VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Истоки и содержание феминизма

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014460
Тема: Истоки и содержание феминизма
Содержание
"Истоки и содержание феминизма"
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Истоки феминизма и первая волна феминизма………………..……………5
1.1. Определение феминизма. Предпосылки возникновения феминистических идей……………………………………………………………………….……….5
1.2. Рождение феминизма и феминистского движения………………………..9
1.3. Первая волна феминизма…………………………………………………...11
2. Феминистская мысль и движение после 2 Мировой войны…………..…...15
2.1 Феминизмы «второй волны»……………………………...................….….15
3. Феминизм в России……………………………………………..……………22
3.1. Начало женского движения в России (1859–1904)…………………………………………………………………………..….22
3.2. Российское женское движение 1905–1917. Возрождение феминизма в конце 70-х гг. …………………………………………...…………………….....26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников………………………………………..…30


ВВЕДЕНИЕ
      Зарождение феминизма произошло в 18 веке, движение женщин за равноправие началось только в начале 20 века. Идеи феминизма в настоящее время сохраняют свою важность в современном обществе. У женщин, в отличие от мужчин меньше прав, несмотря на то, что многие женщины добились значительных высот во всех общественных сферах. В политической и экономической сферах женщин немного, из-за этого основное преимущество у мужчин.
      В Конституции РФ прописано, что все граждане равны, но женщину принято воспринимать, прежде всего, как «хранительницу домашнего очага», как слабый пол. На многих должностях мы видим пренебрежительное отношение к женщинам, во многих сферах женский пол не востребован и предпочтение отдаётся мужчинам. Существует даже список «запрещенных профессий» для женщин, мужчины считают, что некоторые профессии не для женского пола.
      Женщину принято воспринимать, как продолжательницу рода, но в связи с постановкой вопроса о правах человека и равенстве всех людей, изменяется оценка роли женщин в обществе, их статуса и предназначения. До сих пор о правах женщин говорят как о проблеме «секса» или, как о «женском вопросе», а никак о проблеме приобретения права на полноценную жизнь.
      Актуальность моей темы заключается в том, что в настоящее время возрастает интерес к женской истории, поскольку проблема женщин в обществе – это целая социальная проблема. Поэтому необходимо обратиться к истокам, причинам появления и специфике функционирования существующего в наши дни влиятельного женского движения. 
      Объект исследования – это борьба женщин за свои права: политические, экономические, культурные и, прежде всего, социальные. 
      Предмет исследования — это женщины в современном обществе.
      Цель данной работы — это исследование феминизма в современном обществе.
      Поставленные задачи в рамках курсовой работы следующие:
      * Выявить сущность современного феминизма;
      * Рассмотреть рождение феминизма и феминистского движения;
      * Проанализировать первую и вторую волны феминизма;
      * Исследовать становление феминизма в России и основные этапы его развития.
      Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей феминизма: В. Брайсона, Г. Брандт, М. де Вилье, И. Жеребкиной, А. Никонова.
      В первой главе раскрыта сущность феминизма и предпосылки возникновения феминистических идей, описана первая волна феминизма. Вторая глава описывает феминистское движение после 2 Мировой войны. Третья глава раскрывает основные этапы становления и развития феминизма в России.
      

1. ИСТОКИ ФЕМИНИЗМА И ПЕРВАЯ ВОЛНА ФЕМИНИЗМА
1.1. Определение феминизма. Предпосылки возникновения феминистических идей.
      Во многих исследованиях истоки феминизма связаны с возникновением в странах Европы  группы женщин - еритичек, решивших объявить о праве на особую интерпретацию Учения Христа. Они утверждали, что Христос это божественная  сущность, которая не имела пола и даже, скорее всего женщина, а не мужчина. С другой точки зрения считается, что первые феминистские идеи появились в эпоху Возрождения относится к эпохе Возрождения и связаны с культом человека. Первые писательниы-феминистки были итальянские писательницы: Лаура Черета, Изотта Ногаролла. В 16 веке в защиту прав женщин вступался философ Корнелиус Агрипп, который является автором «Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским". Он утверждал, что мужской гнет лишает женщину свободы, которая предназначается ей с рождения. [1, с. 20]. 
      Стоит отметить, что к самым значительным проявлениям раннефеминистского движения можно отнести творчество английских памфлетисток 17 в. - Афры Бенн Мэри Эстел, которые именуются первыми защитницами женских прав в Британии. Они отстаивали право женщины считать себя равной мужскому полу, быть свободными и равноправными. К их многочисленным выступлениям присоединяется творчество писателей, таких как французского писателя Пулена де ля Бара с его эссе 1673 "O равенстве обоих полов". Главный тезис его работы – это то, что неравноправное положение женщины в обществе есть результат подчинения мужской силе. Работа французского писателя дала аргументированный ответ на всевозможные споры о положении в обществе прекрасной половины человечества.
      Следующим этапом в развитии феминизма стал период Великой Французской революции. Во время революции, провозглашались такие лозунги, как свобода, равенство всех людей – это всё и побудило женщин к стремлению отстаивать свои права. Стоит заметить, что «Декларация прав человека и гражданина», которая провозглашала, что люди имеют естественные права, на самом деле была декларацией о мужских правах.
      В 1792 г. Олимпия де Гуж написала «декларацию прав женщины и гражданки». В декларации содержались требования о том, что необходимо предоставлять женщинам гражданские права и, что женщины имеют возможность занимать высокие государственные посты. Сама Олимпия де Гуж была казнена. В 1792 г. Мэри Уолстоункрафт в Англии опубликовала книгу «О подчинении женщины», в Германии в том же году вышла книга Теодора фон Гиппеля «Об улучшении гражданского положения женщин».
      В то время было написано много работ на тему женского равноправия. В настоящее время становится явным, что зарождение феминистских идей в большей степени подготовлено развитием социально-философских и политических концепций. В связи с этим, изучая феминизм, стоит рассматривать либеральную философию Джона Локка, Жан-Жака Руссо, в рамках данного направления развивались основы теории прав человека. 
      Заглядывая вперед, стоит упомянуть о разных теориях и направлениях середины и конца XX века, которых можно объединить на основании рассмотрения в них сексуального поведения человека в социальном и политическом контекстах.
      Новый виток развития феминизма начался примерно в 60-е годы XX в. вместе с возникновением леворадикальных движений протеста.[9. С. 102]. В этот период у сторонников феминизма сформировались три основных течения: либерально-реформистское, социалистическое и радикальное.
      Рассматривая либерально-реформистское направление, стоит отметить, что оно продолжало идеи, которые разрабатывались в эпоху Просвещения, а также М.Уолстоункрафт и Дж.Ст. Миллем. Либеральные феминистки видели причину неравноправия в  отсутствии у женщин гражданских и юридических прав, что ограничивало их свободу. Способом решения этой проблемы либеральные феминистки видели в проведении социально-экономических и юридических реформ.
      Социалистическое течение основывалось на марксистских и феминистских взглядах. Основные причины неравноправия основоположники данного течения видели в классовой структуре общества. К примеру, в марксизме такие идеи высказывались Ф. Энгельс в его труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В отличие от Энгельса, который не допускал существования особого, отдельного женского движения, социалистические феминистки пытались вычленить из проблем классовых и общесоциальных свои женских проблем.
      Одним из ярких и влиятельных течений феминизма стало радикальное направление, которое обращалось к поискам глубинного основания угнетения прекрасного пола. По их мнению, всему виной являлся патриархат, который рассматривался, как система мужского доминирования над женщинами.
      В современном обществе эти три течения практически не существуют в том виде, в котором были в середине 20 века. С течением времени появились новые направления феминистского движения:
      - «культурный» феминизм, основоположники которого выступают за развитие сепаратной женской культуры;
      - «гуманистический» феминизм, сторонники которого настаивают на развитии гуманистических акцентов в культурной сфере общества, в которой учитывались бы женские и мужские интересы;
      - «черный», т.е. негритянский феминизм;
      - многочисленные феминизмы с национальной окраской — латиноамериканский, африканский и др., в которых положение женщин рассматривается не только через категорию пола, но и через категорию национальности.
      


1.2. Рождение феминизма и феминистского движения
      В начале 18 века наступил период  отступления от идей женского равенства с мужчинами. Популярность стало приобретать выражение «слабый пол». К середине 18 века французские просветители разоблачили миф о женщине как неравном во всех отношениях мужчине существе. Права женщин затрагивали такие писатели, как Вольтер, Монтескье, Дидро, но при критике феодально-сословного брака, философы того времени воздерживались от признания прав женщин на полноценную гражданскую (деятельность).
      На протяжении 18 века женщины многих европейских стран стали принимать участие в жизни общества. Многие женщины работали на себя и приобретали экономическую независимость. Помимо основных требований, они хотели получить признание их прав на уважение в обществе.
      Первая женщина, решившая встать на защиту женщин стала американская феминистка Абигейл Смит Адаме. [3, c.52] В Европе также обращали внимание на женское бесправие, но «Декларация прав человека и гражданина» принятая в 1791 г. не отражала женских требований иметь равенство с мужчинами во всех отношениях. К примеру, французская Конституция  относила женщин к «пассивным» членам общества. Последствием этого ущемление прав женщин было создание движения в защиту женских гражданских права, которое получило название - феминизм. Первой французской феминисткой стала Олимпия де Гуж, составившая в 1793 году «Декларацию прав женщины и гражданки». В декларации говорилось о необходимости предоставления женщинам политических прав. Двумя годами ранее, в 1791 году возникло «Общество женщин революционных республиканок» - первая женская политическая организация. Но в 1793 году ее деятельность прекратилась, из-за запрета Конвента. Ущемление прав женщин продолжало набирать обороты и в 1795 году женщинам запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, в 1804 году Наполеон Бонапарт издаёт указ, в котором говорится, что женщина не имеет гражданских прав, и должна полностью находиться под опекой мужчины. [7, c. 84]
      Феминистические идеи также получили развитие в Германии, после публикации книги "Об улучшении гражданского положения женщины", автор - Теодор Готтлиб фон Гилпель. В книге он требовал соблюдения равенства для мужчин и женщин, и что в осуществлении этой цели должны помогать и мужчины, и женщины.
      Стоит заметить, что поддержкой феминистский теорий занимались социалисты-утописты. Они утверждали, что в будущем не только  женщина должна участвовать в общественной производстве, но и мужчина должен  уметь вести домохозяйство.  Но многие не желали принимать феминизм, и к 1950 году неприязнь лишь усиливалась. [5, с. 124]
      Таким образом, несмотря на то, что феминизм у многих людей вызывает неприязнь, данное движение имеет основоположников и приверженцев по всему миру. Феминистические идеи постоянно совершенствуются и дополняются новыми теориями, что говорит о развитии феминизма, как самостоятельного движения, призванного защищать и отстаивать права женщин.


1.3. Первая волна феминизма
     Во второй половине 19 века главным требованием феминисток стало получение доступа к высшему образованию. Потом они отстаивали право голосовать, выступали против двойных стандартов. За свои права женщины боролись во многих странах Европы, но попытки активных действий (революций, бунтов), которые происходили в середине 18 века претерпивали неудачи. [8, с. 84]
      Одним из самых успешных оказалось феминистское движение в Америке. В 1848 году, в городе Сенека Фолз, была издана и подписана «Декларация позиций и резолюций», которая затрагивала положения женщин в обществе. Данная декларация стала началом формирования либерально-реформистского направления. Американские феминистки требовали соблюдения права на образование, собственность и участие в политической жизни. Основоположниками либерального феминизма стали Марион Рейд, (Мольба за женщину, 1845г.) и Гарриет Тейлор, (Избирательные права для женщин, 1851г.).
      В середине 19 века представительницы высшего общества стали создавать кружки и группы, к примеру, в 1855 году в Лондоне был создан «Комитет женской собственности». Феминистки утверждали, что таким образом они смогут навсегда решить проблемы всех женщин в отстаивании своих прав. [7, с. 26]
      В 19 веке женщины все больше и больше стали требовать политического равноправия. Из-за этого появился термин «суфражизм», который означает избирательное право, но теперь он определялся, как политическое направление в феминизме.
      Одним из этапов первой волны феминизма, стало создание большого числа обществ и ассоциаций, которые были призваны отстаивать права женщин во всех сферах жизни общества. Так, в 1851 году создаётся Шеффилдская ассоциация за предоставление права голоса. 
      В 1867 году было создано «Общество женского избирательного права», глава общества - Л. Беккер. Активистки данного общества  вели пропагандистскую деятельность и издавали «Женский суфражистский» журнал. В 1868 году общество переименовывается в Национальную федерацию суфражистских обществ (НФСО), в котором было около 5000 человек.
      В 1888 году феминистки объединяются в «Международный совет женщин». После, проводимых ими различных демонстраций, английский парламент принимает законы, которые предоставляют право незамужним женщинам поступать в институты, медицинские школы, владеть собственностью, а также управлять ею.
      В 1893 году, в Новой Зеландии женщины получают избирательное право, теперь они могли голосовать, но не могли быть избранными, а в 1902 году в Австралии они могли уже быть избранными. [9, с. 47]
      В 1903 году Манчестерское отделение Национальной  федерации суфражистского  общества преобразовывается в Женский социально-политический союз (ЖСПС), который создал новое направление в суфражизме под названием милитантство (от англ. militant - воинственный). Милитантки активно выступали за внепартийность и  были против сотрудничества с мужским полом. Также они пользовались радикальными методами: устраивали несанкционированные митинги, поджоги, разгромы собственности политиков. Эти публичные действия заставили НФСО публично разорвать отношения с милитантками и добиться в 1928 г. предоставления женщинам права голоса и без их помощи. [11, с. 64]
      В конце 19 века появляется новое течение феминизма - «феминизм государственного обеспечения» (welfare feminism). Он противостоял тем течениям феминизма, которые активно боролись за политическое равноправие женщин и мужчин. Суть течения заключалась в том, что женщины лучше мужчин и нуждаются в «особых правах». Известный теоретик Ш.П. Гилман утверждала, что отношения полов притормаживают развитие людей. Сторонницы течения полагали, что женщины могут принести справедливость и порядок в общество.[11]
      В самом начале 20 века основоположницей нового течения феминизма стала - Эмма Голдман. Она считала, что только независимая женщина может быть по-настоящему свободной, также она выступала против деторождения, считая, что рождение детей ограничивает сексуальную свободу женщины.
      В 1914 – 1918 гг. во время Мировой войны феминисткам пришлось на время прекратить свою деятельность, но, несмотря на это в 1915 году создается новое общество под названием «Женская международная лига за мир и свободу», которая действует и, по сей день.
      Возобновили свою деятельность феминистское движение только в после окончания войны. Их целью стало достижение политического равноправия в обществе. После долгих усилий, свое право голосовать получили жительницы Австрии, Нидерландов и Германии. 
      После предоставления женщинам права голоса в военный период в ряде стран Европы (в Норвегии - в 1913, в Дании и Исландии - в 1915, в России - в 1917, в Канаде - в 1918), суфражистки многих стран удвоили свои усилия по борьбе за равноправие. Ко второй половине 30-х г 20 века главная цель суфражистского движения была, достигнута.
      После завоевания права голоса феминистки разных стран добились и других требований, которые касались брака, опеки над детьми, права на карьеру. Стоит отметить, что разногласия между сторонниками «феминизма равенства» и «феминизма различий», которые до этого были объединены общей идеей, резко обострились. Конфликт между сторонницами «феминизма особых прав» со сторонниками женского равноправия в Британии и США привлек внимания общества к протекционистскому законодательству, которое ориентировано на защиту прав женщин. Сотрудничая с лейбористами феминистки Англии, поставили на обсуждение идею государственной помощи женщинам, один из видов поддержки было введение выплаты пособий по беременности, родам. 
      В 30-е годы 20 века многие феминистские вели пропаганду противозачаточных средств. Стоит отметить, что это является основанием для приписывания феминисткам славы зачинательниц сексуальной революции 20 века. [10, с.73]



2. ФЕМИНИСТСКАЯ МЫСЛЬ И ДВИЖЕНИЕ ПОСЛЕ 2 МИРОВОЙ ВОЙНЫ
2.1. Феминизмы «второй волны»
      Во второй половине 20 века продолжалось противостояние двух основных направлений феминизма «равенства» и «различий». К примеру, в Европе приобрели популярность идеи равноправия, в США феминистки выступали за особые женские права. Стоит заметить, что обстановка послевоенного времени не способствовало развитию феминистских идей. Окончательно ожить вновь феминизму удалось лишь в 1960-х гг., в связи с формированием новых социальных теорий и идей. Феминистки требовали не только право голоса, но и возможность отстаивать свои права во властных структурах. Поскольку появилось множество направлений в феминизме, был поднят вопрос об употреблении вместо термина «феминизмы».
      Феминизмы различаются по географически признакам (американский, европейский, третьего мира, постсоветский и постсоциалистический), конфессиональным признакам (христианский, формирующийся исламский), по методам и направленности действий (экофеминизм, пафицистский, сепаратистский), по принадлежности к направлениям в философии и психологии (модернистский, основанный на концепции социального конструирования; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический). В США в конце 20 начале 21 века можно было найти представителей почти всех течений феминизма, в Британии был распространен социалистический феминизм, а во Франции - постмодернистский. [12, с. 56]
      Рассмотрим типологию феминизма. Различают:
* Либеральный феминизм.
* Марксистский феминизм.
* Социалистический феминизм.
* Радикальный феминизм.
      Остановимся на каждом виде феминизма подробнее. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого течения феминизма.
1) Либеральный феминизм.
      Либеральный феминизм произошёл из либеральных представлений об индивидуальной свободе и свободе выбора.
      Первое появление либеральных феминисток относится к началу великой французской революции, когда стало понятно, что равными правами обладают мужчины, женщины же являются неполноценными гражданами и не имеют всей совокупности прав. Такое неравенство устраивало далеко не всех. В 1792 году Мэри Уоллстонкрафт в Лондоне издала книгу под названием «Защита прав женщин», а через несколько десятков лет Гарриет Милль с Джоном Миллем издают ряд эссе, которые оправдывают феминисток. И Уоллстонкрафт, и Милль утверждали, что женщина – это, прежде всего, человек и она должна иметь такие же права, которые предоставлены мужчине. Авторы сформулировали много идей, которые касаются феминизма, они остаются актуальными и, по сей день.
      Принцип либерального феминизма – то, что люди обладают равными возможностей. Либеральные феминистки рассматривают социальную политику как основную силу, которая устанавливает доступ женщин к гражданским правам. 
      Основные требования либеральных феминисток:
* Прекращение правовой, социальной зависимости женщин от мужчин.
* Обеспечение возможности в получении образования.
*  Введение законов, гарантирующих равенство выбора и возможностей, что приведёт к возрастанию статуса женщины.
      Либеральные феминистки рассматривают образование и социализацию, как основные этапы формирования личности. Их деятельность включает в себя образовательные и социальные программы, которые способствуют устранению дискриминации женщин.
      В 1960-х гг. приверженцом либерального феминизма была американка Бетти Фридан, которая издала книгу "Загадка женственности"(1963). [15, с. 62] В книге она подвергает жесткой критике образ домохозяйки и рассматривает его, как миф. 
      Нормы в обществе препятствовали развитию женщины, как личности, она воспринималась только через мужчину. В 1950-х гг. в США идеалом женщины была - красивая, образованная женщина, имеющая дом в пригороде и автомобиль. Но, стоит отметить, что женщины на практике, имея всё вышеперечисленное, оказывались неудовлетворенными, сами не понимая причин. 
      В послевоенный период, женщины стали покидать учебные заведения, несмотря на то, что им были открыты пути для получения образования. Стереотипы оказываются очень сильными. Всё это привело к кризису идентичности и личностного роста. Судьба женщины рассматривалась по-иному, и не предполагалось, что женщина будет иметь проблемы идентичности и роста.
      Статус либерального феминизма изменялся по мере совершенствования капиталистического мира. Проблемы, рассматривающие либеральный феминизм вышли за границы равенства, возникли новые вопросы в воспитании детей.
      В конце 20 века либеральный феминизм подвергался критике за противоречия и конфликты в программе данного направления. Практика показала, что либеральные реформы не обеспечивают равенства для всех женщин — неравенство классов, рас, дискриминация по признаку физической неполноценности укоренены в социальных структурах, игнорируются либеральным феминизмом. Возникновение в 60-70-х гг. 20 века других феминизмов, как реакция на массовую концепцию либерального феминизма, обозначил кризис данного направления. [10, с. 42]
 Недостатки либерального феминизма.
      Либеральный феминизм подвергался критике со стороны других направлений. К примеру, Джин Бетке Эльштайн отмечала, что он имеет три основных недостатка: 
      1) Веру в то, что женщины могут стать похожими на мужчин. 
      2) Веру в то, что женщины хотят этого.
      3) Веру в то, что всем женщинам следует хотеть стать похожими на мужчин.
      Недостатки либерального феминизма, непроработанность реформ привели к тому, что, оно не сумело изменить реальное положение дел. [14, с. 32]
Марксистский феминизм.
      Марксистский феминизм представляет собой движение  1960-х гг., которое развилось на фоне общей критики капитализма и распространения левых движений во Франции. 
      Основа марксистского феминизма - это гендерное неравенство, угнетение женщин в институте частной собственности. Марксистские феминистки утверждали, что капиталистический строй в стране лишь ухудшает классовое неравенство, а также делает женщин экономически зависимыми. Тот факт, что женщины находятся в менее привилегированном положении, чем мужчины, - это результат исторического развития, разрушение данного факта возможно с помощью революционных действий рабочего класса. 
      Мобилизация женщин является контрреволюционной, так как разъединяет потенциальные революционные силы. Разрушение классовой системы основанной на классах приведет к освобождению общества от эксплуатации и гендерного неравенства. 
      Взаимоотношения феминизма и марксизма достаточно сложны. Марксисты порой сильно критикуют феминизм за сосредоточение на чувствах и оценках, а приверженцы феминизма обвиняют марксистов, за то, что они не выходят за пределы мужского видения этого мира. Такой термин, как «Зарплата для домохозяек» стал достаточно спорным вопросом в отношениях между марксистами и феминистками. 
      Сторонники марксистского феминизма утверждали, что домашнюю работу женщин можно рассматривать как участие в производстве, а женщин – как рабочий класс, который производит прибавочную стоимость, а значит, домашний труд женщин непременно должен оплачиваться. А если женщина за домашний труд будет получать денежное вознаграждение, значит она перестанет зависеть от мужского пола. [14, с. 65]
Социалистический феминизм.
      Развитие социалистического феминизма можно отнести ко второй половине 19 века(1970-е годы). Социальная обеспокоенность, соединилась с радикальной критикой существующего общества, что привело многих сторонников, как к социализму, так и к феминизму. Для многих социалистический феминизм основывается на идеалах гуманизма и равноправия, очень серьезный подход относительно проблем с бедностью.
      Данный вид социализма направлен скорее на постепенные реформы и мог считаться вполне совместимым с феминизмом. С данной позиции социализм и феминизм можно считать взаимно дополняющими, которые обещают социальное равенство и конец эксплуатации всего общества. [10, с.50]
      Основными источниками социалистического феминизма являются работы К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, А. Коллонтай и К. Цеткин. Одной из самых значительных работ, которая является теорией социалистического феминизма стала книга немецкого социал-демократа Августа Бебеля «Женщина и социализм» (1879 г.). В своём труде Бебель утверждает, что угнетение женщин - это следствие развития классового общества. Поэтому, когда придёт социалистическое общество женщины будут освобождены, ведь государство возьмёт на себя обязанность по воспитанию детей. Бебель приходит к выводу, что все женщины имеют общие интересы вне зависимости от класса. 
Социалистический феминизм рассматривал пять проблем женщин в современном обществе.
      * Первая проблема – это изучение роли женщины, в качестве домохозяйки при капитализме. Представительница течения Маргарет Бекстон в «Политической экономии освобождения женщин» (1969) дала оценку домашнему труду женщин, как неоплачиваемому. Книга стала ориентиром для исследований в области домашнего труда человека. Ее книга дала толчок для расширения исследований, посвящённых домашнему труду. 
      * Вторая проблема – сохранение домашнего неоплачиваемого труда женщин, что обрекает женщин на двойной «рабочий день».
      *  Третья проблема – определение женщин, как социального класса. Любая женщина обладает классовым статусом и жены, и работника. В связи с расслоением  среди самих женщин объединение всех женщин в единый социальный класс вызывало определённые возражения.
      * Четвертая проблема – поведение мужчин и женщин выгодно для существования капитализма. Нормативное поведение женщин рассчитано лишь на выполнение основной домашней работы.
      * Пятая проблема состоит в повышении уровня сознания женщин и развитие определённых структур и условий, которые направлены, прежде всего, на изменение сознания. 
      На основании вышесказанного можно сделать вывод, что социалистический феминизм продолжает марксистскую традицию. Однако, современные феминистки-социалистки, основной причины эксплуатации женщины видят половое разделение труда. 
Радикальный феминизм.
       Радикальный феминизм появился на волне в 60-е годы 20 века в Америке. Основоположницей данного течения является Симона де Бовуар известная писательница. В 1949 г. она издала труд «Второй пол». В первую же неделю после ее выхода было продано 24сячи ее экземпляров несмотря на критику со стороны церкви. [13, с. 72]
Радикальный феминизм базируется на двух положениях: 
1)Женщины ценны сами по себе.
2) Женщин подавляет система патриархата.
      Основоположники течения считают, что женщины могут стать по-настоящему свободными только когда избавятся от патриархальной системы. В обществе существует система власти и подчинения, и эта система является причиной неравенства мужчин и женщин. Пока эта система будет существовать, значительные реформы общества невозможны. 
      Таким образом, феминистское движение в мире представлено множеством женских организаций, союзов, клубов, объединений по профессиям, женских советов, и т.д. Они осуществляют широкий спектр действий по защите и продвижению интересов женщин, изменению традиционной патриархатной культуры, создание новых ценностей.[16, с. 52]


3. ФЕМИНИЗМ В РОССИИ
3.1. Начало женского движения в России (1859–1904)
      История русского феминизма  начинается в конце 18 в.. Русский феминизм основан на идеях Великой Французской революции и идей Просвещения. Русское общество активно обсуждало события во Франции, где женщины требовали признания их прав.  Появление на женщин-писательниц и поэтесс (Е.А.Княжниной, В.А.Волковой, Е.С.Меньшиковой), зарождение женской литературы и женской автобиографической и мемуарной прозы всё это означало о появлении социального женского сознания.[9, с. 45]
      Феминизм в России - это социально-политическая теория, которая решает причины превосходство мужчин над  женщинами в историческом прошлом и настоящем. Также русский феминизм можно охарактеризовать, как широкое движение в России в19–20 вв. за равенство прав и возможностей женщин.
      В 1812 году возникает женское патриотическое общество, которое стало основоположницей политической активности женщин в России. Деятельность общества была продолжена «женщинами-декабристками», следовавшими за своими братьями и мужьями в Сибирь (Е.И.Трубецкая, М.Н.Волконская, А.Г.Муравьева  и др.). через них осуществлялась переписка с заключенными. Свою жизнь они выстраивали, как модель возможной для женщины в несемейной инициативы. [3, с. 74]
      Большую роль для женщин с точки зрения формирования феминистских идей сыграла Крымская война 1853–1856 гг. Тогда появилась русская санитарная служба, женщины в ней играли немаловажную роль, олицетворяя путь «самоэмансипации». [14, с.5]

Начало женского движения в России (1859–1904).
Начало женского движения в России  ознаменовалось попытками:
1) Обеспечения женщин возможностями профессиональной занятости.
2)Борьбы за доступ к высшему образованию.
      Данный этап длился с 1859 по 1905г. Благодаря идеям М.В.Трубниковой, А.П.Философовой в 1859 году создается  «Общество доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга». В этом же году также начинает свою деятельность «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению».
      В 1863 году в столице М.В.Трубникова и Н.В.Стасова учреждают женское  издательское сообщество. В 1864 году в Петербурге открывается первый магазин женских рукоделий, который принадлежал женщине.[13, с.62]
      Центральным вопросом, несмотря на множество других проблем у женщин, оставалась проблема доступности образования. Женщины проникали на занятия в университеты, создавали кружки, где читались различные лекции. В 1867 году по инициативе М.В.Трубниковой, Н.В.Стасовой, более 100 женщин дворянского звания подписали петицию с просьбой разрешить им посещать лекции наравне с мужчинами. Также была подана петиция с просьбой поддержать идею основания Высших женских курсов. 
      Стоит отметить, что женщины, получавшие образование в России или на Западе имели большие проблемы с трудоустройством, и даже создание в 1893г. «Общества вспоможения окончивших курс наук» не помогало обеспечить работой абсолютно всех. [5, с.124] 

      С годами социальный состав участниц феминизма в России постепенно менялся – от зажиточных дворян к беднеющим и совсем бедным. Женщин-феминисток отличала высокая социальная мобильность, утрата средств существования и моральных установок, ценностей. «Все пошло в переборку» – это выражение часто употреблялось в те года.
      Несмотря на многие сходства с западным феминизмом, в истории происхождения русского феминизма было много самобытного. А именно:
      1) Правовое, в т.ч. имущественное положение россиянок – в отличие от их западноевропейских феминисток – было после реформы 1861г. очень прочным. 
      2) Собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основывать женские кооперативы и решать, на что потратить заработанные средства. Вторая половина 19 в. ознаменовывается, как эпоха зарождения женского предпринимательства в России.
      3) Западные феминистки стремились отделиться от мужской системы и хотели создать свою собственную, свободную от иерархий и авторитаризма. Русские же современницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам.
      4) Русские женщины, которые приобщились к феминистскому движению, не могли поставить вопрос о политических правах женщин, т.к. в России политически бесправными были практически все слои населения. 
      5) Феминистское движение в России не было массовым и не располагало представителями в государственных организациях и не имело возможности оказывать постоянное давление на власть.
      6) Также иным – в сравнении с Западом – было и благотворительное направление российского женского движения. 
7) Связь с революционно-демократическим движением также отличает феминизм в России. Женщины-«шестидесятницы были создательницами полулегальных предприятий, но в те годы уже это приобщало к освободительному движению. 

3.2. Российское женское движение 1905–1917 . Возрождение феминизма в конце 70-х гг.
      В 1905 году поднялась революционная волна женщин, за право получать высшее образование и за политические и гражданские права.
      Революционная волна 1905 года подняла женщин, которые выступали лишь за доступ к высшему образованию и профессиональному труду. В 1905 году около 30 петербургских женщин объявили о создании всероссийского «Союза равноправия женщин». 
      Главным событием в истории российского женского движения был созыв 10–16 декабря 1908 году первого Всероссийского женского съезда, на котором собрались более 1000 участниц. Главными своими  задачами на съезде женщины считали «благотворительность, взаимную поддержку, трудовую помощь, просвещение», главная цель съезда - это «содействие объединению женщин в завоевании прав». В 1908 году СРЖ закрывают и на смену ему приходит Российская лига равноправия женщин, которая к началу первой Мировой войны имела отделения в более чем 50 городах.
      По инициативе Московского отдела РЛРЖ в 1916 году было проведено совещание, где обсуждался вопрос о создании общероссийского Союза женщи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%