VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Гражданское общество в современном отечественном дискурсе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001383
Тема: Гражданское общество в современном отечественном дискурсе
Содержание
Глава 1. Гражданское общество в современном отечественном дискурсе.
     1.1. Понятия, сущности, категории гражданского общества.
     Идея гражданского общества является одним из самых ценных достижений мировой политико-правовой мысли. Понятие «гражданское общество» сложилось не сразу, содержание его формировалось и обогащалось постепенно. В течение нескольких веков возникали и развивались новые концептуальные представления о сущности гражданского общества, его структуры и признаков.
     Процесс формирования гражданского общества в юридической науке условно разделяют на определенные этапы. В основу такого деления положено соотношение гражданского общества и государства и определения названного выше общества в общей структуре человеческого общества.
     В этом существует большое разнообразие взглядов и мнений, но большинство из них сводится к основным трем направлениям:
     Первый: гражданское общество рассматривается как наиболее качественный этап развития человеческого общества, и государство является составной частью гражданского общества.
     Второй: гражданское общество выступает как механизм, связывающий человека, его интересы, потребности и государство как политическую организацию общества.
     Третий: гражданское общество и государство рассматриваются как отдельные элементы общественной структуры. При этом оба образования могут рассматриваться или как равноправные партнеры, или как нейтральные относительно друг к другу элементы, или как антагонистические структуры.1
     Исследователи политических учений прошлого обращали внимание на то, что у древнегреческих философов политическая жизнь касалась важнейших сфер жизни общества: семьи, религии, культуры и т.д.
     Термин «гражданское общество» использовался для характеристики типа политической ассоциации, члены которой подчиняются действию ее законов, благодаря чему обеспечиваются мирный порядок и доброе правление. По этой давней традиции, истоки которой идут от идеи полиса у Аристотеля (koinoia politike - гражданское общество) и sosietas civilis у Цицерона - гражданское общество и государство отождествляются: быть гражданином государства означает быть членом гражданского общества, вести себя в соответствии с его законами.
     Однако, начиная со второй половины XVIII в., классическая концепция гражданского общества приобретает изменения и уже к середине этого века гражданское общество и государство (традиционно связаны концепцией sosietas civilis) рассматриваются как разные понятия.2
     Первые попытки модернизации концепции гражданского общества были осуществлены англо-французскими мыслителями , а дальнейшие шаги - немецкими философами. В работе «Заметки по истории гражданского общества» (1767 г.) английского ученого А. Фергюсона гражданское общество еще не рассматривается как самостоятельное явление в отношении государства. Анализируя эволюцию гражданского общества со времен классической Греции и Римской республики, он понимает под этим термином «самоослабливающие черты», причем наиболее опасной автор считает «потерю гражданского духа». А. Фергюсон доказывал необходимость создания ассоциации граждан, которая пронизывала бы все сферы гражданского общества. Подчеркивая общественную природу человека, он обращает внимание на то, что чаще всего человек бывает счастливым и свободным тогда, когда на него влияет «животный дух общества».
     Новый подход к «гражданскому обществу - государство» формируется путем консолидации взглядов о том, что гражданское общество имеет право защищать себя от государства. В качестве примера такого понимания проблемы была работа Т. Пейна «Права человека» (1791-1792 гг.). Идеолог американской политической мысли Т. Пейн считал, что человеку от природы свойственно стремление к общественной жизни. Это заставляет индивидов строить свои отношения на принципах солидарности и соревнования.
     Таким образом, гражданское общество существует исторически, а легитимное государство - это не более чем делегирование ей властных полномочий, определение ее вспомогательного характера в отношении общества. Чем более зрелое гражданское общество, тем больше оно саморегулируется и тем меньше нуждается регулировании со стороны государства.
     Особая роль в развитии концепции гражданского общества принадлежит Г. Гегелю. Мыслитель рассматривает его как продукт исторического развития, считает общество категорией преимущественно хозяйственного характера, основанное на общественных потребностях, а государство - категорией морально-идеологического содержания. Гражданское общество, по Гегелю, сочетает в себе рыночную экономику, общественные классы, корпорации и институты, а также гражданские права, регулирующие отношения его составляющих. Это общество не способно преодолеть присущие ему конфликты, поэтому оно должно быть приведено в порядок политическими структурами. Одной из таких структур должно быть государство3.
     Тем самым, с одной стороны, государство имеет достаточно широкую сферу полномочий, а, с другой - он ??вмешивается в деятельность гражданского общества с одной целью - ликвидировать несправедливость или неравенство в отношении граждан данного общества. Эти условия дают право обеспечить широкие возможности для государственного регулирования и доминирования государства в общественной жизни.
     Новый импульс идея гражданского общества получила у Т. Гоббса. Как защитник государственного абсолютизма он описывает естественное состояние человека как суммарную и побочную психическую ситуацию, а понятие «государство», «общество» и «правительство» у него равноценные понятия. Вопросы взаимодействия государства и общества, по сути, снимается. Автор обращает внимание не на сравнение или сочетание государства и общества, а тенденцию к огосударствлению общества, к жестокой правовой регламентации социальных процессов.
     Каждая из этих позиций имеет свои преимущества и недостатки. При рассмотрении государства как составной части гражданского общества, то в какой-то степени теряется понимание государства как важного механизма в организации человеческого сообщества, усложняется процесс понимания обратного влияния государства на этот феномен. Отвод посреднической роли гражданскому обществу, наоборот, принижает роль последнего, приводит к подчинению его государству. Не вступая в полемику, для лучшего понимания роли гражданского общества и роли государства в общественном развитии и процессе взаимодействия между ними, считаю нужным рассматривать оба элемента как равноправные и взаимосвязанные составляющие человеческого общества.4
     Действительно, специфика современных тенденций развития свидетельствует, что процесс формирования гражданского общества и правового государства проходит параллельно, под взаимным влиянием и контролем. Необходимость изучения гражданского общества как самостоятельной научной категории, обусловлено, прежде всего, необходимостью реформирования общественной жизни и формирования основных черт будущей организации общества. Важное место в данном процессе принадлежит теоретическому переосмыслению следующих категорий: «гражданское общество», «общество», «государство».
     Энциклопедическая литература представляет трактовку общества в широком и узком смысле. Общество в широком смысле - это отделённая от природы часть материального мира, которая развивается исторически и является формой жизнедеятельности субъектов. В узком смысле - это определенный этап человеческой истории. В теории философии и социологии общество чаще всего определяется как совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения «социальных институтов» (Аристотель), контроль над своими действиями (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо), договор или определенная направленность интересов (буржуазная философия XVII - начала XIX в.).
     Общество - это, прежде всего, субъект социального действия, который предполагает существование других элементов социальной жизни, с которыми он находится во взаимодействии, в частности с государством и его институтами.
     Таким образом, общество представляет интерес с точки зрения организации и упорядоченности его взаимосвязей. В процессе развития человеческого общества на определенном этапе появляется такая категория, как гражданское общество. Осмысление общего понятия гражданского общества происходит путем систематизации присущих ему признаков5.
     В юридической литературе некоторые ученые относят к гражданскому обществу систему негосударственных отношений (А. Кочетков), другие - все общественные связи, которые возникают вне сферы политики (А. Одинцова) и рассматривают его как совокупность неполитических отношений, отрасль спонтанного самовыражения интересов и воли свободных индивидов и их ассоциаций.
     Группа авторов первого в РФ «Политологического словаря» считает, что «гражданское общество - это совокупность неполитических отношений (экономических, национальных, духовно-нравственных, религиозных и т.д.), отрасль спонтанного самовыражения интересов и воли свободных индивидов и их ассоциации».
     Ю. Красин и А. Галкина под гражданским обществом понимают стабильную систему горизонтальных социальных связей, общественно-политических ориентаций и норм общественного поведения, что выросло непосредственно из отношений собственности, но не сводится к ним. В этой системе концентрируются и оформляются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и другие повседневные интересы социальных слоев и групп.
     Таким образом, в отличие от государства гражданское общество не структурировано по вертикали, не передает его импульсов, управляющих сверху вниз, но создает сеть интересов, объединяющих всех граждан в определенную общность, обеспечивают стабильность политической системы.
     Итак, гражданское общество - это исторический тип в развитии человеческого общества, его конкретная качественная характеристика; это сфера самовыражения и реализации потребностей и интересов свободных индивидов через систему отношений (экономических, социальных, религиозных, национальных, духовных, культурных). Структурными элементами этой системы являются организации (политические партии, общественные объединения, ассоциации) и различные объединения (профессиональные, творческие, спортивные, конфессиональные и т.д.), охватывающие все сферы общественной жизни и является своеобразным регулятором свободы человека6.
     Приведенное определение гражданского общества объединяет ассоциативный, структурный и функциональный аспект понимания указанного общества. Но не следует забывать об одном важном моменте, что гражданское общество, несмотря на его структурированность, это, прежде всего, общество, в котором приоритетное значение имеют интересы человека.
     Таким образом, гражданское общество - не совокупность изолированных индивидов, а комплекс социальных отношений, система общественных интересов (экономических, социально-политических, религиозных, духовных, семейных, культурных и других) и потребностей членов общества. Это - сфера самовыражения свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограниченных соответствующими законами от прямого вмешательства и пожизненной регламентации деятельности граждан и организаций со стороны государственной власти.
     Такой подход к анализу гражданского общества дает возможность сделать вывод о том, что оно должно отражать общественные отношения, взаимосвязь всех сфер общественной жизни человека. В то же время гражданское общество - не любое общество, а совокупный индивид, выступающий своеобразным регулятором свободы человека через систему различных ассоциаций, объединений.
     Иными словами, гражданское общество - это сфера социального взаимодействия, состоящая из сферы личной жизни человека, различных объединений, общественных движений и публичной коммуникации7.
     Концептуальное решение проблемы понимания сущности гражданского общества невозможно без анализа его структуры.
     Структура общества - это внутреннее его строение, что воспроизводит многогранность и взаимодействие составляющих общества, обеспечивает его целостность и динамизм развития.
     Структуру гражданского общества можно представить в виде пяти систем, которые соответствуют определенным сферам его жизнедеятельности: социальной, экономической, политической, духовно-культурной, информационной.
     Социальная система - определенная совокупность объективно сложившихся взаимосвязей между ними, а именно:
     а) институты семьи и отношения, обусловливающие ее существования;
     б) отношения, которые отражают социальную сущность человека (клубы, объединения);
     в) отношения, возникающие между социальными общностями (группами, нациями, расами и т.д.).
     Экономическая система - это совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе производства, обмена, распределения и потребления совокупного продукта, реализации права собственности.
     Структурными элементами экономической системы являются: частные хозяйства; акционерные общества; кооперативные хозяйства; фермерские хозяйства; индивидуальные, частные предприятия граждан.
     Политическая система - это совокупность целостных саморегулирующихся элементов:
     а) государство;
     б) политические партии;
     в) общественно-политические движения и отношения, между ними возникают8.
     Духовно-культурная система - это отношения между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по духовно-культурным благам и разного рода материализованным институтам, через которые реализуются данные отношения, связанные с образованием, наукой, культурой, религией.
     Информационная система - это система, которая складывается в результате общения людей и через СМИ (предприятия, объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации).
     Структурные элементы гражданского общества должны отвечать определенным требованиям:
     1. Экономическая система действует на принципах самоорганизации, саморегулирования и самоуправления;
     2. Социальная система четко выраженное структурное оформление;
     3. Политическая система выступает, с одной стороны, в форме механизма согласования социальных интересов в обществе, а с другой - как наиболее полное выражение общего национального интереса.
     В юридической литературе по решению вопроса структуры гражданского общества сформировались различные подходы.
     Так, В. Варывдин считает, что в экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, ассоциации кооперативов и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, которые создаются ими с особой инициативы.
     Социальная сфера гражданского общества включает институт семьи, общественные организации и движения, другие организационно- оформленные и неоформленные объединения, органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых и учебных коллективах; механизм выявления, формирования общественного мнения, а также решения институционального оформления интересов, возникающих в обществе и проявляют в культурной, цивилизованной форме в рамках конституции и законов государства9.
     Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, совести, слова; самостоятельность и независимость от государственных и политических структур, творческих, научных и других объединений.
     А. Одинцова относит к элементам гражданского общества:
     1. Различные ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основании реального самоуправления (территориальные, производственные, за интересы и другие, а также их органы);
     2. Правовое государство, его аппарат;
     3. Политические партии, считают основной в своей деятельности консенсус с другими институтами гражданского общества в фундаментальных общественных ценностей;
     4. Другие структуры, основанные на единстве интересов и функционирующие на основании горизонтальных связей.
     Проблематика гражданского общества довольно сложная, она не ограничивается структурными моментами в его функционировании и развитии. Важное место в исследовании данного феномена принадлежит обобщению тех особенностей, которые присущи гражданскому обществу.
     Во-первых, гражданское общество рассматривается как совокупность свободных индивидов. Это проявляется в различных аспектах, а именно: экономической, социальной и политической.
     Суть экономического аспекта заключается в том, что: 
     1) каждый индивид является собственником тех средств, которые необходимы для его нормального существования; 
     2) индивид имеет право на свободу выбора форм собственности; 
     3) на свободный выбор рода занятий, профессии и пользование ее результатами.
     Социальный аспект рассматривается как: принадлежность индивида к определенной общности (семьи, клана, класса) или автономная его самостоятельность в целях обеспечения своих потребностей.
     Политический аспект требует свободы индивида, проявляющегося в возможности быть членом партии, участвовать в выборах.
     Во-вторых, гражданское общество - это открытое социальное образование, что обусловлено: 
     1) отсутствием жесткой регламентации со стороны государства по обеспечению гласности, свободы слова, критики; 
     2) правом свободного въезда и выезда; 
     3) обменом информационными, научными и образовательными технологиями с другими государствами.
     В-третьих, гражданское общество - это сложная структурированная система (плюралистическая), для которой характерна полнота, устойчивость и воспроизводимость.
     В-четвертых, гражданское общество - это система, имеющая свои механизмы развития и управления, а именно: 
     1) граждане, вступающие в различные отношения, реализуют свои потребности и обеспечивают целенаправленное развитие общества без вмешательства государственных структур; 
     2) гражданская инициатива, гражданский долг дает возможность для развития всех структур гражданского общества10.
     В-пятых, гражданское общество - это правовое демократическое общество, для которого характерно: 
     1) признание и материализация идей верховенства права, особенностью последнего должно быть разделение на публичное и частное право, 
     2) единство права и закона; 
     3) правовое обеспечение и разграничения деятельности различных ветвей власти; 
     4) развитие и совершенствование общества вместе с развитием и совершенствованием правового государства11.
     Таким образом, гражданское общество охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Это наивысшая степень самоорганизации индивидов. Общество только тогда становится гражданским, когда окончательно сформируется политическая, экономическая, социальная и духовная сферы жизни людей, когда государство перестанет вмешиваться в повседневную жизнь граждан.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2. Теоретические основы определения субъекта гражданского общества.
     Государство и гражданское общество тесно связаны, однако отношения между ними не являются подчиненными или асимметричными. Гражданское общество не вводится законом, пусть даже и основным в государстве, оно возникает, формируется спонтанно в общественной истории путем суверенизации жизни личностей и общин. Роль государства заключается в регламентации деятельности институтов гражданского общества, поддерживая их развитие или тормозя его. Содействие государства формированию пространства для развития гражданского общества является одним из важнейших ее задач.
     Под понятием «гражданское общество» сегодня понимают общество граждан с высоким уровнем экономических, социальных, политических и культурных черт, которое образует с государством развитые правовые отношения, общество равноправных граждан, не зависит от государства, а взаимодействует с ней для общественного блага. Главными инициаторами такой организации взаимодействия общества и государства выступают институты гражданского общества.
     К институтам гражданского общества относятся общественные организации и движения, профессиональные и творческие союзы, организации работодателей, профессиональные ассоциации, негосударственные учреждения образования и здравоохранения, благотворительные, религиозные организации, негосударственные средства массовой информации, непредпринимательские общества и учреждения, политические партии и организации предпринимателей и промышленников, которые не относятся к власти, и другие формы объединений граждан. Различные институты гражданского общества достаточно часто называют неправительственными организациями, негосударственными организациями, некоммерческими организациями, общественными объединениями. 
     Главным признаком этих институтов является то, что они образуются не государством и поэтому их реальное функционирование является показателем общественной зрелости общества, осознание им своих собственных нужд, уровня его самосознания.
     Все это разнообразие институтов имеет свою определенную миссию, которая заключается в полноценном выражении или защите интересов граждан. Осуществить свое общественное назначение гражданское общество сможет только в плодотворном сотрудничестве с государством, ведь взаимное отношение гражданского общества и власти, как подсистем единой социальной системы, являются определяющими в обеспечении демократического развития страны. 
     Содействие развитию гражданского общества является одной из важнейших условий становления РФ как демократического, правового и социального государства12. 
     Если обобщить исследования ученых и анализ нормативно-правовых документов, можно выделить следующие принципы, на которых организуются институты гражданского общества: 
     - социальное партнерство - налаживание конструктивного взаимодействия органов исполнительной власти, указанных институтов и субъектов хозяйствования для решения вопросов государственного управления и общественной жизни;
     - обеспечение равных возможностей - создание органами исполнительной власти одинаковых условий для деятельности институтов, связанной с защитой прав и свобод человека и гражданина, предоставлением социальных услуг;
     - взаимоответственность - осознание органами исполнительной власти и институтами гражданского общества общей ответственности за уровень их взаимодействия;
     - открытость и прозрачность - обеспечение органами исполнительной власти доступа институтов гражданского общества к информации о деятельности, целях, задачах и планов государственных органов;
     - участие институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной политики - привлечение органами исполнительной власти институтов, как заинтересованных сторон к управлению государственными делами;
     - невмешательство - невозможность вмешательства органов исполнительной власти в деятельность неправительственных организаций, за исключением случаев, установленных законом;
     - признание органами исполнительной власти разных видов деятельности институтов гражданского общества - создание условий для разнообразной их деятельности, налаживание взаимодействия на профессионально-профильной основе;
     - повышение эффективности процесса взаимодействия – достижение положительных результатов в процессе взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества, принятие органами исполнительной власти решений с учетом общественных потребностей и интересов.
     Вполне понятно, что процесс налаживания взаимодействия между институтами гражданского общества и государственными учреждениями требует времени и взвешенных шагов. В связи с этим целесообразно выделить четыре этапы налаживания сотрудничества и партнерских отношений общественных объединений с органами власти:
     1. Информационная связь с сообществом. На этом этапе предполагается использование теле- и радиоинтервью, освещение в прессе заседаний общественных объединений, постоянные публикации по этой тематике в средствах массовой информации, оповещения в них управленческих услуг для населения, представление рекламных материалов, информационных пакетов для прессы, пресс-релизов, пресс-конференций и тому подобное.
     2. Обратная связь с сообществом. Этап определяется применением таких форм и методов, как общественные слушания, изучения общественного мнения, «Горячая линия» и др.
     3. Диалог с сообществом, которое требует постоянной связи с населением, активизирует, в частности, помощь общественным лидерам, деятельность совещательных и экспертных комиссий.
     4. Партнерство с сообществом. Этап характеризуется общей ответственностью, деятельностью совещательных, надзорных и профильных комиссий, советов, групп, проведением референдумов13.
     Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества приобретает определенные формы деятелньости, основными из которых признаются общественные слушания, консультации с общественностью, круглые столы, общественные инициативы, неформальные встречи, общественная образование, референдумы. указанным формам должны быть присущи такие характеристики, как динамичность, прозрачность, открытость, целесообразность, эффективность, результативность. Они должны обеспечивать непрерывность двустороннего взаимодействия.
     Изучение научной литературы свидетельствует также о том, что в настоящее время существует потребность в развитии межсекторного сотрудничества: органы исполнительной власти - институты гражданского общества - субъекты хозяйствования.
     Государственный сектор, гражданское общество и бизнес, то есть субъекты хозяйствования представлены разными (но не противоположными) интересами.
     Взаимодействие этих секторов, взаимное доверие и настрой на партнерство обеспечивает устойчивость общественного развития, сбалансированность и стабильность социальных отношений.
     В некоторых исследованиях отмечается, что нынешнее состояние взаимоотношений общественных объединений с государственными институтами свидетельствует о необходимости введения между ними такого типа связи, которым является социальная активность государственных структур. 
     Она понимается как усиление их деятельности, направленной на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересов, целей и идеалов народа, на выдвижение и реализацию социальных инноваций14.
     Важным при этом является выявление уровня социальных возможностей государственных институтов, культуры, умений, знаний, навыков их представителей, их способности активно преобразовывать окружающий мир и общественную реальность.
     В отличие от социальной пассивности, которая является тормозом общественной деятельности, поскольку отчуждает институты государственной службы от выполнения общественных задач. Социальная активность представляет собой не только адекватное и быстрое реагирование на изменения в социальной среде, но и реализацию энергии социума, что является залогом динамичности его развития. Именно поэтому социальная активность выступает одновременно и резервом, и ресурсом всех видов социальной деятельности государственных институтов. Несомненно, что чем выше уровень социальной активности у государственных структур, тем больше потенциал накапливает гражданское общество в целом.
     Суммируя все вышеизложенное, можно отметить, что на данном этапе развития государство идти по пути демократических преобразований, укрепления гражданского общества. 
     Перспективными направлениями дальнейших исследований в плоскости «государство - общество» является налаживание плодотворного сотрудничества власти и общественности. Это поспособствует переводу такого сотрудничества в плоскость взаимозаинтересованного социального партнерства, от которого государственные власти могут получить гораздо больше пользы, что проявится не только в усилении ее авторитета среди граждан, но и росте их доверия к властным структурам. Дальнейшее развитие отношений гражданского общества и власти, как подсистем единой общественной системы, являются определяющими в обеспечении демократического развития страны, создания суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства.
     Гражданское общество предполагает наличие определенных внутренних функций, которые являются выражением основных направлений деятельности его институтов и их влияния на общественную жизнь, на обеспечение цивилизованных отношений между всеми его участниками. Итак, во-первых, гражданское общество является средством самовыражения индивидов, их самоорганизации и самостоятельной реализации собственных интересов; во-вторых, институты гражданского общества гарантируют незыблемость личных прав граждан, дают им уверенность в своих силах; в-третьих, институты гражданского общества систематизируют, упорядочивают, предоставляют регулирование протестов и требований людей, которые в противном случае могли бы иметь разрушительный характер, и, таким образом, создают благоприятные условия для функционирования демократической власти15.
     Гражданское общество не сможет полноценно выполнять указанные функции в случае отсутствия хотя бы одного из его атрибутов, к которым следует отнести:
     1) наличие публичного пространства, средств и центров коммуникации, следствием чего является формирование сферы общественной жизни и общественного мнения;
     2) организация общественной жизни свободных и равных индивидов, чьи права защищены конституцией и законом.
     В то же время гражданское общество определяется определенными факторами, которые, по мнению исследователей, объединяясь или дополняя друг друга, составляют его сущность:
      1. Отношения к собственности, реально существующей в определенном обществе.
     2. Уровень и формы обобществления и уровень развития производительных сил.
     3. Конкретно-исторические условия страны, система общественных и политических институтов, политика правительства.
     На основе классического противопоставления гражданского общества как совокупности неполитических отношений и государства как воплощение политической, управленческой машины, возникает стереотип гражданского общества как самоорганизованного образования, способного активно реализовывать свои права, прежде всего, политические, путем проведения различных акций. Но предпосылки для формирования гражданского общества в нашей стране все-таки надо искать в обычной практике организации повседневной жизни. Основным источником существования гражданского общества есть свобода, причем свобода, прежде всего, в добровольном ограничении своей свободы, за признание свободы ближнего (А.Емерсон: «Мое право размахивать руками заканчивается там, где начинается нос ближнего моего»), четкое осознание взаимной ответственности за любые шаги, является отклонением от установленных норм и стандартов. В гражданском обществе главным действующим лицом является человек с его системой запросов, интересов и ценностей.
     Если основным элементом гражданского общества является лицо, отмечает И. Курас, то его несущие конструкции - все те социальные институты, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее интересов, устремлений. Интересы и потребности гражданина выражаются через соответствующие институты гражданского общества: в политической сфере - партии, органы местного самоуправления, общественно-политические объединения, независимые средства массовой информации, женские, молодежные ассоциации; в экономической - профсоюзы, ассоциации предпринимателей, общества защиты прав потребителей; в социальной - семья, независимые организации образования, досуга; в культурной - разнообразные творческие, научные общества, национально-культурные общества, религиозные конфессии. Все эти институты должны действовать в рамках единого для всего общества, государства и властных институтов правового поля16.
     Гражданскому обществу присущи несколько важных признаков, без которых невозможно его представить. Эти признаки формировались в течение длительного цивилизационного процесса, в котором сложились:
     - Плюрализм собственности как основы частного интереса и развития личности;
     - Высокоразвитая личность - гражданин и гражданские отношения;
     - Само общество как коллективное начало гражданственности, социальные ценности и институты;
     - Государство, обеспечивает равенство прав, свобод, обязанности личности, общества и государства.
     Гражданским общество становится только тогда, когда набор, развитие и конфигурация негосударственных объединений способны обуздать государство, заставить его стать активным защитником интересов граждан, побуждать стать правовым государством. Тип общества, в котором господствует закон, называют гражданским обществом.
     Гражданское общество достигает такой оптимальной ситуации, когда экономика подконтрольна государству, но не зависит от него.
     Эта существенное явление заключается в том, что совсем не произвол, а свобода является основой бытия личности в обществе. В конце концов, гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют как независимые от государства индивиды17.
     Среди основных характеристик, которые должны быть присущи человеку как основной социальной ценности гражданского общества, должны быть: индивидуализм как основа личной характеристики, нравственность, уважение к праву, высокий уровень гражданской культуры, уважение ко всем членам общества, умение сочетать собственные интересы с интересами общества в целом, ощущение себя свободным и самостоятельным, приватность и уважение к своей и чужой собственности и т.д. Кроме того, человек в обществе должен быть высоконравственным, обладать четкими этическими принципами и установками; он не мыслим без свободы, поскольку именно к свободе и принадлежит высшая степень в иерархии ценностей. Следует учитывать, что наряду со свободой лицо в гражданском обществе имеет и обязанности.
     Возникновение гражданского общества детерминировано разграничением прав человека (на жизнь, стремление к счастью) и прав гражданина (политические права). Итак, важнейшей предпосылкой существования как гражданского общества, так и правового государства является лицо, обладающее правом на реализацию как политических, экономических, так и культурных, духовных возможностей, осуществляя которые через гражданское общество человек обеспечивает воспроизводство социальной жизни.
     По мнению С.Рябова, «более полное понимание феномена гражданское общество получаем, объясняя его не только в терминах гражданина или государства, но и в терминах, определяя его как общество общин».
     Говоря о гражданском обществе нельзя обойти такую ??проблему, как взаимодействие (отношения), сосуществование государства и гражданского общества.
     По сути, гражданское общество объективно обладает определенным противовесом государственной организации. Во многих своих проявлениях жизнедеятельности его институты мешают государству, ограничивают ее функции, предлагают новации, часто не всегда вписываются в государственную.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.