VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Информационная война в современном мире

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002585
Тема: Информационная война в современном мире
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»

Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования 


Смблян Нора Агасиевна 


Информационная война в современном мире: социальные сети. Противостояние России и Украины


Код и направление подготовки: 42.03.02 Журналистика 
Выпускная квалификационная работа 
бакалавра 


Научный руководитель
д.ф.н, профессор
В.А.Славина 

 Заведующий кафедрой
журналистики и медиакоммуникаций,
к.ф.н., доцент
Фольц А.О.
___________________


Проверка на объем заимствований:
_______% авторского текста

Москва – 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1.  Информационная война: понятие, цели и задачи

1.1. История понятия…………………………………………………………...…7
1.2. Цели и задачи информационной войны……………………………...……10
1.3. Методы ведения информационных войн…………………………….........11
1.4. "Холодная война" как пример войны информационной…………………15
1.5. Информационная война в контексте Украинского конфликта…..............23

ГЛАВА 2. Информационная война в новых медиа

2.1. Информационная война нового формата…………………..……………...27
2.2. Социальные сети. Схемы вбросов в соцсетях……………………….……30
2.3. Социальные сети: примеры вбросов…………………………………….....35
2.4. Информационно-развлекательный портал Pikabu.ru……………………..51
2.5. Распространение дезинформации из СМК в СМИ. Разоблачение……....58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..66


     
     
     
     


ВВЕДЕНИЕ
     
     Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению современных информационных войн нового формата в контексте Российско-Украинского конфликта. Тема исследования выбрана в связи с актуальными событиями новейшей истории и новыми формами распространения информации в электронной системе массовой коммуникации. Объектом выпускной квалификационной работы является информационная война в условиях современных политических и культурных реалий. Предмет исследования - особенности создания и проведения информационных кампаний в рамках интернет-платформ, предназначенных для межличностных коммуникаций. 
     Актуальность темы обусловлена появлением новых форм проведения информационных операций в современных условиях. В наше время традиционные СМИ заменяются новыми медиа, которые становятся эффективными площадками воздействия на массовое сознание. XXI век являет собой век новых технологий и, соответственно, новых способов управления аудиторией. На примере событий Российско-Украинского конфликта и их освещения можно проследить, как трансформируются традиционные методы ведения информационных войн под влиянием новейших путей коммуникации с использованием современных интернет-порталов. Изучение данной темы и ее активное практическое применение позволяет журналистам эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, взаимодействовать со своей аудиторией, избегать потенциального воздействия со стороны каналов массовой коммуникации, новых медиа, офлайн-среды и иных платформ – источников недостоверных и заведомо ложных материалов.
     Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении традиционных способов ведения информационных операций, сравнении их с современными приемами, рассмотрении новых методов на конкретных примерах в контексте Украинского кризиса. При этом сформулированы способы защиты от влияния недостоверных и заведомо ложных сведений и материалов с помощью описания основных схем информационных операций. 
     Для достижения представленной цели было поставлено несколько задач: 
     1. Изучение общепринятых понятий, методов и способов ведения информационных войн.
     2. Составление теоретической базы на основе работ крупнейших отечественных и зарубежных исследователей.
     3. Анализ исторических примеров крупномасштабных информационных операций.
     4. Описание новых медиа в качестве основных платформ для коммуникации в современном мире.
     5.  Исследование новейших форм проведения информационных войн на данных интернет-платформах с применением актуальных эффективных способов на конкретных примерах. 
     6. Выявление общих схем и закономерностей распространения заведомо ложной информации.
     На сегодняшний день тема информационных войн является достаточно изученной и разработанной. Так, история информационных войн, основные схемы их проведения, виды исследуются в работах Г.Г.Почепцова, И.Н.Панарина; дается точное определение информационной войны в исследованиях С.П.Расторгуева; проводится анализ информационной войны в период Великой Отечественной и раскрывается суть информационной войны в современном мире в работах В.А.Славиной; способы психологического воздействия приводятся в трудах В.А.Лисичкина, Л.А.Шелепина; выделяются приемы проведения информационных операций в работах А.В.Бондаренко; раскрывается суть пропаганды как одного из методов информационной войны в книгах Э. Бернейса; раскрывается понятие манипуляции в работах Г. Франке; холодную войну, как пример войны информационной описывает А.В. Окороков; понятие «холодная война» впервые употребляет в своей статье Дж.Оруэлл; методы ведения информационных войн советских и американских властей описывает в своих статьях А.Шариков; книга Р.Конквеста и Д.М.Уайта является показательным примером проведения информационной операции; раскрывается суть понятия «новые медиа» в работах И.М.Дзялошинского.
     Однако тема информационной войны в контексте данного исследования является малоизученной, что связано с изменением формата проведения подобных операций в течение последних лет. Это объясняется появлением новых медиа - современных площадок для коммуникации, которые трансформировали обычные способы распространения ложной информации и стали генераторами для появления новых эффективных схем репликации информационных вбросов.
     Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается:
     - в изучении разработанной темы в новом формате с использованием современных методов 
     - в рассмотрении новейших способов коммуникации 
     - в разработке новой классификации информационных вбросов по семиотическому признаку 
     - в  попытке систематизации закономерностей распространения заведомо ложной информации на конкретных примерах 
     - в выявлении способов защиты от манипуляций и провокаций.
     Практическая значимость работы состоит в том, что основные рекомендации, классификации и схемы, разработанные в данном исследовании, предназначены как для пополнения теоретической базы на тему выпускной квалификационной работы, так и для применения на практике. Данная работа способна помочь защититься от всевозможных манипуляций, провокаций и дезинформаций, выявлять подобные схемы. Кроме того, изучение этой темы важно для выполнения профессиональной деятельности журналистами при передаче информации, работе с новыми медиа, взаимодействии с аудиторией и другими источниками информации.
     В соответствии с поставленными целью и задачами структуру выпускной квалификационной работы составили 2 главы, состоящие из 5 параграфов каждая, введение, заключение и список литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА: ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
     1.1. История понятия 
     Информационные войны возникли так давно, что теперь уже достаточно сложно определить точную дату их появления. Еще во времена македонского царя Александра использовался один из способов ведения информационной войны - дезинформация: в лагерях врагов распространялись ложные сведения о победах Македонского. Это приводило к тому, что противники Александра Великого падали духом и боялись идти на сражения. Так же киевский князь Святослав, а позже и Чингисхан применяли информационные и психологические операции для повержения своих врагов. С помощью слухов правители убеждали противников в том, что их армии многочисленны и жестоки, после этого население захватываемых земель сдавалось без боя. 
     Георгий Почепцов, доктор филологических наук, считает, что практически все выдающиеся правители использовали пропаганду для упрочения государства и своего положения.1 К ним можно отнести Юлия Цезаря, Петра Первого, Гитлера и многих других. Однако самые масштабные информационные операции проводятся не в мирное время, а во времена войн. Так, например, Великобритания в Первой мировой войне с помощью распространения пропагандистских листовок оказывала психологическое воздействие на немецких солдат. Содержащиеся в листовках материалы были необъективными и даже в некоторых случаях искаженными. Такой ход достаточно серьезно влиял на настроения германской армии, тем самым медленно ее разлагая. После этого подобную тактику избрали и остальные страны Антанты. 
     Методами информационных войн активно пользовались и во время Второй мировой войны. О них написал российский политолог Игорь Панарин.2 Он описывает способы, с помощью которых Адольф Гитлер проводил информационно-психологические операции. Например, властями Германии велась активная пропаганда нацизма через печатные источники, такие, как  газеты, листовки, плакаты и многое другое. Причем пропаганда велась как среди своего населения, так и среди населений противников. Кроме того, информационное воздействие на людей велось через информагентства, радиостанции. Панарин также упоминает о таком понятии, как «черная пропаганда», которая активно применялась в годы Второй мировой войны немцами. Чаще всего этот термин связывают с распространением слухов, поскольку именно с помощью слухов немецкие власти дискредитировали врагов. 
     Таким образом, можно сделать вывод, что информационные войны как способ психологического воздействия возникли достаточно давно и применялись задолго до появления самого термина «информационная война».
     Понятие «информационная война» появилось только к концу 20 века. Впервые его можно было увидеть в отчете Томаса Рона3, который он подготовил в 1976 году для Boeing. "Системы оружия и информационная война"- такое название было дано документу. В отчете автор указал, что информационная сфера может быть как полезна, так и опасна для США, поскольку страна становится уязвимой даже в мирное время. Именно этот отчет способствовал дальнейшему распространению понятия «информационная война». Сначала термин использовался в военных кругах, отчетах, секретных материалах. Но в 1991 году американская пресса стала активно использовать данное выражение в своих материалах. Это было связано с проведением операции «Буря в пустыне», во время которой информация применялась для ведения военных действий.
     Официально термин «информационная война» стал появляться в документах Министерства обороны США только в 1992 году. Но определение данному понятию впервые попытался дать профессор Джордж Стейн в своей статье «Информационная война» только в 1995 году.4 Стейн считал, что информационная война – это достижение национальных целей при помощи информации, причем сама цель – это человеческий разум, разум тех людей, которые могут принимать решения касательно войны и мира. 
     Само понятие «информационная война» с тех пор начинает приобретать немного иное значение. Если в 20 веке оружием информационной войны были знания и разум людей, то сейчас это сама информация. В наше время многие теоретики и ученые пытаются дать наиболее точное определение термина «информационная война». К примеру, профессор С.П. Расторгуев трактует понятие как явное или скрытое информационное воздействие систем друг на друга с целью получения выигрыша в политической, экономической и других сферах.5 Известный российский политолог И.Н.Панарин  использует термин «информационное противоборство» и пишет, что это «форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных … методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей».6 
     Во многих современных словарях информационную войну определяют как совокупность неких боевых операций, заключающихся в использовании информации как оружия, которое психологически воздействует на сознание людей тем или иным образом, а также способствует получению преимущества в экономической, политической и других сферах. 
     Данное определение является неким собирательным звеном среди многих основных теорий современных исследователей, поскольку в нем заключаются  все главные элементы, которые и являются важными составляющими понятия «информационной войны».
      
     1.2. Цели и задачи информационной войны
     В истории человечества всегда какие-либо операции проводятся с определенными целями, причем у каждой стороны противодействия свои намерения, задачи и методы. Так и информационная война всегда преследует конкретные цели.  
     Поскольку мы уже выяснили, что информационная война помогает достичь преимущества в политической, экономической, общественной и других сферах, используя влияние на общество, можно сделать вывод, что ее главной целью является воздействие на сознание людей. При этом давление происходит как на эмоциональном, психологическом уровнях, так и на уровне разумном. 
     По мнению российских ученых В.А.Лисичкина и Л.А.Шелепина, информационно-психологическая война всегда использует определенные каналы воздействия на душу людей. А задачу такой войны ученые видят «в том, чтобы заставить массы действовать в нужном направлении даже против своих интересов, а в стане противника расколоть людей, заставить их встать друг против друга».7 
     Кроме того, к задачам информационной войны можно также отнести дезинформацию и деморализацию общества, жесткую пропаганду, внесение враждебных идей в массовое сознание, запугивание противника, внедрение своей идеологии и многое другое. Таким образом, для того, чтобы с помощью воздействия на массовое сознание противника добиться каких-либо целей, противоборствующие стороны в ходе информационной войны разворачивают масштабные операции по пропаганде, дезинформации и манипуляции обществом.
     
     1.3. Методы ведения информационных войн
     В наше время информация занимает одно из ключевых мест в жизни как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Когда в каких-либо странах начинаются информационные войны, массовое сознание оказывается под влиянием авторитетных источников (политиков, госслужащих, СМИ и т.д.). При этом каждая сторона противоборства использует свои методы для достижения целей. Однако, по мнению профессора Высшей школы экономики А.В.Бондаренко, все эти приемы можно условно разделить на две части:
     1. Распространение дезинформации
     2. Использование информации в нужном направлении 
     Второй пункт охватывает очень широкий спектр приемов, которые для лучшего понимания и умения отличать также можно разделить на два типа: пропаганда и манипуляция.
     В итоге получается, что при создании классификации методов ведения информационной войны ее можно условно разделить на три основных компонента: 
     1. Дезинформация
     2. Пропаганда 
     3. Манипуляция 
     Каждый из этих компонентов в свою очередь делится на различные приемы, которые используются во время информационных операций. В наше время нет какой-то общепринятой классификации этих приемов. Однако многие исследователи в своих работах попытались составить подобную схему.  Если изучить работы И.Панарина,8 М.Донского9 и М.Григорьева10, можно составить наиболее полную классификацию приемов ведения информационной войны.
     Первый метод, дезинформация, является самым обширным и самым распространенным. Именно его чаще всего противоборствующие стороны используют как основное оружие. 
     И.М.Дзялошинский описывает дезинформацию, как «способ воздействия, заключающийся в намеренном предоставлении адресату ложных сведений, которые вводят его в заблуждение относительно истинного положения дел».11 
      Основные приемы, которые можно отнести к дезинформации: 
     1. Прямая ложь - заведомо ложная информация, которая предоставляется аудитории  с  целью  ввести  ее  в  заблуждение.
     2. Неполная правда - информация, которая содержит как правдивые факты, так и ложные или искаженные данные. Этот прием используется для того, чтобы предоставить оппоненту информацию в таком виде, который нужен  информирующему  для  достижения  собственных  целей. 
     3. Нарушение логических и временных связей между событиями 
     4. Ссылка на несуществующие или некорректные факты - чаще всего данный  прием  используется  при  распространении  каких-либо  социологических опросов, составлении рейтингов политиков и т.д. Например, СМИ могут утверждать, что по данным социологических опросов рейтинг лидера какой-либо партии составляет 80%. При этом число опрошенных может составить 50 человек, из которых 40 поддерживают принципы этой партии, однако об этом сказано в материале не будет. 
     5. Скрытие важной информации - суть приема состоит в том, что информирующий распространяет определенное сообщение, не давая, при этом, части важных фактов, которые могут повлиять на взгляды информируемого.
     6. Замена источника информации или его отсутствие - этот прием помогает вызвать доверие аудитории к определенному сообщению, либо подорвать его, поскольку автор может сослаться как на авторитетного человека, авторитетное издание, так и на не вызывающий доверия источник. 
     Вторым методом информационной войны является пропаганда. Известный специалист по PR Эдвар Бернейс описал  пропаганду как последовательную деятельность по созданию определенных событий в такой форме, чтобы повлиять на отношение общественности к предприятию или идее.12
     Приемы  пропаганды: 
     1. Использование авторитетов – использование определенных известных, авторитетных людей (политиков, актеров, общественных деятелей) для продвижения какой-либо информации, идеи.
     2. Принуждающая пропаганда - использование определенных выражений, которые принуждают субъекта совершить какое-либо действие. 
     3. Наклеивание ярлыков - в этом случае реципиент получает информацию с оскорбительными, негативными выражениями в адрес какого-либо человека, предприятия, или даже какой-то страны. Тот, кто распространяет подобные материалы, ставит перед собой цель сформировать определенное отношение, часто негативное, аудитории к чему-либо. 
     И третьим, но не менее важным приемом информационной войны можно назвать манипуляцию. Существует огромное количество определений данного термина. Например, Оксфордский словарь определяет манипуляцию как использование или управление таким образом, чтобы адресат делал что-либо или думал так, как этого хочет адресат13. Известный немецкий писатель Герберт Франке в своей книге «Манипулируемый человек» пишет, что манипуляцией является психическое воздействие, производящееся тайно, причем оно приносит ущерб тем людям, на которых направлено.14
     Таким образом, можно сделать вывод, что манипуляция – это скрытое воздействие на людей, с помощью которого адресат достигает своих целей.
     Приемы  манипуляции: 
     1. Информационный мусор – прием, при котором какая-либо важная информация скрывается с помощью большого потока ненужной информации. Фактически информационные каналы засоряются мусором из пустых некачественных сообщений, и из-за огромного числа таких сообщений аудитория пропускает то, что важно и нужно для нее.
     2. Отвлечение внимания – прием состоит в том, что информирующий привлекает внимание аудитории к каким-то незначительным, неважным событиям. Обычно это делается с помощью броских заголовков, необычной подачи. Цель данного приема – отвлечь внимание реципиента от действительно важной информации и навязать нечто другое.
     3. Общественное неодобрение – такой прием, при котором создание негативное отношение к какому-либо предприятию, человеку, к какой-то стране при помощи использования общественного мнения определенной группы людей. При этом создается иллюзия того, что большая часть населения выражает негативное отношение к объекту.
     4. Заострение внимания – использование различных методов привлечения внимания к какому-то событию, которое может даже не являться важным. Но при успешном использовании этих методов аудитория начинает массово обсуждать данную тему. 
     Итак, получается, что на данный момент существует огромное количество методов и приемов ведения информационных и психологических войн. Каждый из этих методов ведет к тому, что меняется сознание человека, его отношение к чему-либо или к кому либо. Самое опасное в такой ситуации – это то, что человек даже не замечает, как попадает под влияние определенных источников, которые манипулируют им, пропагандируют определенные идеи, мысли. Особенно трудно заметить такое воздействие в наше время, поскольку 21 век – это век информационной, на данный момент уже практически не осталось людей, которые не просматривают ежедневно новости или не проводят определенное время в социальных сетях, а именно СМИ и соцсети сейчас являются наиболее удобными площадками для ведения информационных войн. 
     
     1.4. "Холодная война" как пример войны информационной
     "Холодная война" считается самой масштабной и длительной информационной войной в истории человечества. Официально принято считать, что она началась в марте 1946 года после речи Уинстона Черчилля в Фултоне. В ходе выступления тогда еще глава оппозиции Великобритании провозгласил США лидером на мировой арене и предложил штатам объединить силы с Великобританией в борьбе против коммунизма и тоталитарной системы, которую СССР намеревается установить во всем мире. Именно это выступление и стало поводом для начала "холодной войны". 
     Однако, по мнению российского политолога И.Панарина, зачатки первой мировой информационной войны появились значительно раньше, а именно в 1943 году в Квебеке.15 Именно там проходило заседание лидеров США и Британской империи. В ходе переговоров ставится вопрос о послевоенном устройстве мира и перемещении СССР на второй план. В этом же году Черчилль пишет тезисы для своего выступления, которое и пройдет в Фултоне в 1946 году. 
     Однако сам термин "холодная война" возник немного позднее, впервые его упоминание появилось в статье Джорджа Оруэлла "Ты и атомная Бомба" в 1945 году.16 Под «холодной войной» он понимал такое состояние мира, когда несколько могущественных держав, обладая атомной бомбой, стали бы непобедимыми и обладали бы властью над всеми остальными государствами. При этом данные державы заключили бы соглашение, по которому нельзя нападать друг на друга. Это и есть "холодная война" в понимании Оруэлла. 
     Хотя термин впервые употребил Джордж Оруэлл, принято считать, что официально выражение ввел советник президента Трумэна Бернард Барух. Это произошло 16 апреля 1947 года, тогда Барух выступал на законодательном собрании Южной Каролины. Он говорил о скрытых противоречиях между великими державами и заявил: "Сегодня мы находимся в состоянии холодной войны".17 Считается, что именно с этого момента выражение "холодная война" начали употреблять во всем мире. 
     Сам термин «холодная война» подразумевает войну без применения каких-либо военных действий, военного оружия в привычном смысле. Холодная война между США и СССР заключалась, в основном, в гонке вооружений. Однако самые «горячие бои» велись в сфере продвижения своей идеологии. Нас интересует именно вопрос применения таких оружий, как пропаганда, манипуляция, дезинформация и так далее. То есть  главной целью каждой стороны стало массовое сознание. 
     Первые операции, которые США проводили против СССР, назывались "тайными операциями". Уже в 1946 году были выдвинуты определенные предложения, которые могли помочь вести психологическую войну в Советском Союзе. При этом такие обязанности Совет национальной безопасности возложил на ЦРУ.18 
     Как считают российские ученые В.А.Лисичкин и Л.А.Шелепин, США при помощи воздействия на общественное сознание намеревались деморализовать советское общество и разрушить целое государство.19
     Самые масштабные операции проводились по таким каналам, как радио, телевидение, периодические издания. К примеру, США для ведения пропаганды использовали радиостанцию "Голос Америки", а также ее филиалы - "Радио Свободу" и "Свободную Европу", находящиеся в Берлине. Конечно, в основном данные радиостанции слушала молодежь. При этом информация, которая подавалась через эти каналы, была не только пропагандистской, но и нейтральной. Однако главной целью таких СМИ являлось навязывание слушателям "демократии" и подрыв репутации Советского союза с ее коммунистическим режимом. 
     Но и Советский Союз не отставал от Запада в сфере радиовещания. Именно в СССР еще до Второй мировой войны в октябре 1929 года появилось Московское радио, которое сначала вело вещание на французском и английском языках, а к 1940 году уже на 13 языках мира. Как во время войны, так и после нее советское иновещание представляло собой сильное орудие пропаганды коммунизма и советской жизни.20Николай Горшков, глава Европейского региона Службы мониторинга Би-би-си, в интервью для Евгении Минеевой говорит о работе на центральном Иновещании в Москве так: "Это было не просто вещание страны, это было вещание КПСС. Наши главные начальники сидели в отделе международной информации ЦК КПСС. Они нам говорили через наших начальников на Иновещании, что нам говорить, о чем нам говорить, как нам говорить".21 При этом каждая из сторон противоборства старалась пресекать все действия, связанные с влиянием Иновещания на массы. Профессор Высшей школы экономики Александр Шариков рассказывает об этих методах американских и советских властей.22 К примеру, в СССР с 1948 года начинают глушить многие передачи иностранных радиостанций, чаще всего это касалось станции "Радио Свобода". А в США ограничивают продажу радиоприемников, способных принимать короткие волны, а позже в эту категорию попадают  и длинноволновые. Конечно, все эти меры не могли полностью ограничить распространение пропагандистской информации через радио, поскольку в СССР дорогостоящие «глушилки» применились не постоянно, а в США люди находили способы покупать радиоприемники иными способами. Поэтому такой канал, как радио, обладал огромной мощью для информационного воздействия во время холодной войны. 
     Другим каналом, через который велись информационно-психологические операции, было телевидение. Как пишет Георгий 
     Почепцов, именно через кино и телевидение советский народ получал массу второстепенной, а часто ненужной, косвенно пропагандистской информации. Например, каждая женщина, видевшая в американских фильмах разнообразную одежду на актрисах, мечтала о такой же, а мужчины хотели приобрести дорогие иномарки.23 Все это создавало одновременно положительную атмосферу вокруг капитализма и США и отрицательную - вокруг коммунизма и СССР. Однако телевидение не было таким влиятельным источником пропаганды, как радиовещание, поскольку именно этот канал властям было проще контролировать и не выпускать в эфир "опасную" информацию. 
     Кроме того, в психологической войне США часто использовали эмигрантов из СССР. Те люди, которые по каким-либо причинам оставались не на родине, а в Соединенных Штатах, иногда шли на сотрудничество с разведывательными службами Америки и помогали им в ведении информационной войны против Советского Союза. Были те, кто шел на такой шаг за деньги, но также многие помогали американцам в силу искренней веры в положительность капитализма. Эти люди были согласны с политическими тенденциями Запада и хотели такого же "благополучия" для своей Родины.24 Так же к этой категории людей можно отнести тех, кто побывал за границей и вернулся на родину. Эти люди рассказывали своим родственникам и знакомым обо всем, что видели на Западе.25 Это тоже можно назвать пропагандой, но уже в меньших масштабах. 
     Если говорит о пропаганде, как таковой, она распространяется властями в двух направлениях: среди населения противостоящего государства и среди населения своего государства. Примеры с радио и телевидением подходят к первому направлению. Если говорить о пропаганде среди своего населения, она может быть выражена также в разных формах и распространена по разным каналам. Помимо привычных каналов - радио и ТВ, здесь прибавляются еще и другие пути: плакаты, книги, листовки и т. д. На примере пропагандистских плакатов, как антикапиталистических, так и антикоммунистических, можно проследить за действиями властей во время информационных войн и за поведением масс, которые подвергаются психологическому воздействию. 
     Например, в США были широко распространены плакаты, на которых была изображена "участь" Америки в том случае, если до нее доберется советская власть. Таким образом запугивался американский народ и настраивался против коммунистического строя. Так же пропагандировалась агрессия по отношению к самим русским и к Советскому Союзу. Например, один из плакатов гласит "Когда эта новая управляемая ракета попадет в Кремль, у русских действительно начнется горячая пора". 
     Так и Советский Союз выпускал антикапиталистические плакаты. К примеру, изображалась судьба талантливых людей в социалистических странах, где их уважают и ценят, и в капиталистических, где таланты оказываются на улице. Также в советских плакатах рассматривались проблемы неравенства, в них говорилось, что в капиталистических странах хорошо живут только богатые, а в социалистических - все трудящиеся. 
     Если сравнивать плакаты американские и плакаты советские, можно заметить существенную разницу. Советские плакаты были направлены против капиталистического строя, а вот американские - не столько против социализма, коммунизма, сколько против Советского Союза и русских в целом. 
     Кроме того, враждебное отношение США по отношению к Советскому Союзу и советскому народу доказывает книга Роберта Конквеста и Джона Манчипа Уайта "Что делать, когда русские придут? Руководство по выживанию".26 Само название книги уже говорит о его содержании и настроениях. Она начинается с примечания, в котором говорится, о чем пойдет повествование:
     «ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
     Общепризнано, что Соединенные Штаты в настоящее время сталкиваются с реальной угрозой сокрушения властями иностранного режима, если только не будут проведены правильные реформы.
     Целью данной книги не является обсуждение правильной политики. Ее цель совсем иная. Это, во-первых, показать американскому гражданину ясно и с фактами, какие результаты могут быть при возможном приходе Советской власти, и как это затронет его или ее лично; и, во-вторых, дать некоторые серьезные советы по выживанию.  
     Как лично твои, американский гражданин, характеристики будут оцениваться новыми хозяевами?
     Какого существования под советским доминированием ты можешь ожидать?
     Будет ли возможность протеста, сопротивления, восстания, и какие формы они могут принимать?
     Эта книга предлагает вам взглянуть на то, как это будет, и дает советы по выживанию в случае далеко не невозможных событий, которые готовит нам будущее.
     Вы не должны принимать наши слова как некую ужасную фантазию. Каждое слово основано на реальном опыте сотен миллионов простых людей, в дюжине стран–людей, как вы, большинство из которых имело представление о том, что с ними произошло на самом деле, не больше, чем имеют многие американцы сегодня».
     Все последующее повествование ведется в таком же формате, авторы книги пугают американских граждан насилием со стороны советских солдат, издевательствами и другими подобными действиями. Именно здесь применяется один из способов манипуляции – запугивание. Этот способ является достаточно эффективным, особенно если использовать его во время каких-либо конфликтов, например, как в этом случае, во время холодной войны, когда все население живет в страхе и не знает, чего ожидать от противоборствующей стороны. 
     Такой способ манипуляции, как запугивание, американцы использовали и на заре холодной войны, при этом применяли его на самых незащищенных и подверженных внешнему воздействия жителях Соединенных Штатов – на детях. К примеру, в 1952 году по заказу Федерального правительства США в прокат вышел фильм «Пригнись и накройся» («Duck and Cover»). Фильм считался образовательным и рассказывал детям о том, как нужно вести себя во время атомной атаки, картину показывали во всех американских школах. А поскольку в это время уже шла холодная война, подразумевалось, что именно Советский Союз может применить атомную бомбу против США. Таким образом, американским гражданам с малых лет показывали, что СССР является агрессором и угрожает жизни и здоровью мирных людей Америки. 
     Итак, холодная война - это одна из самых масштабных информационных войн на сегодняшний день. На проведение информационных операций было потрачено огромное количество средств и сил всеми сторонами конфликта. Война, которая продолжалась более 40 лет, закончилась для Советского Союза поражением и распадом социалистической власти. Принято считать, что отступление Советского Союза и потепление отношений с США началось в 1986 году, когда Михаил Горбачев встретился с президентом США Рональдом Рейганом в Рейкьявике. В октябре 1987 года Горбачев издает книгу "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира".27 В ней он говорит о том, что нужно оставить все идеологические конфликты в прошлом и начать действовать в другом направлении:
     «Да, мир сегодня не такой, как вчера, и его новые проблемы не могут решаться на основе образа мышления, унаследованного от прежних веков. Разве можно теперь держаться за тезис о войне как продолжении политики иными средствами? 
     Словом, мы в советском руководстве пришли к выводу — и не устаем повторять его — о необходимости нового политического мышления. Причем советское руководство стремится энергично перевести его в плоскость практических действий, прежде всего в сфере разоружения. Этим продиктованы внешнеполитические инициативы, которые мы честно предложили миру. Каков масштаб нового исторического мышления? Оно действительно охватывает всю главную проблематику нашего времени». 
     В декабре 1987 года Горбачев и Рейган заключают соглашение о сокращении ядерных вооружений, а в феврале 1988 года Горбачев выводит советские войска из Афганистана. Именно эта дата и это событие становится переломным моментом во всей холодной войне, поскольку после этого власти СССР начинают сокращение вооруженных сил, идут на огромные уступки перед США. Это фактически положило конец холодной войне и запустило процесс падения Советского Союза. В стране начался кризис, а в 1991 году СССР окончательно распался. Официальным завершением холодной войны считается заключение декларации между Россией и США. 
     Холодная война была войной не за идеологию, а за господство во всем мире. Идеология была всего лишь оружием в этой войне, поскольку, прикрываясь ею, противоборствующие стороны пыта.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.