VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изобразительная деятельность в системе коррекционно - развивающего обучения умственно отсталых детей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003896
Тема: Изобразительная деятельность в системе коррекционно - развивающего обучения умственно отсталых детей
Содержание
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
________________________________________________________
Институт детства
Дефектологический факультет
Кафедра олигофренопедагогика и специальная психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Изобразительная деятельность в системе коррекционно - развивающего обучения умственно отсталых детей»

Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Олигофренопедагогика»

Выполнила студентка группы 201                    Ишниязова Дина Ринатовна
Форма обучения: очная
Научный руководитель:                                     Тушева Елена Сергеевна


Дата представления работы: «______» __________ 2017 г. 
Оценка: _________________ 
Москва, 2017 год

Оглавление
Введение................................................................................................................. 
3
Глава 1. Роль изобразительной деятельности в системе обучения младших школьников с нарушениями интеллекта…………………………………...

5
1.1 Общая система понятий о изобразительной деятельности ……………
5
1.2 Влияние изобразительной деятельности на умственно отсталых школьников и какова цель обучения...........................................................

6
Глава 2. Изучение педагогической организации изобразительной деятельности в процессе обучения умственно отсталых детей …………....

14
2.1. Принципы обучения умственно отсталых и их реализация в процессе обучения изобразительной деятельности…...…....

14
2.2. Методы изобразительной деятельности в образовательных организациях и их реализация в изобразительной деятельности умственно отсталых детей…..........................

16
Заключение.............................................................................................................
22
Список литературы................................................................................................
24






     Ведение
     Чем раньше начат процесс коррекционно-развивающей поддержки ребенка с умственной недостаточностью, тем выше его эффективность, тем более значимо он сказывается на личностном становлении ребенка и перспективах гармоничного вхождения в социум.
     В основе формирования изобразительной деятельности у детей с разным уровнем умственной отсталости лежит процесс становления ее структуры и всех компонентов с опорой на достаточно раннее включение элементов учебной деятельности. В системе воспитания и обучения широко используется личный опыт ребенка, который становится основой для его социальных обобщений и находит свое отражение в продуктах детской деятельности.
     Мы полагаем, что изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитие имеет коррекционную направленность в том случае, когда становление продуктивных видов деятельности соответствует специфическим образовательным потребностям детей изучаемых категорий и занимает определенное место в комплексном коррекционно-развивающем воздействии. Обучение изобразительной деятельности основывается на усвоении детьми разнообразных знаково - символических средств. При этом ведущая роль принадлежит взрослому, однако степень его участия на разных этапах обучения и в работе с детьми разных категорий имеет различный характер.
     Как показано в фундаментальных исследованиях Л. С. Выготского, психическое развитие ребенка происходит в результате усвоения и присвоения им общественно-исторического опыта. Детское рисование в этом случае рассматривается в системе понятий «знак» и «символ». Природа рисования понимается как процесс овладения детьми символическими системами и знаковыми средствами, в которых знак выступает в роли обозначения и сообщения. Овладение знаком - есть овладение социальным средством, при котором у ребенка возникают способности к установлению различия и связи между обозначаемым и обозначением, к выполнению действия замещения, а значит и к возникновению знаковой функции сознания, являющейся продуктом культурно - исторического развития ребенка. Исследования В. С. Мухиной доказали, что изобразительная деятельность есть форма усвоения ребенком социального опыта. Особенно актуален этот подход к воспитанию детей с отклонениями в умственном развитии.
     Изобразительная деятельность используется в дидактических целях, т.е. в целях исправления недостатков познавательной, речевой, эмоциональной и двигательной сфер (главным образом моторики рук), развивая у учащихся аналитико-синтетическую деятельность, деятельность сравнения, обобщения, совершенствования умения ориентироваться в задании, планировать свою работу, последовательно выполнять рисунок.
     Психолого-педагогическое изучение особенностей графической деятельности умственно отсталых детей учеными, в значительной степени, способствовало научному обоснованию методики преподавания рисования в специальной школе. Обучение детей рисованию было признано одним из важных коррекционных средств. Отмечалось также, что изобразительная деятельность является важным фактором познания ребенком окружающего мира.
     Цель исследования: Обосновать роль изобразительной деятельности в системе обучения младших школьников с нарушением интеллектуальной сферы.
     Задача исследования: Определить принципы и методы педагогической организации изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью.
     Объект исследования: изобразительная деятельность младших школьников с нарушением интеллектуальной сферы.
     Предмет исследования: организационные аспекты обучения изобразительной деятельности младших школьников с нарушением интеллектуальной сферы.
     Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
     Дать характеристику младших школьников с нарушением интеллектуальной сферы; изучить принципы и методы педагогической организации изобразительной деятельности младших школьников с нарушением интеллектуальной сферы; показать влияние изобразительной деятельности на интеллектуальное развитие младших школьников с нарушением интеллектуальной сферы; провести экспериментальный урок рисования с младшими школьниками, имеющими нарушение интеллектуальной сферы; предложить рекомендации по совершенствованию педагогической организации детей с нарушением интеллектуальной сферы, на уроках рисования.
     Методы исследования: общелогические методы: анализ, синтез, сравнительный.
     Эффективность обучения может быть обеспечена лишь при условии поэтапного овладения детьми основными компонентами изобразительной деятельности, среди которых важнейшими являются определение цели, анализ условий задачи, усвоение способов выполнения задания, анализ его результатов, осуществление ребенком самооценки в процессе деятельности
     На современном этапе для педагогов одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с нарушениями интеллекта.
     Изобразительная деятельность, как один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития любого ребенка. Часто изобразительную деятельность детей называют «изотерапией», так как она позволяет любому ребёнку, независимо от его интеллекта без слов выразить свои мысли, свои желания, мечты.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Роль изобразительной деятельности в системе обучения младших школьников с нарушениями интеллекта
     1.1 Общая система понятий об изобразительной деятельности
      Изобразительная деятельность – это сложный комплекс познавательных процессов, интеллектуальных операций, специальных умений и навыков. 
             Изобразительная деятельность требует достаточно развитых движений рук: умение ими пользоваться, подчинять их зрительному контролю, т.е. осуществлять зрительно-двигательную координацию. Своеобразие моторики, несогласованность двигательных систем руки и глаза умственно отсталых детей, отмеченные многими исследователями Н.И. Озерецкий, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др., отрицательно сказываются на выполнении графических заданий. []
          Уроки изобразительного искусства в начальной школе являются одним из важных, если их правильно организовывать и создавать соответствующие педагогические условия. Через рисование происходит осмысление и закрепление образов окружающего мира, миропонимания, мироощущения, данный вид деятельности позволяет ребенку быть успешным, где он может реализовать свои умения, навыки, показать свою индивидуальность, укрепить свои позиции не только в коллективе своих сверстников, но и со стороны взрослого коллектива (родителей, родственников, учителей).
            Ведущая роль в создании рисунка принадлежит восприятию. Исследователями установлено, что познавательный характер детского восприятия, неразрывно связан с мышлением и речью.
            Специфика восприятия умственно отсталых детей отчетливо видна в изобразительной деятельности и, прежде всего, в передаче формы как ведущего признака изображаемого предмета.
     Также умственно отсталые школьники допускают многочисленные ошибки пространственного характера. Это проявляется в нарушение формы, пропорции, величин, конструкции изображения. Ошибки в работах умственно отсталых детей проявляются более резко, чем у нормально развивающихся школьников. Часто случается, что образец, включающий в себя несколько основных форм, в рисунке умственно отсталого ребенка превращается в скомканное изображение с лишними линиями, штрихами, пятнами, грязью. Учащиеся испытывают большие затруднения при начертании как прямоугольных, так и округлых форм. У младших умственно отсталых школьников поиски пропорций при изображении геометрических фигур полностью отсутствуют. 
            Особую сложность для умственно отсталых школьников представляет рисование с натуры. Большинство рисунков выполняется ими без учета требований инструкции и особенностей формы и величины изображаемых предметов. Вследствие слабого зрительного анализа дети-олигофрены воспринимают объект рисования недостаточно дифференцированно, а его свойства видят упрощенными. Из-за этого изображаемый ими рисунок, часто приобретает искаженный характер. Так как у детей отсутствует полноценное восприятие зрительного образа, это ведет к ошибкам графического образа. []
          Рисунки детей характеризуются повышенной элементарностью, то есть замедленным схематизмом: грубое искажение формы и пропорций, фрагментарность и излишняя геометризация, значительное количество нелепостей, «прилипчивость» к одному роду действий (моторные персеверации). 
          Пространственные отношения между предметами характеризуются значительным своеобразием. Учащиеся слабо ориентируются в направлениях графических элементов, не ориентируются, не видят и не замечают, как нужно проводить линии, что откуда начинается и где заканчивается.
          Умственно отсталые школьники плохо запоминают расположение предметов, поэтому дальнейшее изображение на бумаге может быть искаженным, или вовсе расположено произвольно, хаотично. Качество выполняемых работ ухудшается из-за отсутствия у детей должной пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги. При самостоятельной работе может наблюдаться смещение рисунка по горизонтальной и вертикальной оси.  []
          Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специальной коррекционно-воспитательной работе, направленной на преодоление недостатков, связанных с цветоразличением, подбором цветового материала, анализом и воспроизведением цвета и цветовых оттенков.
        Также из-за особенностей восприятия и специфики интеллектуальной деятельности умственно отсталые дети допускают ошибки в передаче окраски многоцветного предмета. Наиболее распространенной ошибкой является смешение светлых и темных тонов. Дети могут произвольно заменять цвета, а порой и вовсе закрашивать, не соответствуя натурной постановке. Нарушение цветового ритма – характерная особенность декоративных рисунков умственно отсталых школьников. []
     	В коррекционной работе с умственно отсталыми детьми изобразительная деятельность наиболее эффективное средство педагогической помощи, поскольку во время рисования задействуются многие психические процессы. Рисование всегда рассматривалось множеством исследователей как средство диагностического исследования, ибо рисунок – это «отпечаток» проявлений и развития детской психики. [Устинова-Баранова Л.А.] []
          Если детям с нарушением интеллекта не организовывать специальное обучение изобразительная деятельность фактически не возникает. У таких детей не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок.  У некоторых детей вне обучения все-таки появляются предметные рисунки, но они примитивны, фрагментарны, формы и пропорции искажены, нет целостного образа.
          Грошенков И.А. считает, что в связи с недоразвитием зрительно-двигательной координации и с моторными трудностями, техника изображения очень примитивна. Цвет дети не используют как средство отображения окружающего мира и способ выражения чувств и эмоций. []
          Перед учителем изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе стоит задача не столько научить ребенка рисовать, а скорее в процессе занятий изобразительным творчеством исправить по -максимуму недостатки развития, которые присущи умственно отсталым учащимся. (Головина) []
     Умственно отсталые дети крайне некритичны в оценке собственных рисунков и рисунков других детей.
     
     1.2 Влияние изобразительной деятельности на умственно отсталых школьников и какова цель обучения
     Продуктивная деятельность (изобразительная и конструктивная) возникает в норме у детей в дошкольном возрасте. Результатом продуктивной деятельности является продукт, отражающий тот объект, который они воспринимают как в целом, так и в его свойствах. Именно поэтому продуктивная деятельность способствует больше других развитию восприятия, так как, для того чтобы правильно нарисовать предмет, нужно его правильно увидеть и представить себе.
     Предметные рисунки появляются у нормально развивающихся детей к концу третьего года жизни, они примитивны и схематичны, отражают только то, что значимо для ребенка. С возрастом дети начинают отображать в своих рисунках более адекватно предметы, ситуации, сюжеты. Появляется стремление использовать цвет как средство выразительности и передачи. Дети начинают создавать рисунки, передавая в них впечатления и события, произошедшие в жизни.
          Продуктивная деятельность способствует не только развитию восприятия и представлений ребенка, она также требует развития моторики, зрительно-двигательной координации, развития мышления, анализа объекта, выделения главного, создания отношения персонажей сюжетных рисунков. Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие личности ребенка – учит сосредоточению, доводить начатое до конца, развивает умение планировать и оценивать результаты своей деятельности, воспитывает самоконтроль.
          Подавляющее большинство учащихся коррекционной школы любят рисовать, особенно учащиеся младших классов. Эта заинтересованность присуща не только урокам изобразительного искусства, но и внеклассной работе, когда дети рисуют самостоятельно. Во внеклассной деятельности учащиеся рисуют, как правило, то чему научил их учитель во время уроков изобразительной деятельности, потому что для умственно отсталых детей обучение рисованию более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено наличием меньших возможностей самостоятельного понимания, осмысления и сохранения полученной информации из окружающего мира.
     Для развития мышления учащихся необходимо прежде всего формировать у них способность наблюдать. Это требование дидактики является очень важным. У умственно отсталых школьников же отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Все это ставит перед коррекционной школой задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов. 
     Сенсорное воспитание - это чувственное знакомство с предметами и их свойствами. У умственно отсталых школьников есть множество сенсорных недостатков, они преодолеваются в ходе обучения, при котором данные детям упражнения включают в себя сложные виды деятельности, рисование же имеет тот самый положительный эффект обучения. Для овладения умений и навыков рисования требуется осуществление сенсорного воспитания. Это происходит за счет изучения и обучения величин, цветов и структуры предметов. Для этого в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы. В результате обучения нечеткие, слабо-дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными и полными. В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Чем запас правильных представлений больше, тем они лучше способны познавать окружающий мир.
     Учащийся должен выполнять ряд интеллектуальных операций в ходе изобразительной деятельности это помогает: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д.
     В процессе занятий рисованием указанные выше недостатки у детей сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые предусматривают выработку согласованной, координированной деятельности анализаторов; эти упражнения в значительной мере развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твердость. Развитие одновременной работы руки и зрения является отличной базой для развития и дальнейшего обучения письму.
     Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере учащихся. Получить положительные результаты в развитии и воспитании личности умственно отсталых школьников в процессе изобразительной деятельности можно соблюдая соответствующие психолого-педагогических условия. Одним из таких условий является использование подходящей под ребенка методики и адекватных коррекционно-развивающих приемов. 
     Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий рисованием учащиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Рисование способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.
     Исходя из вышеизложенного материала, можно сказать, что рисование – развивающая деятельность, которая благоприятно влияет не только на интеллектуальное развитие, но и на развитие физических процессов, эмоционально-волевой сфере. Но здесь, так же, огромное значение имеет правильная организация урока. При правильно составленном занятии в ходе целенаправленных занятий рисованием учащиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Рисование способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления. В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир.
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 2. Изучение педагогической организации изобразительной деятельности в процессе обучения умственно отсталых детей
     2.1. Принципы обучения умственно отсталых и их реализация в процессе обучения изобразительной деятельности
     Изобразительная деятельность используется в дидактических целях, т.е. в целях исправления недостатков познавательной, речевой, эмоциональной и двигательной сфер (главным образом моторики рук), развития у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения, совершенствования умения ориентироваться в задании, планировать свою работу, последовательно выполнять рисунок. То есть можно сказать, что изобразительная деятельность органически включена в учебно-воспитательный процесс младших школьников с особенностями психофизического развития, поэтому организация изобразительной деятельности будет основываться на принципах, которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции. Естественно, что в специальной школе общедидактические принципы обучения общей педагогики реализуются с учетом особенностей всего учебно-воспитательного процесса, и в первую очередь его коррекционной и практической направленности. Основные дидактические принципы специальной школы выглядят так:
     Принцип развивающего обучения. Данный принцип направлен на всестороннее развитие личности ребенка. Это развитие потенциальных умственных и физических возможностей ребенка в определенно созданных педагогических условиях. Для большей эффективности умственного и физического развития школа создает следующие условия обучения:
     1. Обеспечивает на протяжении довольно длительного пропедевтического периода (по сравнению с массовой школой) подготовку своих учеников к усвоению системы общеобразовательных и профессионально-трудовых навыков. С первых дней поступления умственно отсталого ребенка в школу из-за отсутствия необходимых навыков он не способен к длительной целенаправленной учебной деятельности. Поэтому на первых годах обучения коррекционно-воспитательная работа с ребенком является ведущей, основной. У детей воспитываются навыки поведения в школе, коллективе, а также навыки самообслуживания.
     2. Мощным средством в системе коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на умственное развитие детей в специальной школе, является трудовое обучение и воспитание. Ручная предметная деятельность на ранних годах обучения как более конкретная и более доступная для понимания предшествует включению умственно отсталого ребенка в процесс обучения. Между общеобразовательной работой школы и профессионально-трудовым обучением должна быть тесная взаимосвязь, стимулирующая умственное и физическое развитие учащихся. Например, изобразительная деятельность.
     Принцип воспитывающего обучения. Он включает в себя несколько направлений, главный -  коррекция умственного развития. Данный для изучения материал изучается и усваивается на основе индивидуальных умственных возможностей ребенка, что в свою очередь играет значительную роль в формировании его личности, оказывая на него всесторонние влияние. Учитель для этого должен выполнять определенные требования, на каждом уроке он должен создавать условия, способствующие коррекции и развитию умственной деятельности, стремясь к обобщениям, формируя у учащихся представления об окружающем мире. Учитель связывает содержание обучения с жизнью ученика, его поведением, интересами, склонностями, потребностями; каждый урок должен быть включен в систему коррекционно-воспитательной работы.
     Принцип наглядности обучения. В современной коррекционной школе все большее значение приобретают технические средства обучения (ТСО), включая самые современные - персональные калькуляторы и компьютеры. Используются такие технические средства, как кино, телевидение, диапроекторы и другие, которые по существу могут передать любую ситуацию, эпизод, показать связи, зависимости, строение объектов и т.д. Все большее место в учебном процессе занимают кино и телевидение, так как сближают учебный материал с представлениями о самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем и внутреннем, близком и далеком, знакомом неизвестном. Учителю нужно уметь использовать эти технические средства. Важное значение в школе имеет выбор наглядности. На первых годах обучения детей в школе предпочтение отдастся реальным предметам, игрушкам, ярким, привлекательным картинкам, иллюстрациям. На старших годах обучения характер используемой наглядности меняется: она становится схематичной, обобщенной ?11, с. 38 – 42?. Особенно широко принцип наглядности обучения используется в изобразительной деятельности.
     Принцип сознательности и активности в обучении. В первую очередь развивает познавательные интересы у детей. В коррекционной школе, особенно в младших классах, активность и сознательность в обучении формируются у учащихся только благодаря профессиональным навыкам учителя. На первых порах обучения в школе, прежде всего, необходимо формирование у учащихся интереса к учебному материалу в нашем случае рисованию. С этой целью используются различные виды наглядности, игры, сюрпризные моменты, поощрения. Школьники лучше усваивают материал, имеющий для них личностную значимость, поэтому необходимо связывать изучаемый материал с личным опытом учащихся.
     Принцип индивидуализации в обучении. Классно-урочная форма организации учебных занятий предполагает совместную, коллективную учебную деятельность. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических и возрастных особенностях развития детей. Нужно знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли, чувств и других свойств того или иного контингента учащихся, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что школьники в состоянии понять и усвоить содержание урока. Но также ученик, помимо общих имеет и индивидуальные свойства, он мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Психофизические причины аномального развития еще более углубляют индивидуальные особенности личности. Вот почему индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность.
     Принцип дифференцированного подхода в обучении. В олигофренопедагогике этот принцип реализуется в двух направлениях. Во-первых, дифференцированный подход к содержанию образования в зависимости от социально-экономических, географических, исторических, этнических и других условий региона. Такой подход, с одной стороны, позволяет лучше использовать индивидуальные особенности и возможности учащихся, а с другой стороны, наиболее адекватно использовать их профессионально-трудовую подготовку в промышленности или сельском хозяйстве. Во-вторых, разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости. Обычно таких групп бывает три: сильная, средняя и слабая. Выделяются также специфические дидактические принципы, которые используются только в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. К ним относятся:
     - принцип коррекционной направленности обучения,
     - принцип профессионального характера трудового обучения,
     - принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки,
     - принцип опоры на сохранные анализаторы.
     Принцип коррекционной направленности в обучении предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер, учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. В специальной (коррекционной) школе помимо предметов общеобразовательной подготовки введены специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим, социально-бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту. На каждом уроке общеобразовательного цикла решаются также и коррекционные задачи, которые чаще всего связаны с содержанием изучаемого учебного материала. При этом учитель осуществляет коррекцию целенаправленно. Задания постепенно усложняются. Необходимо избегать формальной постановки коррекционных задач урока, важно представлять, как будет реализована поставленная задача, на каком материале. Специфическим дидактическим принципом в специальной (коррекционной) школе является профессиональный характер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллекта обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра, швей, штукатура-маляра, мойщика окон, озеленителя, санитарки и другим. На это отводится много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближены к производственным. По окончании специальной (коррекционной) школы, учащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд. Таким образом, заканчивая школу, выпускники имеют профессию, которая помогает им занять свое место в обществе. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной (коррекционной) школе обеспечивается направленностью всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения учебного материала по труду.
     Принцип опоры на сохранные анализаторы.  Для того чтобы сформировать представления о предметах и явлениях окружающего мира, необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы. Педагог должен предлагать учащимся не только рассмотреть предмет, но и ощупать его, послушать, как он звучит.
     Как отмечалось выше, изобразительная деятельность используется в дидактических целях, т.е. в целях исправления недостатков познавательной, речевой, эмоциональной и двигательной сфер (главным образом моторики рук), развития у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения, совершенствования умения ориентироваться в задании, планировать свою работу, последовательно выполнять рисунок. В связи с этим она должна основываться на всех вышеперечисленных принципах организации учебно-воспитательного процесса. Учащиеся специальной школы располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно использованы на уроках изобразительного искусства. Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на уроках рисования, первостепенное внимание уделяется тому, чтобы, обучая, исправлять, корригировать недостатки психики учащихся. Для этого нужны такие дидактические приемы и методы, которые имеют специальное назначение и без которых невозможно эффективное проведение коррекционной работы. В связи с этим можно говорить о том, что в дидактике специальной школы имеет право на самостоятельное существование особый специфический принцип - принцип коррекционной направленности обучения. Этот принцип применительно к занятиям рисованием в специальной школе состоит в том, чтобы содействовать преодолению существенных недостатков познавательной деятельности учащихся путем формирования и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве и умения находить в предметах существенные признаки, а также устанавливать существующее между ними сходство и различие. Принцип коррекционной направленности обучения предполагает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций, и прежде всего процессов анализа, синтеза, сравнения, а также умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка. Благодаря успешной реализации этого принципа у детей совершенствуются зрительно-моторные координации, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере. Решающее значение для реализации этого принципа на уроках изобразительного искусства имеет система способов, методов обучения и воспитания. Методы обучения можно рассматривать с точки зрения дидактики (раздела педагогики) более или менее обобщенно, а также методики определенной учебной дисциплины, отдельных разделов, тем, отдельных уроков или определенной части урока. Рассмотрим основные методы, которые используются в педагогической организации изобразительной деятельности младших школьников с особенностями психофизического развития.
     Беседа как метод обучения представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование к использованию этого метода - строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы (главные, второстепенные и дополнительные) должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора. Степень трудности вопросов, задаваемых умственно отсталым детям, должна быть различной. Временные, пространственные, причинно-следственные отношения воспринимаются ими с большим трудом, следовательно, вопросы, которые будут направлены на выявление этих отношений, потребуют от учителя особого внимания. Учитель должен очень внимательно относиться к ответу учеников и не оставлять без исправления ни одной допущенной ошибки или неточности. Умственно отсталые дети часто готовы ограничиться однословными ответами утвердительного или отрицательного характера. Необходимо, чтобы ученик отвечал развернутой фразой с использованием лексики вопроса. Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка вести беседу, правильно строить свое сообщение или рассказ, исчерпывающе подробно отвечать па поставленный вопрос. Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой - учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту. Демонстрация объекта может предварять либо завершать овладение учащимися учебным материалом. Учитель показывает детям картинку и просит ее описать. Или же в процессе объяснения формирует у учеников какое-либо понятие, а затем демонстрирует его изображение, уточняет и исправляет представление учащихся. Во втором случае активность учащихся будет значительно выше, элементы самоконтроля проявятся ярче. Первые демонстрации, с которыми учитель обращается к учащимся, - это демонстрации натуральных объектов, способствующие развитию представлений и понятий учащихся об о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44