- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Групповые эффекты
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000826 |
Тема: | Групповые эффекты |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» Кафедра химии и физики Реферат на тему: «Групповые эффекты» Выполнила: Студентка 1 курса Факультета Менеджмента Группы 1130 Авдеева Юлия Проверила: Маслова Ольга Вениаминовна г. Москва 2015 год Оглавление Общие сведения о групповых эффектах 3 Классификация групповых эффектов 4 Виды групповых эффектов 6 Специфика мероприятии? по защите населения и территории? в чрезвычаи?ных ситуациях, обусловленных террористическими актами, проводимые ГОЧС заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повседневнои? деятельности 7 Правовые мероприятия 7 Организационные мероприятия 8 Инженерно-технические мероприятия 12 Медико-профилактические мероприятия 13 Мероприятия, проводимые ГОЧС в целях предупреждения террористических актов в зависимости от режима готовности. 13 А. Режим повышеннои? готовности 13 Б. Режиме чрезвычаи?нои? ситуации 14 Деи?ствие населения в условиях террористических актов 15 Список литературы: 18 Общие сведения о групповых эффектах Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, благодаря которым осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе. Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В.М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Именно открытие того факта, что человек психологически откликается на присутствие (реальное или воображаемое) другого человека легло в основу создания науки социальной психологии. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Понимая значение этой реакции, Г. Олпорт дал следующее определение нашей науки: «Социальная психология - это дисциплина, которая пытается понять и объяснить какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других». Человек - существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов. Классификация групповых эффектов При применении групповых методов и социально-психологического тренинга в частности возникают эффекты двух групп: эффекты, касающиеся всей группы участников в целом, и эффекты, проявляющиеся у каждого участника в отдельности. Наиболее значимым в рамках диссертационной работы является вопрос о воздействии СПТ на личностные характеристики участников, в сфере их взаимоотношений с социальным окружением вне тренинга. В ходе СПТ происходит изменение личностных диспозиций участников. Вне группы тренинга под влиянием культурного и ценностного контекста обыденного социального окружения возникают эффекты, связанные с включением измененных личностных диспозиций в социальное существование индивида вне благоприятных условий тренинговой группы. Такие эффекты, проявляющиеся через определенное время после окончания тренинговых сессий, мы называем долговременными эффектами. М. Мейгас предлагает определить "всевозможные изменения в человеке, возникающие под воздействием СПТ" понятием психологического эффекта СПТ. Это определение представляется несколько односторонним. Если говорить, что эффект СПТ может быть исключительно психологическим, то это значит, что мы должны отвергнуть факт существования множества видов СПТ, направленных как на изменение личностных качеств участников, так и не предусматривающих изменения личностных диспозиций, а направленных на формирование новых прикладных качеств и навыков. Также нельзя согласиться с утверждением, что любое изменение в человеке под воздействием СПТ является психологическим эффектом. В ходе СПТ возникает множество сопутствующих эффектов, не имеющих отношения к психической сфере личности участника. Примером таких изменений может служить улучшение физической формы, расширение кругозора и пр. Понятие эффекта СПТ нуждается во более детальной проработке, а сами эффекты подлежат структурированию и классификации. Словарь иностранных слов определяет эффект как результат действия какой-либо причины, силы, следствие чего-либо. Мерой измерения эффекта считают эффективность. Эффективность – это оценочная или нормативная категория, которая является итогом сравнения полученных результатов с поставленными целями. Эффективность на практике можно оценивать на четырех уровнях: 1. Достижение общечеловеческих целей; 2. Достижение общекультурных целей; 3. Достижение групповых целей; 4. Достижение индивидуальных целей. М.Мейгас, Г.Пихо, М.Сеэт проводят классификацию эффектов СПТ по различным основаниям: "Эффект СПТ позитивный, когда СПТ способствует развитию человека как члена общества. Пока мы не имеем возможности измерить эффект в большом масштабе и не знаем всех закономерностей влияния СПТ, эффект может быть и негативным. Можно, также различать индивидуальный и групповой эффекты, Поскольку бывают различные виды тренингов, можно поставить вопрос о наличии специфического эффекта для каждого СПТ и общего эффекта, одинакового для всех видов. Эффект СПТ кратковременный, когда изменения, возникшие под воздействием тренинга, не постоянны и исчезают через некоторое время. При долговременном эффекте изменения необратимы и сохраняются в течение периода, значительно превышающего продолжительность самого тренинга. Эффект может проявляться только в лабораторных условиях и не распространяться на повседневную жизнь человека, то есть быть чисто лабораторным. По соответствию поставленным целям можно выделить: ожидаемый и побочный эффекты. Побочный эффект может быть как позитивным, так и негативным с точки зрения сформулированных целей". С содержательной точки зрения Л.А.Петровская выделяет 3 группы эффектов СПТ. 1. Эффекты, относящиеся к самодиагностике: · выяснение участниками, какими они предстают в глазах других людей - партнеров по общению; · прояснение участниками на основе подытоживания сведений, полученных в процессе СПТ, какими они являются на самом деле; · оценка того, насколько состоятельным, приемлемым является идеальное "Я" участников. · развитие рефлексии; · развитие умений дифференцировать и выражать свои чувства, осознание необходимости и трудности ясно и четко выражать себя; · осознание того, что открытие себя возможно лишь в контакте с другими людьми и т.д. 2. Эффекты, относящиеся к диагностике партнеров по общению: · расширение конкретных сведений о людях (в первую очередь об их внутреннем мире, образующих некий "эмпирический фонд"). · эффекты, заключающиеся в проверке участниками группы своих обобщенных "паттернов" (установок, образов), касающихся других людей. · общие диагностические установки и умения, направленные на другого: - стремление понять позицию партнера; - большая обостренность к миру его чувств и его невербальным проявлениям; - установка на всесторонность восприятия, оценки партнера; - развитие умения слушать собеседника. 3. Сопутствующие эффекты СПТ: · развитие установки на социально-психологическую активность и связанных с ней характеристик; · осознание общения как самостоятельной ценности; · развитие гуманистической установки на партнера по общению; · эффекты психотерапевтического типа: - повышение уверенности в себе; - осознание участниками того факта, что беспокоящие их проблемы не являются чем-то уникальным, что они присущи другим людям, а это рождает чувство облегчения; - групповая поддержка, повышение самооценки; - активизация чувства нужности другим людям; - снижение внутренней напряженности; - облегчение после обсуждения проблем конкретного участника; С.А. Беличева называет пять основных ожидаемых эффектов СПТ: 1 приобретение психологических знаний – взглядов различных психологических школ на личность и процесс взаимодействия людей, движущие силы этого взаимодействия и приемы эффективного общения, 2 приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения – в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при слушании и т.п. – то есть тактик общения, 3 коррекция (развитие, формирование) коммуникативных установок, таких как: партнерство – позиция силы, искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения, настойчивость – соглашательство, то есть стратегий общения, 4 адекватное восприятие себя, других, ситуаций общения, 5 развитие, коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных, экзистенциальных проблем. С. Ледер выделяет такие эффекты как: 1. получение большего объема знаний о себе и своих отношениях с окружающими, 2. приобретение новых социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия, 3. коррекция неадаптивных форм поведения, 4. разрешение трудностей и проблем, нарушающих функционирование и обедняющих личность, 5. ощущение счастья и удовлетворения от творческой жизни, 6. способность принимать самостоятельные решения и совершать выбор с целью эффективного самоконтроля и управления своим поведением. Суммируя данные об эффектах СПТ, К. Роджерс выделяет изменения, происходящие в трех сферах: в индивидах, в отношениях, в организациях. Что касается изменения индивидов, то они происходят, прежде всего, в представлении о самом себе. В свою очередь, это является предпосылкой большей реализации потенциальных возможностей человека - приводит к выработке нового стиля жизни - интеллектуального, философского, профессионального. Отмечается весьма индивидуализированный характер воздействия группы на участников: одних группа не затронула, у других эффект проявился позже, у третьих он оказался временным, положительным либо отрицательным и т. д. Описывая изменения во взаимоотношениях, Роджерс ссылается на наблюдения людей, для которых опыт "группы" привел к удивительному изменению глубины контактов, например с супругами, детьми, у учительницы - с учениками. Правда, в заключение отмечает Роджерс, все это случается не с каждой семьей и не с каждой учительницей, принявшей участие в группе. Относительно изменений в организации суждения автора более осторожны. Он ссылается на отдельные примеры, когда "межличностная коммуникация становилась ядром и сердцевиной деловых отношений". Однако, в то же время, подчеркивает факт сложного, неоднозначного воздействия опыта групп на жизнь организации, социального института. Раннее мы говорили о том , что на определенном этапе развития тренинговые группы представляли собой отдельное направление, представленное двумя школами: одна из них была связана с деятельностью К. Левина и использовала малые группы с целью повышения личной и групповой эффективности; вторая – связана с идеями К. Роджерса и использовала группы главным образом для эмоциональной стабилизации и личностного роста. В приведенных классификациях западные авторы чаще указывают ожидаемые эффекты, которые можно отнести к первому направлению, а российские авторы чаще указывают эффекты, относящиеся к направлению, связанному с идеями К. Роджерса. В большинстве классификаций западных авторов фигурируют такие эффекты как: 1.Формирования у участников способности увидеть их силу и власть с тем, чтобы изменить их и поощрить к принятию полной ответственности за выбранный ими жизненный стиль и любые изменения, которые они хотят произвести. 2.Формирование стремления к использованию в жизни наиболее сильных своих сторон. 3.Установление нацеленности на использование свободы выбора и формирование позитивного отношения к возможности принять на себя ответственность за эти выборы. 4.Становление более открытыми к новому опыту и к развитию уверенности в себе и своих собственных суждениях. 5.Приобретение новых социальных навыков. 6.Развитие способности принимать самостоятельные решения. В классификациях российских авторов эффекты, связанные с принятием на себя ответственности, с принятием самостоятельных решений акцентируются гораздо в меньшей степени. На первый план выходят такие эффекты как: 1.Развитие рефлексии как самоанализа. 2.Расширение знаний о внутреннем мире других людей. 3.Развитие установки на социально-психологическую активность. 4 Осознание участниками того факта, что беспокоящие их проблемы не являются чем-то уникальным, что они присущи другим людям. 5 Адекватное восприятие себя, других, ситуаций общения. Виды групповых эффектов Эффект «бумеранга» Эффект «бумеранга». Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр. Этот эффект проявляется и в непосредственном общении и взаимодействии людей. Социально-психологические исследования показывают, что агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Окружающие люди, как правило, рано или поздно устанавливают истину, и тогда агрессивные действия бумерангом возвращаются к совершившему их человеку. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника. Так случается в большинстве ситуаций, когда группа выбирает себе козла отпущения и единодушно проявляет агрессивность в отношении его. Но наличие козла отпущения говорит о низком психологическом уровне развития этой группы. Здесь «бумеранг» оборачивается против всей группы, поскольку разрушает ее единство, целостность, нормальные человеческие отношения, что препятствует эффективности групповой деятельности. Эффект подражания Эффект подражания. Это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Подражание - один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например, форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Р. Чалдини вводит два принципа для объяснения эффекта подражания. Первый принцип: «Мы считаем свое поведение правильным, данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом». Второй принцип: «Когда люди не уверены в себе когда ситуация представляется им не ясной или двусмысленной, они склонны оглядываться на других и признавать их действия правильными». То есть, когда люди не чувствуют себя уверенно, они в большей степени ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего. Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Эффект подражания близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным. Эффект «мы и они» Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»). Понятие отношения «мы и они» как универсальную психологическую форму самосознания всякой общности людей в социальную психологию ввел В.Ф. Поршнев. Для того чтобы появилось субъективное «мы», считает он, требуется повстречаться и обособиться с каким-то «они», т.е. с другой группой людей. На основе общих целей и деятельности у членов группы формируется чувство принадлежности к совместной жизни, складываются отношения единства и целостности. Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития. Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта: эффект сопричастности; эффект эмоциональной поддержки. Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Однако этот эффект отражается не только на экспортациях отдельного человека. Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» - принадлежности к группе, сопричастности ее делам, и возникает чувство «они», т.е. член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих его интересы и заботы. Эффект «мы» оказывается наиболее значимым психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому эгоизму». В то же время недостаточное развитие чувства «мы» приводит к отсутствию единства и слаженности в деятельности. Таким образом, чувство принадлежности к группе играет важную роль в групповом взаимодействии: оно связывает членов группы в единое целое и усиливает их активность, направленную на достижение цели. Эффект «мы и они» тесно связан с эффектами группового фаворитизма и эгоизма. Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Отечественный психолог В.С. Агеев подробно изучил действие этого эффекта, опираясь на результаты экспериментальных исследований американских и российских психологов. Эффект группового фаворитизма может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и в процессах социальной перцепций. Он базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие». Экспериментально установлены некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма: эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т.е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом; групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т.е. в этом случае появляется возможность четкой, однозначной сравнимости групп; членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям; члены группы склонны объяснить возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу - факторами внешнего порядка, т.е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе - своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр., но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы. В.С. Агеев считает, что феномен группового фаворитизма способствует образованию конкурентных и защитных стратегий межгруппового взаимодействия. Эффект социальной фасилитации Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминантных реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям. Дальнейшие эксперименты В. Мёде, Фл. Олпорта (1920), В.М. Бехтерева (1923) показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, вычеркивание в тексте заданных букв, выполнение простых заданий на моторику и т.д. В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации. Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане - это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном - он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение. В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, оказалось возможным распространить и на социальную психологию. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т.е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению. Итак, люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются: количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию; взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы; значимость окружающих людей для человека; степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди. Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации: социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных; боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают; отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение. Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широком узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация - усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией. Эффект принадлежности к группе Эффект принадлежности к группе. Это второй базовый групповой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами. В начале XX века в социальных науках господствовали теории инстинктов социального поведения. Английский психолог М. Дауго - в 1908 году выделяет среди других инстинктов чувство принадлежности к массе людей. Другой английский психолог В. Троттер в 1916 году пытался объяснить все психические феномены стадным инстинктом и понимал его как нечто первичное, как склонность всех однородных животных существ к объединению. В это же время итaльянский социолог В. Парето обозначал инстинкт постоянства, как потребность в принадлежности к социальной группе. Затем 3. Фрейд в книге «Психология масс и анализ человеческого "Я"» вводит понятие «идентификация»„определяя ее как механизм эмоциональной привязанности к другим людям. В 30-х годах Э. Мейо в своих Хоторнских исследованиях экспериментально подтвердил наличие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он назвал чувством «социобильности». В дальнейшем в 60-х годах основатель гуманистической психологии А. Маслоу среди потребностей также выделил потребность в принадлежности к группе и считал, что грпповая принадлежность является доминирующей целью человека. Г Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация». Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой, заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку; когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира; эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств -любви или ненависти, гордости или стыда; поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него. Итак, в сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе. Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе которой лежат множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы: объективные природные идентичности - человек, пол, возраст; объективные социальные идентичности - национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия; субъективные идентичности - ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр. В определенное время в зависимости от сложившихся обстоятельств одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную иерархию. Человек воспринимает, классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую информацию, принимая решения и совершая поступки в соответствии с доминирующей в данный момент идентификацией. Эта идентификация означает своеобразную призму, сквозь которую человек воспринимает окружающий мир. Она же определяет параметры cpaвнения собственной группы с другими группами и человек реагирует на мир и окружающих людей с позиций своей групповой принадлежности. При изменении обстоятельств (внешних или внутренних) мест доминирующей занимает другая идентификация, строится новая иерархия в сознании субъекта, восприятие окружающего мира и поведение человека изменяются. Необходимо отметить, что перестройка некоторых идентификационных иерархий может происходить довольно часто. Например, на работе преобладают профессиональны идентификации, дома - семейно-ролевые, в общении с друзьями половые и возрастные, в общении с представителями других стран культурно-этнические, культурные, религиозные и пр. Таким образом группа, в которой в данный момент находится человек, предопределяет идентификационную иерархию. Необходимо отметить, что в последние годы в научной литературе в качестве обозначения групповой принадлежности принят термин «групповая идентичность». Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности проявляются в разнообразных социально-психологических эффектах. Они влияют на: психофизиологию человека (психофизиологический эффект); деятельность человека (эффект социальной лени); мышление человека (эффект синергии и эффект группомыслия) поведение человека и его мнения (эффект конформизма, эффект подражания); восприятие окружающих людей (эффект ореола и эффект бумеранга); общение и взаимодействие с другими людьми (эффекты «мы и они», группового фаворитизма и группового эгоизма); эмоционально-волевую сферу человека (эффекты маятника, волны и пульсара). Психофизиологический эффект Психофизиологический эффект. Это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. Было экспериментально установлено, что усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса (см. Д. Майерс, 1997). Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект. Эффект группомыслия Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» или «огруппление мышления» принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Эффект «группомыслия» возникает как противоположность эффекту «синергии», при котором предлагаются, а затем и обсуждаются различные варианты решения задачи. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы. Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, не традиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли» - быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие. И. Джанис описывает множество случаев группомыслия и называет несколько симптомов такого явления в группах: Оптимизм: в поисках консенсуса группы проявляют излишний оптимизм, который мешает им увидеть признаки опасности в достижении всеобщего единодушия, согласия и безальтернативного выбора. Володя Шарапов - герой знаменитого фильма «Место встречи изменить нельзя», описывал ситуацию, когда у наблюдателя за порзицией врага «глаз замыливается». Подобное может произойти и с членами группы, жертвующими истиной во имя консенсуса, они становятся «интеллектуально слепыми». Вера в этичность группы, правильность ее мнения, выбора, морали. Считается, что группа не только всегда права, но и никогда не погрешит против общепринятой морали и нравственности. Это означает, что единожды нарушив общепринятую мораль, члены группы могут позволить себе нарушать и внутригрупповую мораль. Нарушение же внутригрупповой морали противоречит интересам группы, поэтому она единодушно стоит на страже норм и моральных принципов, выработанных группой. Одним из главных принципов и целей группы является достижение согласия, единодушности, сплоченности, стремление вступать в отношения с окружающим миров, как единое целое, а не разорванное на отдельные противоборствующие между собой группировки. Члены группы, попавшие в ловушку «группомыслия», становятся «нравственно глухими». Рационализация: группа тратит гораздо больше времени на объяснение и оправдание своих решений, чем на их обдумывание и обсуждение различных вариантов. Члены группы становятся «эмоционально бесчувственными», стремясь рационализировать свои действия и решения. Стереотипизация: в ситуации группомыслия проявляется стереотипность мышления, склонность выбирать стандартные, уже знакомые решения, приводившие ранее, возможно в иных ситуациях, к успеху. Конформизм: в подобных группах эффект конформизма проявляется в наибольшей степени. Группа быстро и эффективно подавляет мнения и предложения, отличающиеся от общепринятого. Самоцензура; поскольку главная цель членов группы ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: