VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственное регулирование системы образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007735
Тема: Государственное регулирование системы образования
Содержание
ГБОУ ВО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»



Кафедра экономической теории и социально-экономической политики

Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Профиль «Региональное управление»









ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Государственное регулирование системы образования: направления и механизмы реализации в регионе (на примере Республике Башкортостан)





Заведующий кафедрой



Карелин И.Ю.



5 декабря 2017 г.



Научный руководитель



Карелин И.Ю.



4 декабря 2017 г.



Нормоконтролер



Сабирова З.Э.



22 ноября 2017 г.



Обучающийся 4 курса



Валеева Р.Р.



20 ноября 2017 г.









УФА 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Теоретические и нормативные основы государственного регулирования системы образования

Система образования в Российской Федерации

Нормативно-правовая база и целевые программы развития образования в Российской Федерации (в т.ч. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг.)

1.3 Опыт США и Германия по реализации программ

8





15   







30

2 Анализ государственного регулирования системы образования Республики Башкортостан за 2013–2017 гг.

2.1  Характеристика системы образования в Республике Башкортостан

2.2 Основные направления и механизмы деятельности республиканской системы образования

2.3	Долгосрочная целевая программа  «Развитие образования Республики Башкортостан» на 2013-2017

41











47







51

3 Совершенствование направлений и механизмов государственного регулирования системы образования в Республике Башкортостан эффективности реализации государственной программы в РБ

3.1 Оценка эффективности реализации государственных программ

3.2 Направления повышения показателей эффективности государственного регулирования системы образования в регионе

62











67

Заключение

69

Список использованных источников и литературы

77

Приложение А  Методика оценки эффективности реализации государственных программ РФ













ВВЕДЕНИЕ



Система образования, ее качество – это ключевой фактор развития страны. Для государства, общества, граждан необходимо эффективное выполнение образованием своих традиционных функций: социализации, формирования личности, воспитания гражданских чувств. Функция так называемого социального лифта. Государственная образовательная политика – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и задач общегосударственного и даже глобального значения.

Рынок образовательных услуг должен иметь государственное регулирование, потому что именно государство – основной заказчик на получение высокообразованного квалифицированного профессионала. Такой подход в государственном регулировании образования направлен на приведение структуры государственного управления системой образования в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями [27].

В этих условиях в научном сообществе не сформировалось понимание такой модели. Кроме того, не существует, на данный момент, систематизированной в подходах ее теоретического обоснования. В свою очередь, разработка эффективной макроэкономической модели осуществима при условии наличия всеобъемлющей и объективной информации о всех сферах деятельности.

Основным инструментарием в данном направлении должны служить государственные программы, которые действуют в настоящее время. Актуальность настоящего исследования во многом связана с наличием проблем в их реализации, а также необходимостью поиска решений данных проблем с целью минимизации рисков и повышения их эффективности.

В свою очередь, под государственной программой следует понимать систему мероприятий и инструментов в государственной политике, которые призваны обеспечивать в рамках реализации ключевых государственных функций, достижение целей и приоритетов в государственной политике в сфере безопасности и социально-экономического развития [1, c. 84].

Государственная программа – это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [29, c. 84].

Согласно официальному сайту «Портал госпрограмм РФ» [37] в настоящее время реализуется порядка 44 программ по пяти направлениям: «Новое качество жизни» (14 государственных программ), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (18 государственных программ), «Обеспечение национальной безопасности» (2 государственные программы), «Сбалансированное региональное развитие» (6 государственных программ) и «Эффективное государство» (4 государственные программы). Из них в настоящее время утверждена 41 государственная программа, в том числе государственная программа «Реализация государственной национальной политики», срок начала реализации которой – 1 января 2017 года, а также государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», которая в соответствии с пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. № ДК-П16-33пр носит аналитический характер с индикативным отражением в ней объектов и мероприятий, предусмотренных в рамках реализации «отраслевых» государственных программ. Не утверждены 3 государственные программы («Развитие пенсионной системы на 2018-2035 годы», «Обеспечение обороноспособности страны», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года»), так как сроки их разработки установлены отдельными решениями Правительства Российской Федерации [44].

Несмотря на все положительные моменты, реализацию данных программ в целом, нельзя назвать идеальной по причине отсутствия всесторонне продуманной нормативно-правовой базы [5].

В частности, в данном контексте речь идет о дублировании мероприятий в разрезе указанных программ органами исполнительной власти, длительном временном запаздывании их реализации, недофинансировании, что на данный момент наблюдается, неэффективной системой оценки обоснованности бюджетных затрат и системы контроля за достижением поставленных целевых ориентиров. С позиции управления (менеджмента) организации, а государство в данном контексте также можно считать организацией только в более крупных масштабах, данные пробелы и упущения недопустимы, так как оказывают негативное влияние на ход исполнения программ. Так, например, реализация целого ряда государственных программ по итогам 2016 года поставлена под угрозу, что доказывает наличие негативных факторов [1, c. 86-90].

Целью данной работы является изучение государственных программ как одного из основных инструментов государственного регулирования в сфере образования региона. 

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

Изучить систему образования, историю принятия и реализации государственных программ и других нормативно-правовых документов в России

Рассмотреть зарубежный опыт реализации государственных программ в сфере образования

Проанализировать государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг.

Провести анализ системы образования и ее государственного регулирования в Республике Башкортостан

Исследовать программу по развитию образования Республики Башкортостан» на 2013-2017 годы и опираясь на данную программу анализировать показатели эффективности ее реализации

Выявить направления и механизмы совершенствования государственного регулирования системы образования в Республике Башкортостан.

Объект исследования – система государственного регулирования системы образования в Республике Башкортостан.

Предмет исследования – экономико-управленческие отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования системы образования в регионе.

Теоретической основой исследования явились результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых изложенные в: теории и практики образования и управления образованием,
систем, труда, менеджмента, статистики, а также современных моделей и методов государственного регулирования в сфере образования.

Методологическую основу исследования составили следующие исходные положения: теории управления образовательными организациями; идеи о ведущей роли целеполагания в управлении процессами и системами; концепция программно-целевого ресурсного управления, предполагающая достижение целей с оптимальными затратами всех видов ресурсов.

Нормативно-правовой базой исследования являются:1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2017-2016 года); 2) Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з (с изменениями на: 16.06.2017) «Об образовании в Республике Башкортостан»;3) Национальная доктрина образования;4) Концепция развития образования РФ на период до 2020 года.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные и законодательные акты РФ, РБ, материалы аналитических и статистических исследований в сфере образования, всероссийских и региональных научных конференций, семинаров.

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций и предложений по наиболее эффективной реализации государственных программ.

Эти рекомендации и предложения могут быть использованы региональными органами исполнительной власти, а также – в практической деятельности образовательных учреждений.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ



Система образования в Российской Федерации



Федеральный Закон об образовании № 273, который вступил в силу 1 сентября 2013 года, открыл новую эру взаимоотношений в области обучения подрастающего поколения и взрослых граждан. В данном законе ст. 10 указана структура системы образования, которая включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования[57].

Дошкольное образование представляет собой первый уровень образования. Согласно новому закону «Об образовании в РФ» (ст. 10, ч. 4) дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним общим образованием. Основы будущего личностного роста и формирование института семьи закладываются в сознание человека уже в детском возрасте. На данном этапе главную роль играют детские сады, подготовительные классы, центры и объединения раннего развития ребенка. 

В России только 55% детей посещают детские сады, тогда как в странах Скандинавии это -  подавляющее большинство (около 90%). С принятием нового закона «Об образовании в РФ» учить ребенка в детском саду станут бесплатно, что позволит обеспечить детям полноценное развитие, а не формальную подготовку к школе,  а за присмотр и уход за детьми нужно будет платить.

На сегодняшний день существует система дифференциации дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям, согласно приоритетным направлениям: интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое развитие; коррекционное при отклонениях физического и/или психического характера ребенка; оздоровительные центры; центры развития ребенка и т.д. До принятия нового закона «Об образовании в РФ» родителям была предоставлена полная свобода выбора относительно методики воспитания своего ребенка, тем не менее, эта система не отвечала в полной мере потребностям детского развития, поскольку ребенок лишался возможности развиваться разносторонне, накапливать сферу интересов. С принятием закона вопрос о нарушении прав ребенка исчез, а, значит, законодательная база дошкольного образования в значительной мере усовершенствована. Таким образом, у детей дошкольного возраста есть возможность достигать необходимый возрастной уровень развития, достаточный для освоения программ начального общего образования. 

Начальное общее образование – одна из самых обширных в образовании, которая является первой ступенью общего образования. Именно в начальной школе детям закладываются фундаментальные знания и нравственные нормы, на которых зиждиться дальнейшее обучение. Начальное общее образование является обязательным, общедоступным и направлено на формирование личности, развитие индивидуальных способностей. 

В настоящий момент, при поступлении в школу, дети проходят тестирование на выявление знаний и потенциальных способностей, а также могут идти в школу с 6-летнего возраста. Кроме образовательных стандартов по дисциплинам начальной школы, дополнительно, со 2-ого класса, может вводиться изучение иностранного языка, пока что – в добровольной форме, а вскоре – повсеместно. Планируется введение у второклассников обучение навыкам работы на компьютере. Думаю, что в век информационной глобализации и модернизации данное нововведение вполне уместно.

Основное общее образование – вторая ступень общего образования в РФ, направлено на становление и формирование личности обучающегося [57]. До недавнего времени в РФ обязательным считалось основное общее образование, включающее в себя 9 классов обучения в общеобразовательном учреждении. В настоящее время, общеобязательным является среднее общее образование. По окончании основного общего курса (9 классов), школьник получает аттестат о неполном среднем образовании. Далее ученик имеет право продолжить обучение по курсу образовательной программы полной школы в среднем общеобразовательном учреждении, либо поступить в профессиональные училища. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего общего образования и среднего профессионального образования. 

 С принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» такие учебные заведения, как лицеи и гимназии уравниваются со школами. Деления на типы образовательных учреждений не будет – о гимназиях и лицеях в законе речи не идет. На мой взгляд, данное нововведение имеет большой минус: в вышеуказанных учреждениях ученики получали специализированное образование, согласно направленности их интересов. 

Также в РФ существуют школы-интернаты, различающиеся по контингенту (дети-сироты, подростки с выраженным девиантным поведением, дети с выраженными интеллектуальными способностями), по образовательным программам (общеобразовательные, с углубленным изучением профильных дисциплин, коррекционные, санаторные школы-интернаты и кадетские корпуса). Прием в школы-интернаты осуществляется для определенных категорий детей, нуждающихся в помощи со стороны государства. Прием в школы-интернаты с углубленным изучением профильных дисциплин проводится на конкурсной основе. 

Учащиеся могут получить среднее профессиональное образование на базе 9 либо 11 классов. Данный уровень образования нацелен на профессиональное обучение специалистов-практиков и работников среднего звена (учебные заведения могут давать одновременно школьное и профессиональное образование).  В РФ существует два вида профессиональной подготовки: базовый уровень с получением квалификации «техник» и повышенный уровень с получением квалификации «старший техник» либо «техник с углубленной подготовкой». 

Среднее профессиональное образование получают в средних специальных учебных заведениях – ССУЗах (техникумы, колледжи, училища), либо в ВУЗе при наличии в нем программ среднего профессионального образования. В новом законе «Об образовании в РФ» указано, что профтехучилища, предлагающие программы начального профобразования, будут закрыты. Срок обучения в данных учебных заведениях зависит от выбранной программы, но в среднем составляет 2-4 года. 

Говоря о довузовской подготовке (в т.ч. дистанционном образовании) необходимо указать, что с принятием нового закона сокращаются льготы для поступления в вуз. Взамен отдельным категориям льготников предоставляется возможность бесплатного обучения на подготовительных курсах. 

Основополагающим элементом системы непрерывного образования в России, а также базовой частью системы высшего профессионального образования служит довузовская подготовка. Довузовская подготовка выполняет две важнейшие функции: выбор специальности и подготовка к обучению в ВУЗах. Данная подготовка помогает сформировать творческий подход к будущей специальности школьника. Довузовская подготовка реализуется на базе ВУЗов для старшеклассников, как в форме очных занятий, так и в форме дистанционного обучения.

Высшее образование (бакалавриат, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка).

В получении профессионального образования для подготовки специалистов и бакалавров верхней ступенью является высшее образование (далее – ВО). ВО реализуется в целях подготовки и переподготовки кадров надлежащего уровня, удовлетворения потребностей в познании. Прием в ВУЗы осуществляется на базе полного среднего либо среднего профессионального образования по результатам ЕГЭ. 

На сегодняшний день процесс перехода на двухступенчатую систему ВО, начатый в РФ в 2011 году подходит к завершению. На замену ранее существующему специалитету на замену пришел бакалавриат, за исключением медицинских и военных специальностей, требующих 5-6 летней подготовки.

Степень бакалавра – ВО у лица, успешно прошедшего 4-х летнее (очная форма обучения) обучение и итоговую аттестацию. Наличие степени удостоверяет наличие у человека базового высшего образования и ориентации в выбранной профессиональной сфере. Прием проводится на конкурсной основе, обучение включает теоретические и практические курсы. Степень бакалавра предусматривает право работы на должностях с требованием ВО. 

Степень магистра – следующая после бакалавра ступень высшего образования. Присваивается по результатам защиты магистерской диссертации и отличается более углубленным изучением профессиональной области. Прием осуществляется на конкурсной основе, на базе бакалавриата либо специалитета по результатам вступительных испытаний. Для «бакалавров» магистратура – вторая ступень двухуровнего ВПО с возможностью зачисления на места, финансируемые из средств федерального бюджета на конкурсной основе. Для «специалистов» обучение возможно только на платной основе в связи с определением магистратуры для них как второго высшего образования. Период обучения – 2 года.

Как уже упоминалось ранее, с принятием закона «Об образовании в РФ» введен третий уровень высшего образования: подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. Третий уровень высшего образования включает в себя переподготовку, повышение квалификации на базе ВО посредством аспирантуры, докторантуры, ординатуры и т.д., и предоставляет возможность повышения навыков и квалификации в области научной работы.

Данная сфера образования является замыкающей и способствует приобретению новейших знаний, интеграции практики и образования, а также обеспечивает высшую профессиональную квалификацию, получение статуса педагогического работника ВУЗов, развитие научной деятельности, позволяет осуществлять переподготовку специалистов.

Дополнительные образовательные программы.

Дополнительное образование – это художественные, музыкальные, танцевальные школы, дома детского творчества, центры по проведению курсов по профессиональной ориентации и повышению квалификации и т.д.

Дополнительные образовательные программы подразделяются на:

Дополнительные общеобразовательные программы:

Дополнительные общеразвивающие программы;

Дополнительные предпрофессиональные программы.

Дополнительные профессиональные программы:

Программы повышения квалификации; 

Программы профессиональной переподготовки.

Дополнительное образование в России – активно развивающееся направление образовательного процесса, обусловленное возможностью разностороннего и углубленного развития личности человека. Образовательные организации рассматриваются в качестве просветительских центров, что в полной мере реализуется учреждениями дополнительного образования.

Дополнительное образование возможно для детей дошкольного возраста и начальных классов и носит общеразвивающий характер. Для человека от 16 лет носит характер подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а после 30 лет – обеспечивает потребности рынка труда и рынка специалистов [41].



 Нормативно-правовая база и целевые программы развития образования в Российской Федерации (в т.ч. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг.)



Большую значимость для государства имеет эффективное и рациональное использование бюджетных средств. Одним из эффективных инструментом осуществления бюджетных расходов является программно-целевой метод планирования, который реализуется через программы. В Российской Федерации полномасштабное внедрение принципов программно-целевого метода планирования бюджетных расходов органами исполнительной власти началось с 2004 г., когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. Совершенствование данного инструмента продолжается и по сей день. Для развития программно-целевых методов планирования в России актуальное значение имеет анализ зарубежного опыта и адаптация выявление преимуществ методик планирования зарубежных стран для последующей их оценки и возможностей внедрения в Российской Федерации. Программно-целевой метод планирования представляет собой метод, при котором мероприятия по достижению поставленных целей увязываются с ресурсной составляющей и преобразуются в программу. В программно-целевом методе осуществляется постановка цели, исходя из нее определяются задачи и система мероприятий по их достижению в определенные сроки при сбалансированном ресурсном обеспечении. Данный метод обеспечивает возможность определения оптимальных и наиболее эффективных способов по достижению обозначенных целей, распределения ресурсов и мероприятий по исполнителям, осуществление контроля за ходом реализации с учетом внутренних и внешних факторов [1]. При определении цели основными критериями являются потребность в результатах и стратегическая значимость на федеральном, региональном и местном уровнях. Программно-целевой метод может быть направлен на решение проблем в экономической, социальной, научно-технической, инвестиционной, экологической и других областях. Впервые использование программно-целевого метода наблюдалось в плане ГО- ЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) в СССР, разработанного в 1920 г. в период гражданской войны. Данный план, хотя и назывался «План электрификации РСФСР», был направлен не только на область электроэнергетики, а на развитие экономики в целом. План ГОЭЛРО включал в себя строительство районных электростанций, развитие транспортной системы страны, увеличение добычи топлива, развитие промышленности и т.д. План ГОЭЛРО сыграл важную роль для страны, поскольку без его реализации СССР не смогло бы стать одной из самых развитых стран за такой короткий срок. Большое значение программно-целевому методу планирования бюджета придается в нынешний период. Целевые программы являются одним из основных инструментов повышения эффективности и рациональности использования бюджетных средств. Мировой опыт показывает, что программно-целевой метод может являться эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. На современном этапе программно-целевой метод используется в таких раз- витых странах, как Россия, Южная Корея, Канада, Франция, США, Великобритании, Швеция, Австралия, Япония и др. [2]. В Российской Федерации внедрение программно-целевого метода началось в середине 1990-х годов, после введения в практику такого понятия, как «Федеральная целевая программа». Целью данной реформы являлся отказ от сметного финансирования и перехода к программно-целевому методу планирования бюджетных средств, направленный на повышение эффективности использования ресурсов и достижения социально-экономической политики государства. Федеральной целая программа (далее ФЦП) является инструментом реализации внутренней политики. Инициаторами ФЦП могут являться министерства Российской Федерации, в том числе федеральные службы и федеральные агентства, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Президент РФ выступает инициатором программ, направленных на решение общегосударственных задач, которым присваивается статус президентских программ. Пройдя этап утверждения проекта концепции федеральной целевой программы и принятия решения высшим исполнительным органом, Правительством РФ, о разработке проекта целевой программы. После согласования проекта государственными заказчиками и проведения экспертизы проекта целевой программы, проект он повторно направляется в Правительство РФ и, с учетом всех изменений, утверждается [4]. Контроль за реализацией ФЦП осуществляется государственным заказчиком, направляющим ежеквартальный отчет о ходе реализации ФЦП в Правительство РФ не позднее установленных сроков. В случаях, указанных в проекте ФЦП, по результатам годового отчета могут приниматься решения о продлении сроков или досрочном прекращении реализации ФЦП [3].

В США также используется Program Assessment Rating Tool (PART) (система рейтинговой оценки программ) ? инструмент, направленный на повышение эффективности государственных программ. PART основывается на профессиональном оценивании и изучении программ с помощью широкого спектра факторов-показателей, представляющих собой группу тематических вопросов. Первая группа вопросов направлена на выявление степени прозрачности целей и задач программы, достижимость и конкретность результатов. Вторая группа вопросов - определение приоритетности решаемых проблем в рамках программы на долгосрочный период, обоснование необходимости и значимости проведения программы на уровне штата, страны. Третья группа вопросов затрагивает финансовое обеспечение государственной программы: требуемый объем финансирования, источники финансирования и эффективность их использования. Четвертая группа вопросов - критерий «конечный эффект программы». По результатам системы PART государственная программа получает итоговый балл (от 0 до 100). В зависимости от полученной итоговой оценки, программы распределяются по четырем категориям: «Эффективные», «Достаточно эффективные», «Приемлемые» и «Неэффективные» программы. В 2004 году около 50% государственных программ США были признаны неэффективными, а в следующем году данный показатель снизился на 20%, что означало улучшение проработанности программ и направленности на достижение поставленных целей[26].

С некоторой натяжкой можно сказать, что история государственных программ в России составляет 18 лет, если считать точкой отсчета 1995 г., когда был введен в действие Федеральный закон (№115-ФЗ) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», поскольку это дало начало первым бюджетных программам – федеральным целевым программам (ФЦП). Дальнейшее расширение применения программно-целевых методов, которые призваны были обеспечить тесную взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и планируемыми результатами, стало основным направлением начатой в 2004 г. в России бюджетной реформы, что послужило стимулом к появлению ведомственных целевых программ. Следующим этапом можно считать государственные программы, старт к разработке которых был дан в августе 2010 г. а вместе с выходом Постановления Российской Федерации (№ 588) «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки государственных программ Российской Федерации». И с этого момента формирование расходной части федерального бюджета в программном формате стало одной из основных задач Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. (была утверждена распоряжением № 1101-р от 30.06.10). В результате расходная часть бюджетов всех последующих периодов 2011–2013 гг., 2012–2014 гг., 2013–2105 гг. (наряду с традиционным) была частично представлена в программном формате. Разработка государственных программ может рассматриваться как попытка объединения всех инструментов достижения целей государственной политики. Сегодня в Российской Федерации существует целый ряд государственных задач высокого уровня, решение которых возможно только при участии ряда министерств. Такие задачи представляют собой комплексные направления государственной политики, реализуемые именно в виде государственных программ Российской Федерации. Государственная программа – это «система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности» (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г.). В 2013 году в Российской Федерации реализуются 42 государственные программы, объединенные в пять блоков (рис. 1). При этом в 2013 г. объем финансирования 13 программ направления «Новое качество жизни» более, чем в 3,3 раза превышает объем финансовых ресурсов, запланированных на реализацию 17 программ направления «Инновационное развитие и модернизация экономики»: 6202,1 и 1872,1 млрд руб. соответственно . Еще более парадоксальной выглядит ситуация с другими государственными программами. Так, например, на реализацию двух государственных программ направления «Обеспечение национальной безопасности» утвержденный на 2013 г. объем финансирования почти в 8,8 раз превышает финансовые ресурсы, предусмотренные на реализацию пяти программ направления «Сбалансированное региональное развитие» (1098,3 и 124,9 млрд руб., соответственно). 



Рисунок 1 – Распределение бюджетных средств по ключевым блокам государственных программ в 2013 г.

Можно ли сделать какие-то определенные выводы на основе анализа сумм бюджетного финансирования утвержденных государственных программ? Первый вывод, который можно сделать, это наличие диспропорциональности распределения бюджетных ресурсов. Второй важный вывод заключается в том, что при ограниченных бюджетных ассигнованиях еще более актуализируется проблема повышения эффективности их использования для достижения поставленных целей, поскольку построение инновационной модели экономики и обеспечение поступательного социально-экономического развития территорий продолжают оставаться важными приоритетами государственной политики нашей страны. В этой связи следует отметить, что для целого ряда программных мероприятий бюджетных средств не хватает или они вообще не запланированы. Кроме того большинство госпрограмм нуждаются в серьезном совершенствовании не только потому, что сформулированные цели не подкреплены соответствующим финансовым обеспечением, а также из-за наличия нескольких вариантов некоторых программ, что попросту недопустимо, поскольку дискредитирует сам программный подход. Кроме того, следует обратить внимание соответствующих ведомств, отвечающих за результаты реализации госпрограмм, что одним из основополагающих условий их эффективности является наличие непосредственной взаимосвязи между мероприятиями и показателями оценки. При этом, если попытаться проследить взаимосвязь между целями и индикаторами государственных программ РФ, то появляется целый ряд вопросов. Если рассматривая госпрограмму «Развитие образования на 2013–2020 гг.», целями которой являются: 1) обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики; 2) повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Например, в таблице 1 представлены индикаторы государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы», % (всего 7) предлагаются, в частности, следующие:

Таблица 1 – Индикаторы государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы», %

Индикаторы

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2020 г.

Удельный вес численности населения в возрасте от 5–18 лет, охваченного образованием в общей численности населения в возрасте 5–18 лет (%)

98,5

98,3

98,0

98,0

98,0

Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 30 лет (%)

21,0



22,0

23,0

23,0

23,0



Не очень понятно, каким образом можно связать эти индикаторы с провозглашенными целями, а именно, как посредством (даже пусть небольшого) снижения удельного веса молодежи, получающей образование, и увеличением количест.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%