VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Имущественные права ребенка, их обеспечения нормами семейного, гражданского, жилищного законодательства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009270
Тема: Имущественные права ребенка, их обеспечения нормами семейного, гражданского, жилищного законодательства
Содержание
      Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ-ФИЛИАЛ РАНХиГС

Факультет заочного и дистанционного обучения
Направление  _____________юриспруденция (40.03.01)__________________________________
Профиль _______________государственно-правовой_____________________________________
Выпускающая кафедра конституционного и муниципального права_________________________
Работа допускается к защите:
                                                                              Заведующий выпускающей кафедрой:
                                                                               Д.Ю.Н. Профессор  Кравец Н.А.                                             
 
                                                                               _______________   ____  ________________2017г.
 
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
на тему:
Имущественные права ребенка, их обеспечения нормами семейного, гражданского, жилищного законодательства
 
Автор работы:
Студент 13440 группы
заочной формы обучения
Копань Ольга Васильевна
 
 ВКР выполнена самостоятельно _________________________________________________
(подпись автора)
Руководитель работы:
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права
Е.В.Раздъяконова__________________________ _________________________________________
 

г. Новосибирск 2017г.

                           СОДЕРЖАНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…4
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ………………7
1.1 Имущественные права детей в римском праве………………………………..7
1.2 Имущественные права детей дореволюционный период…………………..10
1.3 Имущественные права детей в послереволюционный период…………….19
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………………..28
2.1 Понятие и сущность имущественных отношений между членами семьи..28
2.2 Право собственности несовершеннолетнего на имущество………………32
2.3  Жилищные права несовершеннолетнего…………………………………..46
2.4 Права детей на алименты…………………………………………………….51
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА………….60
3.1 Исследование и анализ имущественных отношений родителей и детей на основе гражданского и семейного законодательства………………………….60
3.2 Предложения по совершенствованию гражданского и семейного законодательства…………………………………………………………………..78
Заключение…………………………………………………………………………84
Библиографический список………………………………………………………89
Приложение ………………………………………………………………………..96


     



ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования. Конституционный принцип охраны и защиты семьи, материнства и детства. Принцип равенства прав и обязанностей родителей и их равной ответственности в области воспитания детей свидетельствуют о значимости вопросов защиты прав и интересов несовершеннолетних. В реализации социальной составляющей государственной политики и национальном законодательстве. Изучая вопросы международно-правового регулирования защиты прав детей, и анализируя отечественное законодательство, исследователи указывают на сложный характер имущественных прав ребенка и неоднозначность подходов в понимании сущности этих прав в юридической литературе. Правовое регулирование имущественных прав несовершеннолетних нашло отражение в таких законодательных актах, как «Гражданский кодекс РФ», «Семейный кодекс РФ», «Жилищный кодекс РФ».
     Особо остро вопрос о защите имущественных прав несовершеннолетних проявляется при расторжении брака и разделе имущества супругов. Где основным средством защиты имущественного права ребенка на получение содержания от родителей выступают алиментные обязательства. С целью обеспечения имущественного равенства супругов, законодатель исходит из принципа равенства долей супругов при разделе общего имущества и устанавливает бездолевой характер их совместной собственности. Однако супруги вправе отступить от принципа равенства и установить размеры долей по соглашению, но при этом интересы несовершеннолетнего не должны ущемляться. 
     Важная роль в защите интересов детей в данном случае отводится суду.  При разделе общего имущества супругов в судебном порядке суд, исходя из интересов несовершеннолетних детей, так же вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе. Как отмечается в юридической литературе, в данном случае происходит только увеличение доли одного из супругов. За ребенком остается лишь право пользования выделенным имуществом, но не право собственности на него. Полагаем, что целесообразно в ходе бракоразводных процессов предусмотреть именно выделение доли ребенку в общем имуществе супругов. 
     Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с обеспечением имущественных прав ребенка.
     Предметом исследования являются соответствующие нормы семейного, гражданского, гражданского процессуального законодательства,  характеризующие исследуемые проблемы.
     Целью дипломной работы является исследование имущественных прав ребенка, их обеспечения нормами семейного и гражданского законодательства.
     Задачами дипломной работы является:
     - рассмотреть историю развития имущественных прав ребенка;
     - рассмотреть понятие и сущность имущественных отношений между членами семьи;
     - исследовать право собственности несовершеннолетнего на имущество;
     - рассмотрены принципы реализации жилищных прав несовершеннолетних и прав детей на алименты;
     - проведено исследование и анализ имущественных отношений родителей и детей на основе  гражданского и семейного законодательства;
     - разработаны предложения по совершенствованию гражданского и семейного законодательства.
     Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды российских ученых, посвященные проблемам семейного права (М.В. Антокольской, Л.М. Пчелинцевой, A.M. Нечаевой, Н.И. Марышевой, М.Г. Масевич, С.А. Муратовой, Ю.А. Королева, И.М. Кузнецовой, О.А. Хазовой и Ю. К. Толстой, А. П. Сергеева, М. И. Брагинский, В. В. Витрянский и др.).
     Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В 1 главе «История развития имущественных прав ребенка». Рассмотрены имущественные права детей в Римском праве. История становления законодательства об имущественных правах детей в дореволюционный период и послереволюционный период.
     Во 2 главе «Правовое содержание имущественных прав ребенка в российском законодательстве». Рассмотрено понятие и сущность имущественных отношений между членами семьи. Исследованы правовые основания права собственности несовершеннолетнего на имущество, жилищных прав несовершеннолетних и права детей на алименты.
     В 3 главе «Актуальные проблемы правоприменительной практики в области имущественных прав ребенка». Проведено исследование и анализ имущественных отношений родителей и детей на основе  гражданского и семейного законодательства. Разработаны предложения по совершенствованию гражданского и семейного законодательства.
     В заключении сделаны обобщенные выводы и сформулировано предложение по совершенствованию действующего законодательства.
     Все изложенное свидетельствует о том, что ВКР представляет интересную и содержательную квалификационную работу. По актуальной в теоретическом и практическом отношении проблеме, в которой представлены результаты решения поставленной задачи, характеризующиеся необходимой новизной.
     
     


ГЛАВА 1 
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА
     
1.1 Имущественные права детей в Римском праве
     
     Взаимоотношения родителей и детей уходят корнями в глубокую древность. Их регулирование мы встречаем уже в древнем законодательстве Египта, стран Междуречья, Индии, Китая, Греции. 
     Отношения отца и сына по древнему законодательству - это отношения хозяина и раба: «Я тебя породил, я тебя и убью». Вспомним хотя бы взаимоотношения Авраама и сына его Исаака, описанные в священных книгах Библии и Корана. Господь останавливает руку Авраама желающего принести своего сына в жертву. Авраам видит барашка, запутавшегося в кустарнике, и приносит его в жертву вместо Исаака. Права Древней Палестины, на территории которой проживали Авраам и Исаак, не отличались коренным образом от Древнеримского права.
     Первоначально в Древнем Риме власть домовладыки была безгранична и сопровождалась полным бесправием подвластных. В некоторых случаях власть домовладыки прекращалась при следующих обстоятельствах: приобретение сыном звания верховный перин, дочерью – звания весталки; неоднократная продажа в рабство. В императорское время - получение звания консула, епископа, главнокомандующего. Все, находящиеся под властью одного главы семейства не зависимо от наличия между ними кровных уз, считались родственниками. Такая семья называлась агнатской, а родственники агнатами. Дочь, выходившая замуж, становилась агнатической родственницей нового домовладыки. В древнейшую эпоху факт кровного происхождения никакого юридического происхождения не имел.
     С развитием хозяйственных отношений, ослабевают  патриархальные устои,  развивается новый институт -  когнатское родство, то есть родство по крови, которое полностью заменило собой родство агнатское. В это время стали выделять линии и степени родства. Родственники по прямой линии это лица, происходящие непосредственно друг от друга (отец, сын, внук). Родственники по боковой линии имеют общего предка, но не состоят в родстве по прямой линии (братья, сестры). Брачные и внебрачные родственники. Дети, которые родились от родителей, назывались полнородными. Дети имеющие общего отца – единокровными, общую мать - единоутробными. Степень родства - количество рождений, начиная от искомого лица. Например: отец и сын это первая степень родства, внук и дед это вторая степень родства1. 
     Отношения между матерью и детьми зависели от того, состоит ли мать в браке с отцом детей. Мать юридически не связана с детьми, т.е. она является членом своей старой семьи, где она и будет получать наследство. В таком браке мать не является членом семьи своих детей. Постепенно было разрешено несовершеннолетним детям проживать с матерью. Запрещено детям предъявлять иск к матери, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, ограничивать пределы ее имущественной ответственности перед детьми. У матери было право на алименты от детей. Наконец, во II веке было допущены взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке.
     Взаимоотношение отцов и детей построено по другим принципам независимо от того, состоял ли отец в браке или нет, дети находились под безграничной властью отца, но эта власть постепенно смягчалась. 
     В связи с этим сыновья могут иметь свое имущество, дом, земельный участок, стадо. Приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате. В конце же республики и вначале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав домовладыки на личность детей. Ограничено право продавать детей, но только в случае крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Императорский указ IV в. приравнивал убийство сына ко всякому убийству ближайших родственников. За подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату с жалобами на домовладыку, а также право требовать алименты2.
     В сфере имущественных отношений, подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени.  Любое имущество, которое приобреталось подвластным лицом, сразу же становилось собственностью. «Если подвластное лицо совершало какое-либо правонарушение, то потерпевший мог получить особое исковое заявление . Согласно заявлению отец мог, либо заплатить потерпевшему определенную сумму за причиненные ему ущерб, либо отдать подвластного в кабалу на срок, который был необходим для полной отработки ущерба».
     В Риме, иногда paterfamilias выделял подвластному сыну пекулий
 (имущество) в управление и пользование, собственник имущества  домовладыка. В случае если подвластный сын освобождался от отцовской власти и отец не потребовал возврата пекулия, то имущество оставалось с сыном. Помимо пекулия, получаемого от отца, в период принципата,  появился институт военного пекулия, то есть имущество получаемое сыном на военной службе или в связи с таковой (жалованье, военная добыча). Отец  был не вправе отобрать это имущество у сына, сын не только свободно пользуется этим имуществом, он вправе и распоряжаться им, в частности, завещать (сначала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания). 
 Однако в случае смерти сына без завещания, это имущество переходит к отцу, и притом, без обременения отца обязательствами умершего сына.
     Исходя из выше сказанного следует, что сохраняет право собственности лишь на то, состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду. Имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Все остальное имущество, принадлежат подвластному, который вправе распорядиться им при жизни и лишь не вправе завещать это имущество, переходящее после смерти подвластного к отцу, но, обременяя отца входящими в состав этого имущества обязанностями.
     
1.2 Имущественные права детей в дореволюционный период
     
     В истории России ребенку, его правам и положению в обществе всегда уделялось определенное внимание. В период становления Киевской Руси внимание и забота о детях в целом носили избирательный характер, распространялись только на тех детей, которые в силу различных обстоятельств оставались без попечения родителей3. Забота о детях- сиротах была частным делом князей либо возлагалась княжеским государством на церковь, но в любом случае осуществлялась из религиозных, моральных побуждений, рассматривалась как богоугодная акция. 
     Существовали и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его передачи под опеку или усыновления. 
     Опека возникла не столько по соображениям нравственного порядка – позаботиться о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников – претендентов на имущество в случае смерти малолетнего.
     Основной целью усыновления являлось приобретение наследника, который поминал бы души бездетных супругов. С принятием христианства из византийского права перешла юридическая идея усыновления, которое стало носить религиозный характер, а дела об усыновлении находились в ведении церкви. 
     С X века в Киевской Руси самой распространенной формой личной благотворительности выступала милостыня: раздача денег, предметов домашнего обихода, утвари. Строительство богаделен, госпиталей, училищ для мальчиков и девочек брало на себя духовенство. 
     Однако основную роль по содержанию и воспитанию детей играла семья. Положение ребенка в ней фактически было бесправным. Он целиком и полностью зависел от своих родителей, власть которых рассматривалась как своеобразная привилегия даже при посягательстве на жизнь ребенка. Муж и жена имели разные права по отношению к своему ребенку, его воспитанию. За вред, причиненный физическому, психическому, духовно-нравственному развитию детей, никто не нес ответственности: ни родители, ни опекуны. 
     В одном из первых систематизированных источников права «Киевской Руси – Русской Правде – каких-либо составов преступления против несовершеннолетних не упоминалось, так же как и не содержалось каких либо запретов на применение насилия по отношению к ребенку со стороны родителей».
     Правовые нормы документа регулировали имущественные отношения применительно к наследственному праву между родителями, лицами, их заменяющими, и детьми. Обращаясь к первому писаному своду законов Киевской Руси, можно выявить степень участия детей в наследовании имущества. Русская Правда различала наследование по закону и завещанию. Возраст детей-наследников в законодательстве не конкретизировался. Не было указаний на наследование восходящих родственников (родители после детей), а также боковых (братьев, сестер). Источники дают основание предполагать, что первое исключалось, а второе допускалось. Правилами Русской Правды решался вопрос о праве наследования между законнорожденными детьми. Над малолетними детьми и их имуществом устанавливалась опека. 
     «Семейное право Киевской Руси» установило позволительный возраст заключения брака: для невесты – 12–13 лет и 14–15 лет для жениха. Ограничило право вступления в брак согласием на него родителей. Однако родителям запрещалось под страхом церковного наказания насильно выдавать замуж дочь или женить сына. Препятствовать желанию детей жениться или выходить замуж. О каком-либо другом физическом и психическом насилии не упоминается4. 
     В эпоху феодальной раздробленности продолжали действовать нормы Русской Правды. Важными правовыми документами также были княжеские уставы и многочисленные грамоты, в которых вопросы наследственного права выходили на первый план. 
     Особое место среди источников указанного периода занимали Новгородская и Псковская судные грамоты. Но лишь несколько статей указанных документов закрепляли права детей. 
     Так, в вопросах наследственного права дети признавались наследниками по закону. Однако сын мог быть лишен наследства в случае отказа содержания своих родителей. А для защиты интересов малолетних допускалось судебное представительство. 
     Образование единого централизованного государства обусловило создание общерусской системы права. Крупными законодательными актами этого времени стали Судебники 1497, 1550 гг. 
     Попытка бояр сохранить свою самостоятельность в условиях усиления центральной власти, выражавшаяся главным образом в отъездах бояр, расценивалась московскими князьями как преступление – крамола. Крамольник и его дети лишались боярского чина и права на имущество, но не подлежали еще уголовному наказанию. 
     При сохранении характерного для русской феодальной собственности положения о том, что сестра при братьях не наследница, законодательно был подтвержден бытовавший на практике порядок передачи наследования по женской линии. 
     Данный период времени характеризуется заметной ролью Русской православной церкви в судьбе детей. Она заботилась о предоставлении помощи нуждающимся детям, об их обучении грамоте, ремеслам, дальнейшем устройстве. Например, по решению Стоглавого Собора в 1551 году были созданы специальные церковные училища в Москве и других городах для детей всех сословий. За качество обучения и безопасность учеников несли ответственность священники. Стоглавый Собор предусматривал оплату обучения детей их родителями «по их достоинству» и содержал первые указания на разработку и утверждение государством образовательных стандартов: предусматривалось обучение по книгам, которые «соборная святая церковь приемлет». 
     И все же основная роль отводилась семье. «Домострой», являясь образчиком норм семейного права XVI века, содержал подробное наставление для семьи «на все случаи жизни», в том числе и по воспитанию. Отец обладал почти безграничной властью над детьми. Дети в семье, при отсутствии каких-либо прав, несли обязанность беспрекословно слушаться отца и не перечить ему. При принуждении детей к повиновению «Домострой» рекомендовал биение жезлом, наказание плетью. Государство не вмешивалось в эти отношения. А жаловаться на родителей дети не могли. 
     Отношения между родителями и детьми строились на полном подчинении ребенка родительской власти. Родители имели право обратиться к публичным властям для наказания своих детей. В суть обвинения никто не вникал. Родители могли отправить своих детей, не достигших 15-тилетнего возраста, в кабальное холопство. «Затем отдавать их в услужение, а так же практиковалось насильственное пострижение детей в монахи5.» 
     Запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери. Внебрачное рождение являлось уголовно наказуемым деянием, наказанию подвергались и отец, и мать. Во избежание позора и наказания было широко распространено убийство незаконных новорожденных детей.
     Не изменилось положение детей-сирот. Они нередко попадали в монастыри, бравшие их «на корм», приспосабливающие их к различным работам. Осиротевших детей брали в зажиточный дом, до совершеннолетия обучали какому-либо занятию и отпускали – «благословляли в мир». 
     Еще в XVI в. в круг задач государственного правления, осуществляемых с помощью приказов, входила забота о бедных и страждущих, в том числе и о детях-сиротах. В середине XVII в. с этой целью были созданы специальные приказы.
     «Указом Петра I от 23 марта 1714 года» «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» царь узаконил право на недвижимое имущество одного из дворянских детей. В документе запрещалось дробление дворянского имения при передаче по наследству. Обосновывая целесообразность передачи недвижимого имущества одному сыну (по завещанию или старшинству), а прочим детям только движимого, царь рассчитывал на исправность поступления государственных доходов от взимания подати с неделимой недвижимости, а также заставить детей дворянских не прозябать в праздности, а быть вынужденными искать хлеба своего «службою, учением, торгами и прочим». 
     Реализация имущественных прав детей зависела от того, являлись ли они отделенными или неотделенными. Отделенные дети пользовались всеми имущественными правами и могли распоряжаться своею собственностью без согласия родителей. Но неотделенные дети, не имевшие своей собственности, не могли вступать без согласия родителей в какие- либо сделки6. 
     В указанный период «во времена Петра 1» было положено начало новому этапу в развитии отношений родители – дети. Большая часть «семейственных дел» подчинялась светским законам. Родители обязаны были не только воспитывать своих детей,  но и определять сыновей на службу, дочерей замуж. При этом было подтверждено право родителей отдавать непокорных детей в смирительные дома, приносить на них жалобы в суд7. 
     Значительны нововведения Петра I в определении минимального необходимого для вступления в брак возраста. В целях воспитания тяги к учебе было запрещено младшим  детям дворян мужского пола вступать в брак ранее 20 лет, а женского пола – ранее 17 лет. 
     В годы правления Петра I осуществляется контроль действий опекунов и попечителей. Опека устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия. Совершеннолетними считались наследники недвижимого имущества, достигшие 20 лет, и наследники движимого имущества мужского пола, достигшие 18 лет, и женского пола – 17 лет. 
     В Указе «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» 1714 году указывалось, что опека должна быть только законной, то есть устанавливаемой магистратом.
     Государство впервые взяло под свою опеку незаконнорожденных детей. Петр I предписал в 1715 году устраивать в Москве и других городах госпитали для «зазорных младенцев» по сформулированным им правилам «Артикула 176 Устава воинского «26 апреля 1715 года. По указу царя сирот «без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств…»8. 
     Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание или родственников, или посторонних людей вместе с наследством. Часто подвергалось расхищению корыстолюбивыми воспитателями. 
     В период царствования Елизаветы Петровны был издан указ, согласно которому малолетними признавались лица в возрасте до 17 лет.
     В 1775 году были учреждены сословные органы опеки, среди которых – дворянская опека для малолетних. Также были созданы специализированные органы – Приказы общественного призрения, в задачи которых входило: организация и предоставление социальной помощи нуждающимся детям и подросткам; призрение несовершеннолетних сирот, детей, которым грозила опасность «впасть» в преступление. К обязанностям указанных органов относилось «установление» народных школ: «неимущие могли учиться без платежа, а имущие за умеренную плату». Однако от воли родителей зависело получение ребенком образования. 
     В царствование Екатерины II по инициативе И. И. Бецкого в Москве «1763 г.» и Петербурге «1770 г.»  были открыты воспитательные дома для детей, оставшихся без попечения родителей. Всем детям планировалось давать в их стенах образование и профессию. 
     Специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, не было. Лишь в порядке исключения Екатерина II разрешила двум братьям Остерманам официально, с соблюдением всех бумажных формальностей, усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае. Усыновление в крестьянском быту имело место по большей части только тогда, когда в семействе не было прямых наследников9. 
     Тогда же получила распространение практика передачи детей в другие семьи, и одним из главных условий было строгое соблюдение сословных принципов. В Указе «Учреждения для управления губерний Всероссийския империи» 1775 года отмечалось, что ребенок передается воспитателям «дабы научился науке ли промыслу или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином». 
     В семье положение детей оставалось бесправным, родители имели право отдавать своих непослушных детей, «или ни к чему доброму не склонных», в смирительные дома.
     Семейное право ХIХ века сохранило принципы, выработанные в XVIII веке. Власть родителей распространялась на детей обоего пола и любого возраста. Однако родители не имели права на жизнь детей, за убийство ребенка они привлекались к уголовной ответственности. Они не могли принуждать своих детей к совершению противозаконных деяний или к соучастию в них. 
     Впрочем, «родителям предоставляется на волю воспитывать детей своих дома или отдавать их в общественные заведения, от правительства или от частных лиц учрежденных». Следует отметить сословный характер обучения: так, согласно Уставу гимназий и училищ уездных и приходских от 8 декабря 1828 года, в приходских училищах должны были обучаться преимущественно дети крестьян, мещан и промышленников низшего уровня; в уездных училищах – дети купцов и унтер- офицеров; в гимназиях – дети высших сословий, прежде всего дворян, которые в дальнейшем могли продолжить образование в специальных и высших учебных заведениях. 
     К первой половине XIX века произошло расширение завещательной свободы. Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или все имущество). Однако признавались недействительными завещания, сделанные несовершеннолетними, не достигшими 21 года. Нормами Свода законов гражданских в порядке наследования по закону призывались все кровные родственники. Ближайшими наследниками были нисходящие «дети, внуки, правнуки». 
     Вопросы опеки регулировались положениями, заложенными Указом «Учреждения для управления губерний» 1775 года. Усыновление подверглось более тщательной и подробной правовой регламентации.
В начале XIX в. бездетные дворяне получили право усыновлять ближайших законнорожденных родственников через передачу им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества.
     В России в XIX в. получила распространение новая форма покровительства беспризорных детей, передаваемых в частные семьи, – патронат. Иной формой устройства детей-сирот с 1807 года стало так называемое «городское воспитание», которое заключалось в предоставлении матери возможности за определенную плату воспитывать своих детей дома до достижения ими 7-летнего возраста. 
     Дети, как и прежде, обязаны были повиноваться своим родителям. В противном случае Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года разрешало по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от 3 до 4 месяцев. 
     Малолетство рассматривалось как обстоятельство, устраняющее ответственность. Статьи 144–147 документа определяли для несовершеннолетних разных возрастных групп (от 10 до 14 лет, от 14 до 21 года) смягчение наказания в разных степенях. 
     В вопросах усыновления серьезной вехой стал Закон от 12 марта 1891 года «О детях усыновленных и узаконенных». Указанный документ разрешал не только узаконивать, но и усыновлять незаконнорожденных детей. 
     Важным этапом в истории правового положения детей, рожденных от лиц, не состоящих в браке, стал Закон от 3 июня 1902 года. Он заменил термин «незаконнорожденный» на «внебрачный». Указанным документом отменялся запрет на узаконение детей, рожденных от прелюбодеяния, но, как и узаконение других детей, оно было возможно только в случае заключения брака между родителями. По закону между ребенком и отцом не существовало никакой семейно-правовой связи, у ребенка имелось лишь право на содержание.
     
1.3 Имущественные права детей в послереволюционный период
     
     Осознание того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, и в то же время требует к себе особого отношения, нашло отражение в «Декларации прав ребенка»  «К. Н. Венцеля» от 25 сентября 1917 года. 
     На ее основе он написал для Учредительного собрания своеобразный документ «Отделение школы от государства и декларация ребенка». Каждый из 18 пунктов Декларации утверждал право детей на свободу, право не подвергаться никакому насилию, от кого бы оно ни исходило и какими бы формами ни практиковалось, на обеспечение необходимых для его развития, способностей и дарований условий, право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. Почти все пункты Декларации многозначительны и актуальны. Однако в условиях Гражданской войны этот документ оказался невостребованным. 
     В принципиально новых исторически сложившихся условиях в период становления советской власти и формирования основ советского законодательства изменяется правовое регулирование отношений между родителями и детьми, государством и ребенком. 
     «Гражданским кодексом» 1922 года предусматривалось право несовершеннолетних, достигших 14 лет, совершать сделки с согласия своих законных представителей (родителей или опекунов). Наследниками по закону и по завещанию являлись прямые нисходящие родственники – дети, внуки и правнуки. Самостоятельно распорядиться своим имуществом на случай смерти могло лицо полностью дееспособное, то есть достигшее 18 лет10. 
     В Кодексе о браке, семье и опеке 1926 года советский законодатель закрепил принцип исключительности прав и интересов детей. 
     Ребенок имел право на фамилию, имя, гражданство, заботу, воспитание, защиту интересов и содержание родителями. 
     Дети, проживающие с одним из своих родителей в связи с разводом, имели право на содержание от другого родителя. «Гражданско-процессуальный кодекс» 1923 года предоставлял право впоследствии отыскивать в общеисковом порядке причитающееся ребенку содержание. 
     Отдельными статьями документа предусматривались опека и попечительство, которые устанавливались «для защиты личности недееспособного, его законных прав и интересов, а равно для охраны имущества». Введена глава, посвященная институту усыновления. 
     В свою очередь, предусмотренное Постановлением от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» оказание материальной государственной помощи детям.
     Охрана детей продолжала развиваться по линии обеспечения условий труда будущей матери, женщины, имеющей маленьких детей. Правовые основы различных звеньев системы органов, предназначенных для охраны материнства и детства, нашли отражение в Конституции РСФСР 1937 года. 
Так, гл. 11 «Основные права и обязанности граждан» предусматривала: государственную охрану интересов матери и ребенка; широкую сеть родильных домов, детских яслей и садов; всеобще обязательное восьмилетнее образование, бесплатность образования, включая высшее образование; обучение в школах на родном языке11. 
     В годы Великой Отечественной войны деятельность государственных органов в отношении несовершеннолетних сводилась к устройству детей, оставшихся без родителей, борьбе с беспризорностью и безнадзорностью. Так, в обязанность органов здравоохранений вменялась забота о детях в возрасте до трех лет. Оганы народного образования должны были заниматься устройством детей, достигших трехлетнего возраста и старше. 
     В послевоенные годы, прежде всего, решались вопросы, связанные с устройством несовершеннолетних, предупреждением детской беспризорности. Значительная роль в ранней профилактике несовершеннолетних отводилась органам народного образования. На них возлагалась обязанность расширять сеть школ-интернатов с группами продленного дня, куда направлялись многие трудные подростки и дети, проживавшие в неблагополучных семьях, принимать меры к улучшению внешкольного досуга подростков, привлечению их в спортивные секции, кружки по интересам. 
     Лишь после восстановления и укрепления экономического, научно-технического и оборонного потенциала нашей страны. Упрочения позиций на международной арене стало возможным существенное обновление действующего законодательства, в том числе регламентирующего права детей. 
     Регламентируемые нормами Гражданского кодекса РСФСР 1964 года имущественные права несовершеннолетних рассматривались в контексте прав и обязанностей родителей и детей, детей и лиц, заменяющих родителей. Дееспособность в полном объеме возникала по достижении 18 лет. По советскому гражданскому праву недееспособными считались, прежде всего, лица, которые не достигли 15 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет относились к категории частично дееспособных. 
     Предусмотренное Гражданским кодексом завещание рассматривалось как нечто экстраординарное и составлялось очень небольшим количеством граждан. Имущество, в подавляющем большинстве случаев наследовалось по закону. Дети входили в первую очередь наследников, внуки наследовали по праву представления12. 
     Гражданский процессуальный кодекс 1964 года предоставлял право несовершеннолетним выступать свидетелями в суде. Однако к таким лицам применялся ряд ограничений: при допросе свидетеля в возрасте до 16 лет мог быть приглашен педагог, а также родители, усыновители, опекуны или попечители; по окончании судебного заседания несовершеннолетние, не достигшие 16 лет, в исключительном случае могли быть оставлены в зале заседания; лица, не достигшие совершеннолетия, не могли быть членами третейского суда. 
     Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года подтвердил равенство прав и обязанностей детей, рожденных вне брака и в зарегистрированном браке, по отношению к родителям и их родственникам. Права детей, как и раньше, рассматр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44