VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История зарождения и развития Марийского государственного университета, его достижений и традиций

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011020
Тема: История зарождения и развития Марийского государственного университета, его достижений и традиций
Содержание
Введение



Роль и значение Марийского государственного университета в истории национальной науки, просвещения, культуры трудно переоценить: с момента своего создания университет был призван реализовывать три основных назначения: интеллектуальное, социальное и образовательное; но в современных условиях постоянной трансформации общественной жизни многие вузовские традиции и функции высшего образования в значительной степени оказались измененными.

Сегодня встает вопрос о необходимости вспомнить и проанализировать историческое прошлое университета, чтобы осмыслить накопленные им интеллектуальные, научные и культурные традиции. От того, как общество сумеет распорядиться доставшимся ему наследством, во многом зависит не только настоящее, но и будущее национального высшего образования и, в частности, судьба Марийского государственного университета. В целом актуальность исследования обуславливается  отсутствием комплексного монографического исследования на заданную тему, включающего полное освещение жизни Марийского университета в 1972-2016 гг.

Университетскому вопросу применительно к истории российских университетов и Марийского университета в частности уделялось должное внимание в отечественной исторической науке. 

Сама постановка темы - исследование истории конкретного университета, не нова. Начало ей было положено в трудах дореволюционных авторов.Самостоятельное звучание в советской историографии она получила с 1930-х гг., с момента появления двухтомного сочинения М.К. Корбута, посвященного истории Казанского университета. Незадолго до начала Великой Отечественной войны увидели свет коллективные «Очерки истории Московского университета», а после войны работа историков в этом направлении продолжилась с большим энтузиазмом: в 1955 г. в связи с 200-летним юбилеем Московского университета был подготовлен и опубликован капитальный двухтомный труд, детально освещавший все грани его двухвековой истории. Следом за ним аналогичные издания появились и по истории других российских университетов. Все указанные издания, сформировали общую методологическую копилку изучения истории отдельных университетов.

Историография Марийского университета как в количественном, так и в качественном отношениях заметно уступает как старейшим русским университетам, имеющим богатое прошлое, так и возникшим позже него, например, Казанскому. Сам университет в МАССР появился только в 1972 г. 

Поэтому авторов дореволюционного и советского времени, изучающих вопросы высшего образованияв Марийском крае больше интересовали проблемы просвещения и образования марийского народа в целом.

Так, сочинение дореволюционного автора И.Н. Смирнова, на основе исследования этнографического материала о народе мари, показывает проблему обучения мальчиков и девочек мари средствами школ для инородцев, которые курировались православной церковью, позже земствами и Министерством народного просвещения. Некоторые сведения на эту же тему можно найти у Н.Н. Фирсова. Авторы В. Чарнолусский и Н.В. Чехов представляют материал об организации земствами народных школ.

Писателям 1930-х гг. было свойственно критически относиться к попыткам дореволюционных просветителей «просвещать инородцев», хотя они отдавали должное энтузиасту, педагогу Казанского университета и миссионеру Н.И. Ильминскому, который разработал варианты обучения «инородцев».

Писатели советского времени 1960-1970-х гг. делали акцент на исследовании культуры Марийского края (куда входили вопросы образования), анализе направлений просветительского движения дореволюционной марийской интеллигенции, много писали о всплеске энтузиазма у мари на волне революций 1917 г., когда собирались съезды мари, обсуждавшие, в том числе, организацию образования народа на новых началах.

Однако вопросам университетского образования указанные авторы не уделяли должного внимания. В основном их труды содержали статистические сведения: такое-то количество школ, открылся такой-то институт или курсы. Также освещались вопросы открытия педагогического и лесотехнического институтов в Йошкар-Оле, возможности обучения марийской молодежи в соседних республиках и столичных городах.

С начала 1990-х гг. марийская наука пережила настоящий бум в исследовании темы о возможностях высшего образования в Марийском крае и о Марийском государственном университете. Правда, одни авторы традиционно продолжали исследовать  привычные темы о просветителях Марийского края, о деятельности земств, законодательном обосновании вопросов образования нерусских народов в царское время, но, благодаря архивным данным и исчезновению идеологического диктата, получили возможность освещать перечисленные темы разносторонне. Например, анализом марийского национального движения занимались Р.И. Чузаев, К.Н. Сануков. А также выпускались обобщающие работы по вопросам образования народов Марийского края до революции (например, И.В. Алметева), вопросам высшего образования в период СССР (например, А.С. Белоножкин). Другие авторы открыли начало процессу исследования вопросов по истории зарождения Марийского университета. Сам университет стимулировал через студентов написание научно-студенческих работ по истории университета, предлагая использовать материалы музея университета и материалы местной прессы 1971-1972 гг. об открытии университета. 

Отметим, что авторов начала 1990-х гг. (то есть времени образования Российской Федерации, после распада СССР) волновали вопросы выживания университета в эти непростые годы, а также ученые с энтузиастом обсуждали на конференциях новые возможности, которые открываются перед университетами во время реформ: Б.В. Голубев указал, что надо расширить гуманистическое направление вуза; В.П. Ившина, К.Н. Санукова, В.С. Соловьева волновали вопросы расширения возможностей вуза по воспитанию национальных кадров. А.В. Краснов предлагал изменить классическое направление целей университета и превратить его в региональный центр культуры.

Е.Н. Хлебникову и Е.Н. Мустаеву принадлежит роль «первооткрывателей» в вопросах зарождения Марийского государственного университета. На основе архивных данных и свидетельствах очевидцев они обобщили действия республиканских инициаторов по созданию государственного университета в МАССР. В дальнейшем тему по хронологическим периодам должны были бы развить другие поколения ученых, но она почему-то выпал из их поля зрения. В целом, в литературе по истории Марийского государственного университета главный акцент делался на выяснении места и роли университета в советской системе народного образования. Другие вопросы, в частности, трансформация функций университета в 1990-е гг., последствия реорганизации университета в XXI веке остались за рамками внимания авторов вплоть до 2011 г. Последним крупным историографическим достижением можно назвать два научных труда: обобщающую монографию коллектива ученых самого Марийского государственного университета об этом университете, выпущенную в 2011 г. в честь 80-летия университета (включая его период МГПИ, с1931 по 2011 гг.); и монографиюА.Г.Иванова о Царевококшайске в XVI-XVIII веках, дополняющей неизученные страницы жизни города, в том, числе, по культурно-образовательным вопросам. 

Таким образом, не смотря на то, что изучаемая тема привлекала внимание указанных ученых,  считать, что данная проблема на сегодня полностью и окончательно изучена, пока еще рано.Все указанные труды, несомненно, внесли существенный вклад в общую копилку изучения истории Марийского государственного университета. Так, качественно представлен в литературе этап подготовительной работы по созданию университета; хорошо освещен год открытия университета (его научная и ресурсная база на тот момент, формирование целей и планов); история университета доведена до 2011 года. 

Однако, создание стройной картины жизни вуза на современном этапе (с 2011 г. по 2017 г. - обобщение фактов и анализ этой картины) остались за рамками внимания авторов. 

Словом, есть внушительный фактический материал по исторической жизни университета, и настала пора обобщить и проанализировать данный материал, выявить проблемы университета (возможно), озвучить достижения, указать на традиции, которые следует сохранить или возродить (вероятно). 

Объектом исследования в дипломной работе являются  социальные отношения между участниками процесса вокруг проблемы зарождения и развития Марийского университета.

 В предмет исследования дипломной работы входят вопросы исторического просвещения народов Марийского края достижения отечественной культуры; правовые вопросы создания университета, фактическая база развития университета в 1972-2016 гг. 

Цель исследования дипломной работы – попытка создания комплексной картины истории зарождения и развития Марийского государственного университета, его достижений и традиций. 

Исходя из поставленной цели, можно выявить следующие задачи дипломной работы:

Проанализировать научный материал о возможностях образования для народов Марийского края в Российской империи до 1917 г.

Рассмотреть процессы открытия  учебных заведений в Марийском крае в советское время в целом и причины основания Марийского государственного университета в частности;

Описать цели и действия республиканского и союзного руководства по созданию Марийского государственного университета;

На основе печатных данных дать характеристику начальному процессу открытия университета: общественному резонансу вокруг открытия вуза; правовой, научной и ресурсной базам, представлениям о перспективах университета;

На основе архивных данных создать картину жизнедеятельности вуза до конца XX в.: от развития Марийского государственного университета в советское время по период трансформации после 1991 г.;

Используя информативную базу из разных источников (литература, пресса, интернет-сайты), проанализировать жизнь университета Марий Эл на современном этапе.

Представленная работа базируется на широком круге источников, который можно условно разделить на три группы, имеющие специфические черты и особенности.

К первой группе источников относятся правовые документы, которые раскрывают правовую базу по созданию и функционированию учебных заведений в Марийском крае до революций 1917 г., правовые основы развития учебных заведений в МАО, МАССР, РМЭ и правовые рамки функционирования разных сторон Марийского государственного университета:

- Официальные  нормативно-правовые акты царского правительства о начальных школах и гимназиях, народных училищах и семинариях, университетах, в том числе по вопросам просвещения и обучения «инородцев» (указы, положения, уставы) - Устав об управлении инородцев. 22 июля 1822 г., Положение о начальных народных училищах 1864 года (дополненное в 1874 г. и в последующие годы) и др.;

- Материалы Министерства народного просвещения (до 1917 г.) – например, доклады, на основе которых затем Министерством выпускались указания, правила и пр.;

- Правовые акты советских Министерств высшего и среднего специального образования (СССР, РСФСР) по созданию вузов в Марийском крае и Марийского государственного университета; правовые акты современного Министерства образования и науки РФ, Министерства образования РМЭ о реформировании Марийского государственного университета;

- Устав Марийского государственного университета 1973 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Ко второй группе источников относятсяархивные данные об образовании и функционировании Марийского государственного университета (приказы, просьбы в Министерства, материалы о вступительных экзаменах, переписка по вопросам реорганизации факультетов и кафедр и пр.), словом, все то, что иллюстрирует деятельность Марийского государственного университета на протяжении его существования.

Третью группу источников представляют материалы первых съездов мари (протоколы заседаний, доклады, резолюции), благодаря которым формируется картина о чаяниях марийской интеллигенции первой трети XX века по вопросам просвещения марийского народа путем начальной, средней и высшей школы.

К четвертой группе источников отнесем материалы прессы советского, постсоветского и текущего времени (из газет «Правда», «Марийская правда», «Молодой коммунист» и др.), которые фиксировали значимые события в жизни Марийского государственного университета: открытия факультетов и планы в отношении них, жизнь марийских студентов во время учебы, производственных и иных практик, общественная работа и досуговая деятельность студентов и т.д.

Пятую группу источников составляет фактологическая база с интернет-порталов, где размещается самая свежая информация о происходящих событиях в жизни университета Республики Марий Эл.

Кроме того, привлекались вспомогательные источники (документы разного характера (например, об образовании МАО), выступления заинтересованных лиц (например, выступление В.В. Путина) и другие), которые характеризуют изучаемую эпоху.

Таким образом, имеющиеся источники и научная литература позволяют раскрыть тему во всем многообразии ее вопросов и задач.

Методологической основой исследования является принцип историзма, включающий в себя объективный отбор фактов, анализ конкретных исторических событий и их последствий на фоне изучения глубинных тенденций жизни страны, преобладающих в исследуемый период.

Исследование основывалось на историческом, сравнительно-правовом, логическом и других методах научного исследования.

Практическая значимость работы состоит в попытке, на основе архивных данных, правовых и иных документов, монографических исследований,  публикаций прессы осуществить комплексный анализ истории зарождения и развития Марийского государственного университета, реализации им обучающей, исследовательской, профессиональной, сервисной, культурной и гуманистической функций. Материалы работы могут быть использованы при написании последующих научных работ по  университетскому вопросу, на семинарских и практических занятиях.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы. В первой главе проводится анализ возможностей образования народов Марийского края до открытия Марийского государственного университета (дореволюционный период, советский период до 1972 г. – год открытия университета). Во второй главе освещается подготовительная работа по созданию Марийского государственного университета и его открытие в 1972 г., планы по его деятельности. В третьей главе исследуется жизнь вуза в советский, постсоветский и современный периоды.



































1.Развитие образования в Республике Марий Эл до 1972 г.

1.1.Возможности образования для народов Марийского края в Российской империи



XVI и XVII века - это время проникновения в Марийский край русских обычаев, христианской веры, хозяйственных навыков и пр..В XVII веке фактор пограничья с Россией для Марийского края отошел в прошлое: города-крепости стали уездными городами, в которых сосредоточились местные органы управления, жили мари и русские поселенцы. Часть коренного населения края ушли в другие регионы страны.

Положение «инородцев» в русском государстве окончательно определило принятие в 1822 году «Устава об управлении инородцев» (действовало до 1917 г.), по которому: «Все вообще оседлые инородцы сравниваются с россиянами в правах и обязанностях по сословиям, в которые они вступят». «Устав» позволял коренным народам открывать свои школы и училища, отдавать детей в русские школы.

Все нововведения государства в области образования распространялись на национальные окраины. Все начинания в столичных городах рано или поздно доходили до провинции. В Марийском крае проводником просвещения был г. Казань. В 1804 г. в Казани был основан университет. В этом городе работали духовная и учительская семинарии.

Однако для инородцев дело образования изначально распадалось на две области: или обучать детей в русских школах, или образовывать свои школы. Тем самым, образование национальных народов имело свои особенности. В частности, инородцев власти всячески старались христианизировать.

При Петре I  и Елизавете Петровне миссионерам рекомендовалось привлекать инородцев к крещению «великого государя милостью и льготными годами» (привилегии от податей). В правление Петра I им ставились задачи по просвещению и обучению разных слоев населения. При Петре I из новокрещеных черемис было взято 32 мальчика, которые должны были сделать священниками под опекой митрополита Казанского, но  ученики частью умерли, частью разбежалась, новые - не поступали. Со смертью царя школы по всей России пережили упадок, однако традиция приготовления детей из инородцев в священники вошло в круг деятельности, в том числе, Казанской духовной семинарии.

Так, в 1734 г. архиепископ Илларион Рогалевский создал проект 4-х инородческих школ в Казанской епархии и при поддержке Синода стал воплощать его в жизнь. В Царевококшайске открылась школа для луговых черемис с двумя учителями. Проект подразумевал обучение крещеных и некрещеных детей. Последних, для начала, обучали грамоте. Грамотных и крещеных - по книгам, необходимых для будущих священников. 30 учеников должны были жить на казенном содержании под присмотром смотрителя и лекаря. Учителями должны были быть лица, знающие инородческие языки, чтобы дети не забывали свой язык. Но и эти школы недолго продержались без поддержки от правительства: ученики голодали, школы пришли в упадок. Царевококшайская школа в середине 1750-х годов была переведена в Казань. С этого времени и до реформ Александра II1860-х гг. просветительских попыток в виде планового обучения для инородцев под эгидой государства или духовного ведомства - не было. Черемис принимали в духовные училища, но это были единицы, которые не могли повлиять в плане просвещения на целый народ. До 1864 г. в Марийском крае существовало около 10 школ, где обучались дети местных национальностей.

После отмены крепостного права в 1861 г., в условиях развития капитализма в России, произошли значительные изменения в духовном развитии марийского народа: развернули свою просветительскую деятельность священники, земства (под контролем Министерства народного просвещения). Зародилась марийская интеллигенция.Линию государства по отношению ко всеобщему начальному образованию народа, как русского, так и инородцев, демонстрируют Положения об училищах Министерства народного просвещения.

	Принятое 14 июля 1864 г.«Положение о начальных народных училищах»контролировало все общественные и частные школы городов, земские школы деревень, кроме школ ведомства Синода. В училищах (по смыслу это и начальные школы, и неполные средние школы) обучались дети всех состояний (сословий) и национальностей, без различия вероисповедания (за редкими исключениями); допускалось совместное обучение мальчиков и девочек; предметами преподавания служили: Закон Божий (краткий катехизис и Священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение (там, где преподавание его будет возможным).Следующее «Положение о начальных народных училищах» 1874 года устанавливало, что  при совместном обучении девочек и мальчиков в школы допускались только девочки не старше 12 лет; преподавание в школах велось только на русском языке. Народные школы чаще всего были бесплатными.

	Существовала и вторая общая линия обучения народа - ведомства духовного, которое имело свои цели для образования инородцев. Так, Казанское религиозное братство Святителя Гурия в своем уставе ставило задачи: воспитание детей крещеных инородцев в духе православия через заведение инородческих школ; распространение книг на народных языках, устройство церквей в селениях, помощь нуждающимся крещеным инородцам. В дальнейшем добавилась задача: внушать русским людям о дружеском отношениям к братьям по вере. Священники Казанской епархии, писалось в отчете Братства в 1867 г., высказываются о необходимости обучения и отчасти богослужения на родном народу разговорном языке, о необходимости иметь учителей из инородцев, об издании учебных руководств и переводов книг духовно-нравственного содержания. В 1868 г. в селениях уже были черемисские школы Братства, и архиепископ Антоний отметил их успехи,  высказался за необходимость «книжек для первоначального чтения на своем языке». В 1871 г. Братство признало необходимым обучать и некрещеных инородцев.

Стремления Братства встретило поддержку со стороны земства. Если Братство не могло содержать школы, их содержание брали земства. Идеи Братства об обучении на национальном языке также поддержали земства, а затем и Министерство народного просвещения. И.Н. Смирнов, который объехал Марийский край и выпустил обобщающий отчет в 1889 г., отмечал: «в черемисских школах Министерства допущены учебники на инородческих языках и буквари, и молитвенники, книги по священной истории … общество сформулировало принципы … как результат соединенных усилий государства, земства и общества … из среды черемис стала выделяться интеллигенция - священники, учителя … вышли первые труды черемис по родному языку и этнографии». 

	С 1908 г. при сохранении за земствами их организационных функций существенное значение получили государственные субсидии земским школам, что привело развитию начальной земской школы в период 1908?1914 гг. На 1 января 1915 г. начальным образованием было до 51 % детей школьного возраста 8-11 лет по всей Российской империи (кроме Финляндии), в инородческих губерниях не выше 30%. Благодаря принятой государственной политике, при сохранении существовавшей тенденции к увеличению темпа роста образовательной системы, было возможным достичь всеобщего четырехлетнего обучения к 1921 г.. 

	Но при этом начальное образование, включая шестилетний курс городских училищ, не сопрягалось со всеми другими типами образования. Поступление в гимназию после начальной школы было редким явлением; поступление в различные технические учебные заведения с образованием ниже среднего (ремесленные училища и т.п.) после начальной школы (особенно после городского училища) было возможным, но учебные программы на этих этапах образования никаким образом не координировались. Только учрежденные в 1913 г. высшие начальные училища получили курс, согласованный с гимназическим, и давали право на поступление в 4-й класс гимназии. По анкетному опросу земских школ, проведенному к земскому съезду по образованию 1912 г., оказалось, что в 49 % из опрошенных школ никто из учеников не собирался продолжать образование, а в среднем на одну школу приходилось только 1,3 ученика, планировавших учиться далее; из них лишь 20 % намеревались поступить в среднее учебное заведение. Разумеется, на возможность продолжать обучение для большинства сельских детей влияли и финансовые обстоятельства.

	Кроме того, цель российской политики в национальных системах образования вначале имела христианизаторско-ассимиляторский оттенок, впоследствии ориентировалось на модель «русско-инородческой» школы. Эта политика  сыграла немаловажную роль в научно-промышленном, научно-технологическом, культурном развитии многих этносов; открыла путь к межнациональному, межконфессиональному взаимодействию; но не решила вопросов всеобщего образования для национальных народов на коренных языках.

Рост земских школ, министерских училищ требовал и учительских кадров. С 1872 г. одним из центров подготовки и контроля за работой своих учеников-учителей (в том числе и мари) становится Казанская инородческая учительская семинария, директором которой с 1891 г. стал знаменитый Н.И. Ильминский. Он не успел долго поруководить семинарией (умер в 1891 г.), но он и его система были к тому времени уже известны во многих кругах, он разработал так называемые педагогическую «систему Н.И. Ильминского» и «алфавит Н.И. Ильминского». Взгляды Н.И. Ильминского получили поддержку в Министерстве народного просвещения и были узаконены в Правилах «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 года. Правила распространялись на Казанский и Одесский учебные округа; был выработан комплекс мер «по просвещению» коренных народов Среднего Поволжья, Приуралья и Крыма. Правила рекомендовали дифференцированный подход в отношении крещеных «инородцев», некрещеных, знавших русский язык и плохо его понимающих. Учителя должны были знать родной язык учеников и пройти трехлетнюю подготовку к обучению нерусских народов. Для этого и открылась Казанская семинария: будущих студентов набирали из лучших учеников народных училищ по рекомендациям инспекторов народных училищ. Планировалось набирать из них более 200 студентов, половина русских и половина инородцев: мордва, мари, удмурты, крещеные татары, чуваши.

Обучение крещенных «инородцев» Марийского края полностью проводилось по системе Н.И. Ильминского на родном языке, но только в начальной ступени образовательных учреждений. В средних и старших ступенях школы преподавание всех предметов велось на русском языке. Однако позитивные цели Н.И. Ильминского задумывались им значительно шире: школа должна была стать культурно-образовательным центром, включающим все ступени школы в современном понимании. В целом, введение родного языка, марийских учебников, работа Казанской учительской семинарии объективно сыграло роль в просвещении марийского народа. Так, к 1904 г. семинарию окончили 951 чел., из них 88 мари.

Учителей для марийских школ также готовила Унжинская центральная черемисская школа (открыта с 1872 г., стала считаться центральной с 1894 г.). Часть учеников потом шла учиться в Казанскую учительскую семинарию, остальные преподавали в школах братства Гурия или церковно-приходских школах. 

Заметим, что после учительской семинарии желающие учиться дальше (например, в вузах) сталкивались с препятствиями, так как подготовка в семинарии не равнялась учебному курсу гимназий, в которых изучались, например, греческий и латинский языки. Именно на базе гимназического образования можно было идти учится далее - в вуз.

В 1913 г. в Министерстве народного просвещения разработали очередные Правила с устранением родных языков из обучения, с решением отменить систему Н.И. Ильминского, так как она плохо справляется с обрусением инородцев. Но начавшаяся вскоре первая мировая война и революционные события 1917 г. остановили повсеместное введение Правил 1913 г.

Таким образом, во второй половине XIX в. в Российской империи сформировалась общая тенденция обучать детей народных масс в рамках начального образования. В целом, проводимые школьные реформы с 60-х гг. XIX века были прогрессивными, так как они подвели под народное образование реальную теоретико-педагогическую, правовую и материальную базу. 

До революций 1917 г. в Марийском крае правительство не успело (не считало нужным?) открывать в Казанском университете (открыт в 1804 г.) отделение для изучения культуры мари, хотя университет занимался активно восточными народами.Как выразились авторы статьи 1894 г. по истории Казанского университета в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «во всю эту эпоху устройство Казанского учебного округа приспособлено было к потребностям населения наших восточных окраин, а Казанский университет рассматривался как звено между ними и великорусским населением». Однако, в данной статье содержатся сведения о принимаемых к обучению русских студентов и «магометан»; мари - не упоминаются. 

Направление, основанное на методе Н.И. Ильминского, несмотря на христианизаторские цели, позволило многим марийцам получить образование. Вкупе с революционной волной 1905-1907 гг. оно способствовало развитию национально-освободительного движения «инородцев», породив революционно-демократическую идеологию как направление общественной мысли, среди которой составной частью было стремление марийской интеллигенции печатать книжки для народа. Издание журнала-ежегодника «Марла календарь» («Марийский календарь») с 1907 г. на марийском языке представляло собой первую попытку публично-печатного обращения к народу мари. Организаторами и редакторами первого журнала на родном языке были марийский просветитель В.М. Васильев, учащийся духовной семинарии, и П.П. Глезденев, слушатель Духовной академии в Казани. Журнал выполнял просветительские функции. Первые ежегодные календари на марийском языке были предшественниками первых газет на родном языке. А это значит, что в Марийском крае была подготовлена почва для внедрения в массы последующих ступеней образования, так как образованных мари становилось все больше. 

Таким образом, за всю историю дореволюционной России были принятытакие законы о просвещении нерусских народов, которые регламентировали соотношение этнического и русско-российского (общенационального) компонентов в начальном школьном образовании и способствовали просвещению нерусских народов Поволжья в целом. Гимназического и высшего образования для инородцев указанные законы практически не подразумевали, возможности были предоставлены желающим в столичных или крупных уездных городах (гимназии, университеты).

В целом, на развитие образования населения Российской империи большое влияние оказывали особенности социально-политического развития страны и специфика социально-экономической и культурной жизни губерний и уездов. Марийский край был составной частью региона Среднее Поволжье.

Предысторией появления вузов в Марийском крае можно считать пореформенный период второй половины XIX - начала XX вв., потому что в массовом порядке в России распространяются и практически воплощаются образовательные идеи в народной массе (народные школы, училища, русско-инородческие школы) – государственными и общественными усилиями (Министерство народного просвещения, земства), усилиями духовного ведомства (Синод). Народные школы основой распространения не только грамотности, но и постепенного вовлечения в гражданскую, социокультурную и политическую жизнь различных слоев населения вне зависимости от этноконфессиональной принадлежности и региональной специфики. 



1.2.Открытие  учебных заведений в Марийском крае в советское время. Причины необходимости основания университета



Февральская революция 1917 г. породила большие надежды у марийского народа: этносоциальные, духовные, экономические. Культурная политика большевистского течения (с октября 1917 г.), затем советского государства строилась на нескольких концептуальных основаниях. Последствия революций привели к образованию государственности у нерусских народов, на основе чего в автономиях начиналось развитие национальной культуры, в том числе решались проблемы образования. В 20-е гг. XX в. набирали силу и реализовывались идеи о марийской государственности и просвещении. Эти идеи аккумулировались в работе национальных организаций - Общество мелких народностей Поволжья, военные организации, сборные комитеты военных и служащих мари, «Мари Ушемы» (Общества мари). 

По почину Общества мелких народностей Поволжья 15 мая 1917 г. открылся первый в России съезд мелких народностей Поволжья (свыше 500 участников, в том числе от «Мари Ушемов»). Для более плодотворной работы съезда были образованы 4 комиссии, одна из них - школьная. В докладе Л.Я. Мендиярова по вопросу о народном образовании было сказано, что до сих пор марийский народ в своей массе был неграмотный, а потому и задавленный; до сих пор через искусственно возведенную преграду прорывались лишь самые одаренные, одиночки, и«нынешний съезд - это смотр этим одиночкам». Религиозная комиссия предложила в школах изучать религиозные воззрения мари, с правом требования ухода проповедников христианства и ислама. А со временем христианство должно было «вытесниться», говорилось в докладе. 

Прошедший в июле 1917 г. I всероссийский съезд мари развили идеи предыдущего съезда о просвещении и образовании мари. На съезд приглашались по 2-4 человека от каждой волости с населением мари, представители кооперативных служащих, общественных учреждений, учителя, священники, представители черемисских военных организаций и лица, содействующие культурному развитию народа мари (прибыло 178 делегатов, большинство - представители национальной интеллигенции и военные (часть военных - выпускники учительских семинарий). Один из 4-х разделов программы съезда был отведен народному просвещению. Л.Я. Мендияров снова выступил с докладом по вопросу об образовании народа мари на заседании 23 июля, где говорилось о необходимости создания национальной школы заново: «Все мероприятия по образованию народа должны быть национализированы, и на нашем знамени яркими буквами должно быть написано: «Национальная школа, национальное образование!». 

Постановления съезда по вопросу об образовании охватили они почти все стороны образовательного и воспитательного процесса. Основной упор в них делались на возрождение и развитие родного языка. Делегаты говорили о необходимости создания в будущем высшей национальной школы с преподаванием на родном языке. А пока поставили перед собой задачу - добиваться открытия кафедры языка, истории и этнографии народа мари при государственных  вузах,  расположенных в районах с населением мари. В отношении кадрового вопроса делегаты были категоричны: в марийских школах учителями могли работать только мари, исключения оговаривались в примечании к п. 16 «Постановлений»: «За отсутствием достаточного числа подготовленных лиц к занятию учительских должностей могут быть допущены и лица других национальностей, основательно знающие язык детей, учащихся по этому предмету». Для координации действий съезд призвал всех учителей мари объединиться, приняв за формы объединения союзы и общества.

После съездов ширится география марийских национальных организаций, проведенных собраний в волостях, где читались газеты, обсуждались события и вопросы национального самосознания и просвещения. В фактах об этом времени везде мелькают учителя - они в гуще общественных событий, мероприятий, обсуждений. Так, 18 июня 1917 г. Казанская черемисская военная организация на очередном заседанииотметило неудовлетворительное положению с педагогическими кадрами в марийских школах, а именно - знание ими языка и обычаев мари: «Вследствие неправильной постановки дела марийского образования пропадал интерес к дальнейшему учению». Заседание составило проект резолюции, где справедливо отметило, что переход из начальных общеобразовательных школ в средние и высшие учебные заведения должен быть обеспечен либо специальными переходными заведениями, либо подготовительными курсами. В резолюции также были высказаны педагогические, психологические, гигиенические (питание), финансовые моменты о школах для мари. Или, в Постановлении, принятом собранием марийцев в селе Морки 29-30 июня 1917 г., была сказано, что обучение в начальной школе должно продолжаться 6 лет;  должно быть всеобщим, обязательным; школа должна быть единой, народной, государственной; для подготовки учителей из черемис необходимо с осени сего 1917 г. открыть в селе Морки мужскую учительскую семинарию, а впоследствии и женскую; необходимо, наряду с общим образованием, основательное распространение среди черемис практических знаний.

Сопоставление двух приведенных документов показывает, что мари настраивались на со.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%