VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование жизненных ценностей студентов и работающей молодежи

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012544
Тема: Исследование жизненных ценностей студентов и работающей молодежи
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
 высшего образования
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Уральский гуманитарный институт

Департамент психологии
 
Кафедра общей и социальной психологии








Исследование жизненных ценностей студентов и работающей молодежи

Выпускная квалификационная работа
по направлению 37.03.01 «Психология»


РАБОТА ДОПУЩЕНА 
К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой,
д. психол. н., профессор
(                    ) Сыманюк Э.Э. 
Руководитель
к. психол. н., доцент
(          ) Оконечникова Л.В.
   «_____»_________2018 г.
«____»____________2018 г.




Рецензент
к. философ. н., доцент
(                    ) Любякин  А.А.   
Студентка  5 курса,
заочной формы обучения
(                   ) Щелкачева Ж.С.
«____»____________2018 г.
«____»____________2018 г.



Екатеринбург
2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение	3
Глава 1. Теоритический анализ жизненных ценностей молодежи	6
1.1.	Понятие ценности	6
1.2.	Психологические особенности людей молодого возраста	9
1.3.	Особенности ценностей молодежи	14
Глава 2. Эмпирическое исследование жизненных ценностей молодежи	31
2.1. Общая характеристика выборки и методик исследования	31
2.2.Анализ и интерпретация результатов	32
Заключение	54
Литература	56
Приложение 1	60
Приложение 2	62
Приложение 3	65



ВВЕДЕНИЕ


     Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной, иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентации. В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
     Цель работы – исследовать жизненные ценности у студентов ВУЗов   1-3 курс и работающей молодежи.
     Задачи работы:
* раскрыть понятие «ценность»;
* рассмотреть возрастные особенности молодежи;
* исследовать ценности поздней юности;
* провести исследование молодежи;
* проанализировать результаты опросов.


     
Глава 1. Теоретический анализ жизненных ценностей молодежи
1.1. Понятие ценности


     На всех этапах становления и развития философии, психологии, одним из важных объектов исследований являлись ценности личности. Осознание и осмысление теоретического фундамента проблемы ценностей человеческого бытия в современном мире выводится на первый план научного познания. В исследованиях XX века ценностные ориентации личности представляют собой своеобразный итог большинства передовых идей, различных школ психологии. 
     Несмотря на глубокое изучение и представленность работ в отечественной и зарубежной психологии, сегодня нет какой-то единой теории, дающей исчерпывающие представление о данной проблеме. Вопросы о том, что считать ценностью занимали еще философов древности (Аристотель, Диоген Лаэртский, И. Кант и др.). Термин «ценность» активно употребляются представителями общественных наук с 60-х г.г. В XIX в., а в первое десятилетие XX в. возникает теория ценность - аксиология, в рамках которой обозначился ряд различных философских школ. 
     Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность - полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали. 
     В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче [8]. 
     Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его особенностями. В литературных источниках насчитывается более ста определений понятия «ценность», где предлагаются к рассмотрению различные подходы и стороны данной проблемы. 
     Этимология этого понятия происходит от прилагательного «ценный» и существительного «цена», далее от православной формы c?na, от которой в числе прочего произошли: древнерусское и старославянское ц?на «покаяние, возмещение, наказание», далее - греч. ???? «совершаю покаяние», ???? «оценка, почет, цена [13]. 
     В словарях русского языка дается ряд определений «ценности»: Ценность - цена, стоимость, важное значение [21]. 
     Ценность - выраженная в деньгах стоимость чего-нибудь. Важность, значение. То, что имеет высокую стоимость, ценный предмет. Явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении [21]. 
     Ценность: сокровище - драгоценность, ценность. Стоимость - цена, ценность (ценностных знаков или бумаг) достоинство [2]. 
     Ценность - значение, представляемое извлечение предметом для удовлетворения той или другой потребности человека или обмена на другие предметы. Ценность - важность, значимость чего-либо. Предметы, явления важные для культуры, духовной жизни какого-либо народа, общества. Духовные ценности [23]. 
     Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность [8]. 
     Понятие «ценности» введено в социологию У.Л. Колбом и связно с именами американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого. В целом в социологии ценностями считают элементы общественного осознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции. 
     В отечественной философии у истоков разработки понятия «ценность» стоял В.П. Тугаринов, делая акцент на способность вещей, явлений, идей выступать средством удовлетворения потребностей и интересов людей, служить общественному прогрессу и всестороннему развитию личности. «Ценности - это предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям… и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала». Тугаринов В.П. раскрывает понятие «ценностное отношение»: «В подходе людей к окружающим их явлениям природы и общественной жизни следует различать две непрерывно связанные стороны: теоретическую и практическую, изучение явления, как оно существует само по себе и практическое к нему отношение. В первом случае человек ставит перед собой вопрос: что представляет собой данное явление, как его объяснить, каковы его причины и основания. Во втором случае он спрашивает, как отнестись к этому явлению, как его (в конечном счете) использовать, если оно полезно, или устранить, если оно вредно. Необходимым моментом перехода от теоретического к практическому отношению является ценностное отношение к предмету, отнесение его к ценностям или отказ ему в достоинстве ценности. Данный подход к пониманию ценности является наиболее распространенным. 
     Близкой к нему является точка зрения ученых, которые делают упор на значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социальных субъектов, их потребностей и интересов. Так В.А. Василенко пишет: «Ценность есть не что иное, как момент значения какого-нибудь явления, вещи, поступка, вообще сущего для жизнедеятельности определенного человека, класса, общества; роль этого сущего в их жизни». По поводу трактовки термина «значимости» большинство ученых считает, что ценности выражают положительную или отрицательную значимость предметов и явлений для жизнедеятельности субъекта (Брожик В., Василенко В.А., Дробницкий О.Г., Каган М.С., Ручка А.А. и др.). 
     Взяв во внимание субъективность отражения в сознании человека при оценке предметов, О.Г. Дробницкий отмечает: «…люди оценивают предметы как ценности, то есть создают себе представления об их достоинстве».
      Ценности рассматриваются и в связи с возможностью реализации сущностных сил человека, нравственного совершенствования, личностного развития. А.И. Шемшурина считает, что ценность - «одно из ключевых нравственно-ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность общечеловеческих значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталонов должного». 
     Проблема ценностей рассматривается и в педагогической литературе. Вопросы воспитания ценностей обозначены в работах Л.Я. Гозмана, считавшего, что «ценностный аспект становиться основой нравственной, экологической, политической и других компонентов культуры личности». Рассматривая пути формирования нравственного облика личности Л.Я. Гозман говорит о том, что право другого человека на собственную уникальность, на физическую и духовную самобытность, на другое мнение и собственные оценки, если это право осознается с детства каждым, становится ценностью, позволяющей развиваться и отдельным людям и обществу в целом.
     Особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, в общей психологии, занимают ценности, являясь продуктом жезнедеятельности общества и социальных групп. Так, С.Л. Рубинштейн писал: «Наличие ценности есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [16]. 
     Д.А. Леонтьев констатировал, что выступая автономными по отношению к потребностям (по психологическим законам, формированию и феноменологии) источниками смыслообразования, общественные отношения «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, «освещает жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектов в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеал, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности [10]. 
     Для ряда отечественных авторов характерно отнесение ценности к сфере должного, которое выступает в качестве нормы, цели, идеала, но в реальной жизни. «Суждение ценности» имеет теологический характер, т.е. указывает на состояние, определенное целью. Ценность не то, что есть, а то, что должно быть», считал О.М. Бакурадзе [4]. Близка к названной также позиция И.С. Барского, который отмечает, что «ценности - это главным образом идеалы общественной жизни, а на этой основе и личной деятельности» [19]; В.М. Розин понимает под ценностью самостоятельный по отношению к определенному субъекту инвариант оценочного опыта, объектированной в искусственных формах специфической предметности [20]. 
     Ряд таких авторов, как Г.Я. Головных [9], И.С. Нарский [15], разграничили ценности-цели и ценности средства. Такой подход продуктивен при исследовании иерархии ценностей, определении критериев, но это деление весьма условно, так как одна и та же ценность может быть и целью, и средством, выступать и побудителем и критерием деятельности. 
     Мы говорим о различных описаниях ценностной ситуации в рамках общей теории ценностей, о углубленном изучение одной из сторон ценностной проблематики, каждый из таких подходов имеет право на свое существование и развитие. И будет ошибочным разделять существующие подходы на верные и неверные. 
     Значимость того или иного объекта, его сторон существует независимо от сознания человека, но до оценки, до осознания объекта субъект «не знает» о его ценности. Появление же способа, критерия оценки не создает ценность, но обнаруживает ее, то есть критерии оценки выполняют служебную роль и являются продуктом общественного развития. 
     В целом, процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» - социальную группу, являющуюся «транслятором» ценностей общества» [3]. С одной стороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективную деятельность, в процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества, т.е. обеспечивает функции регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования социальных групп [7], Погосян Г.А. [18]. С другой стороны, она открывает для субъекта возможности социального развития. 
     Ценность как свойство предмета или явления присуща ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта, а потому, что он является носителем определенных отношений, будучи вовлеченным в сферу общественного бытия человека. Однако же, данная предмету или явлению конкретным индивидом, она индивидуальна, а потому оценок одного и того же объекта может быть столько, сколько существует оценивающих субъектов. Реальной основой их разнообразия являются индивидуальные особенности оценивающего субъекта, специфика его потребностей и интересов. В то же время оценка является отражением объективной реальности. На этой основе повторяющиеся оценки создают нормы и принципы какого-либо социокультурного образования (групп, общества в целом), которые представляют собой устойчивые оценки в их воздействии на поведение человека. Они имеют огромный «личностный смысл» для субъекта [12]. 
     Проблема личностных смыслов их образования и взаимодействия между собой является наиболее интересной в психологии, привлекающая внимание авторов самых различных школ и направлений. 
     Обращаясь к смыслообразующим структурам более высокого иерархического ранга - личностным ценностям, В.В. Столин [22] включает эмоционально-ценностные отношение в план самосознания личности. Смысловые образования существуют не только в осознании, но часто и в неосознаваемой форме, образуют, по выражению Л.С. Выготского, «утаенный» план сознания. Уяснение человеком смысла того или итог отношения к миру не дается ему прямо и автоматически, а требует сложной и специфической внутренней деятельности, оценивания своей жизни, решения особой «задачи на смысл», возникающей только на известной степени развития сознания [12]. 
     Если А.Н. Леонтьев в своей теории использует понятие «личностный смысл» как сходное понятие «установка» Д.Н. Узнадзе [24] или «диспозиция» В.А. Ядова [26], то Л.И. Божович [6] выдвинула положение о том, что системообразующим признаком структуры личности выступает «внутренняя позиция личности», иначе ее направленность, являющаяся главным образом эмоциональным феноменом. Б.Д. Парыгин разработал концепцию умонастроения, объединив в общую категорию сознательные и эмоциональные компоненты целостной направленности личности [17]. 
     В зарубежной психологии существует большое количество работ, посвященных ценностям, где изучается их иерархия. 
     «Многочисленные дефиниции базовых ценностей складываются в две основные парадигмы. Речь идет либо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «достаток», «смысл жизни»), либо о столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий («честный», «логичный», «аккуратный»)» [27]. В первую группу отнесены ценности - цели, те ради чего человек живет (терминальные ценности); во вторую, ценности - средства, с помощью чего он живет (инструментальные ценности). Приоритетными являются терминальные ценности, так как они выражают долговременную жизненную перспективу, определяют смысл жизни личности. 
     Подводя итог общей характеристики ценностей человека и их место в структуре личности мы можем отметить, что ценности - важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся ценностей образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности преемственность определенного типа поведения деятельности, выраженную в направленность потребностей и интересов. Исходя из этого, ценности выступают доминирующим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности. 
     Таким образом, ценности представляют собой особые психологические образования, имеющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность, относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.
      Классификация ценностей (традиционная) 
      За традиционной классификацией ценности разделяют на:
      материальные (ценности, которые существуют в форме вещей - одежда, продукты питания, техника, храм, картина) 
     духовные - моральные, религиозные, художественные, политические и др. 
     При этом материальными ценностями (их иногда называют благами) считают экономические, технические и приветственные (состояние здоровья, экологии) ценности, которые удовлетворяют телесное бытие человека, а духовными - религиозные (святость), моральные (добро), эстетичные (прекрасное), правовые (справедливость), философские (истина), политические (благо общества) ценности, которые делают бытие человека людским, гарантируют ее существования как духовного существа. 
     Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды. Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек хочет и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам. Они являются душевными, а не духовными, ценностями. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями - такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Их также нельзя однозначно квалифицировать как материальные или духовные ценности. 
     
     
     
     
     
     
     
     

1.2. Психологические особенности людей молодого возраста


     Юношеский возраст - это непосредственно граница между детством и взрослостью. Он начинается с 15-17 и продолжается примерно до 23 лет. Этот период можно разделить на 2 этапа: ранняя юность и непосредственно юность.
       В юношеском возрасте завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность становится более разнообразной: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется значительно больше взрослых ролей, вследствие чего появляется самостоятельность и ответственность. В юношеском возрасте происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Многие молодые люди в это период начинают трудовую деятельность, определяются со своими интересами и увлечениями и выбирают профессию Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. -С.264-265.
     Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. У некоторых личностей появляется тяга к лидерству, они стремятся получить знания, влияя на других людей, изучая социальную жизнь Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. -4-е изд., стереотип.-М: Издательский центр «Академия», 1999. - С.241.
     Интерес к обучению повышается, обучение представляет собой непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Наблюдается выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. -С.270.
     Ведущий вид деятельность в юности - учебно-профессиональная деятельность. Дальнейший характер развития определяют труд и учения как основной вид деятельности Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. -С.267.
     Общение в данном периоде становится одной из главных ценностей. Происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение ее круга. Юноши и девушки нуждаются в общении с взрослыми, они обращаются к их жизненному опыту для решения проблемы самоопределение. При благоприятных обстоятельствах между взрослым и юношей образуется сотрудничество на основе взаимопонимания и взаимоподдержки Там же. -С.279.
     Расширение общения приводит к его углублению и индивидуализации. Юноши и девушки находятся в поиске настоящего друга, который воспринимается ими как верный и близкий. Число друзей обычно не велико. Стремление к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию происходят вследствие первой любви, которая появляется в большинстве случаев в ранней юности Там же. -С.280. Одним людям свойственны поверхностные чувства, а другим глубокие. Некоторые достойно решают любовные проблемы, а другие испытывают неудачи - это зависит от меры развития нравственного самосознания. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. -4-е изд., стереотип.-М: Издательский центр «Академия», 1999. - С.421.
     В юношеском возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Возникает стремление создать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, а также к моральным ценностям. Юношу глубоко волнуют такие ценности, как честь, достоинство, право, долг. В этом возрасте происходит формирование жизненной позиции, принимаются устоявшиеся нормы и ценности или в их сторону идет протест Там же. -С.420.
     К концу юношеского возраста молодой человек начинает стойко овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия позволяет предугадать вероятное поведение другого человека и подготовить к встречным действиям Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. -4-е изд., стереотип.-М: Издательский центр «Академия», 1999. - С.421.
     В юношеском возрасте происходит становление человека как личности. Присваиваются следующие жизненные ценности: способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. Развивается механизм идентификации - обособления. Молодым людям данного возраста свойственно эмоциональное переживание чужих состояний как своих. И в тоже время юноши стремятся ограничить свой уникальный внутренний мир от других людей, сохранить свою индивидуальность. Именно в этом возрасте сохраняются амбивалентные состояния. Между тем в юношеском возрасте происходит разделение людей на две категории - «нравственные пылесосы» и люди, стремящиеся к духовному росту. Вследствие выбранных жизненных ценностей одни люди энтузиасты, более активны и постоянно нуждающиеся в развитии и новых чувствах, а другие пассивны, наслаждающиеся тихо проходящей жизнью Там же.-С. 422.
     Подводя итог, хочется сказать, что социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентации, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.
1.3. Особенности ценностей молодежи

     Юношеский возраст - один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возраст исторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития. [1;223]
     Юношеский возраст - период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.).[1;224]
     Юность разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, так как терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего - подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других -- к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17 - 21 годом для юношей и 16 - 20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22 - 23 годам у юношей и 19 - 20 годам у девушек.[1;229] В связи с явлением акселерации, границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст - 15 - 17лет. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20 - 23 годам. [2;278]
     Границы юности связаны с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Юность - возраст обязательного участия в выборах органов государственной власти. В юности человек делает выбор внутренней позиции и это весьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определили его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной. [2;282-284]
     Юность направлена на поиск своего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей. [2;286]
     Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних может оказаться напряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моменту в своей жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад жизни, им не свойственны романтические порывы, у них хорошие отношения с родителями и учителями. Но при этом дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. Существуют еще два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Другой вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках и в отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. [3;314]
     Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Юноша начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Вместе с осознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. [4;17]
     Таким образом, юность - период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16 - 17 лет до 22 - 23 лет.
     Задачами развития юношеского возраста являются:
     1. Становление Я-концепции
     Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет понятие Я - концепция следующим образом: это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.
     Описательную составляющую Я - концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я - концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. [5;8]
     В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов Я - концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «Я». Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства «Я» - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.
     Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного «Я» оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Юноши считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.[8;28]
     Свойственное многим юношам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
     Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15 - 16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается.[9;47] Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.
     Самооценке отводиться ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. [3;346]
     2. Становление нового уровня самосознания
     Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С. Выготским, - интегрированию образа самого себя, «перемещению» его «извне вовнутрь».[11;229-230] В этот возрастной период происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя «извне» на субъективную, динамическую позицию «изнутри». [14;15]
     Оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно в ранней юности (15-17 лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%