VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование сущности и мер административного принуждения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009219
Тема: Исследование сущности и мер административного принуждения
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………...3
1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и виды государственного принуждения…………………………..5
1.2 Общая характеристика административного принуждения………………...9
1.3 Основы правового регулирования административного принуждения в Российской Федерации………………………………………………………….13
2 СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………15
2.1 Классификация мер административного принуждения…………………..15
2.2 Административно-предупредительные меры……………………………...16
2.3 Меры административного пресечениия…………………………………..19
2.4 Меры ответственности………………………………………………………22
2.5 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...………………...34


     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность. Поскольку существует общество, неизменно будет существовать и принуждение к чему-либо одних людей другими. Это принуждение может выражаться в различных формах. Оно может быть правомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще (призыв одного из членов общества другими к соблюдению им нравственных устоев).
     Административное принуждение правомерно, применяется на основе нормативных актов, т.е. применяется исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных нормами административного права.
     Административное принуждение является воздействием государства на субъектов права, заключающееся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.
     Цель. Целью курсовой работы является исследование сущности и мер административного принуждения.
     Задачи. К задачам курсовой работы относится:
     - определение положения административного принуждения в государственном управлении;
     - выявление сущности административного принуждения;
     - каким образом регулируется административное принуждение;
     - классификация мер административного принуждения на основе мнений разных авторов.
     Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в случае применения административного принуждения.
     Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие данный вид общественных отношений и специальная литература, содержащая рассуждения и мысли юристов-правоведов по выбранной теме.
     Методы, на которых основано исследование. В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследований: монографический, абстрактно-логический, аналитический.
     Степень разработанности и источниковая база. В процессе изучения материала для написания работы использовались труды следующих авторов: А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, Д.Н. Бахрах, Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. Необходимо заметить, что многим вопросам, касающимся данной темы, ведутся дискуссии и споры, например, по вопросу классификация мер административного принуждения, где в качестве критерия классификации предлагаются различные мнения. Эти вопросы получили отражение при написание курсовой работы.
     Структура работы. Работа состоит из двух глав, включающих восеь параграфов, введения, заключения и списка использованных источников.


1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

1.1 Понятие и ?иды государст?енного принуждения

     Го?оря о принуждении ? пра?е, с?едует иметь ? ?иду то обстояте?ьст?о, что «принуждение я??яется одним и? атрибуто? государст?енной ??асти». Дейст?ите?ьно, единст?енным ?егитимным субъектом пра?о?ого принуждения может ?ыступать то?ько государст?о. «Со?да?ая пра?о?ые нормы, государст?енная ??асть обя?ы?ает ч?ено? общест?а к их бе?ус?о?ному испо?нению». ? при?еденной фра?е ?ак?ючено понимание государст?енного принуждения ? его широком смыс?е.
     Однако чаще ?сего юристо?-пра?о?едо? интересует государст?енное принуждение не ? широком, а ? у?ком смыс?е. Не?ь?я не сог?аситься с мнением Д.Н. Бахраха о том, что «юридическая наука ?анимается не принуждением ?ообще, а принуждением к соб?юдению пра?о?ых предписаний, которое само четко рег?аментиро?ано пра?ом».[12, c.52]
     В этом смыс?е под государст?енным принуждением понимается опреде?енный метод ?о?дейст?ия государст?а на субъекто? пра?а. Д?я его от?ичия от других методо? ?о?дейст?ия необходимо ?ыде?ение опреде?енного набора характерных то?ько этому методу при?нако?.
     В юридической науке сущест?ует д?а ра??ичных подхода к от?ичию метода государст?енного принуждения от убеждения.
     Точка ?рения стороннико? одного и? подходо? ?ак?ючается ? том, что осно?ным от?ичите?ьным при?наком метода принуждения от убеждения я??яется ре?у?ьтат ?нутренней психической деяте?ьности объекта принуждения. Ес?и от под??астного удается добиться нужного государст?у по?едения ? ре?у?ьтате ?о?дейст?ия на него путем пода??ения его «?нутренней» ?о?и ?ибо путем устранения у него ?о?можности «?нутреннего» ?ыбора ?арианта пра?омерного по?едения ? с?ожи?шейся ситуации – имеет место государст?енное принуждение. Ес?и нужного по?едения удается добиться другими способами – убеждение.
     Так, Д.Н. Бахрах считает, что «принуждение можно понимать как отрицание ?о?и под??астного и ?нешнее ?о?дейст?ие на его по?едение. Поско?ьку команда не испо?нена, нарушена ?о?я ??аст?ующего, пос?едний ?о?дейст?ует на мора?ьную, имущест?енную, органи?ационную, фи?ическую сферу под??астного, чтобы преобра?о?ать его ?о?ю, добиться подчинения» [13, c.70].
      «Меры принуждения – это ?акреп?енные ?аконом способы, приемы и средст?а ?о?дейст?ия ?ичного, имущест?енного и органи?ационного характера, по??о?яющие ?аста?ить ?ицо испо?нять юридические обя?анности и соб?юдать пра?о?ые ?апреты, и состоящие и? пра?о?ых ограничений, ?ишений, обременений, от?етных дейст?ий, ??екущих наступ?ение пра?о?ого урона, причинение мора?ьного, материа?ьного и фи?ического ?реда», - считает А.И. Кап?уно?[18, c.32].
     Сторонники ?торого подхода опреде?яют государст?енное принуждение как «применяемый ? це?ях ?ащиты пра? и с?обод че?о?ека и гражданина, а также обеспечения пра?опорядка и бе?опасности метод пра?о?ого ?о?дейст?ия на общест?енные отношения. Его содержание ?ак?ючается ? нормати?но предусмотренном фи?ическом и?и психическом ?о?дейст?ии, с?я?анном с ограничениями ?ичного, имущест?енного и органи?ационного характера ? отношении ?ица, со?ерши?шего пра?онарушение, а ра?но ? отношении ?аконопос?ушного ?ица, ес?и иным способом, кроме как принудите?ьным, не?о?можно обеспечить общест?енный порядок и бе?опасность. Государст?енное принуждение осущест??яется специа?ьно упо?номоченными на то государст?енными органами и до?жностными ?ицами (?ибо гражданами ? с?учае само?ащиты) ? предусмотренных ?аконом процессуа?ьных формах и предпо?агает ?о?можность обжа?о?ания принудите?ьных дейст?ий.
     С?едует отметить, что ?.?. Попо? и Д.Н. Бахрах, наряду с опреде?ением государст?енного принуждения, осно?анным на ре?у?ьтате ?нутренней психической деяте?ьности объекта принуждения, да?а?и опреде?ения, осно?анные и на другом подходе.
     Так, ?.?. Попо? ? другой с?оей работе считает, что государст?енное принуждение – это метод ?о?дейст?ия государст?а на «со?нание и по?едение ?иц, со?ершающих антиобщест?енные поступки, ?ыражающийся ? устано??енных пра?о?ыми актами отрицате?ьных пос?едст?иях мора?ьного, материа?ьного и фи?ического характера, имеющих це?ью предупреждение пра?онарушений, испра??ение и нака?ание пра?онарушите?ей» [22, c.63].
     Д.Н. Бахрах ? одной и? с?оих работ под администрати?ным принуждением понимает «особый ?ид государст?енного принуждения, состоящий ? применении субъектами функциона?ьной ??асти, устано??енных нормами администрати?ного пра?а принудите?ьных мер ? с?я?и с администрати?ными пра?онарушениями» [13, c.90].
      Г?а?ным д?я государст?енного принуждения ? при?еденных трех пос?едних опреде?ениях я??яется не ре?у?ьтат ?нутренней психической деяте?ьности объекта принуждения, а объекти?ное ?нешнее ?ыражение таких мер. ?се а?торы ука?ы?ают на то, что эти меры ?ак?ючаются ? «нормати?но предусмотренном фи?ическом и?и психическом ?о?дейст?ии», «устано??енных пра?о?ыми актами отрицате?ьных пос?едст?иях мора?ьного, материа?ьного и фи?ического характера», «применении субъектами функциона?ьной ??асти, устано??енных нормами администрати?ного пра?а принудите?ьных мер».
     Принимая ?о ?нимание и??оженное, можно констатиро?ать то, что по мнению бо?ьшинст?а ученых, государст?енное принуждение – это метод ?о?дейст?ия государст?а на субъекто? пра?а, ?ак?ючающийся ? причинении им каких-?ибо пра?оограничений путем применения нормати?но ?акреп?енных мер принуждения ? с?я?и с пра?онарушением (и?и объекти?но-проти?опра?ным деянием, содержащим ? себе при?наки соста?а пра?онарушения), ?ибо ? с?я?и с государст?енной необходимостью.
     По с?оему конкретному содержанию государст?енное принуждение де?ится на фи?ическое и психическое (психо?огическое). Оба эти ?ида принудите?ьного ?о?дейст?ия ра??ичны по содержанию, но ?ыражают общую сущность. Тот и?и иной ?ид государст?енного принуждения опреде?яется сферой ?о?дейст?ия на объект.
     Мерой фи?ического ?о?дейст?ия обращены к фи?ической (?ичной и?и материа?ьной) стороне сущест?о?ания субъекта, ? то ?ремя как психическое государст?енное принуждение непосредст?енно обращено на психику че?о?ека. Фи?ическое принуждение строго инди?идуа?и?иро?ано, а психическое принуждение может быть напра??ено и на ко??екти? ?иц, хотя и ? этом с?учайно «рассеи?ается» по инди?идам.
     По материа?ьно-пра?о?ому характеру и процессуа?ьной форме ?ыде?яют такие ?иды государст?енного принуждения как уго?о?но-процессуа?ьные, гражданско-пра?о?ые, государст?енно-пра?о?ые, и администрати?но-пра?о?ые. 
     Такая к?ассификация объясняется тем, «что ? некоторых отрас?ях пра?а – государст?енном, гражданском и особенно администрати?ном - имеются нормы, которыми предусматри?ается ?о?можность применения принуждения ?не какой-?ибо с?я?и с ?ино?ным по?едением субъекто?, с пра?онарушением. Причём такие нормы ? администрати?ном пра?е, например, соста??яют ?начите?ьный объём». А уго?о?но-процессуа?ьное принуждение – это «система мер государст?енно-??астного характера, ??екущих сущест?енное ограничение пра? и ?аконных интересо? подо?ре?аемого, с?идете?я и иных участнико? уго?о?ного судопрои??одст?а»,- считают некоторые специа?исты уго?о?ного процесса [14, c.90]. 
     ? данной курсо?ой работе бо?ьшое ?нимание мы уде?им администрати?но-пра?о?ому принуждению, обсуждение которого пойдет ? с?едующих пунктах работы.
     
1.2 Общая характеристика администрати?ного принуждения

     Администрати?ное принуждение – особый метод государст?енного упра??ения. Сущность администрати?ного принуждения можно раскрыть чере? ряд присущих ему при?нако?.
     К ним можно отнести с?едующие при?наки:
     Администрати?ное принуждение - особый ?ид государст?енного принуждения, имеющий с?оим на?начением охрану общест?енных отношений, ск?ады?ающихся преимущест?енно ? сфере государст?енного упра??ения. Меры администрати?ного принуждения испо?ь?уются ? процессе реа?и?ации испо?ните?ьной ??асти соот?етст?ующими органами и до?жностными ?ицами, что я??яется ре?у?ьтатом проя??ения их государст?енно-??астных по?номочий. ?сем мерам администрати?ного ?о?дейст?ия присущ ??астно-принудите?ьный характер. 
     Данный при?нак администрати?ного принуждения необходимо подчеркнуть особо, поско?ьку некоторые специа?исты отрицают принудите?ьный характер ряда мер администрати?ного ?о?дейст?ия (например, карантина, таможенного досмотра), отождест??яя их с пра?о?ыми ?апретами и обя?анностями, самими обя?ы?ающими нормами пра?а, которые, ра?умеется, мерами принуждения не я??яются.
     В то же ?ремя, го?оря об этих мерах, имеются ? ?иду не общие ?апреты, не диспо?иции норм пра?а, а конкретные меры государст?енного принуждения, ?ыражающиеся ? непосредст?енной операти?ной деяте?ьности государст?енных органо?, до?жностных ?иц, ? фактических актах прямого ?о?дейст?ия на по?едение ?юдей, их ?о?ю, ? частности, помещение ?юдей, находящихся ? карантинной ?оне, ? обсер?атор, прои??одст?о ?ичного досмотра пассажиро? и т.п. При этом добро?о?ьное ?ыпо?нение устано??енных пра?и? (карантинного режима, пра?и? досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объекти?но принудите?ьного содержания - серье?ных ограничений их ?ичной с?ободы, ?ичной и имущест?енной неприкосно?енности [14, c. 78]. 
     Администрати?ное принуждение по с?оему содержанию ?ак?ючается ?о ?нешнем государст?енно-пра?о?ом психическом и фи?ическом ?о?дейст?ии на со?нание и по?едение ?юдей ? форме ограничений (?ишений) ?ичного, органи?ационного и?и имущест?енного характера, т.е. тех и?и иных неб?агоприятных пос?едст?ий.
     Внешние формы проя??ения администрати?ного принуждения ?есьма ра??ичны. Это обус?о??и?ается ра?нообра?ием обеспечи?аемых с их помощью отношений, це?ями, осно?аниями применения принуждения, содержанием компетенции органо? и до?жностных ?иц, которые наде?ены пра?ом испо?ь?о?ания этих мер, и рядом других обстояте?ьст?. ?ичные ограничения могут ?ыражаться, например, ? администрати?ном аресте ?а ме?кое ху?иганст?о, ? ?адержании и доста??ении нарушите?я ? ми?ицию. К органи?ационным ограничениям относятся, например, ?акрытие предприятий общест?енного питания ??иду их антисанитарного состояния, приостано??ение функциониро?ания ?ре?ищных учреждений ?с?едст?ие нарушений пра?и? проти?опожарной бе?опасности. К имущест?енным ограничениям относятся, ? частности, штраф, конфискация, рек?и?иция [14, c.72]. 
     Все меры администрати?ного принуждения применяются д?я того, чтобы ?аста?ить субъекта со?ершить те и?и иные дейст?ия и?и ?о?держаться от них ?ибо подчиниться устано??енным пра?оограничениям. Таким обра?ом, объектом принудите?ьного ?о?дейст?ия ? конечном итоге ока?ы?ается не сама ?ичность, а ее по?едение.
     Меры администрати?ного принуждения могут устана??и?аться то?ько пра?о?ыми актами. Применение этих мер допускается ?ишь на осно?е ?аконо? и других нормати?ных предписаний и то?ько ? преде?ах и формах, предусмотренных нормами пра?а. С?едо?ате?ьно, администрати?ное принуждение я??яется пра?о?ым принуждением, напра??енным на реа?и?ацию пра?о?ых акто?, регу?ирующих общест?енные отношения ? сфере государст?енного упра??ения.
     Администрати?ное принуждение применяется ?ишь упо?номоченными на то органами и до?жностными ?ицами. Их круг строго опреде?ен пра?о?ыми актами. Как пра?и?о, к ним относятся испо?ните?ьные органы и их до?жностные ?ица, упо?номоченные на осущест??ение пра?оохраните?ьных функций ? сфере государст?енного упра??ения (например, органы ?нутренних де?, контро?ьно-над?орные органы). Таким обра?ом, администрати?ное принуждение характери?уется множест?енностью органо? и до?жностных ?иц, по?номочных применять меры такого принуждения.
     Специфика упра??енческих отношений объекти?но опреде?яет необходимость самостояте?ьной и быстрой реакции соот?етст?ующих до?жностных ?иц на пра?онарушения, операти?ного испо?ь?о?ания ими до??о?енных пра?ом мер. Нарушения пра?опорядка до?жны быть прекращены немед?енно, ибо они ?атраги?ают интересы ?сего общест?а, нередко угрожают ?ичной и имущест?енной бе?опасности граждан.
     В с?я?и с этим оче?идной стано?ится особенность администрати?ного принуждения, которое до?жно ?ак?ючаться ? немед?енном его применении с це?ью предупредить, пресечь проти?опра?ное посягате?ьст?о, бе?от?агате?ьном с?едо?ании ?а со?ершенным пра?онарушением. Именно ? этом и состоит эффект администрати?ного принуждения. 
     Администрати?ное принуждение характери?ует ?несудебный порядок его применения соот?етст?ующими органами испо?ните?ьной ??асти, до?жностными ?ицами ? процессе реа?и?ации с?оей компетенции бе? обращения ? суд. ?месте с тем пра?ом администрати?ной юрисдикции наде?ены суды и едино?ично судьи, которые рассматри?ают ?начите?ьную категорию де? об администрати?ных пра?онарушениях и применяют к ?ино?ным меры администрати?ного нака?ания, например, ?а ме?кое хищение.
     Администрати?ное принуждение осущест??яется ? рамках особых охраните?ьных администрати?но-пра?о?ых отношений, ск?ады?ающихся ? сфере государст?енного упра??ения и ох?аты?ающих пра?а и обя?анности компетентных органо? и ?иц, к которым оно применяется. Применение мер администрати?ного принуждения ? деяте?ьности органо? испо?ните?ьной ??асти и их до?жностных ?иц ограничи?ается сферой ?ащиты преимущест?енно общеобя?ате?ьных пра?и? по?едения, не имеющих ?едомст?енных границ, например? пра?и? пожарной бе?опасности, пра?и? ?ицен?ионно-ра?решите?ьной системы, природоохранных пра?и? и т.д.
     Администрати?ное принуждение характери?ует и то обстояте?ьст?о, что компетентный государст?енный орган и ?ица, к которым оно применяется, не с?я?аны отношениями с?ужебной подчиненности, что от?ичает его от дисцип?инарного принуждения, реа?и?уемого ? рамках государст?енно-с?ужебных отношений. Администрати?ное принуждение может испо?ь?о?аться ? отношении широкого круга субъекто? администрати?ного пра?а [15, c. 90].
     Процессуа?ьный порядок его применения от?ичается операти?ностью, относите?ьной простотой и экономичностью. 
     Администрати?ное принуждение применяется не то?ько к фи?ическим ?ицам (гражданам России, иностранным гражданам и ?ицам бе? гражданст?а), но и ? отношении юридических ?иц. ? с?я?и с переходом к рыночной экономике и поя??ением негосударст?енных органи?аций расширяется сфера применения администрати?ного принуждения ? ?иде достаточно крупных штрафных санкций ?а нарушение юридическими ?ицами общеобя?ате?ьных пра?и?, устано??енных ?аконодате?ьными актами ? об?асти строите?ьст?а, ?а нарушение ?еме?ьного, на?ого?ого и таможенного ?аконодате?ьст?а, нарушения пра?и? пожарной бе?опасности, ?аконодате?ьст?а о рек?аме и т.д [15, c. 98].
     Одним и? ?ажнейших при?нако? администрати?ного принуждения я??яется специфическая юридическая природа осно?аний его применения. Осно?анием применения администрати?ного принуждения я??яются: ?о-пер?ых, со?ершение администрати?ного пра?онарушения, ?о-?торых, наступ?ение особых ус?о?ий, предусмотренных пра?о?ой нормой, например эпидемий, эпи?оотий, стихийных бедст?ий, катастроф техногенного характера и других чре??ычайных обстояте?ьст?, при которых меры администрати?ного принуждения испо?ь?уются при отсутст?ии пра?онарушения и ?ины че?о?ека ? це?ях предупреждения ?о?никно?ения тех и?и иных опасных пос?едст?ий, их ?ока?и?ации. Необходимо подчеркнуть коренное от?ичие осно?аний администрати?ного принуждения от осно?аний иных ?идо? государст?енного принуждения, ? частности уго?о?ного нака?ания, ? качест?е которого может ?ыступать то?ько со?ершение преступ?ения. Осно?ы?аясь на перечис?енных при?наках, можно сде?ать ?ы?од, что администрати?ное принуждение – это урегу?иро?анное нормами администрати?ного пра?а психическое, фи?ическое, органи?ационное и?и материа?ьное ?о?дейст?ие, применяемое ? пуб?ичных интересах упо?номоченными органами государст?енного упра??ения и до?жностными ?ицами.
     
     1.3 Осно?ы пра?о?ого регу?иро?ания администрати?ного принуждения ? Российской Федерации
     
     Крайне ?ажным я??яется ?опрос об администрати?но-пра?о?ых нормах, регу?ирующих применение мер администрати?ного принуждения. Бе?ус?о?но, что их испо?ь?о?ание ? той и?и иной степени ограничи?ает пра?а и с?ободы граждан. Но, сог?асно Конституции РФ, пра?а и с?ободы гражданина могут быть ограничены ? той мере, ? какой это необходимо ? це?ях ?ащиты осно? конституционного строя, нра?ст?енности, ?доро?ья, пра? и ?аконных интересо? других ?иц, обеспечения обороны страны и бе?опасности государст?а. Но необходимо, чтобы такие ограничения бы?и предусмотрены федера?ьным ?аконом (ст. 55 Конституции РФ).
     С?едо?ате?ьно, осно?ания, ус?о?ия и порядок осущест??ения мер администрати?ного принуждения, перечень мер, допустимых к испо?ь?о?анию ? тех и?и иных с?учаях, органы, упо?номоченные на их применение, - ?се это до?жно опреде?яться то?ько нормами федера?ьных ?аконо?. ? пос?едние годы дейст?ите?ьно принят ряд федера?ьных ?аконо?, которые регу?ируют как органи?ацию упра??ения ? ситуациях, требующих реа?и?ации мер администрати?ного принуждения, так и деяте?ьность государст?енных органо?, наде?енных пра?ом их применения. Примерами ?десь могут с?ужить Федера?ьный конституционный ?акон «О чре??ычайном по?ожении», ?аконы РФ «О по?ици», «О Государст?енной границе Российской Федерации», федера?ьные ?аконы «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О санитарно-эпидемио?огическом б?агопо?учии насе?ения» и другие.
     Вместе с тем, к сожа?ению, до сих пор дейст?ует опреде?енное чис?о под?аконных и даже ?едомст?енных акто?, упо?номочи?ающих ра??ичные государст?енные органы ? тех и?и иных с?учаях применять меры администрати?ного принуждения и опреде?яющих порядок их применения.


2. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     2.1 К?ассификация мер администрати?ного принуждения
     
     Проб?ема к?ассификации мер администрати?ного принуждения на ?иды да?но обсуждается ? юридической ?итературе. До сегодняшнего дня она остается дискуссионной. Пред?агаются ра??ичные ?арианты ее решения. Так, И.И. ?еремеенко к?ассифицирует меры администрати?ного принуждения на три ?ида: 
     1) администрати?но-процессуа?ьные; 
     2) администрати?но-пра?о?ые санкции; 
     3) администрати?но-предупредите?ьные. 
     Ю.М. Ко??о?, М.И. Еропкин, И.А. Га?аган – на 1) администрати?но-предупредите?ьные; 2) меры администрати?ного пресечения; 3) ??ыскания.
     Д.Н. Бахрах не сог?асен с тем, что сущест?уют администрати?но-предупредите?ьные меры, поско?ьку не ?идит ? их природе принудите?ьного характера, но пред?агает ?место них ??ести ? к?ассификацию администрати?но-?осстано?ите?ьные меры. 
     Пра?о на сущест?о?ание имеют ?се и? ?ышеперечис?енных групп администрати?ного принуждения. Принудите?ьная сущность администрати?но-предупредите?ьных мер оче?идна: она ?ак?ючается ? ?о??ожении обя?анностей и допо?ните?ьных ограничений на ?иц, ? отношении которых они применяются (обя?анность ?одите?я остано?ить транспортное средст?о по требо?анию сотрудника ми?иции). Меры процессуа?ьного обеспечения прои??одст?а по де?у о пра?онарушении также имеют пра?о на сущест?о?ание, поско?ьку не ?сегда «раст?орены» ? других группах мер. Так, администрати?ное ?адержание на срок до рассмотрения де?а (но не с?ыше ука?анного ? Кодексе) осущест??яется то?ько ? це?ях обеспечения рассмотрения де?а и никакой другой це?и не имеет. Бо?ее того, действующий Кодекс РФ об администрати?ных пра?онарушениях также уде?и? це?ую г?а?у этой группе мер – г?а?а 27 «Применение мер обеспечения прои??одст?а по де?ам об администрати?ных пра?онарушениях».
     Сущест?уют другие к?ассификации мер администрати?ного принуждения. Так, Ю.А. Дмитрие?, И.А. По?янский и Е.?. Трофимо? ?ыде?яют меры принуждения ? ?а?исимости от характера и степени принудите?ьного ?о?дейст?ия, а так же це?и принуждения:
     - администрати?но-предупредите?ьные;
     - администрати?но-пресекате?ьные;
     - администрати?но-?осстано?ите?ьные;
     - меры юридической от?етст?енности.
     Но ? данной работе мы будем придержи?аться мнения профессора Л.П. Попо?а, который к?ассифицирует меры администрати?ного принуждения ? ?а?исимости от це?ей и способа обеспечения пра?опорядка, опреде?яемых объекти?ным характером общест?енных отношений и проти?опра?ных посягате?ьст? на эти отношения, на четыре группы:
     1) администрати?но-предупредите?ьные меры;
     2) меры администрати?ного пресечения;
     3) меры администрати?ной от?етст?енности;
     4) меры обеспечения прои??одст?а по де?ам об администрати?ных пра?онарушениях.
     
     2.2 Администрати?но-предупредите?ьные меры
     
     Администрати?но-предупредите?ьные меры. Применение принудите?ьных средст? ?аконодате?ьст?о с?я?ы?ает, как пра?и?о, с фактом нарушения ?ицом ?о??оженных на него пра?о?ых обя?анностей. Однако угро?а общест?енным и ?ичным интересам и причинение им ущерба могут ?о?никнуть ?с?едст?ие не то?ько пра?онарушения, но и стихийных бедст?ий, дейст?ий психически бо?ьных ?иц и т.п. Поэтому государст?о ?ынуждено прибегать к применению принудите?ьных мер и ? отношении ?иц, не?ино?ных ? нарушении норм пра?а, компетентные органы ? предусмотренных ?аконом с?учаях ограничи?ают их пра?а. Тако?ы дейст?ия пожарных, уничтожающих постройки ? це?ях ?ока?и?ации пожара, и т.д. Осно?ной це?ью на??анных ?ащитных мер государст?а я??яются предупреждение пра?онарушений и ук?онения от ?ыпо?нения юридических и иных обя?анностей, а также обеспечение общест?енной бе?опасности [16, c.49]. 
     С?едо?ате?ьно, осно?анием д?я применения администрати?но-предупредите?ьных мер я??яется не пра?онарушение, а наступ?ение особых, устано??енных ?аконодате?ьст?ом обстояте?ьст? как с?я?анных, так и не с?я?анных с дейст?иями че?о?ека. Д?я их применения не требуется факта нарушения пра?о?ой нормы, а необходимо наступ?ение, как пра?и?о, особых ус?о?ий, предусмотренных гипоте?ой нормы. Это могут быть пожары, на?однения, эпидемии, эпи?оотии, а?арии, ро?ыск преступника, несчастные с?учаи и т.п.
     Законодате?ь не то?ько ?акреп?яет юридически ??астные по?номочия на применение испо?ните?ьными органами таких принудите?ьных мер, но и опреде?яет порядок реа?и?ации этих мер.
     Администрати?но-предупредите?ьным мерам присуща ярко ?ыраженная профи?актическая напра??енность. 
     Государст?о, испо?ь?уя администрати?но-предупредите?ьные меры, стремится ?ащитить общест?енные отношения от ?о?можных нарушений, причинения им того и?и иного ?реда, предот?ратить их наступ?ение. При применении администрати?но-предупредите?ьных мер, предусмотренных ?аконом и?и иными нормати?ными актами, ? це?ях предупреждения ?о?можных нарушений имеются ? ?иду такие ситуации, которые, ес?и их не принять ?о ?нимание, ?едут к дейст?ите?ьному, реа?ьному со?ершению пра?онарушений, наступ?ению тяжких пос?едст?ий.
     Так, ? соот?етст?ии с п. 3 ст. 15 ?акона РФ "О по?иции", проникно?ение сотруднико? по?иции ? жи?ые помещения, ? иные помещения и на ?еме?ьные участки, принад?ежащие гражданам, ? помещения, на ?еме?ьные участки и территории, ?анимаемые органи?ациями, допускается ? с?учаях, предусмотренных ?аконодате?ьст?ом Российской Федерации, а также:
     1) д?я спасения жи?ни граждан и (и?и) их имущест?а, обеспечения бе?опасности граждан и?и общест?енной бе?опасности при массо?ых беспорядках и чре??ычайных ситуациях;
     2) д?я ?адержания ?иц, подо?ре?аемых ? со?ершении преступ?ения;
     3) д?я пресечения преступ?ения;
     4) д?я устано??ения обстояте?ьст? несчастного с?учая.
     Органы ?нутренних де? наде?ены также пра?ом оцеп?ять (б?окиро?ать) участки местности:
     1) при ?ик?идации пос?едст?ий а?арий, катастроф природного и техногенного характера и других чре??ычайных ситуаций, при про?едении карантинных мероприятий ?о ?ремя эпидемий и (и?и) эпи?оотий;
     2) при про?едении мероприятий по пресечению массо?ых беспорядко? и иных дейст?ий, нарушающих д?ижение транспорта, работу средст? с?я?и и органи?аций;
     3) при ро?ыске ?иц, со?ерши?ших побег и?-под стражи, и ?иц, ук?оняющихся от отбы?ания уго?о?ного нака?ания;
     4) при прес?едо?ании ?иц, подо?ре?аемых ? со?ершении преступ?ения;
     5) при про?едении контртеррористической операции, про?ерке с?едений об обнаружении ??ры?чатых ?ещест? и?и ??ры?ных устройст? ?ибо ядо?итых и?и радиоакти?ных ?ещест?.
     Отмечая общность ?сех администрати?но-предупредите?ьных мер, не?ь?я не ?аметить ра??ичий между отде?ьными пре?енти?ными мерами по их непосредст?енному на?начению и характеру пра?оограничений.
     По этому критерию среди администрати?но-предупредите?ьных мер можно ?ыде?ить четыре группы [16, c. 60]:
     1) меры, применяемые ? це?ях предот?ращения угро?ы наступ?ения ?о?можных ?редных, опасных, а нередко и тяжких пос?едст?ий, например, ??едение карантина ? местностях, пораженных эпидемией и?и эпи?оотией, ?акрытие участко? Государст?енной границы при ?спышке опасных инфекционных ?або?е?аний на сопреде?ьной территории и др.;
     2) меры, напра??енные на предупреждение пра?онарушений, причем не то?ько администрати?ных пра?онарушений, но и преступ?ений (таможенный досмотр, про?ерка документо?, удосто?еряющих ?ичность);
     3) меры, препятст?ующие ук?онению соот?етст?ующих субъекто? от испо?нения ими обя?анностей (рек?и?иция, принудите?ьное медицинское ос?идете?ьст?о?ание и проч.);
     4) особую группу соста??яют так на?ы?аемые ?ечебно-предупредите?ьные меры принуждения, на?начение которых не то?ько обеспечение общест?енной бе?опасности, но и ?ечение опасных душе?нобо?ьных, наркомано?, инфекционных бо?ьных и т.д.
     
     2.3 Меры администрати?ного пресечения
     
     Реа?ьные пра?онарушения предста??яют непосредст?енную угро?у охраняемым общест?енным отношениям, причиняют им ?ред. Интересы их ?ащиты требуют немед?енного принятия мер органами испо?ните?ьной ??асти и их до?жностными ?ицами ? це?ях пресечения дейст?ий, нарушающих пра?о?ые предписания. Такими мерами я??яются, например, администрати?ное ?адержание нарушите?я, ?апрещение эксп?уатации неиспра?ных машин и механи?мо?, приостано??ение работы мага?ино? и?и предприятий общест?енного питания при нарушении санитарных пра?и? и т.п. [16, c. 92]
     Суть подобных мер, несмотря на их многообра?ие, состоит ? принудите?ьном прекращении проти?опра?ных дейст?ий (деяте?ьности) граждан, до?жностных ?иц, органи?аций, нарушающих устано??енный порядок.
     Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями. 
     Далее, в соответствии с законодательством, органы санитарно-эпидемиологического надзора имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут стать в силу как правонарушения, так и естественных причин. Для применения названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины. Поэтому меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события. 
     Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций [18, c. 102].
     Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.
     В частности, к ним относятся меры:
     1) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в отделение полиции и др.);
     2) имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);
     3) технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);
     4) финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);
     5) медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
     6) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);
     7) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).
     Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания [18, c. 110].
     
     2.4 Меры ответственности
     
     Административная ответственность - вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение
     Административная ответственность обладает признаками, свойственными и общей юридической ответственности. В то же время в законодательстве можно найти не только общие признаки юридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именно для данного вида ответственности.
     В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему [18, c. 124].:
     1) административная ответственность устанавливается только федеральными законами или законами субъектов Федерации в отличие от мер административного принуждения, которые могут устанавливаться и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную законодательную базу;
     2.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44