VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исламский фактор в общественно-политической жизни приволжского федерального округа

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010815
Тема: Исламский фактор в общественно-политической жизни приволжского федерального округа
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА

Факультет международных отношений,
экономики и управления




Стригунова Екатерина Игоревна





«Исламский фактор в общественно-политической жизни Приволжского Федерального Округа»



Курсовая работа
Направление подготовки 41.03.05 – международные отношения









Выполнила:
Стригунова Екатерина Игоревна , 301 А МО
Научный руководитель:

Доцент кафедры Международных отношений и политологии Морозова Наталья Михайловна








Нижний Новгород
2018

Содержание

Введение

Глава 1. Исламский мир как субъект российского современного общества

1.1 Основы ислама как религии……………………………………………….6

1.2 Основные политические концепции современного ислама…………...17

1.3 Культурно-исторические особенности ислама в России……………...21

Глава 2. Влияние ислама на региональный политический процесс

2.1 Приволжский Федеральный Округ как перекрёсток традиционных религий……………………………………………………………………...26

2.2 Особенности деятельности мусульманских организаций в Приволжском Федеральном Округе…………………………………..……

2.3 Роль исламского фактора в возникновении конфликтов в Приволжском Федеральном Округе………………………..…………….

Заключение

Список использованных источников и литературы































2

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения динамичной эволюции, политизации и радикализации российского ислама, последовавшими за «исламским возрождением» 90-х гг., которые непосредственно влияют на каждую сферу жизни российского общества.

      Россию, как и весь мир, затронули изменения и трансформация современного миропорядка, обусловленного существенным воздействием на формирование современных международных отношений таких тесно переплетающихся между собой аспектов как международный терроризм и исламский фактор. Поскольку Россия является многоконфессиональным государством, вышеупомянутые факторы напрямую влияют на формирование

политического курса страны. На современном этапе наблюдается трансформация традиционного ислама в России в более радикальные его формы, что вызывает угрозу подмены ценностей традиционного российского ислама экстремистскими воззрениями исламистских сект. Являясь идеологическим обоснованием деятельности радикальных структур, ислам выходит за рамки духовной сферы и становится частью политики.

      Исследования различных способов влиянияя ислама на внутреннюю и внешнюю политику России, его степень и возможные последствия сохраняют свою актуальность. Т.к. необходимо разработать теоретическую базу в

вопросах оптимизации этноконфессиональной политики России, направленную на стабилизацию общественных отношений, сохранение территориальной целостности и существующего конституционного строя в стране.

Объектом исследования в данной работе выступает мусульманская общность России и представляющие ее духовные управления и общественно-политические организации мусульман.




3

      Предмет исследования- место и роль ислама в общественно-политических процессах в современной России.

      Цель работы заключается в анализе текущего положения исламской традиции в России и выявлении путей координации действий религиозных лидеров России в отношении проблемы радикализации традиционного ислама в России.

      Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- проанализировать  и  описать  доктринальные  основы  ислама  как

религии;

- выявить основные политические концепции современного ислама ;

      - рассмотреть и систематизировать культурно- исторические особенности традиционно ислама в России;

- выявить причины кризиса и радикализации традиционного ислама в

России;

      - выявить особенности участия мусульманских организаций во внутренней и внешней деятельности российского общества;

- проследить динамику и дать оценку исламо-православному диалогу

в России  как стабилизирующий фактор ;



Методы исследования. В процессе написания работы также использовались такие общенаучные методы как индуктивно-дедуктивный метод, принцип историзма, структурно-функциональный метод, наблюдение, сбор информации, синтез, описание и систематизация, сравнительный анализ.

   В отечественной историографии проблеме изучения причин роста радикализма на Северном Кавказе и в ПФО посвящено множество научных трудов. В частности проблемам северокавказского экстремизма посвящены работы Добаева И.П., Малашенко А.В., Текушева И. и Абдулатипова Р.Г. и ряда других ученых-кавказоведов. Отдельно следует выделить авторитетное

мнение	духовных	мусульманских	лидеров,	в	частности,	Фарисова	Ф.Ф.,

4

Якупова В.В., которые также анализировали современные проблемы эволюции российского ислама.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список источников

и литературы. В первой главе даются основные идеи ислама как мировой религии, его доктринальные особенности, а также культурно-исторические особенности развития традиционного ислама в России. Во второй главе анализируются деятельность мусульманских организаций в контексте внутренней и внешней политики России, и связанные с этим проблемы.




















































5

Глава 1. Исламский мир как субъект российского современного общества.

1.1 Основы ислама как религии.

Наряду с христианством и иудаизмом ислам является мировой религией. На сегодня ислам – одна из самых распространенных религий: её приверженцев можно найти на каждом континенте, особенно они многочисленны в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Несмотря на такую широкую географию, последователи ислама со всего мира, составляют единую культурную единицу, поэтому правомерно говорить об исламском типе культуры. На сегодняшний день ислам исповедует около 1,3 млрд. человек. В XX веке ислам имел самые высокие темпы роста числа верующих среди мировых религий. Этот рост в основном обусловлен не переходом верующих из других религий в ислам, а скорее высокой рождаемостью у мусульманских восточных народов.

Ислам - самая молодая из мировых религий. Считается, что она впитала в себя всё лучшее от возникших ранее монотеистических конфессий для создания своей уникальной системы, которая значительно ближе к реалиям жизни, чем другие религии. Исламская этика отличается своей практичностью, она интересуется не общими принципами поведения человека, а конкретикой: Коран даёт достаточно чёткую регламентацию жизни верующих.

 Ислам возник в первой половине VII века в северо-западной области Аравийского полуострова. На вопросы, связанные с историей возникновения ислама и причинами его быстрого укрепления и распространения, исследователи уже много лет ищут ответы, однако единой стройной теории, объясняющий этот феномен, к сожалению, пока не существует, но этот факт лишь подогревает интерес к вопросам об истоках ислама и его философии.



6

Ислам охватывает все сферы общественной и личной жизни мусульман,

поэтому ислам иногда называют тотальной религией. Духовная жизнь в

исламских странах не только всегда была под строгим надзором религии, она

была её частью, всё происходила в рамках ислама, духовная сфера была

исламской не только по сути, но и по форме. Это непривычно западному

человеку для понимания, ведь христианство в Европе играло несколько

другую роль. Даже во времена господства святой инквизиции, христианство

полностью не исключала светскую власть. На Востоке не прижилась идея о

том, что общество может существовать вне религии, поэтому европейская

структура «личность-семья-общество-государство» не находит аналогов в

мусульманском мире. Даже в таких секулярных странах как Сирия, Турция,

Египте ислам продолжает оставаться официальной идеологией.

Мусульманская умма соединяет в себе и личность, и семью, и общество , и

само государство. Еще не так давно в мусульманских странах было полное

сращивание государственной и церковной власти: глава государства

(араб.халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство

составляло штат его советников, суд также находился в руках духовных лиц.

Правосудие осуществлялось по религиозным законам - шариату.

Осуществляли помощь в его толкование и следили за выполнением норм

шариата мусульманские богословы. Мусульманские духовенство выполняет

больше светские, чем чисто религиозные функции.

Отличительной чертой любой религии являются её догматы и культовые действия. На формирование обрядов и ритуалов оказывают влияние конкретные географические и исторические условия возникновения и развития религии. Ислам в этом отношении обладает достаточно сложной религиозной обрядностью. Он впитал в себя и объединил множество сторон существовавшей до него обрядности язычества, иудаизма, христианства и других восточных религий и в этом отношении исламская обрядовая система носит синкретический характер. Догмы ислама оформились не сразу, а значительно позже появления как такой религии. В первые века
7

существования исламской государственности исламское вероучение представлялось как некий свод, кодекс предписаний и указаний, регулирующих поведение и взаимоотношение людей в обществе. Указывая на эту особенность, известный советский историк-востоковед И.П Петрушевский писал : «… Первоначальный ислам, как и все религии слаборазвитых обществ мало внимание уделял догматике, больше значения придавая обрядности и религиозной жизни».1

Ислам, будучи определенным, не только как религия, но и всеобъемлющий образ жизни, на протяжении веков подвергался некоторым изменениям, но общие постулаты, переходя от поколения к поколению, остались неизменными.

Основной источник вероучения в исламе – Коран. Коран - мировоззренческое ядро исламской культуры. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками. Сам Мухаммед ничего не писал, он был неграмотен. Ученики Мухаммеда выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями. На момент смерти Мухаммеда новое вероучение было еще не совсем оформлено. После него остались разрозненные записи изречений и поучений, сделанные в разное время. Из этих записей около 650 года был сделан свод, получивший название «Коран» («чтение»). Книга эта была объявлена священной (оригинал Корана находится у Аллаха). Вскоре были составлены и комментарии к Корану. Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены по размеру: более длинные ближе к началу, более короткие – к концу. Первую суру – «Фатиха», что означает «Открываюшая» – обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она


1 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в XII-XV. Отв. редактор В. И. Беляев. — Л.1966.С.62

8

означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Все изречения, в которых говорящим лицом является Аллах, относят к числу откровений, все прочие к преданиям. Коран написан на арабском языке и как священная книга не может быть переведен на другие языки. Вследствие этого каждый мусульманин должен знать арабский язык, что приводит к созданию единого языкового и культурного поля. Классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы, религии. Другая часть религиозной литературы мусульман – это сунна. Сунна (буквально – «образец», «пример»; полное название – «Сунна посланника Аллаха»). В первую очередь это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран

и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитетности предводителей верующих.

Однако не все мусульмане признают сунну, признающие ее называются суннитами, они составляют большинство среди исповедующих ислам.

Мусульманин должен твердо верить, что есть только один Бог – Аллах. Культ Аллаха – всемогущего, всемилостивого, бессмертного, милосердного Бога. Аллах абсолютная ценность, но нечто внешнее по отношению к человеку. Даже к людям он обращается через «махди» (араб.посланник, пророк). Мухаммед был его посланником-пророком, через которого было дано божественное откровение, до него Бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но их учения были искажены во многом их последователями, поэтому Мухаммед как последний выше их всех. Ислам - единственная истинная религия, хотя ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другие религии, считая их «людьми писания», так как и у

9

христиан,и у иудеев есть свои священные книги. Традиционный ислам очень веротерпим к этим конфессиям. Абсолютные не правы те, кто утверждают обратное. Сегодня довольно распространено мнение о том, что Коран взывает к насилию и нетерпимости, а пророк Мухаммед преподносил свое учение с мечом в одной руке и с Кораном в другой. Но все эти утверждения не выдерживают критики, если заглянуть в Коран, в котором сказано: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» 2

Священная книга мусульман утверждает полную свободу личности во всем, что касается предпочтения той или иной веры и абсолютную независимость человека в том, что относится к выбору пути: «Мы показали ему путь, он же может быть благодарным, либо неблагодарным»3.

«Истина – от вашего Господа, так что пусть кто хочет, тот верует, а кто не хочет, тот не верует»4. Это утверждает уважительное отношение Ислама к другим религиям (христианству, буддизму, иудаизму) и полную свободу личности в религиозных предпочтениях и абсолютную независимость человека в выборе его пути.

Сторонники радикального ислама в защиту своей позиции часто используют термин священной войны с неверием – джихад, упоминание о котором действительно есть в Коране. Но в священном писании этот термин обозначает «борьба на пути Аллаха», а не терроризм, поджоги, убийства, как это зачастую преподносится специально или по незнанию в средствах массовой информации. Пророк Мухаммед разделил джихад на малый и большой. Малый джихад – это в прямом смысле слова борьба с оружием в руках против врагов, нападающих на твою страну, дом , семью. Коран предписывает бороться с захватчиками и всякими притеснителями свободы вероисповедания. В этом случае каждый мусульманин обязан защищать себя, свою семью и страну от врагов. «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет


2 Коран( 2:256)/Пер.с арабского Шумовский Т.А.- С. 1995.

3 Коран( 76:3)/Пер.с арабского Шумовский Т.А.- С. 1995.

4Коран (18:29)/Пер.с арабского Шумовский Т.А.- С. 1995.
10

искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то посягать можно только на беззаконников»5. Именно за эти строки чаще всего цепляются исламские радикалы, находя в этом призыв к обращению немусульман в свою религию, забывая об истинном назначении джихада и, что согласно писанию есть более важная, глубокая борьба с самим собой – большой джихад. Большой джихад мусульманина – это борьба со своим внутренним «я». Борьба против невежества, алчности, жадности, высокомерия, зависти и против наущений дьявола, иными словами

– борьба против своих слабостей, человеческих пороков и отрицательных внутренних качеств. Джихад – это воспитание своего внутреннего духовного мира.

Гордон Ньюби- один из авторитетнейших профессоров по Среднему Востоку, касаясь военных аспектов термина джихад, делает акцент на то, что это не продукт классического мусульманского права, а более поздняя идеологическая разработка отдельных группировок и личностей. Он говорит о более поздней интерпретации хариджитами термина джихад, превращённого в вооружённую священную войну с вероотступниками и борьбу за установление абсолютного исламского имама с нормативно-правовой база шариата6.

Таким образом, традиционное, истинное значение джихада не имеет ничего общего с деятельностью современных исламских экстремистских группировок вроде ИГИЛ, Боко Харам, ХАМАС и т.д. Члены подобных группировок не могут называться мусульманами. Истинные сторонники ислама не несут смерть и страх по всему миру, они не подрывают себя и невинных людей. Потому что самоубийство, как и в любой другой религии,

– это смертный грех, а если оно повлекло гибель множество ни в чём не повинных людей– это ужасное и бесчеловечное преступление против


5 Коран (2:193) )/Пер.с арабского Шумовский Т.А.- С. 1995

6 См. Gordon. N. A concise encyclopedia of Islam Oxford: Oneworld//пер.с англ. Newby. Краткая энциклопедия ислама.- М: ФАИР-ПРЕСС.2007.С.372

11

государства, народа, природы человека и, конечно же, против ислама. Ошибочно и считать таких людей шахидами, ведь шахид – это не террорист-смертник и не грозный воин с мечом в руках, а мученик за веру. Шахид не убивает себя и других людей, а умирает за веру, защищая свою религию, семью и страну.

В современном обществе, подвергнутого необратимым процессам глобализации, когда немусульманский и мусульманский миры существуют в рамках одной страны, задача ислама, как и впрочем, любой другой религии,

состоит в том, чтобы достичь лучшего взаимопонимания в спокойной среде, работать и молиться ради всеобщего мира и справедливости, а также сотрудничать друг с другом в вопросах добродетели и достоинства, чтобы остановить терроризм, агрессию и насилие против невинных людей. Это и есть сегодняшний джихад.

Жизнь мусульманина определяется пятью типами действий, которые он совершает, все действия мусульманина должны быть основаны на религиозной традиции, закрепленной Кораном, сунной, шариатом. Они обязательны для исполнения каждым мусульманином, иначе их называют Столпы ислама:

1. Шахада- признание Аллаха единственным Богом, а Мухаммеда его посланником. Формула принятия ислама : «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий» - проста. Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорождённому младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Несмотря на то, что верующий мусульманин произносит эти слова не единожды за день, по крайней мере, один раз в жизни он должен произнести их правильно, вдумчиво, с полным пониманием и с искренней убеждённостью в их истинности. Вероотступничество, подкреплённое глумлением над верой может наказываться смертью (кроме этого смертельное


12

наказание предусмотрено только за преднамеренное убийство и демонстративную супружескую измену).

2. Система молитв «салят» (намаз – иранский термин) 5 раз в день. Она осуществляется на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи и является обязательной, может осуществляться в любом месте, после омовения, если воды нет, допускается замена на песок, . Молитву чаще совершается индивидуально, нежели группами, обратившись лицом к Мекке. Знание того, что братья и сёстры во всех уголках земного шара делают то же самое, создаёт чувство участия во всемирном братстве, даже когда мусульманин находится в одиночестве. Содержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и о прощении. Перед молитвой следует заявить намерение вслух или про себя. Молитва предполагает полное подчинение воле Аллаха и сосредоточение душевных сил. Молитва и богопочитание в исламе – это не только личная обязанность каждого, но и акт общей веры. В процессе молитвы недопустимы смех, плач, посторонние разговоры, иные действия, отвлекающие от главного – молитвы.

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (араб. «масджит» – «место, где совершают земные поклоны»). Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет – башню, с которой возглашают призыв на молитву. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. Внутри мечети в одной из стен делают михраб – нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом – всё равно что стоять перед лицом Бога. С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием со многими функциями. Для прибивания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в
13

мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части. Либо в особых изолированных галереях мечети. Если у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина («призывающего»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан( «молитвенный призыв»)

3. Пост рамазан в девятый месяц по лунному календарю, установленному Мухаммедом (мусульмане ведут летоисчисление, основываясь на лунный годичный календарь, который на 11 дней меньше солнечного, поэтому пост наступает каждый год в разное время). Рамадан – священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был первоначально призван как пророк, а через десять лет принял решение перейти из Мекки в Медину. В память об этих двух великих событиях все мусульмане, которым это позволяет здоровье, постятся на протяжении всего Рамадана.В этот особый период запрещается есть и пить, предаваться веселью и плотским утехам при свете дня. Мусульманам разрешается умеренно есть и пить после заката и пред восходом солнца.Пост служит для укрепления веры «нийя». У поста есть несколько достоинств. Он заставляет людей задуматься, поразмыслить о своём духовном состоянии. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться его требованиям, будет легче умерить свой аппетит и в другое время. Он также напоминает человеку о его бренности и зависимости от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовётся на страдания окружающих.Исключение делается для больных, детей и путешествующих, они могут и должны держать пост в другое время.


14

4. Паломничество «хадж» в Мекку, по местам, где жил и проповедовал пророк Мухаммед, посещение храма Каабы (черный камень) по возможности хотя бы раз в жизни мусульманин должен осуществить. Прибыв в Мекку, паломники снимают свою одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положение и достатке: царь и раб встают равными перед Богом. Первым действием является обход вокруг Каабы. За этим следуют другие обряды, изображающие сцены из библейской истории. Паломничество является не только сугубо религиозным обрядом; оно также идёт на пользу международным отношениям. Хадж собирает вместе людей из

разных стран, показывая, что у них есть общая вера, объединяющая, их, несмотря на возможные конфликты между их государствами. Паломники узнают о своих братьях из других стран и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга. Паломник, осуществивший обряд полностью получает почетное звание «ходжи».

5. Налог в пользу бедных «закят» (очищение богатства). Каждый мусульманин должен пожертвовать часть своего дохода в пользу бедных, это может быть еда, одежда, деньги. В некоторых мусульманских странах на деньги верующих поддерживается здравоохранение и образование. Налог в пользу нуждающихся мусульман – обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Поэтому материальный достаток в жизни весьма важен, но одни имеют больше чем другие. Ислам не задаётся вопросом, почему так происходит, однако он даёт совет, что делать в такой ситуации. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны помочь облегчить бремя тех, кому везёт меньше. Мухаммед ввёл такой порядок в седьмом веке,

установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги

15

должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключённым и странникам.

Кроме обязательных действий для каждого мусульманина существуют также действия желательные, которые отдельно поощряются Аллахом в Судный день. К таким поступкам относят: дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность. Есть ещё одна категория действий , которая связана с неодобряемыми, хотя и ненаказуемыми поступками, так назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами (вкусной едой, хорошей одеждой и т.п.) или, например, такие как, развод.

Так, на примере основополагающих принципов ислама, даже не углубляясь в детальное изучение Корана, можно заметить, что эта религия преподносится исключительно с миротворческих позиций, учит смирению и покорности в первую очередь перед своей гордыней и другими греховными страстями человеческой души. В священной книге мусульман мы не найдём долгих философских рассуждению на тему несправедливости и несовершенства мира, вместо этого Коран учит, как с этим жить и что делать для исправления. Многие учёные - исламоведы, историки и политологи сходятся во мнение, что появление в истории ислама и пророка, проповедующего его,-Мухаммеда , является одним из важнейших событий в истории человечества, коренным образом переменившее развитие всей человеческой цивилизации.

Так, американский учёный Майкл Харт в своей известнейшей книге «100 великих людей» первое место отдал пророку Мухаммеду и лишь третье месту Иисусу и четвёртое- Будде. Основным критерием отбора была степень влияние на историю человечества. Обосновывая свой выбор тем, что «….это

единственный человек в истории, чья деятельность была чрезвычайно успешной и в религиозной , и в светских областях»7.


7 Харт М. 100 великих людей.1998. С.25
16

1.2 Основные политические концепции современного ислама.

Каждая религия во все времена, так или иначе, влияет на все стороны жизни. Очевидно, что ислам – это не просто религия, которая управляет не только духовной жизнью общества, это образ жизни. «Ислам на доктринальном уровне не знает дихотомии, т.е. деления на мирское и духовное. Он не только религия, но и право, и политика, и государство. Поэтому он не может не претендовать на политическую власть»8. На протяжении всей истории быть мусульманином означало не только принадлежность к религиозной общине, но и жить, мыслить по исламским законам.

Основные мусульманские политические концепции сложились в основном в XI-XIV веках. Исламское право базируется на безграничной и абсолютной власти Всевышнего. Интересным моментом всего исламского подхода к политике является отсутствие понятия «государство» в первоисточниках – Коране и Сунне. Как пишет выдающийся Исламский философ нашего времени Гейдар Джемаль: «…государство – это «тагут» (то есть – то, чему поклоняются помимо Аллаха), аппарат угнетения, разработанный в языческой цивилизации господствующими классами, который невозможно адаптировать к Исламу...»9

Можно выделить две основные концепции исламской политической системы. Основу обоих составляют принципы как основные начала организации политической власти. В первой концепции принципы складываются из двух составных частей:

1) Принципы создания исламской политической системы, основными из которых являются таухид ( принцип единобожия), рисалят ( пророчество Страшного Суда), умма ( всемирная община мусульман).






8 Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России.//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2009. № 1. С. 222-223.

9 См. Г.Джемаль. Революция пророков.М:. 2003. С.388
17

2) Принципы функционирования исламской политической системы: меджлис

(представительство мусульман на Земле и их право решать свою судьбу по законам Аллаха), шура ( прицип совещательности халифа с мусульмансокй уммы), халиф.

 Эти условия настолько прочно вошли в концепцию «представительства», что если кто-либо из представителей не придерживается их, его осудят в нарушении делового договора. Именно про этот принцип говорит ислам, утверждая, что человек является наместником Аллаха на земле.

Вторая концепция менее сложна и объединяет общие принципы организации власти. К ней относятся:

1. Суверенитет Аллаха. Так, правитель представляется лишь как наместник Аллаха до Судного дня.

2. Шариат- как основной источник права. Исламское право основывается на шариате. Что интересно, оно понимается доктринально, не имея ничего общего с прецедентом в англосаксонской правовой системе, или законом в романо-германской правовой системы.

3. Принцип консультативности. Стоит добавить, что сейчас принцип Шуры, консультативности понимается на западный манер как парламентаризм, хотя это не совсем так.

4. Строгое подчинение амиру, как главе государства. Амир является гарантом политической стабильности исламского государства.

Высшим критерием оценки правления амира- это шариат.

5. Заключение байа - своеобразного договора между властью и гражданским обществом. Именно в байе устанавливается конкретная программа деятельности правителя. Понятие договор подразумевает равноправие и свободная воля обеих сторон: и правитель и парламент свободны в своих действиях. Байа в мусульманских странах является не только естественным гарантом законности правителя, но и его мудрого,
основанного на взаимных правах и обязанностях, правления.

18


Исламская концепция государства сильно отлична от западной. Эта концепция прежде всего государства дар аль ислам т.е по исламским законам, а не абсолютно любого государства. Прежде всего, стоит обратить внимание, что классификация по формам государственного устройства в исламе затруднено. Классическая исламская государственно-правовая доктрина учит, что мусульман нельзя делить в государстве по народам и все мусульмане – есть одна единая, неразрывная умма. А Объединенные Арабские Эмираты, например, являются объединением маленьких государств, а не народов и в этом коренное отличие от западного понимания федерации. Основные типы исламского государства это: султанат, эмират, имамат, халифат. Исторически султанатом называлось исламское государство с абсолютной
теократической монархией, где власть передаётся по наследству. На данным

момент в мире существуют всего два султаната: Султанат Оман и Султанат

Бруней. Вся полнота власти находится в руках у султана, он же и глава

государства,	правительства	,	верховный	главнокомандующий,	министр

обороны и религиозным лидером страны.	Позицию утверждения теократии

как идеальной формы государства занимали такие идеологи, как Хасан аль-

Баннна и Абу аль- Ааля аль- Маудуди.10

Эмират – это обязательно небольшое исламское государство, характеризуемое наследственной властью династии эмира или религиозным лидерством выборного эмира. Важен именно небольшой характер государства, что подчёркивает его этапность на пути возрождения халифата. Попытка реализации данной политической концепции была предпринята на территории Чечни и Дагестана в 1919 году, во время Гражданской войны - Северо-Кавказский Эмират.

Имамат – это исламское государство, в котором лидером является религиозный духовный руководитель - имам, который обладает




10 Основатели организации « Джамаат – и – Ислами», один из главных идеологов радикального ислама.

19

непререкаемым религиозным авторитетом. Имамат свойственен больше шиитской доктрине. В России, точнее тогда еще в Российской Империи была попытка построения имамата в период Кавказской войны, также на территории Чечни и Дагестана. Северо-Кавказский имамат достиг своего расцвета при имаме Шамиле в 1834-1859г.

 По определению государственно-правовой доктрине ислама, халифат является единым всемирным исламским государством. Халифатом называют феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв. и возглавлявшееся халифами. В результате арабских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд.

К новым веянием правовой исламской культуры можно отнести политическую разработку- исламат. По преданию, новая исламская форма правления раскроет себя в последующем Халифате. Исламат как национальное
достижение	мусульманского	народа	синтезирует	в	себе	достижения

демократии и традиции ислама. Во главе исламата будет стоять амир .

Ислам как доктрина четко описывает цели и предназначение исламского

государства, построенного на таухиде, рисаляте и хиляфе. Это установление,

поддержание и развитие тех добродетелей, которыми Создатель вселенной

наделил человечество, а также предотвращение и искоренение пороков,

противных Аллаху.Государство в исламе создано не только для

политического управления, воплощения воли народа или определенного

(элитного) круга людей. Ислам ставит перед государством высокие идеалы,

для достижения которых оно должно использовать все средства, имеющиеся

в его распоряжении.






20


1.3. Культурно-исторические особенности ислама в современной России.

      Ислам вторая по популярности религия, исповедуемая в Российской Федерации после православия. По данным переписи населения в 2002г. порядка 14,5 млн. человек являются мусульманами. Так исторически сложившимися районами, где преобладает мусульманское население, являются Северный Кавказ и Поволжье. Проникновение ислама на территорию Северного Кавказа связывают с арабской экспансией VII в. Самым первым регионом утверждения ислама не только на Северном Кавказе, но и в России в целом стал Дербент – южный город на территории современного Дагестана. Дербент был захвачен арабами в 643–644 гг. В VIII в. Со временем Дербент преобразовался в крупный политический, торгово-экономический и идеологический центр Северного Кавказа. С этого момента началось активное влияние Востока на жизнь народов Северного Кавказа «…с появлением новой монотеистической религии, культурно-экономических и военно-политических контактов на Кавказ проникает арабо-мусульманская культура, в т. ч. духовная культура и исламская литература, что на много веков определило пути развития многих кавказских народов…»11. На территории Северного Кавказа господствует ислам суннитского толка. Более того, на северокавказской территории закрепился мистический вид ислама – суфизм, в основе которого лежат «…идеи постижения Бога путем духовных поисков…»12 и самоусовершенствования. Суфизм как ислам Северо-кавказского понимания окончательно оформился к концу XIX века и связанно это непосредственно с имаматом Шамиля, где преобладала суф.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%