VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Интеграция как фактор экономической безопасности региона.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001041
Тема: Интеграция как фактор экономической безопасности региона.
Содержание
УДК 338.242.2

Интеграция как фактор экономической безопасности региона

Исупова Ольга Алексеевна
OlgaIsupova
Кандидат экономических наук, доцент
PhDineconomic,docent
научный сотрудник Института Экономики 
и организации промышленного производства 
Сибирского отделения  РАН 
(ИЭОПП СО РАН)
research associate of Institute of Economy 
and organizations of industrial production 
Siberian Branch  of the Russian Academy of Sciences 
г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17;
630090, Россия,
т. 8(3842)75-68-07;
м.т. +7(906)935-1223
e-mail: rinozerus@mail.ru
    
    Аннотация. В статье рассматривается роль и значение интеграционных объединенийконгломеративного типа для обеспечения экономической безопасности региона. Понятие безопасности региона представлено как состояние экономики региона, генерирующее рост региональной конкурентоспособности и устойчивое к воздействию внутренних и внешних угроз. Целью данной статьи является характеристика связи процессов формирования и функционирования интеграционных объединений с ростом уровня безопасности региона. На основе метода обобщения и исследования основных тенденций развития многопрофильных компаний показано, что присутствие на рыке многопрофильных интеграционных объединений повышает уровень экономической безопасности в контексте ее внутренних составляющих. Такими внутренними составляющими предложено считать экономическую независимость, стабильность и устойчивость региональной экономики и способность к саморазвитию и прогрессу. С позиций такого подхода присутствие на региональном рынке интегрированных участников повышает большинство показателей, с помощью которых осуществляется оценка уровня экономической безопасности региона.
    Ключевые слова: экономическая безопасность, экономика, регион, интеграция, многопрофильная компания, инновационное развитие, экономическая независимость, устойчивость, саморазвитие, индикаторы экономической безопасности.
    
    Введение.Проблема экономической безопасности регионов долгое время остаетсяв центре внимания многих исследователей [Быков, 2006, Елецкий, 2010, Казанцев, 2014, Фридман, 2013,2014, 2015], и интерес к ней усиливается в связи с возможностью формирования новых и усиления известных ранее угроз, новых вызовов рынка, формирующихся в связи с динамикой общественно-экономического развития. Многими авторами отмечается рассмотрение экономической  безопасности в основном с позиций национальной экономики, ее региональную составляющую большинство исследователей характеризуют как недостаточно разработанную [Фридман, Экономическая безопасность, 2015, 122]. Ряд причин этого лежит в двойственной природе региона как экономического объекта. С одной стороны, являясь частью экономики страны, экономика региона зависима от общего состояния российской экономики [Фридман, Экономическая безопасность, 2015, 123]. С другой стороны в рамках единой экономической стратегии развития России каждый регион находится в конкурентной экономической среде и самостоятельно проводит экономическую политику для улучшения своих конкурентных позиций, каждый регион имеет свой специфический набор факторов роста, факторов эффективности и свою специфику угроз, в связи с чем обязан строить свою, адекватную этим условиям систему экономической безопасности.
    Среди огромного числа определений экономической безопасности автором поддерживается мнение, что экономическую безопасность региона следует определять как состояние экономики региона, генерирующее рост региональной конкурентоспособности и устойчивое к воздействию внутренних и внешних угроз[Фридман, Экономическая безопасность, 2015, 123]. 
    Экономическая безопасность представляет собой множество условий, характеризующих текущее состояние экономики, способных оказать воздействие на стабильность, устойчивость и векторностьее развития, определенную стратегическими целями региона. Экономическая безопасность региона должна рассматриваться как такая качественная характеристика экономической системы, которая обеспечивает способностьсвей социально-экономической среды формировать и поддерживать комфортные условия жизнедеятельности населения, достаточность обеспечения ресурсами экономику, что позволит реализовывать региональные социально-экономические интересы. 
    Связь экономической безопасности с конгломеративнойинтеграцией. Пространственно-территориальная организация экономики совместно с   политико-правовыми и экономическими институтами территориального регулирования социума создают среду экономической безопасности региона. Региональный механизм обеспечения экономической безопасности является элементом общей системы экономической безопасности страны и отражает на региональном уровне общие закономерности, критерии и показатели, но в таких формах и с такими особенностями, которые обусловлены  спецификой региона (быков). Есть мнение,  что общие критерии  и элементы системы экономической безопасности, инвариантные относительно уровневой специфики, сохраняют свою значимость на макро-, мезо- и микроуровнях, в том числе в любых регионах, независимо от их масштабов, экономико-географических, отраслевых, социальных и иных особенностей [Елецкий, 2010, www].  Поскольку в основе экономической безопасности региона лежат региональные экономические интересы, в том числе обеспечение высокого уровня жизни населения и дохода на вложенный капитал, эффективное использование накопленного и вновь создаваемого в регионе экономического потенциала, сбалансированность и интеграция в финансовую систему страны и т. п.[Фридман, Речко, Экономическая защищенность, 2015,133], обеспечение экономической безопасности региона можно рассматривать как комплекс мер по защите экономических интересов от различного рода внутренних и внешних угроз,  направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона. Это обязательно предполагает механизм противодействия внешним и внутренним угрозам [Быков, 2006, www]. Такие меры могут носить характер государственного и муниципального регулирования, а могут возникать в недрах экономических процессов на территории, как ответ на вызовы рынка, когда складываются тенденции и формироваться явления регионального общественного развития, в целом не противоречащие концепции экономической безопасности [Стратегия, 2009,www]. 
    Одним из таких экономических явлений в условиях Кемеровской области стали интеграционные процессы различного типа. В результате в экономике региона все более значительную роль играют многопрофильные интеграционные объединения конгломеративного типа.
    Специфике процессов формирования и особенностям деятельности таких интеграционных объединений посвящено уже некоторое число работ [Исупова, 2014, www, Исупова, Многопрофильные компании, 2011, Исупова Синергизм интегрирования, 2011, ФЗ №390], однако, их роль в обеспечении экономической безопасности региона, повышении его конкурентоспособности за счет усиления конкурентных преимуществ интеграцииосвещена не достаточно
    Кроме своего основного назначения – производства и реализации целевых продуктов и формирования их потребительской ценности, современные много профильные объединения выполняют в экономике региона функции, которые можно с уверенностью назвать способствующими росту уровня экономической безопасности. Они часто включают в свой состав предприятия различных отраслей, которые  накопили  проблемы в области управления, обеспеченности ресурсами, в особенности, финансовыми,  проблемы в сфере менеджмента и конкуренции, а также характеризующихся либо очень низкой эффективностью, либо убыточностью деятельности, а их эффективность в формате  самостоятельного функционирования не обеспечивала их  конкурентоспособности.  Сформированные из числа предприятий (которые в составе интеграционных объединений стали называть бизнес-единицами), не имеющих бесспорных, или даже сколько-нибудь реальных перспектив развития, новые интеграционные объединения не подпадают ни под одно известное определение  интеграционных объединений. Их стали именовать многопрофильными компаниями (МПК). В отмеченных выше ситуациях в условиях экономического комплекса Кемеровской области сформировался новый вид собственников, действующих как «санитары рынка», способствующие повышению эффективности деятельности низкоэффективных предприятий, представляющих интерес для этих компаний как объекты горизонтальной или вертикальной централизованной интеграции. За последние 10-15 лет сформировались крупнейшие региональные холдинги, такие как «Сибирский деловой союз (СДС)», «Стройсервис», «Стройдоэкспорт», УК «Сибинвест», «Кузнецкий альянс» и другие. Они взяли на себя роль неких консолидирующих компаний, создающих условия для совместного функционирования нескольких разнопрофильных предприятий под управлением из единого центра, ставящих задачи реализации эффектов интеграции, в том числе  эффекта синергии, эффекта масштаба, других возможных эффектов совместной деятельности. Крупные предприятия, располагающие большими в сравнении с мелкими участниками рынка возможностями развития, встраивают потребности этих предприятий в собственные схемы финансирования инвестиций, строят свои текущие планы с учетом необходимости покрытия затрат присоединяемых предприятий. Такой подход к санированию экономической ситуации на присоединяемом предприятии не всегда продиктован соображениями экономической эффективности. В подавляющем большинстве случаев крупные предприятия присоединяют низкоэффективные предприятия, снижая при этом собственную эффективность, в особенности, на начальном этапе их совместного функционирования. Цели «санитаров рынка» связаны представлениями собственников о долгосрочных конкурентных преимуществах данного типа интеграции, а также с  соображениями социальной ответственности бизнеса, что становится типичным для практики хозяйствования Кемеровской области [Исупова, 2014, www]. Такой тип собственников и его деятельность имеет особую значимость для экономической безопасности региона с депрессивными тенденциями и проблемами в области экономики, социальной сферы и экологии. 
    Роль МПК в обеспечении экономической безопасности региона.Отмеченный тип интеграционных объединений поддерживают один из важнейших блоков во внутренней структуре экономической безопасности региона ? блок экономической независимости.Региональная экономическая независимость носит относительный характер, что вызвано известной степенью экономико-политической зависимости любого региона от федерального центраидостаточной степенью взаимосвязанности экономик субъектов Федерации. В этих условиях экономическая независимость сводится к установленной законодательно возможностиконтроля региональных органов власти  процессов использования региональных ресурсов через установление квот, ставок и продажу лицензий. Кроме того, на региональном уровне осуществляется контроль процессов, на выходе которых обеспечивается достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который формируетконкурентоспособность региона и позволяетучаствовать в межрегиональной и международной торговле с заданной эффективностью, а также контроль в области кооперационных связей и научно-техническогообмена. Простота и действенность такого контроля в значительно большей степени обеспечивается наличием крупных участников важнейших товарных рынков региона. Их взаимодействие с органами власти и местного самоуправления носит более стабильный и долговременный характер, цели деятельности и применяемые инструменты управления более внятны, прозрачны и адекватны условиям региона. Контроль при этом фактически приобретает характер измерения степени соответствия результатов деятельности МПК концептуальным направлениям и стратегическим планам развития региональной экономики и социальной сферы, инфраструктуры и других сфер.
    Вторым блоком внутренней структуры экономической безопасности региона называют стабильность и устойчивость региональной экономики [Быков, 2006, www], которыепредполагают защиту собственности всех форм; создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности; сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.). Достижению этих целей также способствует деятельность на территории региона крупных МПК. Отмеченные «санитары» ставят долгосрочные цели, связанные с реализацией эффектов интегрирования в отдаленной перспективе, что может считаться свидетельством зрелости менеджмента. Очень часто эти цели связаны с сохранением градообразующих предприятий в малых и моноиндусриальныхгородах, с сохранением достигнутого уровня или повышением качества жизни работников градообразующего предприятия и жителей города в целом, со стремлением максимально использовать уже имеющийся производственный потенциал,  созданную и функционирующую инженерную и социальную инфраструктуру. Проблема экономической безопасности региона имеет объекты на пересечении с другими возможными сферами: общественной, экологической, информационной. Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать как собственно в экономической сфере, так и в областях пересечения экономики со смежными сферами. Таким образом,  присутствие на рыке крупных МПК снижает вероятность усиления экономического неравенства и социального расслоения населения, а также возможность роста социальной напряженности.
    В качестве третьего блока внутренней структуры экономической безопасности часто называют также способность к саморазвитию и прогрессу – создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников и т.д.
    Динамика научно-технического развития ведущих отраслей экономики региона, требования оптимизации затрат, задачи импортозамещения, повышение требований к надежности, качеству и другим параметрам продукции, усиливающаяся конкуренция, проблемы со сбытом, возникшие в следствие экономической и политической ситуации у потребителей заставляют многие  интеграционные объединения осуществлять «интеллектуальные штурмы» для поиска принципиально (или, хотя бы, сравнительно) новых технико-экономических  и производственных решений для достижения своих целей. В ряде случаев МПК выделяют в своем составе крупные научно-производственные, опытно-конструкторские, инжиниринговые, проектные или маркетинговые подразделения, предназначенные для поиска технологических и технических решений в области производства, а не только в области сбыта и продвижения своей продукции. В области инновационного развития МПК, конечно, отмечаются серьезные проблемы, но инвестиционные возможности интеграционных объединений существенно выше в сравнении с индивидуально управляемыми бизнес-единицами. Это обеспечивает большую степень экономической безопасности региона. Если при этом уровень экономической защищенности региона оценивать по индикаторам, предлагаемым для таких регионов, как Кемеровская область [Фридман, 2013,134], то такие индикаторы, как эффективность использования экономического потенциала, будучи примененными к МПК, могут свидетельствовать об их значительном вкладе в безопасность региона. Понятно, что такое сравнение не претендует на основание для далеко идущих выводов, но может рассматриваться, как пример повышения уровня индикаторов, широко применяемых для оценки степени экономической безопасности регионов, обеспеченного интеграцией. По внутреннимпоказателям, составляющим этот индикатор, таким, как производительность труда, фондовооруженность труда, фондоёмкость продукции, зарплатоемкость продукции МПК значительно превосходят показатели индивидуально управляемых организаций. Для сравнения на рисунке 1 приведены данные показатели производительности  и фондовооруженности  труда для МПК «УК «Сибинвест» и одного из крупнейших и передовых угледобывающих предприятий, не входящих в состав интеграционного объединения.
    
    Рисунок 1 ? Сравнение показателей производительности труда и водоёмкости продукции интеграционного объединения и индивидуально управляемого предприятия в 2015 г.
    
    Сравнение таких показателей как фондоотдача и зарплатоемкость продукции также показывают преимущества интеграционного объединения, для которого они значительно выше, чем для индивидуально управляемого предприятия, как представлено  на рисунке 2. 
    
    
    
    Рисунок 2 – Сравнение показателей фондоотдачи и зарплатоемкости продукции интеграционного объединения и индивидуально управляемого предприятия в 2015 г.
    
    Показатели, формирующие такой индикатор экономической защищенности региона, как инновационность экономики, (доля отгруженной инновационной продукции, создание и запуск передовых производственных технологий,  число технологических и продуктовых инноваций) также приобретает более высокие значения для МПК, чем для других форм организации бизнеса.Это объясняется тем, что бизнес-модель МПК более диверсифицирована, в состав объединения входят активы, способные продуцировать быстрый доход только при высоком уровне обновления технологий, ориентации на новые готовые продукты производства и новые ценности для потребителей (это производство продуктов питания, сельскохозяйственной продукции, фармацевтической и парамедицинской продукции, реализация высокотехнологичных услуг и т.п.)[Исупова О.А., 2011, 155]
    Заключение.Таким образом, формирование и функционирование МПК на региональном рынке позволяет обеспечить более высокий уровень социально-экономической безопасности региона. Структура формирования социально-экономической безопасности региона, представляя собой комплекс экономических, социальных, организационных, экологических, правовых, геополитических и иных условий, при наличии интеграционных объединений  может наилучшим образомобеспечивать:
    - защиту жизненно важных интересов территории в отношении ресурсного потенциала, поскольку МПК, присоединив неффективные и утратившие конкурентные позиции бизнес-единицы, позволяют сохранитьнакопленный ими производственный и кадровый потенциал,укрепить и развить его в последствии;
    - предпосылки для сохранения и выживания региональных промышленных структур в условиях возможного кризиса и будущего развития, поскольку МПК обладают высоким уровнем диверсификации, что обеспечивает возможность развиваться в пред-кризисные и кризисные периоды в направлении наиболее эффективных видов бизнеса, создающих ценность для потребителя в любые периоды развития экономики; 
    - конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках, поскольку МПК отдают предпочтение инновационной бизнес-модели, ориентированной на возможности, а не только на имеющие ресурсы, что создает возможности выпуска конкурентоспособной продукции;
    - условия для устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов, поскольку готовы формировать процессы поддержание технологического потенциала, обеспечивать инвестиции для расширенного воспроизводства на новой технологической основе.
    Таким образом, процессы формировапния и функционирования МПК могут рассматриваться как фактор обеспечения более высокого уровня экономической безопасности региона в силу того, что они создают условия дляроста региональной конкурентоспособности и устойчивости к воздействию внутренних и внешних угроз. 
    
    
Списокиспользованной литературы

1. Быков В.П., Дембовская О.А., Лебедько Е.М. Экономическая безопасность регионов и преодоление угроз в современных условиях/ Электронный ресурс/Режимдоступа:http://science-bsea.narod.ru/2006/ekonom_2006/
bykov_ekonom.htm
2. Елецкий Н.Д. Экономическая безопасность региона в системе социальной безопасности страны //  Южнорусское обозрение. 2008. № 50. С. 34-58.
3. Закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности». [Электронный ресурс].
 – Режим доступа: http://base.garant.ru/12181538/1/#100 [22.10.2014].
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html [22.11.2015].
5. Исупова О.А. Костенко Н.А. Многопрофильные компании как продукт эволюционного механизма формирования региональных холдингов //Российское предпринимательство. №1. –  Вып. 1 -  2011. С.151-155.
6. Исупова О.А. Костенко Н.А.  Концептуальная модель управления инвестиционной деятельностью многопрофильных интегрированных корпоративных структур / Менеджмент: теория и практика в Вузе (Вып. 2): сб. науч. тр. /  Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. - Кемерово, 2013. - С. 51.	
7. Казанцев, С.В. Защищенность экономики регионов России. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. – 180 с.
8. Проблемы инновационного развития региональных интеграционных объединений// Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». – 2014.  №10. Режим доступа: http://www.uecs.ru/
9. Исупова О.А., Котсенко Н.А. Синергизм интегрирования в развитии бизнеса: теоретический и практический аспекты // Экономические исследования : анализ состояния и перспективы развития: коллективная монография / М60 / Под общей ред. Проф. О.И. Кирикова. – Книга 4. – Воронеж: ВГПУ, 2011. С. 240-258.
10. Фридман, Ю.А. Алгоритм оценки конкурентоспособности региона / Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Ю.А. Писаров// Вестник Новосибирского гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки, 2014. – Т. 20. – Вып. 4. С. 111-124.
11. Фридман, Ю.А. Экономическая защищенность региона: введение в теорию / Ю.А.Фридман, Г.Н. Речко, Ю.А. Писаров // Региональная экономика. Юг России. – Волгоград: Волгоградский госуд. ун-т, 2013. – № 1 (1). – С. 23-29.
12. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Писаров Ю.А.Экономическая безопасность, экономическая защищённость и конкурентоспособность: региональный аспект // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2015. - № 1 (107). - С. 122-125.
13. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Пимонов А.Г., Писаров Ю.А.Экономическая защищенность Кузбасса: оценка и анализ // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2015. - № 2 (108). - С. 133-141. 

1


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44