VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государство, современные научные подходы к пониманию феномена

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009673
Тема: Государство, современные научные подходы к пониманию феномена
Содержание
ГЛАВА 1. Государство: современные научные подходы к пониманию феномена

1.1. Особенности современных научных подходов к пониманию феномена государства
     
     В современной мировой науке предложено множество дефиниций государства. Их практически нереально свести к одному «обобщающему» определению, но все же можно утверждать, что в подавляющем большинстве современных теорий государства оно рассматривается как система специализированных и централизованных институтов управления обществом, к чему нередко добавляется узаконенное право государства на применение насилия как его важнейшая характерная черта. Наибольшее развитие получил подход, основанный на понимании государства не только как особой системы политических институтов, но прежде всего как типа общества, которому эта система адекватна, – «государственного общества»1. Среди отечественных авторов оно наиболее активно разрабатывается Д.М. Бондаренко. 
     В аналитических целях следует различать два аспекта государства: политический и социальный. Общество – явление более широкое. 
     С одной стороны, в нем политические характеристики дополняются и переплетаются с социальными (а через них – и с экономическими). 
     С другой же стороны, социальная и политическая подсистемы общества часто развиваются асинхронно, причем быстрее эволюционирует вторая, достигая параметров системы управления государственного типа раньше, чем в социальной подсистеме территориальный принцип организации начинает преобладать над родственным2. 
     Холистический подход к государству, рассматриваемому как тип социума, которому соответствует определенная система политических институтов, предопределяет особое внимание к выдвижению в государственном обществе на передний план неродственных (территориальных) связей – обстоятельство, игнорируемое в современных определениях государства, авторы которых видят в нем лишь форму политической организации3. 
     Для марксистов, неоэволюционистов и структуралистов в ХХ веке стал в равной мере характерен подход к феномену государства, основанный на выявлении его универсальных черт. 
     Однако в настоящее время этот подход, коренящийся в европейской политической, философской, правовой и антропологической мысли начиная с античности, иногда жестко критикуется и даже отвергается как проявление «колониального дискурса», но в первую очередь – на том основании, что, претендуя на универсальность, он исторически отражает исключительно западный подход к феномену государства и даже якобы основан на историческом опыте одной лишь Европы, а в наиболее радикальной версии – только буржуазной Западной Европы Нового времени. 
     Критика впервые возникла более полувека назад среди ученых третьего мира, в эпоху деколонизации стремившихся обосновать всесторонность своеобразия и уникальность родных культур. Но с 1980-х годов такой взгляд на проблему государства начал проявляться и в европейской теоретической мысли4.
     Во многих неевропейских обществах, в частности в азиатских, начиная с древности без труда можно обнаружить характерные черты, наиболее часто приписываемые государству как универсальные. Нередко государственнические черты азиатских обществ даже преувеличиваются и демонизируются, самым известным примером этого является концепция «восточного деспотизма». Несмотря на всю критику в ее адрес, концепция «восточного деспотизма», восходящая к европейской античности, сформулированная в эпоху Просвещения (в первую очередь Ш. Монтескьё,) и приобретшая особую популярность благодаря книге К. Виттфогеля, использовавшаяся колонизаторами для обоснования своей «цивилизаторской миссии», находит сторонников и в XXI веке (например, О. Непомнин).
     В данном контексте представляются релевантными идеи Д. Бондаренко и Коротаева о «цивилизационных моделях политогенеза» и «типах цивилизационного развития»5, а еще более – концепция «эволюционных потоков» Х. Классена6. В соответствии с последней вследствие ограниченности вариантов эффективного ответа на схожие проблемы обеспечения безопасности, организации производства и т. д., возникающие в различных «эволюционных потоках», во многих исторически не взаимосвязанных случаях могут сформироваться принципиально схожие (но не идентичные, а цивилизационно-, т. е. регионально-, специфичные) институты, в том числе присущие государству. В то же время высока вероятность того, что ответы на сущностные вопросы двух даже соседних (а тем более отдаленных друг от друга) обществ окажутся столь разными, что в итоге они пойдут принципиально различными эволюционными путями.
     При этом едва ли верно вести речь и о некоем едином «европейском историческом опыте» в социально-политической сфере. Чтобы понять это, достаточно сравнить семантику слов, обозначающих политическую организацию в европейских языках. В части из них слово, обозначающее «государство», означает также «состояние» (причем не только в романских и германских языках, в которых это слово прямо или опосредованно восходит к латинскому status, но и, например, в болгарском, боснийском, венгерском, польском, финском, чешском). В таком контексте государство представляется особым состоянием общества, в котором существует политическая власть и общество первично по отношению к ней. 
     Напротив, в русском языке «государство» – производное от «государь», так что власть, а не общество видится основополагающей, доминирующей категорией: государство – это не общество, которому служит власть, но собственность государя, которому общество обязано нести службу7. Не социальный, а политический аспект государства акцентирован и в его обозначениях в белорусском, македонском, сербском, украинском языках: зяржава, држава, держава. 
     Вероятно, европоцентризм теории государства обусловлен гораздо более широким явлением – тем фактом, что зрелая современная наука как таковая родилась в постсредневековой Европе как итог ее развития в древности и Средневековье. 
     Современный научный метод мышления, включая антропологическую мысль, глубоко коренится в европейской традиции. Современная наука как способ познания мира по происхождению и сути – феномен европейский. В этом смысле все современные науки изначально были и всегда будут в той или иной мере евроцентричными. 
     Именно обществоведы должны обращать на это особое внимание, но этот факт, по нашему убеждению, отнюдь не лишает смысла поиск универсальных критериев и определения государства, его места во всемирной социальной истории.
     Таким образом, современная наука акцентирует внимание на социально-политической сущности государства.
     
1.2. Современные подходы к пониманию правовой и политической сущности государства
     
     Современная наука рассматривает государство как общий знаменатель всех его исторических модификаций, т.е. в функциональном аспекте, с точки зрения его природы оно представляет нечто однообразное8. Это позволяет адекватно оценить его как целое и его отдельные элементы. Любое государство исторически постоянно меняется, эволюционирует, независимо от культуры и эпохи, но природа его неизменна. 
     Природа государства как социального феномена определяется сущностью социальной организации вообще. Сущность государства может быть оценена с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Нас интересует сущность государства как его особенность, т.е. то, что выделяет его из массы всех социальных организаций.
     Саму природу государства в его особенности можно рассмотреть в двух смыслах. Под природой мы можем понимать, во-первых, внутренний базовый механизм саморазвертывания какого-либо явления, во-вторых, источник его появления и генезиса.
     С точки зрения своего происхождения государство имеет социальную природу, т.е. с формальной точки зрения государство представляет собой некую организацию общественной жизни. Как некий институт социальной жизни государство обеспечивает установление, сохранение и воспроизводство единого в обществе правопорядка, установления определенных статусов и т.д. 
     Таким образом, первоначально оно является правовым по своей природе, и по целям, и по функциям.
     С точки зрения содержания сущностью государства является то, что воспроизводит его, является источником изменения и развития. По мнению А.С. Палазяна, этим источником является непримиримое классовое противоречие9. Оно же есть и тот продукт общественного взаимодействия, который не только порождает государство, но и воспроизводит его. Способность государства с помощью института публичной власти как инструмента «хирургическим» способом разрешать возникающие в обществе противоречия характеризует его сущность в политическом смысле. Таким образом, государство представляет собой правовую форму организации власти.
     Вместе с тем государство есть политическая организация власти и используется для решения исключительно политически-властных задач группы людей (класса), представляя собой некий механизм действия (воздействия) на общество. Поэтому для определения сущности государства с точки зрения его содержания мы разделяем марксистско-ленинский подход.
     Но нельзя понимать государство как какую-то абсолютную величину. Развиваясь, оно то теряет свои свойства и направления действия, то приобретает новые. Действительно, в первоначальном виде государство имеет правовую природу. Но по мере своего развития политическая составляющая государства начинает играть все большую роль, тем самым правовой характер совокупности первичных свойств государства постепенно сменяется политическим. Иными словами, государство, появившись как некая обособленная организация в рамках общности, начинает жить «законам власти». По сути, это законы политического развития, поэтому история развития государства отражает увеличение его политической сущности.
     Таким образом, природа и сущность государства носят взаимно противоречивый характер, по своей природе оно является правовым, а по сущности - политическим.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
     
2.1. Понятие государства
     
     Сформулировать  общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. 
     Совокупность разнообразных условий, в которых организовывались и развивались государства на разных этапах своего существования, выявляют достаточно большое количество индивидуальных особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам.
     Однако, стоит отметить, что существует набор признаков, которые проявляются на всех этапах его существования и развития и  позволяют дать одно из обобщающих определений понятию «государство». С точки зрения этих признаков, государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом10.
     На разных исторических этапах развития понятие государства трактовалось по-разному. Многообразие взглядов на государство обусловлено прежде всего тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. 
     Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства. Вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.). 
     В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.
     В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную11.
     В современной науке термин «государство» используется в двух значениях12: 
* во-первых, для выделения страны как политико-географического образования;
* во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. 
     Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. 
     Также термин «государство» употребляется в широком и в узком значении. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства - члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII - XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы. 
     Государство - это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности.  Государство - это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков, через которые также раскрывается его сущность.
     
2.2. Признаки государства
     
     Рассмотрим общие признаки характерные для любого государства (рис. 1). 

     Рис. 1. Признаки государства13
     Как видно на рисунке в совокупности всех признаков государства выделяют группу основных и дополнительных признаков. 
     Дадим характристику признаков, входящих в группу основных.
     Территория - это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
     Население - это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.
     Рассматривая такой признак государства, как публичная власть, следует отметить, что термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.
     Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.
     Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.
     Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: 
* ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; 
* ее поддержка населением; 
* ее международное признание. 
     Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.
     Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.
     Правоохранительные органы как часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).
     Одна из главных целей правящей элиты - сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.
     Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.
     Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.
     Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет - это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. 
     К дополнительным признакам относят  признаки не требующие особых пояснений: единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы.
     Таким образом, с  точки зрения изложенных выше общих признаков  и их характеристик можно дать следующее определение понятию государство: государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА

3.1. Основные подходы, определяющие социальную природу государства
     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ?Вопрос о социальном назначении государства также тесно связан с его  сущностью, так как   именно сущность государства выражает его социальную природу и назначение. 
     Сущность государства изменяется по мере развития общества, под влиянием политического режима, формы правления. Современные демократические государства видят свое предназначение в гарантированности прав своих граждан как части общего мирового порядка. 
     Существует  немало трактовок понимания социального назначения государства, приведу одну из них. 
     В истории общественно-политической и правовой мысли существует несколько тенденций понимания социального назначения государства. 
     Одна из них - теория индивидуальной свободы человека и обязанности государства гарантировать эту свободу от чьего-либо вмешательства (А. Смит, С. Милль, Б. Констант, Дж. Локк). В этой теории главное - это наличие экономической и личной свободы. Негативным ее последствием является глубокое неравенство граждан14. 
     Согласно теории разработанной Ж.-Ж. Руссо, принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, задача которой -обеспечение равенства. Эта тенденция развита в трудах П. Новгородцева, который полагал, что необходимо развить принцип равенства в сторону уравнивания социальных условий жизни15. 
     По мере развития общества преобладает подход, ориентированный на усиление социального назначения государства, которое выражается в сглаживании несправедливости, неравенства. Именно государство должно осуществлять свою деятельность в сфере защиты прав человека. Социальное назначение государства состоит в перераспределении доходов между слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы, необходимость государственного финансирования научных исследований и культурных проектов. 
     С точки зрения современной науки государство - это социогенная властная структура, пронизывающая весь общественный организм и осуществляющая функции управления, поддержания социального порядка, законотворчества, самозащиты от внутренних и внешних угроз16. 
     Есть два подхода, которые определяют социальную природу государства: классовый и общесоциальный.
     Классовый подход заключается в рассмотрении  государства , как аппарата управления и подавления. При этом ключевую роль выполняют лица или социальная прослойка – класс, стоящие у власти и подавляющие с помощью государственного аппарата всех, покушающихся на их интересы. Действительно, такие государства имелись в истории человечества (это – античные классовые государства). Никакое государство не исключает потенциальной возможности присвоения каким-либо классом, иной группой людей или конкретным лицом права замещать волю народа своей. Но это мало говорит о нормальной социальной природе государства.
     Общесоциальный подход  (теория общественного компромисса) заключается в том, что государство, включая репрессивный аппарат, создается и существует как средство достижения порядка и согласия в обществе, общественного прогресса. В этом случае аппарат подавления используется с тем, чтобы оградить общество от внутренних или внешних конфликтов. 
     Там, где государство перестанет соответствовать по уровню удовлетворения общественных потребностей текущему уровню развития общества, оно исторически необходимо будет преобразовываться в новые, более подходящие формы (подтверждается историей), иначе оно будет мешать прогрессу.
     
3.2. Сущность социального назначения государства
     
     Сущность государства имеет внешнее выражение и проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. 
     Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. 
     Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.
     Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства17:
* консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их;
* либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение);
* социал-демократическая концепция требует определенного вмешательства государства в жизнь общества. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения;
* марксистская (классовая) концепция государства указывает на то, что социальное назначение государства сводится к поддержанию классового господства, но при этом государство вынуждена решать и некоторые общесоциальные задачи. Государство выражает интересы не всего общества, а лишь немногочисленного слоя владельцев средств производства.
     Социальное назначение государства не следует отождествлять с его ролью в общественной жизни. 
     Социальное назначение государства предопределено его сущностью и говорит о том, для чего возникло и существует государство, в чем его предназначение. Социальная роль государства выражает не только в его предназначении, но и в других сторонах его деятельности, которые не предопределены сущностью государства, а обусловлены какими-то иными факторами.
     Социальная роль каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике.
     Государство - это организация, осуществляющая управление, руководство обществом, организация, создающая и обеспечивающая в обществе определенный порядок. В этом и состоит социальное назначение государства, его основная роль в общественной жизни.
     Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом. 
     Задача государства - глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития. Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). В настоящее время можно назвать следующие наиболее актуальные задачи государства:  обеспечение самосохранения общества и государства; обеспечение безопасности и укрепление государства; содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества; преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных, религиозных и пр.)18.
     Следует отметить, что в современных условиях вместе с изменением ключевой формы собственности, а следовательно, и производственных отношений как экономической основы государства радикальной трансформации подвергается и его социальная основа.
     
     
1 Бондаренко, Д. М., Коротаев, А. В. Цивилизационные модели политогенеза. М.: ЦЦРИ РАН, 2012. – С. 16
2 Литвиненко В. Т. Современные подходы к понятиям государства, государственности, государственного строительства, нации, связанные с появлением непризнанных государств // Молодой ученый. - 2012. - № 9. – С. 36
3 Бондаренко Д.М. Государство как феномен социальной истории: сущность и отличительные признаки // Историческая социология и социология истории. – 2014. - № 2.
4 Непомнин О. Е. Азиатско-деспотическая система традиционного общества. // Сборник научных трудов российских востоковедов, подготовленный к 70-летнему юбилею профессора, доктора исторических наук Л. Б. Алаева. - М.: Вост. лит-ра, 2014. – С. 56
5 Нестеренко И.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие для подготовки к государственному экзамену. – Новосибирск: НФ ИВЭСЭП, 2012. – С. 12
6 Непомнин О. Е. Азиатско-деспотическая система традиционного общества. // Сборник научных трудов российских востоковедов, подготовленный к 70-летнему юбилею профессора, доктора исторических наук Л. Б. Алаева. - М.: Вост. лит-ра, 2014. – С. 37
7 Нестеренко И.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие для подготовки к государственному экзамену. – Новосибирск: НФ ИВЭСЭП, 2012. – С. 13
8 Палазян А.С., Малахов В.П. Функциональная характеристика права: Вопросы методологии: Монография. - М.: Московский университет МВД России, 2011. – С. 31
9 Палазян А.С., Малахов В.П. Функциональная характеристика права: Вопросы методологии: Монография. - М.: Московский университет МВД России, 2011. – С. 37
10 Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Проспект, 2015. – С. 37
11 Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Проспект, 2015. – С. 37
12 Там же. – С. 38
13 Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Проспект, 2015. – С. 41
14 Ельцов А.В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства // Правоведение. – 2013. - № 8. – С. 27
15 Там же. – С. 27
16 Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: генезис, объективные основы, социальная природа // Проблемы государства и права. – 2014. - № 5. – С. 43
17 Родионова О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. - 2012. - № 8. – С. 47
18 Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: генезис, объективные основы, социальная природа // Проблемы государства и права. – 2014. - № 5. – С. 44
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

19


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%