VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение конституционно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации, способы его приобретения и проблемы реализации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008555
Тема: Изучение конституционно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации, способы его приобретения и проблемы реализации
Содержание
АННОТАЦИЯ

Цель курсовой работы – изучение конституционно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации, способы его приобретения и проблемы реализации.

В работе проанализированы общие вопросы, касающиеся правового статуса личности. Раскрыта взаимосвязь конституционного статуса личности и других правовых статусов. Проведен сравнительный анализ понятия "беженец" в законодательстве РФ и международных правовых актах. Внесено предложение по изменению понятия "вынужденный переселенец". В курсовой работе исследован порядок приобретения и утраты статуса беженца и вынужденного переселенца, а также их конституционные права и обязанности. Проведен сравнительный анализ прав и обязанностей данных категорий лиц. Изучается проблемы, возникающие при реализации статуса беженца и вынужденного переселенца, а также обобщенная судебная практика по делам данной категории лиц. Выявлен пробел в административном законодательстве, касающимся реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев.

Структура работы обусловлена логикой развития темы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка из 20 наименований. Общий объем работы  31 страница.






ОГЛАВЛЕНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	4

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ	6

	1.1. Понятия "беженец" и "вынужденный переселенец"	6

	1.2. Приобретение и утрата статуса беженца и вынужденного переселенца	10

	ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ	15

	2.1. Конституционные права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев	15

	2.2. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев	21

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	26

	БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	29












ВВЕДЕНИЕ

Беженство является одной из самых острых гуманитарных проблем не только  для  современной России, но и для многих иностранных государств. 

Большое значение в законодательном закреплении статуса беженцев сыграл исторический аспект. В 1991 году, когда СССР прекратил свое существование, изменилась не только политическая карта мира. Распад привел к тому, что большое число русских и других русскоязычных граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств. Во многих таких государствах стали  ущемляться их права и свободы, в результате чего в массовых масштабах  началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Что касается беженцев в современной России, то на данный момент времени все внимание миграционного контроля Российской Федерации приковано к ситуации на Украине. Учитывая сложившуюся политическую обстановку в этой стране, Федеральная миграционная служба Российской Федерации обеспокоена значительно участившимися обращениями украинских граждан, просящих предоставить им убежище на территории России. "Ежедневно в территориальные органы ФМС России в разных регионах страны с ходатайствами о признании беженцами обращаются более тысячи граждан Украины". 

Однако не стоит забывать о проблемах, которые возникают в связи с увеличивающимся потоком беженцев. Вообще, существование такой категории людей, как беженцы, не только влечет правовые последствия для государств, которые их принимают, но и ответственность по их защите. Лицо, прибывшее на территорию Российской Федерации, после признания его беженцем, находится под опекой государства. 

Интерес к правовому вынужденных переселенцев возник в ходе резкого обострения межнациональных отношений, вспыхнувших на территории Российской Федерации также после распада бывшего Советского Союза. Этнические конфликты выдвинули в число актуальнейших государственных задач России правовое решение проблемы вынужденной внутренней миграции. 

Проблеме конституционно-правового статуса и правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России посвящены работы таких исследователей как А.А. Аванесова, А.А. Анищик, Е.Г. Белькова, В.А. Волох, М.Д. Оздоев, Е.А. Школяренко и др. 

Целью курсовой работы является определение конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца и проблем его реализации.

Задачи курсовой работы определяются поставленной целью и заключаются в следующем: 

определить специфику и содержание научных категорий, раскрывающих конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев ;

изучить конституционно-правовое регулирование правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;

путем сравнения проанализировать права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев , 

исследовать проблемы, связанные с реализацией конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца в Российской Федерации.

Нормативной базой курсовой работы послужили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, постановления Правительства Челябинской области.

	Для подтверждения теоретического материала в работе используются обзоры судебной практики.




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ 

1.1. Понятия "беженец" и "вынужденный переселенец"

Проблема беженцев будет существовать до тех пор, пока в мире не прекратится разрешение внутригосударственных и межгосударственных конфликтов с помощью силы. Мировое сообщество пытается по средством международных договоренностей создать беженцам определенные гарантии. Россия присоединилась к международным актам и приняла на себя обязательства по приему соответствующих лиц, признанию их беженцами и предоставлению им таких же экономических и социальных прав, что и другим иностранцам, законно находящимся на ее территории. 

Оказание помощи беженцам осуществляется на основе международных актов или (и) национального законодательства страны, воплощающего главные положения международных документов.

Специальным российским актом в данной сфере является Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О беженцах». Закон определяет беженца как лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В отношении ряда категорий лиц названный Закон исключает их признание беженцами, хотя и по разным основаниям. Это лица, с одной стороны, совершившие серьезные преступления, с другой — чьи права и обязательства признаются их государством, а также лица, пользующиеся защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Кроме того, российский Закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего постоянного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Понятие «вынужденные переселенцы» — изобретение российского законодательства. Международные документы в отношении лиц, которые вынуждены покидать насиженные места в силу угрозы их жизни, используют понятие «беженец». Однако беженцы — это иностранцы, оказавшиеся в силу обстоятельств на территории другого государства. Понятие «вынужденные переселенцы» относится к гражданам нашего государства, которые уезжают в Россию с заграничных территорий или из одного региона своей страны в другой, чтобы спасти себя и своих близких. Согласно Закону РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах»вынужденный переселенец —гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (п. 1 ст. 1).

Вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории: 1) иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ. Думается, второе положение может быть не совсем адекватным реальной ситуации — при огромных территориях гражданин может подвергаться преследованию и, соответственно, спасать себя в рамках одного и того же субъекта РФ.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах ее территории по названным выше обстоятельствам. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением ее гражданства, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.

Вынужденными переселенцами не признаются лица: совершившие преступление против мира, человечества или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством России; не обратившиеся без уважительных причин с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства; покинувшие место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, принципиальное различие вынужденного переселенца от беженца состоит в том, что вынужденный переселенец является гражданином Российской Федерации. Поэтому, исходя из наличия иностранной характеристики субъекта, лица признаются беженцами или вынужденными переселенцами. Беженцы являются субъектами международного частного права, а вынужденные переселенцы таковыми не являются.

1.2. Приобретение и утрата статуса беженца и вынужденного переселенца

Допустимы разные варианты обращения с ходатайством о признании беженцем: находящиеся за границей могут обратиться в наши дипломатические или консульские ведомства; прибывшие в Россию обращаются на границе в орган пограничного контроля; вынужденные незаконно пересечь границу РФ — в орган пограничного контроля, в орган внутренних дел или в орган ФМС России; пребывающие в России на законных основаниях — в ФМС России или ее территориальный орган. Однако органы пограничного контроля или органы внутренних дел передают соответствующие ходатайства в органы ФМС России.

Ходатайства о признании беженцами рассматривают: ФМС России — в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; территориальный орган ФМС России — в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ, в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства.

Решение о признании беженцем вручается или направляется лицу ФМС России либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. Если лицо находится вне пределов территории РФ, в решении указывается место пребывания данного лица и членов его семьи на территории. Лицу, признанному беженцем и достигшему 18 лет, ФМС России либо его территориальный орган выдает удостоверение установленной формы. Удостоверение действительно на всей территории РФ и является основанием для регистрации в установленном порядке лица, признанного беженцем, и членов его семьи в территориальном органе ФМС России на срок признания данного лица беженцем.

В соответствии с Федеральным законом «О беженцах» в прежней редакции (п. 9 ст. 7) лицо признавалось беженцем на срок до трех лет; при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, ставших основанием при признании беженцем, срок признания беженцем мог продлеваться территориальным органом ФМС России на каждый последующий год. Но по новелле от 12 ноября 2012 г. этот пункт утратил силу с 1 января 2013 г. Таким образом, можно говорить, что при принятии решения о признании лица беженцем срок не устанавливается.

Однако в Законе установлены основания утраты статуса беженца. Закон «О беженцах» предусматривает утрату и лишение лицом статуса беженца (ст. 9).

Утрата имеет место, если лицо получило разрешение на постоянное проживание на территории РФ, либо приобрело ее гражданство, снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности, восстановило прежнее или приобрело новое гражданство, либо прекратились обстоятельства, вынудившие лицо стать беженцем.

Возможно и лишение статуса беженца, это своего рода санкция, мера конституционно-правовой ответственности. Лицо лишается ФМС России либо ее территориальным органом статуса беженца, если оно: осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ. 

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем и уже покинувшее место жительства, обращается лично или через уполномоченного представителя с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. До оставления места жительства можно обратиться с ходатайством в ФМС России или ее территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в ФМС России или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных Законом РФ «О вынужденных переселенцах», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению переселенца.

Закон предусматривает возможность утраты и лишения статуса вынужденного переселенца. Утрата следует при прекращении российского гражданства, а также при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ; в связи с истечением срока предоставления статуса. Лишение лица статуса вынужденного переселенца осуществляет ФМС России или ее территориальный орган, если лицо умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

При получении отказа в предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца лицо имеет право обжаловать решение в установленном порядке.

Факт получения лицом, претендующим на получение статуса беженца или вынужденного переселенца, свидетельства о регистрации ходатайства, уже является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума социальных прав и льгот и возложения на него определенных обязанностей. После же получения свидетельства о регистрации в качестве беженца или вынужденного переселенца, лицо приобретает особенный правовой статус, в соответствии с которым может вступать в определенные правоотношения, иметь определенные права и нести определенные обязанности. 


ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

2.1. Конституционные права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев

"Конституционное право  предоставленная государством и закрепленная в его конституции возможность избирать вид и меру определенного поведения (действия или бездействия)". 

"Конституционные обязанности  это требуемые Конституцией Российской Федерации определенные виды и объем должного поведения человека. Посредством обязанностей правовой статус личности получает вполне завершенный вид, гармонично сочетая их с правами и свободами человека и гражданина". 

Оздоев М.Д. выделяет следующие принципы, исходя из которых осуществляется использование прав и выполнение обязанностей лицами, признанных вынужденными переселенцами или беженцами:

признание и гарантирование прав в соответствии с Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации,

взаимосвязь прав и обязанностей, закрепленных за лицами, имеющими рассматриваемый правовой статус,

недопустимость дискриминации вынужденных переселенцев и беженцев по признаку расы, религии или места происхождения,

приобретение статуса беженца или статуса вынужденного переселенца на основании решения уполномоченного государственного органа,

запрет произвольного лишения специального статуса по решению органа исполнительной власти,

запрет принудительного возвращения в места постоянного проживания.

Личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, в частности, вытекающие из брака, признаются при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем.

Щурова замечает: "Беженцы в Российской Федерации обладают 4-мя группами прав: личные права и права, вытекающие из семейных отношений, определенные законами страны его гражданства или страны его постоянного проживания; права, предоставляемые наравне с иностранными гражданами; права, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания; специальные права, предоставляемые исключительно беженцам. 

Закон "О беженцах" закрепляет достаточно большой объем прав, которыми наделяются лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ними члены семьи (статья 8). К ним относятся: 

• получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях; 

• получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ; 

• получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения; 

• охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; 

• пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья; 

• обеспечение медицинской и лекарственной помощью наравне с гражданами РФ; 

• получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами России; 

• работа по найму или предпринимательская деятельность наравне с гражданами России; 

• социальная защита, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации;

• обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации и т.д. 

У каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится. В силу этих обязательств, в частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, принимаемым для поддержания общественного порядка. На лицо, признанное беженцем, и прибывших с ним членов его семьи государство налагает следующие обязанности: 

• соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ; 

• своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом; 

• соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; 

• сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации; 

• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции и др. 

Поскольку вынужденные переселенцы, как правило, являются гражданами Российской Федерации, то они обладают всеми правами и обязанностями российских граждан. Вместе с тем, учитывая особенность их статуса, государство предоставляет им определенные льготы и наделяет дополнительными обязанностями. Таким образом, статус вынужденных переселенцев складывается из прав, принадлежащих им как гражданам Российской Федерации и комплекса специальных прав, предоставляемых исключительно вынужденным переселенцам законодательством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. 

Вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец также имеет право на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания

Вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. 

Вынужденные переселенцы, как граждане Российской Федерации, согласно ст.59 Конституции РФ, призываются на военную службу по достижении  возраста 18 лет. На беженцев это правило не распространяется. Исход  из того, что вынужденные переселенцы это граждане России, законодатель усиливает их социальную защищенность по сравнению с беженцами. Им предоставлены дополнительные права в сфере обустройства и получения жилья, социального обеспечения и т.д. В области социального обеспечения дополнительные льготы предоставляются вынужденным переселенцам из числа социально незащищенных категорий: многодетные семьи, одинокие матери, малообеспеченные граждане. 

Вместе с тем беженцы защищены международным законодательством и также обладают рядом специфических прав: 

право на получение услуг переводчика; 

содействие в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае нахождения их вне пределов ее территории; 

сопровождение их представителями территориальных органов ФМС и (или) представителями территориального органа внутренних дел в центр временного размещения и охрану в центре временного размещения в целях обеспечения их безопасности

В то же время, правовой статус и беженцев и вынужденных переселенцев очень схож, это обусловлено особенностью их социального и правового положения в обществе. 

Вынужденный переселенец или беженец вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, в том числе в одном из населенных  пунктов, предложенных ему территориальным органом миграционной службы. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны принимать меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца или беженца и членов его семьи на новом месте жительства. 

Таким образом, являясь субъектами правоотношений в области правовой защиты, беженцы и вынужденные переселенцы, как уже говорилось раньше, обладают общей и специальной правоспособностью. Помимо общего объема конституционных прав и обязанностей, предусмотренных для каждого индивида, права и обязанности этих категорий субъектов права регламентируется соответствующими законами о них.




2.2. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев

Нормативно закрепленные права беженцев и вынужденных переселенцев на практике редко могут быть реализованы. Среди таких социально незащищенных категорий как беженцы и вынужденные переселенцы выделены еще более незащищенные – одинокие пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери. Но и они в жизни часто не могут воспользоваться своими правами. 

Проблема безработицы остается актуальной и сегодня, несмотря на то, что за последнее десятилетие в этом вопросе сделано очень многое. 

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействуют реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев на занятость, профессиональную  подготовку (переподготовку) и повышение квалификации. Указанные категории могут обратиться в местные органы Федеральной службы занятости за содействием в трудоустройстве по профессии (специальности). В случае невозможности трудоустройства, независимо от срока проживания на территории РФ, они должны быть зарегистрированы в качестве безработных. Но реализация этого права в жизни часто затруднительна даже для граждан, а для вынужденных мигрантов становится трудноразрешимой проблемой. Кроме того, беженцы, являющиеся иностранными гражданами, имеют ряд ограничений в профессиональной сфере. 

Так, согласно Федеральному Закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане не могут работать нотариусами, прокурорами, патентными  поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных судов. В связи с этим, едва ли большое количество вынужденных мигрантов может рассчитывать на получение работы в соответствии с профессией и квалификацией. И, как следствие, не могут иметь доход, обеспечивающий им и их семьям достойный уровень жизни. 

Беженцам и вынужденным переселенцам может быть выдано единовременное денежное пособие, которое выплачивается особо нуждающимся в помощи и зарегистрированным в соответствии с установленным порядком. 

Однако размер предоставляемого пособия в действительности не адекватен тем материальным затратам, которые вынужденные мигранты вынуждены нести по переезду и обустройству на новом месте жительства. Так согласно Постановлению Правительства Челябинской области №85-П адресная помощь беженцам из Украины составляет всего лишь 100 руб. в сутки и максимально за 61 сутки, и предоставляется лишь несовершеннолетним, инвалидам и пенсионерам.

Оздоев М.Д. в своем исследовании отмечает, что существуют массовые нарушения их прав беженцев и вынужденных переселенцев:

принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ограничивающих права вынужденных переселенцев и беженцев;

неправомерный отказ органов исполнительной власти в предоставлении статуса беженца или статуса вынужденного переселенца, либо неправомерное лишение лица данного специального статуса;

ущемление отдельных прав, являющихся составными частями статуса беженца или статуса вынужденного переселенца.

Хотим заметить, что Федеральный закон "О беженцах", также как и Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" содержат положения о том, что лица, виновные в их нарушении, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако санкции за нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев в российском законодательстве отсутствуют. При этом как статус беженца, так и статус вынужденного переселенца предоставляется одной из наиболее социально уязвимых групп населения с целью их социальной реабилитации. На этом основании целесообразно установить административную ответственность должностных лиц за нарушение прав беженцев или вынужденных переселенцев, а также за неправомерный отказ в предоставлении специального статуса.

С другой стороны, на основе изучения судебной практики нужно отметить, что многие неправомерные действия исполнительных органов власти были обжалованы в суде и по многим были вынесены решения в пользу истцов. Данные судебные решения можно разделить на несколько категорий:

Пределы действия Федерального закона "О беженцах"

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О беженцах" данный Закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, Законом точно определен круг лиц и пределы действия данного правового акта.

Однако суд постановил, что при рассмотрении ходатайств о признании иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами территориальным миграционным службам следует анализировать не только причины, но и конкретные обстоятельства выезда заявителей из страны своей гражданской принадлежности.

Правило "безопасной третьей страны"

Территориальные миграционные службы при рассмотрении ходатайств лиц о признании их беженцами в Российской Федерации нередко отказывали им, не выясняя конкретных обстоятельств дела и возможности получения статуса беженца на территории иностранного государства.

Но суды не ограничивались оценкой безопасности третьей (транзитной) страны и проверкой того, является ли она государством  членом Женевской конвенции 1951 года о статусе беженцев, а анализировали не только положение заявителей в стране транзита, но и причины отсутствия возможности получить на территории этого государства статус беженца

Ограничение во времени для подачи ходатайства о признании беженцем

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О беженцах" одним из оснований для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу является пропуск срока подачи ходатайства о желании быть признанным беженцем лицом, вынужденным незаконно пересечь государственную границу Российской Федерации.

Однако эти сроки нередко не соблюдаются заявителями. Суды при рассмотрении дел данной категории выясняют причины их пропуска и являются ли они уважительными. 

Требование о представлении доказательств

Рядом территориальных миграционных служб Российской Федерации нередко принимались решения об отказе предоставления статуса беженца в связи с тем, что заявителями не были представлены доказательства о том, что в случае возвращения в страну своего происхождения заявители могли быть подвергнуты преследованиям.

Как следует из содержания Закона "О беженцах", гражданин обязан лишь сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем. В Законе нет указаний о том, что гражданин обязан представить доказательства, в данном случае, что причиной выезда с постоянного места жительства является совершение в отношении него насилия или преследование в иных формах либо имеется реальная опасность подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку национальной принадлежности.

Экстерриториальное действие определения статуса беженца

Обобщение судебной практики показало, что не всеми территориальными миграционными службами при рассмотрении ходатайств о предоставлении статуса беженца учитываются международные договоры Российской Федерации, которые, в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, применяются непосредственно, если им установлены иные правила, чем предусмотренные законом. Судебные решения были вынесены с пользу истцов.

Таким образом, несмотря на ошибки исполнительных органов власти относительно работы с беженцами и вынужденными переселенцами, указанные лица имеют реальную возможность отстоять свои права в судах и получить судебное решение с свою пользу при наличие на то веских обстоятельств.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав законодательство Российской Федерации в отношении вынужденных переселенцев и беженцев, можно сделать следующие заключения:

Общий конституционный статус присущ каждому, любому лицу, на законных основаниях находящемуся на территории Российской Федерации, и никак не поставлен в зависимость от наличия гражданства. Таким образом, необходимо выделить отдельно общий, конституционный статус, и отдельно статус гражданина государства.

Беженцы отличаются от обычных иностранцев тем, что они не пользуются дипломатической защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально и считаются его гражданами. Конституционно-правовая правоспособность беженца возникает с момента, когда он вступает в конкретные правоотношения с государством пребывания, в котором он желает получить убежище. Вынужденные переселенцы наделяются правоспособностью с момента рождения. 

И беженцы, и вынужденные переселенцы обладают право-, дееспособностью, как и граждане государства. Они также имеют абстрактную возможность приобретать права и нести обязанности в соответствии с законами Российской Федерации. Но объем прав и обязанностей определяется обладанием специаль.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44