VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государство как субъект гражданского права

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011461
Тема: Государство как субъект гражданского права
Содержание
     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
     высшего образования
     Северо-Осетинский Государственный университет имени К.Л. Хетагурова
     
     
     Кафедра: Теория государства и права
     
     Курсовая работа
     по дисциплине: «Гражданское право»
     Тема: "Государство как субъект гражданского права".
     
     
     
     
     Выполнил: Мамедов Мурад Мамед оглы
     студент группы ВЮ-16/3,5
     Научный руководитель: кандидат юридических наук
     Аккалаева Лаура Феликсовна
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Владикавказ 2018
     
 Содержание
     
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Государство как субъект гражданского права………………........4
ГЛАВА 2. Характеристика муниципального образования гражданского права…….…..........................................................................................………..…9
2.1 Понятие муниципального образования…………………………………..…9
2.2 Муниципальные образования как социально-экономическая систем………………………………………………………………………….…12
ГЛАВА 3. Участие РФ и муниципальных образований в гражданских   правоотношениях………………………………………………………………..14
3.1 Опосредованное участие государства в гражданском обороте…………..14
3.2 Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте…………………………………………………………………………..15
3.3 Государство как собственник……………………………………………..19
3.4  Государство как участник сделки…………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
Список  использованной литературы…………………………………………33
     






     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ

     Под субъектами понимаются участники гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 2 ГК ими являются: гражданские лица, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
     Одни участники обладают правами и называются управомоченными лицами, другие несут обязанности и называются обязанными лицами.
     Управомоченные и обязанные лица противостоят друг другу и не могут существовать один без другого.
     Для того чтобы участвовать в гражданских правоотношениях, необходимо обладать гражданской правоспособностью - абстрактной, общей способностью лица иметь предусмотренные законом права (ст. 17, 49 ГК).
     Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.
     Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты гражданских правоотношений наделяются дееспособностью (ст. 21 ГК).
     Государство, федеральные и муниципальные образования недостаточно широко используют субинституты гражданского права, позволяющие получать неналоговые доходы без отчуждения принадлежащего им имущества (эксплуатация имущественных комплексов, использование имущества третьих лиц с приобретением в свою собственность извлекаемых плодов, продукции, доходов и т.п.).
     В свете вышеизложенного представляется своевременной и актуальной разработка теоретических вопросов, касающихся участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом, и, в первую очередь, выявления особенностей их юридической природы.
     Предметом работы выступает комплекс отношений, возникающих в связи с участием Российской Федерации и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.
     Целью работы являются определение правового положения Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и выявление особенностей их участия в гражданско-правовых отношениях.
     Задачи исследования:
     - дать характеристику государства как субъекта правоотношений в области гражданского права России.
     - проанализировать муниципальное образование с точки зрения признаков субъекта отношений;
     - установить особенности правосубъектности РФ и муниципальных образований в гражданском обороте.
     Структурно работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
     
     Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с тем субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства (так называемые апатриды) - охарактеризованные законом термином «физические лица».
     Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских правоотношений могут участвовать и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками. К числу таких образований относятся организации, именуемые юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права - государства, национально-государственные и административно-территориальные (муниципальные) образования (согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского Кодекса). В гражданских правоотношениях могут участвовать не только российские, но и иностранные юридические лица.
     Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании. Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:
     1.Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства;
     2.Российские и иностранные юридические лица;
     3.Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
     Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием “лица”, которое используется в Гражданском Кодексе и других актах гражданского законодательства. Как субъекты гражданских правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.
     Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Данная категория определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей области права.
     Субъект права - складывается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.
     При рассмотрении правоспособности как части правосубъективности - мы подразумеваем способность иметь гражданские права и некий груз обязанностей. Данная способность признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество).
     Правоспособности свойственны абстрактность и не отчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством. Статья 18 Гражданского Кодекса перечисляет, пожалуй, только основные, наиболее значимые гражданские права, к которым относится возможность иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, совершать сделки и много других. Кроме этих прав гражданин вправе иметь и иные личные имущественные и личные неимущественные права, в число которых можно включить и такие, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства.1
     Гражданской правоспособностью обладают в равной мере все граждане. Она возникает с момента рождения ребенка и прекращается смертью гражданина.
     Упоминая второе слагаемое правосубъектности дееспособность – имеется в виду способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В связи с тем, что для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, для того, чтобы они складывались из осознанных волевых действий сторон, дееспособность участников гражданских правоотношений возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме - с восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия.
     Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок гражданами - «сделкоспособность». А так же, возможность нести самостоятельную имущественную ответственность - «деликтоспособность». В качестве элемента «деликтоспособности» - Гражданский Кодекс выделяет возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, для чего гражданин должен пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
     Так как в отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, то есть достигшими восемнадцатилетнего возраста. Из указанного правила допускаются два исключения. Полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения им восемнадцатилетнего возраста в случаях; 
     Во-первых, вступления в брак таким лицом, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст; 
     Во-вторых, объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей (опекунов) занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным (эмансипация).
     В виду того, что человек с возрастом приобретает необходимые знания и навыки, гражданское законодательство предусматривает постепенный переход граждан к полной дееспособности. Скажем, в возрасте от 6 до 14 лет у граждан (малолетних) появляется право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие государственной регистрации и некоторые другие сделки. С достижением четырнадцатилетнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия его законных представителей, причем согласие может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одобрением уже состоявшейся сделки. В возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок совершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, осуществлять авторские права, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а по достижении шестнадцатилетнего возраста быть членами кооперативов. Данный статус граждан является уже частичной дееспособностью. Однако, скажем, в случае неразумного расходования несовершеннолетним своих средств законные представители, либо орган опеки и попечительства данного лица может ходатайствовать перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего права распоряжаться заработком.
     Хотя по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста он получает дееспособность в полном объеме, возможны ситуации, когда способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. В данном случае может иметь место признание гражданина не дееспособным и ограничение дееспособности такого лица. В случае если вследствие психического расстройства гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими, он признается судом недееспособным и лишается права на совершение любых сделок, даже мелких бытовых. От лица такого гражданина все сделки совершает его опекун (статья 29 Гражданского Кодекса). Если же, скажем, происходит улучшение психического состояния гражданина до такой степени, при которой он становится в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность, суд вправе вынести решение о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности, а так же отменить опеку и попечительство над таким гражданином.
     Отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении граждан, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств.2 
     Считается, что обладания одной лишь правоспособностью достаточно для признания, скажем, недееспособного ребенка для того, чтобы он смог быть признаваемым законом участником гражданских правоотношений. При этом имеется в виду восполнение его недееспособности дееспособностью его законных представителей, скажем родителей.
     Однако, для того, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и гражданские обязанности - для субъекта гражданского права просто обладать «правосубъектностью» недостаточно. В данном случае «правосубъектность» является лишь необходимой предпосылкой обладания субъективными правами. Для возникновения конкретных субъективных прав необходимо возникновение юридического факта. Иными словами, наделенный «правосубъектностью» гражданин имеет абстрактную возможность приобретения определенных прав в результате каких-либо действий или событий - юридических фактов.
     В гражданском праве, возможности субъекта - это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полные, суммарно выраженные возможности правообладания, выраженные абстрактно.3 То есть, например, при реализации субъектом такого элемента «правосубъектности», как возможности заключения сделок, собственно возможность их совершения не претерпевает никаких изменений, но в то же время происходит приобретение, изменение или утрата каких-либо прав и обязанностей субъекта.4
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
     
     2.1 Понятие муниципального образования
     
     В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для характеристики самоуправляемой территории был введен термин «муниципальное образование» и дано его определение: «Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько; поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». Основные признаки любого муниципального образования приведены на рис. 1.
     
     
     Рис. 1. Признаки муниципального образования5
     
     Таким образом, в Законе 1995 г. четко даны правовые признаки муниципального образования: это любая территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, атрибутами которой являются: муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При этом какая конкретно территория, в каких административных границах может быть муниципальным образованием — не сказано. Этот недостаток устранен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором уточнены территориальные основы и правовое положение муниципальных образований. Это сделано для более четкого распределения публично-правовых задач (вопросов местного значения), объектов собственности, доходных источников и ответственности между различными муниципальными образованиями. Четко определены два типа муниципальных образований: муниципалитеты, которые создаются на базе одного населенного пункта или группы небольших, рядом расположенных населенных пунктов, и муниципальные округа,— фактически районы. Вся территория страны должна быть покрыта как муниципалитетами, так и муниципальными округами. Большие города (города регионального значения), а также любые административные центры субъектов Российской Федерации будут муниципалитетами, осуществляющими также функции муниципального округа.
     Наличие обоих типов муниципальных образований признано необходимым для одновременного решения следующих задач: приближения местного самоуправления к населению, обеспечения его доступности, эффективности решения вопросов местного значения на соответствующем их содержанию территориальном уровне.
     Границы муниципальных образований могут не совпадать с границами административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Логика здесь такова, что целевое назначение муниципальных образований административно-территориальных единиц различно. Деление на муниципальные образования предусматривает создание необходимых условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Деление же на административно-территориальные единицы осуществляется ради более эффективного осуществления полномочий государственной власти через свои территориальные органы.
     Следовательно, в соответствии с законом к признакам муниципального образования можно отнести6:
     - территориальность местного самоуправления в границах поселения или в иных, определенных законом, границах (т.е. законом закрепляется поселенческо-территориальный принцип организации местного самоуправления);
     - реализация населением на этой территории своего права на местное самоуправление, т.е. на решение всех вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность;
     - наличие выборных органов местного самоуправления (представительного органа, главы муниципального образования, иных выборных органов);
     - реализация населением своего права на владение, пользование;
     - распоряжение муниципальной собственностью;
     - наличие у органов местного самоуправления права самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет;
     - несвязанность территории муниципального образования с границами административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.
     
     2.2 Муниципальные образования как социально-экономическая система
     
     Сложные системы, включающие в себя множество природным и созданных человеком подсистем, называются социально-экономическими. При этом одна социально-экономическая система может быть, подсистемой в рамках другой социально-экономической системы. Муниципальное образование (город, поселение, район) как социально-экономическая система является подсистемой региона и государства. В этих системах муниципальное образование выполняет множество различных, функций: административную, производственную, транспортную, образовательную, культурную, научную и др.
     Для управления муниципальным образованием как социально-экономической системой необходимо провести ее структуризацию и рассмотреть ее основные подсистемы. Характер структуризации любой социально-экономической системы зависит от цели исследования и может осуществляться с разной степенью детализации. В этом смысла он носит субъективный характер. Например, территориальная структуризация города на жилые, промышленные и иные зоны, микрорайоны, кварталы и т.д. позволяет осуществлять рациональную планировку и застройку городской территории. Функциональная же структуризация (по функциям или по целям) помогает построить «дерево целей» системы управления городом.
     В материально-вещественной структуре города можно выделите следующие главные подсистемы7: территория; население; градообразующая сфера; градообслуживающая сфера, или городское хозяйство; социальная сфера.
     Муниципальное образование как социально-экономическая система может быть определена через параметры объекта и субъекта управления. Объект управления (место проживания) характеризуется населением, инфраструктурой и территорией, поскольку именно они оказывают существенное влияние на формирование интересов совместного проживания.
     На муниципальном уровне можно с достаточной степенью условности выделить следующие интересы совместного проживания:
     1) совместное использование ресурсов для производственной и любой хозяйственной деятельности;
     2) совместное пользование социальной инфраструктурой;
     3) регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.).
     Цель и методы деятельности субъекта управления муниципальным образованием определяют его характеристики. Главная характеристика субъекта управления муниципальным образованием — объем его компетенции. Прежде всего, это те задачи, которые государство возложило на органы местного самоуправления.
     Осуществляя управленческую деятельность в муниципальном образовании, органы местного самоуправления призваны выявлять тенденции экономических процессов на подведомственной территории, определять приоритеты, ресурсные средства и формулировать экономическую стратегию развития местного сообщества. Особое значение приобретают укрепление муниципальной собственности, постепенное восстановление работоспособности объектов местного хозяйства. Ведь нельзя потребить то, что не произведено. Только собственник может быть заинтересованной опорой местного производства, активным участником решения местных проблем. Не случайно один из системных принципов Европейской хартии о местном самоуправлении — достаточность материальных, финансовых и других ресурсов местного самоуправления8.
     
     
     

     ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
     
     3.1 Опосредованное участие государства в гражданском обороте
     
     Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Остановимся вначале на последней форме участия государства в гражданском обороте.
     Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него, созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства. Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм, как государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником (в нашем случае - государством) учреждения. Через этих юридических лиц, косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвует и государство. Действующее законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и созданного им юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК), однако у этого принципа есть немало исключений (см., напр. п. 5 ст. 115и п. 2 ст. 120 ГК), связанных в основном с государством. Именно государство в ряде случаев отвечает по долгам созданных им юридических лиц. Однако не только в этих исключениях из принципа раздельной ответственности состоит опосредованное участие государства в гражданском обороте.
     Государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, и в этом смысле стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени. В ряде наиболее важных с точки зрения государства случаев за его органами закрепляются контрольные полномочия (согласование, одобрение, утверждение, контроль и т. п.) в отношении таких юридических лиц. Сами по себе эти полномочия не свидетельствуют о непосредственном участии государства в гражданском обороте (сторонами соответствующих сделок становятся созданные государством юридические лица), однако показывают, насколько оно близко к этому.
     Однако далеко не всегда в случае действия созданного государством юридического лица имеет место, опосредованное участие государства в гражданском обороте. Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, Министерство финансов РФ может представлять в гражданском обороте государство, но в то же время оно действует и как самостоятельное юридическое лицо, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства (например, при покупке канцелярских принадлежностей).
     
     3.2 Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте
     
     Оно осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом. Однако это последнее качество не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом и обязывает именно его. Главное, что этот орган действует от имени государства в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пп. 1 и 2 ст. 125 ГК).
     Квалифицирующим признаком участия государства в обороте не может быть действие такого государственного органа, который не является юридическим лицом. Сейчас практически все государственные органы, которые участвуют в гражданском обороте от имени государства, признаны юридическими лицами. Здесь главное - не формальный критерий наличия или отсутствия прав юридического лица, а направленность действий государственного органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа. В случае непосредственного участия государства в гражданском обороте мы имеем специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться глава 10 ГК. При любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства, тем самым связав его.
     От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Мингосимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК). Например, интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, могут представлять физические лица, заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.
     Таким образом, российское законодательство исходит из плюралистической модели участия государства в гражданском обороте, когда его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствуют. Между тем многие правовые системы исходят из монистической модели участия государства в гражданском обороте, когда основным и главным участником гражданско-правовых отношений становится казна (фиск). Такая правовая конструкция восходит еще к римскому праву9.
     Ценность ее состоит в том, что достаточно однажды зафиксировать равноправие фиска в отношениях со всеми другими участниками гражданского оборота - и в дальнейшем это положение не будет нуждаться в пересмотре. Это удобно и демократично. Плюралистическая же модель требует фиксации равноправия применительно к каждому государственному органу, представляющему государство в гражданском обороте, что вызывает дополнительные сложности и становится практически невозможным, если число этих органов все увеличивается и увеличивается. Неслучайно степень обеспеченности имущественных прав граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с нашими государственными органами ниже, чем в странах Запада. Ситуацию не может исправить и то, что в РФ существует Федеральное казначейство. Оно создано на основании Указа Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 "О федеральном казначействе". Положение о федеральном казначействе РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. №864. Федеральное казначейство представляет собой централизованную систему органов, состоящую из Главного управления, входящего в состав Министерства финансов РФ, и территориальных органов (на местах). Органы казначейства являются юридическими лицами в форме бюджетных учреждений. Основными функциями федерального казначейства являются управление доходами и расходами федерального бюджета РФ (учет средств, их зачисление, перемещение и расходование) и обслуживание внутреннего и внешнего долга РФ. Главное управление федерального казначейства является от имени Министерства финансов РФ официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций, членом которых состоит РФ, по вопросам финансовых операций Правительства РФ.
     Однако Федеральное казначейство РФ - не единственный орган, действующий непосредственно от имени казны. Это лишает казну присущего ей в ряде иностранных законодательств единства. Хотя и в нашем законодательстве закреплен принцип единства казны, однако он касается лишь денежных средств, зачисляемых в бюджет или перечисляемых из бюджета. Иное имущество, как движимое, так и недвижимое, выведено из "общей кассы", и в отношении него право представлять государство закреплено совсем за другими органами, а именно, за органами по управлению государственным имуществом. Последние являются распорядителями практически любого государственного имущества, кроме бюджетных средств. Поэтому-то и нельзя говорить о единстве казны (кассы). 
     Между тем в нашем законодательстве уже появилась конструкция, исходящая, хотя и не вполне последовательно, из принципа единства казны хотя бы по названию. Речь идет о казенных предприятиях (ст. 115 ГК). Их учредителем, правда, не является федеральное казначейство, но название прямо говорит о том, что они находятся в собственности казны10.
     По-видимому, дальнейшее развитие гражданского законодательства пойдет в направлении создания единой казны. Плюралистическая модель участия государства в гражданском обороте облегчает тяготы государственных органов, однако снижает уровень защищенности прав потерпевших. В частности, довольно странно выглядит невозможность обратить взыскание по долгам государства на его имущество, переданное в ведение (управление) других лиц. А если казенного имущества недостаточно? Это вполне возможно применительно, скажем, к муниципальным образованиям, да, пожалуй, и к субъектам РФ. Вред и в этих случаях должен быть возмещен. Очевидно, практика уже в ближайшее время потребует "снятия корпоративной маски" с некоторых государственных юридических лиц.
     гражданский правоотношение
     3.3 Государство как собственник
     
     Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 ГК. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество.
     Управление и распоряжение объектами федеральной собственности от имени государства регламентируются постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. №96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности". В частности:
     1) создание и ликвидация федеральных государственных предприятий производятся по решению Правительства РФ;
     2) учредителями от имени государства в обществах и товариществах выступают Мингосимущество РФ и Российский фонд федерального имущества по решению Правительства РФ;
     3) Мингосимущество РФ производит передачу государственного имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, осуществляет контроль за использованием государственного имущества, дает согласие на продажу, сдачу в аренду, передачу в залог или в уставный капитал обществ (товариществ) и иное распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным государственным предприятием.
     Аналогичный порядок, за некоторыми исключениями, существует и для управления и распоряжения иными объектами государственной и муниципальной собственности. Главной системой органов, осуществляющих от имени государства управление и распоряжение государственной собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество РФ) и подчиненные ему органы в субъектах РФ. Их полномочия вытекают из ст. 7-8 Закона РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ". Мингосимущество РФ и его органы на местах, осуществляя управление и распоряжение государственным имуществом (за исключением жилых помещений)11:
     -    принимают решения о приватизации;
     - осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
     - являются учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;
     - осуществляют права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности;
     - выступают в качестве арендодателей государственного имущества;
     - закрепляют государственное имущество на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и бессрочного пользования;
     - дают согласие на залог государственного имущества;
     - совершают иные действия.
     Указанные действия органы системы Мингосимущества РФ совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества. Второй по значению системой органов, уполномоченных от имени государства управлять и распоряжаться государственным имуществом, являются фонды имущества во главе с Российским фондом федерального имущества (см. Положение о Российском фонде федерального имущества, утвержденное Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. №2173). Российский фонд федерального имущества и фонды, на местах осуществляют функции по:
     - владению переданными им объектами приватизации до момента их продажи, в том числе по осуществлению полномочий государства как акционера (участника) в хозяйственных обществах; - продаже переданных им объектов приватизации;
     - выступлению на основании поручения Прави.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.