- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государственное регулирование денежного обращения в Российской Федерации, проблемы и пути их решения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009546 |
Тема: | Государственное регулирование денежного обращения в Российской Федерации, проблемы и пути их решения |
Содержание
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Кафедра финансов и кредита (наименование выпускающей кафедры) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Студента Хариной Натальи Александровны (фамилия, имя, отчество) отделение заочное факультет экономики и управления на тему: Государственное регулирование денежного обращения в Российской Федерации: проблемы и пути их решения Руководитель: к.э.н., доц. А.В.Бердышев (ученая степень/звание, подпись, инициалы, фамилия) «Допустить к защите» Заведующий кафедрой: М.В. Гладкова (подпись, инициалы, фамилия) « » 2017 г. Москва, 2017 г. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Кафедра финансов и кредита (наименование выпускающей кафедры) УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой /М.В. Гладкова (подпись, И. О. Фамилия) 25.10.2016 (дата) ЗАДАНИЕ на выпускную квалификационную работу студенту Хариной Наталье Александровне (фамилия, имя, отчество) Тема работы: «Государственное регулирование денежного обращения в Российской Федерации: проблемы и пути их решения» утверждена приказом ректора института № ____ от __________________ Целевая установка: провести комплексный анализ системы государственного регулирования денежного обращения в Российской Федерации. Вопросы, подлежащие разработке (исследованию): 1. Сущность, правовые основы организации и механизм регулирования денежного обращения. 2. Анализ системы государственного регулирования денежного обращения в РФ на современном этапе. 3. Проблемы государственного регулирования денежного обращения и пути их решения. Основная литература: 1. Щеголева, Н. Г. Деньги и денежное обращение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. Г. Щеголева, А. И. Васильев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МФПА, 2015. - 184 с. 2. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.А. Галанов. - 2-e изд. - М.: Форум, 2015. - 416 с. 3. Инфляционные процессы и денежно-кредитное регулирование в России и за рубежом: Учебное пособие / Малкина М. Ю. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 309 с. Срок представления работы 27.03.2017 Дата выдачи задания 25.10.2016 Руководитель: к.э.н. , доцент Бердышев А.В. (ученая степень, звание, подпись, фамилия) Задание получил: 25.10.2016 Харина МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА УТВЕРЖДАЮ Руководитель выпускной квалификационной работы /А.В. Бердышев (подпись, И.О. Фамилия) 25 октября 2016г. ГРАФИК подготовки и оформления выпускной квалификационной работы на тему: Государственное регулирование денежного обращения в Российской Федерации: проблемы и пути их решения студента 5 курса Хариной Наталья Александровна (фамилия, имя, отчество) факультет экономики и управления № Выполняемые работы и мероприятия Сроки выполнения Отметка о выполнении и решение 1 Выбор темы и согласование ее с руководителем 25.10. 2016 выполнено 2 Подбор литературы, ее изучение и обработка. Составление предварительного библиографического списка 1.11.2016 выполнено 3 Составление плана выпускной квалификационной работы и согласование его с руководителем 15.11.2016 выполнено 4 Разработка и представление на проверку первой части (главы) работы 14.01.2017 выполнено 5 Разработка и представление на проверку второй части (главы) работы 15.01.2017 выполнено 6 Разработка и представление на проверку третьей части (главы) работы 15.02.2017 выполнено 7 Подготовка и согласование с руководителем основных выводов и предложений 1.03.2017 выполнено 8 Проверка и подготовка отчета о степени уникальности ВКР в программе «Антиплагиат» 10.03.2017 выполнено 9 Ознакомление с отзывом руководителя 15.03.2017 выполнено 10 Завершение подготовки к защите с учетом отзыва и рецензии 20.03.2017 выполнено 11 Представление окончательной редакции работы, отчета в программе «Антиплагиат», отзыва научного руково- дителя заведующему выпускающей кафедрой 27.03.2017 выполнено Н.А. Харина (подпись, инициалы, фамилия студента) « » 2017 г. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА УТВЕРЖДАЮ Руководитель выпускной квалификационной работы / А.В. Бердышев (подпись, И. О. Фамилия) 15.11.2016 (дата) ПЛАН выпускной квалификационной работы на тему: Государственное регулирование денежного обращения в Российской Федерации: проблемы и пути их решения студента 5 курса Хариной Натальи Александровны (фамилия, имя, отчество) Факультет экономики и управления Введение Глава 1. Сущность, правовые основы организации и механизм регулирования денежного обращения 1.1. Теоретические и правовые основы организации денежного обращения в РФ 1.2. Роль ЦБ РФ в современной денежной системе РФ 1.3. Механизм регулирования денежного обращения в РФ Глава 2. Анализ системы государственного регулирования денежного обращения в РФ на современном этапе 2.1. Анализ денежно-кредитной политики Банка России 2.2. Политика регулирования валютного курса 2.3. Организация наличного и безналичного денежного обращения Глава 3. Проблемы государственного регулирования денежного обращения и пути их решения 3.1. Проблемные аспекты реализации денежно-кредитной политики 3.2. Эффективность регулирования валютного курса на современном этапе 3.3. Регулирование инфляции в России: трудности в условиях финансово-экономического кризиса Заключение Список использованных источников и литературы Приложения (подпись студента) « 15 » ноября 2016 г. Содержание Введение 6 Глава 1. Сущность, правовые основы организации и механизм регулирования денежного обращения 8 1.1. Теоретические и правовые основы организации денежного обращения в РФ 8 1.2. Роль ЦБ РФ в современной денежной системе РФ 14 1.3. Механизм регулирования денежного обращения в РФ 19 Глава 2. Анализ системы государственного регулирования денежного обращения в РФ на современном этапе 30 2.1. Организация наличного и безналичного денежного обращения 30 2.2. Анализ денежно-кредитной политики Банка России 35 2.3. Политика регулирования валютного курса 43 Глава 3. Проблемы государственного регулирования денежного обращения и пути их решения 50 3.1. Проблемные аспекты реализации денежно-кредитной политики 50 3.2. Эффективность регулирования валютного курса на современном этапе 59 3.3. Регулирование инфляции в России: трудности в условиях финансово-экономического кризиса 63 Заключение 67 Список использованных источников и литературы 71 Приложения 74 Введение Актуальность темы исследования. Денежное обращение является фундаментом финансовой системы государства. В качестве основания данной системы, денежное обращение определяет перемещение денежных средств среди различных централизованных и децентрализованных фондов. Применение нормативного аппарата, регулирующего денежное обращение, разного рода формы расчетов, осуществление валютных операций при создании и использовании денежных средств, способствует наилучшему функционированию финансовой системы, гарантируя ее сбалансированность и устойчивость. Не стоит забывать о том, что экономические отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, а также муниципальных образований, имеют денежный характер. Вместе с тем, необходимо признать, что на современном этапе вопросы финансового регулирования денежного обращения теоретически проработаны не в полной мере. Особую актуальность тема данного исследования приобретает в условиях разбалансированности финансовых отношений, вызванных затяжным экономическим кризисом. Учитывая вышесказанное, анализ состояния, а также динамики развития экономических отношений, возникающих в процессе государственного регулирования денежного обращения, должен быть направлен на выработку мер, обеспечивающих устойчивое функционирование денежной системы. Степень разработанности темы. Необходимо отметить, что проблемы государственного регулирования денежного обращения в отечественной экономической науке исследовались недостаточно. Вопросы государственного регулирования денежного обращения затрагивались в трудах Белова В.А., Горбуновой О.Н., Гузнова А.Г., Ерина С.А., Ефимовой Л.Г., Наговицина Ф.Г., Иванова В.В., Новоселовой Л.А., Попова Л.Л., Мигачева Ю.И., Тихомирова С.В., Сапожникова Н.В., Саттаровой Н.А., Суханова Е.А. и других представителей экономической науки. Объектом исследования является система общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Предметом исследования является государственное регулирование общественных отношений, возникающих в процессе движения денежных средств в наличной и безналичной форме. Целью данной работы является исследование государственного регулирования денежного обращения в Российской Федерации, поиск проблем и путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: * изучить сущность, правовые основы организации и механизм регулирования денежного обращения; * проанализировать особенности системы государственного регулирования денежного обращения в РФ на современном этапе; * выявить проблемы государственного регулирования денежного обращения и пути их решения. В процессе исследования использовался диалектический, логический, сравнительно-правовой и другие методы научного познания. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава 1. Сущность, правовые основы организации и механизм регулирования денежного обращения 1.1 Теоретические и правовые основы организации денежного обращения в РФ Денежное обращение — процесс непрерывного движения денежных знаков в связи с реализацией товаров, оплатой оказываемых услуг и совершением разных платежей. Денежный оборот — это сумма платежей, совершенных в стране за определенный временной промежуток1. Базой для денежного обращения является обращение товаров. Смена форм стоимости, т.е. превращение товарной формы стоимости в денежную и последующее использование денег для приобретения новых товаров, создаст возможность их постоянного движения. Однако, развиваясь на основе реализации товаров, денежное обращение имеет особенности и не является простым повторением товарного обращения. Все произведенные товары после реализации покидают сферу обращения и потребляются. Деньги, опосредствующие обмен товаров, не покидают сферу обращения и вновь используются для осуществления новых товарных метаморфоз. Денежное обращение является постоянным элементом процесса как простого, так и расширенного воспроизводства. Существуют наличная и безналичная формы денежного обращения. Налично-денежное обращение — это движение наличных денег. Оно обслуживается банкнотами, казначейскими билетами, разменной монетой. Банкноты (банковские билеты) — разновидность бумажных денег, исторически заменили золотые и серебряные деньги. Классическая банкнота имела два важных признака: 1) выпускалась центральным банком взамен коммерческих векселей; 2) разменивалась на золото по первому требованию. Следовательно, она имела обеспечение вексельное (товарное) и золотое (золотой запас центрального банка). В настоящее время все российские денежные купюры имеют пометку «Билет Банка России» и являются неразменными банкнотами Банка России. Банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством обращения и платежа на территории России. Казначейские билеты — разновидность бумажных денежных знаков, выпускаемых казначейством. Исторически казначейские билеты в отличие от банкнот не имели материального обеспечения и выпускались для покрытия расходов бюджетного дефицита. После отмены золотого стандарта практическая разница между казначейскими и банковскими билетами перестала существовать. В России эмиссия казначейских билетов прекратилась в 1990 г., и по мере обветшания они были изъяты из обращения2. Основным нормативным документом, регулирующим наличное денежное обращение в России, является Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"3. Налично-денежное обращение организуется Банком России по следующей схеме: наличные деньги переводятся из резервных фондов РКЦ в оборотные кассы РКЦ, затем направляются в операционные кассы кредитных организаций, которые выдают их своим клиентам — юридическим и физическим лицам. Затем то же самое, только в обратном порядке: население расплачивается с юридическими лицами, организации сдают наличные деньги в банк для зачисления на свои счета, банки сдают наличные деньги в РКЦ, а РКЦ помещают их в резервные фонды. И весь процесс повторяется (рисунок 1). Безналичное обращение — движение денег в безналичной форме посредством безналичных расчетов, проводимых либо путем списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя, либо путем зачета взаимных требований. Безналичные расчеты производятся через банки и небанковские кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета (если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов). Рисунок 1. Кругооборот наличных денег4 При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, а также в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. На Банк России как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления расчетов. Безналичные расчеты регулируются Положением Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств". Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на безналичную, и наоборот. В России расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться как наличными деньгами (без ограничения суммы), так и в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в основном в безналичной форме. Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между этими лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. Качественная характеристика совокупного денежного оборота находит отражение в денежных агрегатах, которые являются показателем объема и структуры денежной массы. Денежная масса — количество обращающихся денег за определенный период или на определенную дату, сумма наличных и безналичных денег5. Показатели динамики денежной массы используются при разработке экономической политики государства и установке количественных ориентиров макроэкономических пропорций. Методы статистического учета денежной массы в каждой стране имеют специфику. В наиболее общем виде денежные агрегаты — это показатели, измеряющие объем определенных составляющих денежной массы. Они могут быть представлены следующим образом: * М0 — наличные деньги в обращении, включая денежные средства в кассах банков; * M1 — М0 плюс средства на текущих счетах коммерческих банков и вклады до востребования; * М2 — M1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках; * МЗ — М2 плюс депозитные сертификаты, государственные облигации и другие долговые обязательства; * М4 — МЗ плюс средства в иностранной валюте физических и юридических лиц. Разграничение денежных агрегатов производится исходя из степени их ликвидности, т.е. возможности быстрой, с наименьшими рисками и затратами конверсии в быстрореализуемые средства. Денежные агрегаты ранжируются по степени уменьшения ликвидности. Так, денежные агрегаты МО и M1 характеризуют наиболее ликвидную составляющую часть денежной массы. Другие агрегаты денежной массы включают в себя денежные средства, которые используются в расчетах с определенными ограничениями. По своей сути они скорее денежные субституты, или квазиденьги. Качественный состав денежных агрегатов неоднозначен в разных странах, что обусловлено соотношением налично-денежного и безналичного оборота, спецификой денежно-кредитной системы и используемыми методами ее регулирования центральным банком6. В России национальное определение денежной массы подразумевает совокупность денежных средств в валюте Российской Федерации, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми и финансовыми (кроме кредитных) организациями и физическими лицами — резидентами России. Источником информации для расчета денежной массы являются данные ежемесячного сводного бухгалтерского баланса кредитных организаций России и сводного бухгалтерского баланса Банка России (в расчет включаются обязательства кредитных организаций и Банка России перед хозяйствующими субъектами). Банк России официально выделяет следующие агрегаты: * М0 (наличные деньги в обращении) — банкноты и монеты в обращении. Наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства; * M1 (безналичные средства) — остатки средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт) и срочных счетах, открытых в действующих кредитных организациях в рублях, а также начисленные проценты по ним; * М2 (денежная масса) — сумма наличных денег в обращении и безналичных средств. Включаются все средства нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц, являющихся резидентами России, в рублях7. В развитых странах объем денежной массы служит важным рычагом воздействия центрального банка на состояние экономики. В фазе усиления хозяйственной активности экономических субъектов спрос на деньги возрастает. В зависимости от того, насколько желательно продление такой фазы, центральный банк либо увеличивает, либо снижает количество денег в обращении. Если существует большая вероятность перепроизводства, центральный банк стерилизует денежную массу, что приводит к удорожанию кредитов и некоторому снижению хозяйственной активности. Если вероятность перепроизводства мала, центральный банк увеличивает объем денег в обращении в соответствии с возрастающим спросом на деньги. Эффективное управление денежной массой приводит к корректировке динамики показателей реального сектора экономики, заключающейся в обеспечении плавного и устойчивого его развития. В разных странах и в разные периоды в качестве целевых ориентиров выбирались разные показатели денежной массы. Выбор того или иного денежного агрегата в качестве регулирования обычно определяется конечной целью денежно-кредитной политики. В России за основу в расчетах при оценке состояния денежной массы берут агрегат М28. Основой для формирования денежных агрегатов является денежная база. В широком определении она включает в себя выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских счетах и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России (по рыночной стоимости), средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации. Денежная база не является денежным агрегатом и называется деньгами «повышенной комфортности». 1.2. Роль ЦБ РФ в современной денежной системе РФ Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России обладает экономической и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти. Его экономическая независимость проявляется в организационном и финансовом аспектах. Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом9. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а последнее – по его обязательствам. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон добровольно принимает на себя такие обязательства или когда иное не предусмотрено федеральными законами. Банку России запрещено кредитовать федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете) и бюджеты субъектов РФ. Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет пять основных целей деятельности, закрепленные в Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: 1) защита и обеспечение устойчивости рубля; 2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; 3) обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; 4) развитие финансового рынка Российской Федерации; 5) обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Реализация функций устанавливает и полномочий, предоставленных центр Банку России последней для достижения центр этих целей, осуществление превращают его устанавливает в орган монетарной экономики власти, орган платежного банковского регулирования выполняет и надзора и расчетный устанавливает центр банковской центр системы. Как орган отзыв монетарной власти власти Банк России экономики осуществляет следующие надзора функции10: - во взаимодействии осуществление с Правительством РФ разрабатывает осуществление и проводит единую прежде государственную денежно-кредитную платежной политику; - осуществляет осуществление эффективное управление последней золотовалютными резервами; - устанавливает принимает и публикует официальные официальные курсы иностранных платежного валют по отношению является к рублю; - организует организует и осуществляет валютное является регулирование и контроль реализация в соответствии с законодательством решение РФ; - принимает надзора участие в разработке реализация прогноза платежного власти баланса и организует платежного составление платежного осуществление баланса РФ; - осуществляет статистические анализ и прогнозирование устанавливает состояния экономики центр РФ в целом и по регионам прежде статистические всего денежно-кредитных, осуществляет валютно-финансовых и ценовых устанавливает отношений, публикует является соответствующие материалы реализация и статистические данные, осуществляет реализуя при организует этом задачу надзора снижения инфляционных организует ожиданий. Как орган реализация регулирования и надзора регистрирует за деятельностью кредитных расчетов организаций Банк принимает России выполняет осуществляет следующие законодательно реализация закрепленные за ним прежде функции: - принимает реализация решение о государственной расчетов регистрации кредитных статистические организаций; выдает регистрирует кредитным организациям регистрирует лицензии на осуществление официальные банковских операций, осуществляет приостанавливает их действие превращают и отзывает их; - осуществляет экономики надзор за деятельностью отзыв кредитных организаций статистические и банковских групп; - регистрирует является эмиссию ценных банковской бумаг кредитными решение организациями в соответствии осуществление с федеральными законами; - является расчетов кредитором последней платежного инстанции для устанавливает кредитных организаций, власти организует систему официальные рефинансирования; - устанавливает правительством правила проведения платежной банковских операций, платежной бухгалтерского учета власти и отчетности для официальные банковской системы. Кроме организует того, Банк статистические России как организует надзорный орган превращают устанавливает порядок надзора и условия осуществления организует валютными биржами платежной деятельности по организации организует проведения операций устанавливает по покупке и продаже платежного иностранной валюты, регистрирует осуществляет выдачу, организует приостановление и отзыв правительством разрешений им на проведение организует данных операций. Как официальные расчетный центр регистрирует банковской системы устанавливает Банк России платежного играет основную официальные роль в организации устанавливает и функционировании платежной платежного системы страны. Для прежде обеспечения эффективного банковской и бесперебойного функционирования орган последней он выполняет является следующие функции11: - устанавливает регистрирует правила осуществления осуществляет расчетов в РФ; - монопольно превращают осуществляет эмиссию отзыв наличных денег организует и организует наличное власти денежное обращение; - определяет надзора порядок осуществления платежного расчетов с международными прежде организациями, иностранными прежде государствами, а также проведения с юридическими и физическими осуществляет лицами. Как банкир реализация Правительства РФ Банк организует России осуществляет осуществление обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой деятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами. Нормативными актами Банка России являются те его акты, которые направлены на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и рассчитаны на неоднократное применение на территории РФ. Любые иные акты Банка России, в том числе распорядительные акты, акты толкования нормативных актов в сфере компетенции Банка России, акты Банка России, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования, нормативными актами не являются. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России издаются в форме его указаний, положений и инструкций. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размеры резервных требований и обязательных нормативов; прямые количественные ограничения, а также правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России12. 1.3 Механизм регулирования денежного обращения в РФ Механизм денежно-кредитного регулирования формирует условия и порядок применения методов и инструментов, определяет деятельность центрального банка по использованию этих методов и инструментов (табл. 1). Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой набор инструментов, объединяемых единым признаком. Таблица 1 Применение инструментов денежно-кредитного регулирования Предмет регулирования инструментом Характер применения инструмента Эффект воздействия инструмента Поведение банков и населения Последовательное применение Максимальный Взаимосвязь с другими видами экономической политики Установление объемов (лимитов) Равномерный Рынок и конкуренция на нем Использование временных лагов Нейтральный Циклические колебания в экономике Сокращение длительности отдельных фаз делового цикла Жесткий Метод — это способ действовать, поступать каким-нибудь образом. Инструмент — средство, используемое для достижения каких-либо целей. Методы денежно-кредитной политики — это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определенных инструментов денежно-кредитной политики. Методы денежно-кредитной политики делятся на административные и экономические. В международной практике к административным методам денежно-кредитной политики относятся меры в форме разных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке13: * лимитирование уровня процентных ставок по кредитам; * ограничение объема кредитов, выдаваемых кредитным организациям; * селективная кредитная политика, реализуемая посредством установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики; создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам; * портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг; * валютные ограничения, включающие в себя продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др. Экономические методы денежно-кредитной политики центрального банка: * нормативные — осуществляются путем использования таких инструментов, как отчисления в фонд обязательных резервов, а также коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций; * корректирующие — осуществляются путем использования следующих инструментов денежно-кредитной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке и др. Инструментами денежно-кредитной политики являются те переменные, которые находятся в сфере прямого воздействия центрального банка, величина которых может быть быстро скорректирована и с которыми тесно связаны целевые ориентиры денежно-кредитной политики14. Применяемые инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К их числу относятся гибкость (возможность маневра в процессе применения этого инструмента), возвратность (возможность проведения обратной операции), скорость и соответствие получаемых результатов поставленным целям15. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» являются: * процентные ставки по операциям Банка России; * нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); * операции на открытом рынке; * рефинансирование кредитных организаций; * валютные интервенции; * установление ориентиров роста денежной массы; * прямые количественные ограничения; * эмиссия облигаций от своего имени. Решения Совета директоров Банка России по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному опубликованию в официальном издании Банка России — в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений. Процентные ставки по операциям Банка России. Процентная политика — один из важнейших рыночных инструментов проведения денежно-кредитной политики. Эта политика заключается в установлении и периодическом пересмотре официальных базовых ставок Банка России, а также ставок по его основным операциям. С помощью процентной политики Банк России получает возможность16: * воздействовать на спрос и предложение на кредит....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: