанавливающих ответственность судебных исполнителей, не существовало. Институт обжалования действий и решений судебных исполнителей носил формальный характер и на практике фактически не применялся. Анализ действующего законодательства об уголовно-исполнительном производстве позволяет сделать вывод о преемственности в организации современной службы судебных приставов с аналогичным институтом в дореволюционной России. С момента начала судебной реформы исполнение юрисдикционных актов было выведено за пределы компетенции судебной власти и отнесено к полномочиям исполнительной власти. Споры, связанные с обжалованием решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, являются разновидностью дел, возникающих из публичных правоотношений. Применительно к проблеме оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в арбитражном процессе особо актуальными являются вопросы о правовой природе дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений, о признаках, позволяющих отграничить административное судопроизводство от гражданского и выделить его в отдельный вид судопроизводства, о его исковом или неисковом характере. Поскольку при разрешении споров, связанных с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, судебной защите подлежат не только субъективные частные права и интересы должника и взыскателя, но и публичные интересы государства, заключающиеся в обеспечении законности и правопорядка в сфере исполнительного производства, процессуальный порядок разрешения обозначенных споров должен способствовать достижению баланса государственных и частных интересов. Обозначенная особенность предопределяет необходимость законодательного закрепления в качестве средства защиты прав и законных интересов сторон исполнительного производства административного иска с четкой детализацией его элементов. Административный иск применительно к исследуемой категории дел следует рассматривать как обращение взыскателя или должника в арбитражный суд первой инстанции с требованием защитить оспариваемое или нарушенное, по мнению этого лица, судебным приставом-исполнителем субъективное право, либо охраняемый законом интерес. В арбитражном процессе право на судебную защиту в суде первой инстанции реализуется сторонами исполнительного производства в форме заявления, хотя, по нашему мнению, природе этих дел больше соответствует предъявление административного иска. Право на предъявление заявления об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя возникает у заявителя при наличии тех же предпосылок, что и право на предъявление иска, с теми особенностями, которые характеризуют административное судопроизводство. Такими общими предпосылками являются: подведомственность; процессуальная правоспособность сторон; отсутствие по тому же делу вступившего в законную силу судебного решения или определения о прекращении производства, а также специальная предпосылка - соблюдение срока на подачу заявления (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). В качестве факта, препятствующего обращению в арбитражный суд, расценивается наличие в производстве судебных органов дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. Спор, возникающий из исполнительных правоотношений, не может быть передан на разрешение третейского суда, а поэтому соответствующие обстоятельства не являются предпосылкой права на предъявление заявления об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. АПК РФ 2002 г. изменил правила подведомственности, в том числе и при оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. В частности, в ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК в основу разграничения предметов ведения арбитражных судов и судов общей юрисдикции положен не критерий - кем выдан исполнительный документ, а критерий - спор должен быть связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью. В этом плане в сферу подведомственности арбитражных судов подпадают споры в сфере исполнительного производства, связанные с исполнением не только исполнительных документов, выданных арбитражными судами, но и других исполнительных документов, которые затрагивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, указанные в подп. 5 и 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Обжалование действий судебного пристава-исполнителя, совершенных им в рамках сводного исполнительного производства, возбужденного как на основании решений арбитражного суда, так и на основании решений суда общей юрисдикции, производится в суде общей юрисдикции. Административный иск состоит из тех же элементов, что и гражданский иск, то есть предмета и основания. Это относится также и к заявлению, которое закреплено действующим арбитражным законодательством в качестве средства возбуждения исследуемой категории дел. В спорах, вытекающих из исполнительных правоотношений, применяются как преобразовательные иски (заявления), так и иски о присуждении. Представляется, что незаконность конкретного акта, решения или действия судебного пристава-исполнителя может вытекать одновременно из нескольких обстоятельств. Во-первых, к обстоятельствам, обусловливающим незаконность оспариваемого акта, относятся нарушения процедуры принятия данного акта или несоблюдение требований к его форме. Во-вторых, судебный пристав-исполнитель может превысить свои полномочия, допустить нарушение материальных норм права, например, наложить арест на имущество, не принадлежащее должнику. Эти же обстоятельства могут быть положены в основание требований о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными. В указанных случаях заявление об оспаривании ненормативного правового акта или решений, действий судебного пристава-исполнителя должно содержать фактическое, а не только юридическое основание. Исключение составляет заявление о признании н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: