- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Идеи просвещения и правление Екатерины II
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010272 |
Тема: | Идеи просвещения и правление Екатерины II |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра отечественной истории и культурологии РЕФЕРАТ «ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II» ВЫПОЛНИЛ: студент ПФ 61ЛО гр. Боймиструк С.А. ПРОВЕРИЛ: преподаватель кафедры отечественной истории и культурологии Кочурина С.А. Томск, 2017 СОДЕРЖАНИЕ I. БИОГРАФИЯ ЕКАТЕРИНЫ II 1. Детство Екатерины II 2. Брак Екатерины II и Петра III Федоровича 3. Восшествие на престол Екатерины II II. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II 1. Комиссия об Уложении 2. Административно-территориальное деление и местное управление 3. Жалованные грамоты 4. Народное образование и заботы о народной гигиене 5. Полемика сатирических журналов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В Петербурге на Сенатской площади стоит статуя Медный всадник работы французского скульптора Фальконе, с подписью: «Петру I – Екатерина II». Памятник означает собой преемственность в деятельности двух знаменитых российских правителей. Екатерина считала себя продолжательницей дел Петра I и вошла в историю правителей Российской империи как «матушка-императрица». Характеризуя правление Екатерины Великой, В.О.Ключевский писал: «С Петра, едва смея считать, себя людьми и ещё не считая себя настоящими европейцами, русские при Екатерине почувствовали себя не только людьми, но и чуть не первыми людьми в Европе». Екатерины II безусловно, внесла неизмеримый вклад в историю России, но вклад этот был весьма противоречив. С одной стороны рассуждения сводились к тому, что хитрая Екатерина пыталась создать о себе представление, никак не соответствовавшее действительности и была не просвещенной монархиней, а жестокой крепостницей, заботившейся только о себе и о своих дворянах. Но с другой стороны, Екатерина была очень успешным правителем-реформатором, которая за время своего правления (1762-1796 гг.) осуществила серьёзные преобразования в стране. Эти преобразования затронули практически все стороны жизни государства. Цель моего реферата не только рассказать факты биографии этой женщины, а попытаться нарисовать ее исторический портрет, а также сформулировать и закрепить основные принципы организации государства и правовой политики того времени. Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, преследовала стратегические цели, которые состояли в осуществлении идей просветителей и, с поправкой на российскую действительность, сводились к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества с соответствующей структурой и механизмом, регулирующим взаимоотношения общества и государства. Мощным бюрократическим государством с крепкой армией и флотом Россия стала во времена правления Екатерины Великой. Россия заняла ведущие позиции во внешней политике. За больше чем 30 лет правления образ Екатерины превратился в символ России, её богатства и могущества. Два поколения людей выросло за время её царствования. Народ России не знал другого правителя, они привыкли к стабильности в стране и внешним победам. Написано много работ, снято немало фильмов о екатерининской эпохе, хотя со времен её правления прошло больше двухсот лет. Никогда на российском престоле не было человека настолько духовно открытого, никогда прежде личные интересы не совпадали так точно с потребностями общества. Актуальность темы правления Екатерины II никогда не станет меньше потому что, чем больше нам удается узнать об этой великой таинственной женщине, тем больше возникает вопросов у современного общества к тем временам. I. БИОГРАФИЯ ЕКАТЕРИНЫ II 1. Детство Екатерины II В Штеттине 21 апреля 1729 г. была рождена Анхальт-Цербская принцесса. София-Августа-Фредерика была названа тройным именем в честь её тёток. В семье девочку называли просто Фике. Отец Екатерины, Анхаль-Цербст-Дорнбургский-князь, или принц, генерал-фельдмаршал Христиан Август командовал прусским полком, в последствии и стал комендантом Штеттина. Мать, принцесса Шлезвиг-Голштинская Иоганна-Елизавета, была младшей сестрой принцу Карлу-Августу и тётей наследнику русского престола великому князю Петру Фёдоровичу, которому София была троюродной сестрой. Были небогатыми и не влиятельными людьми анхальт-цербстские. По матери Екатерина принадлежала к голщтинско-готторпскому княжескому роду (Сев. Германия), а по отцу – к более мелкому роду – анхальт-цербстскому. В штеттинском замке прошло детство будущей императрицы в скоромной и скудной обстановке для тех времен. Девочка росла очень активным ребенком, любила шутить над воспитателями, была заводилой в играх с уличными мальчишками. Мать воспитывала Софию очень строго, часто усмиряя девочку пощечинами. София росла ребёнком очень серьёзным, поэтому в 7 лет из её комнаты были убраны все детские игрушки. Благодаря своей француженке-гувернантке Кардель, Екатерина познакомилась с произведениями Корнеля, Мольера, Расина, а любовь к немецкой литературе её учителя не смогли ей привить. В конце 1743 года София с её матерью получили письмо от Фридриха II, в котором от имени российской императрицы Елизаветы им предлагалось отправиться в Россию. Это приглашение означало, что молодая принцесса была выбрана невестой для наследника российского престола. Без особых колебаний было принято приглашение Елизаветы Петровны. На землю своей новой родины будущая императрица вступила в феврале 1744 года. 28 июня 1744 года София крестилась по православному обряду. В память о матери императрицы Елизаветы Петровны получила имя – Екатерина Алексеевна. 2. Брак Екатерины II и Петра III 29 июня 1744 года Екатерину Алексеевну обручили с наследником российского престола Петром Федоровичем. В августе 1745 года в столице Российской империи состоялось свадебное торжество, которое продлилось 10 дней. Супружеская жизнь не принесла Екатерине никакого счастья. Даже Елизавета Петровна признавала, что молодая княгиня очень умна, а её племянник дурак. Отношения Петра и Екатерины в дальнейшем переросли во взаимную неприязнь друг к другу, изначально Екатерина не очень симпатизировала своему жениху. Общих интересов у супругов не было, и их отношения не налаживались. В это время великая княгиня занималась изучением русского языка, латыни, закона Божьего. Екатерина очень много читала, начинала она с французских любовных романов, но постепенно она пришла к серьёзному чтению – Тацита, Вольтера, Дидро, труды ученых по истории Германии, Англии, Франции, словари, справочники, энциклопедии. Постепенно она начинает писать и сама. 9 лет Екатерина не радовала императрицу, тем, что наследника Российской империи не появилось, но Екатерина не была тому виной. Петр Федорович имел незначительный врожденный интимный дефект, по причинам которого его супруга не могла от него родить ребёнка. Но дефект этот был устранён. В начале 1754 года Екатерина была беременна. Её перевезли из Москвы в Петербург, где в летнем дворце ей была отведена маленькая комнатка. 20 сентября 1754 года она родила долгожданного наследника, названного при крещении – Павлом. В связи с рождением сына Елизавета Петровна пожаловала Екатерина 100 тысяч рублей. После рождения Павла про Екатерину все забыли: она выполнила свою миссию и больше была не интересна. Её отношения с мужем совсем разладились. Незадолго до смерти императрицы Елизаветы Петровны при дворе разошёлся слух о том, что она намерена передать трон Павлу, а регентом сделать Екатерину. За это Екатерину начал побаиваться её муж и даже возненавидел. В это время любовные связи Екатерины продалжались, из записок Петра к жене становится ясно, что он знал об её увлечениях и грозил ей разводом с последующей ссылкой в монастырь. В апреле 1762 года Екатерина родила сына от Григория Орлова. Петру Федоровичу была невыносима мысль об изменах его жены, хотя на тот момент у него самого была любовница – Елизавета Воронцова. После рождения сына от графа Орлова, Петр стал враждебно относится к супруге и вспомнил о своём намерении развестись, отправить её в монастырь и постричь в монахини. В конце 1761 года скончалась Елизавета Петровна. На трон взошёл Петр III Федорович. Предусмотрительная Екатерина на этот случай составила для него «Наставления для императора Петра III», где были расписаны все его действия в первые дни царствования. Но вряд ли Петр стал даже и смотреть это «Наставление», ведь его первые порывистые и резкие действия в качестве императора, никак не соответствовали практичности его жены. Супруги совсем отдалились друг от друга. Пётр открыто поселился со своей любовницей, а Екатерина была вынуждена жить в другой части Зимнего дворца. 3. Восшествие на престол и начало царствования Для личного благополучия большой угрозой было воцарение Петра III. Петр везде показывал себя с Елизаветой Воронцовой, заявляя о желании, женится на ней, тем самым, демонстрируя полное равнодушие к своей супруге и сыну. Боясь, лишится всего, к чему стремилась, Екатерина решается на отважные действия. Григорий Орлов, на тот момент являвшийся любовником Екатерины, помог наладить связи с гвардией и высшими чинами, которые были отстранены от власти императором или недовольны проведением внешней и внутренней политики. Сторонниками решительных действий в пользу Екатерины было немного, так как законных прав занимать престол, у неё не было: в случае смерти Петра Федоровича Екатерина могла стать правительницей-регентшей при своем сыне Павле до его совершеннолетия. Екатерина «ставила на карту всё». Братья Орловы стали самыми решительными и активными сторонниками Екатерины. К июню 1762 года им удалось привлечь на сторону Екатерины около 40 офицеров в разных гвардейских полках и молодежь трёх рот Измайловского полка. Также нашли и сторонники в верхах: воспитатель сына Екатерины генерал-порутчик Н.И.Панин, член Синода новгородский архиепископ Дм.Сеченов, гетман Украины К.Г.Разумовский, генералы А.Я.Брюс, М.Н.Волконский, Ф.И.Бадковский, генерал-фельдцейхмейстер А.Н.Вильбоа. В ночь на 28 июня Екатерина в сопровождении братьев Орловых прибыла в казармы Измайловского полка, где была провозглашена самодержавной императрицей. Её поддержали офицеры Семёновского, Преображенского и других полков. В Казанском соборе самодержавной государыней провозгласило Екатерину духовенство, а затем в Зимнем дворце началась присяга гражданских и всех чинов. Весь день 28 июня 1762 года Петербург был охвачен ликованием. Солдаты прямо на улице сбрасывали прусскую форму и переодевались в просторные мундиры старого образца. В питейных заведениях подавали всё бесплатно, за счёт казны. 30 июня Екатерина верхом, во главе пехоты и артиллерии торжественно въехала в Петербург. Петр III Федорович в это время находился в Ропше, где 6 июля его тайно умертвили, хотя официально было объявлено, что он умер от геморроидальных «прежестоких колик». Сохранилась записка Алексея Орлова к Екатерине, где говорилось о том, что беда с императором приключилась случайно, и он просил прощения за то, что за «государем не углядели». В этот же день в Сенате был подписан манифест о восшествии Екатерины II на престол. Чтобы восстановить спокойствие в государстве 3 июля были снижены цены на соль, а в армии отменены все нововведения Петра. Закрепляя свой успех, императрица 9 августа пожаловала наиболее активным участникам переворота в общей сложности 18 тысяч душ крестьян и 526 тысяч рублей. 22 сентября 1762 года состоялась коронация императрицы в Москве. Всем собравшимся были зачитаны два манифеста о царских милостях по случаю коронации. В первом повелевалось освободить и вернуть на родину каторжных (исключение составили убийцы и сосланные на вечную каторгу), отменить смертную казнь и вечную ссылку всем к ним приговорённым, освободить всех содержащихся под следствием по раскольничьим, соляным и другим незначительным делам. Вторым манифестом подтверждались различные льготы для военных и назначались комиссии для разбора дел о лицах, несправедливо обойденных чинами, наградами и уволенных со службы. Коронационные торжества в Москве и Петербурге проходили 3 месяца. Точкой в перевороте следует считать 1764 год, когда по новому закону о штатах от 15 декабря 1763 года произошло почти полное обновление высшего и среднего звена государственного аппарата. II. ПРОСВЯЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II. Царствование Екатерины II положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», которая продлилась более 50 лет. Это явление было характерно для всей Европы. Многие монархи под влиянием идей просвещения понимали необходимость модернизации экономической и политической системы своих государств. К просвещенным монархам относят: Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского, Густава III Шведского и замыкает список Екатерина II. 1. Комиссия об Уложении. Весьма существенным звеном в екатерининской эпохе «просвещенного абсолютизма» стал пересмотр обветшавшего средневекового кодекса законов, Соборного Уложения 1649 года, созданного при царе Алексее. Для разработки нового Уложения была собрана специальная Уложенная комиссия из 565 представителей разных вер и сословий, тут были и дворяне, и горожане, и крестьяне. Однако, это лишь первое впечатление. В комиссии господствовало дворянство. Дворянство в целом было представлено 228 депутатами. Города избирали по одному депутату от каждого города, всего от них было избрано 208 человек. Таким образом, от дворянства и городов было избрано 424 депутата. Самой большой группой крестьянства, посылавшей своих депутатов, были черносошные крестьяне и однодворцы. Однодворцы имели 43 депутата, а черносошные с приписными крестьянами – 23. Но вместе взятые, они имели лишь около 12% всех депутатских мест. Не учувствовало в работе Комиссии ни дворцовое крестьянство, ни бывшие монастырские крестьяне, ни крестьянство Прибалтики, Дона, Украины. 45 депутатских мест имело лишь казачество. Таким образом, в Комиссии подавляющее большинство составили представители господствующего класса дворян и горожане. 30 июля 1767 года с торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве. В Кремль явились все 565 представителей. Общее собрание Комиссии выделило особые комиссии: одни из них занимались тем, что обрабатывали отдельные части будущего кодекса после обсуждения их общим собранием Комиссии; другие же приготовляли предварительно материал для занятий общего собрания. Одна из этих комиссий, дирекционная, руководила занятиями как частных комиссий, так и общего собрания, была главной пружиной всего дела. Масса частных комиссий вносила большую сложность в делопроизводство: каждый частный вопрос обходил несколько комиссий и по несколько раз одну и ту же. А так как отношения частных комиссий и общего собрания не были точно определены, то неизбежны были беспорядок и путаница. Несовершенство внешней организации дела, её сложность и неопределенность создавали первое препятствие для успешного ведения дела. Вторым препятствием стало неумение поставить четко задачу, смешение подготовительных работ с прямой обязанностью Комиссии. Большое собрание провело с 31 июля 1767 года по 12 января 1769 года 203 заседания. Оно обсудило целый ряд законодательных проблем. Обсуждены были вопросы о положении государственных крестьян и положении всего крестьянства. В конце 1767 года Комиссию перевели в Петербург, где она не довела до конца ни одного вопроса. В конце 1768 года члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией. Распустив общее собрание, Екатерина оставила некоторые частные комиссии, которые проработали примерно до 1774 года. Общее собрание не считалось уничтоженным, а было распущено на время. Подготовительные работы проводились и далее, но их обсуждение в общем собрании было отложено. С 1775 года Екатерина стала забывать о своей Комиссии и стала проводить свою законодательную деятельность без её участия. Комиссия больше созвана не была, затея нового законодательства не удалась. Несмотря на общую неудачу Комиссии, она имела важные последствия для последующей деятельности императрицы. В этом влиянии Комиссии на правительственную деятельность Екатерины заключается историческое значение знаменитого собрания депутатов 1767-1768гг. Депутаты не сделали ничего существенного, но они привезли с собой массу наказов и оставили их в руках императрицы. Таким образом, мнения, как сословий, так и отдельных избранных ими лиц о предметах, интересовавших Екатерину, были высказаны, и Екатерина могла узнать из архива Комиссии. 2. Административно-территориальное деление и местное самоуправление. Восстание Пугачёва в 17775 году повергло в шок всю дворянскую Россию и мело важные последствия для проведения дальнейшей внутренней политики Екатерины II. Императрица убедилась в том, что в дальше откладывать реформы она не может. Поэтому сразу после пугачевского восстания были изданы «Учреждения для управления губерний» - один из важнейших законодательных актов екатерининской эпохи. Многие его положения оставались в силе до реформ Александра II, а некоторые – до 1917 года. Вместо прежних 20 губерний, существовавших в 1766 году, по этим «учреждениям о губерниях» явилось к 1795 году уже 51 губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции на уезды, теперь губернии делятся прямо на уезды. При новом административном делении, было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300-400 тысяч жителей, а в уезде 20-30 тысяч. При большей дробности новых административных округов нужно было и более административных центров; поэтому возникло много новых городов, созданных искусственно. Учреждения Екатерины, были гораздо сложнее учреждений Петра Великого. Она стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы. В каждом губернском городе были созданы: 1) Губернское правление – главное губернское учреждение с губернатором во главе. 2) Палаты уголовная и гражданская – высшие органы суда в губернии. 3) Палата казенная – орган финансового управления. 4) Верхний земский суд – судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами. 5) Губернский магистрат – судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них. 6) Верхняя расправа – судебное место для однодворцев и государственных крестьян. Состояли эти суды из председателей: коронных судей и заседателей. 7) Совестный суд – для полюбовного решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями. 8) Приказ общественного призрения – для устройства школ, богаделен, приютов и т.п. В каждом уездном городе находились: 1) Нижний земский суд – ведавший уездную полицию и администрацию, состоявший из исправника и заседателей. 2) Уездный суд – для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду. 3) Городской магистрат – судебное место для горожан, подчиненное губернскому магистрату. 4) Нижняя расправа – суд для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе. Кроме перечисленных учреждений следует отметить ещё два: Дворянская Опека – для попечения о вдовах и детях дворян, здесь председательствовал предводитель дворян; Сиротский суд – для призрения вдов и сирот горожан, здесь председателем являлся городской голова. При системе Екатерины вместо довольно простых форм прежнего времени теперь раскинута в каждой губернии целая сеть учреждений с многочисленным составом, и эта многочисленная администрация сосредоточена в меньших административных округах. Местные учреждения 1775 года не привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Новые учреждения, притягивая к себе силы местных обществ, вносили нечто новое в жизнь и отношения сословий. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новинкой для горожан, но для дворянства стало огромной новостью. 3. Жалованные грамоты. Важным законодательным оформлением прав и привилегий дворянского класса стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» (Жалованная грамота дворянству), утвержденная в 1785 году. В этом документе высоко оценивались заслуги дворянства, давалось определение дворянина и назывались все его привилегии, в частности свобода выбора занятий, отмена обязательной службы, освобождение от телесных наказаний, право беспрепятственного выезда за границу. Дворянин получал полное право распоряжаться собственностью: завещать, покупать, продавать, заводить фабрики, заводы, торги, ярмарки и т.п. Права эти были едины и для русских дворян, и для остзейских рыцарей, и для польско-украинских шляхтичей и способствовали укреплению класса собственников, появлению частной собственности западного типа. Главной новостью грамоты было признание дворянства уже не одного уезда, но и губернии в целом за отдельное общество с характером юридического лица. При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как только по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только равными себе, свободен от государственной службы, но не может принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имеет «офицерского чина». К таким результатам дворянство пришло к концу XVIII века: исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильно влияние на местное самоуправление – вот результаты. К каким привела дворянское сословие политика императрицы. Вместе с Жалованной грамотой дворянству была принята и Жалованная грамота городам – «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», согласно которой вводилось городское самоуправление. Городское общество получило право юридического лица, оно могло заводить собственность, иметь доходы с имущества, получать с городского населения специальные сборы. Городское собрание выбирало городского голову и городскую думу, в которой были представлены все слои населения. К выборным городским органам перешли вопросы городского благоустройства, развитие торговли, промыслов и т.д. Однако возможности органов самоуправления были значительно стеснены жестким надзором со стороны губернатора и полиции. В абсолютистском государстве любые формы самоуправления неизбежно были крайне узки и строго контролировались государственным аппаратом, разрастающейся бюрократией. 4. Народное образование и заботы о народной гигиене. В царствование Екатерины II многое было достигнуто в социальной сфере: в образовании, медицине, социальной помощи больным, бездомным, пожилым людям. Стали появляться первые благотворительные учреждения. История русской благотворительности восходит именно к этому времени. Осознав трудности реформирования России, императрица решила подойти к проблеме обновления страны с другой стороны: оно задумала осуществить задачу воспитания новых людей, нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что приведет к изменению общества. Эта новая порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами явились: воспитательные дома в Москве (1763) и Петербурге (1767), закрытые институты отдельно для девиц-дворянок и для девиц-горожанок (с 1764г.) и кадетские корпуса. Кроме заведений воспитательных Екатерина заботилась также и о распространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были появиться Малые народные училища, в каждом губернском городе – Главные народные училища. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове предполагалось учредить университеты. Однако сама идея изменить общество через воспитание новой породы людей была утопической, и воспитательный эксперимент закончился неудачей. Несостоятельной оказалась система воспитательных домов, государство забывало их финансировать, в них процветало казнокрадство. В особенно тяжелом положении находились школы в провинции. Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при Екатерине попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763 году, и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи. Каждый город обязан были иметь врачей не только для города, но и для уезда, обязан также был устраивать госпитали и больницы, заводить приюты для неизлечимо больных и сумасшедших. Ради просвещения и развития медицины Екатерина решилась на пробную прививку оспы себе и своему сыну. Также недоставало врачей, их выписывали из-за границы и заботились об образовании русских лекарей и хирургов. В то же время основывались аптеки и фабрики хирургических инструментов. 5. Полемика сатирических журналов. Следуя политике «просвещенного абсолютизма», Екатерина инициирует «либерализацию» издательского дела, предоставляя полную свободу частной инициативе в издательском деле. В 1769 году она основала сатирический журнал «Всякая всячина», официальным редактором которого стал статс-секретарь Г.В.Козицкий. Это издание было необходимо Екатерин, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причины неудачи Уложенной комиссии. Всего с 1769 года вышло 150 номеров журнала. Сатира анонимного издателя (Екатерины II) была легкословестной. Это была так называемая улыбательная сатира. Разрешив анонимные издания журналов, среди различных журналов, похожих на «Всякую всячину», появляются и другие журналы, которые выступали против крепостного строя России. В первую очередь такими являлись журналы «Трутень», «Смесь», «Адская почта» и «Живописец». Особенно в «Трутне» и «Живописце», которые издавал Н.И.Новиков, была развернута с морально-нравственных позиций острейшая критика крепостничества. Н.И.Новиков был выдающимся русским просветителем, журналистом и издателем. Он организовывал типографии, библиотеки, школы, книжные магазины в Москве и других российских городах. В сентябре 1769 года Новиков уже открыто писал о некоем коронованном авторе, открыто пародирует этого автора, изображая его как «неограниченного самолюбца». Полемика с издателем «Трутня» превратилась в позор для императрицы. И чины имеющие власть в 1770 году закрыли журнал «Трутень». Но Новиков не сложил оружия. В 1772 году незадолго до Крестьянской войны появляется новый сатирический журнал «Живописец». Критика крепостничества становится более острой и зрелой, чем была в «Трутне». В знаменитых публикациях журнала – «Отрывке из путешествия», «Письмах к Фалалею», «Письмах дяди к племяннику» показана бесчеловечность, аморальность крепостного права в России. В конце концов «Живописец» тоже был закрыт. В 1770 году Новикову удалось предпринять второе издание журнала «Трутень», в 1773 году – появляется второе, а в 1775 году – и третье издание «Живописца». В конце своей жизни императрица, напуганная французской революцией, заточила Новикова в Шлиссенбургскую крепость. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Одной из целей моего реферата было – рассказать факты биографии Екатерины и попытаться нарисовать ее исторический портрет. Я выяснила, что Екатерина II была не только умной женщиной, но и талантливой, высоко образованной, развитой и деятельной. Она всегда наперёд продумывала свои дальнейшие действия. Императрица следила за изменениями в Европе и вслед за этим преобразовывала Россию. Правительство Екатерины не только возвращалось к старым хорошим образцам, но и вело государство вперед по собственной программе, которую приобрело по указаниям практики и теорий, усвоенных императрицей. Относительно политики правления Екатерины можно сказать следующее: Екатерина по вступлении на престол мечтала о больших преобразованиях внутри страны. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петре I, а результаты её деятельности были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства. Екатерина завершила исторический процесс, который начался при Петре Великом. При Екатерине дворянство стало не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и классом, господствующим в уезде и в общем управлении. Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в XVIII в. необходимо соединился с расцветом крепостного права. Крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей. Умерла Екатерина Великая в ноябре 1796 года, не закончив преобразований и не успев реализовать некоторые уже готовые законопроекты. С её смертью завершилась целая эпоха русской истории, как бы вобравшая все самое важное в жизни России того времени, начатое реформами Петра I. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; пол редакцией А.Н.Сахарова – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 943 с. 2. Ключевский В.О. «Курс Русской Истории», часть V. – М.: Государственное Социально-Экономическое Издательство, 1937. 3. Павленко Н.И. «Екатерина Великая». – М.: Мол. Гвардия, 2000. 4. Россия и Романовы: Россия под скипетром Романовых. Очерк из русской истории за время с 1613 по 1913 год / под ред. П.Н.Жуковича. – М.: Россия; Ростов-на-Дону: Танаис, 1992 г. 5. «Россия и Романовы: Россия под скипетром Романовых». Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год. Под.ред. П.Н.Жуковича. М.: “Россия”. Ростов-на-Дону: А/О “Танаис”, 1992 г. 6. Брикнер А. «История Екатерины Второй», М.: Современник, 1991. 7. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. «Русская история: От Екатерины Великой до Александра II» М.: Мысль, 1994. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: