- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование современных методов управления международной компанией
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013247 |
Тема: | Исследование современных методов управления международной компанией |
Содержание
Содержание Введение 4 Глава 1. Теоретические основы современных подходов к управлению международными компаниями 8 1.1. Содержание понятия управления в теории менеджмента 8 1.2. Формы и характерные черты управления в практике международных предприятий 14 1.3. Методы стратегического управления автомобильных концернов на мировом рынке 20 Глава 2. Стратегический анализ деятельности компании Volkswagen AG 27 международного немецкого концерна Volkswagen AG. 27 2.1. Стратегический анализ компании Volkswagen AG 27 2.2. Результаты деятельности компании за 2016-2017 гг. 57 2.3. Проблемы стратегического развития российского представительства Volkswagen AG –Автотрейд АГ 72 Глава 3. Разработка проекта по совершенствованию методов управления Volkswagen AG на российском авторынке 82 3.1. Основные направления стратегического развития 82 3.2. Мероприятия, направленные на повышение эффективности процесса управления деятельностьюАвтотрейд АГ 86 3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемой программы 90 Заключение 95 Список литературы 100 Приложения 107 Введение Актуальность исследования. Рыночные условия хозяйствования определили необходимость совершенствования механизма управления производственным процессом на основе активизации внутренних и внешних факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности. Динамичная рыночная среда и рост конкуренции, изменения в научно-технической и экономической среде, факторы глобализации и интеграции, изменения в теории и практике производственного менеджмента предъявляют новые требования как к оценке и анализу эффективности управления предприятиями, так и к методологии и инструментарию поиска резервов ее повышения. Научно-методические разработки в области анализа эффективности управления и выбора направлений ее роста за счет различных факторов отстают от требований практики, что не позволяет предприятиям раскрыть в полной мере потенциал управления на основе таких управленческих технологий. Кроме того, эти технологии требуют корректировки и адаптации с учетом отраслевой специфики. Проблема эффективности – основная проблема экономической теории и практики, а оценка и анализ эффективности – важнейший инструмент хозяйственной политики, управленческой практики и база для разработки стратегии развития экономического субъекта. Менеджмент эффективности сегодня становится одним из серьезных направлений развития науки управления и экономической теории. Управлять эффективностью организации – означает вовремя избегать опасных точек в развитии, острых кризисов, быть на плаву за счет достижения оптимальности в решениях и используемых ресурсах. Актуальность данной темы обусловлена рядом обстоятельств: 1. необходимостью создания организационной управляющей системы организации, которая в настоящее время может обеспечить высококачественное управление это организацией, а также способствовать повышению конкурентоспособности организации; 2. недостаточностью оценки проблемы мотиваций и стимулирования трудовой деятельности работника, когда усовершенствование таких организационных систем приводит к постоянной замене его функций техническими аппаратами и как следствие, изменению функций труда самого работника в процессе управления производством. При осуществлении деятельности какой-либо организации органы управления должны определять цели развития, задачи исполнителей и в следствии получать результаты, достигнутые в ходе решения всего в совокупности. Современная экономика требует адекватных систем управления во всех звеньях, отраслях и сферах экономики. Являясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим широкой экономической самостоятельностью и ответственностью за результаты своей деятельности, предприятия должны формировать такую систему управления, которая обеспечивала бы им высокую эффективность функционирования, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. Повышение эффективности управления является главным условием улучшения конечных результатов. Целью данной работы является исследование современных методов управления международной компанией на примере Фольксваген АГ Volkswagen AG . Поставленная цель конкретизируется рядом задач: 1. рассмотреть теоретические основы современных подходов к управлению международными компаниями; 2. провести стратегический анализ деятельности компании Volkswagen AG; 3. разработать проект по совершенствованию методов управления Volkswagen AG на российском авторынке. В качестве объекта исследования в работе выступает компания Фольксваген АГ Volkswagen AG. В качестве предмета исследования в работе выступает совокупность отношений по вопросам анализа современных методов управления международной компанией. Степень исследования проблемы. Проблематика эффективного управления производством была предметом научных исследований, начиная с XVIII в., о чем свидетельствуют работы А. Смита, Р. Оуэна, Э. Уитни, Ч. Бэббиджа, Э. Юра, Г. Тауна и Г. Меткалфа. Но самостоятельным сегментом экономической науки она стала только в ХХ в., когда в управленческой мысли выделились четыре основных направления: научное управление (Ф. Тейлор, Ф. Джилбрет, Л. Джилбрет, Г. Гантт, Г. Форд); административное управление (А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Гулик, Л. Урвик); направление анализа человеческих отношений (М. Фоллет, Э. Мэйо) и бихевиористское направление (Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, А. Маслоу, Ф. Херцберг). Проблемы разработки организационно-экономических механизмов управления, совершенствования подходов к управлению и оценке результатов хозяйственной деятельности предприятий нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых, среди которых Л.И. Абалкин, В.Н. Авдеенко, П.Г. Бунич, О.С. Виханский, П. Друкер, А.Я. Кибанов, В.И. Кнорринг, К.Ф. Котлер, М.Х. Мескон, Г.В. Савицкая, В.В. Томилов, А.А. Томсон, Р.А. Фатхутдинов, Д.К. Шевченко, А.Д. Шеремет и многие другие. Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные организации производственного процесса, а также вопросам совершенствования механизма управления производственного предприятия. Информационную базу исследования составляют законодательные акты, нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации; сведения, публикуемые в учебных, методических и научных трудах; тематические публикации в СМИ; отчетная и текущая информация исследуемых предприятий; материалы международных, всероссийских и межвузовских конференций; онлайн-источники. Методы исследования: сравнение, анализ, группировка. Структура работы определена поставленной целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Глава 1. Теоретические основы современных подходов к управлению международными компаниями 1.1. Содержание понятия управления в теории менеджмента Современный мир развивается с ускоренными темпами вследствие чего появляются новые компании, сферы деятельности, бизнес-проекты. В связи с этим возникает проблема рационального решения практических вопросов для успешной деятельности существующих проектов или компаний. Решения этих проблем таит в себе такая наука, как менеджмент1. Менеджмент – современная система управления предприятиями, которая действует в условиях рыночной экономики. Одна из важных характеристик процесса управления – функции менеджмента, которые представляют собой сочетание решений и действий, являющихся основой организационно-производственного процесса. От чего же зависит эффективное управление компанией? Гипотеза исследования: эффективная реализация основных функций менеджмента является источником успеха организации. Менеджмент – эффективное и производительное достижение поставленных целей компанией при помощи основных управленческих функций. Выполнение функций подразумевает собой исполнение менеджерами специальных навыков и умений. Каждая функция управления – особая сфера деятельности какого-нибудь определенного процесса управления. Система управления складывается из совокупности связанных между собой функций2. В настоящее время определяют следующие виды функций менеджмента: контроль, планирование, руководство, мотивация, координирование, регулирование и организация. Управление – выступает в качестве процесса воздействия на систему с целью перевода ее в новое или же поддержание заданного состояния. Управление организацией представляет собой непрерывный процесс влияния на показатели производительности труда работника, группы или организации в целом для результативности с позиции достижения поставленных целей. «Управлять- означает вести организацию к поставленной цели, извлекая максимальные возможности из всех ресурсов, находящихся в ее распоряжении»,- так описал процесс управления Г.Файоль. Принципиальная особенность формирования системы управления состоит в том, что от размеров предприятия, специализации и масштабов его деятельности зависит стратегия и тактика социально-экономического развития, успешность продвижения его в рыночной экономике. Система управления представляет собой совокупность подсистем, включающих отдельные стороны работы с сотрудниками предприятия и предназначенных для разработки и внедрения наиболее эффективного воздействия на персонал, которое приведёт к повышению лояльности сотрудников. Система управления включает постановку целей, определение принципов, объекта и субъекта управления, использование общих принципов менеджмента и основных функций руководителя, управляющего персоналом, определение методологии управления и оценка эффективности выбранной управленческой программы. Структура вероятных субъектов управления отражена на рисунке 1.1. Рис.1.1. Структура субъектов управления персоналом Следовательно, цели системы управления коррелируют с общими целями экономического развития организации. С другой стороны, при постановке целей организации системы управления необходимо учитывать частные потребности непосредственно самих сотрудников компании. Cвязь элементов внутри системы управления отражена на рисунке 1.2 Рис.1.2. Механизм управления Таким образом, процесс определения целей в системе управления отличается известной сложностью, требующей стратегического подхода. Следовательно, в систему управления должна включаться только выверенная и обоснованная политика. Как правило, на предприятиях имеются совершенно иные цели и возможности организации системы управления. Эффективный менеджмент предполагает, что люди совместно координируют деятельность, ставят цели и достигают их, планируют свою работу. Давайте рассмотрим поподробнее основные функции менеджмента. 1. Функция планирования Планирование – распределение ресурсов в зависимости от внешней среды, горизонтального и вертикального распределения труда. Планирование является основной функцией эффективного управления. Планирование представляет собой особый вид деятельности по формированию средств воздействия для последующего достижения поставленных целей. Оно ориентировано на развитие компании в целом и всех ее структурных подразделений, так как оно заранее определяет и учитывает факторы внутреннего и внешнего характера, которые обеспечивают хорошее функционирование и работу. Планирование требует от менеджера такого важного концептуального навыка, как видение. Это способность предвидеть, что необходимо для компании, в каком направлении ей развиваться, чтобы достичь успеха в будущем3. Различают следующие виды планирования по характеру задач: стратегическое, тактическое и текущее. Стратегическое планирование включает в себя разработку плана существования компании, долгосрочные перспективы. Обычно планы по развитию формируются со сроком на 10-20 лет. Оно охватывает общие цели предприятия, перспективы, мероприятия по достижению основных целей4. Тактическое планирование обычно формируется на более короткий период и предусматривает стратегии менее глобального плана. Например, финансовая стратегия, кадровая политика, планирование деятельности подразделений и структур на установленные сроки осуществления. На этом же этапе происходит разработка мероприятий, которые обеспечивают выполнение целей долгосрочного плана. Текущее планирование – определение промежуточных целей и задач организации. Обычно составляется и реализуется со сроком на 1 год. Планы текущего вида есть детализированные задачи долгосрочных и среднесрочных планов5. 2. Функция организации Следующей функцией менеджмента является организация, которая обычно всегда следует после планирования. Суть этой функции в том, чтобы заключить некоторые взаимоотношения между подразделениями фирмы, определить порядки и условия, в которых будет функционировать фирма. Принимаются решения о возможных методах и инструментах, которые способствуют выполнению плана, координируются решения задач. Организационная структура есть взаимосвязанные подразделения фирмы с четким разделением функций между ними. Для ее эффективного функционирования необходимо определить права и обязанности руководителей подразделений, сотрудников, устранить многоступенчатость в управленческой системе6. 3. Функция контроля Контроль – следующая функция менеджмента, которая означает наблюдение за действиями работников, следованием организации планам и целям. В случае отклонения каких-нибудь показателей, менеджеры вносят коррективы. Выявляются проблемы, связанные с осуществлением плана и их причины. Существует следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. 4. Функция мотивации «Чтобы клиенты остались в восторге от компании, сначала нужно, чтобы в восторге были сотрудники», – сказал Джозеф Мичелли, подчеркивая важность данной функции в менеджменте. Действительно, мотивация –одна из самых важных управленческих функций, которая определяет степень заинтересованности персонала, а значит, и их отдачу в реализацию поставленных целей. Мотивация – внешние и внутренние силы, которые влияют на человека и побуждают в них энтузиазм на выполнение задач. Задача менеджера состоит в том, чтобы направить эти силы и энергию в нужное русло7. Существует традиционный подход к рассмотрению мотивации, основоположником которого был Ф. Тейлор. Он рассматривал работников как «экономических людей», которые заинтересованы в получении большего дохода при увеличении нагрузки на них. Затем появляется новый, «социальный человек». Исследования хоторнских ученых показали, что более значительным стимулом для труда являются не деньги, а хороший и близкий по интересам коллектив. Концепция человеческих ресурсов повествует нам о «целостном человеке», который нуждается в признании со стороны начальства. Эта теория утверждает, что каждый человек – многогранная личность, которая стремиться к достижению высоких результатов. Если менеджеры будут относиться к сотрудникам как к компетентным личностям, производительность возрастает8. Организационная структура помогает добиться оптимального режима работы и разделения труда среди всех категорий работников: руководителей, специалистов, служащих и рабочих специальностей. Каждое звено организационной структуры имеет ряд определенных полномочий и должностных обязанностей, и, кроме этого, несет ответственность за свою деятельность. К основным управленческим структурам относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная и матричная организационные структуры9. 1.2. Формы и характерные черты управления в практике международных предприятий За все время существования менеджмента большое количество стран собрало немалые знания в области управления и предпринимательства. Для тех, кто вошел в сферу менеджмента, очень полезно умение вести бизнес. Но для создания индивидуальной модели менеджмента нужно знать множество зарубежных теорий и практик, а также умело интегрировать одни из самых удачных вариантов в свою деятельность. В компании от эффективности менеджирования зависит очень многое. Та же система мотиваций играет важную роль в ведении бизнеса. От того как будет мотивирован персонал, будет зависеть их отдача – следовательно прибыль будет большей. Также нельзя упускать из виду лидерство. США – государство с очень развитой экономикой, следовательно, их фирмы функционируют весьма эффективно. Именно поэтому нужно исследовать главные особенности менеджмента в компаниях Соединенных Штатов Америки10. В американском менеджменте стоит выделить такие особенности, как: * американская деловитость и умение организовывать; * обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии совершенствования менеджмента; * особенности стратегии и управления производством в фирмах. Итак, начнем с американской деловитости. Само понятие «деловитость» описывается, как быть толковой и предприимчивой личностью. Но в Америке она имеет рядом отличительных признаков. Проявление этого можно найти в целеустремленности персонала: работники настойчивы и всегда завершают начатое дело. Следуя из этого, становится понятно, что в американском менеджменте очень развита концепция MBO (Management By Objectives). Так же стоит отметить стремление персонала к доходу и выгоде. «Тот, кто не дышит воздухом прибыли, тот задохнется в деловом мире. Деловые американцы считают, что всякое дело должно быть выгодным, то есть дать выигрыш в деньгах, во времени и попутно в удовольствии». После этих слов понятно желание американцев разобраться в деталях дела, находить различные подходы, изучать опыт различных стран11. Так же существует «три деловых правила» 12: * делай то, что окупается, либо приносит доход; * выбирай наиболее эффективные способы достижения поставленной цели; * умей находить и максимально эффективно использовать нужные ресурсы. Так же у американских менеджеров следует отметить умение считать и оценивать. Они всегда пытаются найти положительные и отрицательные стороны своего дела, расходы и доходы. Иной чертой американской деловитости по праву считается единство слова и дела. Американцы никогда не нарушат своего слова. Ведь если он не выполнит обещанное, то к такому менеджеру пропадет доверие, и его могут отнести к «болтунам», что очень страшно для американцев. Обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии совершенствования менеджмента. Данный признак можно найти в системе подготовки и повышение квалификации персонала, а также развитии технологий обучения. Стоит выделить 4 разновидности институтов13: * школы менеджмента; * факультеты менеджмента в высших учебных заведениях; * профессиональные общества; * консультативные фирмы. Школы менеджмента направлены на подготовку к повышению квалификации менеджеров. На факультетах менеджмента в высших учебных заведениях проходят курсы, на которых слушатели узнают о последних достижениях, а также имеют возможность обсудить свои идеи. Профессиональные общества направлены на повышение квалификации персонала организаций, примерами этих обществ могут стать: American Management Association (AMA), National Insurance Crime Bureau (NICB), American Society for Training & Development (ASTD). Консультативные фирмы являются лидерами. Они исследуют все процессы в организации, интегрируют новшества смежных наук, формируют новые методы. Стоит отметить, что организации используют 2 вида повышения квалификации: * в рамках одной компании, то есть на рабочем месте; * вне компании. Данный подход так же используется и в современных российских компаниях. Следуя из всего вышесказанного, американский персонал имеет достойный уровень компетентности. Особенности стратегии и управления производством в фирмах. Тут стоит отметить концепцию «делать с первого раза», то есть, у продукта бывает надлежащее качество, которое достигается путем включения в каждую должностную инструкцию ответственности за качество. Так же нельзя упускать тот факт, что в Америке часто проводятся профилактика оборудования. В американских компаниях бывает иерархическая модель управления присущая им. Признаками этой модели являются14: * независимость функциональных единиц; * у любой единицы имеется всего лишь один начальник. Перемещение вверх и вниз (при сокращении) осуществляется с учетом стажа работника и заслуг. Одной из особенностей американского менеджмента является разделение по специальностям. К плюсам можно отнести то, что будет меньше уходить времени на подготовку, будет больше возможностей работы со специальным оборудованием, а также увеличение уровня того или иного профессионального умения. Минусами будут являться: * малая гибкость, при изменении условий рынка, а также целей; * монотонность работы может утомить рабочих. Большую роль играет выслуга лет, так как она в основном влияет на уровень заработной платы. Но зачастую начальник может несправедливо оценить труд работника, тем самым лишая его заслуженных денег, но профсоюзы решают эти проблемы. Так же существуют денежные надбавки за сверхурочную работу в районе 25%, а также премии дважды в год. Россия, страна с богатой культурой и историей, наполненными драматическими переломными моментами. В то, что некоторые описывают как “один из величайших природных экспериментов” нашего времени, Россия внесла ряд радикальных экономических и политических реформ. По мнению Арчи Волкера, президента и генерального директора компании “Conoco” , который так же являлся крупным инвестором в Российской нефтяной отрасли, “русские… добились невероятных успехов в направлении рыночной экономики в предельно короткие сроки. Наблюдается явное оживление в Российской экономике, спадом инфляции, стабилизацией курса рубля, и ускорение приватизации государственной собственности. Кроме того, Россия предложила Западным инвесторам огромное богатство природных ресурсов, передовых технологий в ряде важнейших областей, высококвалифицированных ученных, и почти 150 млн. потенциальных потребителей. Для российских компаний характерен милитаристский репрессивный стиль менеджмента. Он основывается на поиске и наказании виновных. Из-за этого мы получаем неэффективную систему управления, так как зачастую работники, боясь наказания, умалчивают о проблемах. Так же в компаниях России начальство устанавливает невыполнимые задачи, зная, что они в лучшем случае будут выполнены на 50%. В этом случае мы получаем громаднейшую неэффективность, так как работники, понимая, что цель невыполнима, не делают и половины работы. В фирмах существует система, которая состоит из всевозможных компромиссов, договоренностей, противоречивых интересов, обид. В итоге мы получаем персонал, который «думает одно, говорит второе, а делает третье», так называемый «тройной стандарт». Стоит отметить укоренившийся коллективистский менталитет и отчуждение индивидуализма 15. Проводя межкультурные исследования, я использовал данные, полученные профессором колледжа бизнес-администрирования – Детелином Еленковым. Он разослал опросы российским и американским менеджерам. Заполненные анкеты были возвращены в количестве 178 и 147 штук российскими и американскими менеджерами соответственно. Большинство опрошенных – мужчины (66%). Большинство руководителей компаний имели, как минимум, высшее образование (8 процентов). Кроме того, менеджеры в среднем работали 4,2 года на их нынешней должности и 6,9 лет в организации. Описание результата сравнения российского и американского менеджмента16: * американские менеджеры более индивидуалистичные, чем их российские коллеги; * управленческая культура в Соединенных Штатах характеризуются меньшей дистанции власти и меньшим избеганием неопределенности, чем в Российской управленческой культуре; * с другой стороны, существенной разницы не было видно между двумя культурами с точки зрения конкурентной ориентации; * российские менеджеры более догматичны, чем их американские коллеги, хотя разница между показателями не была очень большой. Это говорит о том, что есть культурная основа для возможности успешной передачи концепций управления американских компаний в Россию. В наши дни российский менеджер сталкивается с проблемами, которые американскому (менеджеру) не знакомы, потому что их система управления имеет меньше изъянов, нежели наша. И было бы неплохо перенять у американцев опыт и некоторые черты американского управления. Попытки приема концепции американского управления в России, имеют мало шансов на успех. Но анализ бизнес – подходов, которые успешно работают в других странах, представляет собой один из наиболее эффективных способов получения новых идей в области управления организации. Важно отметить, что изменение аспекта конкурентной направленности в сторону Американских ценностей может считаться выгодным для России, страны, которая в процессе широкомасштабной трансформации в международный рынок, и более конкурентно направленным менеджментом во всех социальных уровнях. Некоторые американские принципы управления могут и должны быть внедрены в практику в России. Из-за различия в управлении между Соединенными Штатами и Россией, нужно чтобы интеграция американских подходов к управлению в Российскую культуру осуществлялась терпеливо и систематически. Это логические призывы к благоразумию, тщательному отбору и соответствующей адаптации. 1.3. Методы стратегического управления автомобильных концернов на мировом рынке Острая конкурентная борьба в области создания и сбыта продукции отрасли требует от фирм-производителей проведения мероприятий по снижению издержек производства и повышению качества автомобилей. Важным фактором становятся возрастающие требования по охране окружающей среды и связанная с этим проблема выпуска автомобилей нового поколения 17. В мировом автомобилестроении интенсивно продолжается процесс, который можно обозначить словом консолидация. В свою очередь, в автомобилестроении и на рынке автомобилей в США, как уже было отмечено, наряду с заводами «большой тройки» автомобилестроения – «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер» – существенную часть составляют предприятия японских производителей (продукция которых уже сегодня обеспечивает до 2/3 продаж японских автомобилей в США, включая импортируемые, или около 3 млн шт. в год). Напомним, что освоение американского автомобильного рынка японскими компаниями осуществлялось постепенно. Анализируя объемы продаж автомашин по странам и регионам мира, мировой рынок можно условно разделить на три категории18: * насыщенные рынки (рынки развитых стран Северной Америки, Западной Европы, Японии и Республики Корея, где отмечается снижение уровня продаж); * развивающиеся рынки (рынки стран Восточной Европы, Латинской Америки, Турции и Китая, где отмечается рост объемов продаж); * перспективные рынки (рынки стран Юго-Восточной Азии, Ближневосточного региона и России). По мнению экспертов, в ближайшие годы спрос на легковые автомобили в ведущих промышленно развитых странах останется в целом неизменным, а основным источником спроса будут являться развивающиеся страны, включая Китай (спрос возрастет на 50%), на рынках которых доминирующие позиции занимают покупатели, впервые приобретающие автомобили. Значение автомобилестроительного сектора для стран в условиях глобализации мировой экономики стремительно возрастает. Для успешного функционирования на рынке, этим фирмам необходимо избрать для себя подходящие конкурентные стратегии в борьбе с соперниками19. На сегодняшний день, многие отрасли экономики трансформируются под влиянием интенсивной глобализации мировых экономических отношений. В число этих отраслей входит и автомобильная промышленность. Если раньше на автомобильном рынке превалировали независимые национальные корпорации, то сейчас наметилась тенденция взаимной интеграции автопороизводителей, образующая сложную переплетающуюся сеть из сотрудничающих между собой фирм. Все это характеризует ситуацию внутри отрасли, не как борьбу товаров, а как борьбу концернов. При этом, наблюдается скупка концерном, представляющим одну известную марку другого автопроизводителя. В результате, сегодня сложно определить реальных владельцев той или иной корпорации представляет большую проблему, которая возникла в основном из-за того, что для привлечения большего капитала, фирмы начали проводить политику размещения своих акций на биржевом рынке. Ссылаясь на статью А. Громова «Формирование глобальной системы мирового автомобилестроения», можно выделить четыре группы автомобильных концернов на основании доминирующих форм собственности – семейные, государственные, индустриальные и биржевые20. К семейному типу автоконцернов относят компании, руководимые членами одной семьи. Примером может послужить американская Ford, так как 45% акций, имеющих право голоса до сих пор принадлежат Фордам, которые являются потомками Г.Форда, основателя корпорации 21. Государственные автоконцерны возникли после Второй мировой войны в связи с проведением государствами ряда стран политику национализации. В пример можно привести французскую автомобилестроительную корпорацию Renault, которая стала государственной в 1945 году. Та же участь через год постигла и немецкую Volkswagen. Нужно сказать, что в последнее время идет тенденция сокращения доли государства в управлении государственных компаний, однако присутствие членов правительства в совете директоров многих корпораций наблюдается до сих пор. Самой распространенной формой межгосударственных автоконцернов на сегодняшний день является индустриальная форма собственности, означающая присутствие в структуре акционерного капитала фирмы другой корпорации, которая принимает активное участие в ее деятельности22. Так, американская General Motors владеет внушительной частью акций еще 4 компаний (Isuzu ,Suzuki, Fuji Heavy Subaru, Daewoo ) и, следовательно, играет большую роль в управлении этих корпораций. Что касается биржевой формы собственности, то она больше присуща крупным влиятельным концернам, акции которые покупаются на рынке институциональными инвесторами, такими как банки, инвестиционные фонды, страховые организации и т. д. В пример можно так же привести вышеназванную General Motors. В последнее время роль институциональных инвесторов в финансировании корпораций заметно возросла в связи с тем, что автомобилестроение стало довольно привлекательной отраслью для вложений. Наметилась так называемая «Финансиаризация отрасли».23 В связи с этим, целью большинства корпораций стало повышение биржевой стоимости своих акций и заключение межфирменных соглашений, создание союзов, альянсов и поглощений для достижения высокой конкурентоспособности и выхода в лидеры на мировом рынке автомобильной продукции. Широкую практику получили разнообразные поглощения крупными корпорациями малых независимых производителей и создания альянсов на базе долевого участия. Также весьма популярным занятием стала скупка всего или части акционерного капитала более отсталых соперников, потому что это самый короткий путь для компании достигнуть лидирующего положения в отрасли. А.Громов выделяет четыре вида слияний и поглощений: индустриальное (производственное), технологическое, имиджевое, а также собственно рыночное24. Корпорации прибегают к индустриальным слияниям с целью понижения издержек. Так, в 2000 году был создан альянс GM и Fiat, который использовал общие комплектующие и унифицированные моторы для всех выпускаемых автомобилей, что, в итоге, позволило сэкономить около $500 млн.25. Технологические поглощения создаются с целью повышения инновационности продукции. Так, в 1988 году Volkswagen приобрел английскую Cosworth Technology для усовершенствования спортивных моторов. Весьма распространены имиджевые слияния, когда корпорации стремятся поглотить фирмы с брендовыми марками, которые пользуются спросом и доверием у потребителей. Именно так поступил Volkswagen, скупая акции итальянских фирм Bugatti и Lamborghini, которые обладают звучным именем. Однако, чаще всего происходят рыночные слияния и поглощения, потому что в этом случае корпорация не только укрепляет свои производственные мощности, но и получает доступ к налаженным каналам сбыта, получает возможность пользоваться славой фирмы, сотрудничать с ее клиентами и поставщиками. Примером служат альянсы Renault-Nissan и распавшейся DaimlerChrysler. Вообще, стоит сказать, что заключения альянсов и союзов весьма частое явление в автопромышленной отрасли, но зачастую их сотрудничество длится недолго. Можно привести в пример недолго существовавшие DaimlerChrysler, Renault-Volvo и другие. Причины расхождения разные, но наиболее распространенная и обоснованная – это сложность в управлении над большим количеством филиалов и подразделений. Но нельзя забывать и о различии в государственных политиках сотрудничавших стран и об особенностях менталитета 26. На сегодняшний день, в автомобильной отрасли задействованы более сорока стран, но среди них можно выделить явных лидеров: США, Япония, Германия, Франция, Италия, Испания, Китай, Южная Корея и другие. Каждая корпорация избирает для себя определенные стратегии, которые различаются исходя из географического расположения корпорации. Понятно, что конкурентные стратегии американских компаний будут принципиально отличны от европейских и японских в силу многих факторов (менталитет, политический строй, экономическая политика, особенности менеджмента и т.д.) Известно, что американская автопромышленность является мировым лидером в своей сфере. Американские автоконцерны своим главным стратегическим инструментом для повышения конкурентоспособности и увеличения прибыли избрали глубокую интеграцию на новые неосвоенные рынки других стран. Раньше американские корпорации предпочитали использовать так называемые «фордистские» стратегии (названные в честь американской автокомпании Ford Motor Company, которая впервые стали использовать подобный вид стратегии27). Такое стратегическое направление можно еще назвать глобальным фокусированием, так как компании реализовывали узкий ассортимент продукции в крупном объеме, что приводило к конкурентной модели минимизации издержек производства. Однако в условиях прогрессирующей глобализации американским ТНК пришлось отказаться от подобного конкурентного метода и прибегнуть к стратегии мобильной защиты (то есть расширению сферы деятельности), потому что на мировом рынке стали появляться серьезные конкуренты с более широким номенклатурным набором. Одними из главных претендентов на лидерство в отрасли являются японские транснациональные корпорации28. Основной стратегией этих компаний можно назвать наступательную стратегию инноваций, так как японские ТНК специализируются на производстве малого количества различных автомобильных модификаций высокого качества и уделяют огромное влияние развитию НИОКР, чтобы быстро реагировать на быстро изменяющуюся конъюнктуру мирового рынка. Южнокорейские конкуренты в погоне за лидирующими позициями прибегают к стратегии инноваций, удешевления товаров и....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Исследование современных методов и технических средств контроля за состоянием земляных плотин
- Совершенствование управления рекламной компанией организации
- исследование теоретических основ форм и методов привлечения заемных средств, оценка эффективности управления заемными средствами на примере ООО «Промтехэкспертиза»