VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование PR-обеспечения избирательной кампании

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012097
Тема: Исследование PR-обеспечения избирательной кампании
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ



УТВЕРЖДАЮ



Зав. кафедройСиМК

Г.Б. Паршукова



«___» _______________ 2017 г.











ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА





Шрамкова Анастасия Сергеевна

«Исследование PR-обеспечения избирательной кампании на примере работы Регионального отделения ВПП «Единая Россия» в Законодательное собрание Новосибирской области.»





Руководитель 

от НГТУ



               И. А. Вальдман



            к.ф.н. доцент



______________________________________

(подпись, дата)



Автор выпускной квалификационной работы



А.С. Шрамкова



ФГО, СО-31



______________________________________

(подпись, дата)

















                                                      Новосибирск 2017

                                                        Содержание



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретический аспект формирования политических партий

Понятие, признаки, функции и структура политических партий………………………………...…..........................................................6

Основныеисторические предпосылки возникновения партий. Процесс их становления в России……………………………...…...................................12

PR-обеспечение избирательной кампании в Законодательное собрание современной России…………………………………………………….......25

ГЛАВА 2. «Правящая элита» в системе политических коммуникаций

2.1Особенности агитационно-пропагандистской работы Регионального отделения партии «Единая Россия» до начала предвыборной кампании 2015 года …………………………………………………………………..………..........36

2.2. Избирательная кампания в Законодательное собрание Новосибирской области 2015 года………………………………………...…………………….......41

2.3. Сравнительный анализ избирательной кампании в Новосибирской области. 2010 и 2015 год….....................................................................................................

2.4. Оценка эффективности избирательной кампании и разработка рекомендаций по улучшению качества работы Регионального отделения партии………………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………















ВВЕДЕНИЕ

PR – обеспечение избирательной кампании в современной России является неотъемлемой частью политического процесса. Еще во времена Аристотеля проявлялись первые, подобные, формы пиар – технологий; такие как: публичные выступления, влияние на массовое сознание общества и т.п.

С установлением термина «политическая партия» появляются и новые виды политической борьбы. Конкурирующие организации вели между собой настоящие «битвы» за завовевания наилучших позиций во властной иерархии.

Политическая система России позднее, нежели страны Запада и Европы, впустила в свой круг политический пиар. Сложный путь к демократии оставил свой след на общее состояние политической системы нашей страны. Но несмотря на это современные партии сегодня используют всевозможные приемы и технологии для обеспечения позитивных результатов по итогам голосования. 

В настоящее время, в России установлена многопартийная система. В Государственной Думе представлены 4 политические партии: «Единая Россия», «КПРФ», «Справедливая Россия» и «ЛДПР». Доминантом среди них является правящая партия, состоящая в большей степени из представителей «элиты общества», как на государственном, так и на местных уровнях «Единая Россия».

В последние годы, единоросы значительно утратили свою «влиятельность» в обществе. Можно предположить, что это связано со страхом общества, а именно страхом появления второго «КПСС» и вновь возращение к однопартийной системе без права голоса. Второй вариант – жесткая контр – пропагандистская политика партий – конкурентов. Они изо всех сил пытаются найти компрометирующие материалы, опубликовать их в СМИ и дать толчок для изменения отношения граждан к «правящей элите». 

Новосибирское Региональное отделение партии «Единая Россия» ведет постоянную борьбу с «черным пиаром». Политическая ситуация в регионе, мягко говоря, не спокойная и всегда. Регион всегда являлся сложным субъектом для формирования единого общественного политического решения. Активные действия партии «КПРФ», как результат их победа на выборах мэра г. Новосибирска в 2014 году, не могут остаться без внимания.

Активисты комунистов зачастую устраивают митинги и шествия в поддержку политики «КПРФ» и против принятия каких – либо неверных, на их взгляд, законопроектов Госдумы. 

Оппозиция в сибирском регионе «бьет ключем», и при каждом «промахе или ошибке» партии «Единая Россия» акцентирует на этом бурное внимание и пытается обыграть ситуацию в свою пользу.

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в столь неспокойной политической ситуации региона, в постоянной межпартийной борьбе,  PR – технологии выходят на первое место в избирательном процессе. Исследование применения их в период предвыборной кампании поможет определить назначение, способы и ожидания от использования разновидностей политического пиара.

Объектом исследования является Новосибирское Региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Предмет исследования – PR – технологии, используемые в ходе избирательного процесса в Законодательное собрание Новосибирской области.

Цель выпускной работы:

Исследовать применения технологий политического пиара на основе изучения теоретических источников и анализа деятельности ВПП «Единой России».

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи: 

Изучить термин «политическая партия» и его исторические предпосылки развития зарубежом и на территории Российской Федерации

Охарактеризовать основные функции, структурные составляющие партии.

Выявить основные PR – технологии, используемые в избирательном процессе.

Изучить деятельность ВПП «Единая Россия» до начала предвыборной кампаниина региональном уровне

Провести сравнительный анализ предвыборной кампании в Законодательное собрание НСО 2010 и 2015 года.

Оценить эффективность избирательной кампании

Разработать рекомендации по улучшению качества работы Регионального исполкома партии.

Последовательное решение всех вышеизложенных задач необходимо для того, чтобы прийти к выполнению главной поставленной цели данной  выпускной работы.

Логика поставленных задач определяет структуру выпускной работы.

В первой главе рассматривуются теоритические аспекты политической партии, её ступени развития, а так же представлены законы, регулирующие деятельность партий и использование PR – технологий.

Вторая глава отведена анализу  агитационно – пропагандистской работы Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия», исследованию применения PR – технологий в избирательной кампании в Законодательное собрание НСО 2015 года и сравнение с избирательной кампанией 2010 года.

По результатам проведенных анализов и сравнений можно будет сделать вывод об эффективности использования пиар – технологий Региональным отделением партии и разработать рекомендации по улучшению качества работы.















ГЛАВА I.   Теоретический аспект формирования политических партий

§1.1. Понятие, признаки, функции и структура политических партий.

Прежде чем рассматривать термин «политическая партия», следуют разъединить их по частям: политика и партия.

Понятие «политика» берет своё начало в Древней Греции, во времена существования полисов, когда управление городом-государством перестает основываться на одних лишь обычаях. Появляется «управленческая сила», способная регулировать и контролировать права и обязанности граждан, а также подавлять внешние и внутренние конфликты.

Одно из наиболее распространенных определений термина «политика – это искусство управления государством». Он был введен Аристотелем еще в IV веке до н.э. Но и оно вызывает множество споров со стороны различных групп общественности. Возьмем, к примеру, определение английского философа М. Оукшотт: «Политикой я называю деятельность, направленную на выполнение общих установлений группы людей, которых объединил случай или выбор». Из него следует, что «политика» может существовать не только в институте государство, но и в отдельных общественных группах, объединениях, семье. Нравится человеку или нет, но он постоянно будет находиться внутри различных политических систем. Политика не отделима от психического состояния и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью. Она формируется и развивается в различных областях жизнедеятельности, испытывает воздействие окружающих факторов.

Политика во многом зависит от временного отрезка, от исторических событий от идеологии и моральных принципах общества. Каков сам человек, какова господствующая «элита»,  благоприятна ли их взаимосвязь – такова и политика в целом.

Термин «партия» - латинского происхождения и переводится как «часть», от какой-то общности. До формирования современных партий, этим термином назывались группы, соревновавшиеся между собой в сфере власти, либо во влияние на власть. 

В различных политических системах, которые существовали в истории, люди объединялись в группы / союзы для достижения общих «господствующих» целей. Одной из форм таких объединений являлись и политические партии.

Разнообразие исторических предпосылок и социально-экономических аспектов  различных стран привело к развитию непохожих партийных структур, которые отличались друг от друга своими функциями, строением и чертами их деятельности.

Именно в партиях конкретно выражаются основополагающие принципы демократии: политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц. Партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом, партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и государства.

                              Основные признаки политических партий

1

Политическая программа, где сформулированы основные цели и стратегия партии

2

Партийный устав, содержащий нормы и моральные принципы внутрипартийной жизни

3

Руководящие органы

4

Разветвленная сеть первичных местных организаций

5

Активное участие в борьбе за высшую власть в государстве

6

Нацеленность партии на реализацию интересов социальных групп, которые они выражают

7

Стремление обеспечить себе поддержку избирателей

Вопрос о понятии и отличительных черт политической партии получил освещение в отечественной науки.

Ю. А. Юдин выделял три основных признака, при отсутствии хотя бы одного из которых общественная организация теряет юридический аспект партии.:

Завоевание политической власти, как главная цель участия в политическом процессе.

Объединение людей на основе общих политических взглядов

Признание определенной системы ценностей, которые представлены в политической программе.

Наличие постоянно – действующей партийной структуры. 

Т.В. Шмачкова опиралась на подход Дж. Лаполамбары, указывала на 4 составляющих партию признака:

Идеологическая направленность деятельности партии

Длительный и многоуровневый характер организации

Нацеленность на завоевания и осуществление «властной деятельности».

В.Е. Чиркин выделяет следующие партийные признаки:

Добровольный, самоуправляемый, устойчивый характер.

Общие убеждения и цели ее членов.

Отсутствие стремления к прибыли.

Проявление политической воли народа, путем участия в выборах.

Публичность и открытость деятельности.

Указанные юридически значимые признаки практически никогда не воспроизводятся в полном объеме в правовом определении: законодатель считает нужным выделить те из них, которые, по его мнению, отличают политическую партию от иных государственных и общественных институтов.

Партия, как связующее вертикальное звено между обществом и государством, имеет две основные классификации своего функционала: внешние и внутренние.

К внешним признакам в первую очередь относится главная цель и идея партии – борьба за власть. А так же все возможные коммуникации с электоратом.

К внутренним функциям относится внутрипартийная жизнь: привлечение новых членов, партийные проекты и различные корпоративные мероприятия.



                                         Функции политических партий

                     Внутренние

                           Внешние

Набор членов партии.

Борьба за власть и её политическое использование в интересах тех или иных социальных групп

Пополнение партийной кассы.

Отбор политических лидеров, представителей элиты участие с их помощью в управлении делами общества.



Регулирование отношений между местными партийными организациями, руководством партии и её рядовыми членами.

Организация политической активности граждан, обеспечение их связи с органами власти.



Политическая социализация граждан

Разработка политических программ

Согласование интересов, целей и программ с другими участниками политического процесса.



Под функцией партииобычно понимают одно из главных направлений деятельности этой организации, обусловленное ее внутренней сущностью и целями деятельности.

Существует также и иной подход к определению функций партии. Выделяется четыре основных направления:

Политическая – борьба за власть; прямое или косвенное участие в разработке и формировании внутренней и внешней политики государства; подготовка альтернативных предложений; выполнение предвыборных программ.

Теоретическая – анализ состояния и интересов общества, его готовность к развитию перспектив; выявление «настроения» наиболее крупных социальных групп (объединений); разработка стратегии и тактики обновления общества.

Идеологическая – распространения в массы партийной идеи, пропаганда своих программ и целей, привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии

Организационная – реализация программных установок, проведение избирательных кампаний, подбор кандидатов на выборные должности, формирование элиты, назначение руководства местных органов власти.

Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.

Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.

Нельзя оставить без внимания и структуру политической партии, которая в большинстве случаев является единой для многих политических объединений:

Лидер партии (высшее руководство) – наиболее авторитетные лица, которые являются «движущей силой», «мозговым ядром» для всех членов партии. Они определяют курс, программу, основные цели и задачи, а также разрабатывают программу партии.

Функционеры (партийные активисты) – работают на всех уровнях, как на центральных, так и на местных органах партии. Организуют работу всех звеньев партии и следят за ее верным движением.

Рядовые члены партии – осуществляют свою деятельность в первичных организациях, выполняют задания партийного руководства.

Партийный электорат – граждане, которые отдают свой голос за партию на выборах.

Анализируя партию по организационной структуре, можно выделить два типа:

Организационно оформленные – в партиях этого типа каждый член регистрируется, получает партийный билет и платит взносы.

Организационно неоформленные – в партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а для того, что бы считаться членом такой партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии.

Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.

§ 1.2. Основные исторические предпосылки возникновения партий. Процесс их становления в России.

Политические партии, в их современном виде, существуют не более ста лет. Можно было наблюдать общественные мнения, народные движения, философские клубы, но отнюдь не политические партии, в их настоящей интерпретации. В середине XX века такие «псевдо партии» функционируют во многих наиболее развитых странах и многие стремятся им подражать.

Развитие партий связано с зарождением демократии, с необходимостью в «голосе народа». Чем больше общественные объединения получали свою независимость, тем выше возрастала их необходимость в создании коллективов, чтобы действовать слажено в отстаивании общих интересов. Чем больше увеличивается процент голосующих, тем появляется инициатива в создании комитетов, где избиратели могли бы познакомиться с кандидатами и в ближайшем будущем отдать им свои голоса.

Следовательно, возникновение партий первого типа связано с появлением парламентских объединений и избирательных комитетов. Но и здесь не всё так просто. По всем правилам сначала создаются парламентские объединения, далее избирательные комитеты и в следствии взаимосвязь между ними. На практике же эта система бывает нарушена самыми разными способами. Как говорилось раннее, борьба групп происходила еще в древности, если речь идет о Римской Империи или Древней Греции. «Группа» - это еще не парламентское объединение, но они взаимосвязаны именно тем, что последнее – это результат эволюции «общественной группы».

Зачастую,  единая доктрина не являлась тем самым движущим рычагом для объединения. Порой это происходило по принципу землячества (соседства земель), а так же по общим религиозным убеждениям. Совместно с локальными и идеологическими факторами выступали профессиональные. Объединения по роду деятельности также носили распространенный характер в странах Европы.

Феноменом, получившим чуть ли не официальный статус можно охарактеризовать фактор, который сыграл не маловажную роль в развитии парламентских групп в Англии. Коррупция. В 1714 г. В парламентарии существовало специальное «окошечко», где министры могли узнать цену голоса. Долгое время они обеспечивали себе большинство, покупая голоса.

Коррупция принимает известный размах на некоторых этапах развития демократии, как инструмента противостояния между правительством и давлению парламента. 

Введение всеобщего избирательного права, в начале XX века, приводит к росту социалистических партий во многих европейских странах. Чем больше расширялось народное «волеизъявление», тем больше возрастала необходимость в появлении избирательных комитетов. Но увеличение числа голосующих – это не единственная причина. Имело место быть и стремление вытеснить действующие традиционные социальные элиты.

Создание комитетов, как правило, - инициатива «левых». Это и выгодно именно им, а именно, чтобы с помощью этих коллективов создавать общенародную известность новым элитам, подавляя при этом авторитет традиционных.

Зачастую, сложно определить истинную причину появления избирательного комитета. В большинстве случаев, отдельный субъект (кандидат) формировал вокруг себя «группу поддержки» из его близких друзей и знакомых. Но такой комитет носил довольно таки не долгосрочный характер.

Достаточным являлась постоянная регуляция двух возникший частей –парламентских объединений и избирательных комитетов, чтобы появилась настоящая партия. Сверху деятельность кандидатов регулирует парламентская группа, но с другой стороны каждый из них взаимодействует с избирательным комитетом для поддержания или обновления своего мандата. Таким образом, разные избирательные комитеты косвенно связаны личными отношениями с их избранниками в рамках парламентского объединения. Чтобы акт о рождении партии был официально признан, достаточно только перейти их личных отношений в институциональные. 

Помимо партий первого типа, в рамках электоральных и парламентских структур, существует и внешнее вмешательство в общий генезис – партии второго типа. Про них уже говорилось, когда речь шла о роли общественных организациях и профсоюзах. Между ними (партиями первого и второго типа) не существует резкий разграничений, они характеризуют скорее общие тенденции, нежели конкретные очертания. Поэтому на практике, зачастую, определить природу партии бывает нелегко.

Политическую партию могут породить весьма многочисленные объединения. Рассмотрим на примере профсоюза. Многие социалистические партии были непосредственно созданы ими и долгое время сохраняли характер «светской руки» в электоральных и парламентских сферах. 

Джеймс Брюс предлагал различать две структуры социалистических партий. Первые имели свое начало от объединения рабочих сил, а вторые были «детищем» интеллектуалов и парламентария.

Ту же роль, что и рабочие профсоюзы сыграли сельскохозяйственные объединения. Конечно же, аграрные партии были менее распространены, нежели рабочие, но они также активно проявляли себя на общей арене. Особо они проявлялись в скандинавских демократиях.

Не остались в стороне и философские общества «общества мысли», так их называли в XVII веке. Их влияние сыграло роль в создании лейбористкой партии.

Свой вклад в генезис политических партий внесли и студенческие объединения. Их народные движения были основоположниками в формировании первых политических партий левой в Европе. 

В противоположность этому, влияние церкви и религиозных сект всегда имело огромное влияние. 

В противоположность этому, влияние церквей? и религиозных сект всегда оказывается огромным. Так, например в Нидерландах кальвинисты создали Антиреволюционную партию, чтобы противостоять консервативной? католической? партии; в 1897 г. наиболее непримиримые протестанты учредили Христианскую историческую партию, с целью противодействовать сотрудничеству католиков и "антиреволюционеров". 

Католические организации, а то и само духовенство, непосредственно причастны к созданию правых христианских партии?, возникших до 1914 г., к появлению современных демократических партии?. 

После профсоюзов, философских объединениях, церкви можно назвать союз ветеранов – как элемент – участник в зарождении современных партий. Они сыграли большую роль после войны 1914 г., когда создавались фашистские и антифашистские партии.

Ярким примером можно выделить Францию, в 1936 г., когда союз бывших однополчан – «Боевые кресты» - превращается в политическую организацию став французской Социальной партией. Уже через два года союз бывших фронтовиков приобретает характер лиги. Лига, как и партия учреждена в политических целях, но идет она к ней другим путем. Партии обычно играют на электоральном и парламентском полях, лиги же в свою очередь не выдвигают кандидатов и не объединяют депутатов. Они являются ли агитационно-пропагандистским элементом. 

Можно сказать, что лиги, как и фашистские и коммунистические партии носят анти парламентский характер, но борьба за власть не является целью лиги, в отличии от предыдущих.

Характер лиг можно сравнить с подпольными и тайными объединениями, которые также создавались в политических целях, но не учувствовали в борьбе за власть. Одни – потому что не хотели, а другие – потому что не могли. 

Когда угроза запрета исчезает, тайные группы имеют тенденцию преобразовываться в партии. Это хорошо наблюдается в бывших оккупированных странах в 1945 г.

Именно такое происхождение партии имеют и коммунисты в СССР, которые в 1917 году завоевали власть, выйдя «из подполья». Они сохранили черты своей прежней организации, которые в дальнейшем прошли через все коммунистические партии мира. 

Анализируя внешние факторы развития партии, следует и не забывать об участии предприятий, коммерческих организаций и банков. В большинстве случаев они имели конфиденциальный характер, поэтому рассказы об этом факторе основывались лишь на гипотезах и соображениях. Писалось также, что почти все правые партии были выходцами по этому принципу, но это были лишь бездоказательные предположения. 

Но какой бы элемент не служил фактором происхождения внешней партии, можно выделить комплекс отличий их от партий электорально-парламентского типа.

До 1900 г. партии, в большинстве случаев, образовывались по первому типу, если не считать влияние католической церкви в Европе. До появления социалистических партий, в начале XX века, вмешательство внешний факторов наблюдается редко. Но именно с этого момента все партии образуются путем внешнего воздействия.

Но стоит сделать исключение для молодых (с точки зрения демократии) стран. Даже сегодня они будут начинать свое развитие по первому пути, т.к. с точки зрения эволюции – это будет правильной дорогой. Электоральный и парламентский путь становления партии характер для определенной ступени развития. А именно стадии развития всеобщего избирательного права (на практике, а не только в юридических документах). Как только в стране устанавливаются партии такого типа, то для поддержания действующих или созданию новых будет служить второй путь. 

Становление политических партий в России носило особенный характер, нежели в странах Европы и Запада. Только к началу XX века закончилось формирование территорий Российской Империи. Особенностью социального строя в России являлось переплетение старых и новых черт управления. Вся исполнительная и законодательная власть была закреплена в руках царя, опиравшегося в основном на дворянское сословие. 

Господство имела административно-полицейская система управления. Значимость имели также особые социальные группы общества: дворянство, духовенство и казачество. Формирование политической системы начиналось в период общенационального политического кризиса. В 1903-1904 г., во время предреволюционной ситуации, развивалось либеральное движение. Политические партии создавались лишь в национальных районах. Деятельность политических партии и профессиональных союзов была запрещена до 1905 года. 

Наиболее активный процесс образования партий развернулся после принятия Манифеста от 17 октября 1905 года, который дал формальное основание для функционирования многопартийной системы.

Новые черты в устройстве государства возникли в следствии изменений в экономике и расстановке политических сил страны. Модернизация ускорила деления общества по капиталистическому типу – буржуазия и пролетариат. Она же вызвала и «размытие» сословного деления: отношения помещиков и крестьян, усилила политический потенциал буржуазии и активизировала  общественную значимость рабочего класса. 

В России существовало и действовало порядка 100 политических партий:

Консервативные (выступали за сохранение самодержавия)

Крайне правая партия. Численность до 400 тыс. человек,разнородный характер: помещики, духовенство, мелкая буржуазия, рабочие. В основе идеологии лежала формула: «православие – самодержавие – народность».

Консервативные либералы

Торгово-промышленная партия правого порядка. Насчитывала 75-77 тыс. человек. Партия служивого дворянства, поддержки в широких массах города и деревни не имели. Программа предусматривала сохранение единой России, допускали экономические стачки и деятельность профсоюзов.

Конституционные демократы (кадеты)

Партия была левым крылом российского либерализма. Насчитывала примерно 50-55 тыс. человек. В её состав входила элита русской интеллигенции: либерально настроенные помещики, средняя городская буржуазия, врачи и гос. служащие. Программа предусматривала установление режима конституционной парламентской монархии, 8-ми часового рабочего дня, право на стачки, профсоюзы, свободу языков  вероисповедания.

Неонародники (эсеры) 

Партия социалистов – революционеров. Насчитывала порядка 65 тыс. членов. Пользовалась высоким влияние среди крестьян, рабочих, средних городских слоев, интеллигенции. Были приверженцами идеи перехода России к социализму некапиталистическим путем. Программа носила идеи демократического общества, наличие общего избирательного права, отделение церкви от государства и др.

Социал – демократы 

Партия сформировалась на базе марксистских организаций. Насчитывалось 100 тыс. членов. Отличалась мощной разветвленной сетью в губерниях. Для партии характерна большая связь с городскими социальными структурами, в меньшей мере чем с крестьянами. Программа предусматривала низвержение самодержавия, установление демократической республики, уничтожение сословий, широкую автономию, отделение церкви от государства. После 1903 года произошел раскол партии на большевиков и меньшевиков (приверженцев «мягкого марксизма»)

Достигнутое в результате борьбы некоторое ограничение самодержавия, не удовлетворяло разные слои населения, требовавшие демократизации страны. В феврале 1917 года происходит крах самодержавия.



                Расстановка политических сил после февральской революции

Правые

Монархисты и октябристы потеряли политический вес

Кадеты

Стали правящей партией и заняли важные посты во Временном правительстве

Левые

Эсеры и меньшевики пользовались доверием масс в Петроградском совете

Крайне левые

Большевики во главе с В.И. Лениным выдвинули лозунг «Вся власть советам!»



Февральская революция 1917 года начиналась как переворот в «верхушке» власти, но переросла в общенародную, массовую, направленную против классовой эксплуатации и деспотизма власти. Это изменило всё течение жизни российского общества во всех сферах: социальная, экономическая, хозяйственная.

Все партии в результате «полевели», а монархические партии и организации прекратили свою политическую деятельность. Кадетам удалось подойти к революции в качестве достаточно крупной общероссийской партией. Её значительную долю составляла именно интеллигенция общества.

Решающим для кадетов стало отношение их партии к войне и понимание роли ее исхода для судеб страны и революции. Несомненно, были серьезные причины приверженности кадетов лозунгу продолжения войны до победного конца. Они исходили из того, что победа в войне поднимет престиж новой России на международной арене, а внутри страны усилит волну патриотизма, который можно будет обратить затем на ее возрождение. К тому же расчеты кадетских экономистов показывали, что Россия после трехлетней войны будет нуждаться в иностранных займах и инвестициях, получить которые у стран Антанты можно было бы только в случае участия в войне до конца. Кадеты по-прежнему отстаивали идею «вестернизации» России, как в смысле ее политического устройства, так и экономической модернизации.

Однако бессилие либерального, а затем и либерально-социалистического состава Временного правительства, способствовало тому, что реальная власть все более передвигалась от кадетов влево. В сложившихся условиях все более возрастала роль социалистических партий и их доминирование в политическом спектре.

Можно сказать, что на рубеже 1917-1920 г. России так или иначе сохраняла многопартийную систему управления. Но особые идеологические аспекты партии большевиков не рассматривали выше указанную систему управления.

Основу идеологической доктрины составляло положение о диктатуре пролетариата, центральное место в которой отводилось коммунистической партии. Считалось, что только она выражает интересы рабочего класса и крестьянства и знает, в каком направлении и как должно развиваться общество. Все остальные партии были либо врагами (кадеты и др. либеральные партии), либо временными попутчиками (меньшевики, эсеры до революции, левые эсеры - после нее). Из этой особой роли партии вытекало и ее особое место в политической системе страны. Во всех структурах и институтах власти с самого начала главную роль играли большевистские лидеры или их представители. Изначально партия большевиков имела строго иерархическую структуру: власть в ней принадлежала высшему органу - Центральному Комитету и его лидеру.

Все это не могло не отразиться на направленности перемен в политической системе страны после революции. Одной из главных особенностей советской политической системы стало установление летом 1918 г. однопартийной системы, когда из­за разногласий по вопросу о Брестском мире, а затем и по другим проблемам распалсяблок большевиков с левыми эсерами. Другой особенностью режима большевистской власти было устранение политических оппонентов. Сразу после октябрьского переворота был издан декрет, объявлявший «партией врагов народа» кадетов - главного оппонента новой власти. Началось преследование их лидеров и активистов. Разгон Учредительного собрания также был направлен как на удержание власти, так и на устранение политической оппозиции в лице законно избранных депутатов. Эти процессы усилились после гражданской войны. В 1922 г. состоялся открытый судебный процесс над руководством партии эсеров, в ходе которого более десяти ее руководителей были приговорены к смертной казни. С устранением политических оппонентов в лице других партий дискуссии по проблемам выбора путей развития (теперь уже в рамках лишь социалистического строя) переместились в саму правящую партию" Для борьбы с оппозицией в ее рядах в 1921 г. на Х съезде РКП (б) была принята резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к «генеральной линии ЦК».

Политическая система советского типа изначально опиралась на авторитет вождя. Первоначально им был вождь революции В. И. Ленин. После его смерти развернулась ожесточенная борьба за власть между руководителем партийного аппарата И. В. Сталиным, избранным в 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП(б), и Л. Д. Троцким - членом Политбюро и наркомом по военным и морским делам. Победу в этой борьбе одержал Сталин, ставший почти на 30 лет лидером страны. Обожествление нового вождя явилось одной из важнейших черт окончательно оформившейся к середине 30-х гг. советской политической системы.

Формирование в СССР политической системы «мобилизационного типа» имело противоречив.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%