VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование формирования целевых установок у школьников в условиях среды мегаполиса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006462
Тема: Исследование формирования целевых установок у школьников в условиях среды мегаполиса
Содержание
Введение



Целевые установки учащихся в образовательном процессе средней школы на разных ступенях возрастного развития, следует рассматривать в разных аспектах. Имеет смысл обратить внимание на воздействие внешних условий, одним из которых, является целевые установки педагогов, работающих с учащимися, вторым - среда обитания, в нашем случае мегаполис  , а третьим – установки идущие из семьи.

Особенность проживания человека в современном мегаполисе в первую очередь сказывается и на подрастающем поколении. В данной среде обитания наблюдается постоянная подверженность молодого организма комплексным мультистрессовым психологическим, экологическим, социальным и технологическим воздействиям. 

Возрастная группа младших школьников обусловлена определенными психофизиологическими факторами, в частности, их индивидуально-типологическими свойствами, такими как: способностью к распределению и концентрации внимания, мышления; такими личностными характеристиками как осторожность, наблюдательность, сообразительность, установкой на учебно-познавательную деятельность, а также особенностями их семейной ситуации и условиями школьного взаимодействия со взрослыми и другими детьми.

Учебное взаимодействие педагога и учащихся, общающихся между собой, образуют сложную систему в образовательном процессе, которая характеризуется общностью цели этого взаимодействия. Именно этот аспект влияет на формирование целевых установок у подрастающего поколения в позитивном ключе, что также обуславливает актуальность данного исследования. 

Центральной проблемой данного исследования является выявление особенностей целевых установок учащихся младших классов в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы в условиях мегаполиса.

Цель данного исследования - исследование формирования целевых установок у школьников в условиях среды мегаполиса. 

В учебно-воспитательном процессе, в условиях общеобразовательной школы прослеживается определенная взаимосвязь целевых установок учащихся определенных возрастных групп (в нашем случае младшего школьного возраста) со средой обитания (в нашем случае мегаполиса). Особенностью этой динамики является возрастание негативных проявлений, которое у школьников мегаполиса гораздо выше, чем у жителей провинциальных городов.

Гипотеза исследования: формирование целевых установок у школьников зависит от нескольких аспектов: среды обитания (в нашем случае мегаполиса), целевых установок педагогов и установок идущих из семьи. У младших школьников мегаполиса в высокой степени выражена установка на хорошие результаты обучения.

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

- изучение теоретических концепций «психологической установки»;

-анализ теоретических основ проблемы формирования целевых установок у младших школьников;

- психологические особенности младших школьников мегаполиса;

- подбор комплекса методик для исследования;

- эмпирическое исследование формирования целевых установок у младших школьников; 

- обработка эмпирических данных качественными и количественными методами (статистического описания, статистического вывода);

- формулирование выводов и разработка рекомендаций для классного руководителя, родителей и опекунов школьников, участвующих в исследовании. 

Объект исследования - целевые установки у школьников.

Предмет исследования - целевые установки школьников в условиях среды мегаполиса.

Теоретическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что информация, полученная в результате исследования, расширит и дополнит или конкретизирует уже существующих на сегодняшний день теоретических положений, относительно влияния мегаполиса на установки, к примеру, поколения Z, которых пока не так уж и много. 

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, предоставят возможность проводить коррекционную работу со школьниками, участвующими в данном исследовании, в случае ее необходимости. И других детей мегаполиса.

Научная новизна исследования состоит в изучении целевых установок у школьников в современных условиях столичного мегаполиса. 

Базой данного исследования выступают ученики начальных классов средней общеобразовательной школы г. Москвы.  

Структура работы: введение, теоретическая глава, практическая глава, заключение, список использованной литературы, приложение. 

Введение вводит в курс поставленной цели и задач исследования, определяет теоретическую и практическую значимость исследования, обозначает гипотезу. Теоретическая глава  анализирует основы исследования проблемы формирования целевых установок у школьников. Практическая глава – это эмпирическое исследование, в котором обозначены такие аспекты, как  объект, предмет, гипотеза. Подобраны методики. Приведены инструкции. Обработаны результаты. Даны рекомендации. Заключение подводит итог всей работы. Список использованной литературы указывает на источники, на которых базируется данное исследование. Приложение описывает методики, использованные в данной работе.





Глава 1.   Теоретические основы исследования проблемы формирования целевых установок у школьников 

Психологическая сущность установки

В настоящее время исследователи рассматривают человека, его поведение как организованную целостную систему. Поэтому, чтобы понять направленность его поведения, необходимо учесть общие закономерности его как целостной неординарной личности. Невозможно на основании абстрагированных, отдельных психических процессов изучить, охарактеризовать и получить возможность моделировать некоторые стороны поведения человека.

В этом контексте наиболее подходящим из всех понятий психологии является понятие установки. По мнению Г.Оллпорта [17], этот феномен стал основным строительным материалом, связывающим воедино, объясняющим механизмы влияния внешней среды (социума) на поведение человека, с одной стороны, и включающим в эту систему личность, его индивидуальность, с другой стороны.

Понятие "установка" происходит от латинского occasum, имеющего значение: 
1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию; 
2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения. 

Известно, что понятие установки впервые было использовано в научной литературе в 1862 году Гербертом Спенсером в книге «Первые принципы», где этому понятию придавалась суть «духовной установки» (Attitude of mind), под этим понятием автор подразумевал некое психическое состояние.

Понятие установки первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения, обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман, 1889). Понятие установки было введено также для описания, возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов (Н. Ах, 1905).

Позднее понятие социальной установки - аттитюда - вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те, или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий, 1918-1920). 

Первая же научная теория об установке была сформирована Ланге в виде теории «моторной установки», привлечен этот термин из искусства, где выражал выявленную в рисунке или скульптуре визуальную позу. В дальнейшем, в психологии эти два понятия сблизились и стали обозначать то реальное психическое состояние, которое выражает готовность к действию и определяет активность человека. Ещё позже, вследствие исследований в этой области была изгнана идея взаимопротивопоставления понятий моторной и психической установок.

Понятие установки привлекательно тем, что оно свободно от тех противоречий, которые существуют в вопросах понимания влияния врождённых и приобретённых факторор на психическую активность человека. В установке согласовываются те тенденции, в которых поведение индивида объясняется только инстинктами или только внешними средовыми воздействиями. Установка довольно гибкое понятие и может быть использована как для характеристики простой диспозиции изолированного человека, так и для любой стереотипной формы поведения - определённой культуры.

Г.Оллпорт считал, что как терминологическое, так и понятийное содержание установок объединяет два компонента значения. С одной стороны - это приспособление к действительности, соответствие , с другой -субъективное духовное состояние, выражающее готовность человека к определённому действию. Таким образом, общее значение установки в психологии определяется термином «психическая установка».

Г.Оллпорт [17]определяет установку как «нейропсихическое состояние готовности к психической и физической активности. Существует несколько путей изучения природы установки и ее роли в регуляции поведения человека. Здесь трудность в том, что само понятие «установка» широко варьирует по своему содержанию. Это состояние готовности к реагированию: установка ( set ) поза, ожидание, намерение, нервная установка, моторная установка, сенсорная установка, установка сознания ( conscious attitude ), предиспозиция, целевая установка ( goal set ), заданная установка ( task-set ), квазипотребность, информационная модель, вероятностное прогнозирование, антиципация, гипотеза, валентность, доминанта, ригидная установка, социальная установка ( attitude ), ценностная ориентация, черта, установка личности.

В советской психологии теоретические положения установки создал грузинский психолог Д.Н. Узнадзе. В своем обобщающем труде "Экспериментальные основы психологии установки"[16] он определяет установку, как особое состояние психики, которое предваряет появление отдельных фактов сознания или предшествует им. Установка формируется в психике субъекта в результате предварительных опытов в виде изначальной реакции на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Характерной чертой установки, согласно Узнадзе, является ее внесознательный психический процесс, оказывающий решающее влияние на содержание и течение сознательной психики. 

Узнадзе и его последователи пришли к выводу, что от содержания установки человека зависит не только характер его мышления, но и восприятие им объектов нашего мира.

Результаты большой экспериментальной работы показали, что восприятие реальности человеком зависит от его прошлого опыта. Если, к примеру, испытуемому несколько раз давали в руки два шара разного объема, то после нескольких опытов у него возникала соответствующая психологическая настроенность, определяющая его реакцию на размер шаров в его руках. Если после этих установочных опытов ему давали два шара одинакового объема, то на фоне выработанной ранее установки шары казались ему разными по объему. При этом меньшим казался шар в той руке, в которой в предварительных опытах находился шар большего объема. Аналогичные опыты проводились и с другими раздражителями – силой давления, звуковыми сигналами, освещенностью, количеством объектов, весом предметов. И всегда наблюдался один и тот же результат: воспринимаемая человеком реальность зависела от предварительной "настройки" испытуемых.

Д. Н. Узнадзе назвал содержание этой "настройки" психологической установкой человека, которая "не относится к обычным категориям явлений душевной жизни, – к категориям познания, чувства и воли. Не имея частного или локального характера, она должна быть, трактуема как категория целостно-личностного порядка", как "модус его состояния как целого". Таким образом, Узнадзе "рассматривал установку не как одно из психических образований, позволяющее прояснить некоторые психические явления, а как основу психической активности человека".  При этом Узнадзе и его коллеги пришли к выводу, что факту любой активности личности "непосредственно предшествует установка действующей личности, … и вся деятельность ее в дальнейшем протекает под знаком направляющего влияния этой установки", так что активность личности есть, по сути "реализация ее установки". Важно отметить, что согласно представлениям Узнадзе, установка человека "предшествует сознательным психическим процессам", она "представляет собой факт из области той сферы человеческой активности, которую до настоящего времени называют сферой бессознательной психики". Таким образом "без участия установки вообще никаких психических процессов как сознательных явлений не существует[16].

При этом установки можно вызывать в различных органах чувств, или, как говорят психологи, установки бывают различных модальностей: аудиальные (вырабатываемые на слух, звук), тактильные (осязательные), визуальные (зрительные) и кинестетические (двигательные) и не только. 

Вывод: исследования формирования целевых установок у школьников проводятся уже много лет многими учеными. Целевая установка учащихся, понимаемая в большинстве случаев, как целостное мотивационно-смысловое образование, проявляется в готовности школьника воспринимать, оценивать и действовать в условиях образовательного процесса в соответствии с принятой целью. Мы за основу взяли вышеупомянутого автора – Узнадзе, который понимал под установками «готовность субъекта к привычному способу реагирования» [16]. 



Целевые установки у школьников



В течение всего периода обучения в школе учебная деятельность представляется в качестве специфической формы индивидуальной ученической активности. Возраст младших школьников - это наиболее интенсивный период процесса формирования учебной деятельности. Овладение отношением теории к действительности и соответственно способами ориентации в этой действительности является и специфическая потребность и мотивация учебной деятельности учащегося. Содержанием учебной деятельности в младшем школьном возрасте являются предметные формы теоретического сознания людей, которые взаимно связанны: духовно- нравственное, научное, художественное, правовое и др. Основой создания форм теоретического сознания является всегда диалектическое мышление.

Младший школьный возраст—  наиболее ответственный период в жизни человека. Главные целевые установки закладываются именно в этом возрасте. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. 

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать). Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения, тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

Младший школьный возраст, характеризуется повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией. 

У младших школьников уже наблюдается  установка на саморазвитие, стремление к новым знаниям и удовлетворению духовных потребностей, желание достигать целей в своей жизни. Конечно, на этом этапе еще очень важно поощрение взрослых. Довольно сильно доминируют семейные установки. 

В этом возрасте идет формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, появляются первые установки на выбор профессии. Конечно, они будут меняться, но уже закладывается фундамент. 

В этом возрасте некоторые дети проявляют излишнюю застенчивость, являющуюся проявлением неуверенности в себе. Эта черта характера может перерасти в самоуничтожительную  установку на себя. Чем обуславливается необходимость тестирования в младшем школьном возрасте самооценку и самосознание. 

Основным видом деятельности подростка так же, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.
	Подростковый возраст – самый противоречивый и сложный. Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием, хорошо, если это занятие будет - коллекционирование марок, сбор бабочек или растений, конструирование и т. д., но возможны и негативные пристрастия.  

У подростков, в отличие от других возрастных групп, психические состояния характеризуются высоким уровнем проявления и большей степенью неадекватности учебной деятельности, снижающей ее эффективность.
       Целевые установки учащихся разных возрастов представлены в основном эмоционально-познавательными мотивами. Особенность динамики целевых установок выражается в том, что при сохранении иерархии целевых установок в сознании учащихся разных возрастов наблюдается изменение количественных показателей отдельных компонентов, например, временное снижение положительных мотивов учебной деятельности у школьников.

Целевые установки педагогов также отражаются на целевых установках учащихся и психических состояниях школьников[12]. При расхождении целевых установок учителя и учащихся наблюдается изменение психических состояний учащихся и мотивов учения в сознании школьников как компонента их целевой установки. Сформированные целевые установки учителей являются одним из факторов, отражающихся на психических состояниях и целевых установках учащихся в образовательном процессе средней школы.

Люди смотрят на мир сквозь очки, стекла которых затемнены светонепроницаемой пленкой «старых установок» (догм, знаний, устаревших предрассудков и т.д.). Д. Н. Узнадзе в связи с этим писал: «Старая установка продолжает свое существование в определенной качественности установок настоящего» [16]. Эта глубокая мысль создателя теории установки показывает нам, что «старые установки», или, как их называют в школе Д. Н. Узнадзе, «установки на прошлое», оказывают существенное влияние на «новые установки», или «установки на будущее». Мы же в своем эмпирическом исследовании возьмем  младший школьный возраст, в котором еще нет как таковых «установок на прошлое». Следовательно, есть возможность сформировать нужные стереотипы у детей.

Следует заметить, что целевые установки учащихся различных возрастных групп представлены в большей степени эмоционально-познавательными мотивами. Количественный и качественный анализ данного компонента целеполагания школьников позволил установить, что у младших школьников преобладающими являются положительные мотивы учебной деятельности, тогда, как к подростковому возрасту отмечено уменьшение положительных мотивов и увеличение отрицательных. 

Вывод: в условиях учебной деятельности наблюдается динамика целевых установок учащихся: они изменяются в соответствии с возрастным развитием личности школьников. Изменения целевых установок учащихся обнаруживаются во всех компонентах целеполагания школьников и имеют тенденцию к возрастанию их показателей от младшего школьного возраста к старшему. Следует отметить, что эмоционально-познавательные мотивы учебной деятельности преобладают в сознании школьников, причем у старшеклассников они выражены меньше, чем у младших школьников.



Мегаполис как основная среда, влияющая на формирование установок у школьников



Современную Россию принято характеризовать как мультикультурное общество. Считается, что в нем параллельно существуют несколько укладов, наиболее полярными из которых являются, с одной стороны, Москва – столичный мегаполис, а с другой – «российская глубинка» – более-менее удаленные от крупных индустриальных центров малые и средние города, села. 

В связи с чем возникают вопросы: 

- оказывает ли мегаполис влияние на психику человека, меняет ли его поведение и установки? 

- существует ли разница в мировоззрении, личностных и поведенческих качествах между провинциалами и жителями мегаполисов? 

Центральным понятием в концепции городской жизни становится понятие перегрузки. Перегрузка сенсорных и когнитивных систем вызывает, во-первых, специфически «городские» черты, порожденные экономией ресурсов для обработки информации, и, во-вторых, особые состояния, присущие жителям большого города [5]. Люди в мегаполисе стремятся взаимодействовать друг с другом в четко заданных рамках и не выходить за их пределы. По возможности, они стремятся оградить себя от контактов с окружающими. Невмешательство в чужую жизнь становится нормой. Это может доходить порой до абсурдных случаев, когда людям, попавшим в критическую ситуацию, не оказывается помощь. Городские жители реже чувствуют свою ответственность за жизнь и здоровье окружающих – отчасти потому, что нуждающихся в помощи и защите гораздо больше, чем в маленьких городах. Однако это не значит, что жители мегаполиса теряют свой «людской» облик: отчужденное отношение не распространяется на знакомых, соседей и близких.

Анонимность в большом городе дает большую свободу для проявления индивидуальности, но также служит опасным механизмом, запускающим безнравственное и неэтичное поведение.

Нельзя сказать, что подобный образ жизни положительно влияет на психическое здоровье горожан. В частности, психологами был введен «синдром большего города», характеризующийся набором неблагоприятных состояний, таких как подавленность, апатия и беспричинная агрессия. Анонимность в мегаполисе способствует тому, что люди чувствуют себя одинокими среди толпы. А «одиночество в толпе» приводит к депрессиям и часто является причиной агрессивного поведения против себя или окружающего общества. Пытаясь приспособиться к негативному влиянию города, жители мегаполисов и усваивают набор тех черт, которые часто негативно трактуются жителями провинции.

При этом современные школьники – поколение Z, связанное между собой такими вещам как планшеты, IPad, виртуальная реальность, 3D-реальность. Это также можно назвать отпечатком мегаполиса, положительным ли, отрицательным, прогнозировать сложно. Конечно, безудержная страсть к виртуальной реальности не может нести положительной направленности, однако, быстрое овладение компьютерными навыками у детей можно рассматривать, как положительное явление. Поколение Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также 3 –Д искусством.

Ребенок, проживая в большом городе, периодически подвергается стрессам, особенно в городах - мегаполисах, таких как Москва, где наблюдается множество факторов, негативно влияющих на здоровье, стрессоустойчивость детей и подростков.

Ежедневно школьник подвержен стрессам вследствие неблагоприятной экологической обстановки, интенсивности жизни, разнообразия социальных сред, уменьшения роли семьи как средства защиты ребенка, практически полного отсутствия патронирования ребенка старшими в социуме, насыщенности таких негативных факторов, как наркомания, алкоголизм, игорный бизнес, различного рода зависимости, связанные со сбоями адаптационных механизмов личности, например, музыкальная, компьютерная и другие мании.

Даже позитивные факторы в условиях большого города могут трансформироваться в негативные. Так, например, мобильность, насыщенность жизни усиливает влияние на психику, и как следствие - разнообразные стрессы, сокращение времени детства, негативизм (состояние от апатии к агрессии), который часто проявляется как фон повседневной жизни. Современная школа сама становится фактором снижения здоровья школьников, увеличения психологических нагрузок.

Школьники в современном мегаполисе подвержены абсорбции мощного потока информации, интерпретировать которую их никто не обучает. На практике уже в сложившемся обществе данную проблему решить достаточно тяжело, поскольку для большинства молодых людей нет авторитетного мнения, какую информацию из общего потока нужно «отфильтровывать». 

Одной из распространенных проблем влияния мегаполиса является культура межнационального общения. Проблема воспитания у подрастающего поколения культуры межнационального общения, основанной на принципе этнической толерантности, оказывается в центре внимания ученых различных направлений и научных школ. 

На современном этапе развития российского общества, когда происходит смешение различных культур и национальностей, на первый план выходит проблема сохранения и органического развития каждого отдельного этноса в условиях поликультурного пространства. Как ни печально, но до сих пор существуют негативные стериотипы в сознании школьников по поводу национальной принадлежности отдельных учащихся. На этой почве созревают конфликты. Задачей школьного психолога может служить блокирование всех проявлений межнациональной неприязни у школьников. Особо ярко конфликты на этой почве прослеживаются именно под влиянием мегаполиса. Установки на недружеское отношение к национальным меньшинствам закладываются, как правило, в семьях либо в подростковых группировках, действующих как в стенах образовательных учреждений, так и за их пределами. 

Высокая сензитивность младшего школьного возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста в условиях мегаполиса, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача психолога в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Следовательно, выявление школьным психологом определенных установок у школьников поможет проводить коррекционную работу, что, безусловно, благоприятно скажется на учебном процессе. 

Вывод: в целевых установках учащихся могут присутствовать все компоненты аттитюда: когнитивный, при котором целевые установки осознаются школьниками (учащиеся осознают важность образования и получения знаний); аффективный, когда целевые установки выступают как переживание и эмоциональные оценки ситуаций (образовательный процесс школьники считают интересным и оценивают определенным образом результаты своей учебы); конативный, который выражается в определенном поведении (учащиеся проявляют готовность к самостоятельным и дополнительным учебным занятиям). 





























Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1. Программа эмпирического исследования



	Для глубокого анализа и полного раскрытия темы данного исследования была предпринята попытка сравнения школьников, обучающихся в мегаполисе и малом городе. Для этой цели в качестве базы были взяты дети одного возраста, но обучающиеся в г. Москва и г. Электросталь Московская область. Нашей задачей на этом  этапе исследования будет выявление специфики формирования целевых установок у школьников младшего возраста.

Центральной проблемой данного исследования на этом этапе является, прежде всего, выявление особенностей целевых установок учащихся младших классов, обучающихся в столичном мегаполисе путем сравнения их со сверстниками из малого города. Представляется, что разрешение данной проблемы позволит определить и мобилизовать качественно новые возможности повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в образовании. В теоретическом плане эта проблема исследования целевых установок школьников, обучающихся в общеобразовательной школе. В практическом плане это проблема выявления целевых установок учащихся в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.



Гипотеза: формирование целевых установок напрямую зависит от эмоциональных состояний учащихся.

Объект исследования: целевые установки младших школьников средней общеобразовательной школы г. Москвы.

Предмет исследования: специфика целевых установок младших школьников в образовательном процессе средней школы г. Москвы.

В качестве базы нашего исследования мы выбрали среднюю общеобразовательную школу г. Москвы.  

Младший школьный возраст был выбран нами потому, что от характера работы установок зависит и характер человека. Например, если установка возбудима (легкое возникновение иллюзий), то эти люди чаще всего вспыльчивые, экспансивные. У кого низкая возбудимость, то они инертны, пассивны. Если установка динамична (иллюзии не застревают, долго не задерживаются), значит, человек умеет приспособиться к окружению, вынослив в конфликтах. Если статична установка, прочные иллюзии долго не проходят, тогда наоборот. Человек неуживчив, легко ломается в конфликтах. Если установка вариабельна, то человек непоследователен и импульсивен. Если в подростковом возрасте все вышеперечисленные аспекты уже сформированы, то в младшем они только зарождаются. Следовательно, это самая благодатная почва для исследовательской работы психолога, с последующей коррекционной поддержкой. 

 Задачи эмпирического исследования: 

- подбор комплекса методик для исследования;

- эмпирическое исследование формирования целевых установок у школьников; 

- обработка эмпирических данных качественными, количественными статистическими методами.

- вывод и  разработка рекомендации для классного руководителя школьников, участвующих в исследовании.

База исследования: «Московская средняя общеобразовательная школа» и «Средняя общеобразовательная школа г. Электросталь».

 В эксперименте приняли участие учащиеся 1 классов (64 человека), 2 классов (52 человека), 3 классов (48 человек) и 4 классов (51 человек). Всего было протестировано 215 младших школьников двух муниципальных образовательных  учреждений.

Как было замечено в теоретической главе исследования, формирование целевых установок напрямую зависит от эмоциональных состояний учащихся. Целевые установки учащихся представлены в основном эмоционально-познавательными мотивами. Особенность динамики целевых установок выражается в том, что при сохранении иерархии целевых установок в сознании учащихся может наблюдаться изменение количественных показателей отдельных компонентов, например, временное снижение положительных мотивов учебной деятельности. Следовательно, среди выбранных нами методик исследования должны будут присутствовать методики, способные определить эмоциональные состояния у детей. Данный тест отвечает этому запросу;.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44