VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экономическая безопасность Сибирского федерального округа в условиях нестабильности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013371
Тема: Экономическая безопасность Сибирского федерального округа в условиях нестабильности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОССУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФИССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

Факультет экономики и права
Кафедра национальной и региональной экономики 
«Допустить к защите»
Заведующая кафедрой
национальной и региональнойэкономики,
д.э.н., профессор Гагарина ГалинаЮрьевна

«_____»_________2018г.

Дипломная работа

Специальность 080101 «Экономическая безопасность»
Специализация 080101.65 «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

ТЕМА: «Экономическая безопасность Сибирского федерального округа в условиях нестабильности»


Выполнила: студентка группы ЭБ-52
Чуйко Екатерина Даниловна
	
Научный руководитель дипломнойработы:
Старший преподаватель кафедры
 национальной и региональной экономики
Филатова Гульнара Фаилевна

_____________________
(подпись)

Автор_____________________
(подпись)

Москва – 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА	6
1.1.	Типологическая идентификация экономики и уровня развития регионов СФО.	6
1.2.	Особенности социального развития регионов СФО 	13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА	19
2.1 Анализ воздействия экспортноорентированных отраслей на экономику регионо СФО	19
2.2 Социальные проблемы макрорегиона как следствие внешних угроз	40
ГЛАВА 3 СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ	49
3.1 Программно-целевое планирование социально-экономического развития и модернизации хозяйственного комплекса регионов СФО	49
3.2 Институциональные реформы как условие трансформации социально-экономического развития СФО	58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	76
ПРИЛОЖЕНИЯ	71

      
      
      
      
      
      
      
      
      
ВВЕДЕНИЕ
      Российская Федерация, на сегодняшний день, насчитывает 85 регионов – субъектов Федерации. В силу природно-климатических условий, исторических особенностей развития производительных сил, инфраструктурных, институциональных и других факторов данные регионы обладают как разным потенциалом, так и существенно различающимся уровнем развития. Соответственно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают разными возможностями по обеспечению определенных стандартов качества жизни населения. При этом в задачи органов государственной власти Российской Федерации входит обеспечение, по крайней мере, минимальных стандартов качества жизни. Кроме того, важной проблемой остается дифференциация в уровне развития регионов.
      Помимо определенного социального напряжения, высокая дифференциация в уровне и качестве жизни между жителями различных регионов способствует депопуляции отдельных регионов и дальнейшему ухудшению перспектив их социально-экономического развития. Депрессивные регионы, то есть регионы, переживающие системный экономический кризис, требуют постоянного внимания со стороны органов власти, на их поддержку тратятся значительные средства из федерального бюджета. Сумма межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета бюджетам регионов, традиционно считающихся отстающими в социально-экономическом развитии республики Южного и Северо-Кавказского федерального округов, а также республики Алтай и Тыва в среднем в два раза выше в расчете на душу населения, чем в других регионах.
      Исходя из этого, сокращение дифференциации между субъектами Российской Федерации является важной стратегической задачей государственной региональной политики. Поскольку управление региональным развитием в «ручном» режиме в отношении каждого из 85 субъектов Российской Федерации представляется, как минимум, неэффективным, а, вероятнее всего, невозможным, необходимо, на наш взгляд, осуществлять группирование регионов по определенным критериям и вырабатывать меры государственного регулирования в отношении каждой группы.
      В рамках данного исследования интерес представляет развитие регионов Сибирского федерального округа.
      Развитию Сибирского федерального округа уделяется внимание во многих стратегических программных документах, в посланиях Президента РФ. События последних лет убедительно свидетельствуют о возрастающей роли регионов СФО в решении социальных, инновационных, экономических и др. задач. В 2010 г. утверждена Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, в которой определены основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития макрорегиона. 
      Целью данного исследования является анализ экономической безопасности Сибирского федерального округа в условиях нестабильности.
      Объектом исследования являются регионы СФО.
      Предметом исследования являются тенденции и перспективы развития Сибирского федерального округа.
      Задачи исследования:
      * провести типологическую идентификацию экономики и уровня развития регионов СФО;
      * рассмотреть  особенности социального развития регионов СФО;
      * проанализировать экономические процессы на мировых сырьевых, биржевых и валютных рынках;
      * рассмотреть социальные проблемы макрорегиона как следствие внешних угроз;
      * представить концептуально-методический аспект программно-целевого планирования социально-экономического развития и модернизации хозяйственного комплекса регионов Сибирского федерального округа;
      * выявить возможности институциональных реформ как условий трансформации социально-экономического развития СФО.
      Теоретической основой исследования послужили труды современных отечественных авторов по проблемам развития российских регионов таких, как Лавровский Б.Л., Кистанов В.В., Воронов Ю.П., Дробышевский С.М. и другие, особое внимание уделялось работам по вопросам развития регионов Сибирского федерального округа.
      В качестве методов исследования использовались следующие:
      - экономико-математические методы;
      - аналитические методы;
      - метод сравнительного анализа;
      - анализ и синтез;
      Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
      В первой главе рассматривалась типологическая идентификация экономики и уровня развития регионов СФО, а также особенности социального развития регионов Сибирского федерального округа.
      Во второй главе рассматривали анализ воздействия экспортноорентированных отраслей на экономику регионов Сибирского федерального округа и социальные проблемы макрорегиона как следствие внешних угроз.
      В третьей главе рассматривали программно-целевое планирование социально-экономического развития и модернизацию хозяйственного комплекса регионов СФО, а так же институциональные реформы как условие социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа.
      
      

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
1.1. Типологическая идентификация экономики и уровня развития регионов СФО
      Типология регионов всегда имеет важное теоретическое и практическое значение для национальной экономики, поскольку, с одной стороны, позволяет сформулировать и проверить гипотезы о характере и специфике национальных и субнациональных экономических процессов, а с другой - составляет основу для разработки государственной региональной политики. Современной российской науке и практике необходимы методики типологизации регионов, которые позволяли бы осуществлять территориальные типологические группировки на основе комплекса параметров регионального развития, значимых в аспекте эффективного управления экономикой знаний1.
      Под типологией регионов, в частности, понимается «разделение различных регионов страны на несколько однородных групп, выделенных на основе одного или нескольких наиболее существенных критериев, признаков, отношений и уровней организации как количественного, так и качественного характера с целью их идентификации, упорядоченного описания и сопоставления»2.
      Для России, с ее высочайшей степенью дифференциации регионов по широкому спектру разноплановых, количественных и качественных параметров, проблематика построения валидной типологии регионов всегда имела важное значение для разработки основ национальной региональной политики.
      Сегодня российскими органами статистики используется деление государственной территории на 12 экономических районов. Общероссийский классификатор экономических регионов (далее - ОКЭР) поддерживается Министерством экономического развития Российской Федерации. Эта сетка практически полностью соответствует составу экономических районов СССР, входивших в РСФСР (таксономия 1967 г.), с небольшими исключениями.
      Вместе с тем экономическая и политическая эмансипация российских регионов в 1990-е гг. существенно снизила практическую полезность типологий, основанных на методике экономического районирования3.
      Сегодня, в условиях перманентных кризисов «новой нормальности» 2010-х гг., когда объективных данных о месте и роли региона в национальной социально-экономической системе нет ни у власти, ни у экспертов, а традиционные методы экономического планирования и прогнозирования по большей части не дают результата, вопрос типологизации субъектов РФ приобретает особую значимость в контексте выявления и активизации точек роста экономики4.
      В настоящее время российскими учеными разработано множество типологий регионов. Существующее многообразие классификаций можно дифференцировать по двум основаниям: цели типологии; методология и методы типологизации.
      Цели типологии российских регионов различаются в зависимости от направления исследования или сферы государственной региональной политики.
      На сегодняшний день, не существует общепринятой методики типологии регионов. Любая типология субъективна, поскольку определяется выбором критериев. Можно выделить две основные разновидности типологий регионов: комплексная – построение системы оценки социально-экономического положения и/или динамики развития на основании набора критериев и специализированная – узконаправленная, разработанная на базе одного основного критерия. К первой группе можно отнести, в частности, проект ТАСИС «Анализ развития регионов России», типологию регионов Института экономики переходного периода (2002 г.), типологию субъектов РФ, разработанную фондом «ИНДЕМ» (2004 г.), типологию регионов Независимого института социальной политики5 (2006 г., 2010 г.), Концепцию стратегии социально-экономического развития регионов, разработанную Министерством регионального развития РФ6 (2017 г.). Ко второй группе можно отнести хорошо известное ранжирование регионов по уровню инвестиционной привлекательности, ежегодно осуществляемое РА «Эксперт», «Предпринимательский климат регионов России», подготовленный Экспертным институтом РСПП и лабораторией регионального анализа и политической географии географического факультета МГУ (1997 г.), типологию регионов Л.М. Григорьева и Ю.В. Урожаевой (2005 г.). Среди зарубежных типологий необходимо выделить, в частности, типологию ООН, основанную на расчете индекса развития человеческого потенциала7.
      В настоящем исследовании нас интересует комплексный подход к анализу регионального развития, поэтому мы рассмотрим более подробно некоторые комплексные типологии регионов Сибирского федерального округа.
      В типологии регионов Института экономики переходного периода выделено три блока показателей для группировки: 1) уровень жизни населения; 2) инвестиционная активность в регионе; 3) экономический потенциал. Показатели, входящие в каждый из блоков, представлены в таблице 1.
      

      Таблица 1
      Показатели, заложенные в основу типологии регионов, разработанной Институтом экономики переходного периода
        № п/п
Блок показателей
Показатели
        1
Межрегиональная дифференциация уровня жизни населения
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
        

Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму
        

Отношение среднедушевых расходов к прожиточного минимуму
        2
Инвестиционная деятельность
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП
        

Относительные темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению со среднероссийским уровнем
        

Отношение иностранных инвестиций к ВРП
        3
Экономический потенциал
Отношение темпов роста ВРП и ВВП РФ
        

Уровень безработицы (на конец года, в процентах от экономически активного населения)
        

Доля топливной промышленности в объеме промышленного производства региона
       Источник: составлено автором по материалам8
      По итогам группировки Институт экономики переходного периода выделяет семь групп регионов (таблица 2).
      Таблица 2
      Типология субъектов Сибирского Федерального округа
Тип
Количество субъектов РФ
Субъекты РФ
1. «Производственники-потребители»
2
Иркутская область, Красноярский край
2. «Нефтяники-потребители»
1
Кемеровская область
3. «Бедные потребители»
6
Алтайский кpай, Республика Буpятия, Республика Алтай, Новосибиpская область, Республика Тыва, Забайкальский край
4. «Богатые инвесторы»
0

5. «Бедные инвесторы»
1
Омская область
6. «Шатающиеся»
1
Томская область
7. «Депрессивные»
1
Республика Хакасия
Итого
12

       Источник: разработано автором по материалам9
      Группа регионов «Производственники-потребители» характеризуется относительно высоким уровнем жизни населения, но низкой инвестиционной активностью. Для этих регионов также характерна низкая доля топливно-энергетического комплекса. «Нефтяники-потребители», как следует из названия, характеризуются преобладающей долей топливной промышленности в объеме промышленного производства, высоким уровнем жизни и низкой инвестиционной активностью. Следующая, самая многочисленная, группа «Бедные потребители» характеризуется низким уровнем жизни населения и низкой инвестиционной активностью. Это бедные регионы, не обладающие сильной экономической базой. Группа «Богатые инвесторы», самая малочисленная группа, включает в себя самодостаточные регионы с сильной экономической базой, высоким уровнем жизни и потенциалом для развития. Группа «Бедные инвесторы» характеризуется самыми высокими показателями инвестиционной активности среди всех групп, что подчеркивает высокий экономический потенциал.
      Группа «Шатающиеся» включает в себя регионы, в которых отсутствует устойчивая динамика, как в экономической, так и социальной сфере. Социально-экономическая динамика в этих регионах, во многом, связана с работой крупных предприятий и изменениями конъюнктуры. Наконец, последняя группа «Депрессивные» включает в себя регионы с устойчиво низким уровнем жизни населения и отсутствием ясных перспектив к улучшению ситуации. Экономическая динамика в них неустойчива.
      Заслуживает внимания типология, разработанная Фондом «ИНДЕМ». Фондом также был выбран набор индикаторов, часть из которых соответствовала определенным статистическим показателям, часть состояла из синтетических индикаторов, объединяющих группу показателей, часть индикаторов представляли собой расчетные индексы. Обобщенно результаты типологии приведены в приложении 1.
      Еще одна известная типология разработана Институтом независимой социальной политики по данным на конец 2010 года10. Методика разработки данной типологии предусматривает выделение двух дифференцирующих компонентов:
      1. Уровень экономического развития региона и экономическое положение домохозяйств. Этот компонент включает в себя такие показатели, как валовый региональный продукт в расчете на душу населения, отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму и уровень бедности. Данные показатели характеризуют уровень производства добавленного продукта и его распределение.
      2. Освоенность территории. В числе показателей, входящих в данный компонент, находятся плотность населения, степень благоприятности климата, тип хозяйственного использования, обеспеченность инфраструктурой.
      В результате анализа выделено четыре группы регионов, которые представлены в виде следующей матрицы (таблица 3):
      Таблица 3
      Типология регионов Сибирского федерального округа
Степень освоенности / Уровень богатства
Освоенные
Слабоосвоенные
Высокоразвитые


Относительно развитые
Кемеровская область
Красноярский край
Томская область
«Середина»
Алтайскийкрая
Омская область
Республики Хакасия
Республика Бурятия
Иркутская область


Забайкальский край
Слаборазвитые

Республики Алтай
Республика Тыва
       Источник: разработано автором по материалам11
      Несмотря на то, что рассмотренные типологии значительно различаются в методике исследования и полученных результатах, все же можно выделить некоторые общие черты в исследованиях. Так или иначе, все методики предполагают оценку уровня экономического развития и уровня жизни населения регионов. Кроме того, важным фактором являются природно-климатические условия, географическая удаленность, инфраструктурная обеспеченность и, в целом, степень освоенности территории. Предсказуемо, в числе явных лидеров оказываются центральные, а также нефтедобывающие регионы, в числе явных аутсайдеров – республики Северного Кавказа, Калмыкия, Алтай и Тыва. Регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири (за исключением Республики Тыва) относятся к слабо освоенным регионам с высоким потенциалом развития.
      На сегодняшний день в Российской Федерации целенаправленная государственная региональная политика сосредоточена на выравнивании бюджетной обеспеченности населения и реализации точечных проектов, неспособных принести серьезные качественные изменения в региональном развитии. На наш взгляд, реформирование государственной региональной политики необходимо начинать с разработки соответствующего стратегического документа, в котором будет осуществлена группировка субъектов Российской Федерации в соответствии с их потенциалом, особенностями развития, структурой экономики и другими параметрами. Для каждой такой группы необходима выработка мер, направленных, прежде всего, на повышение инвестиционной привлекательности региона и привлечение потенциальных инвесторов для качественного изменения ситуации. Кроме того, необходимо поощрять разработку межрегиональных программ в регионах, где можно эффективно осуществлять межрегиональную кооперацию и реализацию крупных инвестиционных проектов, выходящих за пределы отдельного субъекта РФ.
      1.2. Особенности социального развития регионов СФО
      В 70-е - начале 80-х гг. тематика социального развития разрабатывалась очень активно, на разных уровнях - от глобального до уровня отдельного предприятия, отдельного города или села. Немало было трудов, в которых разрабатывались показатели социального развития. В отечественной социологии такие попытки были предприняты Н.А. Аитовым, Г.В. Осиповым, Ж.Т. Тощенко и рядом других авторов12. В меньшей степени, хотя и достаточно продуктивно, рассматривались вопросы социального развития в русле работ, связанных с программно-целевым планированием13.В начале 90-х гг. смена общественного строя привела к отходу от проблематики социального развития, обращению к иным концепциям социальных изменений, трансформаций.
      Сегодня этот термин широко употребляется в официальных текстах для обозначения процессов, происходящих в социальной сфере. С 2012 г. в России действует специальный орган власти, отвечающий за социальное развитие -  Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
      Но до сих пор в научной литературе, нормативно-правовых актах нет однозначного мнения по поводу данного термина. Очевидная определенность существует только в понимании его динамического характера, но не в содержательно-структурных аспектах. Во многом это связано с междисциплинарным характером изучения и оценки социального развития, различиями в подходах к его анализу в общественных науках.
      Чаще говорится о социальном обеспечении, социальной защите, социальных рисках, но не о социальном развитии. Кроме того, многие исследователи отождествляют социальное развитие с социально-экономическим, что является неверным, поскольку последнее учитывает помимо социальных процессов экономические, то есть подразумевает не только развитие общества (личности), но и всей социально-экономической системы территории, включая хозяйствующих субъектов, финансово-кредитных учреждений и т.д.
      В рамках данного исследования социальное развитие региона понимается как  совокупность эволюционных процессов использования регионального потенциала (эндогенного и экзогенного относительно региона) с целью воспроизводства и совершенствования человеческого капитала, а также создания для населения региона возможности в настоящем и будущем удовлетворять весь комплекс своих физиологических и социальных потребностей объективного и субъективного характера.
      Основной сферой, влияющей на социальное развитие и предоставляющей для него потенциал (ресурсную базу), является социальная сфера. Составляющие ресурсной базы представлены в таблице 4.
      Таблица 4
      Составляющие ресурсной базы социального развития
Элемент
Описание
социальная инфраструктура
социально-демографический потенциал территории (половозрастные особенности населения)
национальный состав
средняя продолжительность жизни, уровень заболеваемости и др.
трудовой потенциал
занятость трудоспособного населения, общие трудовые ресурсы и их характеристики - профессиональные, образовательные, социально-демографические и пр.
мотивационный и социально-психологический потенциал
проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок, потенциал готовности населения к социально-экономическим преобразованиям в регионе, а также к активному участию в предпринимательской деятельности
       Источник: составлено автором по материалам14
      Следует подчеркнуть, что в отношении потенциала существует два подхода. В первом подходе потенциал рассматривается как наличие внутрирегиональных предпосылок для развития. При этом состояние внешней для региона среды во всех ее компонентах (экономическом, политическом, правовом и пр.) во внимание не принимается.
      Решение многих задач в социальной сфере требует комплексного подхода: для эффективной работы государственные структуры должны действовать в тесном партнерстве с представителями бизнеса и гражданского сообщества. Возросшая ответственность регионов за социальное развитие территорий в условиях бюджетного дефицита приводит к необходимости изменения отношений государства и бизнеса в социально-экономической сфере15.
      Многонациональный состав населения, исторические особенности формирования этносов и обширная территория предопределяют значительные социальные контрасты между территориями Российской Федерации. Уровень рождаемости между российскими регионами отличается в 3 раза, заработной платы и преступности – в 10 раз, безработицы – в 18 раз, ожидаемая продолжительность жизни разнится на 20 лет. При этом лидерство регионов по одним группам социальных показателей обычно сочетается с отставанием по другим, что не позволяет произвести однозначное деление регионов на лидирующие и отстающие. В то же время среди российских регионов можно выделить типы и группы, характеризующиеся общностью социальных проблем и сильных сторон16.
      Были выделены два базовых типа регионов, условно названные «модернистский» и «традиционалистский», различия между которыми носят глубинный, долгосрочный характер. Типология регионов по показателям социальной устойчивости представлена в Приложении 2.В Приложении 3 представлена типология регионов по индексу развития человеческого капитала.
      К модернистскому типу можно отнести часть регионов Сибирского федерального округа. Для них характерно преобладание славянских (преимущественно русских) этносов. Реже наблюдаются вкрапления других ассимилировавшихся малорелигиозных этносов, также ориентированных на западный образ жизни. Основная часть населения в большинстве регионов этого типа проживает в городах. 
      Население этих регионов ведет образ жизни, для которого характерен высокий уровень реальной секуляризации, доминирование таких ценностей, как образование и карьера, при деградации семейных институтов. Отличительными социальными особенностями «модернистских» регионов является крайне низкая, недостаточная даже для простого замещения поколений, рождаемость, высокий уровень разводимости. В то же время для этих регионов обычно характерен более высокий уровень развития социальной инфраструктуры (учебные заведения, больницы, организации спорта и отдыха). Общество в них отличается низким потенциалом социальной конфликтности; в большинстве случаев для населения характерен повышенный образовательный уровень и уровень материального благополучия (высокий уровень зарплаты, низкая безработица). 
      Часть «модернистских» регионов можно выделить в особые группы. Первую образуют регионы – «экономические лидеры».Развитие производительных сил, экономическое благополучие преобладающих в регионах отраслей хозяйственной деятельности обеспечивает высокий уровень благосостояния местного населения, доходы региональных бюджетов позволяют обеспечивать высокое качество социальной инфраструктуры.Благодаря достижениям в социальной сфере, регионы этой группы оказывались центром притяжения мигрантов из других частей страны, а также иммигрантов из других стран, что предопределяет более благополучную демографическую ситуацию по сравнению с другими, относящимися к «модернистскому» типу, регионами17. В то же время негативной особенностью этих регионов является высокий уровень цен и резкая стратификация населения по уровню доходов. 
      Вторая группа объединяет депрессивные территории, к которым можно отнести Алтайский и Забайкальский края, в которых социальная обстановка в целом заметно хуже, чем в других «модернистских» регионах. По своему географическому положению большинство этих территорий представляют собой лакуны или «медвежьи углы» – они, как правило, удалены от крупнейших городских агломераций и рынков сбыта, транспортная инфраструктура в их пределах слабо развита. Неблагоприятная социальная обстановка на этих территориях связана со слабым уровнем экономического развития – промышленность не развита или же находится в упадке, местные бюджеты формируются в основном за счет дотаций из федерального центра.
      К традиционалистским можно отнести большую часть регионов Сибирского федерального округа преобладающим неславянским населением.Вотличие от «модернистских» регионов в «традиционалистских» в значительной степени сохраняется традиционный образ жизни, предполагающий высокую религиозность, устойчивый институт семьи, семейный труд за пределами промышленных предприятий. За некоторыми исключениями, для регионов, относящихся к «традиционалистскому» типу, характерна более высокая, чем в среднем по стране рождаемость, а также повышенная (30% и более) доля лиц, проживающих в сельской местности. При этом уровень развития производительных сил в большинстве регионов данного типа гораздо ниже среднего по стране, что обуславливает их сильное отставание по показателям материального благополучия и уровню безработицы, а это в свою очередь – отток населения в «модернистские» регионы.18
      Все регионы «традиционалистского» типа можно разбить на группы, рассмотрим одну из них. Группа территорий – национальных образований. К ней относятся небольшие по численности населения национальные образования, обычно с преобладанием неславянского населения, находящиеся на периферии экономической деятельности на малообжитых территориях со слаборазвитой экономикой и инфраструктурой. Это –Республики Алтай и Тыва.Многие из характерных для «традиционалистских» регионов признаков в них выражены особенно резко. Эти регионы традиционно отличаются наивысшими по стране показателями младенческой смертности. В дополнение к этому здесь наиболее остро стоит проблема распространения пьянства, которая усиливается генетически предопределенной неустойчивостью большинства местных этносов к алкоголю19.Всё это, вместе с проблемой безработицы, определяет высокий уровень преступности. Указанные причины обуславливают низкий уровень физического здоровья местного населения и наименьшую в стране продолжительность жизни. 
      
      
      

      ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
      2.1 Анализ воздействия экспортноорентированных отраслей на экономику регионов СФО
      Особенностью Сибирского федерального округа можно назвать высокий удельный вес в структуре ВРП отраслей связи и транспорта почти 13%. Всё это воздействует на социально-экономическое процветание региона20.
      Высокая доля электроэнергетики является особенностью СФО в структуре производства макро - региона. В ВРП республики Хакасия (более 16%) огромный вклад вносит электроэнергетика, здесь расположена одна из крупнейших гидроэлектростанций - Саяно-Шушенская. Доля сельского хозяйства в ВРП значительно выше в СФО, чем по стране в целом - 6,3% (в то время как в России - 4,7 %)21.
      Проведя анализ структуры ВРП каждого региона СФО, стоит отметить, что большая часть обрабатывающих производств характерна для экономики Красноярского края и Омской области. Нефтепереработка и нефтехимия преобладают в Омской области, черная и цветная металлургия - в Красноярском крае. В Томской, Кемеровской областях и Красноярском крае развиты добывающие отрасли промышленности, об этом свидетельствует структура ВРП (добыча полезных ископаемых занимает более 20% ВРП в структуре перечисленных регионов)22.Высокий уровень кластеризации экономики Сибири является также её важнейшей особенностью.
      На формирование агропромышленного комплекса СФО повлиял резко континентальный климат с продолжительной холодной зимой и коротким летом. Республика Тыва, Алтайский край, республика Алтай являются традиционно сельскохозяйственными регионами. Доля сельского хозяйства в структуре ВРП составляет 20% в Алтайском крае и Республике Алтай, более 10% ВРП в Омской области.
      Распределение объемов валового регионального продукта по субъектам Российской Федерации, относящихся к Сибирскому федеральному округу, представлено на гистограмме (рис.1).
      Наибольший вклад в ВРП Сибирского федерального округа внес Красноярский край (25%).

      Рис. 1. Распределение объемов валового регионального продукта по субъектам Российской Федерации, относящихся к Сибирскому федеральному округу23
      Для успешного развития необходимы эксплуатация и строительство транспортной инфраструктуры, но многокилометровые расстояния усложняют процесс хозяйственного освоения региона. В настоящее время транспортная инфраструктура слабо развита. Транссибирская железнодорожная магистраль выполняет существенную роль в экономическом развитии государства и Сибирского региона. Западно-Сибирская, Восточно - Сибирская, Южно-Сибирская железные дороги относятся к железнодорожным магистралям СФО. Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали стало главным проектом в процессе освоения Сибирского федерального округа24.
      Активно развивается трубопроводный транспорт, благодаря тому, что СФО - это главный поставщик газа и нефти. Это тоже является особенностью развития Сибирского федерального округа.К основным газо- и нефтепроводам СФО относятся «Сургут- Полоцк», «Ямал-Европа», «Алтай», «Нижневартовск-Куйбышев», «Восточная Сибирь - Тихий океан», «Сила Сибири», «Уфа-Новосибирск», «Усть-Балык-Уфа-Альметьевск», «Нижневартовск-Усть-Балык»25.
      Речной грузовой транспорт имеет важное значение. Главным образом, для реализации сезонных и северных завозов грузов по Амуру, Лене, Оби, Ангаре, Енисею. В России СФО лидирует по объемам перевозок речным грузовым транспортом. Из-за труднодоступности и удаленности на значительное расстояние, как от других районов страны, так и друг от друга многих районов Сибирского федерального округа, огромное значение имеет авиационный транспорт, которому сложно в определенных ситуациях найти замену. Малая авиация (малогабаритные самолеты и вертолеты) реализует около четверти грузовых и пассажирских перевозок. Применение перечисленных видов транспорта выражается в большом влиянии на услуги и товары в труднодоступных регионах Сибирского федерального округа. На компенсацию больших затрат во многих случаях государству приходится отчислять субсидии. Низкая плотность населения СФО, которая в 2,3 раза меньше плотности населения в целом по России, является важной особенность региона. Неоднородная плотность населения СФО варьируется от 2,21 до 28,5 чел. на кв. км26.
      19,31 млн. человек (от населения России 13,5 %)- население СФО. Молодежь и высококвалифицированные кадры постоянно переезжают в центральные регионы страны. Поэтому, важным условием развития СФО является поддержание высокого научно-образовательного и научнотехнического потенциала. В Сибирском федеральном округе в настоящий момент действует более 10 исследовательских центров и институтов, большинство из которых являются лидирующими в системе Российского образования27.
      Регионы Сибирского федерального округа существенно отличаются друг от друга как по темпам роста промышленности (от максимального 140,7% в Республике Алтай до минимального 87,7% в Республике Бурятии), так и долей вклада в общий результат (от 0,14% в той же Республике Алтай до почти четверти - 24,51% - всего сибирского объема промпроизводства в Красноярском крае). При таком различии само собой напрашивается разделение краев, областей и республик СФО как минимум на три группы.
      К первой можно отнести крупные промышленные регионы с долей промпроизводства в общем объеме не менее 10% (Красноярский край, Кемеровская, Иркутская и Омская области). Ко второй - средние промышленные регионы с долей промпроизводства в общем объеме от 5% до 10% (Новосибирская, Томская области и Алтайский край). К третьей - малые промышленные регионы с долей промпроизводства в общем объеме менее 5% (Республика Хакасия, Забайкальский край, республики Бурятия, Тыва и Алтай)28.
      При этом соотношение степени участи различных регионов СФО в формировании совместного промышленного продукта совпадает с информацией, предоставленной «КС» пресc-службой губернатора и правительства Новосибирской области29.
      Последняя группа даже в своей совокупности генерирует менее 8% объема выпуска товаров, выполненных работ и услуг промышленного назначения, потому их вклад в общесибирский ИПП пока малозначим, однако темпы производственного роста в этих регионах, за исключением Бурятии, опережают как сибирские, так и федеральные показатели.
      Республика Алтай, несмотря на свой минимальный взнос в сибирское промышленное производство, стабильно демонстрирует успехи в развитии электроэнергетики, добиваясь впечатляющих значений общего ИПП (140,7%). Регион продолжает реализацию амбициозного проекта - стать первым регионом России, чьи потребности в энергоресурсах обеспечиваются солнечной энергетикой30.
      Республик.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44