VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История самурайского сословия от его зарождения до распада сёгуната Токугава

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004284
Тема: История самурайского сословия от его зарождения до распада сёгуната Токугава
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..8
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ
1.1. История самурайского сословия от его зарождения до распада сёгуната Токугава(XII – последняя треть XIX в.)……………………………….8
1.2.История самурайского сословия от эпохи Эдо и до его расформирования………………………………………………………………16
1.3.Религиозный синкретизм самураев: взаимодействие и взаимосвязь дзэн-буддизма, неоконфуциантства, синтоизма……………………………………23
ГЛАВА 2. РОЛЬ САМУРАЕВ В КУЛЬТУРЕ ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ
2.1. Реконструкция самурайской этики «Бусидо»………………………………………………………………………..29    
2.2. Вооружение самураев. Эволюция оружия………………………………38
2.3. Наследники самураев………………………………………………………50
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
3.1. Роль элективных курсов в обучении школьников старших классов……………………………………………………………………………56
3.2. Элективный курс по истории для 11 класса на тему «Эволюция самурайского этоса  и его проявление в культуре традиционной и современной Японии»…………………………………………………………66
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………79
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..83

Введение
   Актуальность темы. Японская историческая наука пережила расцвет после окончания второй мировой войны. В результате некоторой демократизации политического строя Японии после войны с исторической науки были сняты те пути, которые стопорили ее развитие в течение многих предшествующих десятилетий. Оказалась облегчена научная трактовка проблем древней истории, до 1945 года связанная необходимостью безоговорочного признания легендарного периода японской истории. 
 Актуальность предполагаемого исследования определяется интересом к различным страновым и цивилизационным моделям развития. Пример Японии как страны осуществляемой оптимальный переход от феодального к капиталистическому и от сословной структуры общества к современной классовой, привлекает внимание самых разных представителей гуманитарной науки: историков, культурологов и др. В связи с этим изучение эволюции самурайского сословия представляет научный и практический интерес. 
В связи с этим изучение эволюции самурайского сословия, изменение его роли в системе ценностей традиционной и современной культуры Японии представляет научный и практический интерес. 
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Изучения самураев в школьном элективном курсе  важен тем, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли самураев в традиционной и современной Японии и более подробно изучить ее важные тонкости. Данный курс связан с дополнением основного курса новой истории Японии. 

   Степень изученности темы. Проблемы развития японского общества нашли отражение в общих и специальных работах по истории Японии. Здесь можно выделить работы А.Е. Жукова1, Х.Т. Эйдуса2, А.Л. Гальперина3, Н.И.  Конрада4, А.Н. Мещерякова5, В. Молодякова6.
 Интерес к истории самураев как служилого воинского сословия традиционного японского общества был характерен для  таких отечественных авторов как  А.А. Долин7, Л.Д. Гришелёва8, А.Ю. Синицын9 , А.Б. Спеваковский10. 
   Большая часть исследователей японской культуры затрагивает различные аспекты воздействия самурайского элемента  на формирование  национальных традиций, национального характера и образа жизни японцев. Так, работа С.И.Мшанецкого11 знакомит нас с историей военного костюма самураев. Объемная статья А.Ю.Синицына12 посвящена оружию самураев. Большое внимание вооружению самураев в разные эпохи уделил в своей работе К.С. Носов13. Лаконична, но довольно интересна работа А.Р. Басова14, в которой рассматриваются различные аспекты жизни самураев, включая семью, религию, жизненные установки и т.д.
   Особый интерес представляет работа Спеваковского А. Б. «Самураи - военное сословие Японии». Это наиболее полное и точное описание жизни самураев  со времени образования данного сословия и до его трансформации в класс технократии пост Мэйдзийской Японии. Спеваковский рассматривает и подробно разъясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки, традиции семейного воспитания самураев, прослеживает изменение структуры данного сословия в средневековой  Японии, выявляет причины кризиса и распада самурайского сословия в период Нового времени и эпоху Мэйдзи.
    Определенное внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е. М. «Японский милитаризм». Тут мы имеем возможность проследить путь формирования не только сословия самураев на протяжении нескольких веков истории японского общества, но и гибридный характер идеологии самураев, основными элементами которого авторы считают милитаризм, тэнноизм, этику самопожертвования во имя исполнения служебного долга.
    История формирования идеологии самураев нашла свое отражение в монографии Мещерякова А. Н. «Древняя Япония: буддизм и синтоизм: проблема синкретизма». Здесь рассказывается о национальной японской религии, а также о путях проникновения буддизма в мифопоэтическую структуру  религиозных верований страны Восходящего солнца. Приводятся  примеры как  взаимодействия и соприкосновения двух религий, так и их противоборства в идейно-политическом развитии страны. 
   Популярно и доступным для массового читателя языком история самурайства изложена в работах зарубежных авторов, среди которых особо хотелось бы выделить работы С.Тернбулла15, Н.Цеда16. Относительно роли самураев в истории Японии  Нового времени интересна работа У.Л.Кинга17 , посвященная рассказу о «воинах – самураях нового типа», об их адаптации к современным условиям жизни.
По методике обучения элективным курсам я использовал следующую  научно-методическую литературу: Петунин О.В., Трифонова Л.В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки, Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения, Кинзибаева И.Г. Элективные курсы – требования к разработке, Каспржак А. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства, Ермакова Д. Течения и «подводные камни» в море элективных курсов, Баранников А.В. Элективные курсы в профильном обучении О.Е.Лебедев в своей статье» Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов" отмечает  ожидания учащихся в большинстве случаев будут связаны с достижением некоторых метапредметных результатов

Объектом исследования является история самурайского сословия.
  Предметом исследования: эволюция самурайского сословия, начиная с его превращения в правящую элиту страны в эпоху Эдо и заканчивая окончательным распадом в ходе реформ Мэйдзи, а также место самурайства в социальной структуре традиционного общества.
Хронологические рамки работы определяются использованием в работе источников и охватывают период с эпохи Эдо и до 1947 года (вступления в действие современной Конституции Японии). 
Исследование изменений в образе жизни самураев вызвало необходимость экскурса в более ранние эпохи истории Японии, начиная со времени сегуната Камакура.
   
Цели и задачи исследования:
        Целью данной работы является изучение эволюции самурайского сословия и его мировоззрения для последующей адаптации полученных результатов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в школе.
  Задачи:
1. изучить истоки возникновения самураев;
2. проследить возвышение самурайства и превращение их в правящую элиту японского общества;
3. изучить занятия самураев, культуру, боевые искусства, а в купе с ними их военный костюм, оружие;
4. выявить религиозные воззрения самураев;
5. Раскрыть значимость элективных курсов в преподавании истории в старших классах
6. Разработать элективный курс для 11 класса по теме «Эволюция самурайского этоса  и его проявление в культуре традиционной и современной Японии».


Теоретико-методологическая база исследования. В качестве методологической основы работы были использованы общие методы научного исследования: анализ, синтез, системный подход, принцип историзма, сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Был  также использован формально-логический метод анализа нормативно-правовых актов эпохи Эдо и периода Мэйдзи.
Принципы гендерного анализа использовались для изучения поведенческих установок,  специфики мировоззрения, традиций  воспитания и самовоспитания японских воинов-мужчин. 
Анализ ментальных установок самураев и характер межгруппового взаимодействия различных сословий и классов японского общества осуществлялся с позиций социальной психологии.
   К изучению данной темы можно применить подходы, свойственные «новой  социальной истории», направленные на изучение поступков человека, проявляющихся «в различных взаимосвязях и ситуациях, в социальной среде и в системе разнородных групп, в семье и в повседневной жизни»18. 
   Из социальных групп, существующих в Японии в XII-XX столетия, особо выделяется самурайское сословие. Сословие – это группа людей, отличающаяся своим юридическим положением, обладающая определенными правами и обязанностями. Сословия характеризовались наследственностью и замкнутостью и, таким образом, представляли собой локальные сообщества. В исторических исследованиях локальная группа людей «выступает как первичное сообщество, самостоятельный социальный организм, объективно включенный в социальную структуру».19 Данная локализация характерна и для самурайского сословия, как «самостоятельного социального организма» и объекта исследования.
   Ключевую роль в проекте социоистории играют синтетические категории опыта (индивидуального, коллективного, исторического) и переживания, в которых концептуализируется внутренняя связь субъекта истории с объективными – как материальными, так и духовными – условиями его деятельности, с природными, социальными и культурными детерминантами его индивидуального и коллективного поведения. Следовательно, центральное место в социальной истории занимает проблема отношения людей друг с другом в обществе и культурной среде, а так же позволяет рассматривать как их субъективные представления, мысли, способности включались и действовали в обществе.
     Сюжеты и социальные конфликты, представляют массу возможностей для индивидуального стилеобразования. В связи с чем, возникает потребность в использовании теории «стиля жизни», которая характеризует индивидуальное поведение человека или группы людей. Использование теории стиля жизни позволяет рассматривать поведение и действия сословия, как уже давно укоренившиеся формы поведения при определенных обстоятельствах и как механизм идентификации или сословной принадлежности.
         Источниковая база исследования. 
Одним из столпов японской культуры, корни которого уходят в древние учения буддизма, синтоизма и конфуцианства – Бусидо. Этот своеобразный кодекс, которому подчиняется жизнь и смерть самурая нашел отражение в работах «Кодекс Бусидо»20, Инадзо Нитобэ21, Клири Т22. «Пути воина» посвящены  трактаты  великих самураев Юдзана Дайдодзи и Ямамото Цунэтомо23, Такуана Сохо и Ягю Мунэнори24, Миямото Мусаси25, Юкио Мисима26. Духовные завещания потомкам ярко выражены в «Сочинениях японских воинов»27 авторами которых являются не только значительные фигуры японской истории как, например, Такэда Сингэн или Курода Нагамаса, но и простые самураи. «Кодекс самурая» оказал сильное влияние на формирование мировоззрения, философии и жизненных принципов японского народа в целом.
Духовные завещания потомкам ярко выражены в «Сочинениях японских воинов»10 авторами которых являются не только значительные фигуры японской истории как, например, Такэда Сингэн или Курода Нагамаса, но и простые самураи. «Кодекс самурая» оказал сильное влияние на формирование мировоззрения, философии и жизненных принципов японского народа в целом. Есть работы как раз посвященные преемственности самурайского духа, современному японскому обществу, роли традиций в жизни Японии28, где анализируется роль самурайской морали в современной Японии как основы экономического и культурного прогресса29. Знаток восточной культуры Мент Бойе Лафайет де30 сопоставляет экономические 
Существуют работы посвященные какой-либо конкретной эпохе, личности японской истории. Например, японский писатель СибаР31. Пытается воссоздать портрет Ёсинобу – пятнадцатого военного правителя из рода Токугава. Другая работа32 рассказывает о драматической судьбе легендарного Сайго Такамори, которого прозвали «последним самураем», великого воина, Сайго Такамори стал легендой среди простых японцев, и был официально канонизирован после смерти новым императорским правительством, с которым беспощадно боролся. В наши дни он стал прототипом одного из главных героев знаменитого фильма «Последний самурай». Трагический образ обреченного на поражение героя, демонстрирующего величие духа в безвыходной ситуации отражен в труде Морриса А.33 
 Структура работы состоит из введения, трех глав, восьми  параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ГЛАВА I
    1.1.История самурайского сословия от его зарождения до распада сёгуната Токугава (XII – последняя треть XIX в.)
    Слово «самурай» («сабурай»), образованное от глагола старояпонского языка «сабурахи», имеет в японском словаре древнего языка следующее толкование: «служить великому человеку, человеку высшего сословия», «служить хозяину, защищать хозяина». Самураем называли в Японии слугу знатного лица, слугу феодала, служащего его интересам, охраняющего его поместье, имущество и его самого. «Быть слугой – это не что иное, как следовать за своим господином, доверяя ему, решать, что хорошо и что плохо, и отрекаясь от собственных интересов. Если найдется всего два или три человека подобного рода, владению господина ничто не грозит…»34.
    Начало становления сословия самураев - мелкопоместного военно-служилого дворянства Японии – можно отнести к относительно позднему времени – VII-XII вв. В 645г. после победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной знати (Сумэраги и Накотоми), на престол был возведен представитель победившей коалиции – 36 император Японии Котоку. Приход к власти Котоку получил в Японской истории название «переворот Тайка». Данный переворот способствовал развитию японского раннефеодального монархического государства, установлению феодального способа производства. В результате реформ вся земля переставала быть собственностью сельской общины, она объявлялась императорской собственностью и отдавалась крестьянам во временное пользование. Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть «рёмин».
    Наряду с наделами крестьян существовали наделы господствующего класса, однако они существенно отличались от крестьянских земель размерами, зависевшими от титула или должности владельца.
    Собственники наделов стремились к полному переходу земель в частное пользование. Жестокая эксплуатация, тяжелое налоговое обложение, многочисленные повинности и стремление крупных землевладельцев захватить крестьянские участки для расширения своих поместий вызывали у крестьянства недовольство, часто переходившее в открытое сопротивление. Одной из форм протеста крестьян были побеги из своих земель. Беглых стали называть «ронин». Многие из них группировались в разбойничьи шайки, которые с одной стороны занимались грабежом, с другой – шли на службу в частные владения, становились служилыми людьми при крупных буддийских храмах.35
    Тяга ронинов в сёэн, с одной стороны, и нужда владельцев поместий в ронинах, используемых ими в качестве военной силы для подавления крестьянских восстаний, борьбы с отрядами беглых крестьян и соседними феодалами, стремившихся забрать себе лучшие земли, - с другой, привели к созданию нового сословия раннефеодального общества, оторванного от экономики, - сословия самураев или воинов (буси).
    С X века в Японии все сильнее развиваются центробежные тенденции, сепаратизм отдельных провинций, политическая раздробленность, порожденные усилением феодалов на периферии. По мере роста и усиления крупных феодальных поместий мелкие землевладельцы, не сумевшие увеличить свои,  не могли противодействовать произволу местной администрации, их земли оказывались перед угрозой поглощения крупными земельными магнатами. Также им угрожала опасность со стороны крестьянских отрядов. То есть они были вынуждены отдавать себя под защиту и покровительство крупных феодалов.
    Данные явления имели также важное значение для развития и укрепления феодальных самурайских дружин, так как каждый мелкий землевладелец, пользовавшийся защитой своего сюзерена, обязан был ему военной службой. Эти дружинники постепенно превращались из «дворцовых самураев» в самураев нового типа – вооруженных слуг, получавших от своего хозяина за верную службу содержание. В то же время, на каждого призванного на службу, налагалось тяжёлое бремя. Воин не имел права заниматься во время службы какой-то иной деятельностью. Набор военного снаряжения, утверждённый законом, перечень которого представлял собой огромный список, который должен был приобретать и содержать на свои средства. «Один человек взят, один дом разорён», - говорили в те времена36.
   Со временем количество военных постов и занимавших их воинов сократилось, и свободным от службы людям разрешили вернуться к сельскому хозяйству. На их место были набраны люди из достаточно состоятельных семей, умевшие и править лошадью, и стрелять из лука. Власти выдали каждому провизию и по два пехотинца в сопровождение. От них требовалось лишь неустанно совершенствовать своё мастерство. Хотя впоследствии происходили и другие изменения, именно эти благородные воины считаются непосредственными предшественниками самураев.
   К X веку некоторые из этих воинов сформировали почти автономные местные соединения. Кое-кто пользовался дурной славой преступника, как например, Тайра-но Масакадо, дошедший до того, что объявил себя императором. Другие, такие как Минамото-но Мицунака (913 – 997 гг.), чьё обращение в буддизм описывается не без иронии во многих источниках, например в военной хронике «Семонки»37, создали свои сферы влияния и накопили богатства, но при этом не теряли тесных связей с центральными властями и часто служили губернаторами провинций. В любом случае, в целом они были ориентированы на единство страны. Говорят, что Масакадо выступил против императорского двора и создал свой собственный, ибо желал укрепить своё положение в правительстве, но не смог получить желанный пост в императорской гвардии. Он был убит посланниками двора.
   Как и можно было ожидать, внутри каждой группы развивались тесные взаимоотношения «господин-слуга». Важнейшим фактором, способствовавшим этому, стала необходимость защиты земель. Особую роль тут сыграли Первая Девятилетняя война (1051-1062 гг.) и Вторая Трёхлетняя война (1083-1087 гг.) за подчинение могущественных северных кланов Муцу и Дэва. Именно во время этих войн клан Минамото (в китайском прочтении Гэндзи) укрепил свои силы и стал ведущим в восточной области, Канто. Сходными, хотя и менее заметными путями, клан Тайра (в китайском прочтении Хэйдзи или Хэйкэ) захватил ведущую роль в западной области, Сайгоку или Сайкай. Оба клана происходили от императорского дома38.
   Как уже отмечалось, статус самураев изменился во второй половине XII века. Это произошло в два этапа.
   В 1156  и 1159 гг. в Киото, резиденции правительства, произошли короткие вооружённые столкновения, явившиеся непосредственным результатом борьбы за власть внутри императорского дома. В них участвовали и воины Тайра и Минамото, и члены обоих кланов, запутавшиеся в бесчисленных интригах. В конце концов победу одержал ведомый Киёмори (1118-1181 гг.) клан Тайра. Соперничающий клан Минамото был побеждён.
   Но не военный итог конфликта стал главным. В 1160 году, год спустя после второго столкновения, Киёмори был назначен санги, «императорским советником» в Большой Государственный Совет. Воин впервые удостоился такой чести39.
   Этот факт имел историческое значение: допуск воина в высшие круги власти положил конец статусу самурая как наёмника придворных аристократов, или, по оригинальному выражению Карла Фрайдея, «нанятому мечу». Киёмори пошёл дальше: в 1167 году он стал главным министром и сосредоточил в своих руках огромную власть40.
   Второй этап изменения статуса самурая стал следствием ещё одной военной борьбы, вновь между кланами Минамото и Тайра, но на этот раз долгой и в масштабе всей страны. В 1180 году, клан Минамото, возглавляемый Ёримото (1147-1199 гг.), находившимся в ссылке в Камакура, поднял армию против Тайра и нанёс ему поражение в 1185 году. Но Ёримото поступил иначе, чем Киёмори. Если последний собрал в своих руках все нити власти в центре, то первый, напротив, в целом оставался в стороне от императорских дел. Лишь в 1190 году, спустя пять лет после победы, он прибыл в Киото на аудиенцию к императору Готоба (1180-1239 гг.) и удалившемуся от дел императору Госиракава (1127-1192 гг). Он был назначен гондайнагоном, «действующим главным советником», и тайсё, «командующим» Левого крыла стражи Внутреннего дворца. Но уже в следующем месяце он отказался от обоих постов. В 1192 году, он был назначен сёгуном, но два года спустя подал в отставку. Очевидно, что его больше интересовало создание своего собственного правительства.
   Созданный им орган управления позднее получил название Камакура Бакуфу (бакуфу – изначально ставка командующего на войне). Таким образом, вплоть до Реставрации императорской власти в 1868 году, именно это «правительство внутри правительства» представляло собой реальную власть, а двор в Киото оставался лишь «источником почестей и местом свершения государственных церемоний и ритуалов»41. 
Камакура Бакуфу просуществовало до 1333 года, когда император Годайго (1288-1339 гг.), встав на защиту абсолютной императорской власти, временно взял вверх. Более чем за сто лет до него, в 1220 году, император Готоба попытался сделать то же самое и поднял против Камакура армию, но его войска были разбиты, а сам он – отправлен в ссылку. Годайго оказался удачливее. Поначалу, как только он захотел вернуть себе власть, его также арестовали и отправили в ссылку, но он не смог вернуться, уничтожить правительство Камакура и стать подлинно «Наивысшим»42. 
Но плохое управление – а особенно награждение придворной знати, а не воинов – практически сразу же вызвало недовольство. Вскоре поднял восстание АсикагаТакаудзи (1305-1358 гг.), прежде предавший Камакура и примкнувший к дому Годайго, в том числе, и самому способному и преданному, КусунокиМасагигэ (1294-1336 гг.). Он сам назначил императора и заставил Годайго отдать символы императорской власти, «три божественных сокровища»: зеркало,  меч и драгоценный камень. В 1338 году он провозгласил себя сёгуном43.
Созданный Такаудзи сёгунат располагался в Киото и просуществовал пятнадцать поколений, вплоть до Ёсиаки (1537-1597 гг.). Однако на протяжении всего времени его сотрясали раздоры и восстания. Причин тому можно выдвинуть три.
Во-первых, Годайго, которого во второй раз не отправили в ссылку, а позволили ему сбежать, собрал собственный двор в Ёсино, в сегодняшней Нара. Этот «южный» двор, сосуществующий параллельно с «северным» в Киото до 1392 года, сеял смуту внутри и вне сёгуната Асикага и до, и после своего исчезновения. Во-вторых, размещение в Камакура наместника сёгуна в восточной области, называвшейся Кантокубо, создавало сходные проблемы: сеяло подозрения и способствовало соперничеству. 
Наконец, сама организация центральной власти лишь подчёркивала личную безответственность и групповое принятие решений. Подобная система могла бы работать, обладай лидер непоколебимым авторитетом или прочной экономической базой. У сёгунов Асикага зачастую не было ни того, ни другого44.
   Когда восьмой сёгун Ёсимаса (1435-1490 гг.) разошёлся со своей женой ХиноТомико по вопросу о выборе наследника, несколько кланов, назначенных исполнять функции наместников сёгуна, восстали. Так началась десятилетняя гражданская война (1467-1477 гг.). В войне на стороне и той, и другой группировки участвовали многие наместники провинций и представители влиятельных местных сил, но это было лишь первое очевидное крушение сёгуната Асикага. Укрепив и без того проявлявшуюся местную претенциозность и независимость, эта война привела к ещё большему хаосу – японскому сэнгоку дзидай, периоду «Сражающихся царств», когда обладавшие средствами или способностями люди открыто боролись за власть и расширение своих земель45. 
   Более ста лет борьба за местную гегемонию сотрясала Японию. Она сопровождалась невиданной жестокостью. Тем не менее, страна была открытой, и в эту эпоху возникали некоторые новшества. Асакура Такакагэ (также Тосикагэ, 1426-1482 гг.), мелкий землевладелец-самурай, ставший наместником удела и потому считающийся одним из предвестников периода «Сражающихся царств», составил «домашний кодекс»46.
Хаос в конце концов заканчивается единением. Хотя в середине XVI века было около ста пятидесяти влиятельных местных военачальников, многие желали стать во главе их всех. Ода Нобунага (1534-1582 гг.) первым серьёзно взялся за выполнение этой задачи и достиг заметного успеха.
   Когда он был убит, не завершив своего дела до конца, Тоётоми Хидэёси (1536-1598 гг.), один из его полководцев, взял бразды правления в свои руки и завершил начатое. Тоётоми Хидэёси достиг почти невозможного: пробился из низов к самым вершинам власти, став военным правителем всей объединенной Японии47. После смерти Тайко («глава правительства в отставке») – так называл себя Тоётоми Хидэёси в последние годы жизни – наиболее влиятельным среди японских феодалов стал Токугава Иэясу (1542-1616 гг.), один из пяти уполномоченных Хидэёси после его смерти, воспользовался плодами трудов предшественников, назначив себя сёгуном и основав бакуфу в Эдо, сегодняшнем Токио,  1603 году. Итак, Токугава снял урожай с того поля, которое вспахал Ода Нобунага и засеял Тоётоми Хидэёси. Полной победой клана Токугава закончилась эпоха гражданских войн. Иэясу добился победы над гордыми и могущественными противниками, которые сначала даже не брали его в расчет48. Токугава Иэясу обладал неимоверной выдержкой, которая в конце концов принесла ему удачу49. Популярная пословица гласит: «Подлинное терпение – это вытерпеть то, что как ты сам считаешь, вытерпеть не способен». Великий Иэясу оставил потомкам несколько наставлений, одно из которых утверждает: «Жизнь человека подобно долгому пути с тяжелой ношей на плечах». «Не спешите… Никого не укоряйте, но будьте всегда внимательны к собственным недостаткам…Сдержанность является основой долгих дней»50. И он доказал это собственным примером.
1.2. Эволюция самурайского сословия в XVII-первой половине XIX вв. 
За время войны с Кореей Токугава Иэясу укреплял свои владения и превратил Эдо в оживлённый город. Он удачно выдал замуж дочерей, укрепив родственными связями свой союз в влиятельными феодалами. Он тщательно готовился к осуществлению своих честолюбивых планов по захвату власти и вскоре после смерти ТотоёмиХидэёси такая возможность представилась. Другие даймё приняли сторону Исида Мицунари, лидера оппозиции51. 
Летом 1599 года Токугава Иэясу отправил письма 108 даймё, 99 из которых согласились его поддержать. Уисида Мацунари были союзники, но т.к. в те времена не редки были случаи предательства, 15 сентября 1600 года Токугава одержал победу в решающем сражении двух группировок феодалов около деревни Секигахара52. 
Некоторое время Токугава продолжал бороться с непокорными даймё и в 1603 году император пожаловал ему статус сёгуна. Тот год ознаменовал наступление мира в Японии.В период сёгуната Токугава официальный глава страны – император – выполнял лишь формальные, главным образом религиозные, функции, являясь символом божественного происхождения и единства нации. Вся полнота реальной власти была сосредоточена в руках военного правительства Токугава.
Токугава принял ряд мер по сдерживанию развития провинциальных военно-феодальных домов, изучив опыт предшественников. Наиболее богатые представители класса, имевшие огромный доход от 10 тыс. коку риса в год и выше, получили титул даймё. Они делились на три группы: госанкэ-даймё – родственники семьи Токугава; фудай-даймё – те, феодалы, которые поддерживали Токугава Иэясу до битвы при Секигаха; тодзама-даймё – те, кого пришлось покорять. Общее число даймё при сёгунате  Токугава составляло 250-26053. 
Помимо даймё верхушку военного общества состояло небольшое количество личных вассалов сёгуна – хатамото (около 5 тысяч человек), имевших целый ряд специальных привилегий и 15-20 тысяч гокэнин, ведущих свое происхождение от гокэнин сёгуната Минамото. Эта прослойка была безоговорочно предана своему хозяину и служила опорой полицейской власти Токугава, так как ее представители занимали наиболее важные и ответственные посты в государстве.
Основой сёгуната Токугава было сословие самураев. Их насчитывалось несколько миллионов человек и внутри сословия существовало разделение. Основную массу составляли байсин, находившиеся в прямом подчинении у даймё, хатамото и гокэнин, а также самураи низшего класса – асигара54. 
Подавляющее большинство самураев жило в призамковых городах. Наиболее богатые жили в собственных домах и получали рисовые пайки. Другие же несли административную, полицейскую или военную службу, проживая в домах казарменного типа и получая совсем незначительное жалование. Некоторые самураи осуществляли надзор за крестьянами, сбором налогов, и прочие административные функции и жила в деревне. Иногда они получали земли для возделывания в аренду. Экономически это было очень выгодно, т.к. эти самураи всегда имели главный источник существования – землю. Постепенно они стали мало чем отличаться от крестьян, и лишь два меча напоминали об их принадлежности к военному сословию. Вне сословия стояли ронины.
Установившийся мир сделал самураев обузой для страны. Тогда их насчитывалось около 10% от всего населения страны55. 
Самураи не могли выполнять свои прямые обязанности, поэтому занимались чиновничьми функциями, ничего не производя и существуя за счёт государства. Жизнь в городах среди презираемых, но более богатых и приспособленных к мирному существованию горожан, ремесленников и торговцев развращала буси. Их финансовое состояние ухудшалось по мере того, как увеличивались капиталы их кредиторов, и государство было не в состоянии защитить костяк общества от неминуемых перемен.
Особенно это стало заметно к началу XVIII века. Если первое столетие мира Токугава характеризовалось подъемом товарно-денежных отношений, укреплением военно-феодальной системы, что было обусловлено установлением мира и стабильности, то начиная с эпохи Гэнроку (1688-1704 гг.) вся военно-феодальная система начала переживать серьезный кризис. Усилилась экономическая роль торговцев и ремесленников, зарождались капиталистические отношения, в которых самураи не могли отыскать для себя места. Самураи вынуждены были покидать службу и заниматься недостойными воина делами: торговать, преподавать науки и боевые искусства, осваивать ремесло и т.д. Многие становились ронинами и влачили жалкое существование. В условиях экономического и социального кризиса оказалось, что тяжелее всего было поколебать дух настоящего воина. Школы военных искусств получили новую функцию: теперь самураи старались сделать их инструментом сохранения и передачи из поколения в поколение истинного самурайского духа.56
В середине 50-х. годов XIX века появилось много сторонников реставрации императорского правления. Они надеялись, что вместе с реставрацией императорской власти Япония войдёт в мировую систему капиталистических отношений. Естественно началось открытое противостояние сторонников сохранения сёгуната Токугава и реформаторов. Гражданская война 1866-1869 гг. стала последней войной в истории самураев. Сёгунат Токугава был свергнут. Реставрация императорской власти в 1868 г. привела к необратимым изменениям в жизни буси. Император Мэйдзи со своими сторонниками принял решение начать преобразования социальных институтов и модернизацию страны в целом, хотя такие действия не соответствовали тайным надеждам крупных феодалов, ставших советниками и министрами, на возвращение к «старым добрым временам»57. Перед принятием конституции («Пятистатейная клятва императора» 1868 г.) появилась необходимость внести изменения не только в государственную систему, но и в менталитет народа, а это невозможно сделать одним лишь постановлением свыше. Чтобы Запад признал новую Японию, требовалось, прежде всего избавиться от феодального строя. Во время инаугурации 6 апреля 1868 года император произнес речь, в которой говорил о пяти принципах, определивших судьбу Японии вплоть до сегодняшнего дня и положивших начало целой серии значимых изменений в истории страны. Эти принципы были разработаны самим императором при участии трех государственных деятелей родом из благородных феодальных родов: 
* Ивакуры Томоми (1825–1883), принадлежащего к одной из ветвей императорской семьи,
* Кидо Койна (Такаёси или Такамаса, 1834–1877), главы клана Тёсю, и 
* Фукуоки Котэй (Такасика, 1835–1919) — влиятельного представителя клана Тоса. Все они по разным причинам (чаще личным) так или иначе участвовали в устранении системы сёгуната58. 
Ознакомление с пятью пунктами «торжественной присяги» императора чрезвычайно важно для понимания причин, приведших к появлению новой Японии:
1. Обещание создать совещательное собрание для решения всех государственных дел в соответствии с общественным мнением.
2. Обещание привести страну к процветанию, объединив для достижения этой цели усилия правителей и управляемых.
3. Всем людям будет дозволено осуществлять свои законные стремления и развивать свою деятельность.
4. Постепенное устранение всех традиций и обычаев, признанных «бессмысленными». Справедливость и беспристрастность, как они понимаются всеми, должны стать основами всякого действия.
5. Поиск знаний во всем мире, для того чтобы они служили укреплению основ государства59. 
Перед тем как приступить к осуществлению этой обширной программы, император разработал нечто вроде конституции (июнь 1868 года), которая сразу же установила разделение исполнительной, законодательной и судебной властей. Исполнительная власть закреплялась за императором, а законодательной и судебной обладал Государственный совет, состоящий из Верхней палаты, члены которой избирались из представителей аристократии, даймё и самураев, и Нижней, в которую входили самураи из всех кланов. Таким образом, происходило возвращение к той форме управления государством, которая существовала в Японии приблизительно с VII века. Реальная власть была сосредоточена в руках министров (гиндзо) и советников (саньё), полных решимости изменить страну60. 
Разумеется, не обошлось без открытых возмущений: недовольные действиями правительства самураи, чьи ожидания не оправдались, поднимали бунты в 1874 и 1877 годах. Ряды повстанцев, состоящие в основном из представителей родов Тёсю и Сацума, щеголявших в национальных одеждах, были разбиты императорскими войсками. Сам император, воспользовавшись ситуацией, поспешил с проведен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44