- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
История возникновения техники фильцевания
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001609 |
Тема: | История возникновения техники фильцевания |
Содержание
I Глава. История возникновения техники фильцевания Валяние из шерсти (фелтинг, фильцевание) — это уникальный процесс. Валяя шерсть, мастерами создаются игрушки, одежда (жилеты, свитера, валенки, варежки), аксессуары (сумки, шарфы, головные уборы, бижутерия). История фильцевания, или валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец. Натуральная шерсти имеет способность сваливаться, т.е. превращаться в войлок. Никакой другой материал на это не способен. Это происходит из-за того, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой. Чешуйки волокна шерсти под воздействием горячей воды и пара могут сцепляться друг с другом. Однако шерсть дикой овцы почти не валяется, так как у нее нет чешуйчатого слоя. Ученые говорят о том, что валяние из шерсти – самая древняя техника создания текстиля. Но, как же человек догадался, что шерсть можно свалять? История валяния связана также с легендой о Великом потопе. В ней рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях, их шерсть падала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти то и дело попадали под копыта животным, а когда Потопу пришёл конец, и овцы были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром. В действительности, техника валяния из шерсти пользовалась популярностью во всех государствах, где были одомашнены овцы и козы. Именно из их шерсти изготавливали первые валяные изделия. Сейчас возможности техники существенно расширились: современные мастерицы, воплощая в жизнь свои фантазии, используют шерсть домашних питомцев. Валяние самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Валяние ВОЙЛОКА (англ. felting, нем. filzen)—способ приготовления шерстяного материала у кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат и Балкан, Передней Азии (Ирана, Афганистана). Древнейшие сохранившиеся до наших дней изделия из войлока — ковры и чепраки из Пазырыкских курганов Горного Алтая (скифы, VI—V вв. до н. э.), из курганов Ноинула в МНР (хунну, II—1 вв. до н. э.). Основное сырье для валяния войлока—овечья шерсть с небольшим добавлением ягнячьей, верблюжьей и козьей шерсти, конского волоса и волоса, выпадающего пои линьке крупного рогатого скота. У кочевников Евразии выше всего ценится войлок из овечьей шерсти осеннего настрига, менее ценным считается войлок из летней шерсти. Валяние войлока включает в себя несколько последовательно совершаемых операций: сбивание шерсти специальным прутом (предпочтительно в сухую солнечную погоду, чтобы шерсть не пропиталась атмосферной влагой); обрызгивание взбитой шерсти водой или молочной сывороткой (с целью уплотнения шерстяной массы); свертывание шерсти в рулон (на деревянный валик или без него, с помощью веревки); обертывание рулона кожей, тканью или циновкой и прокатывание (валяние) рулона по земле либо путем буксировки двумя всадниками (в среднем 10—15 раз на расстоянии 1 км), либо просто вручную от одной группы людей к другой, периодически прерываемое разворачиванием рулона с целью выявления возможных изъянов и их заделки. Так получают крупные куски войлока (5х5 м, 4Х4 м) —покрытия для различных частей юрты. Мелкие куски, идущие на изготовление домашней утвари и обуви, просто сбивают и уминают руками. Кочевники Евразии изготовляли из войлока следующие изделия: все виды покрытия для юрты, одежду (стельки, прокладки для подметок, чулки вкладыши в кожаный сапог), предметы интерьера (войлочные подушки, дорожки, ковры, подстилки для сна), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и пр. мелких предметов, подстилки для новорожденных телят), скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда, потник под верховое седло, чепрак и попона для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.). Скотоводы Кавказа, Средней Азии, Карпат и Балкан делали войлочные ковры, бурки и мужские головные уборы. В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне города, чтобы в нем застревали стрелы. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в местах с засоленной почвой, чтобы соль не разъедала стены. Войлок использовали в кузнечном деле, в медицине (при лечении переломов костей) и т. д. Естественные цвета войлока — белый, черный, серый, бурый, пестрый. Известно много способов его орнаментации: аппликация цветными кусками кожи, ткани и того же войлока по одноцветному фону, прошивка и вышивка цветными нитками (Центральная и Средняя Азия), раскраска (Кавказ, Средняя Азия). Белый войлок использовался в ряде сакральных ситуаций: на нем поднимали в воздух вновь избранного великого хана (монголы, казахи), на него сажали молодых в свадебном обряде, его расстилали на месте погребения человека (монголы). В. в. проводилось в начале осени коллективными силами группы родственников и соседей, начало и конец его сопровождались совместной трапезой всех участников. Валяние войлока — изобретение кочевников, вошедшее в общемировую культуру. Изделия из войлока (обувь, шапки, сумки, потники под седла) получили широкое распространение за пределами кочевой скотоводческой среды у оседлого земледельческого населения. Во многих странах было налажено промышленное производство тонкого войлока (фетра), использовавшегося не только в легкой, но и в химической промышленности. В странах Европы в ремесленное производство войлока были внесены свои модификации. Так, уже с эпохи античности для уплотнения войлока стало практиковаться прокатывание его между вальцами. Кое-где использовались и частично используются до сих пор своеобразные локальные приспособления наподобие употребляемых румынскими валяльщиками больших, сколоченных из досок воронкообразных чаш, в которых шерсть уплотняется струями завихряющегося потока воды. В современной культуре войлок и фетр имеют довольно ограниченное применение—в шляпном производстве, для изготовления различных утепляющих и изолирующих прокладок и т. д., а в промышленности все более используются вместо него различные синтетические заменители. Однако сама идея войлочного сцепления волокон находит применение в технологии изготовления нетканых материй. Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки. Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства войлока. Они делали из шерсти дома, одежду (стельки, бурки и мужские головные уборы), предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки), скотоводческое снаряжение (детали седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода. Они использовали свалянную шерсть даже в кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и др. Мастерство валяния из шерсти передавалось из поколения в поколение. В технике валяния по прошествии многих лет практически ничего не изменилось. Однако в наше время выводят новые породы овец - мериносовые. Они славятся более тонкой и мягкой шерстью, из которой можно получить исключительно нежные изделия. Сегодня войлоковаляние превратилось в интересную форму художественного самовыражения. Художники по войлоку умудряются даже изобретать новые приемы валяния шерсти. Уже давно в моде войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки. Неожиданными становятся сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом. 1.1. История появления техники валяния шерсти у разных народов Войлок — так назвали материал, получаемый в процессе валяния шерсти. Некогда этот материал был единственным видом текстиля для многих народов, особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, головные уборы - вот не полный перечень изделий из войлока. И лишь много позже люди научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, который с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния шерсти. У нас валяные бурки, кошмы, шляпы, ковры делали из овечьей шерсти с помощью, так называемых, шерстобит или шаповал. Но больше всего прославилась теплая и удобная русская обувь — валенки, которые изготавливают непосредственно валянием, смачивая шерсть горячим паром и натягивая на специальные колодки. На протяжении веков такое войлочное полотно было для тюркских народов предметом первейшей жизненной необходимости, служа не только чисто утилитарным целям, но и превосходным материалом для творчества. Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна. История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода. Ремесло валяния шерсти на протяжении многих веков было жизненноважным для многих кочевых народов. 1.2. Традиции валяния шерсти у народов азиатской части России Кошмоделие или войлоковаляние - древнейшее занятие скотоводов Центральной Азии. Киргизы, казахи, каракалпаки, калмыки, а так же башкиры, все эти народы использовали валяние шерсти. Войлоком покрывали юрты, застилали пол и возвышенные спальные места в кочевых и стационарных жилищах. Изготавливали войлочные чепраки, переметные сумы, чехлы, молитвенные коврики. Существовали различные способы украшения войлочных изделий. Особенно нарядными были вещи праздничного и обрядового (свадебного) назначения. а) В Киргизии сваляный в однородное полотно войлок называют кийиз. Для его изготовления в строго отведенное время года с овец состригают густую длинную шерсть, хорошо ее промывают, сушат и очищают. Затем раскладывают на циновку, обильно смачивают кипятком и, сворачивая циновку, сбивают шерсть ногами. Полученный войлок вынимают из циновки и еще многократно, поливая горячей водой, сбивают и скатывают локтями и ладонями. Готовое полотно расстилают на земле и высушивают на солнце. б) Бурятские мастера изготавливают одноцветные войлоки, в том числе богато простёганные сухожильными нитями и отделанные аппликациями. Юрты, кошмы, подстилки на кровати, потники под сёдла, головные уборы, чулки - вот далеко не полный перечень изделий из войлока. С давних времен изготовление войлока у Бурят было одно из главных забот короткого сибирского лета. Все начиналось со стрижки овец. Проводили её в конце июня, начале июля, стричь позднее было нельзя, т.к. новая шерсть не успевала отрасти до начала зимы, животные могли погибнуть. Первичная обработка шерсти у бурят такая же как и у других народов занимающихся войлоковалянием. Войлочные изделия небольшого формата валялись вручную, считалось, что это сравнительно не сложная работа, делали её женщины, а вот большие полотнища для покрытия юрт изготавливались мужчинами особым способом. Рулон, заготовка будущего войлока, зашивали в сырую коровью кожу, к краям шеста привязывали веревки, свободные концы постромок соединяли со стременами осёдланной лошади и прокатывали по ровному травяному полю пока войлок не сваляется. Считалось, что для получения доброкачественного войлока достаточно расстояние 15-20 дистанций полета стрелы, что равняется приблизительно 1.5-2 км. Только на строительство одной небольшой юрты, требовалось войлока от 90 до 150кв.м. а ведь многие семьи имели по 2-3 юрты. Пазырыкская традиция. Самый знаменитый войлок этой традиции – огромный занавес (около 30 квадратных метров), найденный в одном из курганов в Горном Алтае. Полюбоваться на него можно в Эрмитаже. Пазырыкский войлок отличает удивительнейшая ювелирная аппликация, изумительно ярких цветов. Сегодня техника аппликации по войлоку также широко используется в украшении войлочных изделий. Сюнская традиция. Эта традиция до сих пор сохранилась в первоначальном своем виде в Бурятии. Древнейшие образцы сюнской традиции находили в Центральной Монголии. Они в основном одноцветные и украшены сухожильными нитями в виде мелкой стежки. Древние узоры стежки в Бурятии используют и сегодня. в) Войлок (кошма) также является традиционным материалом в бытубашкир. Башкиры также как и буряты использовали не только ручную технологию валяния шерсти, но и валяли спри помощи лошади. Предпочтение отдавалось белому войлоку. "Белая юрта" (аkтирмэ) - распространенный образ в башкирском фольклоре, являющийся символом света, добра, нравственной чистоты. Изготовление в данной технике мужских.головных уборов (кейез баш кейеме), мужской, женской и детской обуви (сарыk), женских чепраков под седло (сергетыш, серге), мячей для игр (кейез туп) было распространено вплоть до сер. 20 в. Войлочные ковры (кошмы) были необходимой принадлежностью народных обрядов, праздников, входили в состав приданого башкирской невесты. Художественное оформление войлока у башкир, по сравнению с киргизскими и казахскими, более простое по технике выполнения рисунка. С конца 19 в. на Благовещенских заводах Уфимской губернии стали применять технологию изготовления так называемых "кукморских валенок": в войлочную массу вкатывалась вышивка, выполненная шерстяными нитками, косым стежком, тамбурным швом. 1.3. Русские традиции валяния шерсти Славяне никогда не были кочевниками и никогда не жили в юртах, а вот о войлоке знали не понаслышке, умели делать и его, и полувойлоки характерные для европейской традиции войлоковаляния. Древнеславянские названия шерстяных тканей, дошедшие до нас благодаря летописям, звучат не привычно и таинственно: водмол, апона, орниц, ерига, сукно. Слово сукно встречается в памятниках письменности, начиная с 12 века, но способ его изготовления очевидно гораздо древнее. На территории старой Ладыги, археологами найдены войлочные фрагменты не ясного назначения, и головное покрывало датируемой 8 веком, а вот валеной обуви археологами пока нигде не обнаружено, значит ли это, что в знаменитых валенках наши предки не ходили? До нас дошел способ, с помощью которого славяне валяли сукно, шерстяную ткань типа сермяги. Шерсть раскладывали на доске, понемногу и непрерывно её поливали горячей водой, а двое крепких мужчин устраивались друг против друга около доски и ногами двигали по ней ткань, то к себе, то от себя, при этом образовался тонкий слой похожий на тонкий войлок. В холодную пору славяне мужчины и женщины надевали длинные теплые одеяния из сукна, назывались они свитами от слова свивать, что значило кутать. В конском убранстве у славян широко использовался войлок, из него делали подкладки для хомутов и седел, конские попоны. Начиная со скифов, и по сей день, войлок есть и остается самым подходящим материалом для конского убранства. Не спокойное было время, славянам много приходилось воевать, и войлокверно служил им в этом деле. Из него делались мягкиеподклады для шлемов, при ударе топора или меча, войлок смягчал удар. Пригодились в военном деле и полувойлоки. Из сукна изготавливался мятель (плащ) который мог быть элементом воинской одежды. Намотав на руку толстое валяное сукно, воин мог использовать его в качестве своеобразного щита, да и в военных походах такой плащ служил и одеялом и палаткой. Но все же наиболее известные изделия из шерсти – валенки. Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом. Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией. Для каждого района России характерны свои виды валенок: в Сибири предпочитают обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских непременно подшиты плотным войлоком, татары украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом. Свалять валенок — дело нелегкое, это процесс, состоящий из множества этапов; шерсть нужно очистить, прочесать, «разбить» на ворсинки, скатать, вымочить в кипятке и соляном растворе, обколотить на треугольной форме, а затем сбить на колодке до нужного размера. Неудивительно, что до механизации их изготовления валенки были дорогим удовольствием. В крестьянских семьях в одной паре по очереди ходила вся семья. Валенки — обувь, рассчитанная, прежде всего, на сухую морозную погоду. Если вы хотите носить валенки в слякоть, вам придется дополнительно к ним приобрести галоши. В разных концах России валенки имели различные названия: валену?хи, ва?лежки, ва?лены, ва?ленцы, ка?танки, самока?тки, сапоги?, пи?мы?. Идею русский народ подхватил у кочевников — войлочные изделия, в том числе и сапоги, обнаруживаются при раскопках довольно древних курганов. Изначальная конструкция не была столь совершенной, как та, что мы имеем сегодня: голенище валялось отдельно и пришивалось к башмаку, поэтому большой прочностью они не отличались. Только в начале XIII века ремесленниками города Мышкин Ярославской губернии была придумана состоящая из четырех частей сборная колодка, которая позволяла валять валенок целиком. 1.4. Значение техники валяния шерсти в жизни современных людей. Для того, чтобы узнать какое значение придается валянию шерсти и изделиям, выполненным в данной технике современными людьми, нами была разработана анкета, которая включала 5 вопросов. Для того чтобы узнать насколько много людей в настоящее время владеют техникой валяния нами был предложен вопрос: «Умеете ли вы валять из шерсти?». На который из 35 опрошенных взрослых только двое ответили утвердительно. А из 20 опрошенных девочек 5-х классов все ответили отрицательно. Второй вопрос был сформулирован с целью определения, насколько вообще распространен данный вид творчества. «Знаете ли вы людей, умеющих валять из шерсти?». –35% от всего количества опрошенных ответили утвердительно. Правда, большинство взрослых призналось, что этих людей уже нет в живых. Третий вопрос был направлен на выяснение потребности в организации мастер-классов по данной теме. И 90% опрошенных ответили, что они хотели бы научиться валять из шерсти. Четвертый вопрос был ориентирован на выяснение спроса на изделия, выполненные в технике валяния шерсти. 60 % опрошенных на вопрос «Хотели бы вы носить валенки, варежки или иметь сумочку, выполненную в технике валяния шерсти? Считаете ли вы это модным и стильным» ответили утвердительно. Пятый вопрос был задан только родителям девочек: «Хотели бы вы, чтобы ваша дочь носила вещи, выполненные в технике валяния шерсти?». 100% опрошенных мам ответили утвердительно. Проведенное нами анкетирование позволяет сделать следующие выводы: 1. Среди современных людей, как взрослых так и детей, очень мало тех, кто владеет старинным промыслом валяния шерсти. 2. Большинство людей, владеющих техникой валяния шерсти либо живут где-то далеко, либо уже умерли. В нашем поселке умельцев войлоковаляния обнаружить не удалось. 3. Очень много желающих из наших современников хотели бы научиться валять из шерсти. 4. Много людей желают носить изделия, выполненные в технике валяния шерсти и считают это модным и стильным. 5. Все мамы хотят, чтобы их дочери в морозы носили валенки и варежки, сделанные в технике валяния из шерсти. II Глава. Материаловедение. Дополнительный материал по фильцеванию Валяние или валка – процесс изготовления изделий из натуральной шерсти путем сцепления и переплетения ее волокон. Валкоспособностью обладает исключительно шерсть животного происхождения, т.к. поверхность шерстяных волокон покрыта микроскопическими чешуйками, которые при механическом воздействии прочно сцепляются друг с другом, при этом получается войлок (от тюрского – «покров»). Валяние – самая древняя на земле технология изготовления шерстяных изделий. Согласно легенде, первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на н?м, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый ковер. Археологи датируют появление первых валяных изделий 5-6 веком до н.э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду. В мировую культуру войлок вош?л как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Кавказа, Карпат, Балкан и Передней Азии(Ирана, Афганистана). Древнейшие, сохранившиеся до наших дней, изделия из войлока – ковры и чепраки из курганов Горного Алтая – были изготовлены 2600 лет назад. До сих пор кочевники Евразии обшивают свои переносные жилища – юрты, составленные из деревянных решетчатых стенок с куполом из жердей, крупными кусками войлока(4х4 или 5х5 метров). Существует гипотеза, что одним из факторов, позволивших Чингисхану пересекать огромные расстояния во время монгольских завоеваний 8 века, были именно войлочные дома – л?гкие, быстро собирающиеся и очень т?плые. Чтобы изготовить такие большие куски войлока, кочевники сбивали овечью шерсть специальным прутом, затем сбрызгивали е? водой. Подготовленную массу сворачивали в рулон, который об?ртывали кожей или тканью и валяли, пут?м прокатывания по земле вручную или привязав к с?длам двух всадников. Изготавливая войлок для мелких предметов домашней утвари, стелек, обуви шерсть сбивали и уминали руками. Валяные изделия широко применялись за пределами кочевой скотоводческой среды у ос?длого земледельческого населения, а секреты их изготовления стали распространяться по всему миру. Во многих странах было налажено промышленное производство тонкого войлока (фетра). В странах Европы в ремесленное производство были внесены свои изменения (прокатывание шерсти между вальцами). В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распростран?нное валяное изделие на Руси – валенки. Сегодня в России современные взгляды и технологии позволяют изготавливать красивую валяную одежду, обувь, украшения, предметы декора, игрушки. 2.1. Шерсть и ее разновидности Для валяния используют шерсть многих видов животных: овец, коз, верблюдов, яков, кроликов, зайцев и даже собак и кошек. Шерсть животных состоит из покровного волоса и подшерстка. У овец покровный волос составляют ость, переходный и кроющий волос; подшерсток – пух. Покровный волос и подшерсток имеют чешуйчатый слой, который обуславливает прядильные качества и валкость шерсти. Ость – это грубые, мало извитые, наиболее длинные волокна. По технологическим качествам они уступают пуховым и переходным волокнам. Переходный волос по длине, толщине, строению – промежуточный между остью и пухов. Пух – самые тонкие, менее длинные, чем остевые и переходные волокна. Грубая овечьяшерсть Другое название этой шерсти – валеночная, ведь именно из не? делают валенки. Она представляет смесь волокон разной толщины, длины, с большим количеством остевых волокон. Шерсть светлая, темная или рыжевато – коричневая. Она подходит для ковров, больших объ?мных изделий. Шерсть - очень колючая. Шерсть Мериносных пород овец Это самая тонкая и наиболее дорогая шерсть, напоминающая пух. Она используется для изготовления детских игрушек, одежды, аксессуаров. Шерсть Средннерунных пород овец Гребенная лента или топс – это расч?санная шерсть без остевых волокон, в которой все волокна ровные, вытянуты в одном направлении и уложены в ленту. Такая шерсть имеет широкий цветовой диапазон: от ярких и насыщенных, до нежных и пастельных. Топс идеально подходит для мокрого валяния с последующим наложением шерсти других цветов. Мохер Мохер – это козья шерсть, состоящая из переходного волоса, более блестящая. Она придает блеск готовому изделию, шелковистость. Использование мохера в технике валяния позволяет добиться невероятных декоративных эффектов. Чистошерстяная ровница и мулине Они потребуются для выполнения разноцветных узоров на поверхности готового изделия, для отделки изделия в процессе валяния. При помощи ровницы можно создать эффект кружева на поверхности изделия. Мулине – отличная основа для изготовления валяных шнуров. Фетр Фетр – это войлок фабричного производства. Он бывает разной толщины и плотности. Самый тонкий фетр - 1мм можно использовать для тычинок цветов. Фетр средней толщины – 2мм понадобится для изготовления лепестков и листьев цветов. Он имеет высокую плотность и хорошо держит форму. Такой фетр может быть жестким и полуж?стким. Фетр толстый – 3-4мм. Он может быть ж?стким, полуж?стким, рыхлым. Ж?сткий толстый фетр позволяет выполнять различные при?мы подрезки фетра. Полуж?сткий толстый фетр хорошо формировать с помощью утяжек. Рыхлый толстый фетр хорошо использовать в технике акварельной росписи, он прекрасно держит утяжки. 2.2 Инструменты и приспособления 1. Для сухого валяния необходимо иметь подложку. Очень удобно использовать специальную «Щетку для фильцевания» или плотный поролон, толщиной не меньше длины рабочей иглы для фильцевания. При выборе поролона необходимо обратить внимание на его плотность, она должна быть максимальной. По российским стандартам наиболее плотный поролон выпускается салатового цвета, средней плотности – розового, самый мягкий – белого. 2. Иглы для валяния сделаны из закаленной стали и во время работы они не гнутся. Длина таких игл от 8 до 10см. Один конец иглы для валяния загнут под прямым углом, чтобы удобно было е? держать, а на другом сделаны насечки. При втыкании иглы в шерсть насечки зацепляют волокна и протаскивают их в нижние слои, таким образом происходит спутывание, то есть валяние. В международной классификации иглы для валяния имеют номера в соответствии с диаметром: чем больше номер, тем тоньше игла. Иглы имеют разные по форме сечения: - №36 корончатая: для приваливания узоров; - №19 треугольная: для работы с грубой шерстью и растительными волокнами; - №38 звездчатая: для валяния плоских деталей, создании рельефов, мелких деталей, тонкой отделки; - №40 треугольная: для валяния тонких шерстяных волокон, приваливания цветной шерсти, создания фона; - №36 треугольная: для грубой работы, создания основы изделия. 3. Для ускорения процесса валяния необходим станок или держатель для игл. Он представляет собой деревянную рукоятку, в которую вставляют 3, или 5, или 7 игл одновременно. Выпускают пластмассовые станки с ограничением хода, они удобны для детей, т.к менее травмоопасны. 2.3 Виды техники фильцевания 1. ФИЛЬЦЕВАНИЕ или СУХОЕ ВАЛЯНИЕ – уплотнение шерсти специальными иглами с насечками, которые подцепляют и спутывают волокна шерсти. Этот способ напоминает лепку и позволяет получать объ?мные изделия. 2. МОКРОЕ ВАЛЯНИЕ с помощью мыла и рук. При этом способе шерсть обильно смачивают и пропитывают теплым мыльным раствором, уминают и тщательно трут руками. При этом волокна плотно переплетаются и под воздействием щелочной среды сокращаются. Получается полотно – войлок. 3. ОБЪЁМНОЕ ВАЛЯНИЕ – сваливание шерсти, используя заготовки необходимой формы. 4. РАБОТА С ФЕТРОМ ИЛИ ФЛИСОМ – вырезание деталей для изделия, используя лекала или выкройку. СУХОЕ ВАЛЯНИЕ 1. На поролоновой или заводской подложке сделать настил – рисунок детали из необходимого количества слоев шерсти, используя тонкие прядки выбранных цветов, придавая необходимую форму детали. 2. Средней иглой для фильцевания сделать ряд проколов по одной из осей детали. 3. Повторить проколы по контуру детали. 4. Выполнить фильцевание по всей плоскости детали, делая проколы на одинаковом расстоянии друг от друга, по всей поверхности настила. Для быстроты выполнения работы можно использовать станок с 5 – 7 иглами или держатель для игл. 5. Перевернуть настил нижней стороной к себе и повторить фильцевание. 6. Аккуратно снять деталь с подложки и повернуть нижней стотонной к себе. У нас получился плотный пушистый лепесток или листок. 7. Для создания более плотной гладкой фактуры необходимо профильцевать необходимые участки детали тонкой иглой для фильцевания. Чем больше проколов сделать, тем сильнее уменьшится размер детали. 8. Если сложить лепесток по оси и профильцевать по сгибу с нижней стороны, то получится эффект двойного лепестка. МОКРОЕ ВАЛЯНИЕ 1. От правильного укладывания шерсти зависит конечный результат. Чесальную ленту немного придерживать одной рукой и подушечкой у основания большого пальца другой руки выщипывайте короткие тонкие пучки шерсти ( трепем шерсть). Пучки шерсти укладывать в ряд равномерно, как черепицу, на предварительно расстеленную клеенку. 2. Следующий ряд укладывать внахлест. Важно следить, чтобы все пучки шерсти после выщипывания были одинаковой толщины и уложены с одинаковой плотностью. Каждый последующий ряд укладывать поперечно предыдущему. Каждый ряд должен лежать под углом 90 градусов к предыдущему ряду. 3. Приготовить мыльный горячий раствор: на 1 литр воды необходима 1 столовая ложка жидкого мыла. Для лучшего скольжения рук по шерсти можно добавить в мыльный раствор 1 ст. ложку оливкового масла. 4. Горячим мыльным раствором из распылителя равномерно увлажните предварительно уложенную шерсть, подождать пока она опадет. 5. Накрыть шерсть тонким полиэтиленом и увлажнить и разглаживающими движениями рук гоните раствор от центра к краям. Круговыми движениями мягко трите шерсть, пока она не начнет свойлачиваться, уплотняться. Так получается заготовка войлока – смеска, из которой выкраивают разные формы. 6. Войлочную заготовку осторожно прополоскать в воде, закатать в сухое полотенце. Образовавшийся валик, не надавливая, раскатывайте по резиновому коврику. Так раскатываем заготовку в разных направлениях несколько раз. Валяют изделие до тех пор, пока не получим желаемый размер, прочность и внешний вид. 7. Важно помнить, что в процессе изготовления войлока шерсть дает усадку на 30%. 8. Готовую заготовку прополоскать в воде с уксусом и осторожно отжать, придавая форму, просушить. 9. В процессе валяния постоянно необходимо удалять воду из заготовки, иначе шерсть будет плохо свойлачиваться. 10. Сушить изделие необходимо в теплом месте, нежелательно на батарее. ОБЪЕМНОЕ ВАЛЯНИЕ 1. Кусок чесальной ленты или ровницы туго смотать в желаемую форму, которая должна быть больше конечного размера на 30%. 2. Форму положить на подложку и, придерживая иглой (мелкие детали) или рукой (большие детали), начинаем работать иглой, свойлачивая шерсть 10 – 15 минут. 3. Если воткнуть иглу в шерсть в одно и тоже место несколько раз подряд, получится углубление. Так прорабатываются линии губ, глаз и т.д. 4. При моделировании форм и фигурок сначала по выкройкам изготавливают заготовки, а затем приступают к соединению деталей. 5. Для соединения деталей необходимо тонкой иглой профильцевать места соединения, тонкими слоями накладывая кусочки шерсти. 6. Важно помнить, что белая шерсть стоит намного дешевле цветной, поэтому целесообразнее делать заготовку из нее, а в процессе работы покрывать шерстью необходимого цвета. 7. Для изготовления клюва, усиков и т.д. необходимо на кончик пробивной иглы намотать тонкий слой шерсти в виде конуса. Мыльными пальцами осторожно накручиваем шерсть на иглу. Когда форма уплотнится, шерсть на игле подержать под проточной водой для удаления мыла. Для просушки – покатать на салфетке, а после высыхания свалять пробивной иглой в соответствующее место модели. РАБОТА С ФЕТРОМ ИЛИ С ФЛИСОМ В зависимости от толщины и плотности фетра или флиса можно просто вырезать необходимые детали, подрезать рельеф или, используя утяжки, придавать деталям необходимую форму. Тонкий фетр или флис можно резать любыми ножницами, а вот для толстого потребуются портновские. Для придания краям деталей неровный, красивый срез хорошо использовать фигурные ножницы. Соединять детали рекомендуется клеевым карандашом, для соединения двух слоев – использовать двустороннюю клеевую прокладку. Для того, чтобы детали изделий получились правильными, следует придерживаться следующих правил: 1. Перевести чертеж задуманной детали на бумагу и вырезать выкройки по контуру. 2. Разложить выкройки на листах фетра или флиса и обвести мягким цветным карандашом. Обводить каждую выкройку только один раз. 3. Ножницами вырезать детали по намеченному контуру. 4. Чтобы вырезать одинаковые детали, использовать в качестве шаблона первую, вырезанную деталь. Необходимо приложить ее к листу фетра или флиса и вырезать деталь по контуру первой. 5. Для придания объема деталям можно подрезать по краю толстого фетра или флиса, держа маленькие ножницы под углом 45 градусов к поверхности детали. 6. Для обозначения рельефа жилок на листочках, прорезать фетр или флис по линии жилки примерно на половину толщины, а затем согнуть деталь по разрезу и срезать фетр по его краям как при подрезке по краю. 7. Для придания формы детали из фетра или флиса необходимо вставить в иглу прочную нить («Ирис») и ввести иглу в середину среза детали в начале утяжки. Иглу провести внутри фетра или флиса, не выводя ее на поверхность. Стянуть утяжку до необходимой формы и зафиксировать двумя узелками. III Глава. Методическое исследование процессов овладения техникой фильцевания в дошкольном образовательном учреждении В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц) – это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на войлоке или ткани, а также объ?мные игрушки, панно, декоративные элементы, детали одежды, аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться и уже около 8000 лет назад люди по достоинству это оценили. Полузабытое народное ремесло последние десятилетия возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, на современных машинах находит применение при изготовлении обуви, шитье ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: