- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование безработицы, методов ее оценки в Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007289 |
Тема: | Исследование безработицы, методов ее оценки в Российской Федерации |
Содержание
3 Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические основы рынка труда и его особенностей в России 5 1.1 Понятие рынка труда 5 1.2 Особенности рынка труда в России 10 2 Анализ безработицы и методов ее оценки в Российской Федерации 15 2.1 Оценка безработицы в РФ 15 2.2 Основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях 20 Глава 3 Основные проблемы безработицы, направления оптимизации занятости населения 26 3.1 Проблемы безработицы в Российской Федерации и оптимизации государственной политики занятости 26 3.2 Перспективы социальной защиты населения 30 Заключение 33 Список использованной литературы 35 Приложения 38 Введение В настоящее время почти во всех странах, в том числе и в России, проблема безработицы является одной из глобальных проблем развития экономики страны. Именно от уровня безработицы зависит уровень жизни каждого человека, уровень эмиграции, а также наличие квалифицированной рабочей силы. Безработицу нельзя назвать только экономическим явлением – это определенная совокупность экономики, политики, идеологии, культуры государства. На региональном уровне, например, в национальных республиках, большую роль в формировании безработицы играют местные традиции и специфика развития. Безработица является следствием функционирования хозяйственного механизма, порождаемым внутренними противоречиями рыночной экономики. Тем не менее, отсутствие эффективных методов использования трудовых ресурсов зачастую ведет к возникновению новых и обострению старых проблем занятости и росту безработицы. Она часто становится предметом политических споров. Наибольшей угрозой занятости является развал хозяйственных связей, свертывание производства на предприятиях, которые ведут к масштабным сокращениям. Возникает безработица и среди работников с высокой квалификацией, труд которых не может быть задействован в мелких хозяйственных операциях. Объектом исследования является рынок труда Российской Федерации. Предметом исследования является статистический анализ рынка труда, направленный на оценку его состояния и развития. Целью курсовой работы является исследование безработицы, методов ее оценки в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи: раскрыть понятие рынка труда; осуществить анализ структуры рынка труда и безработицы ; дать оценку безработицы в РФ; наметить основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях; выявить проблемы безработицы в Российской Федерации, пути их решения; разработать перспективы социальной защиты населения. Информационную базу курсовой работы составили данные статистических сборников Федеральной службы государственной статистики, основные показатели деятельности Федеральной службы по труду и занятости, а также публикации в периодической печати и официальные Интернет-сайты. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Глава 1 Теоретические основы рынка труда и его особенностей в России Понятие рынка труда На протяжении последних более чем двух десятилетий в России функционирует целостная рыночная система, представленная совокупностью различных видов рынков, взаимосвязанных между собой экономическими отношениями посредством механизмов, обеспечивающих их функционирование. Категория «рынок» устойчиво закрепилась в научном обороте и хозяйственной практике. Сущность рынка как такового, с учетом дуальности его формирования, принято определять как: «1) совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги); 2) абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги, включая такие специфические товары, как рабочая сила, капиталы и т. п.), а также способ этого взаимодействия» Признание товарного характера рабочей силы, вытекающее из приведенного определения, означает, что рынок труда в общей рыночной системе современного российского общества занимает особое место, предопределяемое специфическим механизмом функционирования, присущими данному рынку особенностями и функциями. Сложность познания рынка труда обусловливается его интегрирующей ролью в системе взаимосвязи со всеми видами рынков, составляющих рыночную систему. Базовым элементом познания рынка труда выступает определение его сущности. С этой целью нами проведено обобщение представленных в отечественной и зарубежной экономической литературе трактовок категории «рынок труда». Анализ содержания определений показывает, что при всей кажущейся близости трактовок рынка труда между ними есть определенные отличия, обусловленные ключевым аспектом трактовки категории. Графически это положение можно отобразить следующим образом (рис. 1) Рисунок 1 -Ключевые аспекты трактовки категории «рынок труда» Объективную проблемность отражения всех аспектов рынка труда в одном определении можно подтвердить высказыванием Н.В. Федоровой и О.Ю. Минченковой, по мнению которых, разделяемому нами, «рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики, где не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условий его функционирования, но и отражаются социально-экономические явления, происходящие в обществе. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка - работника и работодателя, зависят спрос на трудовую услугу и ее предложение, соответственно и уровень безработицы». Как и на любом другом типе рынка, взаимодействие продавцов и покупателей рабочей силы на рынке труда обеспечивается посредством рыночной структуры, представляющей собой «совокупность условий, определяющих принятие рыночных решений производителями и потребителями». Наиболее детальное представление рыночной структуры, на наш взгляд, дано в Новой экономической энциклопедии, где главные признаки основных рыночных структур представлены следующим составом: количество продавцов, степень рыночной власти у продавцов (коэффициент Лернера), характер взаимодействия продавцов, рыночная доля фирмы, наличие барьеров для входа и выхода на рынок, степень замещения товаров и услуг, информационное обеспечение рыночных операций, типичные отрасли, инструменты государственного регулирования рынка. Ситуация на рынке труда подвержена влиянию широкой совокупности факторов самой различной природы происхождения, а также действию рыночных механизмов, определяемых типом конкуренции: монополии и монопсонии, олигополии и олигопсонии и т.д. Этот аспект детально исследовался Л.И. Лопатниковым, классифицировавшим типы рынков по количеству продавцов и покупателей в виде матрицы. В зависимости от совокупного проявления факторов формируется конъюнктура рынка труда, представленная тремя разновидностями, определяемыми соотношением спроса и предложения рабочей силы: рынок труда испытывает дефицит предложения рабочей силы - «трудодефицитная» конъюнктура; рынок труда перенасыщен товарным предложением при дефиците рабочих мест и характеризуется высоким уровнем безработицы - «трудоизбыточная» конъюнктура; предложение рабочей силы соответствует спросу на нее, обеспеченному наличием рабочих мест - «сбалансированная» конъюнктура. Таким образом, базовыми элементами структуры рынка труда выступают спрос (потребность в рабочей силе, определяемая количеством рабочих мест), предложение (наличие товара (рабочей силы), определяемое наличием трудовых ресурсов) и цена (стоимостная оценка использования рабочей силы, выражаемая в форме заработной платы и социальных выплат). Объективность существования особенностей функционирования российского рынка труда признается всеми его исследователями, но выделение этих особенностей и их содержание отличаются. При формировании нашей позиции по поводу особенностей функционирования российского рынка труда мы исходим из того, что их следует рассматривать согласно принципу причинно-следственной связи одновременно с особенностями формирования данного рынка (рис. 2). Рисунок 2. -Особенности формирования и функционирования российского рынка труда Первой особенностью формирования российского рынка труда мы определяем свободу владельца рабочей силы в передаче права на ее использование. В данном случае речь идет не только о свободе реализации права на труд (официальном трудоустройстве), но и о свободе выбора сфер профессиональных занятий, способов и форм трудовой деятельности, конкретных работодателей, условий и режимов труда и т.п., т.е. всех факторов влияния на принятие решения о выходе на рынок труда для предложения рабочей силы ее покупателям. Вторая особенность формирования отечественного рынка труда нами определяется как индивидуализированность товара (рабочей силы) и сделок его купли - продажи. Таким образом, следует отметить, что в системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы наемных работников и работодателей, а отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. 1.2 Особенности рынка труда в России Формирование рынка труда в современной России берет свое начало во времена СССР. После распада СССР региональные рынки труда формировались в рамках создания новой экономической системы. Региональные рынки труда в России существенно различаются по уровням занятости и безработицы. В последние годы рост занятости происходит в тех регионах, где развита сфера услуг, а в регионах, где преобладает промышленность и сельское хозяйство, занятость идет на спад. Были созданы региональные службы занятости населения, регионы искали свое место в территориальном разделении труда, происходило создание новых рабочих мест в регионах. В 2008-2009 годах ситуация на региональных рынках труда ухудшилась, что было связано с мировым финансовым кризисом. Выросла безработица, в том числе скрытая, темпы создания новых рабочих мест замедлились, выросли задолженности работодателей по заработной плате. Начиная с 2010 года, в большинстве регионов начались позитивные изменения - сократился уровень безработицы. Но вместе с тем, не смотря на то, что во многих регионах уровень задолженности по заработной плате сократился, в некоторых субъектах он вырос более чем в 10 раз. В настоящее время основой реализации стратегий развития регионов в России являются инвестиционные проекты. Общее экономическое развитие экономики региона определяется реализацией частных инвестиционных проектов. Во всей России в целом, и в частности, в большинстве ее регионов имеет место недостаток инвестиций. Это вызывает конкуренцию между регионами за инвестиционное финансирование. Со своей стороны, инвесторы повышают требования к регионам особенно в сфере гарантий и разделения рисков. Рабочие места создаются путем создания средних и малых предприятий. В стратегии развития России до 2020 года говорится о том, что формирование инновационных видов занятости, развитие образовательного и научно-технического потенциала будет происходить преимущественно в городских агломерациях. Для стимулирования территориальной мобильности граждан и повышения возможности их выхода на наиболее перспективные рынки труда, в поддержку агломераций предлагается выделять субсидии для развития их инфраструктур В свою очередь, государство получает неоспоримые экономические выгоды от официальной занятости населения. Во-первых, это взимание налогов. Кроме сложностей, связанных с оценкой состояния рынка труда, сокрытие операций по оплате труда значительно сокращает налоговые поступления в бюджет. Также оплата труда в российской экономической модели включает в себя смешанный доход, то есть доход домашних хозяйств, выражающийся в натуральной или денежной форме, в зависимости от того, направлено производство на личное потребление или на продажу продукции. Кроме того, существуют и неэкономические факторы, влияющие, в частности, на предложение труда. К таким факторам относятся, прежде всего, демографические факторы: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, продолжительность жизни. В 21 веке в России еще не окончательно преодолен отрицательный естественный прирост населения, хотя смертность населения уменьшилась. Растет продолжительность жизни россиян, в прошлом 2015 г. она составила 70,8 лет . Следует учитывать также такие показатели, как численность активного трудоспособного населения, количество отработанного времени, качественные параметры труда, иммиграцию. Некоторое представление о спросе и предложении на труд в России можно получить исходя из данных, представленных Общероссийским банком вакансий на конец декабря 2015 года. Предложение труда имеет следующую структуру: для работников с опытом работы самыми востребованными среди рабочих профессий являются подсобные рабочие (81000 чел.), среди служащих профессий -специалисты (29000 чел.). Для работников, имеющих профессию, но без опыта работы среди рабочих профессий самыми востребованными являются повара (4000 чел.), среди служащих профессий -техники (4500 чел.). Спрос на труд представлен так: самыми востребованными среди рабочих профессий являются подсобные рабочие без опыта работы (107000 вакансий), среди служащих -медицинские сестры (31000 вакансий) Занятость в российской экономике довольно устойчива. Вместе с тем, между изменением занятости и изменениями объемов производства не прослеживается явной зависимости. Существует и еще одна специфическая черта российской модели рынка труда 21 века - гибкость рабочего времени. На пути перехода от командной к рыночной экономике было резко сокращено рабочее время. В то же время, многие работники были заняты в режиме неполного рабочего времени. Была распространена практика вынужденных отпусков по инициативе администрации. После того, как российская экономика пошла на подъем, использование неполного рабочего времени и административных отпусков стало сокращаться. Гибкость рабочего времени способствует стабилизации занятости. Но на российском рынке труда сохраняется и увеличивается , к сожалению, такая форма занятости как неформальная занятость. Согласно оценкам Росстата за 1999 - 2015 гг. удельный вес неформальных работников среди всех занятых увеличился примерно в 1,5 раза - с 12,4 до 19,0%. Практически весь этот прирост обеспечила одна группа работников - работающие по найму на неформальной основе у физических лиц. Ее вклад в общую численность занятых вырос за этот период с 3,8 до 10,3% Однако, оценка Росстата не включает в себя количество работников, занятых на предприятиях формального сектора, но работающих без официального оформления. Высшая школа экономики в рамках Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения проводит оценку неформальной занятости населения с учетом именно таких работников. По этим данным на протяжении всех 2000-х годов доля неформальных работников в общей численности составляла 25% Несмотря на разные подходы к оценке уровня неформальной занятости, мы видим, что ее доля на рынке труда достаточно велика. В конечном счете специфику функционирования рынка труда в России в 21 веке определяет государственная политика занятости населения (ГПЗН), которая, в отличие от политики на рынке труда, является частью социально-экономической политики государства и направлена на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда. Эффективность ГПЗН в настоящее время определяется, во-первых, эффективностью деятельности служб занятости, во-вторых, эффективностью пособий по безработице, в-третьих, эффективностью осуществления программ занятости и в, четвертых, эффективностью финансирования политики занятости. Но только два показателя: первый и третий могут показать средний уровень эффективности ГПЗН в России. Второй и четвертый показатели в настоящее время неэффективны - это очевидно. Что касается эффективности программ занятости. Здесь необходимо отметить, что для России следует учитывать специфику развития и размещения производительных сил по регионам. Принимаются программы занятости для трудоизбыточных регионов, направленные на максимальную загрузку имеющихся предприятий и перевод их на многосменный режим работы. И принимаются программы занятости для трудонедостаточных регионов, когда целесообразно учитывать развитие высокопроизводительных отраслей и технологий, обеспечивающих высвобождение работников от неквалифицированного труда, расширение практики совместительства и использование труда мигрантов. В 2015 г. из 82 регионов России благополучными считались 45, больше половины. 2 Анализ безработицы и методов ее оценки в Российской Федерации 2.1 Оценка безработицы в РФ На резкий рост численности безработных в современной России повлиял мировой кризис 2008 года. Еще одним фактором явился локальный российский кризис 2014–2015 гг., ставший следствием двусторонних санкций. Любой экономический кризис, независимо от причин, о которым он возник, вызывает снижение спроса у покупателей и нехватку средств на осуществление своих проектов у крупных предприятий – им приходится экономить за счет сокращения производства. Один из наиболее распространенных способов экономии – сокращение сотрудников. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. По итогам обследования рабочей силы (обследования населения по проблемам занятости) численность рабочей силы в I квартале 2016 г. составила 76,0 млн. человек, что на 12,1 тыс. человек меньше чем было в I квартале 2015 года. Численность занятых в экономике в I квартале 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилась на 126,7 тыс. человек и составила 71,5 млн. человек. Это привело к увеличению безработных, общая численность которых в среднем за I квартал составила 4,5 млн. человек или 5,9 % рабочей силы. Уровень общей безработицы (с исключением сезонного фактора) в конце I квартала 2015 г. ожидаемо увеличился с 5,4 % рабочей силы в феврале до 5,6 % в марте (рис. 3). Что говорит о том, что работодатели оптимизировали численность работников, сократив излишки. По данным Минтруда России, с января 2016 года неполная занятость постепенно росла и к концу марта численность работающих неполное рабочее время, находящихся в простое по инициативе администрации и в отпусках по соглашению сторон увеличилась до 338,1 тыс. человек, что на 82,5 тыс. человек больше, чем было на 13 января 2016 года. Рисунок 3. - Уровень общей безработицы В январе-феврале 2016 г. численность официально зарегистрированных безработных продолжала рост, начавшийся еще в октябре прошлого года. Однако в марте текущего года она осталась на уровне февраля. В среднем за I квартал 2016 г. по Российской Федерации в органах службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1 млн. человек, что на 77,7 тыс. человек больше, чем за соответствующий период 2015 года. Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в марте 2016г. составил 64,9% (табл. Приложения 1). Численность занятого населения в марте 2016г. увеличилась по сравнению c февралем на 58 тыс.человек, или на 0,1%, по сравнению с мартом 2015г. уменьшилась на 70 тыс.человек, или на 0,1%. Численность безработных в марте 2016г. по сравнению с февралем увеличилась на 137 тыс.человек, или на 3,1%, по сравнению с мартом 2015г. - на 64 тыс.человек, или на 1,4%. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,3 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2016г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1062 тыс.человек, что на 0,7% меньше по сравнению с февралем и на 6,0% больше по сравнению с мартом 2015 года. Среди безработных (по методологии МОТ) доля женщин в марте 2016г. составила 45,4%, городских жителей - 65,5%, молодежи до 25 лет - 21,6%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 23,2%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей (8,8%) по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей (5,1%). В марте 2016г. это превышение составило 1,7 раза. В марте 2016г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,9%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 25,8% (в марте 2015г. - соответственно, 21,9% и 24,9%). Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (рис. Приложение 2). Спрос на труд в течение I квартала 2016 г. оставался стабильно низким. Несмотря на то, что в марте потребность работодателей в работниках незначительно выросла, в среднем за I квартал 2016 г. в банке данных органов службы занятости было 1,1 млн. вакантных рабочих мест против 1,2 млн. в I квартале 2015 года. Небольшой рост потребности работодателей в работниках в марте текущего года привел к некоторому снижению коэффициента напряженности до 108,6 человек со 113,0 человек на 100 заявленных вакансий в феврале 2016 г. Несмотря на это в I квартале 2016 г. коэффициент напряженности увеличился до 110,2 человека (за соответствующий период 2015 года – 95,2 человека). В январе-феврале 2016 г. продолжилось сокращение числа оформленных разрешений на работу иностранным гражданам, в связи с принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также с договором о Евразийском экономическом союзе. Так, за 2 месяца 2016 г разрешений на работу оформлено 8,5 тыс. иностранным гражданам, что на 71 % меньше, чем в тот же период 2015 г. (29,3 тыс. иностранным гражданам). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1359 утверждена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в размере 213,9 тыс. разрешений (в том числе резерв квоты – 49,4 тыс. разрешений). В рамках установленной квоты иностранным гражданам оформлено 1,4 тыс. разрешений на работу, что на 78,4 % меньше, чем в 2015 году (6,5 тыс. разрешений). Таким образом, по состоянию на 1 марта 2016 г. квота на выдачу иностранным гражданам, разрешений на работу в целом по Российской Федерации исчерпана менее чем на 1 процент. Среди иностранных работников - визовиков почти две трети от общего числа оформленных разрешений на работу приходится на граждан КНДР (34,7 %) и Китая (30,9 %), далее следуют граждане Турции (11,3 %), Вьетнама (7,3 %) и Сербии (3,3 процента). Регионами-лидерами по количеству оформленных разрешений на работу являются г. Москва – 26,5 % от общего числа оформленных разрешений, Приморский край – 5,5 % и Амурская область – 5,3 процента. Численность официально зарегистрированных безработных и потребность в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости населения (на конец периода) представлена на рисунке Приложения 3. Основными профессиями, по которым оформлялись в январе-феврале 2016 г. разрешения на работу, были: каменщик, подсобный рабочий, штукатур, бетонщик, менеджер, арматурщик, плотник, швея, повар, маляр. В январе-феврале 2016 г. снизилось количество оформленных разрешений на работу квалифицированным специалистам с 1,4 тыс. разрешений за 2 месяца 2015 г. до 1 тыс. разрешений в тот же период текущего года. Граждане Китая составляют 34,5 % от общего числа квалифицированных специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России, далее следуют граждане Сербии (14,8 %) и Турции (8,6 процента). Основными профессиями, по которым оформляются разрешения на работу для квалифицированных специалистов, являются: техник-технолог, генеральный директор предприятия, инженер-технолог, инженер по качеству, директор по экономике, техник по наладке и испытаниям. В 2016 г. продолжилась реализация положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов (ВКС), создание комфортных условий для их пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации. За 2 месяца 2016 г. ВКС оформлено 3,7 тыс. разрешений на работу, что на 1,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (3,6 тыс.), в том числе визовикам – 2,5 тыс. разрешений или 68,8 % всех оформленных разрешений на работу. Наибольшее количество разрешений на работу ВКС оформлено специалистам из Китая – 540 разрешений, Вьетнама – 280 разрешений, Филиппин – 205 разрешений, Сербии – 104 разрешения и Украины – 101 разрешение. Таким образом, получить общее представление о масштабах безработицы и ее влиянии на общество можно, лишь проанализировав множество факторов, причем итоговый вывод не всегда может быть однозначно верным. Однако точное представление об уровне безработицы, структуре и материальном положении безработных позволяет делать прогнозы и выстраивать долгосрочную стратегию по борьбе с безработицей активными и пассивными методами. 2.2 Основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях В целях содействия занятости граждан и предотвращения роста напряженности на рынке труда Российской Федерации в 2015 г. была продолжена реализация мероприятий активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в том числе на локальных рынках труда, и содействия занятости отдельных категорий граждан. Реализация мероприятий активной политики занятости населения осуществлялась органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках исполнения полномочий по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения, которые с 2012 г. закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В 2015 г. органами службы занятости были предоставлены следующие государственные услуги: по профессиональной ориентации - 2607,9 тыс. человек (в 2014 г. - 2591,1 тыс. человек), из них 1339,0 тыс. безработных граждан или 46,0% от общей численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в течение отчетного периода (в 2014 г. - 1254,2 тыс. безработных, 46,7%); по социальной адаптации - 259,8 тыс. безработных граждан или 8,9% от общей численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в течение отчетного периода (в 2014 г. - 245,7 тыс. человек, 9,2%); по психологической поддержке - 206,3 тыс. безработных граждан или 7,1% от общей численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в течение отчетного периода (в 2014 г. - 200,4 тыс. человек,7,5%). Государственную услугу по содействию самозанятости получили 76,3 тыс. человек или 2,6% от общей численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в течение отчетного периода (в 2014 г. - 71,2 тыс. человек, 2,7%). В течение 2015 года в оплачиваемых общественных работах приняли участие 301,3 тыс. человек (в 2014 г. - 344,4 тыс. человек), из них 246,9 тыс. безработных граждан или 8,5% от общей численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в течение отчетного периода (в 2014 г. - 286,0 тыс. человек, 10,7%). На временные работы трудоустроены 50,3 тыс. человек или 1,7% от общей численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в течение отчетного периода (в 2014 г. - 55,6 тыс. человек, 2,1%). Самостоятельность субъектов Российской Федерации в формировании средств на реализацию мероприятий по содействию занятости населения позволяет им уделять больше внимания мероприятиям, которые наиболее эффективны и востребованы в конкретном субъекте Российской Федерации, обеспечить адресность предоставления государственных услуг. Вместе с тем, уровень обеспеченности государственными услугами в области содействия занятости населения, качество их оказания имеют существенные региональные различия. В целом по Российской Федерации органы службы занятости не обеспечили в 2015 г. уровень доступности услуг на уровне доступности 2014 года. В 2015 г. услуги по профессиональной ориентации получили 33,0 тыс. пенсионеров, стремящихся возобновить трудовую деятельность (в 2014 г. - 31,8 тыс. человек). Приступили к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию 4,9 тыс. пенсионеров (в 2014 г. - 6,1 тыс. человек), завершили профессиональное обучение, получили дополнительное профессиональное образование 4,8 тыс. пенсионеров (в 2014 г. - 6,0 тыс. человек), в том числе по профессиональной подготовке, переподготовке - 3,5 тыс. человек, повышению квалификации - 1,3 тыс. человек (в 2014 г. - 4,4 тыс. человек и 1,6 тыс. человек соответственно). В 2015 г. приступили к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию 17,9 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (в 2014 г. - 16,3 тыс. человек). Завершили профессиональное обучение, получив дополнительное профессиональное образование, 17,8 тыс. человек (в 2014 г. - 16,1 тыс. человек), в том числе путем профессиональной подготовки, переподготовки - 11,1 тыс. женщин, повышения квалификации - 6,8 тыс. женщин (в 2014 г. - 9,6 тыс. женщин и 6,5 тыс. женщин соответственно) . В 2015 г. 18,5 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, получили профессиональную ориентацию в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения (в 2014 г. - 16,7 тыс. женщин). Система мер по совмещению женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью, а также механизмы их реализации способствовали: занятости женщин в возрасте 20-49 лет, имеющих детей до 18 лет, на уровне 76,0% от общей численности женщин данного возраста, что превысило аналогичный показатель для всего населения на 10,7%; снижению уровня безработицы среди женщин в возрасте 20-49 лет до 4,7% от численности экономически активного населения, что на 0,9% ниже аналогичного показателя для всего населения. Особое внимание в 2015 г. уделялось вопросам трудоустройства инвалидов. Основными причинами, сдерживающими трудоустройство инвалидов, являются недостаточно активная информационно-разъяснительная работа по реализации мероприятий, проводимых органами службы занятости, отсутствие условий для трудоустройства инвалидов I и II группы инвалидности. Из числа трудоустроенных инвалидов 9729 человек или 67,4% от общей численности трудоустроенных инвалидов имеют III группу инвалидности, 4383 инвалида (30,4%) имеют II группу и 319 инвалидов - I группу (2,2%). Расходы федерального бюджета на реализацию данного мероприятия составили 948,4 млн. рублей или 98,4% от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2015 году. С учетом средств бюджетов субъектов Российской Федерации (1486,45 млн. рублей) общий объем бюджетных ассигнований на реализацию данного мероприятия составил 2450,13 млн. рублей. В 2015 г. средний размер возмещения затрат за счет средств субсидий из федерального бюджета на оборудование (оснащение) для незанятого инвалида одного рабочего места составил 72,69 тыс. рублей. Всего за период 2013-2015 гг. было создано 43,9 тыс. специально оборудованных (оснащенных) рабочих мест. Уровень трудоустройства инвалидов на 1 января 2016 г. составил 42,4% от численности обратившихся в органы службы занятости инвалидов за содействием в поиске подходящей работы. Защита от безработицы в рыночной экономике является обязательным элементом государственной политики, направленной на решение важных социально-экономических задач. В 2015 г. среднемесячная численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 967,9 тыс. человек. Получателями социальных выплат являлись более 80,0% граждан, признанных в установленном порядке безработными. Средний размер выплаты пособия по безработице в целом по Российской Федерации в 2015 г. составил 3361,1 рубля (в 2014 г. - 3202,2 рубля). По состоянию на 31 декабря 2015 г. обязательства Российской Федерации по обеспечению гарантий социальной поддержки безработных граждан выполнены в полном объеме, задолженности по выплате пособий по безработице не выявлено. Вывод. В результате проведенных исследований, стало известно, что на начало 2016 года уровень безработных в нашей России составляет 6% от общего количества экономически и физически активных людей. В нашей стране существуют меры социальной защиты безработных, которые представлены в виде выплаты «пособий по безработице». Пособие по безработице - денежная выплата гражданам, которые были признаны безработными в установленном надлежащем порядке. Для получения статуса безработного необходимо зарегистрироваться в государственной службе занятости и подождать 11 дней. Если по окончании этого срока служба занятости не найдет безработному работу по его специальности и в соответствии с его квалификацией, только тогда гражданин становится безработным официально и получает право на пособие по безработице. Минимальная величина пособия на сегодняшний день составляет 850 рублей, максимальная же 4 900 рублей. Глава 3 Основные проблемы безработицы, направления оптимизации занятости населения 3.1 Проблемы безработицы в Российской Федерации и оптимизации государственной политики занятости С развитием кризисных явлений в экономике России вопросы безработиы и управления занятостью населения выдвигаются на передний план на всех уровнях управления При этом роль государства в этом процессе возрастает стремительно и требует осмысления применяемых методов и инструментов, приоритетов в управлении и разработки новых подходов, позволяющих эффективно решать проблемы занятости населения и давать ответы на современные вызовы. На рисунке 4 четко прослеживается тенденция сокращения занятости н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Коллизии в национальной системе Российской Федерации противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов Российской Федерации
- Коллизии в национальной системе Российской Федерации противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов Российской Федерации
- Понятия и обзор современного состояния инвестиций, а также исследование методов оценки эффективности социально-ответственных инвестиционных проектов