- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование стилей и школы современных направлений хореографии на примере Contemporary Dance
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011073 |
Тема: | Исследование стилей и школы современных направлений хореографии на примере Contemporary Dance |
Содержание
Содержание Введение 3 Глава 1 История и становление современного танца 3 1.1 Эстетика современного танца 3 1.2 Формирование современных школ танца 3 1.3 Современный танец в России 3 Гл. 2 Направление Contemporary Dance 3 2.1 История развития направления Contemporary Dance 3 2.2 Техники Contemporary Dance и их особенности 3 2.3 Contemporary Dance и театр в России 3 Заключение 3 Список использованной литературы 3 Введение Актуальность темы. Contemporary dance или Постмодерн (звучащий на просторах нашей родины как: Контемпорари дэнс, Контемпорари, Контемп) – направление современной хореографии, зародившееся на рубеже XIX и XX веков в США. Рождение этого хореографического направления было спровоцировано желанием танцовщиков отойти как от уже существовавших традиционных догм классического танца, так и от беспечности эстрадного танца. В современном мире существует большое количество различных стилей и направлений в Contemporary dance. Вот только некоторые из них: техника Хосе Лимона, Мерса Каннингхема, Уильяма Форсайта, Сьюзан Кляйн, release based techniques (техники, основанные на релизе), родоначальницей которых является Джоан Скиннер, flying low – техника работы с полом и над полом, основатель Дэвид Замбрано и др. Но, вцелом, можно сказать, что в основе контемпорари лежит гармоничное объединение восточных техник, таких как: йога, цигун, айкидо и другие, с классическим западным танцем Исследование данной темы важно для истории и практики танцев, для дальнейшего развития анализа исполнительства, для понимания исторического и художественного аспектов развития стиля Contemporary dance во времени. Цель курсовой работы – исследование стилей и школы современных направлений хореографии на примере Contemporary Dance. Задачи курсовой работы: - рассмотреть эстетику современного танца, - изучить становление современных школ танца, - рассмотреть современный танец в России, - изучить историю развития направления Contemporary Dance, - рассмотерть техники Contemporary Dance и их особенности, - исследовать Contemporary Dance и театр в России. Объект курсовой работы - современный танец в России. Предмет курсовой работы – особенности процессов развития современного танца в России. Теоретико-методологической основой курсовой работы послужили работы выдающихся историков танцев. Это исследования А. Левинсона, Л. Блок, Ю. Бахрушина, Ю. Слонимского, В. Красовской и А. Геста. Методы исследования: культурно-исторический метод, предусматривающий анализ развития хореографического направления на каждом из этапов развития. Глава 1 История и становление современного танца 1.1 Эстетика современного танца Современное искусство, современный танец. Чем отличается современный танец с эстетической точки зрения от классического, народного, бального? Термин «современный танец» относится к тем направлениям, которые существуют начиная с ХХ века. Хореограф не может творить вне связи с действительностью. Изменение эстетических законов в тот или иной период истории культуры определяет и способ создания произведения искусства хореографии. Историческое и эстетическое развитие танца в ХХ веке характеризуется радикальной сменой способов понимания роли танца и форм телесной выразительности. Эстетическим манифестом нового направления явилась статья испанского философа Ортеги-и-Гассе «Дегуманизация искусства» : «С социологической точки зрения для нового искусства ...характерно...то, что оно делит публику на два класса людей: тех, кто его понимает, и тех, кто не способен его понять...Новое искусство ...не есть искусство для всех...новое искусство обращено к особо одаренному меньшинству. Отсюда раздражение в массе... Когда вещь не нравится потому, что не все понятно, человек ощущает себя униженным, начинает смутно подозревать свою несостоятельность, неполноценность...» [1]. Воспроизведение искусства и танца в частности на современном этапе развития особенно индивидуально. Зритель воспринимает произведение искусства в зависимости от определённых стереотипов, которые в свою очередь зависят от многих психологических, общекультурных и образовательных факторов. Известный теоретик и практик танцевальной импровизации и танцтерапии А. Гиршон так выразил основные принципы художественного мышления в современной хореографии [2]: - настоящий творец создает свои законы, -подлинная танцевальная идея не может быть выражена в словах; адекватный перевод с одного языка на другой невозможен и, более того, не нужен, -понимание современного танца -это всегда индивидуальное мнение, множественность восприятий, сотворчество, сопереживание и соосмысление. Термин «современный танец» очень неопределенный и существует, наверное, только в русском искусствоведении. В английском языке современный танец переводится как modern dance, и этот термин уже давно стал именем собственным для направления сценического танца. Именно этот критерий — сценический танец или танец бытовой (социальный) и определяет положение того или иного танцевального направления в современной истории хореографического искусства. То есть «современный танец» — это понятие, определяющее временные рамки существования того или иного хореографического направления, но никак не определитель стиля, манеры и техники [3]. Таким образом, возникает вопрос, что различает танец как вид искусства, то, что мы называем сценическим танцем, и танец как социокультурный феномен, бытовой танец, являющийся неотъемлемой частью жизни человеческого общества. Как нам кажется, некое противопоставление социального (бытового) танца и танца как вида искусства именно в России вызвано семантическими причинами, поскольку один и тот же термин «современный танец» имеет разное значение. Главное различие заключается в том, что, анализируя танец как социокультурный феномен, тесно связанный с жизнью человеческого общества, мы понимаем, что в этой роли он существовал на протяжении всей истории человечества. Рассматривая же танец как вид искусства, т. е. хореографию, мы можем точно определить исторические рамки зарождения, развития и исчезновения того или иного направления, стиля, жанра танцевального искусства. Из этого вытекает, что термин «современный танец» относится к тем направлениям, которые существуют начиная с XX века и не только в сценическом варианте, но и в бытовом танце. Социальный (бытовой) танец и танец как вид искусства различает прежде всего процесс творческого выражения в реальной форме. Бытовой танец не имеет цели создания произведения искусства, т. е. основу ниже приведенной классификации автора составляет присутствие некоего результата творчества, несущего какую-либо идею и создаваемого хореографом-творцом либо группой творцов [4]. Однако на всем протяжении истории развития хореографического искусства эти два направления танца так активно влияли и дополняли друг друга, что мы не можем четко разделить их. К примеру, классический балет как танцевальная система родился из бытового (бального) танца, но с течением времени, утратив свое социальное значение, стал сценическим танцем. Джазовый танец родился из фольклорного африканского танца, однако афроджаз стал стилем джазового танца как танца сценического. Социальный танец (бытовой) — категория временная. В разные эпохи популярными были те или иные бытовые танцы: менуэт, паванна, сарабанда, вальс, полька и множество других. Именно из бытового танца родился бальный или, как его сейчас называют, «спортивный» танец. Танцы, которые составляют европейскую и латиноамериканскую программы, были популярны в быту в начале и середине XX века. Стили бытового танца, существовавшие в конце XX века: диско, брейк, вог, хип-хоп, хаус и другие, которые рождаются и умирают вместе с музыкальной модой, возможно, будут когда-то изучаться в предмете «историко-бытовой танец». Бытовые танцевальные стили оказывают большое влияние на сценические формы танцевального искусства. К сожалению, в настоящее время происходит некая путаница именно в терминологическом аппарате, и термин «современный танец» относится ко всем направлениям и сценического, и бытового танца. Каждый вид искусства, отражая те или иные сферы объективной реальности, обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего здесь надо отметить особое художественное восприятие мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. Танец в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более чем другой вид искусства чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности [5]. Основа современного танца – интеллектуальность. Без идеи, которая должна быть заложена хореографом, а зрителем считана и истолкована, это будет просто набор движений, гимнастика. Основная задача танца, которая дана ему от рождения, – осмысление прошлой эпохи и поиски нового, всегда – слом, переходность, поэтому в постиндустриальном обществе так актуален современный танец. Как эту рефлексию подтолкнуть дальше? Человек освобождается от реальных станков, становясь к виртуальному станку. Мы сейчас не вырабатываем свою энергию, потому что 90 процентов времени сидим, а танец дает возможность остаться человеком из мяса и костей, дыхания. Практики современного танца существуют ради нейрогенеза не только танцовщика, но и зрителя: можно заниматься танцем, а можно только интересоваться им как зритель – и на уровне кинестетики твое тело все равно будет двигаться вслед за танцором. Зачем сейчас нужен танец? Современный человек на 95 процентов состоит из автоматизма, и чтобы чувствовать себя живым, надо двигаться или интересоваться пластикой. Как в России зародились свободные танцевальные формы На сломе эпох в XIX-XX веке, когда академический балет расцвел, особенно в России, все, кто шел за Петипа, чувствовали усталость стиля. Амбициозные хореографы спрашивали себя, что им делать. Так появляется интерес к свободным формам танца у Горского, гастроли Айседоры Дункан, Дягилевские сезоны, многочисленные кружки последователей Дункан. Но молодая советская культура отказывается от этого вида танца, в балете происходит отказ от бессюжетности. Свободный танец, как ни странно, сохранился через детскую самодеятельность: бывшие «дункановки» занимались по всей стране в ДК танцами с детьми, а одноактные абстрактные балеты все равно взяли свое, через интерес к хореографии Баланчина. Эти два факта, кстати, свидетельствуют о том, что в культуре, несмотря на запреты, все равно происходит взаимное влияние. 1.2 Формирование современных школ танца Современный танец зародился на рубеже XIX-XX веков: именно индустриализация рождает интеллектуальную парадигму во всем современном искусстве XX века. До этого у искусства, в частности у танца, были совершенно разные подоплеки: информационная, религиозная, социальная, политическая, развлекательная… Современный танец насчитывает больше ста лет своей истории, и за это время появлялись различные техники, входившие в общее понятие «современной хореографии». В 30-40-е годы XX века прорывным стилем стал модерн. Тогда, хотя, впрочем, и сейчас, развитие модерна ассоциировали с именем Марты Грэм — американской танцовщицы, отрицающей классические балетные формы хореографии. Именно таковой была философия стиля: новые формы, свобода самовыражения, уход от правильности балета. Но эпоха современной хореографии неразрывно связана с еще десятком имен. О них русскому зрителю, пока что слабо различающему модерн и контемпорари, рассказала Венди Перрон, бывший главный редактор и постоянный автор американского журнала Dance magazine [6]. Венди имеет огромный опыт в качестве танцора и хореографа, она изучала разные техники современного танца, поэтому о его развитии последних 30 лет говорит, исходя из собственных наблюдений. Венди Перрон оказалась в России неслучайно — ее лекция прошла в рамках второго ежегодного фестиваля Дианы Вишнёвой «Context». Собрав всех интересующихся в зале Центра документального кино, она наглядно продемонстрировала, кто и как создавал этот стиль последние десятилетия. В английском языке есть два понятия — modern и contemporary, тогда как в переводе на русский они обозначают одно слово «современный». Поэтому важно также понимать, где проходит граница и почему ее необходимо провести [7]. В раннем современном танце (читайте — модерн) было важным то, что делала Марта Грэм: сжатие и освобождение внутреннего импульса. «Весь мощный импульс вашего тела нужно сжать в себе и резко выпустить наружу. Это ощущение должно начинаться в центре тела», — рассказывает Венди Перрон. Несмотря на то что Марта Грэм бастовала против классического балета, в ее работах также были персонажи и была история. Мерс Каннингем, без которого история современного танца была бы неполной, не хотел танца ради истории, не хотел драматичности сжатия, он хотел танца ради танца. Он продолжал работать с движениями спины, как и Марта Грэм, но вместо ударного импульса он использовал прогиб спины. Он задействовал всю сцену, тогда как Марта располагала свою историю в центре. Каннингем считал, что танец создает три детали: движения, музыка, восприятие. За музыку в его постановках ответственным был композитор, создающий музыку или звук безотносительно того, что происходит на сцене. А за индивидуальное восприятие ответственными были зрители. Все эти изменения в том модерне, что видел зритель, требовали нового имени. Одним из них стало имя «постмодерн» или, как чаще говорят сейчас, «контемпорари», — все, что идет от Мерса Каннингема и позже. Триша Браун — другое важное имя для тех, кто изучает истоки танца. На творчество этого хореографа сильно повлиял Каннингем, поэтому она становится невольной участницей этой эволюции. Основы те же, но в танце больше движений, перетекающих из одного в другое. Постоянное движение, за которым не угадаешь следующее. Триша, в отличие от Каннингема, воспринимала человеческое движение иначе. В ее хореографии одна часть тела могла работать одним способом, а другая совсем иначе. Кстати, Венди в 70-е сама танцевала с Тришей и поставила около 40 работ дляее коллектива, поэтому отмечает, что Триша, в свою очередь, повлияла на нее как хореографа [8]. Твайла Тарп соединяла балетную виртуозность и джазовый оттенок. Она — та, кто поставила в 1976 году хореографию, где танцевал Михаил Барышников. «Именно эта работа сделала Мишу американцем», — подытожила Венди. Далее видео за видео она показывала своим любознательным гостям, как работал Лар Любович, как западноафриканский стиль и современная хореография успешно соединяются в творчество Рональд К. Брауна, а хип-хоп с модерном в спектаклях Кайла Абрахама. «Все это примеры индивидуальных хореографий на заре нового современного танца. У каждого был свой современный танец», — сказала Венди. Список имен может быть еще очень длинным, как раз потому что современный танец у каждого свой. С другой стороны, Диана Вишнёва, которая накануне лекции Венди провела открытый public talk на тему проблематики современного танца в России, отметила, что современная хореография — это не когда ты делаешь все, что хочешь. Это не об этом. Здесь есть техники, которые за сто лет сменялись друг другом, умирая и выживая, и их можно изучать годами. 1.3 Современный танец в России Освоить сейчас все техники современного танца невозможно и не нужно, но многие российские танцевальные компании почему-то пошли этим путем: они нагромождают танцевальные техники в своих номерах, присваивая этому какую-то псевдоидею, которую пишут в программках, потому что без них зритель этого не считает. Но это тупиковый путь. Тело есть тело – не надо казаться умнее, чем ты есть, надо просто иметь идею, верить в нее и танцевать об этом. А сложившаяся искусственность может снизить качество восприятия современного танца, что приведет к потере публики. Причем у этого явления есть свое объяснение: это связано с корневой историей современного танца в нашей стране – он изначально был заимствован [9]. Приехала Айседора Дункан с феминистским проектом женского осознанного тела, многие танцовщики заимствовали вид пластического искусства. С идеей, но именно заимствовали. В начале 90-х заимствование продолжилось: кто-то хотел джинсы, кто-то – танцевать по-новому, как в Америке, Европе, поэтому аутентичности в современном российском танце нет, а хотелось бы. Возможно, это придало бы ему новые смыслы. Свободные формы танца как были заимствованным, потусторонним, так и остались, а народный танец, фолк отдали полностью академизму. Молодое поколение танцовщиков ушло в перформанс, а это, как сказала Екатерина, «лужа, которая позволяет все». Старшее поколение хореографов современной России училось на народном танце еще в танцевальных студиях СССР, но всячески старается от него дистанцироваться, существовать от противного. Молодое поколение уже не имеет этого детского танцевального багажа, но танцевать хочет. Хватает их на перформансы. Разница с законченной танцевальной инсталляцией в том, что в перформансе важен зритель. Именно он несет ответственность за свое впечатление. В спектакле ответственность за создание впечатления на режиссере, хореографе. Почему молодые танцовщики ставят только перформансы, объясняется тем, что для полноценного художественного высказывания не хватает бэкграунда. Биографию и вклад в современный танец танцовщицы Марты Грэм, как «матери» модерна, хореографа, идеолога не описать множеством книг. Историю этой женщины интересно рассматривать в параллели с современной ситуацией в танце. Все свои 96 лет жизни Марта Грэм положила на алтарь танца. В 26 году она создала свою труппу — в тех, где она танцевала до этого, ее не устраивал излишний лиризм. В своих постановках она размышляла о роли женщины и других актуальных для вопросах, тогда как современные танцовщики не думают об общественном, они слишком заботятся о себе, слишком серьезны. Грэм была общественным человеком: ее занимали социальные, религиозные вопросы, вопросы искусствоведческие. К примеру, ее номер «Плач» — это застывшая скульптура, которая пытается вылезти из своей кожи, женского существа [10]. Грэм создала свою технику: собрала движения в систему, ввела понятия сжатия и расслабления. У нее есть даже лицензионная система для педагогов: ее танец не просто техника, а бизнес. На контрасте с ней действовала Дункан, которая ездила по миру, вдохновляла своим танцем, собирала полные аудитории последователей, говорила им: расслабляйтесь, горизонт возможностей бесконечен, снимайте корсет, сбрасывайте тапки и танцуйте, как хотите. Дункан учила философии, а Грэм – технике. Кстати, из традиций Дункан вырос интерес современного танца к йоге. Труппа Грэм существует по сей день: показывает ее постановки, ведет педагогическую деятельность. Но современные танцовщики – не люди эпохи модерна, они живут в эпоху глобализма и антиглобализма. Наша социальная жизнь о другом, поэтому мы не станцуем так, как танцевала Марта Грэм о своей эпохе. В этом заключается главный смысл свободного, или современного, танца – он то, что случается здесь и сейчас, такой пунктум для присоединения к коллективному сочувствию и переживанию. Марта Грэм и ее наследие являются национальным достоянием в Америке. Это говорит о значимости современного танца в этой стране. Такого же развития и признания он добился еще в Финдляндии, Швеции, Израиле. Как мы видим, в списке только достаточно молодые государства, в которых нет широкого распространения народного танца, или народный танец не аутентичен государственности. В России современный танец развивается без культурной идентичности, но он идет через междисциплинарность, через интерес к современному искусству, соединяя визуальное и танец.Один из танцовщиков Марты Грэм – Мерс Каннингем, как это и бывает с талантливыми учениками гениального мастера, пошел дальше своего учителя. Он вырос из репертуарного танца Марты Грэм и организовал свою труппу, со своим художественным видением. Одно из отличий его стиля — в пространстве, как в учении Эйнштейна, нет зафиксированных точек. Танцевать надо в сложных отношениях между музыкой и пространством. Задача современного танца — сломать пространство и время, тогда как, скажем, в классическом балете сохраняется линейность. В современном танце важно одномоментное присутствие на сцене. Что продолжил и усилил Каннингем у Грэм – так это ее «миротворчество» [11]. Типичная установка для модерна – я визионер, я воображаю мир и так я его создаю. Грэм в свое время увлекалась трудами Ницше, повторяя «Бог умер, поэтому я создам свой мир сама». Овладение миром при помощи тела – с таким посылом она создавала свои номера. Каннингем продолжил это. У современных танцовщиков нет такого посыла, сегодня все человечество ощущает себя среднеэнергетическим, и почти утратило веру в силу своей мысли, воли, идеи. И все-таки, зачем сейчас нужен современный танец? Упорство и фанатичная вера в свои силы вели хореографов XX века к славе и тем свершениям, что произошли. Надо сказать, что на них тоже поначалу ходила малая группа людей. Но самопредъявление, органичное актуальным проблемам общества, сделало их звездами. Возможно, удельный вес публики, которая способна воспринимать современный танец, остался тот же, но сейчас стало гораздо больше событий, историй, на которые можно пойти зрителям. Поэтому внутренняя конкуренция среди компаний современного танца выросла. Гл. 2 Направление Contemporary Dance 2.1 История развития направления Contemporary Dance Contemporary dance – дословно означает «современный танец». На сегодняшний день контемпорари является одним из самых популярных танцевальных направлений современной хореографии в мире. Что, в общем-то, совсем не удивительно, ведь этот танец, получившее в русскоязычном варианте лаконичное название «контемп», является очень чувственным, эмоциональным, пластичным и эффектным [12]. Многие источники утверждают, что рождение контемпа, как танцевального направления, произошло на западе еще в 50-х годах прошлого столетия. Однако, если углубиться в историю возникновения контемпорари дэнс, становится ясно, что назвать конкретную дату и место, где впервые станцевали данный танец, невозможно. Согласно одним источникам родиной контемпа является Америка, другие называют Центральную Европу. Существуют даже мнение, что прародителями контемпа стали восточные техники (йога, тай цзи и др.), а значит, появилось данное танцевальное направление на Востоке. 2 1 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: