VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История терроризма в России и за рубежом

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005823
Тема: История терроризма в России и за рубежом
Содержание
12







тит



- название учебного заведения - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный 

- название факультета, (института), кафедры;

- университет имени И.С. Тургенева»;фамилия, имя, отчество автора;

- название выпускной квалификационной работы (тема),

- шифр и наименование направления подготовки;

- фамилия, имя, отчество научного руководителя; ученая степень, ученое звание и его подпись;

- место и год написания ВКР























Содержание



Ведение ………………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические основания исследования феномена терроризма……………………………………………………………………………

1.1 Терроризм как феномен общественной жизни…………….................................

1.2. История терроризма в России и за рубежом……………………………………

1.3.Разновидности современного терроризма……………………………………..

Глава 2.Роль средств массовой информации в противодействии терроризму в современном информационном обществе………………………………………

2.1. Информационные технологии и их роль в противодействии террористическим организациям в условиях современного общества……………

2.2. Средства массовой информации  в условиях противодействия терроризму..…………………………………………………………………………..

2.3. Применение информационных средств противодействия терроризму в современной России………………………………………………………………. 

Заключение 

Список литературы 

















Введение

Тема, которую я рассматриваю в этой работе, на сегодняшний день очень актуальна. В XX веке терроризм начал активно развиваться и выходить на международную арену.

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными конфигурациями противоправных насильственных действий . Как видно из определения терроризм это идеология и практика, связанные с насилием для воздействия на власти или для устрашения населения, то есть насильственные деяния для противоправного воздействия на третьих лиц несут в себе двоякую угрозу обществу. 

 Безусловно, прежде были отдельные проявления терроризма, но в ограниченном количестве. Теперь же терроризм переживает бурный расцвет, особенно у нас в стране. Одной из особенностей современного политического терроризма является его активное воздействие на внешнюю политику государств. Ни для кого не секрет, что и в прошлом экстремистские и террористические акции нередко использовались в качестве предлогов и поводов для провоцирования национальных конфликтов.

 Распространение террористической деятельности, величина ущерба, который она наносит, обстановка страха и дестабилизации в обществе, определенные террористическими акциями - все это требует глубокого научного осмысления проблем терроризма, разработки мер противодействия.

В настоящее время деятельность террористических группировок официально признана одним из источников угроз международной безопасности Российской Федерации. В государстве осуществится долговременная программа противодействия терроризму, в рамках которой должна быть исправлена совместная деятельность спецслужб, властных структур и существующих институтов гражданского общества. В этих условиях особенное значение имеет включенность в работу по профилактике и противодействию терроризму отечественных масс медиа. Таким образом, мы имеем актуальную проблему, глобального масштаба, требующую своего решения. 

Объект исследования- терроризм, как феномен.

Предмет- терроризм, как феномен информационного общества.  

Цель- исследовать терроризм, как феномен информационного общества

Задачи исследования:

- рассмотреть терроризм, как феном общественной жизни;

- ознакомится с историей терроризма в России и за рубежом;

- выявить  разновидности современного терроризма;

- исследовать информационные технологии и их роль в противодействии террористическим организациям в условиях современного общества;

- ознакомится, как применяют информационные средства противодействия в борьбе с терроризмом в современной России.

Степень разработанности. Уже в античной философской мысли в работах Гераклита, Сократа, Платона и Аристотеля находится постановка проблем насилия, вражды, господства, власти, их понимания и контроля в обществе и государстве. 

Заметный вклад в научное осмысление терроризма мы находим у деятелей Французской революции 1791-1794гг.  Террор как специфическая политика государства в условиях чрезвычайного положения и террор как инструмент «народной воли» предстает в текстах и практиках Робеспьера. Сен-Жюста, Дантона. Отметим, что обратной стороной этой «линии» в презентации  революции была консервативная политика, которая, впрочем, сходилась с революционной в признании насилия в качестве политической «технологии » и установлении связи терроризма и революции, представленная работами Э.Берка, А.де Токвиля.  В целом такое понимание терроризма наследуется немецкой классической философией и философией марксизма, продолжающейся в многочисленных трудах теоретиков и практиков революции в лице Бакунина, О. Бланка,  Л. Гумпловича, А. Грамши, К. Маркса, В. Ленина, Г. Маркузе, Б. Савинкова, Ж. Сореля, П.Ткаечва, Ф. Энгельса, Э. Че Гевары и других «практиков» и теоретиков революционного терроризма, которые связывали этот феномен с завоеванием и удержанием власти и освобождением «народа» или «пролетариата».

Онтологические и философско-антропологические подходы к исследованию проблемы терроризма представлены в работах Г. Маркузе, Х. Ортеги-и-Гассете, А. Рапопорта, Ж.П. Сартра, К. Яспеса, А. Кожева.

Революционный террор с одной стороны, а также деградация классической войны в тотальную трансформировались в 20 веке в формы тоталитарного террора, работы проводили Э. Фромм, К. Поппер, Х. Арендт, Р.Н. Арон, Ф.А. Хайек, З. Бжезинский. 

К парадоксам этики террора обращались многие русские мыслители- ф.м. Достаевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, а также современные отечественные ( А. Гусейнов, Ю.Давыдов, В. Степин, А. Скрипник, В. Бочаров, Р. Апресян, Т. Степанянц, В. Лекторский и другие) и зарубежные ученые философы ( А. Бадью, Дж. Агамбен, М. Терещенко). 

Современные исследования терроризма представлены специальными работами Ю.И. Авдеева, А. Бернгарда, И.М. Ильинского, В.Н. Кудрявцева, Б.С. Крылова, Д. Лонга, В.В.Лунева, В. Маллисона, С. Маллисона, В. Петрищева, Ю.С. Ромашева, Б. Хоффмана, В.В Никитаева.  Взаимосвязь терроризма с войной и понимание его как специфической формы военного насилия мы находим в работах Х.Хофмайстера, М. Либига, Ф. А. Фрайхер фон де Хейдте, П.А. Шерера, Д. Стерлинга, Л. Ларуша.

Психологические аспекты терроризма находят в работах Ж. Лакана, с ,Жижека, Д. В. Ольшанского, Ю.М. Антоняна, М. Коупленда, Ч. Руби. Исследование терроризма сопряжены с национальной, религиозной, этнической спецификой в работах И.П. Добаева, Н.В. Жданова, А.А. Игнатенко, Р.Г. Ланды, А.В. Малашенко, С.И Чудинова, А. Парфрея, М. Палмер, Дж. Эспозито, Б. Льюиса и других авторов. 

Методология исследования- 

 

































































Глава 1. Теоретические основания исследования феномена терроризма

Терроризм как феномен общественной жизни

Важнейшей особенностью современного терроризма является применение насилия или угрозы его использования против гражданского населения. Террористы применяют насилие, намеренно, умышленно, сознательно.
Еще одной важной особенностью терроризма является насилие, которое применяется с целью создания общества страх, граничащий с ужасом. Организация атмосферу неопределенности, неуверенности, страха в обществе, в нарушение существующего порядка, паралич власти имеют важное значение для реализации цели террористов.  Своими действиями террористы стараются оказать разрушительное влияние на психику человека, удержать его волю, способность действовать, нанести ему психологический дискомфорт.

Иной сущностной характеристикой терроризма является применение насилия для достижения определенных политических целей. Этим терроризм различается от криминального насилия. Эти цели могут быть самыми разнообразными. Эти особенности терроризма являются основными. Они суть этого явления.

Можно сказать, что основными особенностями современного терроризма являются: а) насилия для достижения политических целей; б) насилие против гражданских лиц; в) насилие было не спонтанной, а намеченной.

Современный терроризм распространился по всему миру, его наличие отмечается во многих государствах, число террористических групп, совершающих захваты в разных частях мира, не дает точного учета в связи с тем, что они формируются под одну акцию, тогда цвести опять собирается напасть в другом месте. Однако, несмотря на обширную географию терроризма, этнических террористических групп для целого ряда причин для их породы, их методов и средств, все они укладываются в следующие пять видов или типов терроризма в зависимости от цели.

Националистический терроризм. Направлена на решение таких проблем как политических, социальных, культурных, этнических групп, которые составляют меньшинство в государстве, в котором нарушаются права его членов в пользу титульной нации, преобладающей не только численно, но и политически, экономически, культурно. Изначальной целью этого вида терроризма, это отделение от имеющегося сайта и создание независимого государства или присоединения государство, в котором обитает большинство представителей этой национальности. Восхождение националистического терроризма приходится на 60-70 х годов прошлого века, когда особенная активность террористических групп этого типа. Среди них всемирно знаменитая ирландская Республиканская армия (Ира), организации освобождения Палестины (ООП), Баскское Отечество и свобода (эта), Тигры освобождения Тамил- Илама, Курдская рабочая партия и другие.

Религиозный терроризм. Использование насилия к воплощению на земле духовных законов. Объектами насилия со стороны религиозных террористов выступают те, кто своими поступками будет препятствовать достижению этой цели, отступники от веры, все те, кто прямо или косвенно выдвигается за разделение государства и Церкви. Религиозные террористы покинули большое количество мировых религий и многие секты.

В некоторые годы, более половины всех существующих террористических групп в мире на религиозной почве. Среди них, "Хезболла" (Ливанская Шиитская группировка), ХАМАС (Палестинская организация мусульман-суннитов), АУМ Синрике, Еврейская группа Меира Кахане и Барух Гольдштейн и другие.

Левацкий терроризм. Его главной задачей выражается уничтожение капиталистического строя и смены социализма. Социальную основу этого типа терроризма состоит из бедняков, которые считаются леворадикальных террористов как неисчерпаемым резервуаром для пополнения своих рядов. Террористами становятся не только выходцы из небогатых и неблагополучных групп населения, но и представители среднего класса, студенты и даже те материалы, которые были предоставлены людям, которые чувствуют страдания простых людей, они не согласны с имеющимся социальным неравенством.  Эти люди часто прибегают к актам принуждения против богатых людей и чиновников. расцвет леворадикальный терроризм случившейся в первой трети 20-го века. Новый виток активности отмечается во время  "холодной" войны, при террористических группировок, функционирующих не только в развивающихся странах Азии, Латинской Америке и Африке, а также в  Европе. Среди них такие знаменитые организации, как "красные бригады" (Италия), немецкая Баадер-Майнхоф, японской Красной Армии, Сендеро сияющий путь, революционное движение Тупак Амару Южной Америки и другие.

Праворадикальный терроризм отражает неонацистские настроения, усиливающиеся в западных странах. Организационная структура групп не такая стройная , как скажем у представителей националистического терроризма. Насилие применяется праворадикальными террористами , главным образом, против иммигрантов и беженцев из стран Азии и Африки. Их цель – вынудить правительства принять запреты на их въезд в европейские государства. По идейным убеждениям и взглядам праворадикальные террористы являются расистами и антисемитами.

Анархистский терроризм . Пик его активности пришелся на конец 19 века – первую треть 20 века. Тем не менее, его богатая история, опыт деятельности террористических групп анархистского толка продолжают изучаться специалистами. По их мнению, эта работа будет иметь практический смысл в том случае, если сбудутся прогнозы относительно того, что вероятнее всего часть современных антиглобалистов скатится на путь террора, отчаявшись добиться принятия своих требований уличными демонстрациями, пикетами, митингами. Это может породить новую волну анархистского терроризма. 

Терроризм в условиях глобализации. Важным для понимания сущности современного терроризма является понимание его особенностей, вызванных влиянием процессов глобализации. Под глобализацией обычно понимают небывало тесную взаимозависимость стран в различных областях: экономике, политике, социальной сфере, культуре, экологии, информационных технологиях, торговле и т .д. Эта взаимозависимость сопровождается быстротой передачи информации на самые дальние расстояния, доставки товаров в любой уголок земного шара. Расстояния перестают быть фактором, тормозящим экономические, социальные и культурные отношения.

Современный терроризм не знает границ в пространственном отношении, что позволяет ему действовать в самых разных точках мира, вызывая многочисленные жертвы и разрушения. Учитывая возможность попадания в руки террористов оружия массового разрушения, в частности, химического и бактериологического, уязвимости систем жизнеобеспечения населения, современный терроризм представляет сегодня глобальную угрозу для человечества. Это является существенной отличительной чертой современного терроризма.

Считается, что терроризм появляется там и тогда, где и когда в политической, социально- экономической и духовной сферах общества обнаруживаются серьезные неполадки. В западной литературе среди главных политических условий, приводящих к появлению терроризма, называют наличие авторитарных режимов, существенно ограничивающих возможности оппозиции действовать легально. Репрессии против оппозиционеров вынуждают их переходить к нелегальным методам борьбы с правительствами. Часть из них прибегает к методам террора. 

Есть страны, где формально деятельность оппозиционных сил не запрещена. Они участвуют в политическом процессе легально, стремясь к успехам на выборах в местные и центральные органы власти, но неизменно терпят поражения. Во многом это происходит из-за того, что оппозиционные партии и движения находятся в неравных условиях по сравнению с проправительственными политическими организациями, за которыми стоит весь так называемый административный ресурс власти – деньги , СМИ, нажим на избирателей, сочетающийся с подачками населению во время предвыборной кампании и т.п. Видя бесперспективность легальных форм политической борьбы с режимом, часть оппозиции берет на вооружение методы насилия. Как видим, в обоих перечисленных случаях причиной обращения политических групп к насильственным методам борьбы с существующей властью является невозможность достичь поставленных целей в рамках легальной политической деятельности.

Возникает вопрос, если одной из главных причин, порождающих терроризм, является наличие недемократичных общественно-политических систем, тогда почему террористические организации возникают в странах либеральной демократии? Например, если испанская ЭТА и возникла во времена тоталитарного режима диктатора Франко, то она, тем не менее, продолжила активную террористическую деятельность на протяжении четверти века после того, как к власти в стране пришли демократические силы. Что касается Ирландской Республиканской Армии, действующей в Великобритании, итальянских Красных бригад, германской Баадер-Мейнхоф, то они начали свою деятельность в условиях уже длительного существования в этих странах демократии, наличия легальной оппозиции, встроенной в многопартийную политическую систему. Утверждают, что это объясняется происками бывшего СССР и его союзников, подталкивавших радикальные элементы к насилию. Но Советского Союза уже давно нет, а терроризм в западных странах никуда не исчез. 

Не исчез потому , что остались корни, питающие его. Поэтому попытки объяснить феномен терроризма влиянием одних только внешних факторов, враждебными действиями соперничающих государств не только не приближают к истине, но и опасны, ибо такой облегченный взгляд на проблему терроризма уводит от его истинных причин, не позволяет вести работу по их устранению.

Организовать террористическую деятельность из-за границы можно, но поддерживать ее в течение длительного времени невозможно, если для этого не будет почвы внутри страны. Терроризм в европейских странах не экспортирован сюда, он является продуктом внутренних противоречий, порожденных неравенством в пользовании политическими , экономическими правами представителями различных социальных групп, национальных и религиозных меньшинств.

По мнению экспертов, существуют несколько факторов, которые влияют на принятие людьми решения участвовать в терроре. Среди них выделяют психологический, идеологический и стратегический мотивы участия в террористической деятельности.

Психологический мотив. Участие в терроризме из-за персональных причин, базирующихся на психологическом состоянии сознания. Мотивацией таких людей обычно бывают ненависть , жажда мести, стремление к власти. Этот мотив наиболее часто встречается в обществах, где нарушаются права человека, где невозможно найти структуру, в которой человек мог бы получить справедливое разрешение своей проблемы. Это один из распространенных мотивов, приводящих людей в террористические организации.

Идеологический мотив. Идеология – это верования, ценности, принципы, которые определяют конкретные политические цели террористической группы. Ею может быть политическая философия или религиозное учение.

Стратегический мотив. Когда террористическая организация меняет свою стратегию и переходит к насильственным методам, считая исчерпанным на данном этапе использование мирных средств достижения своих целей. Такое происходит весьма часто, так как политическая борьба против существующих режимов требует гибкости, выбора методов давления, наиболее эффективных на данном этапе.

Социально-экономические корни терроризма. Одним из самых распространенных мифов о терроризме является мнение о том, что террористами становятся исключительно выходцы из бедных и неблагополучных семей. Исходя из этого, делается вывод о невозможности победы над терроризмом, пока будут существовать нищета, нужда, безработица. Поэтому предлагается увеличить экономическую помощь странам, чей доход на душу населения ниже уровня бедности , где от недоедания или голода страдают десятки миллионов людей.

Культурные корни терроризма. Наибольшие дискуссии вызывает точка зрения о культурных корнях современного терроризма. К изучению взаимосвязи культуры, традиций, верований с терроризмом исследователи только приступают . Эта проблема имеет несколько аспектов. Вот только некоторые из них: влияние глобализации на местные культуры, рыночной экономики на традиционные экономики, процессов модернизации на религии.

Самые известные широкой международной публике террористические группы являются по своему характеру и поставленным целям националистическими. Они добиваются справедливого политического решения национального вопроса для членов этнической общности, интересы которой защищают. Одновременно такого рода группы являются и самыми долговечными. История их существования насчитывает не один десяток лет. И это неслучайно, так как практика показывает чрезвычайную сложность борьбы с тем видом терроризма, который поддерживается населением, находящимся в состоянии этнического родства с террористами. Всех их объединяет стремление насильственным путем добиться политического освобождения своих народов, что является, по их убеждению, необходимым условием решения экономических, социальных и культурных проблем, с которыми они сталкиваются, проживая в рамках существующих государственных образований.

В 20 веке опыт модернизации своих стран с применением западной модели развития использовали многие народы развивающейся части мира. Успехов в этом деле добились единицы. Это дало основание для начала дискуссий о совместимости западной культуры с традиционными культурами. Сторонники положительного ответа на это вопрос утверждают, что в неудачах развития с использованием западной модели следует винить не западную культуру, а непоследовательные, неумелые действия правительств этих стран, совершивших грубые ошибки, не соблюдавших принципы, по которым эта модель функционирует.

Скептики же считают, что западная и национальные культуры несовместимы, что любые попытки привить на национальной почве достижения другой культуры обречены на провал. В лучшем случае это может привести к временным успехам, но добиться успехов, аналогичных тем, которых добились развитые страны, не удастся. Отсюда делается вывод о необходимости не отрываться от национальной почвы и пытаться найти рычаги ускорения развития с учетом специфики каждого отдельного государства.

Наличие двух противоположных точек зрения отражает существующее в этих обществах разделение населения на сторонников развития по западному образцу и тех , кто верит в успех движения на основе собственной модели, учитывающей национальные особенности страны. В зависимости от конкретных исторических обстоятельств перевес получают то одни, то другие. Если на протяжении большей части прошлого столетия перевес был на стороне прозападных политиков, то с последней его трети все заметнее становятся голоса тех, кто призывает вернуться к национальным истокам, культуре, традиционному образу жизни . В этом они видят единственный путь выхода из глубокого кризиса, в котором пребывают многие развивающиеся страны.

Это не просто кризис какой-то сферы жизни общества. Это кризис идентичности этих народов, стремящихся понять кто они, почему так живут, кто в этом виноват, что делать. Спрос на ответы на подобные вопросы рождает предложение со стороны политиков, убежденных в возможности решения стоящих проблем в случае возврата к национальным истокам. Идеология, которой они руководствуются, представляет собой смесь националистических и религиозных взглядов и идей. Этим они отличаются от своих националистических предшественников, действовавших в первой половине 20 века и боровшихся за освобождение своих народов от колониальной зависимости. То была борьба за политическую независимость. Современное поколение националистов борется за культурную независимость своих народов.

Основания для такой борьбы националисты находят в нынешней политике западных стран и, в первую очередь, США, получившей название политики вестернизации. Собственно такая политика проводилась системно, начиная с колониальной эпохи, но серьезный импульс ее активизации дало окончание холодной войны и распад СССР, существование которого сильно затрудняло проведение такой политики. Западные страны, как победители в этой войне, посчитали дорогу открытой и усилили проникновение ценностей своей цивилизации в другие цивилизации. В основе таких действий лежит вера в то, что западный образ жизни, западная культура, идеология являются универсальными, пригодными для всего мира. Такую веру подкрепляют огромные достижения западного мира в экономике, развитии современных технологий, техники, науки, здравоохранения, изменяющих жизнь людей.

Но своим самым главным достижением западная цивилизация считает изобретение демократии, реально предоставляющей личности политические свободы и позволяющей на этой основе расковать творческий потенциал личности. Именно это, по мнению западных идеологов, позволило их цивилизации опередить в своем развитии другие общества. На этой основе они делают вывод об общечеловеческом значении опыта, выработанного на Западе, считают свои ценности не специфическими, эффективными в определенной культурной среде, а универсальными, то есть годными для всего человечества.

Исходя из этого, через все возможные каналы идет распространение по миру идей и ценностей западной цивилизации. Изобретение новейших информационных и коммуникационных средств значительно облегчает эту работу. Культурное пространство других стран заполняют фильмы, музыка, литература, виды спорта, досуга, развлечений, продукты питания, одежда, бытовая техника, автомобили, разнообразные услуги и необходимые в жизни мелочи, сделанные на Западе. Они разнообразят жизнь людей, облегчают ее и одновременно с этим изменяют эту самую жизнь. Меняются привычки, поведение, настроение человека, меняются его взгляды на окружающую жизнь. Он уже не так зависит от других людей, становится ненужным каждодневное общение с родственниками, близкими, соседями. Человек все больше индивидуализируется, забывая постепенно о традициях взаимопомощи, поддержки, общего совета, необходимых при прежней действительности. В итоге, находясь у себя в стране, он все менее оказывается связанным с местной культурой и все больше ниточек , соединяющих его с культурой другого государства, находящегося нередко в тысячах километрах от него.

Вместе с элементами традиционной культуры уходят и социальные амортизаторы, сдержки, такие как мнение старшего поколения, влияние членов семьи, позиция общины и т.д., с которыми человек был вынужден считаться, если желал быть внутри сообщества, к которому он принадлежит. Их место не может быть заполнено сдержками, которые работают в западных странах, потому что они являются результатом образа жизни, традиций, настроений, чуждой культуры. Оставшись без «тормозов» человек не в состоянии сдержать свои эмоции, свое настроение и часто срывается, допуская неконтролируемые действия, вплоть до насилия.













1.2. История терроризма в России и за рубежом

В 1850-х в эмиграции начал формироваться круг теоретиков революционного насилия – Бакунин, Лавров, Ткачев, Степняк-Кравчинский. Осмысливая опыт Великой французской революции, европейских революций 1848, Парижской коммуны, опыт конспиративной организации «Молодая Италия», вдохновляясь подвигами Гарибальди, теоретики будущей революции нащупывают эффективные организационные и тактические формы насильственного изменения общественного строя в России.

За словами последовали действия. Член группы Ишутина Д. Каракозов в 1866 совершает неудавшееся покушение на Александра II. В 1887 в Париже на жизнь царя покушается польский эмигрант А. Березовский. В 1879 в России возникла террористическая организация «Народная воля». В 1879 народовольцы вынесли «смертный приговор» Александру II. Было сделано восемь покушений. Последнее – 1 марта 1881 завершилось убийством царя. За этим последовал ультиматум наследнику с требованиями глубоких политических преобразований. Однако «народные массы» не оправдали надежд террористов: вместо долгожданной революции начались еврейские погромы. Вскоре организация была разгромлена.

Отличительной особенностью дореволюционного российского терроризма было благожелательное отношение к террористам образованного общества, как к любой инновации в любой исторический период. Крестьянство в силу своей необразованности было далеко от этой темы или относилось к бомбистам негативно. Люди, которые по моральным или политическим причинам отрицали методы террора, находились в меньшинстве. В силу негативных оценок российской государственной деятельности, в террористах видели подвижников идеи, жертвующих своей жизнью во имя высоких целей.

Самым ярким проявлением этих общественных настроений был оправдательный вердикт суда присяжных по делу Веры Засулич, совершившей покушение на жизнь петербургского градоначальника Ф. Трепова. Речь защиты завершалась словами «Да, она может выйти отсюда осужденной, но не выйдет опозоренной…». Достаточно значительная часть образованного общества восхищалась террористами.

Как считает историк О.В. Будницкий, «возникновение терроризма в России не было чем-то уникальным в тогдашней Европе; террористические идеи развивались в работах германских (К. Гейнцен, И. Мост), итальянских, французских революционеров (преимущественно анархистов). Однако, генезис террористических идей в российском освободительном движении носил достаточно самобытный характер, а размах, организация и успех террористической борьбы русских революционеров сделали их образцом для террористов во многих уголках земного шара. Так, в Индии в начале века терроризм называли «русским способом». Говоря о влиянии борьбы русских террористов на мировой революционный процесс, мы имеем в виду революционеров – «политиков»; в случае с анархистским террором процесс был скорее обратным».

Терроризм оказался в России весьма живучим; каждое из «последовательных поколений» русских революционеров обращалось вновь к этому оружию, причем интенсивность и размах террористической борьбы оказывались с каждым разом все масштабнее. И это несмотря на катастрофические временами последствия террористических актов для революционного движения, как это было после покушения Каракозова или после величайшего достижения террористов, цареубийства 1 марта 1881 года, повлекшего за собой разгром «Народной воли» и потери революционерами определенного статуса уважения в обществе.

Скорее всего, объяснение этому следует искать не только (точнее, не столько) в социально-политических обстоятельствах, сколько в идеологии и, в значительной степени, психологии, определенной части русских революционеров.

Революционер-народник Морозов Н.А. В революционном листке «Земли и воли» заявил, что «политическое убийство – это прежде всего акт мести» и «единственное средство самозащиты при настоящих условиях и один из лучших агитационных приемов». По его словам, политическое убийство, «нанося удар в самый центр правительственной организации… со страшной силой заставляет содрогаться всю систему. Как электрическим током, мгновенно разносится этот удар по всему государству и производит неурядицу во всех его функциях».

Конспирация, по его мнению, являлась гарантом сохранности и неуязвимости террористов от государственной машины: «Неизвестно, откуда явилась карающая рука и, совершив казнь, исчезла туда же, откуда пришла – в никому неведомую область».

«Террористическая революция», по мнению Морозова, представляет собой, в отличие от революции массовой, «где народ убивает своих собственных детей», самую справедливую форму борьбы. «Она казнит только тех, кто действительно виновен в совершившемся зле». «Не бойтесь царей, не бойтесь деспотических правителей, – говорит она человечеству, – потому что все они бессильны и беспомощны против тайного, внезапного убийства!» Морозов предсказывал, что рекомендуемый им метод борьбы, в силу своего удобства, станет традиционным, равно как и возникновение в России целого ряда «самостоятельных террористических обществ».

Особо Морозов останавливался на таком отличии «современной террористической борьбы» от тираноубийств былых времен, как возможность для террориста избежать неотвратимого ранее возмездия. Теперь «правосудие совершается, но исполнители его могут остаться и живы. Исчезая бесследно, они могут снова бороться с врагом, снова жить и работать для своего дела. Мрачное чувство не примешивается к сознанию восстановленного человеческого достоинства. То была борьба отчаяния, самопожертвования; это – борьба силы с силой, равного с равным; борьба геройства против гнета, знания и науки – против штыков и виселиц».

Целью террористической борьбы Морозов считал завоевание фактической свободы мысли, слова и безопасности личности от насилия – необходимых условий для «широкой проповеди социалистических идей».

Морозов не сомневался, что «косвенным продуктом террористической борьбы в России до ее окончания будет между прочим и конституция».

Другими словами, борьба за политическую свободу и социальную справедливость посредством политических убийств требовала определенного этического обоснования или, если угодно, морального оправдания.

Эпоха контрреформ Александра III не являлась благоприятной для развития революционного терроризма. В начале царствования Николая II произошла консолидация революционных сил самых разных ориентаций. В конце 1901 создается Боевая организация партии эсеров (распавшаяся в начале 1907).

Первое политическое убийство в ХХ в. было совершено в России. Исключенный из университета студент Петр Карпович, 4 февраля 1901 убил консервативного министра образования Н. Боголепова. В апреле 1902 был убит министр внутренних дел Сипягин. В июле 1904 был убит его преемник – фон Плеве. В феврале 1905 был убит московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. Это были наиболее громкие акты.

Помимо эсеров, тактику терроризма использовали другие политические организации: анархисты, националисты, социал-демократы. Но в большинстве своем все-таки эсеры были той организацией, которая делала ставку исключительно террористическую тактику.

Мощнейшим всплеском для терроризма послужила первая русская революция (1905–1907). С октября 1905 и до конца 1907 было убито и получили увечия различной степени 4500 государственных чиновников, убито 2180 и ранено 2530 частных лиц. В 1907 году на было фиксировано примерно 18 ежедневных жертв. С января 1908 по май 1910 зафиксировано 19 957 терактов и грабежей. В это неспокойное время убивали полицейских, взрывали дома. Да можно сказать, что «под шумок», прикрывшись революцией и терактами многие в целях личной наживы грабили дома, поезда и пароходы не профессиональные террористы, но сотни и тысячи тех, кого захватило революционное движение и жажда наживы. Остановить этот беспредел смогла только практика военно-полевых судов, введенная премьер-министром Столыпиным. В ответ на это, в 1906 г. эсеры-максималисты взорвали дачу Столыпина. В результате погибло 27 человек, пострадали дети премьер-министра. Ситуация более-менее стабилизировалась лишь в 1910 году.

Особое место в истории русского терроризма занимает дело Азефа. Евно Азеф (1869–1918) – сын еврейского портного, предложил свои услуги Департаменту полиции в 1892, будучи студентом политехнического института в Германии. Вернувшись в 1899 в Россию, установил связи с террористическими группами и вскоре стал заметным деятелем эсеровского движения. По указанию министерства внутренних дел под руководством Плеве, он проник в руководящие структуры партии, заручился доверием членов партии, с помощью которого стал в 1903 году главой Боевой организацию эсеров. До середины 1908 Азеф сотрудничал с полицией. Летом 1908 Азефа разоблачил Владимир Бурцев, который сумел привести доказательства фактов работы Азефа на тайную полицию. В результате было проведено внутрипартийное расследование, в ходе которого Азеф был объявлен провокатором. Но, тем не менее, деятельность Азефа сыграла дост.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.