- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование связи между социальным интеллектом и личностными особенностями подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008188 |
Тема: | Исследование связи между социальным интеллектом и личностными особенностями подростков |
Содержание
4 Тема: Психологический анализ связи между социальным интеллектом и личностными особенностями подростков с девиантным поведением. Оглавление Введение 3 Глава 1. Индивидуально-психологические особенности личности подростков, определяющие возникновение девиантного поведения 6 1.1.Девиантное поведение как психологический феномен 6 1.2. Особенности формирования личности и поведения в подростковом возрасте 26 1.3. Подходы к пониманию природы социального интеллекта 39 Глава 2. Исследование связи между социальным интеллектом и личностными особенностями подростков с девиантным поведением 58 2.1. Описание методов исследования 58 2.2. Изучение связи между индивидуально-личностными особенностями и уровнем социального интеллекта подростков с девиантным и правомерным поведением 66 Заключение 78 Рекомендации по работе с девиантными подростками 81 Словарь терминов 83 Список использованной литературы 86 Приложения 91 Введение В настоящее время возросло количество людей, страдающих неврозами, депрессиями и другими психическими расстройствами. Отсутствие общей российской национальной идеи и идеалов, к которым могла бы стремиться молодежь, приводит к регрессу подрастающего поколения. Каждый подросток сам выбирает, во что ему верить и к чему стремиться. И зачастую, в качестве примера для подражания выбираются более старшие сверстники, имеющие опыт антисоциального поведения. А в качестве личных ценностей принимаются ценности преступной группы. Чаще всего в таком положении оказываются педагогически «запущенные» подростки. На формирование личности «трудного» подростка также оказывают негативное влияние отрицательные семейные условия (аморальное поведение и алкоголизм родителей), воспитывающие эгоцентризм, агрессивность и другие негативные качества. Все это, в свою очередь, снижает способность подростка к децентрации (умение вставать на точку зрения другого человека) и способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств. Неумение адекватно понимать поступки и действия людей, их речь и невербальные реакции, являющееся следствием плохо развитого социального интеллекта, может привести к конфликтам со сверстниками и педагогами. Все эти внешние негативные факторы, а также некоторые личностные предпосылки (особенности темперамента, акцентуации характера, умственная отсталость и др.) приводят к различным искажениям в области эмоциональной сферы. У «трудных» подростков чаще, чем у подростков с нормальным развитием наблюдаются неврозы и депрессии, они более агрессивны и раздражительны. Актуальность этой проблемы определила цель нашего исследования, а именно: выявить связь между социальным интеллектом и такими свойствами личности подростка, как агрессивность, экстравертированность и открытость. Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности подростков. Предмет исследования: согласование социального интеллекта и психических свойств личности подростков. Цель исследования обусловила постановку следующих теоретических и экспериментальных задач: Анализ литературы по вопросам исследования социального интеллекта, девиантного поведения и индивидуально-личностных особенностей подростков в различных теоретических концепциях; Изучение индивидуально-личностных особенностей и особенностей социального интеллекта у подростков с девиантным и правомерным поведением; Выявить связь между социальным интеллектом и индивидуально-личностными особенностями подростков с девиантным поведением; Определение основных рекомендаций для педагогов и психологов, работающих с подростками, имеющими девиантное поведение с целью его коррекции. В соответствии с целью, предметом и объектом исследования была выдвинута гипотеза: уровень развития социального интеллекта определяет личностные особенности подростков: чем выше у подростков будет уровень социального интеллекта, тем в меньшей степени будут выражены такие особенности как: агрессивность, экстравертированность, открытость, и тем менее вероятно возникновение отклонений в их поведении. Методологической и теоретической основой исследования послужили: подход Е.В. Змановской к определению и классификации отклоняющегося поведения, различные подходы к рассмотрению его причин (Д.И. Фельдштейн, А.Е. Личко, В.С. Мухина, И.С. Кон, Л.Б. Шнейдер, Х. Ремшмидт и другие); концепции о социальном интеллекте (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова), подходы к объяснению функций социального интеллекта (К.А. Абульханова-Славская, В.Д. Шадриков и другие), а также основные теории, рассматривающие индивидуально-личностные особенности подростков (Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и другие). Общий объем выборки составил 66 человек. Она представлена подростками с девиантным (32 человека) и правомерным поведением (34 человек). Исследование проводилось на базе Социально-писхологического центра. Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методы: Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, Модифицированная форма В опросника FPI, статистический критерий различий (U – критерий Манна – Уитни), коэффициент ранговой корреляции Rs Спирмена. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, соответствием методов исследования его задачам, применение апробированного исследовательского инструментария и методов статистической обработки материалов, репрезентативностью выборки. Практическая значимость исследования определяется тем, что в работе сформулированы рекомендации по коррекции девиантного поведения подростков. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты вносят вклад в изучение зависимостей между возникновением девиантного поведения и индивидуально-личностными особенностями. Глава 1. Индивидуально-психологические особенности личности подростков, определяющие возникновение девиантного поведения 1.1. Девиантное поведение как психологический феномен В современной психологии проблема девиантного (отклоняющегося) поведения подростков является одной из актуальных. Усложняющиеся задачи общественного развития, обострение социальных проблем приводят к повышению влияния стрессовых факторов на личность подростка. В современной психологической науке и практике не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Как подчеркивает В.Каган, в подростковой психологии заключение о девиантном поведении требует осторожности, так как суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития; критериями являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим 18. Х. Ремшмидт также отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением 45. Тем не менее, и в науке, и в обыденной жизни деление поведения на нормальное и анормальное происходит повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают социально-одобряемое поведение, не связанное с патологией и характерное для большинства людей. А все что не соответствует данным признакам, будет считаться ненормальным. И Е.В.Змановская выделяет три подвида такого поведения: нормативно-неодобряемое, патологическое и нестандартное 17, с.7. Л.В. Яссман, в свою очередь, говорит о существовании двух подходов к определению нормы /отклонения (девиантности). Первый связан со стремлением к абсолютному определению всех форм поведения, рассматриваемых как девиантные, вне зависимости от контекста, в котором они наблюдались. Но найти такие образцы поведения довольно сложно, так как даже убийство в определенных обществах полностью согласуется с культурными предписаниями. С точки зрения другого подхода, девиантность рассматривается как нарушение общепринятых норм, законов. Соответственно, нормальным будет считаться их соблюдение. Этот подход предполагает строгое определение стандартов, относительно которых определенные действия и поведение будут считаться девиантными 58. И способы получения таких стандартов, нормы – эталона, нередко называются критериями. Е.В. Змановская выделила четыре основных критерия, которые мы рассмотрим более подробно. Самым распространенным является статистический критерий. Он позволяет определить норму любого явления, с помощью подсчета частоты его встречаемости в популяции. С точки зрения математической статистики нормальным будет все то, что часто встречается (то есть, не реже, чем в 50% случаев). И в соответствии с законом нормального распределения 2-3% людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству (интеллект, эмоциональная устойчивость, общительность и т.д.). А примерно 20% с обеих сторон будут иметь небольшие отклонения 17. Следовательно, любое поведение (например, курение), согласно этому критерию, может признаваться нормальным, если оно будет встречаться у большинства людей. Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения (по степени его выраженности и степени угрозы для жизни). Например, употребление алкоголя, при небольших дозах и частоте, будет считаться нормальным явлением. Но при злоупотреблении – отклоняющимся. С другой стороны, если поведение будет представлять прямую угрозу для жизни самого человека или окружающих, то оно будет считаться отклоняющимся, независимо от частоты и степени выраженности. К такому поведению можно отнести суицид или преступление 17. Учет статистического критерия важен при проведении любого исследования. Ведь его результаты, так или иначе, соотносятся со статистической нормой, полученной при изучении определенной выборки людей. Е.В.Змановская выделяет также специальные критерии оценки нормальности / анормальности поведения личности. Это психопатологический, социально-нормативный и индивидуально-психологический 17. Психопатологический критерий используется в медицине. И с его точки зрения, все поведенческие проявления можно разделить на нормальные и патологические в значении «здоровье-болезнь». В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов» 56, т.2, с.391. Болезнь – «жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно–приспособительных механизмов; болезнь чаще всего характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного» 56, т.1, с. 148. При этом патология – это «любое отклонение от нормы», в смысле медицинской нормы 56, т.3, с. 320. Девиантное поведение в классификации болезней не выделено, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни определенным медицинским понятием. В то же время девиантное поведение рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией (акцентуации характера, нарушения развития, предболезнь). Они в свою очередь, характеризуются сложностью и неопределенностью диагностических признаков. Например, известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с противоправными действиями, суицидальным поведением, употреблением наркотиков и некоторыми другими видами отклоняющегося поведения. Но в то же время поведение многих людей с акцентуированным характером может и не быть отклоняющимся 30, с. 19. Аналогично, любое расстройство из области психической патологии (психопатии, неврозы, психозы и др.) неоднозначно связано с девиантным поведением. В некоторых случаях психические заболевания могут сопровождаться поведенческими нарушениями, вызывая патогенную дезадаптацию. Но в других случаях психических расстройств отклонений в поведении может и не быть 17. Следующий критерий – социально-нормативный – весьма важен для различных областей общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разных социальных норм. Само это понятие Ю.А. Клейберг определяет как «совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений 19, с. 29. И в соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям 17, с. 9. С изменением общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем. А значит, изменяются и ожидания самого общества по поводу каждого его члена. Например, если в советский период были важны такие качества как чувство долга, идейная преданность, коллективное мышление, то после перестройки важную роль стали играть личная инициатива, самостоятельность, гибкость. Поэтому, как отмечает Е.В. Змановская, «показателем нормальности поведения, с точки зрения этого критерия является уровень социальной адаптации личности. При этом успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и требованиями окружающей его среды. … А дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях» 17, с. 10. Последний критерий – индивидуально-психологический – отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности. В соответствии с данным критерием, современные требования к человеку предполагают самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в наше время можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внутреннему миру и к себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение. Поэтому ведущими задачами индивидуального развития признаются самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала 17. Отклонением от нормы здесь будут проблемы в развитии и самореализации личности. Б.С. Братусь назвал такое развитие аномальным: «… это такое развитие, которое не согласуется, подавляет самоосуществление, ведет к извращению его сути. Иными словами, аномальным (отклоняющимся от нормального) будет такое развитие, которое будет вести человека к отрыву от всеобщей родовой сущности» [3, с.51]. В качестве условий такого развития он выделяет отношение к человеку как к конечной заранее определимой вещи, эгоцентризм, подчиняющийся внешним условиям характер жизнедеятельности, слабо выраженную потребность в позитивной свободе, неспособность к свободному волепроявлению и другие 3. Как видно, в качестве условий представлены различные личностные патологии, которые могут быть как врожденными, так и воспитанными в определенной социальной среде. А это значит, что все рассмотренные выше критерии, определяющие отклонения в поведении, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. И, определяя норму, необходимо учитывать и личные качества индивида, и соответствие его поведения требованиям социума, и наличие у него психических отклонений, и частоту встречаемости совокупности этих факторов в данном обществе. Таким образом, в поведении как в процессе взаимодействия личности со средой, опосредованном ее индивидуальными особенностями и внутренней активностью, согласно рассмотренным выше критериям, могут наблюдаться различные отклонения. Но однозначного подхода к определению отклоняющегося поведения нет. Психологический словарь трактует девиантное поведение «как систему поступков или отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам» 40. Некоторые исследователи под девиантным понимают поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали 24, 41, 49. Н. Смелзер определяет данное явление несколько шире: «… отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение тюремное заключение или другое нарушение» 46, с.12. Современный отечественный исследователь Ю.А. Клейберг раскрывает отклоняющееся поведение через отношение личности к культурным нормам: это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним» [19, с.17]. Девиантные действия подростков выступают средством достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки. Л.Б. Шнейдер предлагает три подхода к определению девиантного поведения. В рамках педагогического подхода, под девиантным поведением понимается «отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит». В рамках медицинского подхода, под девиантным поведением понимается «отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня». В рамках психологического подхода, это «отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе» 53, с.13. выделяет те особенности поведения , которые отличить его от феноменов. По ее , отклоняющееся характеризуется признакам: оно не общепринятым нормам; негативную со стороны людей; ущерб и личности, и людям; многократным и ; согласовывается с направленностью ; рассматривается в медицинской ; сопровождается проявлениями дезадаптации; выраженное и возрастно-половое 17, с. 12-14. различия затрагивают поведения, его проявления, , частоту и выраженности. важным и отношение к отклоняющемуся (личностная ), так как оно во многом его судьбу. возрастные девиантного , следует , что сам этот может к детям 9 лет. Так как только к годам говорить о у ребенка самостоятельно социальным . Исходя из выше , Е.В.Змановская следующее девиантного : это «устойчивое личности, от наиболее социальных , причиняющее ущерб или самой , а также ее социальной » [17]. Следует , что изменения в приводят к норм, а и видов девиаций. Но нормы, как и от них, являются частью социальной . Значит на уровне поведение – это из возможных взаимоотношений обществом и . На индивидуальном девиантное связывается с ущербом для самой или окружающих , и ее социальной . Следовательно, на уровне поведение – это позиция , выступающая в девиантного и образа 17, с. 16. Итак, будет поведение, не соответствует , правовым и нормам, на ущерб и самой . И самое , оно не является и случайным ением от нормы, а ется с общей личности и ется в виде стиля и жизни. каждого взятого , по сути, , так определяется действием факторов ( особенностей, , возраста, окружения и ). И попытки систематизировать отклонения не к созданию классификации. причина неудач в междисциплинарном проблемы девиаций. термин в разных и во многих , поэтому и поведенческих существует . В качестве причины назвать форм поведения и самого «норма». Все это выделение критериев для единой различных отклоняющегося . Но в то же время существуют и используются в отдельных . Е.В. Змановская условно три основных к проблеме поведенческих : социально-правовой, и психологический [17, .29]. В рамках подхода социологическое и направления. рассматривает девиации как явления, по нескольким : в зависимости от выделяют и индивидуальные ; по значению – негативные и ; по субъекту – конкретных лиц, групп, структур, социальных (например, алкоголизм); по – экономические, , имущественные ; по длительности – и длительные; по нарушаемой – преступность, , наркомания, , коррупция, , расизм и др. [8, 47]. В под девиантным понимается все, что принятым в время нормам и под угрозой . Ведущий правовой действий - мера их опасности. По и степени опасности их делят на , административные и деликты, проступки 23. классификации дополнить подходом. понятие « поведение» отождествляется с «дезадаптация». Она, в очередь, на школьную и [10]. К поведенческим , сочетающимся со дезадаптацией, дисциплинарные , прогулы, и агрессивное , курение, , воровство, . Признаками дезадаптации в возрасте выступать: употребление веществ, девиации, , бродяжничество, преступлений. В время и новые отклоняющегося , связанные с от латиноамериканских , компьютерных игр или сект 17. подход на выделении различий видов поведения. В данного используются типологии поведения. авторов, Ю.А.Клейберг, три основные поведенческих : негативные( наркотиков), (социальное ) и социально-нейтральные (). [19] Ц.П.Короленко и делят девиации на две группы: и деструктивное (рис.1). поведение поведение поведение () Внешнедеструктивное - Суицидное Антисоциальное - - Нарциссическое - Рисунок 1. - Нестандартное проявляется в новых , действий, за рамки стереотипов . Подобная предполагает , играющую роль в развитии . В качестве можно деятельность , революционеров, в какой-либо знания. деструктивного выстраивается в с его целями. В случае это цели, на нарушение норм, а в – внутридеструктивные , направленные на самой , ее регресс. поведение в очередь на аддиктивное и . Аддиктивное предполагает каких-либо или специфической с целью от реальности и положительных . Оно находит выражение в вовлеченности в различные активности. , алкогольные ищут , в которых вероятно времени с алкоголя. вид деструктивного создает решения , спасая от ситуаций их избегания. поведение в действиях, законы и других в форме , асоциального и поведения [22, с.5]. В внутридеструктивного Ц.П.Короленко и выделяют : суицидное – повышенным самоубийства; - лишено , ориентировано на авторитеты; - управляется собственной ; фанатическое – подчинение идее, ; аутистическое - от людей и действительности, в мир собственных [22, с.6]. По мнению , все вышеперечисленные деструктивного соответствуют критериям , как снижение к своему , искажения и понимания , снижение и эмоциональные . И.С. Кон предлагает девиантное по двум : - по степени : на делинквентное () и криминальное (); - по виду нормы: на , наркоманию, поведение, , психические (синдром , дереализацию, , депрессию) и поведение [24, с. 237 - В психологической можно и другие к классификации поведения. более на классификации, Е.В. Змановской. В основания она два критерия – . вид нормы и последствия. были три основные отклоняющегося : антисоциальное( ), асоциальное( ) и аутодеструктвное( ) поведение 17. 1) (делинквентное) – это поведение, правовым , угрожающее порядку и окружающих . Оно включает действия или , запрещенные . У совершеннолетних делинквентное проявляется в правонарушений, за собой или гражданскую . У подростков лет) поведение в форме , краж, , вандализма, насилия, наркотиками. 2) поведение – это , уклоняющееся от морально-нравственных , угрожающее межличностных . В подростковом оно может в форме поведения, , школьных , промискуитета ( половых ), граффити, девиаций (, шрамирования, ). 3) Аутодеструктивное () поведение – это , отклоняющееся от и психологических , угрожающее и развитию личности. вид отклоняющегося выступает в формах: поведение, и химическая , фанатическое (вовлеченность в культ), поведение, , деятельность с риском для . Спецификой поведения в возрасте его опосредованность ценностями. может наркозависимое , самопорезы, зависимость, – суицидальное . Таким , перечисленные поведения расположить на оси с двумя направлениями – на и на других. . По и степени деструктивности Е.В. предлагает шкалу поведения: (активно-деструктивное) (относительно , адаптированное к антисоциальной ) Асоциальное () Саморазрушительное ( - аутодеструктивное) (активно - ) [17, с. 34] Выделение видов поведения в целях анализа. Но в жизни формы поведения пересекаются. каждый случай индивидуально и неповторимым. В клинического можно , что некоторые девиантного могут с крайней нормы в и становиться изучения (например, употребление в медицинских может в зависимость). классификация расстройств на психопатологическом и критериях. В с ними поведенческие , достигающие болезни [17, .35]. Помимо Международной болезней пересмотра ( - 10) выделяют частные. , М. Раттер поведения в возрасте на две группы: формы поведения; агрессивное . [44, с.280] и подростки группы адаптируются антиобщественных , не проявляют эмоциональных и совершают поступки в . Для представителей группы враждебность, , дерзость и по отношению к детям и к . Среди расстройств он синдром дезадаптации( поведения, сильное неодобрение ), гиперкинетический (нарушение функций и сосредоточенность ) и др. [44, с.45-48]. Д.Н. предлагает поведенческие в детском на гиперактивность и агрессивное . [35, с.114] Для возраста антисоциальное () поведение, наркотиками, половое . [35, с.136] образом, различные отклоняющегося , Е.В. Змановская отличительные разных феноменов (.2): Нормативное (стандартное) – социальным , характерно для людей и к нормальной . Оно адекватно , продуктивно, но быть индивидуальности. поведение( ) – находится на границе норм, напряжение . Нестандартное (ненормативное) - за рамки в данном норм, меньшему людей. Оно в двух формах: поведение( ) – продуктивно, , самобытно, приводить к самих , но часто с сопротивлением . Девиантное (отклоняющееся) – , деструктивно или , вызывает дезадаптацию. поведение – от медицинских и появляется в конкретных . Оно снижает и работоспособность , неадекватно , некритично и социальной [17, с.38]. Нормативное (стандартное)() Маргинальное (пограничное) Девиантное 2. Таким , единой видов поведения нет. Но у них есть черты, в деление на , деструктивное и , опираясь на можно обобщающую различных девиантного . И такой классификацией, на наш , является , предложенная Е.В. . Она объединила видов поведения, разными в рамках подходов, в больших . У девиантного , как и у любого явления, своя детерминация, то совокупность , вызывающих, , усиливающих или отклоняющееся [17, с.41]. В с уровнями, на функционирует «общество - » (геофизическим, , социально-групповым, , индивидуально-личностным, ), можно группы , детерминирующих поведение [17]: условия среды; социальные ; Внутренние и конституциональные ; Внутриличностные и механизмы поведения. рассмотрим эти более . К внешним условиям поведения отнести , геофизический, факторы и др. , шум, теснота, колебания спровоцировать и тем самым причинами или другого поведения [5, с. Благоприятные же внешней могут, , снижать девиаций. важным , действующим на личности, внешние условия. К ним отнести: процессы( ситуация, политика, , мода, СМИ и т.д.); социальных , в которые личность ( и классовая , этнические , субкультура, статус, группа); среда ( и стиль семьи, родителей, взаимоотношений в , стиль воспитания, и другие люди) [17]. Эти оказывают на формирование и нравственного , определяют потребностей . Другим фактором, на поведение , выступают условия. Они в себя особенности, свойства или импринтинг ( на ранних онтогенеза). фактор индивидуальность и процесса , гендерные , возрастные , физическую , здоровье, свойства системы [17]. К причинам и отклоняющегося можно направленность , ее мотивы, ценностей, и другие. проявления поведения наблюдаются в и подростковом и объясняются низким интеллектуального , отрицательным семьи и окружения, от групповых и ценностей. У и подростков поведение служит самоутверждения, протест несправедливости . Среди причин поведения в обсуждаются : Нарушения в , формировании и личности [3, 33, 45]; социокультурных [50]; Влияние жизни и семейных ; характерологических и изменений, взаимодействием с [4, 16, 54]; Выраженное подросткового [41, 50]. Многие к наиболее причинам девиантных относят социальную развития и комплекс его свойств( темперамента, , личности, Я- ), которые к девиациям [4, 16, 42]. это сочетание в психологии как механизм поведения [37, с. Другим отклоняющегося несовершеннолетних деформация в результате социальных с взрослыми и . Х. Ремшид, регулятором человека его качества, , что отклоняющееся подростков сопряжено с окружением и ситуаций [45]. исследователи в причин поведения трудности возраста, социального юношества и , обусловленные механизмов контроля. Под причиной неэффективность форм , основанных на , и несформированность способов, сознательную и самоконтроль. [24, 27]. В психофизиологических и предпосылок поведения отставание в развитии, и различные недостатки ( речи, непривлекательность и т. д.) [13]. В конкретных отклоняющегося подростков были следующие: получить впечатления, самоконтроль, ситуация в , стремление к , отставание в , пренебрежение со сверстников, в себе, насилия, из СМИ, чрезмерная родителей, интеллект, предрасположенность, , непонимание , отсутствие социального , неполные , стремление на себя , влияние и другие [53, с.15]. образом, для возникновения поведения множество. Но их можно на три группы: , психологические и . К первому относятся сверстников, атмосфера в , успеваемость в , пропаганда и жестокости в СМИ, ая ситуация, стереотипы и ценности. группу составляют темперамента, , самосознания, (в том числе и ), эмоционально-волевой , направленности и некоторых свойств ( агрессивность, , неуверенность в , демонстративность, , возбудимость и т.д.). выраженность группы находится в взаимосвязи со перечисленными индивидуально - и личностными подростка. И совокупность – биологические – в умственном и физические [13, 42]. Следует отметить, что на отклоняющегося оказывает не одна , а их совокупность. социальные, и биологические девиантности в тесной друг с и преломляются систему личности. Но, как некоторые , определяющими личностные , а ситуативные варьируют личностных [21, 44]. Таким , анализ по вопросу отклоняющегося показал, что выделяется критериев для феномена на норму и от нормы: , психопатологический, – нормативный и – психологический. К понятия « поведение» на момент подхода нет. Е.В. систематизировала подходы и 8 признаков поведения. того, она обобщенное данного , согласно «девиантным» считаться поведение , отклоняющееся от важных норм, равный обществу или личности, а сопровождающееся ее дезадаптацией [17, .15]. Единой поведенческих также не . Е.В. Змановская три подхода, в которых различные девиантного : социально-правовой, и клинический, и предложенные там в несколько групп. отклоняющегося , выделенные исследователями, условно на три группы: , психологические и . Но следует , что на возникновение в поведении не одна причина, а их . Как уже было выше, из многих причин поведения особенности свойств (повышенная , депрессивность, в себе, , конформность, и т.д.) и социальный , как «интегральная способность, успешность и социальной » [32]. 1.2. Особенности личности и по в подростковом Несмотря на для всех черты развития, сам процесс находится под влиянием и экономической . И это особенно для подросткового , когда пытается к социальному и установить между ценностями и общества. В , многие понимают, что поколение в конкретной нише, влияет на все жизни. Она во определяет и особенности от детства к . Проанализировав нишу времени ( XX – начало XXI в.в.), выделили ряд факторов, ее характеризуют: сегрегация - подростков, как от младшего , так и от взрослых; экономическая – удлинение зависимости от родителей в с недоступностью для интересной и работы; в мире – мировых на старших , которое в их участии в , мятежах и за социальные ; Общество медиа – выступают в пассивных СМИ. И это приводит к воспринимать и жестокость как вполне [26, с.562]. Все это к росту , возрастанию неврозов и у подростков. о границах возраста отметить, з существует определений . Г.Гримм границы лет для девочек и – для мальчиков, Дж. говорит о 12-17 лет, Д.Б. – 11-15 лет, а Ж. – 12-15 лет 41. Но адекватно определены в онтогенеза, Д.Б. Элькониным, в акцент не на физическом организма, а на новых образований, сменой и ведущих деятельности. При подростковый нужно не как отдельный , а в динамике 55. Таким , в настоящее к подросткам относить 12-17 лет. о физическом , следует , что различными изменениями, происходящими в отрочества, гормоны – вещества, в небольших вырабатывают железы эндокринной не может без соответствующих в психике. И как исследования, в особенно эндокринных у подростка эмоциональная , повышенная , неуравновешенность, уровень [13, 31]. Пытаясь эту тревожность во вне, часто в конфликты, и в среде отмечаются драки. же объясняется и склонность к посещению рок – концертов, употребление и алкоголя. В отрочества происходит внешности. Для пов характерна ая потребность в , которая проявл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Исследование связи стрессоустойчивости с личностной готовностью к риску в деятельности строителей
- Исследование рынка оружия, изучение специфики этой отрасли и ее связи с государством
- Финансовые отношения, возникающие между уровнями власти, а также между органами власти в процессе бюджетного регулирования